Профессиональный проект "Проектирование развивающей предметно- пространственной среды современного детского сада"
проект

Кузнецова Наталья Петровна

Данный проект представлен  во Всероссийском конкурсе «Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО»  в номинации «Эстетика оформления интерьеров ДОУ и территории ДОУ. Авторские проекты»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon douno452_proffesionalnyy_proekt_3.doc149.5 КБ

Предварительный просмотр:

Всероссийский конкурс «Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО»

Номинация

«Эстетика оформления интерьеров ДОУ и территории ДОУ.

Авторские проекты»

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

«Проектирование развивающей предметно-пространственной среды современного детского сада»

(в рамках ДОУ, исследовательский, продолжительный)

Подготовила:

Кузнецова Наталья Петровна,

заведующий МКДОУ города Новосибирска

«Детский сад № 452 комбинированного вида «Теремок»

2019


Актуальность темы и постановка проблемы исследования.

Предметно-развивающая среда согласно ФГОС дошкольного образования выступает как условие полноценного развития ребёнка. С ранних лет идёт интенсивное развитие центральной нервной системы. Формирующийся мозг учится отражать окружающий мир, который разворачивается перед глазами ребёнка. Иными словами, чтобы развивался мозг, он должен отражать яркий насыщенный впечатлениями мир, вызывающий эмоциональный отклик, активизирующий зрение, слух, тактильную чувствительность, а также речь. Развивающая среда способствует утверждению уверенности в себе, даёт возможность испытывать и использовать свои способности, стимулирует проявление самостоятельности, инициативности и творчества.

В детском саду ребёнок приобретает опыт эмоционально-практического взаимодействия с взрослым и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Возможности организации и обогащения такого опыта расширяются при условии создания в группе предметно-развивающей среды.

Под предметно-развивающей средой мы понимаем естественную комфортабельную обстановку, рационально организованную, насыщенную разнообразными предметами и игровыми материалами. Интерьер и игрушки должны быть удобны в повседневном использовании. Игровое пространство динамично и меняться в зависимости от интересов детей и творческих замыслов педагогов.

Что же является главным для создания предметно-развивающей среды? Она должна комфортно сочетать современный дизайн, т.е. эстетичность и возрастную функциональность. Комфортность рождает покой, радость, интерес, чувство удовольствия. Поэтому организация развивающей среды должна осуществляться на основе возрастного состава детей, психологической характеристики группы, индивидуальных особенностей детей.

Предметная среда не должна создавать только внешнюю красоту. Это открытая, меняющаяся, живая система, обогащающаяся новизной. Она развивающая и развивающаяся, а также обогащающаяся. Предметно-развивающая среда несёт в себе огромные возможности воздействия на ребёнка: она воспитывает и развивает его. Переоценить значение окружающей среды трудно, но не всякая среда может быть развивающей.

На основе анализа современных исследований, разработок и педагогической практики, не претендуя на полноту, выделим ряд проблем в организации предметно-развивающей среды детского сада.

1. Сохранение и иногда доминирование традиционного (с ориентировкой на рекомендации 60–80-х гг. прошлого века) или формального (девиз "Куплено – красиво, оформлено – расставлено") подхода к определению способов организации пространства, его наполненности, отбору игровых и учебных материалов. Причиной этого зачастую является непонимание педагогами возможностей предметно-пространственной среды в активизации разнообразной детской деятельности. Среда воспринимается своего рода фоном педагогического процесса.

2. Некоторая стихийность (иногда однонаправленность) при отборе игровых и учебно-методических пособий, материалов, что вызвано объективными и субъективными причинами (недостаточным финансированием; отсутствием ряда качественных и разнообразных материалов; личными предпочтениями и запросами педагогов; формированием банка пособий по одному наиболее знакомому или предпочтительному направлению (например, художественной деятельности, краеведению и т. п.)).

3. Недооценка необходимости использования разных материалов и пособий (в продуманном и целесообразном сочетании), что может привести к обеднению детского опыта. Это проявляется в использовании преимущественно одного вида материалов (печатных наглядных пособий, ограниченного набора предметов народных промыслов, "устаревших" игрушек, дидактических игр – коллекций, составленных за время работы) или в ряде случаев в перенасыщенности предметной среды (наполненности большим числом однообразных материалов).

4. Непродуманность и нерациональная организация, создание среды не как целостного пространства, а как механической суммы зон и уголков, что дезорганизует детей, приводит к повышению тревожности и нарастанию признаков утомляемости.

5. Жесткое зонирование пространства, статичность среды, что провоцирует снижение интереса дошкольников к ее освоению.

6. Нарушение эстетической гармонии в оформлении, использование большого числа не сочетающихся эстетически предметов, аляповатого цветового решения, ярких негармоничных цветовых доминант, что не способствует формированию целостной эстетической картины мира, приводит к усталости от такого рода среды.

7. Неумение педагогов активизировать деятельность детей по освоению предметной среды.

8. Непонимание изменения пространства современного ребенка. Появление новых игрушек и пособий (конструктора "Лего", трансформеров, коллекционных кукол), технических приспособлений и компьютерных приложений (электронных и роботизированных игрушек, компьютерных игр), а также изменение способов представления информации в средствах масс-медиа создают принципиально отличную от традиционной и характерной для 60–90-х гг. прошлого века среду. Виртуальная среда часто является намного привлекательнее для современных дошкольников. Поэтому необходимо создавать пространство, интересное современным детям, спроектированное с учетом их интересов и субкультуры.

Мы считаем, что проблема предметно-развивающей среды в современном ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО сегодня актуальна. В своем детском саду стараемся её развивать и обогащать.

Участники проекта: воспитатели всех возрастных групп, старшие воспитатели, освобожденные специалисты (инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, учителя-логопеды, педагог-психолог), старшая медицинская сестра, дети раннего и дошкольного возраста, родители воспитанников.

Для повышения качества образовательных услуг, построения эффективного педагогического процесса в современном детском саду принципиально важным является понимание возможностей предметно-пространственной среды, знание нормативных требований и подходов к ее проектированию.

В этой связи можно выделить ряд социальных противоречий, требующих своего разрешения:

- между общественным признанием необходимости создания развивающей предметно-пространственной среды в современном ДОУ и теоретической и практической неразработанностью данной проблемы в системе дошкольного образования;

- между пониманием возможностей предметно-пространственной среды, знанием нормативных требований и подходов к ее проектированию и отсутствием достаточного финансирования;

- между имеющимся творческим потенциалом социума, семьи и недостаточной степенью использования его в деятельности ДОУ по созданию развивающей предметно-пространственной среды в группах и детском саду в целом.

Учитывая сложившиеся противоречия между общественной потребностью и всеобщим пониманием необходимости создания в ДОУ развивающей предметной среды, учитывающей субкультуру современного ребенка-дошкольника, и недостаточной методической разработанностью этого вопроса, а также наличием целого ряда объективных и субъективных причин (недостаточное финансирование; отсутствие ряда качественных и разнообразных материалов и т.д.), данное исследование весьма актуально.

Объект исследования: деятельность современного ДОУ комбинированного вида.

Предмет исследования: целостная модель построения предметно-развивающей среды современного детского сада.

Цель: разработать и теоретически обосновать содержание, организацию деятельности современного ДОУ по созданию целостной модели построения предметно-развивающей среды.

Гипотеза исследования основана на том, что проектирование целостной модели построения предметно-развивающей среды современного детского сада возможно, если:

- за основу этой деятельности будет взят принцип целеполагания, ориентирующий педагога дошкольного образовательного учреждения на понимание развивающей образовательной среды как специально организованного педагогического пространства, предоставляющее каждому включенному в нее субъекту широкий простор для оптимального развития и адекватной самореализации разных видов активности как базового основания личности;

- деятельность всех служб ДОУ будет направлена на осмысление развивающей образовательной среды как педагогического явления, выступающего условием становления личности, связанного с современными поисками в области нового содержания образования.

- приоритетным направлением в работе по взаимодействию ДОУ с семьей является активное участие родителей в обогащении развивающей предметно-пространственной среды современного детского сада.

Исходя из цели, объекта и предмета нашего исследования, были определены следующие задачи. 

1. Проанализировать современное состояние проблемы создания развивающей предметно-пространственной среды в современном ДОУ в педагогической теории и практике деятельности образовательных учреждений.

2. Обосновать (выявить) возможности современного ДОУ в создании развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ с учетом особенностей субкультуры современного ребенка.

3. Раскрыть содержание, организацию и методику деятельности современного ДОУ по созданию развивающей предметно-пространственной среды в современном ДОУ.

4. Разработать (проектирование) целостную модель построения предметно-развивающей среды детского сада.

Предполагаемые итоги реализации проекта:

- обобщение педагогического опыта в форме методических рекомендаций по созданию развивающей предметно-пространственной среды в современном ДОУ;

- составление практических рекомендации по оснащению среды, начиная с группы раннего возраста и заканчивая подготовительной группой детского сада, что позволит более четко очертить линии преемственности в организации и наполняемости среды каждой возрастной группы;

- проектирование целостной модели построения предметно-развивающей среды детского сада;

- организация в каждой возрастной группе предметно-развивающей среды, обеспечивающей гармоничное развитие и воспитание ребенка;

- осознание педагогами роли развивающей предметной среды в целостном педагогическом процессе детского сада;

- рост активности родителей в общественной жизни ДОУ.

Теоретическая основа исследования. Активное исследование роли развивающей образовательной среды в целостном педагогическом процессе велось в последние годы в трудах отечественных ученых А. И. Арнольдова, Е. В. Бондаревской, С. И. Григорьева, И. А. Колесниковой, Ю. С. Мануйлова, А. В. Мудрака, Л. И. Новиковой, В. А. Сухомлинского, В. Д. Семенова, Ю. С. Мануйлова, В. В. Серикова, И. В. Слободчикова, В. М. Полонского и др.

В исследованиях В. В. Давыдова, В. П. Лебедевой, В. А. Орлова, В. И. Панова рассматривается понятие об образовательной среде, существенными показателями которой выступают следующие характеристики: каждому возрасту соответствуют определенные психологические новообразования; обучение организовано на основе ведущей деятельности; продуманы, структурированы и реализуются взаимосвязи с другими видами деятельности.

В. А. Петровский, Л. П. Стрелкова, Л. М. Кларина, Л. А. Смывина и др. разработали Концепцию построения развивающей среды для организации жизни детей и взрослых в детском саду, в которой определены принципы личностно-ориентированной модели построения развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении.

Предметный компонент среды подробно описан в работах С.Л. Новосёловой. Она обосновывает понятие развивающей предметной среды как системы материальных объектов деятельности ребёнка, функционально моделирующих содержание его развития, духовного и физического, и разработала требования к развивающей предметной среде, которые определяются следующим образом:

- учитывать необходимость развития ведущей детской деятельности;

- среда должна быть нацелена на зону ближайшего психического развития;

- должна содержать уже известные ребёнку компоненты, а также и проблемные, подлежащие исследованию;

- постоянно используемые ребёнком знания живут и обогащаются.

Согласно ФГОС ДО требования к предметно-развивающей среде образовательного учреждения (группы) включают в себя соблюдение следующих принципов:

- информативности, предусматривающего разнообразие тематики материалов и оборудования и активности воспитанников во взаимодействии с предметным окружением;

- вариативности, определяющейся видом дошкольного образовательного учреждения, содержанием воспитания, культурными и художественными традициями, климатогеографическими особенностями;

- полифункциональности, предусматривающего обеспечение всех составляющих воспитательно-образовательного процесса и возможность разнообразного использования различных составляющих предметно-развивающей среды;

- педагогической целесообразности, позволяющей предусмотреть необходимость и достаточность наполнения предметно-развивающей среды, а также обеспечить возможность самовыражения воспитанников, индивидуальную комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребенка;

- трансформируемости, обеспечивающего возможность изменений предметно-развивающей среды, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства.

Методы исследования. В соответствии с логикой исследования для достижения цели и решения поставленных задач использовался комплекс методов (теоретических и эмпирических):

  • сравнительно-сопоставительный анализ;
  • моделирование;
  • обобщение опыта;
  • наблюдение (прямое, косвенное);
  • опрос (очный, заочный);
  • тестирование;
  • эксперимент (констатирующий и формирующий);
  • изучение документации и результатов дизайн - деятельности старших дошкольников и педагогического коллектива ДОУ.

Организация и этапы профессионального проекта. Опытно-экспериментальная деятельность по реализации данного проекта осуществлялась с 2017 по 2019 гг. и проводилась в три этапа.

На первом этапе –  поисково-теоретическом (2017 г.) – изучались и анализировались философская, социологическая и психолого-педагогическая литература по проблеме, передовой педагогический опыт различных регионов страны. Проходила работа творческой группы по обобщению опыта создания развивающей предметно-пространственной среды в современном ДОУ.

Целью данного этапа стало определение теоретического и практического уровней разработанности обозначенной проблемы и выявление возможностей её решения в современном ДОУ.

Полученный материал позволил обобщить педагогический опыт в форме методических рекомендаций по созданию развивающей предметно-пространственной среды в группе детского сада.

Учитывая общие стратегические принципы организации предметно – развивающей среды, мы убеждены, что педагогу нужны конкретные ориентиры, которые могли бы ему помочь заполнить пространство группы. Есть одно обстоятельство, которое затрудняет сегодня выбор педагога-практика – это огромное количество игрового материала на современном рынке. Иногда это приводит к перенасыщению среды и в тоже время может чувствоваться недостаток необходимых средств. Кроме того, как показала практика, материалы часто подбираются хаотично, без учёта требований образовательной программы, часто из личных предпочтений, причём из женских «предпочтений», так как выбор в основном осуществляется женщинами.

Поэтому в методических рекомендациях для воспитателей есть указание на то, что основным ориентиром для подбора конкретных материалов должны служить основные виды деятельности ребёнка:

- игровая;

- коммуникативная;

- продуктивная;

- познавательно-исследовательская;

- двигательная.

Таким образом, оснащение каждой возрастной группы дошкольного образовательного учреждения должно формироваться следующим образом:

- материалы и оборудование должны создавать оптимально насыщенную (без чрезмерного обилия и без недостатка), целостную, многофункциональную среду;

- игровые материалы должны подбираться сбалансировано, сообразно педагогической ценности;

- предметная среда должна включать материалы, обеспечивающие каждый из видов детской деятельности.

Важное напоминание: во всех взаимодействиях ребёнка с предметным миром посредником должен быть педагог, в руках которого находятся все нити управления процессом создания образовательной среды. От его подготовленности, компетентности, доброжелательного и заинтересованного отношения к детям зависит, будет ли одухотворённой предметная среда, захочет и сможет ли ребёнок освоить её.

И, наконец, предметная среда не должна быть самоцелью, было бы утопией думать, что можно воссоздать идеальную предметно-развивающую среду. Это открытая, живая система, постоянно изменяющаяся в процессе роста детей. Развивающая среда является развивающей, если помогает ребёнку осваивать генетические задачи возраста.

Ожидаемые результаты деятельности по созданию развивающей предметно-пространственной среды с учетом данных рекомендаций:

- организация соответствующей предметно – развивающей среды, наполненной благоприятной атмосферой, способствующей овладению детьми компетентностями (интеллектуальной, языковой, социальной), развитию креативности, инициативности, произвольности, формированию самостоятельности и ответственности, самосознания и самооценки, произвольности;

- создание в группах условий для свободы поведения и безопасности воспитанников.

На втором этапе – экспериментальном (2018 г.) – была развёрнута широкая опытно-экспериментальная работа по проектирование целостной модели построения предметно-развивающей среды детского сада.

По нашему твердому убеждению продуманное проектирование целостной модели построения предметно-пространственной среды должно включать три компонента: предметное содержание, его пространственную организацию и изменение во времени.

К наполнению развивающей среды (предметному содержанию) мы относим: игры, предметы и игровые материалы, учебно-методические пособия, учебно-игровое оборудование.

Следует отметить большое число выпускаемого промышленностью разнообразного и качественного оборудования (сенсорных столов, столов-лабораторий для экспериментирования, эстетически привлекательной и динамичной детской мебели), вызывающего интерес у педагогов – практиков и снискавшего одобрение родителей. Мы считаем, что важно не столько их количество, сколько верный выбор и использование в педагогическом процессе.

Дети младшего и старшего дошкольного возраста по-разному воспринимают игрушки, реагируя на их художественный образ, внешние свойства, детали, функциональность. В зависимости от возраста, опыта детей мы стараемся в группах варьировать наполнение и расположение данных материалов.

Первый шаг в проектировании среды – определение расположения центров в группе детского сада. При этом мы стараемся учитывать комплиментарность и взаимообогащение видов деятельности. Традиционно воспитатели в группах организуют центр игры, центр искусства и творчества, центр грамотности, включающий в себя книжный уголок и все игры и оборудование для развития речи и подготовки к обучению грамоте, центр науки (познания), куда входят уголок природы, место для детского экспериментирования и опытов с соответствующим оборудованием и материалами, центр строительно-конструктивных игр, центр математики (игротека), физкультурно-оздоровительный центр. В группах старшего дошкольного возраста педагоги оформляют центр ручного труда, для малышей - центры развития моторики и сенсорного развития.

Таким образом, модели конкретных центров у нас варьируются исходя из возрастных возможностей дошкольников, требований реализуемой образовательной программы. Важно и то, что центры во всех возрастных группах строятся на основе интеграции содержания и видов деятельности.

Мы стараемся также предусмотреть возможность трансформации и изменения расположения некоторых предметов мебели в центрах по мере необходимости с помощью применения раздвижных перегородок-ширм, переносных матов, легко передвигаемой мебели-трансформера, использования пространство-образующих материалов.

Для создания индивидуального комфорта каждому ребенку в нашем детском саду обеспечено личное пространство: кроватка со стульчиком, полка в стеллаже, подушечка на полу. Для активизации субъектных проявлений, создания условий для проявления собственного "Я", развития рефлексии и самооценки педагоги в группах обеспечивают возможность демонстрации собственных детских успехов.

Во всех возрастных группах совместными усилиями педагогов и родителей создается уютная естественная обстановка, гармоничная по цветовому и пространственному решению. Мы используем только светлые пастельные тона для оформления стен, стараемся подбирать мебель естественных оттенков. В группах обязательно соблюдается правило: чтобы предметы мебели гармонировали друг с другом, были оформлены в едином стиле.

Для активизации эстетических впечатлений мы используем различные "неожиданные" материалы, пособия: плакатную графику, художественные фотографии, предметы современного декоративного искусства.

Стоит подчеркнуть осознание и понимание каждым педагогом нашего ДОУ необходимости создания единого пространства детского сада (гармонии среды разных помещений групп, кабинетов и залов, дополнительных кабинетов (коридоров и рекреаций, физкультурного и музыкального залов).

Для нас стало принципиальным уделять больше внимания обустройству мест общего пользования. Например, для полноценного физического, эстетического, познавательного и социального развития детей в детском саду в местах общего пользования созданы природные микросреды и объекты, отражающие жизнь села и культурные микроландшафты.

Эти важные компоненты развивающей предметной среды позволяют, с одной стороны, знакомить маленьких жителей огромного мегаполиса с особенностями жизни в сельской местности; с другой стороны, обеспечивать разнообразие детской занятости по интересам. Ни один специфически детский вид деятельности не сможет полноценно развиваться только на чисто вербальном уровне, дошкольникам необходимо показать наглядно, обеспечить возможность реальных действий в предметной среде.

Кроме этого, природные микросреды и микроландшафты обладают релаксирующим воздействием на личность любого ребенка.

В ненастье или непогоду эти компоненты развивающей среды используются для организации тематических прогулок для малышей и тематических экскурсий для старших дошкольников.

Данных правил, мы стараемся придерживаться и при оформлении пространства участка.

Учитывая предпочтения детей, взрослые (воспитатели, родители) используют плоскостное моделирование архитектурных сооружений и их частей (избушка Бабы Яги, деревенский домик, колодец и т.д.), проявляют творчество и фантазию в изготовлении из подручного и природного материала сказочных героев, представителей флоры и фауны, мифических персонажей, которых размещают на игровых участках. Территория детского сада соответствует названию «Теремок»: сделал шаг – попал в сказку или в фантастический мир детства, где вымысел и реальность присутствуют рядом. Сотрудники детского сада вместе со своими единомышленниками - родителями в совместной творческой деятельности по оформлению групповых участков преследуют одну цель - показать детям неразрывность связей и отношений между природой и человеком.

В канун праздников предусматривается украшение здания и прилегающей территории светящимися гирляндами, небольшими букетиками цветных листьев, снежинками и мозаиками на окнах.

В процессе проектирования среды мы обязательно продумываем варианты ее изменения. Условно можно выделить следующие линии:

- времени (обновление пособий, обогащение центров новыми материалами и изменение организации пространства в течение года);

- освоенности (с ориентировкой на зону ближайшего развития детей и уже освоенного);

- стратегического и оперативного изменения (по мере решения конкретных задач и развертывания определенного вида деятельности).

На третьем этапе – обобщающем (2019 г.) – осуществлялись осмысление материалов опытно-экспериментальной работы по проблеме создания развивающей предметно-пространственной среды в современном ДОУ, дальнейшая работа по обобщению и распространению нашего опыта на разных уровнях.

Проведенный качественный и количественный анализ экспериментальных данных, полученных на начальном и заключительном этапах эксперимента, позволил проследить динамику повышения степени удовлетворенности состоянием развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ всеми участниками образовательных отношений.

Степень удовлетворенности состоянием

развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ

всеми участниками образовательных отношений

Этапы эксперимента

Степень удовлетворенности

высокая

средняя

низкая

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Начальный

35

14

100

40

115

46

Заключительный

142

56,8

90

36

18

7,2

Полученные результаты являются достоверными, гипотеза о значимости изменений, которые произошли в оценках состояния развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ всеми участниками образовательных отношений, экспериментально подтвердилась.

Анализируя полученные данные проведенной опытно-экспериментальной работы, можно сказать, что разработанные творческой группой методические рекомендации и созданная на их основе целостная модель построения предметно-развивающей среды детского сада позволила более полно раскрыть возможности современного детского сада в создании развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ с учетом особенностей субкультуры современного ребенка.

Выводы, определяющие перспективы и проблемы, требующие дальнейшего изучения:

1) усилия современного ДОУ в решении проблемы создания развивающей предметно-пространственной среды в современном детском саду являются важнейшим фактором многообразного и интенсивного раскрытия развивающего потенциала детского сада. ДОУ, как открытая социально – педагогическая система, имеет возможность показать и реализовать в ежедневной деятельности свои возможности в решении вышеобозначенной проблемы, предоставить детям, их родителям, различным формам общественности пространственное взаимодействие;

2) организация и содержание деятельности современного ДОУ по созданию развивающей предметно-пространственной среды согласно ФГОС ДО нацелена, в первую очередь, на процесс становления личности ребенка, раскрытие его индивидуальных возможностей, формирования познавательной активности, что обеспечивается следующими результатами:

- созданы необходимые предпосылки для развития внутренней активности ребенка;

- предоставлена каждому ребенку возможность самоутвердиться в наиболее значимых для него сферах жизнедеятельности, в максимальной степени раскрывающих его индивидуальные качества и способности;

- преобладает стиль взаимоотношений, обеспечивающих любовь и уважение к личности каждого ребенка;

- активно ведутся поиски путей, способов и средств максимально полного раскрытия личности каждого ребенка, проявления и развития его индивидуальности;

- педагоги ориентируются на активные методы воздействия на личность.

3) потенциалы ДОУ и семьи ориентированы, в сущности, на решение одной, общей для них задачи: формирование физически, психически и социально здоровой личности ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по приведению развивающей предметно-пространственной среды МБДОУ детского сада № 9 «Рябинка» в соответствие с ФГОС ДО

Данный проект поможет педагогам ДОО организовать развивающую предметно-пространственную среду детского сада в соответствие с ФГОС ДО...

Организация развивающей предметно-пространственной среды МДОУ "Детского сада №218" в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

Ребенок – это не маленькое подобие взрослого человека, а полноценный человек, уникальный в своей индивидуальности, великий подражатель, увлеченный исследователь, с радостью и удивлением откр...

Развивающая предметно-пространственная среда в детском саду

Развивающая предметно-пространственная среда в детском саду...

"Организация развивающей предметно-пространственной среды в детском саду"

Организация развивающей предметно–пространственной среды в ДОУ строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка, его склонности, интересы, ...

Современные подходы и принципы организации развивающей предметно-пространственной среды в детском саду.

Принципы организации развивающей предметно-пространственной среды в детском саду....

Доклад "Проектирование развивающей предметно - пространственной среды современного детского сада"

Доклад "Проектирование развивающей предметно - пространственной среды современного детского сада"...

Буклет для педагогов "Развивающая предметно - пространственная среда современного детского сада"

Пространство, созданное для детей взрослыми, должно положительно влиять на настроение ребенка, стимулировать его природное любопытство и познавательный интерес, развивать воображение и фантазию, доста...