Обобщение опыта "Повышение интереса дошкольников к занятиям физической культурой в процессе интеграции образовательных областей"
материал

Волчек Наталия Сергеевна

В настоящее время большинство детей дошкольного возраста, страдает гиподинамией, пониженной подвижной и физической активностью. Современные дети, сейчас очень зависимы и увлечены компьютерным миром и виртуальной реальностью в окружающем мире. Всё меньше времени дошкольники проводят в активных, подвижных и физических играх, вне детского сада. По опросу детей своей группы, я подвела итог о том, что дети после детского сада, дома не играют даже в сюжетно- ролевые игры, как например: «Больница», «Магазин», «Дочки-матери», и.т.д., не говоря о подвижных играх и прогулках на свежем воздухе.  И это объяснение тому, что детям, предоставляется большая возможность погрузить себя в компьютерные игры без ограничения времени, чтобы его родители были освобождены от общения с детьми для решения своих домашних дел.  При этом, у ребёнка и начинаются проявляться различные проблемы со здоровьем. В наше время все большее количество детей страдают пониженной подвижностью, так как все меньше времени проводят в подвижных играх, прогулках. А основное свое время уделяют компьютерными играм, просмотру телевизора. Детей, проводящих у телевизора, компьютера, планшета или телефона более трех часов, можно выделить как дети, «ведущие малоподвижный образ жизни». Гиподинамия – нарушение в организме функций сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной систем, опорно-двигательного аппарата, в ряде случаев – психики, вследствие снижения уровня двигательной активности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Повышение интереса дошкольников к занятиям физической культурой в процессе интеграции образовательных областей.

Обобщение опыта воспитателя филиала

МАДОУ Червишевского детского сада «Сибирячок»

в с.Онохино  «Солнышко» Волчек Наталии Сергеевны

(пед.совет № 2 2019 – 2020 уч.г.)

«Все, чему учат человека,

должно быть не разрозненным,

частичным, а единым, целым».

Я. А. Каменский

В настоящее время большинство детей дошкольного возраста, страдает гиподинамией, пониженной подвижной и физической активностью. Современные дети, сейчас очень зависимы и увлечены компьютерным миром и виртуальной реальностью в окружающем мире. Всё меньше времени дошкольники проводят в активных, подвижных и физических играх, вне детского сада. По опросу детей своей группы, я подвела итог о том, что дети после детского сада, дома не играют даже в сюжетно- ролевые игры, как например: «Больница», «Магазин», «Дочки-матери», и.т.д., не говоря о подвижных играх и прогулках на свежем воздухе.  И это объяснение тому, что детям, предоставляется большая возможность погрузить себя в компьютерные игры без ограничения времени, чтобы его родители были освобождены от общения с детьми для решения своих домашних дел.  При этом, у ребёнка и начинаются проявляться различные проблемы со здоровьем. В наше время все большее количество детей страдают пониженной подвижностью, так как все меньше времени проводят в подвижных играх, прогулках. А основное свое время уделяют компьютерными играм, просмотру телевизора. Детей, проводящих у телевизора, компьютера, планшета или телефона более трех часов, можно выделить как дети, «ведущие малоподвижный образ жизни». Гиподинамия – нарушение в организме функций сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной систем, опорно-двигательного аппарата, в ряде случаев – психики, вследствие снижения уровня двигательной активности.

Последствия гиподинамии намного страшнее, чем может показаться. Малоподвижный образ жизни ведет к:

- задержке формирования организма;

- недостаточному снабжению крови кислородом;

- атрофии мышц;

- проблемам с развитием опорно-двигательного аппарата;

- нарушениям эндокринной системы, прежде всего ожирению;

- нарушению работы сердечно-сосудистой системы;

- расстройству пищеварения;

- снижению сопротивляемости болезням, то есть ослаблению иммунитета;

- синдроме астенизации, который проявляется в быстрой утомляемости и эмоциональной неустойчивости ребенка.

Имеет значение отношение родителей к физическим упражнениям. Их положительный пример существенно влияет на формирование у ребят стремления заниматься физической культурой в свободное время всей семьей. Проведя опрос среди родителей, выяснила, что заниматься зарядкой, спортивными играми у них не хватает времени. Хотя все они понимаю важность собственного примера для детей.

      Наблюдая за детьми своей группы на зарядке и физкультурной образовательной деятельности, я отметила, что многие из них не хотят заниматься физкультурой, выполнять упражнения, не проявляют интереса.

    Исходя из данного исследования и наблюдений, я поставила перед собой цель: повышение интереса дошкольников к занятиям физической культурой.    

Нам, работникам дошкольных учреждений, доверено самое ценное – наши дети: нежные, хрупкие каждый в отдельности и все вместе. Сегодня жизнь предъявляет повышенные требования к детям. Это означает, что необходимо формировать поколение с более высокой моралью, умственными способностями и физически развитыми. Одним из наиболее важных направлений физического воспитания, как уже выяснилось, является двигательная активность детей.  Сейчас идет активный поиск возможностей обновления и улучшения форм обучения дошкольников. Очень интересна идея проведения интегрированных занятий в детском саду, которые совмещают различные образовательные области программы с физической культурой: Физическая культура и Познание, Физическая культура и Безопасность, Физическая культура и Музыка, Физическая культура и Здоровье, Физическая культура и Коммуникация, Физическая культура и Социализация и др. На уже имеющемся опыте я убедилась, что дети в большей степени раскрываются на данных занятиях, охотно включаются в работу, проявляют активность и самостоятельность, легко усваивают материал. Смена деятельности, выполнение заданий через физические упражнения активизируют детей, увлекают, стимулируют к усвоению материала, повышают эмоциональный отклик, формируют навыки сотрудничества, обогащают словарный запас.

Основная цель образовательной области «Физическое развитие» охрана здоровья детей, вырабатывание у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие.

Задачи образовательной области «Физическое развитие»:

• Формирование у детей начальных представлений о здоровом образе жизни. Обязательным условием для решения задачи являются гигиенические факторы (режим занятий, отдыха, питания, сна и др.) При этом используются здоровьесберегающие технологии, воздушное закаливание, игровая дыхательная гимнастика, самомассаж;

• Развитие физических качеств (скорость, сила, гибкость, выносливость и координация);

• Накопление двигательного опыта детей, правильное выполнение основных видов движений (ходьба, бег, прыжки, повороты в обе стороны);

• Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта;

• Развитие интереса к участию в подвижных и спортивных играх и физических упражнениях, активности в самостоятельной деятельности, интереса и любви к спорту.

Интеграция образовательной области «Физическое развитие»

с образовательной областью

«Социально-коммуникативное развитие»

Интеграция с областью «Социально-коммуникативное развитие»происходит через взаимодействие и помощь друг другу во время эстафет, создание на занятиях физической культурой педагогических ситуаций и ситуаций морального выбора, развитие нравственных качеств, поощрение проявлений смелости, находчивости, взаимовыручки, выдержки, оценивании результатов игр и соревнований, где формируются первичные представления о себе, собственных возможностях.

• Охрана безопасности и жизнедеятельности решается посредством формирования навыков безопасного поведения в подвижных и спортивных играх, при пользовании спортивным инвентарем. Через оказание помощи и поддержки окружающим воспитываются партнерские взаимоотношения.

• В процессе физического воспитания осуществляется трудовое воспитание.

У детей укрепляется здоровье, формируются двигательные навыки, развиваются физические качества, необходимые для труда.

Дети овладевают трудовыми навыками, связанными с подготовкой помещения, участка к занятию (собирание опавших листьев, веточек, расчистка участка от снега, изготовление горки из снега, с расстановкой и сбором инвентаря, атрибутов). Необходимо воспитывать у детей уважение к труду взрослых и сверстников.

• Нравственное и патриотическое воспитание осуществляется на занятиях по физкультуре в процессе проведения подвижных игр, эстафет, спортивных соревнований и досугов. Физкультурные развлечения позволяют закрепить и обобщить знания и умения детей в рамках определенной темы, объединить детей разного возраста общими чувствами и переживаниями. Например: в процессе организации спортивного досуга «Веселые старты» совершенствуются не только физические, но и нравственно-волевые качества личности ребенка, а также дружеские взаимоотношения со сверстниками, командный дух, чувство коллективизма. Участие родителей создает определенный эмоциональный настрой, дарит огромную радость от взаимного общения, развивает чувство гордости за успехи своих родителей.

• Дети с удовольствием играют в народные игры. Тем самым решаются задачи формирования толерантности, чувства уважения и интереса к национальным традициям.

Интеграция образовательной области «Физическое развитие»

с образовательной областью

«Познавательное развитие»

Активизация мышления детей через подвижные игры и упражнения со спортивным оборудованием; просмотр и обсуждение познавательных книг, фильмов о спорте, спортсменах, здоровом образе жизни; самостоятельный выбор игры, пересчет мячей; специальные упражнения на ориентировку в пространстве, усвоение нового материала, построение конструкций; закрепление знаний об окружающем мире предусматривает интеграцию с областью «Познавательное развитие».

Рассмотрим возможности организации обучения детей математике вместе с физическим воспитанием. Такой подход позволит детям лучше осознать математические представления и поможет решить проблемы двигательной активности детей. Считаю, что у дошкольников формирование элементарных математических представлений необходимо осуществлять так, чтобы дети видели, что математика существует не сама по себе, что математические понятия отражают связи и отношения, свойственные предметам окружающего мира.

• На физкультурных занятиях дети встречаются с элементарными математическими представлениями:

- совершенствуется умение ориентироваться в пространстве – определять центр, углы зала (левый, правый, умение двигаться в заданном направлении (змейкой, по диагонали, в обратную сторону).

- закрепляем понятия: широкий-узкий, короткий-длинный, геометрические фигуры.

- закрепляем навыки порядкового счета, например, подпрыгнуть на одной (двух) ногах указанное количество раз, посчитать количество прыжков до кубика, прыгать по 5 раз на правой и левой ноге, прыгая из обруча в обруч, назвать, каким по счету находится обруч определенного цвета.

Второй вариант организации обучения детей математике в комплексе с физическим воспитанием - стимулировать двигательную и мыслительную активность детей можно в ходе физкультурно-математических досугов и конкурсов, которые проводятся в подвижной форме и могут проходить в групповой комнате, в физкультурном или музыкальном зале, на участке во время прогулки. Такие мероприятия  включают в себя ряд заданий, объединенных одной темой:

- преодоление различных препятствий, чтобы кого-то найти или расколдовать, проявляя сообразительность, упражняясь в быстроте, ловкости и меткости;

- задания математического характера: правильно сосчитать что-либо, сравнить по величине или определить форму, рассказать, где что находится в пространстве, выбрать предмет с заданными признаками и т д.

Физкультурные досуги часто проводятся в виде игры-эстафеты. В ходе эстафет детям также предлагается выполнять и математические задания во время прохождения полосы препятствий.

• Интегрированные физкультурные занятия и экологии имеют общепринятую структуру. Сочетание физической активности с формированием экологических знаний может быть различным. Так, наблюдения за природными явлениями, беседы о природе могут проводиться в подготовительной части занятия в сочетании с ходьбой в умеренном темпе по экологической тропинке, а затем используются физические упражнения в общепринятой последовательности в соответствии с рекомендуемыми принципами распределения физической нагрузки.

• При проведении физкультурных досугов и развлечений используются пословицы и поговорки, загадки о временах года, явлениях природы.

На физкультурных занятиях совершенствуются знания о явлениях природы (п/и «Солнышко и дождик», «Снежинки», «Снежная фигура», игра с мячом «У меня в огороде», общественной жизни (п/и «Поезд», «Самолеты», повадках животных, птиц, насекомых (игровые упражнения «Бабочки», «Цапля» и др., п/и «Лягушки», «Воробушки и кот», «Летает, плавает, бегает», «Мыши в кладовой», «Лиса и гуси» и др.)

Дети, умеющие передвигаться на лыжах, кататься на велосипеде, легче познают свойства снега, ветра, при плавании знакомятся со свойствами воды.

Интеграция образовательной области «Физическое развитие»

с образовательной областью

«Речевое развитие»

• В процессе двигательной деятельности у детей активизируется фантазия, развиваются творческие способности, умение действовать в коллективе, создается эмоциональный настрой на развитие интереса и желания заниматься спортом. Формируется правильное дыхание, развивается фонематический слух.

• Происходит развитие свободного общения с взрослыми и детьми через проговаривание действий и называние упражнений в процессе двигательной деятельности, обсуждение пользы закаливания и занятий физической культурой, поощрение речевой активности детей.

• С целью развития воображения для освоения двигательных эталонов в творческой форме используются художественные произведения, игры и упражнения под тексты стихотворений, потешек, считалок; сюжетные физкультурные занятия на темы прочитанных сказок.

Интеграция образовательной области «Физическое развитие»

с образовательной областью

«Художественно-эстетическое развитие»

• Физическое воспитание благоприятствует осуществлению эстетического воспитания. В процессе выполнения физ. упражнений формируется красивая осанка, развивается способность воспринимать, испытывать эстетическое удовольствие, понимать и правильно оценивать красоту, изящество, выразительность движений.

• Музыка, сопровождая утреннюю гимнастику и физкультурные занятия, активизирует детей, повышает качество выполняемых упражнений, организует коллектив. Она способствует выразительности, четкости, координации движений, эмоциональному переживанию музыкальных образов, развитию слуха. Ребенок учится воспринимать музыку, двигаться в соответствии с ее характером, средствами выразительности. Например, ходьба в различных построениях и перестроениях требует бодрой, энергичной музыки; отрывистые подскоки, притопы – легкой, игривой; помахивание лентами – нежной, напевной.

Музыка влияет на физиологические процессы детского организма, она увеличивает амплитуду дыхания, легочную вентиляцию.

• В подвижных играх имитационно-подражательного характера развиваются у детей физические качества и двигательные способности, образное и творческое мышление, внимание и память, фантазию и др.

Вывод:

Использование интегрированных занятий обеспечивает всестороннее развитие физических, речевых, психических качеств, навыков и умений. Интеграция разных образовательных областей позволяет сделать занятие интересным и динамичным. Дети меньше утомляются, смена видов деятельности помогает усвоению материала, обогащает впечатлениями, учит адаптироваться к новым условиям.

На основе результатов своей работы я  могу утверждать, что вести работу по развитию двигательной активности детей необходимо и важно. Двигательная активность – биологическая потребность организма, от удовлетворения которой зависит здоровье детей, их физическое и общее развитие. Двигательная активность является производной не только от индивидуальных особенностей детей, но и от двигательного режима, который установлен в детском учреждении и дома. Систематическая развивающая физкультурно–оздоровительная работа в ДОУ, осуществляемая в соответствии с указанными приоритетами, способна привести к ряду значимых результатов.

Необходимо, чтобы все участники педагогического процесса – педагоги, дети, родители – были вовлечены в совместную деятельность, осуществляя взаимопроникновение семьи и детского сада. Ведь только при таком взаимодействии можно действительно достичь больших результатов в укреплении физического и психологического здоровья детей.

Поэтому для достижения поставленной цели определила дальнейшие задачи:

Повышение педагогической компетентности  в вопросах организации оздоровительной работы;

Повышение компетентности родителей в вопросах организации оздоровительной работы;

Привлечение семей к участию в воспитательном процессе на основе педагогики сотрудничества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Образовательная область «Физическая культура» и виды интеграции другими областями"

Цели и задачи образовательной области "Физическая культура" и виды интеграции с другими образовательными областями...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКА В ПРОЦЕССЕ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ»

Расширение знаний детей о временах года, о сезонных  изменениях в природе . Закрепление знаний о смене времен года, о роли солнца в смене времен года и частей суток. Развитие творческих способнос...

Конспект занятия по формированию ценностной культуры мира с интеграцией образовательных областей «социально коммуникативное », «познавательное развитие», «речевое развитие», «художественно эстетическое» ,«физическое развитие» в группе раннего развития.

Конспект занятия по формированию ценностной культуры мира с интеграцией образовательных областей «социально‑коммуникативное », «познавательное развитие», «речевое развити...

РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ СРЕДСТВАМИ ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Одной из приоритетных задач ФГОС ДО является, забота о здоровье подрастающего поколения, начиная с самого раннего возраста. Физическое воспитание дошкольников представляет собой единую, целостную сист...

Кластерный подход к организации спортивной площадки в ДОО как условие стимулирования интереса дошкольников к занятиям физической культурой и здоровому образу жизни.

Основная идея проекта – это создание спортивной площадки (доступной в нерабочее время не только для детей, посещающих ДОО, но и детей всего микрорайона Западный в п. Агинское) по принципу класте...

УДК Кластерный подход к организации спортивной площадки в ДОО как условие стимулирования интереса дошкольников к занятиям физической культурой и здорового образа жизни МАДОУ детский сад «Ульгэр»ГО «Поселок Агинское», пгт. Агинское, Россия

Данная статья посвящена проблеме  создания спортивной площадки  с учетом сезонности и запросов родителей, интересов детей, социальных партнеров, для стимулирования у детей интереса к занятия...