Самообразование «Дидактическая игра в обучении детей основам математики».
материал (средняя группа)
Тема: «Дидактическая игра в обучении детей основам математики».
Актуальность: Обучение детей основам математики немыслимо без использования дидактических игр. Их использование хорошо помогает восприятию материала и потому ребенок принимает активное участие в познавательном процессе. Дидактическая игра требует усидчивости, серьезный настрой, использование мыслительного процесса. Игра естественный способ развития ребенка. Только в игре ребенок раскрывает свои творческие способности, осваивает новые навыки и знания, развивает ловкость, наблюдательность, фантазию, память, учится размышлять, анализировать, преодолевать трудности, одновременно впитывая неоценимый опыт общения.
Цель: формирование математических знаний дошкольника через использования дидактических игр.
Задачи:
1. Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы.
2. Разработать перспективный план работы с детьми.
3. Развивать интерес к математике в дошкольном возрасте.
4. Формирование базовых математических представлений
5. Вовлечь родителей в работу по формированию элементарных математических представлений у детей на основе использования дидактических игр.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_17-18.docx | 33.49 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ Детский сад № 76 г. Челябинска
План работы по самообразованию
на 2017-2018 уч. год
Воспитатель: Бабина Елена Валентиновна
Средняя группа «Винни-Пух»
Начало работы: сентябрь 2017 г.
Окончание работы: май 2018г.
Форма самообразования: индивидуальная
Тема: «Дидактическая игра в обучении детей основам математики».
Актуальность: Обучение детей основам математики немыслимо без использования дидактических игр. Их использование хорошо помогает восприятию материала и потому ребенок принимает активное участие в познавательном процессе. Дидактическая игра требует усидчивости, серьезный настрой, использование мыслительного процесса. Игра естественный способ развития ребенка. Только в игре ребенок раскрывает свои творческие способности, осваивает новые навыки и знания, развивает ловкость, наблюдательность, фантазию, память, учится размышлять, анализировать, преодолевать трудности, одновременно впитывая неоценимый опыт общения.
Цель: формирование математических знаний дошкольника через использования дидактических игр.
Задачи:
1. Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы.
2. Разработать перспективный план работы с детьми.
3. Развивать интерес к математике в дошкольном возрасте.
4. Формирование базовых математических представлений
5. Вовлечь родителей в работу по формированию элементарных математических представлений у детей на основе использования дидактических игр.
Ожидаемые результаты:
-целенаправленное формирование у детей интереса к элементарной математической деятельности.
-воспитание у детей потребности занимать свое свободное время не только интересными, но и требующими умственного напряжения, интеллектуального усилия играми.
План на год:
Раздел плана | Сроки | Форма работы | Практические выходы (рефераты, доклады, открытый просмотр, и т.д.) |
Подготовительный | Октябрь | 1.Изучение новой литературы. 2.Разработка плана перспективного плана по самообразованию. | 1.Перспективный план по самообразованию. |
Практический | Ноябрь-апрель | 1. Подготовка картотеки занимательного математического материала 2. Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материала 3.Проведение занятий с использованием логических задач и упражнений. 4.Проведение открытого занятия на тему «Математика - наш друг». 5. Консультация для родителей «Математика в жизни ребенка» | 1. Чтение математической сказки «Как Нина брата учила», анализ и обсуждение сказки 2. Использование загадок, задач-шуток, занимательных вопросов на занятиях и в совместной деятельности воспитателя и детей 3. Открытое занятие для детей «Путешествие в страну математики». 4. Рекомендовать пособие родителям для работы с детьми. 5. Оформление сборника консультаций для родителей: «Математические игры и упражнения для дошкольников». |
Аналитико- прогностический | Май | 1.Анализ результативности проведенной работы. 2. Обобщение и распространение опыта. | 1.Выступление на итоговом педагогическом совете. 2.Составить план работы на следующий год. |
Литература
- поиск материалов в Интернете;
- Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду. – М.: Просвещение. 1991. – 160 с.
- Давайте поиграем. Математические игры для детей 5 – 6 лет. – Под.ред. Столяра А. А. – М.: Просвещение, 1991.- 16 с.
- Леушина, А. М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1974. 366 с.
- Новикова В. П., Тихонова Л. И. "Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. Раздаточный материал" от 3 до 7 лет, 2008 г.
- Сербиной Е. В. «Математика в детском саду», Ерофеева Т. И. и др.
- Житомирский В. Г., Шеврин Л. Н. «Геометрические фигуры».
Перспективный план
на 2017-2018 уч. г. подготовительная группа.
Октябрь | Тема | Цель | Игровое задание |
1 неделя | Беседа « Что такое математика». | Цель: Дать представление о математике и познакомить с видами знаков, величин. | Показ иллюстраций, фотографий цифр и знаков. |
2 неделя | "Я считаю до пяти» | Упражнять в счете до пяти; учит сравнивать две группы предметов, добавляя к меньшей группе недостающий предмет или убирая из большей группы лишний; учить ориентироваться в пространстве и обозначать направления словами: "слева", "справа", "перед", "за", "сбоку". | «Найди свое место», «Подбери подходящее», Назови одним словом» |
3 неделя | «Путешествие»" | Учить составлять квадрат из счетных палочек; упражнять в счете в пределах пяти; учить соотносить число с цифрой и карточкой с кружками; учить ориентироваться на листе бумаги, обозначать направления словами: "слева", "справа", "перед", "за", "сбоку". | «Считай, не ошибись», «Счетная мозаика», «Кто где», «Собери фигуру» |
4 неделя | "Сравнение предметов по длине" | Учить сравнивать предметы по длине путем складывания пополам и с помощью условной мерки; упражнять в счете в пределах пяти; учить увеличивать число на одну единицу; формировать представление о том, сто число не зависит от величины и цвета предмета. | «Подбери одинаковой длины, по форме» |
Ноябрь | Тема | Цель | Игровые задания |
1 неделя | "Сказка про четырехугольник | Познакомить с признаками четырехугольника; учить ориентироваться в пространстве, отражать в речи направление: "слева", "справа"; закреплять название частей суток: "утро", "вечер", "день", "ночь". | «Когда это бывает», «Расскажи про свой узор». |
2 неделя | "Знакомимся с новой цифрой-6,7" | Учить называть числительные по порядку, правильно соотносить числительные с предметами; учить словами определить положение предмета: "рядом", "сбоку"; находить в окружении предметы четырехугольной формы. | «Посчитай птичек», Прогулка по садику» |
3 неделя | "Геометрические фигуры» | Знакомить детей с разновидностями геометрических фигур округлых форм, упражнять в соотнесении предметов по форме с геометрическими образцами и в обобщении предметов по форме, | «Кто быстрее найдет», Незаконченный картинки» |
4 неделя | "Трапеция, ромб" | Учить детей воспроизводить разновидности геометрических фигур | «Мастерская форм» Найди парную картинку» |
Декабрь | Тема | Цель | Игровые задания |
1 неделя | "Геометрические фигуры" | Упражнять в различии круга, квадрата, прямоугольника, треугольника, находить по форме фигуры, отличающиеся цветом и размером. | «Назови свой автобус», «Подбери фигуру». |
2 -3 неделя | «День Золушки» | Учить раскладывать сыпучие предметы на группе по признакам(форме, величине, цвету» | «Золушка», «Соберем бусы» |
4 неделя | "Измерение" | Учить измерять длину предмета с помощью условной мерки; упражнять в счете в пределах семи, учить видоизменять фигуру путем добавления счетных палочек. | «Больше-меньше», «Мой размер», Один лишний», Широкое узкое», «Скатай ленточку» |
Январь | Тема | Цель | Игровые задания |
3 неделя | «Далеко-близко» | Учить делить квадрат на 4 части путем его складывания по диагонали; составлять предмет из четырех частей; измерять протяженность с помощью условной мерки; развивать представление о расстоянии: "далеко", | «Ищи и находи», Встань на место». |
4 -5 неделя | "Измерение сыпучих веществ" | Учить измерять сыпучие вещества с помощью условной мерки; развивать мышление. | Совместная работа детей и родителей. |
Февраль | Тема | Цель | Игровые задания |
1-2 неделя | "Календарь" | Познакомить с календарем; рассказать о разных видах календарей; вызвать у детей стремление планировать свою жизнь по календарю. | Рассматривать и знакомить детей с календарем, днями недели и месяцами. |
3-4 неделя | Неделя | Формировать представления детей о днях недели, их последовательности. Закреплять умение определять, какой день сегодня, какой был вчера, какой будет завтра. Закреплять названия дней недели. | «Веселая неделька», «Вчера, сегодня,завтра». |
Март | Цель | Игровые задания | |
1 неделя | «Измерение объема крупы» | Упражнять в измерении крупы с помощью условной мерки | «Отсчитай столько же», «Где больше» |
2 неделя | «Число10 и цифра 0» | Учить соотносить число с цифрой; считать до десяти; | «Собери в корзину», Найди пару», Сколько нас» |
3 неделя | «Ориентировка в пространстве» | Научить находить предмет в пространстве, определяя его местонахождение словами вверху, внизу, на, слева, справа, посередине, под и т.п. Развивать внимание, память, умение анализировать, действовать по алгоритму. | «Поставь игрушку как я скажу», «Художники» |
4 неделя | «Месяц» | Продолжать знакомить детей с названием месяцев года, их последовательностью. Учить детей называть месяцы года в прямом и обратном порядке. | «Угадай что загадали», «Какое слово подходит» |
Апрель | Тема | Цель | Игровые задания |
1 неделя | «Измерение объема жидкости» | Закрепить представления о сравнении по объёму с помощью измерения, сформировать представление о зависимости результата измерения объёма от величины мерки; | «Посадка в ракету» «Дозаправка космического корабля» «Космическая каша» |
2 неделя | «Ориентировка в пространстве» | Упражнять в ориентировке на листе бумаги; учить задавать вопросы, используя слова: «слева», «справа», «под», «между»; упражнять в счете в пределах 10; учить называть «соседей» чисел. | «Назови соседей», «Что, где?», «Найди спрятанную игрушку». * |
3 неделя | «Четырехугольники» | Упражнять в измерении протяженности с помощью условной мерки; в увеличении и уменьшении числа на одну единицу; продолжать учить конструировать фигуру из счетных палочек и палочек Кьюизенера | «Не ошибись», Игры с палочками, «Отгадай-ка» |
4 неделя | Геометрические задания с блоками Дьеныша | Развивать умения сравнивать геометрические фигуры между собой. Выявлять общий признак и находить фигуру по заданному признаку, развивать логическое мышление. | «Цепочка», «Найди», Найди нужный блок», Раздели фигуры» |
Май | Тема | Цель | Репертуар |
1 неделя | «Измерение протяженности» | Упражнять в измерении протяженности с помощью словной мерки; упражнять в прямом и обратном счете; учить сравнивать предметы по длине путем наложения, приложения. | «По порядку стройся», «Игра с мячом» |
2-3 неделя | «Повторение» | Закреплять счет в пределах 10, умение соотносить цифру с количеством, сравнивать группы предметов по количеству и делить их на две равные части на основании составления пар | «Посчитай и сравни», «Что изменилось» |
4 неделя | «Путешествие в страну математики» | Открытое занятие. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План самообразования "Дидактическая игра в обучении детей основам математики"
Цель: изучение и анализ эффективности использования дидактических игр в процессе формирования математических знаний дошкольника.Задачи: 1. Повысить собственный уровень знаний путём изучени...
Тема самообразования "Дидактическая игра в обучении детей основам математики".
Этот материал содержит план самообразования воспитателя. План работы с детьми старшей группы по формированию элементарных математических представлений....
Отчет по самообразованию: «Дидактические игры в обучении детей основами математики»
В 2017-2018 учебном году я взяла тему по самообразованию: «Дидактические игры в обучении детей основами математики». Формирование элементарных математических представлений я...
Отчёт по самообразованию «Дидактические игры в обучении детей основам математике» 2019-2020 учебный год.
Отчёт по самообразованию «Дидактические игры в обучении детей основам математике».Отчёт по самообразованию по теме:«Дидактические игры в обучении детей основам математике»Воспи...
План самообразования " Дидактические игры в обучении детей основам математике"
Дидактические игры в обучении детей основам матиматике...
ПРОГРАММА ПО САМООБРАЗОВАНИЮ на тему: «Дидактические игры в обучении детей основам математики»
Тема самообразования:«Дидактические игры в обучении детей основам математики»Цель самообразования по теме:Изучение и анализ эффективности использования дидактических игр в процессе формиро...
Информационно – практико – ориентированный проект по самообразованию «Дидактические игры в обучении детей основам математики»
Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования дидактических игр. Их использование хорошо помогает восприятию материала и потому ребенок принимает активное участие в п...