проект Русские народные традиции
проект (младшая группа)

Ковалева Майя Салмановна

проект Русские народные традиции

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_rnt.doc100.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ

« Русские народные традиции »

Актуальность

С давних пор дошкольная педагогика признает огромное воспитательное значение народных традиций. Через близкое и родное творчество, традиции своих земляков детям легче понять  другой народ, получить первоначальное патриотическое  воспитание.

Россия – родина для многих. Но для того, чтобы считать себя ее сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю, традиции,  культуру как свои собственные.

Глубокий, духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства.

Одним из наиболее важных средств эстетического воспитания и формирования активной творческой личности является народное искусство. В народном искусстве обобщены представления о прекрасном, эстетические идеалы, мудрость народа, которые передаются из поколения в поколение. Через народное искусство ребенок познает традиции, обычаи, особенности жизни своего народа, приобщается к его культуре. Народное творчество богато ритмами и повторами, оно несет в себе конкретные образы, краски, доступно и интересно ребенку, что является основой для пробуждения и упрочнения эмоционально-положительного отношения детей к нему.

 Ценность народного искусства определяется еще и тем, что оно воздействует на чувства ребенка благодаря средствам выразительности, и это воздействие носит естественный, ненасильственный характер. В силу этого оно доступно детям с разным уровнем развития, и каждый ребенок получает от этого удовольствие и эмоциональный заряд. Оно привлекает внимание детей, и поэтому на основе выделения элементов народного искусства, цветового строя, композиции, его можно использовать для развития ребенка: восприятия эстетического отношения и эстетической оценки, т.е. воздействия на чувственную сферу ребенка народное искусство стимулирует развитие творческих способностей личности.

  • Цель проекта: Дать детям представление  о русских традиционных праздниках и обрядах,   содействовать интересу детей к народному творчеству и фольклору, расширить словарный запас детей, используя в речи вежливые слова, воспитывать эмоциональную отзывчивость.

Задачи проекта:

  1. Познакомить с русскими народными обрядовыми праздниками и народными играми.
  2. Познакомить детей с малыми формами фольклора: потешками,  загадками, сказками, колыбельными.
  3. Познакомить детей с народными игрушками, музыкальными инструментами и традиционными промыслами.
  4. Воспитывать уважение к труду взрослых.
  5. Создать условия для развития речи, обогащения словарного запаса, а также для развития познавательной активности и  любознательности у детей.
  6.  Привлечь родителей  к созданию в группе музея-выставки предметов народной культуры и быта.

Ожидаемые результат:

- дети знают 2-3 потешки, сказки, загадки,

- называют 2-3 героев сказок,

- называют предметы быта русского народа,

- дети знают правила 2-3 русских народных игр,

- дети знают названия обрядовых праздников Масленица, Пасха,

- при помощи родителей мини-музей обогащён экспонатами..

Характеристики проекта:

Участники проекта : дети, воспитатели,  родители

Продолжительность проекта : 10 недель, среднесрочный

По количеству участников – Групповой

Программа реализации педагогического проекта:

  1. Изучение психолого-педагогической литературы по  проблемам проекта.
  2. Изучение положительного педагогического опыта, использование народного фольклора для воспитания детей дошкольного возраста.
  3. Изучение традиций народного семейного воспитания.
  4. Разработка плана работы с детьми.

 

Основные формы работы с детьми:

  1. Беседы, рассматривание картин, иллюстраций, наглядно-дидактического материала.
  2. Хороводные игры, игры-забавы, подвижные игры, игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры.
  3. Знакомство с  литературой и народным творчеством, чтение.
  4. Просмотр презентаций.
  5. Рисование, лепка, аппликация
  6. Театрализация сказок

Система работы с родителями:

  1. Привлечение родителей к созданию  мини-музея «Русская изба»
  2. Проведение совместных выставок «Народные игрушки своими руками», «Аленкин огород»
  3. Консультации для родителей: «Роль семейных традиций  в воспитании детей», «Воспитание через приобщение  к народной культуре»
  4. Проведение досугов для детей с участием родителей «Масленица», «Путешествие в сказку»
  5. Составление картотеки русских народных сказок и потешек .

Тематическое планирование:

Даты

Тема недели  по основному планированию

Тема Проекта

НОД  и СОД

Образовательные области

29.01-02.02

Я расту здоровым

Потешка и колыбельная – для чего нужны? Почему важны?

Цель: Вызвать  интерес к потешке и колыбельной . Дать представление о том, что такое потешка, что такое колыбельная, ответить вместе с детьми на вопрос - для чего люди  их придумали?  

Беседа на тему «Потешка и колыбельная – для чего нужны? Почему важны?»

Разучивание потешек:  «Водичка-водичка», «Что такое чистым быть?»,

Беседа «Вежливые слова»

Чтение  и пропевание  колыбельной  «Баю-баюшки, баю»

П/ и « Мыши водят хоровод»

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Физическое развитие

05.02-09.02

Наш старый добрый друг Корней

Сказка двери отвори и всех нас к себе впусти

Цель: Создать условия для развития у детей интереса к слушанию сказок, к  рассказыванию сказок, к театрализации сказок, учить слушать внимательно произведение, понимать смысл прочитанного, отвечать на вопросы.

Беседа: Что такое русская народная сказка?

Н/п игра «Сложи сказку», «Любимые сказки»

Чтение  и драматизация  рн сказки  «Теремок»

Д/и «Доскажи словечко»

Подв. игра «Зайка беленький сидит и ушами шевелит»

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Физическое развитие

12.02-16.02

Народная игрушка

Масленица

Матрешка. Масленица- лакомка

Цель:  Расширить представление о том, чем играли наши бабушки и дедушки, о народном искусстве, вызвать радость  от встречи весны  и  интерес   к празднику Масленицы, развивать диалогическую   речь через устное народное творчество.

Разучивание заклички :  «Весна, весна красная»  и потешки «Кисонька-мурысонька»

Пластилинография «У наших у матрешек разноцветные одежки». Цель:  Формировать умение расписывать матрешку методом пластилинографии. Развивать глазомер, чувство цвета, формы, ритма, пропорции. Воспитывать интерес к народной культуре, эстетический вкус.

Хороводные  игры «Каравай» «Карусели»

Дидактическая  игра  «Матрешка» Цель: учить разбирать и собирать матрешку

Досуг для детей «Встреча Масленицы»

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Физическое развитие

19.02-22.02

Наши защитники

Национальный русский костюм

Цель: дать представление о русской национальной женской (сарафан, рубаха, лента)  и мужской (рубаха, пояс, штаны) одежде.

Рассматривание  и беседа по картине «Три богатыря»

Аппликация « Русский сарафан» Цель: закрепить название элемента женской национальной одежды - сарафана, воспитывать художественный вкус.

Умывание с потешкой «Ай, лады, лады»

Хороводная игра «У медведя во бору»,

Игра-забава «Идет коза рогатая»

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Физическое развитие

26.02-02.03

Посуда

Народные промыслы: Гжель, Хохлома. Самовар

Цель: вызвать у детей интерес к народному творчеству- росписи, показать его разнообразие, познакомить с предметом русского быта-самоваром.

Чтение рн сказки «Три медведя», беседа по теме: «Русское гостеприимство»

 Рисование «Сказочная гжель» Цель: учить рисовать мотивами гжельской росписи, создавать выразительные узоры на поделке, закреплять знания о цвете.

С/р игра «Посиделки у самовара»

Просмотр презентации «Гжель», «Хохлома»

Хороводная игра «Заинька», Подвижная  игра «Стадо»

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Физическое развитие

05.03-09.03

Моя мамочка

Игрушки из глины: дымковская  лошадка

Цель: познакомить с видом русского народного творчества-лепка из глины, вызвать интерес  к созданию игрушек своими руками

Рассказывание русской народной сказки «Козлята и волк», разучивание колыбельной «Уж ты, котя, коток..»

Рисование « Разноцветные лошадки» Цель: познакомить детей с дымковской росписью; формировать умение у детей рисовать нетрадиционным способом – ватными палочками, развивать эстетическое восприятие

Просмотр наглядных пособий по теме: «Игрушки из глины»

Подвижная игра «Курочка-хохлатка», хороводная игра «Маша шла»

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Физическое развитие

12.03-16.03

Пришла весна

Изменения в природе

Народные инструменты: балалайка, гусли.  

Цель: Познакомить детей с русскими народными инструментами: балалайка и гусли, проложить знакомство с такими инструментом как деревянные ложки, развивать  слуховое восприятие, внимание  и интерес к игре на музыкальных инструментах

Демонстрация  народных инструментов: балалайка и гусли.

Прослушивание  муз. произведений  «Калинка-малинка» (игра на балалайке) и «Валенки» (игра на гуслях)

Дидактическая  игра «Угадай по звуку»

Драматизация сказки «Петушок, золотой гребешок»

Хороводная игра «Кто у нас хороший?»

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Физическое развитие

19.03-23.03

Знакомство с театром

Русская изба

Цель: Познакомить детей с русской избой, с предметами старинного русского быта (печь, лавка, скамейка, люлька, кочерга);

Беседа по теме: «Вежливые слова»

Рассматривание макета «Русская печка»

Лепка «Колодец»  Цель: объяснить значение слова, познакомить с макетом колодца, учить делать колодец из пластилиновых колбасок.

Прослушивание музыкального произведения «Колобок»

Настольный  театр «Репка» Цель: напомнить содержание сказки, вызвать желание рассказать сказку вместе с воспитателем, способствовать активизации речи, учить выполнять действия, о которых говорится  в сказке.

Хороводная игра «Пузырь»,

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Физическое развитие

26.03-30.03

Огород на подоконнике

Народные игры

Цель: Продолжать знакомить детей с русскими народными играми, приобщать детей к истокам русской народной культуры

Чтение сказки «Вершки и корешки»

Разучивание пословиц и поговорок об овощах

Театрализованная игра «Репка»

Дидактическая игра «Угадай по вкусу»

Знакомство с русскими народными  играми  «Салки», «Гуси-гуси »

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Физическое развитие

02.04-08.04

Мои любимые сказки

Пасха

Цель: познакомить  с церковным праздником Пасхой; уточнить, что яйцо- символ жизни.

Пересказ сказки «Козлята и волк»

Дидактическая игра «Кто в теремочке живет?»

Дидактическая игра «Расскажи сказку по картинке»

Лепка: «Колобок, румяный бок»

Коллективная работа «Расписные яйца»

Пальчиковый театр «Теремок»

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Физическое развитие

Итоговое мероприятие – Путешествие в сказку

Образовательные области:

Познавательное  развитие

Цель: Продолжать развивать восприятие, создавать условия для ознакомления детей с цветом, формой, величиной, осязаемыми свойствами предметов (теплый, холодный, твердый, мягкий, пушистый и т.п.); развивать умение воспринимать звучание различных музыкальных инструментов, родной речи.

  • Беседы с детьми на тему «Вежливые слова», «Что такое русская народная сказка», «Русское гостеприимство»
  • Рассматривание иллюстраций и фотографий календарных  праздников (День защитника Отечества, Международный женский день, День Космонавтики),  а также церковных и обрядовых праздников (Пасха, Масленица).
  • Рассматривание  образцов росписей «Гжель», «Хохлома», «Дымковская игрушка», «Филимоновская игрушка»
  • Просмотр презентаций на темы:  «Русская Матрешка», «Дымковские игрушки», «Гжель», «Хохлома», «Русский  национальный костюм», «Русские народные музыкальные инструменты и игрушки»

Социально-коммуникативное  развитие

Цель: Поощрять участие детей в совместных играх, основанных на  русских традициях. Развивать интерес к различным видам русских народных игр. Развивать умение соблюдать в ходе игры элементарные правила. Пробуждать интерес детей к театрализованной игре, создавать условия для театрализации русских народных сказок. Развивать умение имитировать характерные действия и настроение  сказочных героев.

  • Сюжетно-ролевые игры «В гости на блины», «У самовара», «Хозяюшка»
  • Игры «Кот и мыши», «Гуси-гуси»
  • Дидактические  игры «Расскажи сказку по картинке», «Доскажи словечко», «Любимая сказка»
  • Театрализация сказок «Репка», «Теремок», « Петушок, золотой гребешок»

Художественно-эстетическое развитие

Цель: формировать интерес  к русскому народному творчеству, приобщить к народному искусству через продуктивную деятельность : лепку, рисование, аппликацию;  создать условия для удовлетворения потребности детей к самовыражению.

  • Прослушивание  русских народных песенок «Валенки», «Калинка»
  • Рисование  «Сказочная гжель», «Разноцветные лошадки»,
  • Лепка из пластилина «Колобок, румяный бок», «Колодец»
  • Роспись  пасхальных яиц
  • Аппликация «Сарафан»

Физическое развитие

Цель: приобщать детей к истокам русской народной культуры; знакомить с народными играми; развивать двигательную активность., закреплять умение бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, ориентироваться в пространстве, действовать по сигналу и выполнять действия в соответствии с текстом

  • Игры-хороводы  «Шла коза по лесу», «Каравай», «Вышел Ваня погулять», «Маша щла», «Заинька».
  • Игры  «Салки», «Гуси, гуси», «Кошки мышки», «У медведя во бору», «Курочка-хохлатка», «Стадо», «Зайка беленький сидит и ушами шевелит»

Речевое развитие

Цель: развивать монологическую  и диалогическую речь детей через устное народное творчество, воспитывать эмоциональное восприятие содержания сказок, потешек, колыбельных.

  • Чтение русских народных сказок  «Репка», «Заюшкина избушка», «Теремок» , «Курочка ряба», «Гуси-лебеди» и т.д.
  • Чтение и заучивание потешек : «Ай, лады, лады», «Водичка-водичка»,   «Кисонька- мурысонька», «Сорока-ворона» , а также  весенней заклички «Весна, весна красная»

Этапы проекта

1.Организационный. 

- Формулирование цели и определение задач.

- Составление плана основного этапа проекта.

- Подбор и анализ литературы, информации с интернет ресурсов по теме проекта.

- Подбор материалов по теме проекта.

- Организация предметно - развивающей среды в группе, в соответствии с планом основного этапа реализации проекта.

- Взаимодействие с родителями:  привлечение родителей к пополнению мини-музея «Русская изба», беседа «Как приобщить современного ребенка к русскому народному творчеству?», индивидуальные беседы на тему: «Семейные традиции»,  консультация «Воспитание через приобщение  к народной культуре»; рекомендации посетить с детьми Этнографический музей, музей декоративно-прикладного творчества.

2. Планирование деятельности. ( см выше)

3. Заключительный.

Итоговое мероприятие  «Путешествие в сказку»

Итоги проекта

4. Продукты проекта

Создание картотеки русских народных игр по возрасту

Организация в группе выставки- музея предметов русского народного быта.

Используемая литература:

-1. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб. : Детство-Пресс, 2008.

2. Тихонова М. В., Смирнова Н. С. Красна изба… Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. – СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.

3. Литвинова М. Ф. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. / М. : Айрис-пресс, 2003.

4.Интернет  ресурсы:    http://www.maam.ru/,    http://dohcolonoc.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект Русские народные традиции «Сказание о князе Петре и княгине Февронии».

Забыты русские православные традиции. Только с 8 июля 2008 года наша страна отмечает День семьи, любви и верности, который стал поистине всенародным праздником и шагнул далеко за пределы России. Но де...

Методическая разработка "Мастер-класс по изготовлению ДОМОВОГО". Проект "Русские народные традиции. Обереги."

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"11179363","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"408","width":"480"}}]]МАСТЕР – КЛАСС  по изготовлению  «ДОМОВОГО».ЗАДАЧИ:1...

Презентация проекта "Русские народные традиции"

Дать детям представление о традициях проведения праздников на Руси. Познакомить с колядками, учить передавать характер колядок при их исполнении...

Проект «Русские народные традиции»

Чем больше дети будут вовлечены в процесс самостоятельной исследовательской, познавательной и продуктивной  деятельности (по познанию истории и культуры русского народа), при постоянном сотруднич...

Активизация познавательного интереса дошкольников к народной игрушке в процессе реализации проекта «Русские народные традиции»

В статье говориться, что народное искусство широко применяется в художественном воспитании детей.Народное творчество прививает интерес и любовь к народному искусству, любовь к Родине, к своему народу....

Проект "Русские народные традиции"

Формирование общечеловеческих ценностей у детей дошкольного возраста на основе приобщения к истокам русской народной культуры, воспитание духовности, патриотического сознания, создание условий дл...

Краткосрочный проект "Русские народные традиции и культура"

Краткосрочный проект "Русские народные традиции и культура"...