Самообразование «Дидактическая игра в обучении детей основам математики».
материал (средняя группа)

Бабина Елена Валентиновна

Тема: «Дидактическая игра в обучении детей основам математики».

 

Актуальность: Обучение детей основам математики немыслимо без использования дидактических игр. Их использование хорошо помогает восприятию материала и потому ребенок принимает активное участие в познавательном процессе. Дидактическая игра требует усидчивости, серьезный настрой, использование мыслительного процесса. Игра естественный способ развития ребенка. Только в игре ребенок раскрывает свои творческие способности, осваивает новые навыки и знания, развивает ловкость, наблюдательность, фантазию, память, учится размышлять, анализировать, преодолевать трудности, одновременно впитывая неоценимый опыт общения.

Цель:  формирование математических знаний дошкольника через использования дидактических игр.

Задачи:

1. Повысить  собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы.

2. Разработать перспективный план работы с детьми.

3. Развивать интерес к математике в дошкольном возрасте.

4. Формирование базовых математических представлений

5. Вовлечь родителей в работу по формированию элементарных математических представлений у детей на основе использования дидактических игр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_17-18.docx33.49 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ Детский сад № 76 г. Челябинска

План работы  по самообразованию

 на 2017-2018 уч. год

Воспитатель: Бабина Елена Валентиновна

Средняя группа «Винни-Пух»

Начало работы: сентябрь 2017 г.

Окончание работы: май 2018г.

Форма самообразования: индивидуальная

Тема: «Дидактическая игра в обучении детей основам математики».

Актуальность: Обучение детей основам математики немыслимо без использования дидактических игр. Их использование хорошо помогает восприятию материала и потому ребенок принимает активное участие в познавательном процессе. Дидактическая игра требует усидчивости, серьезный настрой, использование мыслительного процесса. Игра естественный способ развития ребенка. Только в игре ребенок раскрывает свои творческие способности, осваивает новые навыки и знания, развивает ловкость, наблюдательность, фантазию, память, учится размышлять, анализировать, преодолевать трудности, одновременно впитывая неоценимый опыт общения.

Цель:  формирование математических знаний дошкольника через использования дидактических игр.

Задачи:

1. Повысить  собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы.

2. Разработать перспективный план работы с детьми.

3. Развивать интерес к математике в дошкольном возрасте.

4. Формирование базовых математических представлений

5. Вовлечь родителей в работу по формированию элементарных математических представлений у детей на основе использования дидактических игр.

Ожидаемые результаты:

-целенаправленное формирование у детей интереса к элементарной математической деятельности.

-воспитание у детей потребности занимать свое свободное время не только интересными, но и требующими умственного напряжения, интеллектуального усилия играми.

План на год:

Раздел плана

Сроки

Форма работы

Практические выходы (рефераты, доклады, открытый просмотр, и т.д.)

Подготовительный

Октябрь

1.Изучение новой литературы.

2.Разработка плана перспективного плана по самообразованию.

1.Перспективный план по самообразованию.

Практический

Ноябрь-апрель

1. Подготовка картотеки занимательного математического материала

 2. Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материала

3.Проведение занятий с использованием логических задач и упражнений.

4.Проведение открытого занятия на тему «Математика - наш друг».

5. Консультация для родителей «Математика в жизни ребенка»

1. Чтение математической сказки «Как Нина брата учила», анализ и обсуждение сказки

 2. Использование загадок, задач-шуток, занимательных вопросов на занятиях и в совместной деятельности воспитателя и детей

 3. Открытое занятие для детей «Путешествие в страну математики».

4. Рекомендовать пособие родителям для работы с детьми.

 5. Оформление сборника консультаций для родителей: «Математические игры и упражнения для дошкольников».

Аналитико-

прогностический

Май

1.Анализ результативности проведенной работы.

2. Обобщение и распространение опыта.

1.Выступление на итоговом педагогическом совете.

2.Составить план работы на следующий год.

Литература

  1. поиск материалов в Интернете;
  2. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду. – М.: Просвещение. 1991. – 160 с.
  3. Давайте поиграем. Математические игры для детей 5 – 6 лет. – Под.ред. Столяра А. А. – М.: Просвещение, 1991.- 16 с.
  4. Леушина, А. М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1974. 366 с.
  5. Новикова В. П., Тихонова Л. И. "Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. Раздаточный материал" от 3 до 7 лет, 2008 г.
  6. Сербиной Е. В. «Математика в детском саду», Ерофеева Т. И. и др.
  7. Житомирский В. Г., Шеврин Л. Н. «Геометрические фигуры».

Перспективный план

на 2017-2018 уч. г. подготовительная группа.

Октябрь

Тема

Цель

Игровое задание

1 неделя

Беседа « Что такое математика».

Цель: Дать представление о математике и познакомить с видами знаков, величин.

 Показ иллюстраций, фотографий цифр и знаков.

2 неделя

"Я считаю до пяти»

Упражнять в счете до пяти; учит сравнивать две группы предметов, добавляя к меньшей группе недостающий предмет или убирая из большей группы лишний; учить ориентироваться в пространстве и обозначать направления словами: "слева", "справа", "перед", "за", "сбоку".

«Найди свое место», «Подбери подходящее», Назови одним словом»

3 неделя

«Путешествие»"

Учить составлять квадрат из счетных палочек; упражнять в счете в пределах пяти; учить соотносить число с цифрой и карточкой с кружками; учить ориентироваться на листе бумаги, обозначать направления словами: "слева", "справа", "перед", "за", "сбоку".

«Считай, не ошибись», «Счетная мозаика»,

«Кто где», «Собери фигуру»

4 неделя

"Сравнение предметов по длине"

Учить сравнивать предметы по длине путем складывания пополам и с помощью условной мерки; упражнять в счете в пределах пяти; учить увеличивать число на одну единицу; формировать представление о том, сто число не зависит от величины и цвета предмета.

«Подбери одинаковой длины, по форме»

Ноябрь

Тема

Цель

Игровые задания

1 неделя

"Сказка про четырехугольник

Познакомить с признаками четырехугольника; учить ориентироваться в пространстве, отражать в речи направление: "слева", "справа"; закреплять название частей суток: "утро", "вечер", "день", "ночь".

«Когда это бывает», «Расскажи про свой узор».

2 неделя

"Знакомимся с новой цифрой-6,7"

Учить называть числительные по порядку, правильно соотносить числительные с предметами; учить словами определить положение предмета: "рядом", "сбоку"; находить в окружении предметы четырехугольной формы.

«Посчитай птичек», Прогулка по садику»

3 неделя

"Геометрические фигуры»

Знакомить детей с разновидностями геометрических фигур округлых форм, упражнять в соотнесении предметов по форме с геометрическими образцами и в обобщении предметов по форме,

 «Кто быстрее найдет», Незаконченный картинки»

4 неделя

"Трапеция, ромб"

Учить детей воспроизводить  разновидности геометрических фигур

«Мастерская форм» Найди парную картинку»

Декабрь

Тема

Цель

Игровые задания

1 неделя

"Геометрические фигуры"

Упражнять в различии круга, квадрата, прямоугольника, треугольника, находить по форме фигуры, отличающиеся цветом и размером.

«Назови свой

автобус», «Подбери фигуру».

2 -3 неделя

«День Золушки»

Учить раскладывать сыпучие предметы на группе по признакам(форме, величине, цвету»

«Золушка», «Соберем бусы»

4 неделя

"Измерение"

Учить измерять длину предмета с помощью условной мерки; упражнять в счете в пределах семи, учить видоизменять фигуру путем добавления счетных палочек.

«Больше-меньше», «Мой размер», Один лишний», Широкое узкое», «Скатай ленточку»

Январь

Тема

Цель

Игровые задания

3 неделя

«Далеко-близко»

Учить делить квадрат на 4 части путем его складывания по диагонали; составлять предмет из четырех частей; измерять протяженность с помощью условной мерки; развивать представление о расстоянии: "далеко",

«Ищи и находи», Встань на место».

4 -5 неделя

"Измерение сыпучих веществ"

Учить измерять сыпучие вещества с помощью условной мерки; развивать мышление.

Совместная работа детей и родителей.

Февраль

Тема

Цель

Игровые задания

1-2 неделя

"Календарь"

Познакомить с календарем; рассказать о разных видах календарей; вызвать у детей стремление планировать свою жизнь по календарю.

Рассматривать и знакомить детей с календарем, днями недели и месяцами.

3-4 неделя

Неделя

Формировать представления детей о днях недели, их последовательности. Закреплять умение определять, какой день сегодня, какой был вчера, какой будет завтра. Закреплять названия дней недели.

«Веселая неделька»,

«Вчера, сегодня,завтра».

Март

Цель

Игровые задания

1 неделя

«Измерение объема крупы»

Упражнять в измерении крупы с помощью условной мерки

«Отсчитай столько же», «Где больше»

2 неделя

«Число10 и цифра 0»

Учить соотносить число с цифрой; считать до десяти;

«Собери в корзину», Найди пару», Сколько нас»

3 неделя

«Ориентировка в пространстве»

Научить находить предмет в пространстве, определяя его местонахождение словами вверху, внизу, на, слева, справа, посередине, под и т.п. Развивать внимание, память, умение анализировать, действовать по алгоритму.

«Поставь игрушку как я скажу»,  «Художники»

4 неделя

«Месяц»

Продолжать знакомить детей с названием месяцев года, их последовательностью. Учить детей называть месяцы года в прямом и обратном порядке.

«Угадай что загадали», «Какое слово подходит»

Апрель

Тема

Цель

Игровые задания

1 неделя

«Измерение объема жидкости»

Закрепить представления о сравнении по объёму с помощью измерения, сформировать представление о зависимости результата измерения объёма от величины мерки;

«Посадка в ракету» «Дозаправка космического корабля» «Космическая каша»

2 неделя

«Ориентировка в пространстве»

Упражнять в ориентировке на листе бумаги; учить задавать вопросы, используя слова: «слева», «справа», «под», «между»; упражнять в счете в пределах 10; учить называть «соседей» чисел.

«Назови соседей», «Что, где?», «Найди спрятанную игрушку».

*

3 неделя

«Четырехугольники»

Упражнять в измерении протяженности с помощью условной мерки; в увеличении и уменьшении числа на одну единицу; продолжать учить конструировать фигуру из счетных палочек и палочек Кьюизенера

«Не ошибись», Игры с палочками, «Отгадай-ка»

4 неделя

Геометрические задания с блоками Дьеныша

Развивать умения сравнивать геометрические фигуры между собой. Выявлять общий признак и находить фигуру по заданному признаку, развивать логическое мышление.

«Цепочка», «Найди», Найди нужный блок», Раздели фигуры»

Май

Тема

Цель

Репертуар

1 неделя

«Измерение протяженности»

Упражнять в измерении протяженности с помощью словной мерки; упражнять в прямом и обратном счете; учить сравнивать предметы по длине путем наложения, приложения.

«По порядку стройся», «Игра с мячом»

2-3 неделя

«Повторение»

Закреплять счет в пределах 10, умение соотносить цифру с количеством, сравнивать группы предметов по количеству и делить их на две равные части на основании составления пар

«Посчитай и сравни», «Что изменилось»

4 неделя

«Путешествие в страну математики»

Открытое занятие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования "Дидактическая игра в обучении детей основам математики"

Цель: изучение и анализ эффективности использования дидактических игр в процессе формирования математических знаний дошкольника.Задачи: 1. Повысить  собственный уровень знаний путём изучени...

Тема самообразования "Дидактическая игра в обучении детей основам математики".

Этот материал содержит план самообразования воспитателя. План работы с детьми старшей группы по формированию элементарных математических представлений....

Отчет по самообразованию: «Дидактические игры в обучении детей основами математики»

В 2017-2018 учебном году я взяла тему по самообразованию: «Дидактические игры в обучении детей основами математики». Формирование элементарных математических представлений я...

Отчёт по самообразованию «Дидактические игры в обучении детей основам математике» 2019-2020 учебный год.

Отчёт по самообразованию «Дидактические игры в обучении детей основам математике».Отчёт по самообразованию по теме:«Дидактические игры в обучении детей основам математике»Воспи...

План самообразования " Дидактические игры в обучении детей основам математике"

Дидактические игры в обучении детей основам матиматике...

ПРОГРАММА ПО САМООБРАЗОВАНИЮ на тему: «Дидактические игры в обучении детей основам математики»

Тема самообразования:«Дидактические игры в обучении детей основам математики»Цель самообразования по теме:Изучение и анализ эффективности использования дидактических игр в процессе формиро...

Информационно – практико – ориентированный проект по самообразованию «Дидактические игры в обучении детей основам математики»

Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования дидактических игр. Их использование хорошо помогает восприятию материала и потому ребенок принимает активное участие в п...