программа по выявлению и развитию музыкальных способностей дошкольников "Дорожка к музыке"
методическая разработка

Шабентова Лариса Васильевна

программа по выявлению и развитию музыкальных

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_zhanna_1.docx37.96 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

“Детский сад № 8 “Салют”

                                                         Утверждаю:

                            Заведующий МБДОУ

 “Детский сад №8 “Салют”

                          ____________ Горбунова А.Н.

.                  

ПРОГРАММА

ПО ВЫЯВЛЕНИЮ И РАЗВИТИЮ

МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

ДОШКОЛЬНИКОВ

“Дорожка к музыке”

Составители:

Громова Жанна Геннадьевна

Шабентова Лариса Васильевна

Содержание

  • Пояснительная записка
  • Цель. Задачи.
  • Реализация программы
  • Методы выявления основных музыкальных способностей
  • Методы и способы развития  музыкальных способностей
  • Ожидаемые результаты и способы проверки

Литература

Приложения

 

  • ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Успешное владение музыкальным искусством на уровне дошкольного репертуара возможно при условии не только наличия у обучающихся соответствующих способностей, но и их систематического развития.

Прежде всего,  необходимо обозначить, что подразумевается под словом способности.

В отечественной психологии С.Л.Рубинштейн определяет способности как «свойства или качества, делающие человека  пригодным к успешному выполнению какого-либо видов общественно полезной деятельности» . Изучая процесс развития способностей человека, С.Л.Рубинштейн приходит к выводу, что «развитие способности совершается по спирали: реализация возможности, которая представляет способность одного уровня, открывает новые возможности для дальнейшего развития,  для развития способностей более высокого уровня» . И далее: «способности людей формируются не только в процессе усвоения продуктов, созданных человеком в процессе исторического развития, но также и в процессе их создания…» . Как отмечает Б.М. Теплов «способность по своему существу понятие динамическое…существует только в движении, только в развитии» .

Принято различать способности общие и специальные. В нашем случае музыкальная деятельность предполагает, в первую очередь, развитие специальных способностей. Однако,  способности человека «реально даны всегда в некотором единстве общих и специальных (особенных и единичных) свойств. Нельзя внешне противопоставлять их друг другу. Между ними имеется и различие, и единство».

Основные положения теории способностей получили свое развитие и конкретизацию в многочисленных работах отечественных психологов. При всём разнообразии подходов к основным музыкальным способностям причисляются:

- ладовое чувство — способность чувствовать эмоциональную выразительность звуковысотного движения;

- музыкально-слуховые представления — способность звуковысотного отражения мелодии;

- чувство ритма — способность активного двигательного переживания музыки, ощущение его воспроизведения.

Комплекс способностей, требующихся для занятия именно музыкальной деятельностью, который называют музыкальностью, конечно, не исчерпывается этими способностями. Но они образуют основное ядро музыкальности, позволяющий человеку активно проявлять себя в различных видах музыкальной деятельности: в слушании музыки, пении, движении и музыкальном творчестве.

Выделяют несколько критериев, по которым можно судить о выраженности способностей. Среди них – результативность деятельности, скорость и успешность овладения необходимыми знаниями и навыками, оригинальность и самобытность выполнения работы, а также степень преодоления неблагоприятных условий среды.

Для изучения способностей исследователи применяют различные приёмы: наблюдение, естественный эксперимент, анализ продуктов деятельности, экспертные оценки специалистов. Как правило, по формальным критериям эти методы не доведены до уровня требований, предъявляемым к методам психодиагностики.  Наиболее разработанной проблема диагностики специальных способностей является в зарубежных исследованиях.

Как отмечает Н.С. Лейтес, изучая возрастные особенности развития способностей «все способности ребёнка развиваются во взаимодействии его со средой, в играх и занятиях, под влиянием обучения и воспитания», другими словами «способность не может возникнуть вне соответствующей конкретной деятельности».

Способности, таким образом, представляют собой процесс, прижизненно складывающееся образование. В связи с этим диагностика способностей тоже должна быть процессом, состоящим из взаимосвязанных ступеней познания.

Именно так подходил к проблеме диагностики Л.В. Выготский. Он считал, что психологическая диагностика – это диагностика развития. Только по результатам многократных и систематических наблюдений за обучением можно судить о качественном своеобразии процесса психологического развития ребенка.

Когда речь идет о сложном явлении музыкальности и музыкальных способностей, такой подход к диагностике является единственно правильным.

Раннее выявление и целенаправленная деятельность в этом направлении требует соответствующей программы действий.

Данная Программа по выявлению и развитию способностей обучающихся содержит краткий теоретический материал, необходимый набор диагностических методик, описание методов работы, примеры фиксации результатов, план диагностических процедур и перечень литературы.

Программа реализуется в форме естественного эксперимента, дополненного данными наблюдений, экспертных оценок и анализа результатов деятельности.

  • ЦЕЛЬ. ЗАДАЧИ

Цель:

- создание условий для выявления и развития музыкальных способностей обучающихся.

Задачи:

- создание системы целенаправленного выявления уровня музыкальных способностей у детей, не имеющих музыкальной подготовки;

- определение методов и приёмов обучения для развития специальных музыкальных способностей;

- формирование музыкальной памяти, развитого полифонического мышления, мелодического, ладогармонического, тембрового слуха;

- обеспечение возможности для обучающихся проявлять способности в творческой, концертной, конкурсной деятельности.

3.        РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ

Для решения поставленных задач необходимо:

- выявить уровень базовых музыкальных способностей при помощи соответствующих методов диагностики;

- определить наиболее адекватные методы и приёмы работы, направленные на развитие музыкальных способностей обучающихся;

- использовать необходимый диагностический инструментарий для определения уровня развития способностей на разных этапах обучения.

4.        МЕТОДЫ ВЫЯВЛЕНИЯ ОСНОВНЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

В настоящее время большинство теоретиков и экспериментаторов считают музыкальность структурным образованием, в котором можно выделить отдельные несводимые друг к другу способности -  «анализ музыкальности должен идти по пути вычленения отдельных музыкальных способностей и установления взаимоотношений между ними» Б. М. Теплов

В теории и практике музыкального воспитания принята диагностика, основанная на выявлении трех основных музыкальных способностей — ладового чувства, музыкально-слуховых представлений и чувства ритма.

Эмоциональная отзывчивость на музыку в наибольшей степени проявляется в первой и третьей способностях.

1.        Ладовое чувство -  способность эмоционально различать ладовые функции звуков мелодии, или чувствовать эмоциональную выразительность звуковысотного движения. Это – эмоциональный, или перцептивный компонент музыкального слуха. Ладовое чувство образует неразрывное единение с ощущением музыкальной высоты, то есть высоты отчленённой от тембра, непосредственно проявляется в восприятии мелодии, в узнавании её, в чувствительности к точности интонации. Оно наряду с чувством ритма образует основу эмоциональной отзывчивости на музыку. В детском возрасте его характерное проявление – любовь и интерес к слушанию музыки.

2.        Способность к слуховому представлению -  способность произвольно пользоваться слуховыми представлениями, отражающими звуковысотные движения. Это слуховой или репродуктивный компонент музыкального слуха. Проявляется в воспроизведении по слуху мелодий, в первую очередь в пении. Совместно с ладовым чувством она лежит в основе гармонического слуха. На более высоких ступенях развития она образует то, что обычно называют внутренним слухом. Эта способность образует основное ядро музыкальной памяти и музыкального воображения.

3.        Музыкально-ритмическое чувство -  способность активно переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его. В раннем возрасте музыкально-ритмическое чувство проявляется в том, что слушание музыки непосредственно сопровождается теми или иными двигательными реакциями, более или менее передающими ритм музыки. Наряду с ладовым чувством оно образует основу эмоциональной отзывчивости на музыку.

Основные усилия направлены на определение уровня  основных музыкальных способностей и традиционно содержат следующие задания:

- определить соотношение двух предлагаемых звуков по высоте,

- определить направление движения предложенной мелодии,

- исполнить знакомую песню, с сопровождением и без него,

- повторить сыгранную мелодию,

- допеть до конца предложенную мелодию,

- прохлопать ритмическую основу мелодии,

- согласовать движения с характером знакомого музыкального произведения, а также незнакомого музыкального произведения после предварительного прослушивания.

Для фиксации результатов используется трехуровневая система - низкий, средний, высокий, предварительно установив критерии оценки и соответствие количества полученных баллов определённому уровню.

Параметры и критерии диагностики музыкальных способностей

Основные музыкальные способности

Уровень развития /количество баллов

Низкий

(3 балла)

Средний

(4 балла)

Высокий

(5 баллов)

Ладовое чувство

Отсутствие внешних проявлений эмоциональности при восприятии предлагаемого музыкального произведения, не узнавание знакомых мелодий, отсутствие способности довести мелодию до тоники

Внешние проявления эмоциональности при прослушивании, недостаточное внимание при восприятии, нестабильность правильных ответов в определении устойчивых и неустойчивых звуков при окончании на них мелодии, нестабильность правильного выполнения задания довести мелодию до тоники

Яркое эмоциональное восприятие музыки, внимание во время слушания предлагаемого произведения, просьба повторить музыкальное произведение, наличие любимых произведений, точное ощущение устойчивости и неустойчивости звуков при окончании на них мелодии

Музыкально-слуховые представления

неправильный подбор по слуху незнакомой мелодии

Недостаточно чистое интонирование мелодии знакомой песни с сопровождением и без него, неточная интонация мелодии после ее предварительного прослушивания, подбор с ошибками несложной мелодии (попевки) по слуху

Чистое интонирование мелодии знакомой песни с сопровождением и без него, точность интонации незнакомой мелодии после ее предварительного прослушивания, правильный подбор по слуху несложной мелодии (попевки)

Чувство

ритма

Неправильное воспроизведение ритмического рисунка

мелодии, не соответствие

ритма движений ритму музыкального

произведения

Воспроизведение в хлопках ритмического рисунка мелодии с ошибками, недостаточная точность соответствия ритма движений ритму предлагаемого музыкального произведения

Четкое воспроизведение в хлопках ритмического рисунка мелодии, соответствие ритма движений ритму предлагаемого музыкального произведения

Полученные результаты диагностики фиксируются. Понятие музыкальность не исчерпывается основными музыкальными способностями. Кроме них, в структуру музыкальности могут быть включены музыкальное мышление, исполнительские, творческие способности и др.

Поэтому для более полного представления об уровне базовых музыкальных способностей  используются  «Игровые  тесты» с последующей фиксацией результатов.

Система игровых тестов, направлена на изучение структурных компонентов музыкальности: звуковысотного, темпо-метроритмического, тембрового, динамического, гармонического (ладового), формообразующего чувства; эмоциональной отзывчивости на музыку как главного компонента музыкальности, а также когнитивного, операционального и мотивационного компонентов музыкально-эстетических вкусов детей.

Данная методика позволяет  наглядно представить как «слабые» стороны музыкальности, так и «сильные» структурные характеристики его музыкальности, способные служить опорой в построении эффективной педагогической работы в развитии способностей ребёнка.

Вступительные испытания позволяют констатировать наличие тех или иных музыкальных способностей у  детей, но не определяют успешности их последующего обучения. Оценка перспектив развития возможна только после начала обучения с учетом возраста и мотивации. Тем ни менее, полученные данные позволяют определить направление работы с каждым ребенком в зависимости от полученных результатов.

5. МЕТОДЫ И СПОСОБЫ РАЗВИТИЯ  МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

Основная форма работы с обучающимися - занятие

Он строится на:

- личностно-ориентированном,

- дифференцированном

- системно-деятельностном подходах  

Для достижения поставленной цели используются:

1. Практические методы или метод музицирования: слушание музыки, разучивание  произведения, исполнения эпизодов музыкальной речи в движении и на музыкальном инструменте; эти методы  могут быть репродуктивными, частично-поисковыми, творческими, могут выполнять организационную, стимулирующую и контролирующую функции.

2. Наглядные методы или метод показа: стимулирование и эффективная организация музыкально-познавательной деятельности, участие в освоении учебного материала всех органов чувств, зрительная и двигательная наглядность – исполнительский показ музыкальным руководителем,  применение дирижёрских жестов,  метод рисования под музыку, метод взаимосвязи с другими видами искусства.  

3. Словесные методы: необходимая эмоциональная настройка на восприятие и исполнение музыкального произведения, проводятся обобщение и оценка музыкальных знаний и умений - рассказ, с элементами занимательности и новизны, беседа как обсуждение с обучающимся актуальной в тот или иной период работы темы или проблемы.

В основе работы над развитием музыкальных способностей содержатся следующие принципы:

1.        Принцип учёта возрастных особенностей.

2.        Принцип развивающего и системного обучения (формирования комплекса способностей и навыков).

3.  Принцип индивидуализации и дифференциации обучения.

Данные принципы представляют собой систему, требующую целостной реализации. Но в зависимости от конкретной ситуации – индивидуально-психологических, физических, личностных и прочих особенностей ребенка, в работе с ним на первый план могут выходить те или иные принципиальные педагогические установки.

Основу способов развития музыкальных способностей обучающихся составляет система комплексного музыкального воспитания:

1.        Развитие игрового аппарата и необходимого комплекса движений через постепенное формирование соответствующих навыков, рациональных приёмов звукоизвлечения первоначально через подражание, впоследствии – с помощью освоения и закрепления различных технических формул.

2.        Развитие звуковысотных и метроритмических ощущений в процессе выполнения творческих заданий: воспитание слухового контроля, пение, подбор по слуху, транспонирование, сочинение, импровизация.

3.        Формирование и закрепление «моделей» музыкальной речи в зрительной, слуховой и моторной памяти в процессе чтения с листа несложных музыкальных произведений.

4.        Развитие творческой инициативы при самостоятельном выборе и изучении музыкальных произведений.

5.        Обогащение музыкально-слуховых представлений первоначально в работе над исполнением простейшей мелодии, позже -  в работе над произведениями различных стилей и жанров (полифонические произведения, произведения крупной формы, инструментальные миниатюры и др.)

6.        Формирование необходимых мыслительных операций в осуществлении анализа музыкального произведения.

7.        Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку при работе над выразительностью исполнения, а также  при посещении или просмотре записей концертов, конкурсов и других музыкальных событий.

8.        Закрепление исполнительских навыков в процессе подготовки к публичным выступлениям.

9.        Сохранение мотивации к обучению посредством своевременного и адекватного сочетания поддержки и требований.

10.         Соблюдение разумного баланса между форсированным продвижением и сдерживанием развития наиболее способных обучающихся при выборе репертуара.

6.        ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И СПОСОБЫ ПРОВЕРКИ

В результате реализации Программы ожидаемы:

- в отношении ранее диагностированных компонентов музыкальности положительные изменения;

- соответствие уровню репертуарного продвижения, количества и сложности разучиваемых произведений;

- соответствие качества исполнения оценкам «хорошо»  и «отлично»;

- проявление творческой инициативы;

- успешные публичные выступления  (концерты, конкурсы).

Важно фиксировать  уровень развития музыкальных способностей в процессе обучения на каждом возрастном этапе. Это позволит выявить не только реальные способности и достижения, но и потенциальные, скрытые возможности обучающихся.

1-й год реализации Программы – выявление музыкальных способностей.

2-й год реализации Программы – промежуточная диагностика музыкальных способностей в процессе их формирования.

В работе с детьми 2 года обучения уровень развития музыкальных способностей отслеживается с помощью наиболее подходящих, с точки зрения преподавателя,  методик для детей 5 - 7 лет

3-й год реализации программы и далее - анализ реальных достижений.

На данном этапе уровень развития способностей в процессе целенаправленного обучения свидетельствует о его эффективности.

Для проверки ожидаемых результаты фиксируются: результаты естественного эксперимента, данные наблюдений, экспертных оценок и анализ реальных достижений.

Опираясь на результаты стартовой, промежуточной и итоговой  диагностики, преподаватель  определяет основные тенденции в развитии обучающихся и составляет план индивидуального обучения с учётом возможностей и уровня развития музыкальных способностей каждого конкретного ученика, тем самым, создавая условия не только для выявления музыкальных способностей обучающихся, но и для их успешного развития.

ЛИТЕРАТУРА

  •  Бодраченко, Ирина Музыкальные игры в детском саду для детей 5-7 лет / Ирина Бодраченко. - М.: Айрис-пресс, 2011. - 176 c.
  •  Виноградов, Лев Развитие музыкальных способностей у дошкольников / Лев Виноградов. - М.: Сфера, Речь, Образовательные проекты, 2011. - 160 c.
  •  Дубровская, Е. А. Ступеньки музыкального развития / Е.А. Дубровская. - М.: Просвещение, 2013. - 176 c.
  • Зарецкая, Н. В. Веселая карусель. Игры, танцы, упражнения. Для детей младшего возраста (2-4 года) / Н.В. Зарецкая. - М.: АРКТИ, 2016. - 549 c
  • Каплунова, И. Ладушки. Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста / И. Каплунова, И. Новоскольцева. - М.: Невская нота, 2010. - 560 c.
  • Готсдинер А.Л. Музыкальная психология.  М.: Магистр,1993.

Кирнарская Д.К. Психология специальных способностей. Музыкальные способности. – М.: Таланты – 21 век, 2004.

  • Лейтес Н. С. Возрастная одарённость и индивидуальные различия. – М.: «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.
  • Психология специальных способностей. Музыкальные способности. – М.: Таланты – 21 век, 2004.
  • Мясищев В.М., Готсдинер А.Л. Проблемы музыкальных способностей и их социальное значение // Роль музыки в эстетическом воспитании детей и юношества: Сб. ст. / Сост. и ред. А.Готсдинер. - Л.: Музыка,1980.
  • Психологическая диагностика детей и подростков. Учебное пособие для студентов. / Под ред. К. М. Гуревича Е. М. Борисовой. – М.: Международная педагогическая академия, 1995.
  • Тарасова К.В., Кузьмин В.Е., Исаева И.Е. Диагностика музыкальной одаренности детей дошкольного возраста. – М., 1994.
  • Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей // Избранные труды  М.: Педагогика,1985.
  • Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности: Проблемы, суждения, мнения. - М.: Интерпракс,1994
  • Картушина, М. Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду. Комплект наглядных пособий / М.Ю. Картушина. - М.: Скрипторий 2003, 2010.
  • Конкевич, С. В. Мир музыкальных образов. Слушаем музыку вместе с ребенком. Советы музыкальным руководителям (подготовительная группа) / С.В. Конкевич. - М.: Детство-Пресс, 2010. 

.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1

 «Диагностика музыкальных способностей детей в игровых тестах» , автор Егорова Л.В.

Игровые тесты

-  опираются не только на оценку знаний, но и на изучение познавательной деятельности в целом (специфики музыкально-мыслительной деятельности);

- применимы для массового исследования;

-  дают сравнимые между собой результаты.

Методика диагностики музыкальных способностей детей может предъявляться в игровой форме и использоваться как индивидуально, так и в группах до 7-9 человек.

Данная методика позволяет  наглядно представить как «слабые» стороны музыкальности, так и «сильные» структурные характеристики его музыкальности, способные служить опорой в построении эффективной педагогической работы в развитии способностей ребёнка.

1. Диагностика чувства темпа и метроритма

Игра-тест на выявление уровня развития чувства метра "Настоящий музыкант"

Тест позволяет определить реактивно-метрические способности. Все задания предъявляются в размере 4/4 в умеренном темпе в объёме четырёх тактов.

Игра предполагает вовлечение ребёнка в исполнение на музыкальных инструментах, например на металлофоне, простой мелодии.

Цель: выявление уровня развития чувства темпа и метрической моторной регуляции в соответствии с изменяющимся темпом.

Если ребёнок соглашается поиграть на инструменте (необходимо создать доброжелательную атмосферу), ему предлагается следующая инструкция: "Давай сначала выберем, какую музыку мы будем исполнять (называется ряд простых детских песенок)". Педагогу рекомендуется мелодию завершить, даже если ребёнок остановился или ошибся. Обязательно следует похвалить ребёнка за исполнение песенки.

Критерии оценки:

  • адекватное исполнение ребёнком своей партии в умеренном, быстром и медленном темпах, а также с ускорением и замедлением фиксируется как высокий уровень темпо-метрической регуляции;
  • адекватное исполнение всех восьми тактов только в двух темпах (например, умеренном и быстромили умеренном и медленном) соответствует среднему, нормативному уровню развития чувства темпа;
  • ситуативно-сбивчивое, но завершённое исполнение песенки только в умеренном темпе (допускаются аметрические ошибки в 2-4 тактах) показывают слабый уровень двигательного опыта моторной регуляции;
  • сбивчивое и незавершённое ребёнком исполнение - низкий уровень.

2. Тест - игра на изучение чувства ритма

"Ладошки"

Цель: выявление уровня сформированности метроритмической способности.

Стимулирующий материал

1. Детская песня "Дин-дон"

2. Детская песня "Петушок"

3. М. Красев "Ёлочка"

Педагог предлагает ребёнку спеть песню и одновременно прохлопать в ладоши её метрический рисунок. Затем ребёнку предлагается "спрятать" голос и "спеть" одними ладошками.

Критерии оценки:

  • точное, безошибочное воспроизведение метрического рисунка одними ладошками на протяжении всех 8 тактов - высокий уровень;
  • воспроизведение метра с одним-двумя метрическими нарушениями и с некоторой помощью голоса (пропевание шёпотом) - средний уровень;
  • адекватное метрическое исполнение с пением 4 -5 тактов - слабый уровень;
  • неровное, сбивчивое метрическое исполнение и при помощи голоса - низкий уровень.

3. Диагностика звуковысотного чувства (мелодического и гармонического слуха)

"Гармонические загадки"

Цель: выявить степень развития гармонического слуха, т.е. способности определять количество звуков в интервалах и аккордах, а также характер звучания в ладовых созвучиях.

Педагог исполняет созвучие (интервал или аккорд) и затем предлагает ребёнку отгадать сколько звуков "спряталось" в нём, а также определить как звучит созвучие: весело или грустно. Следует исполнить 10 созвучий.

Критерии оценки:

  • слабый уровень - угадано ребёнком 1-3 созвучия
  • средний уровень - угадано ребёнком 4-7 созвучий
  • высокий уровень - угадано ребёнком 8-10 созвучий

"Повтори мелодию"

Цель:

  • определить уровень развития произвольных слухо-моторных представлений;
  • вокального типа, т.е. возможностей управлять мускулатурой голосовых связок в соответствии со слуховыми представлениями интонационного эталона мелодии;

Стимулирующий материал могут составить простые попевки или песенки.

Ребёнку предлагается:

  • спеть любую известную ему песенку;
  • повторить голосом мелодию, сыгранную педагогом на инструменте;

Критерии оценки:

  • слабый уровень - последовательное исполнение звуков вверх или вниз по направлению к тоническому звуку в диапазоне терции;
  • средний уровень - опевание тоники и последовательное исполнение тетрахорда (вверх - вниз по направлению к тонике) в удобном для ребёнка диапазоне;
  • высокий уровень - опевание, последовательное и скачкообразное (на кварту, квинту, малую или большую сексты) исполнение мелодических линий в диапазоне октавы и более.

4. Диагностика чувства тембра

Тест - игра "Тембровые прятки"

Цель: выявление уровня развития тембрового слуха по показателю адекватно дифференцированного определения инструментального или вокального звучания одной и той же мелодии.

Стимулирующий материал составляет аудиозапись музыкального фрагмента в исполнении:

  • детского голоса;
  • женского голоса;
  • мужского голоса;
  • хора;
  • струнных смычковых инструментов;
  • деревянных духовых инструментов;
  • медных духовых инструментов;
  • фортепиано;
  • оркестра.

Ребёнку предлагается прослушать аудиозапись музыкального фрагмента в различных исполнениях и определить тембровое звучание музыки.

Критерии оценки:

  • низкий уровень развития тембрового чувства - адекватное определение только однородных тембров;
  • средний уровень - адекватное определение однородных тембров и смешанных тембров;
  • высокий уровень - адекватное определение различных тембровых соотношений в исполнении предъявленного музыкального фрагмента.

5. Диагностика динамического чувства

Тест - игра "Мы поедем в "Громко-тихо""

Цель: определение способности адекватной аудиально-моторной реакции на динамические изменения (силу выражения) инструментального и вокально-инструментального стимула.

Стимулирующий материал:

  • барабан или бубен;
  • фрагменты музыкальных пьес: Х.Вольфарт "Маленький барабанщик"; К.Лонгшамп-Друшкевичова "Марш дошкольников".

Ребёнку предлагается поиграть в "громко-тихо". Педагог играет на фортепиано, а ребёнок - на бубне или барабане. Ребёнку предлагается играть так, как играет педагог: громко или тихо. Адекватное исполнение контрастной динамики "форте-пиано" оценивается в 1 балл.

Затем педагог исполняет музыкальный фрагмент так, чтобы звучание музыки то усиливалось, то ослаблялось; ребёнку предлагается повторить динамику звучания на барабане или бубне. Адекватное динамическое исполнение "крещендо" и "диминуэндо" оценивается в 2 балла; всего - 4 балла.

Критерии оценки:

  • слабый уровень динамического чувства - 1 балл;
  • средний уровень - 2-3 балла;
  • высокий уровень - 4-5 баллов.

6. Диагностика чувства музыкальной формы

Тест-игра "Незавершённая мелодия"

Цель: выявить уровень развития чувства завершённости (целостности) музыкальной мысли.

Стимулирующий материал подбирается педагогом самостоятельно.

Ребёнку предлагается прослушать несколько мелодий и определить, какие из них прозвучали полностью, а какие "спрятались" раньше времени.

Стимулирующий материал строится в следующем порядке:

1-я мелодия - не доигрывается последний такт;

2-я мелодия - доигрывается до конца;

3-я мелодия - не доигрывается последняя фраза мелодии;

4-я мелодия - прерывается на середине второй фразы (из четырёх);

5-я мелодия - доигрывается до конца.

Критерии оценки:

  • слабый уровень - правильно определены 1-2 пункты;
  • средний уровень - правильно определены 3-4 пункты;
  • высокий уровень - правильно определены все 5 пунктов.

7. Диагностика эмоциональной отзывчивости на музыку

Тест "Музыкальная палитра"

Цель: изучение способности к эмоциональной отзывчивости на музыку, т.е. конгруэнтного переживания и смысловой рефлексии содержания музыки.

Стимулирующий материал: музыкальные пьесы из "Детского альбома" П.И.Чайковского:

1. "Утреннее размышление"

2. "Сладкая грёза"

3. "Баба-Яга"

4. "Болезнь куклы"

5. "Игра в лошадки"

Ребёнку предлагается прослушать данные музыкальные пьесы и попробовать определить, какое настроение у него вызывает каждая из них, какие образы представляются во время звучания музыки.

1-й (вербальный) вариант задания: подобрать слова, подходящие ребёнку для выражения его переживания музыки;

2-й (невербально-художественный) вариант задания: ребёнку предлагается нарисовать образы, картинки, которые ему представляются во время прослушивания музыки;

3-й (невербально-двигательный) вариант задания: ребёнку предлагается двигаться под музыку так, как ему это представляется во время звучания музыкального фрагмента.

Критерии оценки:

  • низкий уровень эмоционально-образного осмысления характеризуется уклонением (фактическим отказом) ребёнка от проекции своих состояний или его неспособностью в ситуации музыкального воздействия даже на простейшее самовыражение своих впечатлений, мыслеобразов, настроений в невербально-художественной, двигательной или вербальной форме. К этому же уровню относятся и неконгруэнтные формы самовыражения ребёнка в ситуации музыкального стимулирования его эмоционального опыта;
  • средний (нормативный) уровень развития эмоциональной отзывчивости характеризуется способностью к конгруэнтно репродуктивной форме отображения уже имеющегося опыта переживаний, состояний, мыслеобразов, вызванных воздействием музыкального фрагмента; соответствующей изобразительной и вербальной характеристикой ребёнком своих переживаний и мыслеобразов основного содержания музыки (без особых детализаций своего отображения);
  • высокий уровень эмоциональной отзывчивости характеризуется конгруэнтной характеристикой осмысления эмоционально-образного содержания музыки.

Креативность самовыражения ребёнка в изобразительной, двигательной и словесной форме проявляется в следующих особенностях формы самовыражения:

  • оригинальность (необычность, новизна) отображения мыслеобраза, идеи;
  • детализация (разработанность) своей идеи или образа;
  • беглость порождения идей, т.е. способность порождать большое количество новых, но адекватных музыкальному воздействию мыслеобразов;
  • гибкость, т.е. различность типов, видов, категорий идей и мыслеобразов на один музыкальный материал.

8. Диагностика когнитивного, операционального и мотивационного компонентов музыкально-эстетических вкусов детей

Выявить уровень когнитивного компонента музыкально-эстетических ориентаций ребёнка можно с помощью краткой беседы-анкеты.

Примерные вопросы анкеты.

  • Ты любишь музыку?
  • Нравится ли тебе петь? Если, да, то, что именно, какие песни?
  • Где тебе нравится петь больше - в детском саду, школе, музыкальной школе или дома?
  • Поют ли твои родители (дома или в гостях)?
  • Какие песни тебе нравится петь, а какие - слушать?
  • Где ты чаще слушаешь музыку - в концертном зале или дома по телевидению и радио?
  • Что ты больше любишь - петь, рисовать или танцевать под музыку?
  • Приходилось ли тебе исполнять музыку на каком-либо инструменте? Каком?
  • Нравятся ли тебе телевизионные музыкальные передачи? Если, да, то, какие?
  • Слушаешь ли ты какую-нибудь музыкальную радиопрограмму?
  • Какие исполнители (певцы, музыканты) тебе особенно нравятся и почему?

Критерии оценки уровня когнитивного компонента музыкально-эстетической направленности ответов ребёнка:

  • низкий уровень развития когнитивного компонента музыкальных предпочтений, вкусов характеризуется отсутствием или слабо выраженным интересом к музыкальным видам деятельности;
  • средний уровень - выражается в наличии интереса к музыке, но с явным предпочтением развлекательной направленности музыкальных жанров (конкретных произведений), вне ориентации на высокохудожественные, классические эталоны музыки;
  • высокий уровень - ярко проявленный демонстрируемый интерес к музыкальным видам деятельности и разножанровой направленности (по названным ребёнком произведениям - как эстрадно-развлекательных, так и классических жанров).

Тест "Музыкальный магазин"

Цель: изучение практико-ориентированных предпочтений, реального выбора музыкальных ориентаций, характеризующих музыкальные вкусы (поведенческие реакции) личности.

Стимулирующий материал: фрагменты аудиозаписи музыкальных произведений различных жанров и направлений:

  • народная вокально-хоровая музыка;
  • народная инструментальная музыка;
  • народная вокально-инструментальная музыка;
  • классическая вокально-хоровая музыка;
  • классическая инструментально-симфоническая музыка;
  • классическая вокально-инструментальная музыка;
  • современная классика авангардного направления;
  • современная развлекательная музыка;
  • духовная музыка.

Ребёнку предлагается выбрать в музыкальном магазине понравившуюся музыку. Выбирать можно любое количество музыкальных записей.

Критерии оценки:

  • низкий уровень музыкально-эстетических вкусов характеризуется выбором лишь развлекательных образцов музыкального искусства;
  • средний уровень - выбор двух образцов различных направлений музыкального творчества;
  • высокий уровень - проявление интереса к трём (и более) различным музыкальным направлениям (жанрам) с предпочтением классических произведений.

9. Изучение мотивационного компонента музыкальных вкусов ребёнка

Тест "Хочу дослушать"

Данный тест предполагает естественную ситуацию слушания музыки на музыкальных занятиях с детьми. В качестве стимулирующего материала предлагается набор разнохарактерных фрагментов музыкальных произведений. Диагностической такая ситуация становится в случае, если педагог намеренно прерывает музыку на кульминационном моменте её звучания. Ситуация незавершённости музыкальной формы (образа) вызывает у детей с высокой мотивационной направленностью на музыкальную деятельность ярко выраженную реакцию-просьбу завершения прослушиваемой музыки.

Поэтому после остановки музыки на кульминации педагог обращается к детям с вопросом: будем ли дослушивать музыку до конца или достаточно того, что уже прозвучало?

Признаки, по которым оценивается уровень мотивационной направленности, следующие:

  • проявленная потребность в завершении музыкального фрагмента оценивается как мотивационная готовность ребёнка к развитию своих музыкальных способностей;
  • индифферентное или отрицательное отношение (т.е. отказ от завершения прослушивания) интерпретируется как несформированная мотивация музыкальной деятельности

Итоговые показатели уровней развития структурных компонентов музыкальных способностей желательно заносить в специальную индивидуальную карту "Диагностический конструктор" 

Приложение 3

Диагностический конструктор музыкальных способностей ребёнка

(на учебный год)

Фамилия, имя ребёнка ____________________________________________________________________

Возраст ребёнка ____________________________________________________________________

Дата: констатирующего этапа (1) ____________________________________________________________________

 промежуточного этапа (2) ____________________________________________________________________

 контрольного этапа (3) ____________________________________________________________________

Уровень

развития

Параметры музыкальных способностей

Метро-темпо-ритм

Чувство тембра

Чувство звуковысотности

Гармоническое чувство

Динамическое чувство

Чувство формы

1

2

3

1

2

3

1

2

3

1

2

3

1

2

3

1

2

3

Высокий

Средний

Низкий

Уровень

развития

Эмоциональная

отзывчивость

Личностные характеристики

Итоговые данные

Мотивационный компонент

Когнитивный компонент

Операциональный компонент

1

2

3

1

2

3

1

2

3

1

2

3

1

2

3

Высокий

Средний

Низкий

Доклад: «Выявление, диагностика музыкально одарённых детей. Методические рекомендации в работе”

Музыкальный слух

Предмет диагностики – все виды музыкального слуха: мелодический, гармонический и звуковысотный.

  • Мелодический.

Чаще всего диагностика этого компонента музыкальности заключена в интонировании голосом заданного материала. Однако надо помнить, что чистая интонация будет тогда, когда отрывок правильно услышан. Но и фальшивое пение не всегда свидетельствует о плохом музыкальном слухе, а может быть связано с недостатками вокального аппарата.

В связи с этим, рекомендуется определять различия в вариантах предлагаемых мелодий путем их сравнительного анализа.

С детьми 5-6 лет диагностика мелодического слуха по методике В. Е. Кузьмина может быть следующей:

- Ребенка просят определить лад одноголосной мелодии. Предлагается к прослушиванию 5 мелодий в мажоре и миноре, исполненных на меццо-фортэ и в одном темпе.

- Ребенка просят определить лад музыкального отрывка. Это более сложное задание, т.к. мелодия играется с аккордами, но отрывки исполняются ярко, как указано в произведении (с темповыми и динамическими обозначениями).

Для детей 7- 8 лет с некоторым опытом музыкального обучения, сложность исполняемых отрывков возрастает.

  • Гармонический.

Диагностируется способность определять смену гармонических функций лада, способность к осмыслению функциональности каждого созвучия и звука, их фонизма (красочности) (Готсдинер А. Л.).

С детьми 5-6 лет, не знакомыми с обозначениями аккордов.

- Предлагается выявить свои, детские представления об аккордах.

Исполняется какой-либо аккорд, а ребенок определяет его эмоциональный настрой, как звучит – благозвучно или резко (консонанс или диссонанс), сколько звуков содержит.

- Ребенка просят высказаться об аккомпанементе.

Прослушивается несколько вариантов аккомпанемента: правильный и заведомо неправильный, к примеру, в другой тональности, чем мелодия.

Ребенок с хорошим гармоническим слухом определит благозвучность или диссонантность аккордов и аккомпанементов, соответствие их мелодии и эмоциональный настрой гармонии.

С детьми того же возраста, но уже знакомыми с условными обозначениями интервалов и аккордов (так же по В. Е. Кузьмину).

- Предлагается определить смену гармонических функций лада, предварительно вспомнив главные ступени, пропев их мелодически и гармонически. Дается 4 последовательности из главных ступеней лада – тоники, субдоминанты и доминанты, но всегда начинающихся с тоники.

- Экспериментатор просит определить вид трезвучия (мажорное, минорное, увеличенное, уменьшенное) по той же процедуре обследования.

Для детей 7 – 8 лет сложность последовательностей и аккордов немного увеличивается.

  • Звуковысотный.

Иерархически восходящие виды звуковысотного слуха:

- относительный звуковысотный

- псевдоабсолютный

- абсолютный пассивный

- абсолютный активный

- синестезический (цветозвуковой и вкусозвуковой).

Но целесообразно диагностику этого компонента ограничить оценкой звуковысотного слуха в целом.

Просим детей 4 – 6 лет спеть небольшие мелодии, доступные голосовым возможностям диапазона испытуемого и в удобной для него тональности, при этом сначала с аккомпанементом, затем только с аккордами, в итоге – без аккомпанемента (по Тарасовой К. В., Кузьмину В. Е., Исаевой И. Е.).

Песни разучиваются с ребенком до диагностики в индивидуальном порядке.

Для детей 7 – 8 лет с опытом музыкального обучения предлагаем то же задание, но с возросшим уровнем сложности музыкального материала. И в дополнении, следующая ситуация: ребенку необходимо повторить музыкальную фразу не только голосом, но и на инструменте.

Метро–ритмическое чувство

Структура данного компонента диагностики состоит из трех компонентов:

1. Способность к восприятию ритмического рисунка

2. Способность к восприятию метра

3. Способность к восприятию темповых соотношений (по Цагарелли Ю. А.).

  • Диагностика восприятия ритма.

Ребенку 5 – 6 лет необходимо воспроизвести ритмическую структуру мелодии. К прослушиванию даются коротенькие мелодии (всего два проигрывания), где запоминается, а затем прохлопывается ритм.

Более подготовленным детям предлагаются более сложные ритмические рисунки, возможно использование полиритмии.

2. Диагностика восприятия метра.

Прослушиваются три музыкальных примера, в которых требуется определить размер (при необходимости объясняется принцип чередования сильных и слабых долей в различных размерах). Ограничиваемся двух-, трех-, четырехдольными размерами и специально не выделяем сильные доли такта.

3. Диагностика восприятия темпа.

Определяется с помощью проигрывания педагогом несложных по форме музыкальных фрагментов, но богатых в агогическом отношении. (по Цагарелли Ю. А.).

Ребенку нужно обозначить эти музыкальные фрагменты на листе бумаге с помощью букв, где схожие по темповому содержанию части отмечаются одинаковыми буквами. Попутно помечается направление и величина темповых изменений между фрагментами.

Музыкальная память.

Данный параметр представлен двумя компонентами: способность к запечатлению следов звучания (внутренний слух) и способность к их сохранению (собственно память) (по Кирнарской Д. К.).

Детей 5 -6 лет, в том числе 7 – 8 лет просят воспроизвести по памяти только что услышанную несложную попевку. Педагог два – три раза проигрывает и пропевает попевку, после чего - ребенок воспроизводит ее сам.

Музыкальное мышление

Музыкальное мышление – полноправный компонент структуры музыкальности. К.В. Тарасова считает, что, поскольку главным показателем музыкальной одаренности является способность к музыкальному творчеству, первое, что необходимо диагностировать – это творческое музыкальное мышление (Тарасова К. В., Кузьмин В. Е., Исаева И. Е.).

Музыкальное мышление – способность к созданию, анализу и синтезу мелодических, гармонических, тембровых и ритмических связей и отношений. Музыкальное мышление представлено двумя компонентами: репродуктивным и творческим.

  • Диагностика репродуктивного музыкального мышления.

С детьми 5 – 6 лет диагностика будет идти путем прослушивания ребенком музыкальных отрывков и их анализа (задача - представить о чем музыка рассказывает, что напоминает, определить настроение). Проигрываются педагогом пьесы разного психологического содержания с яркими музыкальными образами. После чего - проходит беседа с ребенком о его чувствах, переживаниях, мыслях, отмечаются яркие проявления эмоций.

Анализируются высказывания ребенка по трем направлениям (Кузьмин В. Е. – Тарасова К. В., Кузьмин В. Е., Исаева И. Е.):

- восприятие общего настроения музыкального произведения (понимание общего образа, оригинальность и развернутость высказывания);

- дифференцированное слышание музыки (средства музыкальной выразительности, использование музыкальных терминов);

- мера выраженности эмоциональной реакции ребенка на прослушанную музыку.

2. Диагностика творческого музыкального мышления.

С детьми 5 – 6 лет процедура диагностики в этом параметре – это выполнение ребенком задания по импровизации на свободную тему, а затем на заданный сюжет.

Анализ и обработка результатов производится по двум направлениям (Кузьмин В. Е. – Тарасова К. В., Кузьмин В. Е., Исаева И. Е.):

- художественно - творческое (степень реализации образа, степень увлеченности процессом и степень самостоятельности творческой музыкальной деятельности);

- конструктивное (ритмомелодическая структура, использование средств музыкальной выразительности, это регистры, фактура, динамика и гармония).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа по выявлению и развитию музыкальных способностей воспитанников ДОУ

Работа по выявлению и развитию музыкальных способностей воспитанников ДОУ...

Выявление и развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста

Для того, чтобы обучение носило развивающий характер, важно контролировать развитие музыкальных способностей....

Проект по выявлению и развитию музыкальных способностей воспитанников Одаренный ребенок

Догросрочный проект по выявлению и развитию музыкальных способностей воспитанников....

Программа по выявлению и развитию музыкальных способностей воспитанников Дорожка к музыке"

Программа по выявлению и развитию музыкальных способностей воспитанников...

Статья "Выявление и развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста"

В материалах даются практические советы по выявлению и развитию музыкальных способностей у детей дошкольного возраста...

Работа по выявлению и развитию музыкальных способностей детей

В статье раскрыты цели, задачи и методы по выявлению способностей у детей дошкольного возраста....