Доклад "Проектирование развивающей предметно - пространственной среды современного детского сада"
материал

Доклад "Проектирование развивающей предметно - пространственной среды современного детского сада"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Доклад42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад

«Проектирование развивающей предметно-пространственной среды современного детского сада»

Воспитатель Мутьева В.С.

2015 год

Для повышения качества образовательных услуг, построения эффективного педагогического процесса в современном детском саду принципиально важным является понимание возможностей предметно – пространственной среды, знание нормативных требований и подходов к ее проектированию.

Наиболее приемлемая для каждого дошкольного учреждения предметно – пространственная среда проектируется на основе:

  • реализуемой в детском саду образовательной программы
  • требований нормативных документов
  • материальных и архитектурно – пространственных условий
  • предпочтений, субкультуры и уровня развития детей
  • общих принципов построения предметно – пространственной среды (гибкого зонирования, сочетания привычных и неординарных элементов, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого, опережающего характера содержания образования, учета половых и возрастных различий детей, уважение к потребностям и нуждам ребенка).

На основе анализа современных исследований, разработок и педагогической практики выделим ряд проблем в организации предметно-развивающей среды детского сада.

  1. Сохранение и иногда доминирование традиционного или формального подхода к определению способов организации пространства, его наполненности, отбору игровых и учебных материалов. Причиной этого зачастую является непонимание педагогами возможностей пространственно-предметной среды в активизации разнообразной детской деятельности. Среда воспринимается своего рода фоном педагогического процесса.
  2. Некоторая стихийность при отборе игровых и учебно-методических пособий, материалов, что вызвано объективными и субъективными причинами (недостаточным финансированием, отсутствием ряда качественных и разнообразных материалов, личными предпочтениями и запросами педагогов, формированием банка пособий по одному наиболее знакомому и предпочтительному направлению).
  3. Недооценка необходимости использования разных материалов и пособий, что может привести к обеднению детского опыта. Это проявляется в использовании преимущественно одного вида материалов (печатных наглядных пособий, ограниченного набора предметов народных промыслов, «устаревших» игрушек, дидактических игр) или в ряде случаев перенасыщенности предметной среды (наполненности большим числом однообразных материалов).
  4. Непродуманность и нерациональная организация, создание среды не как целостного пространства, а как механической суммы зон и уголков, что приводит к повышению тревожности и нарастанию признаков утомляемости.
  5. Жесткое зонирование пространства, статичность среды, что провоцирует снижение интереса дошкольников к ее освоению.
  6. Нарушение эстетической гармонии в оформлении, использование большого числа не сочетающихся эстетически предметов, аляповатого цветового решения, ярких негармоничных цветовых доминант, что не способствует формированию целостной эстетической картины мира, приводит к усталости от такого рода среды.
  7. Неумение педагогов активизировать деятельность детей по освоению предметной среды.
  8. Непонимание изменения пространства современного ребенка. Появление новых игрушек и пособий (конструктора «Лего», трансформеров, коллекционных кукол), технических приспособлений и компьютерных приложений (электронных и роботизированных игрушек, компьютерных игр), а также изменение способов представления информации в средствах масс-медиа создают принципиально отличную от традиционной и характерной для 60-90-х годов прошлого века среду. Виртуальная среда часто является намного привлекательнее для современных дошкольников. Поэтому необходимо создавать пространство, интересное современным детям, спроектированное с учетом их интересов и субкультуры.

Продуманное проектирование целостной модели построения предметно – пространственной среды должно включать три компонента: предметное содержание, его пространственную организацию и изменение во времени.

К предметному содержанию относятся: игры, предметы и игровые материалы, учебно–методические пособия, учебно-игровое оборудование.

Основное в пространственной организации – определение расположения центров в группе детского сада. Традиционно организуют центр игры, центр искусства и творчества, центр грамотности, включающий в себя книжный уголок и все игры и оборудование для развития речи и подготовки ребенка к освоению чтения и письма, центр науки(познания), куда входят уголок природы, место для детского экспериментирования и опытов с соответствующим оборудованием и материалами, центр строительно–конструктивных игр, центр математики(игротека), физкультурно– оздоровительный центр.

Важно, чтобы создаваемые центры строились на основе интеграции содержания и видов деятельности.

Желательно предусмотреть возможность трансформации и изменения расположения некоторых предметов мебели в центре по мере необходимости с помощью применения раздвижных перегородок – ширм, переносных матов, легко передвигаемой мебели – трансформера, использования пространство-образующих материалов.

Для создания индивидуального комфорта каждому ребенку должно быть обеспечено личное пространство: кроватка со стульчиком, подушечка или коврик на полу. Важно создать в группе уютную естественную обстановку, гармоничную по цветовому и пространственному решению.

Данных правил следует придерживаться и при оформлении пространства участка. Можно использовать некоторые переносные элементы: украшенные разноцветные стойки, рейки, выносные сиденья. В канун праздников предусматривается украшение здания и прилегающей территории светящимися гирляндами, небольшими букетиками цветных листьев, снежинками и мозаиками на окнах.

В процессе проектирования среды важно продумать варианты ее изменения.

Условно можно выделить следующие линии:

  • времени (обновление пособий, обогащение центров новыми материалами и изменение организации пространства в течении года);
  • освоенности (с ориентировкой на зону ближайшего развития детей и уже освоенного);
  • стратегического и оперативного изменения (по мере решения конкретных задач и развертывания определенного вида деятельности).

Отличие данных материалов от существующих разработок и пособий в том, что предпринята попытка обосновать модели построения предметно – развивающей среды и составить перечни оборудования и пособий не узко-направленного характера (по видам детской деятельности или возрастам), а одновременно по нескольким линиям, что создает целостное видение особенностей построения предметно–развивающей среды современного детского сада.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по приведению развивающей предметно-пространственной среды МБДОУ детского сада № 9 «Рябинка» в соответствие с ФГОС ДО

Данный проект поможет педагогам ДОО организовать развивающую предметно-пространственную среду детского сада в соответствие с ФГОС ДО...

Организация развивающей предметно-пространственной среды МДОУ "Детского сада №218" в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

Ребенок – это не маленькое подобие взрослого человека, а полноценный человек, уникальный в своей индивидуальности, великий подражатель, увлеченный исследователь, с радостью и удивлением откр...

Развивающая предметно-пространственная среда в детском саду

Развивающая предметно-пространственная среда в детском саду...

"Организация развивающей предметно-пространственной среды в детском саду"

Организация развивающей предметно–пространственной среды в ДОУ строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка, его склонности, интересы, ...

Современные подходы и принципы организации развивающей предметно-пространственной среды в детском саду.

Принципы организации развивающей предметно-пространственной среды в детском саду....

Профессиональный проект "Проектирование развивающей предметно- пространственной среды современного детского сада"

Данный проект представлен  во Всероссийском конкурсе «Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО»  в номинации «Эстетика оформления ин...

Буклет для педагогов "Развивающая предметно - пространственная среда современного детского сада"

Пространство, созданное для детей взрослыми, должно положительно влиять на настроение ребенка, стимулировать его природное любопытство и познавательный интерес, развивать воображение и фантазию, доста...