Информационно-коммуникационная технология развития музыкальности у детей
материал

Баранова Ольга Викторовна

Использование ИКТ в музыкальной деятельности с дошкольниками

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ikt_-_tehnologiya_1.docx405.06 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ

ТЕХНОЛОГИИ В ДОУ

Задача ИКТ.

 

Соединяя информационные и коммуникационные технологии, проецируя их на образовательную практику необходимо отметить, что основной задачей, которая стоит перед их внедрением является адаптация человека к жизни в информационном обществе.

Какие преимущества дают ИКТ музыкальному руководителю?

  • Быстрый и целенаправленный отбор информации.
  • Наглядное пособие.
  • Средство подготовки текстов, музыкального материала, их хранение.
  • Средство подготовки выступлений.
  • Возможность создания и использования интерактивных развивающих игр.

Информационные технологии  на музыкальных занятиях и досугах, помогают педагогу решить  ряд задач:

  • Делают материал доступным для восприятия не только через слуховые анализаторы, но и через зрительные. Таким образом, музыкальный руководитель может реализовать на практике идею индивидуализации обучения детей.  
  • Использование компьютера существенно расширяет понятийный ряд музыкальных тем, делает доступным и понятным детям специфику звучания музыкальных инструментов и т.д.
  • Высокая динамика занятия способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей.
  • Становятся базой для формирования музыкального вкуса, развития творческого потенциала ребёнка и гармоничного развития личности в целом.
  • Интерактивная доска помогает педагогу находиться на занятии в постоянном взаимодействии с детьми;
  • Занятия с использованием информационно-коммуникационных технологий побуждает детей к поисковой и познавательной деятельности.

Материал, используемый в работе с дошкольниками, должен содержать в себе элементы необычайного, удивительного, неожиданного, вызывать познавательный интерес и способствовать созданию положительной эмоциональной обстановки, а также развитию музыкальных и творческих способностей. Ведь именно процесс удивления ведёт за собой процесс понимания.

Музыкальный руководитель может применять различные образовательные средства ИКТ как при подготовке к совместной музыкальной деятельности, при объяснении нового материала, разучивании песен, танцев, повторения, для закрепления усвоенных знаний, а также   на развлечениях и праздниках.

Мультимедиа презентации, включающие в себя анимацию, аудио- и видеофрагменты, элементы интерактивности наиболее распространённый вид представления демонстрационных материалов. Использование мультимедиа презентаций целесообразно как с помощью компьютера, так и с помощью мультимедийного проекционного экрана или интерактивной доски.

Это позволяет эффективней развивать все виды восприятия у детей: зрительного, слухового, чувственного; виды памяти: зрительную, слуховую, образную, ассоциативную и др.

Используя возможности программы  PowerPoint,  можно разработать и использовать мультимедийные презентации по всем видам музыкальной деятельности:

1. Восприятие музыки.

Во время знакомства с творчеством того или иного композитора использование портретов, видеоряд иллюстраций к  музыкальным произведениям, знакомство с жанрами музыки и т.д.

2.Музыкально-ритмические движения и танцы.

Использование таблиц, с помощью которых дети смогут выполнять различные перестроения или разучивать элементы танцев. Видеоряд для разучивания элементов танца. Видеоролики для просмотра танцев в исполнении детских танцевальных коллективов, а также профессиональных исполнителей

3.Пение.

По графическому изображению разучивать различные попевки, упражнения для развития голосового аппарата, по картинкам-подсказкам узнавать и учить песни.

Программа  Vegas Pro 15, 0, которую использую, позволяет укорачивать, удлинять, редактировать аудио и видеофайлы.

4. Музыкально-дидактические игры.

Развивать музыкально-слуховые представления, ладовое чувство и чувство ритма, используя игры - презентации по темам: «Жанры», «Три кита в музыке», «Лад», «Ритм и темп», «Инструменты симфонического оркестра» и т.д.

На развлечениях и праздниках так же можно использовать слайды как иллюстративный, анимационный фон мероприятий, игры-презентации как форму викторины на вечерах досуга.

Средства ИКТ в детском саду:

Интерактивная доска

Компьютер

Мультимедийный проектор

Принтер

Видеомагнитофон

Телевизор

Музыкальный центр

Фотоаппарат

Видеокамера

ПРИМЕНЕНИЕ:

  1. Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, зала, кабинетов
  2. Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий.
  3. Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов России и зарубежья.
  4. Оформление документации, отчетов, сценариев, проектов
  5. Создание презентаций в программе РowerРoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.

 Требования к компьютерным программам ДОУ:

*Исследовательский характер

*Легкость для самостоятельных занятий детей

*Развитие широкого спектра навыков и представлений

*Возрастное соответствие

*Занимательность.

Требования по охране жизни и здоровья дошкольников при работе с информационными и компьютерными технологиями

При использовании компьютера в воспитательно - образовательном процессе необходимо знать и соблюдать основные нормативно-правовые документы, регламентирующие безопасность использования информационных технологий в работе с детьми.

При использовании мультимедийных технологий в рамках образовательного учреждения должны быть соблюдены следующие требования:

•        Правила техники безопасности

•        Правила противопожарной безопасности.

•        Правила охраны труда, охраны жизни и здоровья детей.

Независимо от формы и вида применения компьютерных технологий для развития детей, необходимо соблюдать санитарно-гигиенические требования к использованию компьютерных технологий в учебном процессе согласно СанПиН.

Продолжительность ребёнка работы с компьютерной программой обусловлена физиологическими особенностями каждой возрастной группы детей:

•        От 5 до 6 лет – не более 15 минут в течение дня;

•        От 6 до 7лет – не более 20 минут.

Ошибки при использовании ИКТ:

Недостаточная методическая подготовленность педагога

Неправильное определение дидактической роли и места ИКТ на занятиях

Бесплановость, случайность применения ИКТ

Перегруженность занятия демонстрацией.

При подготовке к занятиям с использованием ИКТдолжны учитываться санитарно-эпидемиологические правила, по которым общая продолжительность занятий должна составлять 25 – 30 минут с детьми старшего дошкольного возраста, из которых 5 – 7 мин дети находятся непосредственно перед  компьютером, а другие мультимедийные средства (такие как презентация, программа Skype с использованием web-камеры, Интернет, компьютерные игры) еще 5 – 10 мин.

 Кроме того, занимаясь подготовкой мультимедийных презентаций, следует использовать  рекомендации психологов о влиянии цвета на познавательную активность детей, о сочетании цветов и их количества.

Нельзя использовать мультимедийные технологии на каждом занятии, т.к. при подготовке и организации таких занятий от педагога, а также от детей, требуется больше интеллектуальных и эмоциональных усилий, чем при обычной подготовке. А,  кроме того, при частом использовании ИКТ у детей теряется особый интерес к таким занятиям.

Требования к использованию технических средств в организации обучения дошкольников.

Для просмотра телевизионных передач и видеофильмов используют телевизоры с размером экрана по диагонали 59 - 69 см. Высота их установки должна составлять 1 - 1,3 м. При просмотре телепередач детей располагают на расстоянии не ближе 2 - 3 м и не дальше 5 - 5,5 м от экрана. Стулья устанавливают в 4 - 5 рядов (из расчета на одну группу); расстояние между рядами стульев должно быть 0,5 - 0,6 м. Детей рассаживают с учетом их роста.

Просмотр телепередач для детей дошкольного возраста допускается не чаще 2 раз в день (в первую и вторую половину дня). Экран телевизора должен быть на уровне глаз сидящего ребенка или чуть ниже. Если ребенок носит очки, то во время передачи их следует обязательно надеть.

Просмотр телепередач в вечернее время проводят при искусственном освещении групповой верхним светом или местным источником света (бра или настольная лампа), размещенным вне поля зрения детей. Во избежание отражения солнечных бликов на экране в дневные часы окна следует закрывать легкими светлыми шторами.

Непосредственно образовательную деятельность с использованием компьютеров для детей 5 - 7 лет следует проводить не более одного в течение дня и не чаще трех раз в неделю в дни наиболее высокой работоспособности: во вторник, в среду и в четверг. После работы с компьютером с детьми проводят гимнастику для глаз. Непрерывная продолжительность работы с компьютером в форме развивающих игр для детей 5 - 6 лет не должна превышать 15 минут и для детей 6 - 7 лет - 20 минут. Для детей, имеющих хроническую патологию, часто болеющих (более 4 раз в год), после перенесенных заболеваний в течение 2 недель продолжительность непосредственно образовательной деятельности с использованием компьютера должна быть сокращена для детей 5 лет до 7 минут, для детей 6 лет - до 10 мин.

Для снижения утомляемости детей в процессе осуществления непосредственно образовательной деятельности с использованием компьютерной техники необходимо обеспечить гигиенически рациональную организацию рабочего места: соответствие мебели росту ребенка, достаточный уровень освещенности. Экран видеомонитора должен находиться на уровне глаз или чуть ниже, на расстоянии не ближе 50 см. Ребенок, носящий очки, должен заниматься за компьютером в них.

Применение презентаций

Презентация сопровождает речь педагога (лектора), но не заменяет ее. Поэтому текстовое содержание презентации должно предварять или разъяснять определенные положения, озвученные педагогом,  но не повторять слово в слово.

 Особое внимание следует обратить  на разделение смыслового наполнения между словами педагога и содержимым каждого слайда.

Демонстрация презентации, ролика занимает все внимание детей (слушателей), поэтому информация, которая дается педагогом по ходу демонстрации, должна соответствовать содержанию презентации, ибо другое все равно не будет восприниматься.Любой информационный кадр (страница, слайд) воспринимается сначала как образ, независимо от его истинной природы.Грамотная интеграция ИКТ и педагогических технологий обеспечивает наибольшую эффективность    образовательного процесса. Педагогу важно превратить ученика из зрителя в соучастника. На это должна работать и презентация -  ее структура и содержание могут обеспечивать  и поддерживать взаимодействие педагога и детей.

ИНТЕРАКТИВНАЯ  ДОСКА

 Интерактивная доска - это сенсорный экран, работающий, как часть системы, в которую также входят компьютер и проектор. Компьютер передает сигнал на проектор. Проектор высвечивает изображение на интерактивной доске. Интерактивная доска работает одновременно и как обычный экран, и как устройство управления компьютером. Достаточно только прикоснуться к поверхности доски, чтобы начать работу на компьютере. Управлять доской на расстоянии позволяет беспроводная мышь или графический планшет. Используя доску, можно открывать любые файлы (графические, видео, аудио), работать с интернетом, писать поверх любых приложений, вебсайтов и видеоизображений с помощью специальных маркеров. В таком виде интерактивная доска использовалась на родительских собраниях, городских методических объединениях, досуговых мероприятиях.

РЕЗУЛЬТАТ  ИСПОЛЬЗОВАНИЯ  ИКТ В  МОЕЙ  РАБОТЕ  С  ДЕТЬМИ, ПЕДАГОГАМИ, РОДИТЕЛЯМИ

  1. Презентация  «Путешествие звуков в стране музыки» в рамках одноименного проекта
  2. Презентация «Виды  театра» для детей и педагогов ДОУ
  3. Презентация «Многообразие русского фольклора» для  выступления на  педсовете ДОУ
  4.  Презентация «Здоровьесберегающие  технологии на музыкальном занятии  в  ДОУ»
  5. Гимнастика для глаз  «Бабочки», «Енотик», «Рыбки»
  6. Презентации к теме «Знакомство с творчеством композиторов»
  7. Подбор наглядного материала(картинки, видеоряд) для развития песенного творчества детей.
  8. Картинки  для распевания.

  1. Презентации к дистанционному обучению:

«Берегите своих детей», 2020 г.

Музыкальная викторина, 2020 г.

Звуки рядом с нами, 2020 г.

Музыка рассказывает о животных и птицах, 2020 г.

Книжка – малышка. Детские песенки, 2020 г.

Слушаем музыку вместе с детьми, 2020 г.

Поем про космос., 2020 г.

Музыкальное путешествие с Гномом, 2020 г.

Слушаем музыку с детьми, 2020 г.

ЛИТЕРАТУРА

1.Богатырева Ю.И., Косарев Информационные технологии в научной деятельности. -

2.Баловсяк Н. Компьютер и здоровье. - Санкт- Петербург, 2008 г.

3.Машбиц Е.И. Психолого-педагогические аспекты компьютеризации

4.Полат Е.С. Новые педагогические технологии. - М., 2000г.

5.Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании. - М., Школа-Пресс, 1994.

6.Эльконин Д.Б. Психология игры. - М., Владос, 1999г.

7.Яковлев А.И. Информационно-коммуникационные технологии в образовании. 2005 г.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: «Технология развития музыкальных способностей детей в старшей группе ДОУ».

В данной статье дается подробное описание технологии развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста....

Обобщение педагогического опыта "Использование современных информационно-коммуникационных технологий в развитии музыкальных способностей детей дошкольного возраста"

Название: «Использование  современных информационно-коммуникационных технологий в развитии музыкальных способностей детей дошкольного возраста»Тип материала: обобщение педагогического опытаОбразо...

«Развитие музыкальных способностей детей, приобщение их к музыкальному искусству через использование информационно-коммуникационных технологий».

В данной статье мною обобщён свой опыт работы по данной теме. Основная задача  опыта: создавать и использовать  видеопроекты, где бы дети могли не просто созерцать иллюстративный матери...

Проект « Использование информационно-коммуникационных технологий в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста»

Введение Развитие современного общества неразрывно связано с научно-техническим прогрессом. Информационно-коммуникативные технологии прочно входят во все сферы жизни человека. Соответственно, и с...

Опыт работы по теме: "Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством современных информационно-коммуникационных технологий".

Данный опыт работы составлен на основе практического опыта музыкального руководителя ДОУ. Опят апробирован успешно в муниципальных и региональных конкурсах, также некоторые материалы опыта (конспекты ...

«Развитие музыкальных способностей детей на музыкальных занятиях посредством информационно-коммуникационных технологий»

В этой статье я делюсь своим опытом по развитию музыкальных способностей детей дошкольного возраста. Актуальность опыта моей работы  продиктована самой практикой, использование  видеопр...

«Использование информационно-коммуникационных технологий в развитии музыкальных способностей детей дошкольного возраста»

В публикации рассмотрены различные аспекты использования современных информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе дошкольной организации. Проведен анализ приемуществ, принципов...