Формирование духовно-нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста
консультация (младшая группа)

Легачёва Евгения Сергеевна

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение Куйбышевского района - детский сад «Алёнушка»

 

 

 

 

 

 

 

Доклад

«Формирование духовно-нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста»

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила: Е.С. Какаева

 

В современной России остро стоит проблема, которые некоторые называют «поиском национальной идеи». Перефразируя, можно сказать, что наше общество, лишенное социальных ориентиров, с расшатанной системой ценностей - нуждается в некоем векторе, направлении. То есть ищется смысл не только отдельно взятой жизни, но и смысл существования целого народа.

Наша страна населена людьми, отдельными простыми людьми, в большинстве своем неспособными на подвиг. Пусть так, да и где проявлять героизм, можно спросить? В очереди в кассу супермаркета? Однако у человека есть потребность изменять окружающий мир в соответствии со своими нравственными качествами, так пусть эти качества будут не отрицательными.   Чтобы дети росли, уважая свою страну, зная обычаи своего народа, традиции и усваивая духовные ценности, накопленные веками.

Воспитание любви к своей Родине и уважения к своему народу начинается с раннего детства. И начинается не с абстрактного «мы любим нашу страну», а со знаний, с отношения, которое формируется у детей всюду - в семье, СМИ, на улице, на народных праздниках, мероприятиях - и в детском саду, под руководством воспитателя. Все начинается с детства: первые шаги, первые знания о мире. И оттого, как этот мир встретит маленького человека, возможно, зависит вся его дальнейшая судьба.

Но как дать маленькому ребенку азбуку человеческой культуры, как помочь ребенку гармонизировать его картину мира, чтобы противостоять злу в сердце своем и выстроить основания добра? Эти и многие другие вопросы стоят сегодня передо мной и нашим педагогическим коллективом.

Все дети приходят в мою группу из дома. Детский сад - это их первый опыт общения с "чужими тетями", со сверстниками и, наконец, многие впервые вынуждены расстаться с мамой. Эмоциональные проблемы малыша требуют разрешения в первые же дни его пребывания в группе.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_duhovno_-nravstvennyh_kachestv.docx15.55 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение Куйбышевского района - детский сад «Алёнушка»

Доклад

«Формирование духовно-нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста»

Подготовила: Е.С. Легачёва

В современной России остро стоит проблема, которые некоторые называют «поиском национальной идеи». Перефразируя, можно сказать, что наше общество, лишенное социальных ориентиров, с расшатанной системой ценностей - нуждается в некоем векторе, направлении. То есть ищется смысл не только отдельно взятой жизни, но и смысл существования целого народа.

Наша страна населена людьми, отдельными простыми людьми, в большинстве своем неспособными на подвиг. Пусть так, да и где проявлять героизм, можно спросить? В очереди в кассу супермаркета? Однако у человека есть потребность изменять окружающий мир в соответствии со своими нравственными качествами, так пусть эти качества будут не отрицательными.   Чтобы дети росли, уважая свою страну, зная обычаи своего народа, традиции и усваивая духовные ценности, накопленные веками.

Воспитание любви к своей Родине и уважения к своему народу начинается с раннего детства. И начинается не с абстрактного «мы любим нашу страну», а со знаний, с отношения, которое формируется у детей всюду - в семье, СМИ, на улице, на народных праздниках, мероприятиях - и в детском саду, под руководством воспитателя. Все начинается с детства: первые шаги, первые знания о мире. И оттого, как этот мир встретит маленького человека, возможно, зависит вся его дальнейшая судьба.

Но как дать маленькому ребенку азбуку человеческой культуры, как помочь ребенку гармонизировать его картину мира, чтобы противостоять злу в сердце своем и выстроить основания добра? Эти и многие другие вопросы стоят сегодня передо мной и нашим педагогическим коллективом.

Все дети приходят в мою группу из дома. Детский сад - это их первый опыт общения с "чужими тетями", со сверстниками и, наконец, многие впервые вынуждены расстаться с мамой. Эмоциональные проблемы малыша требуют разрешения в первые же дни его пребывания в группе.  

Чтобы устранить негативные эмоции ребенка в период привыкания его к детскому саду я использую следующие приемы:

1. Родители могут находиться с ребенком до тех пор, пока это необходимо. Некоторым детям достаточно часа, дня, некоторым - неделя и больше. Предлагаю родителям, по возможности, обеспечить ребенку "короткий день". Родители могут увести малыша домой через час пребывания его в группе, забрать после обеда (по необходимости). Ребенок постепенно привыкает к разлуке с мамой. Он понимает, что его не оставляют навсегда, осознает, что в детском саду интересно, вовсе не страшно, ему здесь рады.

2. В период адаптации стараюсь проявить максимум внимания к "страдающему" ребенку. Подчеркнуто радостно встретить его утром, сказать о том, что именно он самый желанный и долгожданный. Для него приготовлены игрушки, с ним хотят поиграть дети, птички и рыбки ждут, не дождутся, когда он их покормит. Чем скорее поймет маленький человек, что он необходим воспитателю и детям, любим ими, тем скорее преодолеет он тяжкий барьер расставания с мамой.

3. Интересным педагогическим приемом считаю помещение фотографии мамы в шкафчике для одежды каждого малыша. Загрустил ребенок, обиделся на что-то, - вот она, мама, рядом, посмотришь на родное лицо, и станет легче.

Создание эмоционально-комфортных условий в группе я полагаю залогом успешности решения всего комплекса и образовательных задач и формирования эмоциональной сферы детей, в частности.

Наша группа красочно оформлена. Панно на стенах, множество игрушек, оборудование специальных зон для разнообразной деятельности привлекают внимание малышей, стимулируют и побуждают к игре, активизируют процесс их развития. Яркие впечатления, которые ребенок получает от взаимодействия с такой предметной средой, вызывают яркий эмоциональный отклик в его душе.

Значительную часть времени я уделяю театральной деятельности детей, изготовлению множества атрибутов для детского театра. Старые перчатки, варежки, бросовый материал, все годится для этого. Результат - эмоциональный отклик детей с лихвой оправдывают потраченное время и силы. Дети любят играть в театр и часто делают это самостоятельно, очень любят сами организовывать игры-переодевания.

Как уже упоминалось, формирование эмоций происходит во всех видах деятельности детей. Например, на любом занятии я не упускаю возможность поставить перед детьми проблемные задачи, решение которых является, по сути, эмоциональным тренингом. Замечу, что это не требует от педагога особых ухищрений. Ход занятия практически не меняется иначе расставленные акценты, вовремя поставленный вопрос и вот положительный эффект.

         Думаю, что полученные мною результаты позволяют говорить об успешности образовательных и воспитательных действий. Оказывает влияние практически на все сферы психического развития, будь то регуляция поведения, когнитивная сфера, овладение ребенком средствами и способами взаимодействия с другими людьми, поведение в группе сверстников, усвоение и овладение им социальным опытом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Содержание рабочей программы "Духовно-нравственное образование и воспитание детей младшего дошкольного возраста".

Вопрос о том, как важно развивать у детей духовно – нравственные чувства, становится все более актуальным для нашего общества. Нравственное развитие – одна из центральных линий психического разв...

Пояснительная записка к программе "Духовно-нравственное образование и воспитание детей младшего дошкольного возраста".

Считаю необходимым сформировать у детей «нравственную шкалу отношений», с помощью которой каждый ребенок сможет самостоятельно «измерить» свои и чужие поступки с общечеловеческих позиций добра и зла. ...

«Культурно - досуговая деятельность как средство формирования нравственно-патриотических качеств у детей младшего дошкольного возраста».

В последнее время чрезвычайно актуальной стала проблема патриотического воспитания детей. Россия переживает один из не простых исторических периодов. За последние годы в стране произошли большие перем...

Духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценнос...

Консультация для воспитателей ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ И ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    Одним из ведущих факторов формирования нравственно-патриотического сознания детей является воспитание любви к самому близкому окружению ребенка - семье, дому, детскому саду, своем...

Консультация для воспитателей «ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ И ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

    Одним из ведущих факторов формирования нравственно-патриотического сознания детей является воспитание любви к самому близкому окружению ребенка - семье, дому, детскому саду, своем...

презентация «Формирование духовно-нравственной культуры речи у детей старшего дошкольного возраста на основе ознакомления с образом Александра Невского».

В данной презентации предоставлена система работы по развитию духовно – нравственной культуры речи через ознакомление с образом А. Невского у детей старшего дошкольного возраста....