Конспект совместной деятельности по социально - коммуникативному развитию с детьми старшего возраста на тему "Блокада в Ленинграде" /с использованием ИКТ/
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Галезник Галина Анатольевна

Конспект совместной деятельности по социально - коммуникативному развитию с детьми старшего возраста на тему "Блокада в Ленинграде" /с использованием ИКТ/

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл blokada.docx12.83 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

№3 детский сад «Андрейка»

Конспект совместной образовательной деятельности

по социально - коммуникативному  развитию с детьми старшего возраста

на тему «Блокада Ленинграда»

/с использованием ИКТ/

Воспитатель: Галезник Г.А.

2021 г.

Цель: расширить представления детей о блокаде Ленинграда.

Задачи:

- развивать представления об организации жизни и быта взрослых и детей во время войны;

- расширять знания об истории города - героя Ленинграда, о героизме взрослых и детей, переживших блокаду;

- воспитывать чувство патриотизма и уважения к прошлому своего народа, чувства гордости и эмоционального переживания;

Предварительная работа:

- чтение книги Н. Ходза «Дорога жизни»;

- рассматривание иллюстраций;

- разучивание стихотворений о блокаде;

- прослушивание гимна России.

Активизация словаря:

кольцо блокады, буржуйки, железные печурки, метроном, рупор, полуторка.

Оборудование и материалы:

- магнитофон для прослушивания аудиозаписей;

- мультимедийное оборудование;

- презентация о блокаде Ленинграда.

Слайд 1

Скоро день особенный, ребята,

День памяти - торжественный, святой.

77 лет со дня снятия блокады,

Отмечает город наш родной.

В тот день, прорвав кольцо блокады,

Наш город из последних сил.
Дал бой врагам, отбросив их от Ленинграда,

И в яростных сражениях победил.

Слайд 2

Аудиозапись «Объявление о нападении».

В июне 1941 года немецко - фашистские войска напали на нашу Родину.

А в сентябре 1941 года, имея превосходство в силах, преодолели упорное, героическое сопротивление советских войск, вышли к окраинам Ленинграда и Ладожскому озеру, отрезав город от страны. 900 Дней город Ленинград находился во вражеском кольце.

Слайд 3

Отрезав город от страны,

Сжав в огненном кольце блокады

Враги хотели уничтожить, растоптать

Все то, что ленинградцы так любили.

Ребята, давайте с вами вернёмся в то время, когда наш город назывался Ленинградом, а ваши прапрадедушки  и прапрабабушки были ещё совсем юными, но на их долю выпали тяжкие испытания.

Давайте послушаем песню.

Аудиозапись песни «Священная война».

Слайд 4

Хотели враги Ленинград уничтожить,

Стереть этот город с земли.

Но захватить и прорвать оборону

Фашисты никак не смогли.

Враги окружили наш город,

В блокадном кольце Ленинград.

Над Лиговским, Невским проспектом,

Снаряды и пули летят.

Рано зима в этот год наступила,

Морозы пришли, холода.

И мирную жизнь ленинградцев

Ворвалась нежданно беда.

Слайд 5

Охваченный войною,

Блокадный Ленинград.

На улицах трамваи

Замёрзшие стоят.

Слайд 6

Разрушенные здания

И надпись на стене:

«Опасно при обстреле

На этой стороне».

Сколько испытаний принесла блокада! Город был изолирован от Большой земли, поэтому постоянно уменьшались нормы выдаваемых продуктов.

Слайд 7

Цену хлеба знает каждый ленинградец

Маленький кусочек - 125 грамм.

Не сдаётся Ленинград. Город выживает,

Урок отваги, мужества преподносит нам.

Вот такой кусочек хлеба получали ленинградцы по карточкам на целый день.

Слайд 8

И всё, больше ничего - только вода.

Дома не отапливались, не было угля. Люди в комнате ставили буржуйки, маленькие железные печурки, а в них жгли мебель, книги, письма, чтобы как- то согреться. Но даже в самые лютые морозы люди не тронули в городе ни одного дерева. Они сохранили сады и парки для нас с вами.

Слайд 9

В городе блокадном люди выживали,

От голода и холода они детей спасали.

Чтоб согреться, мебель в буржуйках сжигали,

И свой кусочек хлеба детям отдавали.

В домах не работал водопровод, от сильных морозов вода в нём замёрзла. Еле живые люди спускались на невский лёд за водой. На саночки ставили вёдра, бидоны и набирали воду из проруби. А потом долго - долго везли домой.

Слайд 10

В водопроводных кранах

Не вода, а лёд.

И только прорубь невская

Горожан спасёт.

Город жил напряженной жизнью. Изменилось лицо города. Окна в домах заклеивали узкими полосками бумаги - чтобы осколки стёкол не ранили кого-нибудь при взрывах. На всех окнах висели тёмные шторы - чтобы ни один лучик света не сверкнул ночью. Ведь фашистские самолёты летали ночью над городом и бомбили его. А когда совсем темно, то лётчику не видно - где же дома, город?

Слайд 11

Многие памятники смогли вывезти из города, а те, что не успели снять с пьедесталов и спрятать, решили обложить мешками с песком и обнести толстыми досками, как этот памятник Петру I - основателю нашего города. Золотые купола перекрашивали или закрывали в специальные чехлы

Невский проспект, главный проспект нашего города тоже изменился. Не было толпы прохожих, разрывались снаряды, падали бомбы.
Город регулярно обстреливали с воздуха по 6-8 раз в сутки. И звучала воздушная тревога.

Аудиозапись воздушной тревоги.
Когда люди слышали такой сигнал, то все прятались в бомбоубежище, и чтобы их успокоить по радио звучал звук метронома, который напоминал звук биения сердца, говорившим людям, что жизнь продолжается.


Слайд 12

Аудиозапись звука метронома.

Во тьме казалось: город пуст

Из громких рупоров - ни слова,

Но неустанно бился пульс,

Знакомый, мерный, вечно новый.

То был не просто метроном,

В часы тревоги учащённый,

Но наше твёрдое - «живём !»

Не дремлет город осаждённый.

В. Азаров.

Когда застыл лёд на Ладожском озере, появилась возможность перевозить продукты прямо по льду. Дорогу по льду Ладоги назвали «Дорогой жизни». Мы никогда не забудем мужество, стойкость, героизм водителей, дорожников, связистов, зенитчиков, регулировщиков - всех тех, кто под бомбёжкой и обстрелом, в мороз, метель и вьюгу работал на «Дороге жизни».

Слайд 13

Чтобы жизнь спасти ленинградцам,

Зимой в сорок первом году.

С хлебом шли в город машины

По Ладоге, прямо по льду.

Бомбёжки. Метели, заносы…

Уходят машины под лёд,

Но каждый шофёр твёрдо верил,

Что город любимый спасёт.

«Дорогой жизни» Ладогу назвали,

Надеждой на спасение людей.

Раненных, больных и истощённых

Везли полуторки из города по ней.

Давайте песню мы о Ладоге послушаем, ведь эту песню любят все и знают.  Она как символ мужества людей.

Аудиозапись «Песня о Ладоге».

Блокада не могла остановить творческую жизнь города. В труднейших условиях проходили концерты. Во время блокады сочинял музыку великий русский композитор Д.Д. Шостакович. В это суровое время он написал свою знаменитую седьмую симфонию. Героическое произведение в исполнении симфонического оркестра под управлением самого Дмитрия Шостаковича.

Аудиозапись фрагмента седьмой симфонии Д.Д. Шостаковича.

Слайд 14

Смерти назло и блокаде

Музыка не молчит

За пультом стоит Шостакович

Симфония в зале звучит.

Её прерывают бомбёжки,

Но музыку не удержать.

И в темноте музыканты

Смогли до конца доиграть.

Эта музыка жить будет вечно,

Как символ стойкости людей.

Симфонию назвали «Ленинградской»

По праву мы гордимся ей.

А в городе оставались, в основном, женщины и дети, потому что все, кто мог держать оружие, ушли на фронт.

Слайд 15

Женщины рыли окопы, но это было нелегко, так как с воздуха вражеские самолёты бросали бомбы. На заводах для фронта делали снаряды, танки, реактивные установки. Работали на станках женщины и даже школьники. Люди работали до тех пор, пока могли стоять на ногах. А когда не было сил дойти до дома, они оставались до утра здесь же на заводе, чтобы утром опять продолжить работу.

Слайд 16
Несмотря на такое тяжёлое время, работали школы. И те дети, которые могли ходить, учились в школе. И это тоже был подвиг маленьких ленинградцев.


Слайд 17

Дети блокадного города,

Как рано вы повзрослели,

И вместо бантиков, галстуков

Военную форму надели.

Вы на заводах работали,

Дедам, отцам помогая,

Сил не щадя и без отдыха,

Едва до станка доставая.

Вы в медсанбатах трудились,

Раненых, больных спасали,

Мыли палаты, стирали бинты,

Дежурили ночи, не спали.

Аудиозапись «Песня о ленинградских мальчишках».

Слайд 18

900 дней и ночей длилась блокада Ленинграда. Это были 900 дней мужества, стойкости, подвига непокорённых ленинградцев. 14 января 1944 года наши войска перешли в наступление и 27 января 1944 года полностью освободили Ленинград от фашистской блокады.

В блокадные дни.

Под обстрелом, в снегу

Не сдался, не сдался,

Наш город врагу.

Здесь гордые, смелые люди живут.

И славится всюду их доблестный труд!

Слайд 19

На том месте, где было прорвано кольцо блокады, сейчас установлен памятник, который называется «Разорванное кольцо».

Слайд 20

За мужество и героизм наш город получил звание «Город-герой».

Подвиг наших земляков мы никогда не забудем. На Пискарёвском кладбище, где захоронены тысячи ленинградцев, погибших в годы блокады, горит вечный огонь и возвышается скорбная фигура Матери-родины.

Слайд 21

За ней - гранитная стена со словами ленинградской поэтессы О. Бергольц, прожившей в Ленинграде все 900 блокадных дней.

Слайд 22

Вечный огонь и минута молчания под звук метронома.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка образовательной деятельности по социально - коммуникативному развитию с детьми младшего возраста «Безопасность на дороге».

закреплять умение бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга. Развивать у детей умение реагировать на зрительный сигнал....

Конспект непосредственно - образовательной деятельности по социально – коммуникативному развитию с детьми старшей группы «Приглашение в пожарную часть»

Занятие с интегрированно с образовательными областями "Познавательное развитие",  "Речевое развитие", "Художественно - эстетическое развитие"...

Конспект образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию с детьми старшего дошкольного возраста

Конспект образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию с детьми старшего дошкольного возраста на тему "Мы живем в Новоселках"...

Конспект образовательной деятельности по социально – коммуникативному развитию с детьми старшей группы "Что такое доброта?" с использованием роботов пчелок би -бот и кинетического песка.

Задачи:Образовательные:1.Способствовать формированию понятия «доброта»,  формировать эмоциональное  отношение к действительности, как к основе развития нравственных чувств.Развив...

Конспект организованной образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие в страну дорожных знаков»

Конспект организованной образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие в страну дорожных знаков»...

Конспект игровой образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие в волшебный лес эмоций»

Конспект игровой образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию с детьми старшего дошкольного возраста  «Путешествие в волшебный лес эмоций»...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию с детьми подготовительного возраста на тему «Безопасный Интернет» с использованием современных образовательных технологий: мультимедийных технологий

Цель: обеспечение информационной безопасности детей путем привития им навыков ответственного и безопасного поведения в современной информационно-коммуникационной среде.Задачи:Образовательные:формирова...