Методическая разработка «Внедрение профессионального стандарта педагога в практику ДОУ»
методическая разработка

Акавова Джамиля Магомедовна

Формирование компетентности педагогических кадров в вопросе внедрения профессионального стандарта педагога в практику ДОУ. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл profstandart_1.docx26.27 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

«Внедрение профессионального стандарта педагога в практику ДОУ»

Цель семинара: Формирование компетентности педагогических кадров в вопросе внедрения профессионального стандарта педагога в практику ДОУ. 

Задачи семинара:

  1. Ознакомить педагогов с содержанием, структурой профессионального стандарта;
  2. Определить перспективы дальнейшего развития педагогов в ОУ;
  3. Стимулировать развитие инициативы, творчества;
  4.  Воспитывать интерес к педагогическому поиску, познанию себя.

Ожидаемые результаты:

  1. Воспитатели изучили содержание Профстандарта «Педагог»
  2. Способность и готовность педагогов к постоянному профессиональному саморазвитию, самосовершенствованию и самостановлению в своей профессиональной среде

3. Эффективное осуществление педагогической деятельности.

1.  Дорогие коллеги! Вам хорошо известно выражение «времена не выбирают…». Мы осуществляем свою профессиональную деятельность во времена непрекращающихся перемен и инноваций в образовании, во времена разработки и внедрения оригинальных концепций обучения и воспитания, во времена введения в действие новых документов и регламентов. Это, безусловно, непростые, но интересные времена, т.к. мы чувствуем свою причастность к созданию нового образовательного пространства в государстве, свою ответственность за судьбы подрастающего поколения, свое влияние на формирование культурного уровня всех участников образовательного процесса.

Ключевая фигура реформирования образования - педагог. Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений – все эти характеристики деятельности успешного профессионала.

Участникам предлагается разделиться на две группы через выполнение   упражнения «Сложи пазл и объясни значение».

А теперь вспомним сказку «Снежная королева». Она предложила Каю составить слово. Перед вами буквы, определенное сочетание которых обозначает глоссарий темы нашей встречи. Выложите и объясните их значение.
- профстандарт – документ, включающий перечень профессиональных и
личностных требований к педагогу, действующий на всей территории РФ.
 -профкомпетенция – способность успешно действовать на основе
практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач.

О профкомпетенции мы говорили на прошлом мастер-классе, а сегодня поговорим о профстандарте.

Приказом Минтруда России от 18.10.2013 N 544н" Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)" (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 N 30550) принят «Профессиональный стандарт педагога». 

Характеристика и функции стандарта


         Профессиональный стандарт педагога – это рамочный документ, в котором определяются основные требования к его квалификации и качества выполнения трудовых функций, призванные к преодолению технократического подхода в оценке труда педагога, обеспечению координированного роста свободы и ответственности педагога за результаты труда, мотивации педагога на постоянное повышение
квалификации. Профессиональный стандарт педагога отражает структуру его
профессиональной деятельности: (
обучение, воспитание и развитие)

В стандарте выдвинуты профессиональные компетенции воспитателя, отражающие специфику его работы, необходимые трудовые функции, умения и знания.

«От педагога нельзя требовать того, чему его никто никогда не учил»

(Из профессионального стандарта педагогов)

Первая магистральная линия:

профессиональное самосовершенствование.

Вторая магистральная линия:

«Профессиональная ИКТ-компетентность, квалифицированное использование общераспространѐнных в данной профессиональной области средств ИКТ при решении профессиональных задач там, где нужно, и тогда, когда нужно» (Из профессионального стандарта педагога).

Чтобы реализовывать ФГОС ДО, педагог обязан использовать цифровые технологии визуального творчества. В профстандарте целый раздел посвящѐн ИКТ компетентности педагога. Первое, что необходимо сделать для применения данной технологии — создать технические условия.

Третья магистральная линия — новые компетенции.

Педагог должен использовать специальные подходы к обучению и воспитанию, для включения в образовательный процесс любых обучающихся:
-  работа с одарѐнными воспитанниками — активизировать педагогов и детей
для участия в различных конкурсах и создать систему учѐта, раскрыть способности каждого ученика, создать условия для развития каждого ребѐнка в интересах его личностного роста;

-  дети с ограниченными возможностями здоровья. Главная задача – создать им условия образования на основе психолого-педагогических приемов. И работа с данной категорией детей и с детьми с ОВЗ – это командная работа. А умение работать в команде — это одно из требований профессионального стандарта.
Четвертая магистральная линия: «Внутренний и внешний аудит».

Расширяя границы свободы педагога, профессиональный стандарт одновременно повышает его ответственность за результаты своего труда, предъявляя требования к его квалификации, предлагая критерии ее оценки. Оценку соответствия педагога требованиям Профстандарта можно выявить посредством внутреннего и внешнего аудита. Профессиональная деятельность педагога дошкольного образования  оценивается только комплексно. Оценка  включает сочетание показателей динамики развития интегративных качеств ребенка, например любознательности, активности, эмоциональной отзывчивости, положительного отношения ребенка к детскому саду и высокой степени активности и вовлеченности родителей в решение образовательных задач и жизнь детского сада.

        Это помогает:

 Педагогу: проводить аналитическую работу о своей деятельности, увидеть профессиональное продвижение или наоборот – профессиональную стагнацию.

Администрации: объективно оценивать успешность педагога и расширять
методический диапазон Организации.

Аудиторам: проводить качественную и объективную экспертизу деятельности педагога.
         В заключение остается сказать, что профстандарт для педагога ДОУ, должен стать новым и эффективным способом упорядочения работы детских садов и других дошкольных учреждений, повысить эффективность воспитательной и образовательной деятельности в них, а также добиться большей компетентности от работников. Насколько полезным окажется введение профстандартов, покажет время…

Учиться, повышать свою квалификацию, профессионально самосовершенствоваться — одно из основных современных качеств педагога.

Уважаемые коллеги пришло время поработать с самим документом.

2. Мозговой штурм.

Группам предлагается составить портрет современного воспитателя, оперируя требованиями профстандарта педагога.  Данные качества разделить на две части:

А) Качества воспитателя, которые ТРЕБУЮТ усовершенствования:
-  владение специальными методиками, позволяющими проводить коррекционно-развивающую работу;

-  владение ИКТ компетенциями, необходимыми и достаточными для  планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми  раннего и дошкольного возраста;
-  готовность к взаимодействию с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума;

-  умение читать документацию специалистов (психологов, дефектологов, логопедов и т.д);
-  умение составлять совместно с другими специалистами программу индивидуального развития ребенка;

-  готовность принять разных детей, вне зависимости от их реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья. Профессиональная установка на оказание помощи любому ребенку;

-  владение психолого-педагогическими технологиями ( в том числе инклюзивными), необходимыми для работы с различными воспитанниками: одаренные дети, социально-уязвимые дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети, с особыми образовательными потребностями (дети с выраженными признаками аутизма, СДВГ и др, дети с ОВЗ, дети с девиациями поведения).

Б). Качества воспитателя полностью сформированы НЕ требующие корректировки
-  иметь средне-специальное или высшее образование по профилю деятельности ОО;

-  умение планировать, проводить занятия, анализировать их эффективность
(самоанализ занятия);

-  владениями методами и средствами анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющего оценить результаты освоения детьми образовательных программ, степень сформированности у них необходимых интегративных качеств детей дошкольного возраста, необходимых для дальнейшего обучения и развития в начальной школе;

-  владение методами и средствами психолого-педагогического просвещения родителей (законных представителей) детей раннего и дошкольного возраста, умение выстраивать партнерское взаимодействие для решения образовательных задач;

-  умение организовывать ведущие в дошкольном возрасте виды деятельности: предметно-манипулятивную и игровую, обеспечивая развитие детей. Организовывать совместную и самостоятельную деятельность дошкольников;

-  знание специфики дошкольного образования и особенности организации образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста;

-  владение теорией и педагогическими методиками физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста.


          По итогам работы каждая группа представляет свой портрет и комментирует
представленные качества.


Участникам предлагается проверить свои ответы

Профессия педагог — творческая профессия. Свобода личная и профессиональная — необходимые условия для творчества. Стандарт создаѐт условия для раскрепощения, но очень важно суметь этим воспользоваться.

Дорогу осилит идущий...

3. Тестирование
«Концепция и содержание профессионального стандарта педагога»
Вопрос 1
Профессиональный стандарт педагога…
-  инструмент реализации стратегии образования в меняющемся мире
-  объективный измеритель квалификации педагога
-  оба варианты верны (верный ответ)
Вопрос 2
Способность успешно действовать на основе практического опыта,
умения и знаний при решении профессиональных задач – это…
-  квалификация педагога
-  профессиональная компетенция (верный ответ)
-  профессиональная ИКТ-компетентность
Вопрос 3
Профессиональный стандарт педагога не применяется…
-  при приеме на работу в общеобразовательное учреждение на должность
педагога
-  при зачислении в педагогические ВУЗы (верный ответ)
-  при проведении аттестации педагогов самими образовательными
организациями, в случае предоставления им соответствующих полномочий

Вопрос 4
Итоговая оценка профессиональной деятельности педагога
производится…
-  по результатам обучения, воспитания и развития учащихся (верный ответ)
-  по количеству наградных документов, полученных за определенный период
образовательной деятельности
-  нет верных вариантов

Упражнение «Смятый лист»

А сейчас возьмите, пожалуйста, по листу бумаги. Согните лист как вам хочется, а теперь еще раз согните. Сделайте подобным образом еще 3 раза. А теперь разверните лист и разгладьте его руками. Посмотрите, сколько заломов осталось на листе, как бы его не разглаживали. Вот так и в освоении профессионального стандарта много еще проблем и вопросов. Мы желаем вам максимально комфортно преодолеть этот сложный путь. Пока мы живем, мы учимся!

Метод мотивации к дальнейшей самостоятельной деятельности «Притча»

Как-то плыли на корабле мудрец и купец. Путь лежал долгий через океан. Купец вез целый сундук с золотыми монетами и дрогой одеждой. У мудреца же не было ничего, что могло быть ценным. Купец постоянно насмехался над мудрецом из-за его бедности.

Был шторм и корабль вынесло на рифы, где он и разбился. Купцу и мудрецу в тот день очень повезло, и они остались в живых. Их выбросило на берег, и они оказались на одном из необитаемых островов.

Мудрец благодарил небеса, за то, что они спасли его, но вот купец не был радостным. Он постоянно причитал и корил судьбу за то, что она забрала все его богатства, и он не знал, что дальше ему делать.

Мудрец подошел к нему и сказал: «Счастье не измеряется в количестве золотых монет. Если ты раньше заработал свое состояние, то значит это сможешь сделать еще раз. Главное это то, что ты знаешь, как это сделать. После кораблекрушения я ничего не потерял, так как знания – вот мое богатство. И это никто не сможет у меня отнять».

Те книги, которые вы читаете, те мероприятия, в которых вы принимаете участие дают возможность не только развиваться, но и получать новые знания, которые останутся с вами навсегда и будут помогать вам в достижении ваших целей.

Рефлексия.
«Лестница успеха»

Рассказать участникам о рефлексии «Лестница успеха». Участники по очереди берут человечка, по цвету соответствующего их настроению, и прикрепляют на одну из ступеней «Лестницы успеха».

Цель: мотивация к дальнейшей самостоятельной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья"Проблемы эффективного взаимодействия образовательных организаций в условиях внедрения профессионального стандарта педагога".

В статье затронута проблема приемственности дошкольных организаций  и школы в условиях внедрения профессионального стандарта педагога....

«Должностная инструкция педагога-психолога в процессе внедрения профессионального стандарта педагога-психолога»

Методическая разработка предназначена для педагогов-психологов  ДОУ. Разработана в соответствии с профессиональным стандартом педагога-психолога....

Семинар-практикум для воспитателей «Внедрение профессионального стандарта педагога в практику ДОУ»

Адресаты: воспитатели дошкольных образовательных учрежденийЦель семинара: выявление уровня сформированности  базовых компетентностей  педагогов, позволяющих эффективно осуществлять педагогич...

Игра для педагогов по внедрению профессионального стандарта ПЕДАГОГ "Что? Где? Когда?"

Игра для педагогов по внедрению профессионального стандарта " Педагог" Форма проведения: Клуб ЗнатоковМесто: музыкальный залУчастники: педагоги детского садаКоличество участников: 7Врем...

МАТЕРИАЛЫ К СЕМИНАРУ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ : «АПРОБАЦИЯ И ВНЕДРЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА ПЕДАГОГА»

Профессиональный стандарт педагога выполняет функции, призванные:- Преодолеть технократический подход в оценке труда педагога.- Обеспечить координированный рост свободы и ответственности пед...