Проект «Русские народные традиции»
проект (подготовительная группа)

Чем больше дети будут вовлечены в процесс самостоятельной исследовательской, познавательной и продуктивной  деятельности (по познанию истории и культуры русского народа), при постоянном сотрудничестве с родителями, тем бережнее будут относиться к своей Родине. Будут чтить, и знать историю, культуру, традиции и обычаи своей страны.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект «Русские народные традиции»

Разработала: воспитатель Курилова И.Н. МДОУ «Детский сад №22 «Лужок» с.Ждановка Краснокутского района Саратовской области

«Воспитание, лишенное народных корней - бессильно»

Р.К. Ушинский

Актуальность.

Сегодня, мы на многое начинаем смотреть по – иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа. С уверенностью можно сказать, что большинство людей, к сожалению, поверхностно знакомо с народной культурой.

Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Что их радовало, а что тревожило? Какие они соблюдали традиции и обычаи? Чем украшали свой быт? Как одевались? Какие игры были у детей? Какие праздники?

Ответить на эти и подобные вопросы – значит, восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности. Для этого надо обратиться к истокам русской народной культуры, истории Руси, соприкоснуться с народным искусством и частью души ребенка, началом, порождающим личность. Чтобы воспитать в детях гордость за свой народ, поддержать интерес к его истории и культуре, помочь хорошо узнать и уважать свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа и создан проект «Русские народные традиции и культура».

Ведущей идеей данного проекта является воспитание дошкольников средствами народной культуры, развитие у детей интереса к народной культуре, потребности приобщения к народным традициям, формирование интересов и вкусов детей, воспитание личности дошкольника средствами народного творчества.

В дошкольном возрасте закладываются основы личности; именно дошкольное детство, для которого характерно эмоционально-чувственное восприятие действительности, является благоприятным для нравственного и эстетического воспитания.  Именно в этот период происходит бурное накопление жизненного опыта: нравственного, социального, духовного. Человек за первые 7 лет жизни приобретает столько, сколько не может приобрести за всю последующую жизнь и упущения  в  этом возрасте не наверстываются впоследствии. Именно этот возраст нельзя пропустить для становления представлений о добре и зле, о нравственных эталонах и нравственных нормах поведения и взаимоотношений.В своей работе с детьми дошкольного возраста я убедилась, что положительные качества личности ребенка можно развивать с помощью ознакомления дошкольников с устным народным творчеством, с обычаями и традициями русского народа.  Именно в них каждый ребенок может проявить себя наиболее полно и реализовать свою творческую активность. Особенно активен и заинтересован ребенок будет, если изучать историю, традиции, обычаи и культуру он будет вместе с родителями. Которые в свою очередь должны быть активными помощниками и наставниками для своих детей на протяжении всего проекта.

Паспорт проекта

Проблема: Незнание детьми истории, культуры, традиций и обычаев русского народа. Родители не рассказывают и не передают историю русских. Углубить и расширить знания детей 6-7 лет о русских: истории, традиции, праздники и обычаи.

Цель: сформировать понятие о русском народном творчестве; создать условия для формирования основ патриотического сознания и воспитания общечеловеческих ценностей у детей дошкольного возраста (6-7лет) через знакомство с историей и культурой России, через потенциал русских народных произведений и художественных промыслов.

Задачи:

1. Способствовать формированию патриотических чувств у детей: любви к родине, уважения к традициям народной культуры и истории через знакомство детей с русским фольклором, с жанром устного народного творчества.

2. Знакомить детей с народным декоративно – прикладным искусством.

3. Создать условия для активации творческого мышления детей посредствам народных игр, которые призваны развивать память, внимание, сообразительность, дружелюбие.

Продолжительность проекта: краткосрочный (  9 января-1 марта)

Руководитель проекта: Курилова И.Н

Участники проекта: дети старшей группы, музыкальный руководитель, родители.

Вид проекта: творческий  проект.

Гипотеза проекта:

Чем больше дети будут вовлечены в процесс самостоятельной исследовательской, познавательной и продуктивной  деятельности (по познанию истории и культуры русского народа), при постоянном сотрудничестве с родителями, тем бережнее будут относиться к своей Родине. Будут чтить, и знать историю, культуру, традиции и обычаи своей страны.

 

Основные методы, приемы.

Наглядные материалы: плакаты, иллюстрации; информация из интернета, литература. Чтобы помочь ребенку сориентироваться в огромном потоке информации, использую в своей работе средства ИКТ (проектор, экран) так как они позволяют воспитателю значительно расширить возможности предъявления разного рода информации. Сбор информации с непосредственным участием родителей и воспитанников.

Методы и приемы:

  • метод обследования, наглядности (рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, видеофильмов, презентаций и т.д.)
  • словесный (беседа, использование художественного слова, пояснения)
  • практический (самостоятельное выполнение детьми работы, использование различных инструментов и материалов для изображения)
  • проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия)
  • сотворчество (взаимодействие педагога и ребенка, родителя и ребенка в едином творческом процессе).

Метод трех вопросов:
Что знаем? 
Русский народ.
Что хотим узнать?
Историю, культуру русского народа.
Прикоснуться и окунуться в традиции и обычаи русского народа.
Где и как найдем ответы на вопросы?
Будем спрашивать у взрослых.
Будем рассматривать фотографии, читать литературу.

Форма взаимодействия с родителями.

1. Беседа: «Какие формы работы можно использовать при знакомстве детей с историей, культурой, традиции и обычаи русского народа»;

2. Родительское собрание «Как рассказать детям о русских» показ презентации «Как зарождалась Русь».
3.Памятка для родителей «Как зарождалась Русь».
4. Лэпбук «
Русские народные традиции».

5.Оформление папки-передвижки «Роль родителей в возрождении русских традиций»

6. Русские народные праздники: «Масленица»

Этапы работы над проектом

Этап

Основные направления реализации проекта (мероприятия)

I этап

Подобрать методическую и художественную литературу по данной теме.

Приготовить наглядные и демонстрационные материалы.

Информирование родителей о теме данного проекта.

Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта Диагностика воспитанников

II этап

Беседы по теме.

Создание подборки  стихов по теме;

Экскурсия в библиотеку  .

Занятия познавательного цикла.

Продуктивная деятельность.

Создание папки-передвижки «Роль родителей в возрождении русских традиций»

Оформление рекомендаций для родителей

Акция «Помни русские народные праздники»

III этап

Презентация.

Лэпбук  «Русские народные традиции»

Праз       Праздник «Масленица»

Реализация проекта

Направления работы

Виды деятельности

Социально-коммуникативное

развитие

Просмотр электронной презентации:

« Как зарождалась Русь»,

 «История русского платка»,

«Городецкая роспись,  

«Дымковская игрушка»;

Беседа :«Путешествие по русским народным  сказкам ».

Беседа :«Знакомство с народными игрушками»

Экскурсия в библиотеку.

Экскурсия в мини-музей : «Русская изба»

Сюжетно-ролевые игры:

«Семья» , «Я фотограф»

Познавательное развитие

Дидактические игры:

«Что спрятано в сундуке».

«Чей костюм»,

«Укрась кокошник»,

«Составь узор», 

«Угадай роспись».

Просмотр мультфильмов о русских традициях для детей "Дудочка и кувшинчик"  Союзмультфильм,

"Молодильные яблоки" Союзмультфильм.

«Три мешка храбрости» Союзмультфильм.

НОД «Русская народная игрушка (матрешка)»

Речевое развитие

Чтение художественной литературы:

знакомство с малыми фольклорными формами (потешками, песенками, пословицами, поговорками, прибаутками, закличками);

 чтение русских народных сказок: «Гуси - лебеди»; «По щучьему велению», «Лисичка со скалочкой», 

чтение рассказов Валерия Кострючина из книги «Небесные колокольчики «Зернышки»; «Христос и дети»;

 «Материнская любовь»; 

«Любовь к людям прогоняет скуку»; «Пасхальный звон колоколов».

Художественно-эстетическое развитие

Продуктивная деятельность:

Декоративное рисование «Русский народный костюм.Рубаха».

Аппликация «Матрешка»

Пластилинография «Жостовские подносы»

Физическое развитие

Физкультминутка

«За землю русскую»,

«Каштаны»

Русские народные игры

Дыхательная гимнастика

«Качели»,

«Бегемотик».

Пальчиковая гимнастика.

«Вышел дождик на прогулку»,

«Корзина с овощами»,

«Я перчатку одеваю»,

«У Матрешиной сестрицы»,

«Жил да был один налим».

Музыкальный фольклор.

Русская народная музыка.Прослушивание и изучение русских народных песен разных жанров:

Былины,

Хороводные,

Плясовые,

Частушки,

Игровые,

Песни о природе и родном крае

Предполагаемые итоги реализации проекта.

 - Расширить и углубить знания и представления детей о русском народе.

  -  Познакомились с историей русского народа, фольклором музыкальным, фольклором в устном народном творчестве,  декаративно-прикладным искусством, национальной кухней, национальным костюмом, народными праздниками.  Дети и родители испытывали гордость и проявляли интерес на протяжении всего проекта.

- Сформировано уважительное отношение к русскому народу и народу населяющую Россию, к их культуре, традициям и обычаям.

 - Развивать познавательную активность ,понимание важности русского народа, и знание о других народах проживающие на территории России.

-  Наладить активный контакт с родителями и детьми. Стать во время проекта одной дружной семьей.

- Привлечение, интерес, участие, вовлеченность родителей и детей  в образовательный процесс.

-  Выставка работ (рисунки, аппликации, пластилинография).

Список литературы

  • Под редакцией Т.С. Комаровой  «Народное искусство детям». Издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ, Москва 2016.
  • Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников [текст]: методические рекомендации/ Н.В. Алешина. – М.: ЦГЛ, 2005. – 205 с.
  • Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников. [текст]: пособие для педагогов дошкольных учреждений/ Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. – М.: издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008. - 112 с.
  • Еремеева В.Д. Мальчики и девочки. Учить по-разному, любить по-разному [текст]: нейропедагогика - учителям, воспитателям, родителям, школьным психологам / В.Д. Еремеева. – Учебная литература, 2008. – 160 с.
  • Российская академия наук. Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН Центр коренных народов Ленинградской области. О.И. Конькова, Л.С. Лавреньтьева, Л.А. Сакса «коренные народы Ленинградской области» справочноиформационное издание для детей Санкт-Петербург 2014год.
  • «Наша родина-Россия» Москва РОСМЭН 2016,
  • «Природа России» Москва РОСМЭН 2016,
  • Из «Сказаний русского народа», собранных И.П.Сахаровым «Народные праздники и обычаи». Москва «Дружба народов» 1991г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект Русские народные традиции «Сказание о князе Петре и княгине Февронии».

Забыты русские православные традиции. Только с 8 июля 2008 года наша страна отмечает День семьи, любви и верности, который стал поистине всенародным праздником и шагнул далеко за пределы России. Но де...

Методическая разработка "Мастер-класс по изготовлению ДОМОВОГО". Проект "Русские народные традиции. Обереги."

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"11179363","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"408","width":"480"}}]]МАСТЕР – КЛАСС  по изготовлению  «ДОМОВОГО».ЗАДАЧИ:1...

Презентация проекта "Русские народные традиции"

Дать детям представление о традициях проведения праздников на Руси. Познакомить с колядками, учить передавать характер колядок при их исполнении...

Активизация познавательного интереса дошкольников к народной игрушке в процессе реализации проекта «Русские народные традиции»

В статье говориться, что народное искусство широко применяется в художественном воспитании детей.Народное творчество прививает интерес и любовь к народному искусству, любовь к Родине, к своему народу....

Проект "Русские народные традиции"

Формирование общечеловеческих ценностей у детей дошкольного возраста на основе приобщения к истокам русской народной культуры, воспитание духовности, патриотического сознания, создание условий дл...

Краткосрочный проект "Русские народные традиции и культура"

Краткосрочный проект "Русские народные традиции и культура"...

проект Русские народные традиции

проект Русские народные традиции...


 

Комментарии

Лапина Виолетта Львовна

Прекрасный проект!
Педагог вложил много сил, традиции русского народа всегда будут актуальны.
Желаю больших высот и творческих идей!