Консультация для родителей «Родной язык - как важнейшая ступень в развитии личности ребенка в современном мире»
консультация (подготовительная группа)

Уджуху Юнара Кунчуковна

МБДОУ №16 «Нэфсэт»

 

 

 

 

 

Консультация для родителей

«Родной язык - как важнейшая ступень в развитии личности ребенка в современном мире»

 

 

 

 

Педагог-организатор

(адыгейский язык)

Уджуху Ю.К.

 

 

 

Пгт. Энем

2021г

 

 

Родной язык!
Он с детства мне знаком,
На нем впервые я сказала «мама»,
На нем клялась я в верности упрямой,
И каждый вздох понятен мне на нём.

Родной язык!
Он дорог мне, он мой,
На нем ветра в предгорьях наших свищут,
На нем впервые довелось услышать
Мне лепет птиц зеленою весной.

 

 Признание и уважение всех языков, является ключом к сохранению мира. Каждый язык неповторим. Он имеет собственные выражения, которые отражают менталитет и обычаи народа. Подобно нашему имени,  мы обретаем родной язык от  матери в детстве. Он формирует наше сознание, пропитывает заложенной в нем культурой.

Родная речь - это  живой воды родник, питающий страницы лучших книг. И тем ценней святой её глоток, что травят, загрязняют наш исток.  Каждый народ – это своя  неповторимая культура, древняя и яркая история, религиозные традиции, образ жизни. У каждого народа свой родной язык. Язык, на котором человек произносит свои первые слова: мама, папа, Родина; который навсегда оставит отпечаток в сердце. Сберечь его,  важная задача каждого человека любой национальности. «Плохих» и «хороших» языков не бывает, как не бывает «плохих» и «хороших» народов. Любой язык – это орудие, но не только орудие – он и зеркало. Зеркало жизни и труда народа, зеркало его общественного развития, его индивидуальности.  И в то же время отражение связей этого народа с другими народами. Уже с малых лет мы должны обучать детей родному языку, его уникальнейшим традициям. Ведь именно маленькие дети, впитывают в себя всё, как губка. Где, как ни в семье и детском саду ребенку учиться этому?!  Задача педагога- помочь ребенку в этом в тесном сотрудничестве с родителями. Я работаю педагогом в детском  саду. На меня возложена эта высочайшая миссия: стать для ребенка не только учителем, но и другом, помощником на пути его развития.  Актуальность темы «Родной язык - как важнейшая ступень в развитии интеллектуального и духовного развития личности ребенка в современном мире» обусловлена серьезными преобразованиями, которые происходят в современном обществе и затрагивают сферу образования. Создание объективных условий для расширения функционирования адыгейского языка повысило интерес к истории, культуре, традициям и обычаям народа, а также сделало возможным наиболее полное раскрытие психологических и личностных качеств ребенка в процессе изучения родного языка. В последние десятилетия педагогическая общественность Адыгеи особое внимание уделяет внедрению инновационных технологий обучения, воспитания и развития в систему дошкольного образования. Это позволяет выявить имеющиеся продуктивные подходы к решению образовательных проблем, в которых возможны наиболее полное раскрытие, развитие и реализация всего богатства психологических, личностных качеств каждого ребенка. При повышении качества дошкольного образования особая роль принадлежит закону Республики Адыгеи «Об образовании», в котором подчеркивается необходимость обучения родному языку в дошкольных образовательных учреждениях, акцентируется внимание на его образовательный и воспитательный потенциал, на создание необходимых условий для дальнейшего развития национального языка и культуры. Кроме того, расширение сферы функционирования адыгейского языка сопровождается повышением интереса к его истории, национальной культуре, традициям и обычаям адыгейского народа, так как овладение адыгейским языком стало жизненной необходимостью. В современных условиях модернизации дошкольного образования возникают новые требования к дошкольникам и воспитателям. Педагоги должны обладать системным мышлением, профессиональной мобильностью, информационными навыками, педагогической коммуникативно-ориентированной речью. Возрастают требования к качеству знаний, к профессиональному языку самих педагогов. В настоящее время вступил в силу Федеральный Государственный Образовательный Стандарт. В нем учитывается приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности; учет этнокультурной ситуации развития детей.  Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей. Главная цель речевого воспитания состоит в том, чтобы ребенок творчески освоил нормы и правила родного языка, умел гибко их применять в конкретных ситуациях, овладел основными коммуникативными способностями.   А для этого,  в первую очередь должно быть предусмотрено учебно-методическое, кадровое, материально-техническое, правовое обеспечение. Материальную основу всего учебно-воспитательного процесса современного детского сада составляют программы, наглядные пособия, методическая литература, технические средства обучения. Основное содержание программы воспитания в детском учреждении составляет национальный региональный компонент. Дети дошкольного возраста воспитываются в среде с национальным колоритом, знакомятся со сказками, стихами, загадками слушают народные песни, играют, учатся исполнять национальные танцы.  При подготовке к занятиям, необходимо ставить следующие задачи:  воспитывать у детей любовь к родному краю, к её природе и бережное отношение к ней; воспитывать патриотические чувства у детей, гордость и уважение к прошлому и настоящему родного края; познакомить детей с интересными историческими событиями, трудовой деятельностью, культурой, бытом и праздниками  адыгейского народа. Все эти задачи осуществляются не только на занятии по обучению родному языку, но и реализуются в изобразительной деятельности, самостоятельной художественной деятельности. Огромная роль принадлежит декоративно-прикладному искусству, музыке, ознакомлению с народными обычаями, традициями. Важнейшее значение имеет проведение адыгейских праздников. Основным направлением обучения адыгейскому языку в дошкольном учреждении является формирование и развитие у детей простейших умений и навыков овладения адыгейской речью в устной форме. К концу подготовительной группы, дети должны уметь воспринимать адыгейскую речь на слух и вести несложный разговор (диалог),  составлять небольшое описание  предмета, рассказать о детском саде, о своей семье,  о себе, о друзьях и т.д., в пределах доступной их возрасту тематике; усвоенных слов, грамматических форм, синтаксических конструкций и типов предложений. Важнейшим моментом является учет их психологических особенностей. Формирование и развитие умений и навыков  калмыцкой устной речи проводится в игровых и учебных ситуациях по темам всего, что их окружает (игрушки, предметы одежды, обуви, продукты питания, посуда овощи, фрукты, семья, детский сад, и т.д.). Программа обучения детей адыгейскому языку в группах с различными категориями детей, должна раскрывать уровень речевого развития, состав и последовательность работы по усвоению звуковой системы языка, его лексики и грамматического строя.  Основной  формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.  Именно поэтому  занятия в основном  должны представлять  собой разговорные упражнения, при проведении которых детям прививаются первоначальные умения в диалоге, монологической речи на адыгейском языке, чтение стихотворений, прослушивание аудио сказок.  В работе по воспитанию у детей дошкольного возраста любви и уважения к национальным традициям     используется   адыгейский фольклор и детская национальная литература. Дошкольники младшего и среднего возраста лучше воспринимают потешки, песенки, народные игры с речетативом. В своей работе необходимо использовать  мультимедийные ресурсы нового поколения,   различные презентации, просмотр мультфильмов, прослушивание аудиосказок. При изучении родного языка  постепенно включать  в свою речь новые слова, формы слов, типы предложений, образцы связной речи,  чтобы изученные слова  регулярно использовались в речи детьми. Опыт показывает, что изучение адыгейского языка в дошкольном учреждении может быть успешно реализовано в том случае, если язык будет выступать не только в качестве предмета изучения, но, и будет регулярно, активно использоваться детьми в их повседневной жизни и деятельности. Дети очень любят сказки. Адыгейские народные сказки раскрывают традиции народа, его устои: глубокую почтительность и отзывчивость, сострадание к ближнему. Художественная литература дает богатый материал для нравственного воспитания, заставляет ярче и глубже переживать нравственные поступки, чувства героев. Таким образом, основным компонентом национальной культуры выступает национальный язык. Именно благодаря  ему сохраняется нация,  правильное понятие о древних традициях и культуре, знания о своей религии. В образовательной деятельности при обучении адыгейскому языку дошкольники получают не только новые знания о родной земле,  о национальностях, проживающих на территории республики, а тем самым создаются  условия для формирования нравственных чувств.

Язык - это символ культуры, который ничем не заменить. Это богатство. И чем больше языков знает человек, тем он духовно богаче! А для этого нам нужно уметь искать, собирать знания по крупицам и быть упорными в приобретении знаний. Именно этому мы должны учить детей. Воспитывать любовь к чтению, знаниям. И делать это будет намного эффективнее в тесном сотрудничестве с родителями. Ничто другое так не оказывает влияния на душу ребенка, как личный пример взрослого. А значит,  впереди нас ждет большой и упорный труд, который непременно принесет свои плоды!

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon konsultatsiya_dlya_roditeley_rodnoy_yazyk.pdf189.37 КБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: «ВЛИЯНИЕ СКАЗКИ НА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА»

«ВЛИЯНИЕ СКАЗКИ НА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА» Сказка, неизменный спутник детства, давно привлекала внимание психологов. Сказка является необходимым средством в постижении ребёнком...

Консультация для родителей на тему: «Влияние животных на полноценное развитие личности ребенка»

Домашние животные, как и растения, приносят большую радость детям. Мир животных чрезвычайно привлекателен для ребенка. В отличие от растений, животные обладают определенным своеобразным поведением. Он...

Взаимодействие педагогов детского сада и родителей как одно из важных условий гармоничного развития личности ребенка-дошкольника.

Статья написана в помощь начинающим педагогам, а также тем воспитателям, которые, проходя курсы повышения квалификации, систематизируют накопленный педагогический опыт....

«Родной язык - как важнейшая ступень в развитии интеллектуального и духовного развития личности ребенка в современном мире»

Основным компонентом национальной культуры выступает национальный язык. Именно благодаря нему сохраняется нация,  правильное понятие о древних традициях и культуре, знания о своей религии. В обра...

Консультация для родителей на тему: «Родной язык - как важнейшая ступень в развитии интеллектуального и духовного развития личности ребенка в современном мире»

laquo;Родной язык – святой язык, отца и матери язык,Как ты прекрасен! Целый мир в твоем богатстве я постиг!Качая колыбель, тебя мне в песне открывала мать,А сказки бабушки потом я научился пони...