Рабочая программа кружка "Мастерская чудес"
методическая разработка (подготовительная группа)

Богатенкова Виктория Леонидовна

Рабочая программа кружка по начальному моделированию

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2kruzhok_bogatenkova.doc101 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 54 «Золушка»

 города Лесосибирска»

Рабочая программа кружка

«Мастерская чудес»

(по начальному техническому моделированию)

                                                                               Разработала:

воспитатель Богатенкова В.Л.

                                           г. Лесосибирск – 2019

Пояснительная записка

Конструирование и моделирование - это первые шаги детей в самостоятельности по созданию макетов и моделей простейших технических объектов, это познавательный процесс формирования у них начальных политехнических знаний, умений и развития художественного вкуса. Конструирование и моделирование строится на активном воображении и творческом мышлении. Оно позволяет ребенку в наиболее полной форме раскрыть свою личность, свои способности, дает веры в свои силы. Все это явилось основанием для разработки программы кружка «Мастерская чудес».

Программа кружка «Мастерская чудес» направлена на формирование у дошкольников познавательной и исследовательской активности, развитие конструктивных навыков и умений, на развитие творческих способностей детей. На протяжении всего периода обучения дети шире знакомятся с видами и типами конструирования.

Программа кружка включает в себя как техническое конструирование, так начальное техническое моделирование.

Под техническим моделированием понимается один из видов технической деятельности, заключающей в воспроизведении объектов окружающей действительности в увеличенном или уменьшенном масштабе путем копирования объектов в соответствии со схемами, чертежами, без внесения существенных изменений. При постройке несложных самоходных моделей формируется понятия о конструкциях машин и механизмов, их назначение и действий, идет освоение трудовых навыков. Техническое конструирование – создание различных технических объектов, в процессе которого мыслительная и практическая деятельность направлена на то, чтобы сделать вещь, предмет, которые несут в себе элемент новизны, не повторяют и не дублируют, в отличие от моделирования, действительные объекты.

Направленность программы:

Техническая направленность.

Актуальность:

Данная программа актуальна тем, что раскрывает для обучающегося мир технического конструирования и начального технического моделирования. Программа построена так, что обучающиеся, преодолевая одно затруднение за другим, переходят от одного успеха к другому, в результате чего у них формируется опыт творческого дела, что играет важную роль в развитии личности в процессе технического творчества.

Представленная программа разработана в соответствии с ФГОС и реализует интеграцию образовательных областей (речевое, познавательное, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие).

Новизна программы:

Программа нацелена на создание условий для самовыражения личности ребенка. Каждый ребенок любит играть, но готовые игрушки не позволяют ребенку творить, в отличие от конструирования. Во время работы с конструктором ребенок познает мир, проявляет фантазию и воображение, проявляются такие качества как самостоятельность, активность, сноровку, повышает самооценку. В ходе конструктивно-технической деятельности ребенок становиться архитектором и строителем, воплощает в жизнь свои задуманные идеи. Техническое конструирование способствует профессиональной ориентации ребенка, у него развивается интерес к технике, моделированию, проявляются изобретательские способности.

Цель и задачи программы

Цель: развитие интереса дошкольников к техническому конструированию и начальному техническому моделированию.

Задачи:

Обучающие:

- формирование основ технического мышления и навыков начального технического моделирования;

- формирование знания и умения работы с разными материалами и инструментами при изготовлении, как простейших технических изделий, так и конструировании объемных макетов транспортных средств, мебели или зданий;

- учить технологическим приемам работы с бумагой, научить конструировать из плоских и объемных деталей простейшие технические макеты, модели и игрушки;

- обучение правилам безопасной работы с инструментами, применяемыми в начальном техническом моделировании;

Развивающие:

- развитие интереса к техническому моделированию;

- развитие конструктивного, образного и логического мышления;

-развитие конструкторских навыков, творческой инициативы и самостоятельности;

Воспитательные:

- воспитание у детей интереса к техническим видам творчества;

- воспитание аккуратности в работе;

- воспитывать ответственность, коммуникативные способности.

Отличительные особенности программы

Отличительная особенность программы заключается в том, что позволяет дошкольникам в форме познавательной деятельности раскрыть практическую целесообразность технического моделирования и конструирования, развить необходимые в дальнейшей жизни приобретенные умения и навыки. Интегрирование различных образовательных областей в кружке открывает возможности для реализации новых концепций обучающихся, овладения новыми навыками и расширения круга интересов.

Программа рассчитана на 1 год и предполагает проведение одного занятия в неделю во вторую половину дня. Общее количество занятий – 31. Продолжительность занятия:   30 минут. Возраст детей: 5- 7 лет. Количество детей 12 человек.

Ожидаемые результаты:

- Устойчивый интерес к конструированию и моделированию;

- формирование умений конструирования из различных видов конструктора;

- формирование необходимых навыков работы с материалом;

- умение самостоятельно изготовить поделку от начала до конца;

- проявление интереса к творческой деятельности;

- развитие мыслительной деятельности, конструкторской смекалки, сообразительности.

К концу учебного года у дошкольников развиваются следующие навыки:

- планировать и организовывать свою работу;

- конструировать с опорой на схему, или образец соответственно возрасту;

- конструировать по заданной теме;

- конструировать по представлению (без схемы);

- дополнять модели из конструктора по собственным задумкам;

- работать по трафаретам и шаблонам;

- составлять простые узоры;

- правильно пользоваться инструментами;

- изготавливать с помощью воспитателя простые поделки из бумаги и картона и другого материала.

Мероприятия по предоставлению результата:

Оформление выставки работ в МБДОУ;

Участие в выставках и конкурсах различного уровня;

Посещение детьми выставок , проводимых в ЦДО, в детских садах города.

Участие в городских мероприятиях, посвященных юбилею города Лесосибирска, празднованию 75-летию Великой Победы.

                                 

                                  Календарно-тематическое планирование

       Дата

Тема

Содержание

1. Техническое конструирование

Октябрь

1 неделя

«Чудеса конструирования»

Познакомить детей с многообразием материалов, используемых для конструктивно-модельной деятельности; вызвать у детей интерес к работе кружка показом готовых работ; познакомить детей с правила работы кружка и техникой безопасности.

2 неделя

«Машины будущего»

Формировать представления о машинах разных видов, их строении и назначении; упражнять в объемном и плоскостном моделировании и в построении схем. Развивать способность к порождению новых оригинальных идей, к анализу схем, чертежей, конструкций.

3 неделя

«Путешествие ребят на

планету Роботов»

Упражнять в создании роботов для различных целей из конструктора; развивать потребность к

 экспериментированию и изобретательству, Совершенствовать конструкторские

способности. Упражнять в конструировании по чертежам.

4 неделя

«Парк аттракционов»

Развивать у дошкольников интерес к моделированию и конструированию, стимулировать детское техническое

творчество; обучать конструированию по образцу, чертежу, заданной схеме, по замыслу. Формировать умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую

работу; совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе. Развивать мелкую моторику рук, стимулируя в будущем общее речевое развитие и умственные способности

Ноябрь

1 неделя

«Космические

корабли»

Научить детей делать постройку из конструктора не похожую на предыдущие. Закреплять название деталей. Учить детей комментировать пошагово ход работы. Закрепить знания детей о форме, цвете, величине, размере. Развиваем речь, логику и мышление.

2 неделя

«Танк»

Совершенствовать умение детей узнавать конструкцию

по чертежам, последовательно анализировать чертежи

конструкции, выделять ее основные части. Закреплять

умение самостоятельно создавать конструкцию по схеме без опоры на образец. Закреплять навыки коллективной работы: умение распределять обязанности, работать в соответствии с общим замыслом, не мешая друг другу.

3 неделя

«Гоночные машины»

Продолжать учить самостоятельно строить модель

машины по схемам и по собственному замыслу на основе имеющихся знаний и умений, находить свои

конструктивные решения. Учить создавать модель

гоночной машины с использованием конструктора с

подвижным креплением элементов. Продолжать учить

детей анализировать свою постройку; этапы ее создания,  развивать внимание при определении общих, характерных деталей машины различной конструкции; вычленять и называть главные части машины, планировать этапы постройки.

4 неделя

«Водный транспорт»

Развивать самостоятельность в решении

конструкторских задач. Развивать познавательно-

исследовательскую деятельность. Закреплять умение

создавать из мягких модулей крупномасштабные

объемные конструкции. Закреплять умение читать

схемы; соотносить плоскостное изображение фигур с

объемным. Формировать представление о цвете, форме, размерах предметов.

Декабрь

1 неделя

«Город»

Закрепление знаний о строительных

деталях, цвете. Обобщать представление у детей

выполнять задание по образцу. Развивать внимание в

процессе построек, логическое мышление, развивать

координацию движений. Воспитывать

самостоятельность через конструктивную деятельность

2 неделя

«Город маленьких

человечков»

Упражнять в составлении планов строительства.

Совершенствовать конструкторские способности.

Формировать совместную поисковую деятельность.

Развивать умение делать самостоятельные исследования и выводы

3 неделя

«Службы спасения»

Развивать фантазию и воображение детей, развивать

умения передавать форму объекта средствами

конструктора. Закреплять навыки скрепления деталей.

Учить умению планировать работу по созданию

сюжетной композиции. Развивать коммуникативные способности и навыки общения. Воспитывать ценностное отношение к собственному труду и труду других.

4 неделя

Конструирование по

замыслу

Формировать умение создавать замысел и реализовывать его. Упражнять детей в моделировании и конструировании из конструктора. Развивать умение

работать по предложенным инструкциям. Развивать

мелкую моторику. Формировать пространственное

мышление. 

Январь

1 неделя

«Сказочные домики»

Продолжать развивать интерес детей к конструктивной

деятельности, учить творческому конструированию по

условию: строить красивый дом – сказочный,

самостоятельно придумывать и осуществлять

оригинальные замыслы, находить необычные

конструктивные решения, закреплять навык

планирования предстоящей работы. Воспитывать

интерес к изобретательству, навыки коллективной

работы.

2 неделя

«Многоэтажный дом»

Вызвать у детей эмоциональное отношение к постройке. Закреплять умение делать дом по воображению или с помощью схемы. Совершенствовать знания детей в выборе деталей для постройки. Развивать воображение, умение описывать свою постройку. Воспитывать любовь к своей семье.

3 неделя

«Стул»

Формировать у детей представления о

функциональности конструкций, взаимосвязи

особенностей модели и ее назначения. Формировать у

детей умения создавать конструкции по представлению, упражнять в совместном конструировании, формировать умение проявлять аккуратность и ответственность в процессе работы.

Февраль

1 неделя

«Модель самоката»

Учить собирать самокат с использованием деталей из

металлического конструктора, закрепляя названия

элементов и умение выбирать необходимые из

множества. Развивать умение планировать этапы

постройки, пользоваться схемой, отверткой.

Воспитывать интерес к деятельности, самостоятельность в работе.

2 неделя

«Тачка»

Учить детей выполнять поделки из конструктора.

Развивать логическое мышление, любознательность,

речь, мелкие мышцы пальцев рук. Воспитывать интерес к работе с конструктором.

3 неделя

«Самолет»

Формировать умение и навыки по изготовлению

поделок из металлического конструктора. Развивать

умение планировать этапы постройки, пользоваться

схемой, отверткой. Воспитывать интерес к деятельности, самостоятельность в работе.

4 неделя

«Модель грузового

мотороллера»

Продолжать совершенствовать конструктивные

способности детей. Совершенствовать знания детей в

выборе деталей для постройки. Развивать воображение, умение описывать свою постройку.

2. Начальное техническое моделирование (работа с бумагой и картоном)

Март

1 неделя

«Подставка для

карандашей»

Совершенствовать навыки работы с картоном и

ножницами, использовать в работе предлагаемые

шаблоны; продолжать учить делать поделку, используя последовательность действий, предложенную

воспитателем; дать представление о дальнейшем

использовании выполненной своими руками работе в

повседневной жизни, о ее эстетической ценности

2 неделя

«Жилой дом»

Закрепить знания детей об архитектуре зданий; учить

соблюдать симметрию и пропорции; продолжать учить

конструировать по замыслу; учить определять форму,

размер, расположение деталей. Развивать образное

мышление и воображение; развивать творческую

инициативу, зрительную память и внимание.

Воспитывать интерес детей к самостоятельной работе,

побуждать детей к поисковой деятельности, воспитывать трудолюбие и любовь к творчеству в процессе конструирования.

3 неделя

«Административное

здание»

Продолжать учить конструировать в соответствии с

чертежами, соблюдать симметрии и пропорции; учить

анализировать конструкции сооружений; продолжать

учить устанавливать связи между функцией детали и ее свойствами в постройке. Активизировать поисковую

деятельность детей. Развивать образное мышление,

воображение, инициативу, творчество

4 неделя

«Самолет»

Развивать конструктивные способности, познавательный интерес. Познакомить с историей самолетостроения. Активизировать личный опыт ребенка для использования его в процессе совместной деятельности. Создать в ходе совместной деятельности ситуацию успеха для каждого ребенка.

Апрель

1 неделя

«Ракета»

Формировать умение создавать объемную конструкцию из бумаги, используя схему и образец. Закреплять умение закручивания прямоугольников в цилиндры, круг в конус.

2 неделя

«Истребитель Миг-27

Продолжать знакомить детей со способами техники

бумажной скульптуры. Активизировать воображение

детей; совершенствовать навыки работы с ножницами и бумагой; приучать экономно расходовать материал,

воспитывать аккуратность в работе, внимательное

отношение к просьбам товарищей.

3 неделя

«Упрощенная модель

вертолета»

Познакомить с последовательностью

изготовления простейшего вертолета; формировать

умения и навыки изготовления простейшего вертолета;

закреплять умения и навыки работы с линейкой,

ножницами, наблюдательность, внимание, зрительную

память; мелкие мышцы кистей рук

4 неделя

«Упрощенная модель

легкового автомобиля»

(подготовка материала,

заготовок)

Продолжать совершенствовать умение работать по

готовой выкройке; закрепление умения создавать из

бумаги объемные фигуры. Развитие эстетического вкус.

Май

1 неделя

Упрощенная модель

легкового автомобиля»

(сбор готовой модели)

Продолжать совершенствовать умение работать по

готовой выкройке; закрепление умения создавать из

бумаги объемные фигуры. Развитие эстетического вкус.

2 неделя

«Лодка с парусом»

Продолжать прививать умения и навыки работы с

бумагой; закрепить навыки работы с клеем, ножницами; обучить приемам изготовление объемных поделок; развивать внимание, аккуратность, интерес к работе, эстетический вкус.

3 неделя

«Лодка с треугольным

дном»

Продолжать учить конструировать в соответствии с

чертежами, соблюдать симметрии и пропорции;

продолжать учить устанавливать связи между функцией детали и ее свойствами в постройке. Активизировать поисковую деятельность детей. Развивать образное мышление, воображение, инициативу, творчество

4 неделя

Выставка творческих работ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дополнительного образования по театрализованной деятельности в студии "Театральные чудеса" во II младшей группе.

Программа предназначена для театрализованной деятельности для детей 3-4 лет и нгаправлена на художественно-эстетическое развитие....

Рабочая программа "Чудеса своими руками" для средней группы

Рабочая программа "Чудеса своими руками\'\' разработана для детей средней группы....

Рабочая программа кружка "Чудеса на песке".

Применение песочной терапии для развития познавательных процессов и становления всех сторон личности ребёнка, формирование гуманного, искреннего отношения к людям и всему живому....

Рабочая программа кружка "Чудеса творчества"

Дополнительная общеобразовательная программа «Чудеса творчества» (направление: художественно - эстетическое)Возраст детей:  5 – 6 летСрок реализации: 1 годПояснительная зап...

Рабочая программа кружка "Чудеса своими руками"

Программа кружка "Чудеса своими руками"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА «Чудеса своими руками (с использованием нетрадиционных техник аппликации)» в средней логопедической группе «Ромашка»

Пояснительная записка.Дошкольный возраст характеризуется познавательной активностью, интересом к окружающему миру, стремлением к наблюдению, сравнению,способностью детей осознавать поставленные п...

Рабочая программа кружка "Чудеса своими руками"

Рабочая программа кружка "Чудеса своими руками"Программа составлена с учетом ФГОС.Потребность в познании – источник развития личности. Формой выражения внутренних потребностей в знания...