Авторский опыт на тему: "Использование современных форм и методов физической культуры в режиме дня и в семье для стимулирования двигательной активности детей дошкольного возраста"
опыты и эксперименты (старшая группа)

Ирина Борисовна Суворова

Потребность в движении является одной из общебиологической особенности организма, которая играет важную роль в его жизнедеятельности. В настоящее время двигательная активность является необходимым условием гармоничного развития личности ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt.docx53.89 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА БЕЛГОРОДА

Муниципальное учреждение

«Научно-методический информационный центр»

Использование современных форм и методов физической культуры

в режиме дня и в семье для стимулирования двигательной активности детей дошкольного возраста

Суворова Ирина Борисовна,

инструктор по физической культуре

МБДОУ д/с № 28 города Белгорода

                     

2020


Содержание

Информация об опыте                                                                                3

Технология описания опыта                                                                         10

Результативность опыта                                                                        14

Библиографический список                                                                        16

Приложение к опыту                                                                                17


        РАЗДЕЛ I.        

ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОПЫТЕ.

Условия возникновения и становления опыта.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида  №28  находится по адресу: г. Белгород,  улица Некрасова, д.22, микрорайон «Западный». В саду шесть групп. Развитая инфраструктура микрорайона способствует созданию вокруг дошкольного образовательного учреждения развивающей среды - это Дворец культуры «Сокол», кинотеатр «Радуга», кукольный театр, детская библиотека, Белгородский государственный научно-исследовательский университет (НИУ БелГУ), Белгородский институт развития образования (БелИРО), средняя общеобразовательная школа №27, гимназия № 2, музыкальная школа.

Потребность в движении является одной из общебиологической особенности организма, которая играет важную роль в его жизнедеятельности. В настоящее время двигательная активность является необходимым условием гармоничного развития личности ребенка.

Педагогическими исследованиями доказано, что уменьшение времени, объёма и интенсивности двигательной активности отрицательно сказывается на состоянии здоровья и физической подготовленности детей. Об остроте проблемы свидетельствуют исследования Т.А. Волосниной, Л.Н. Волошиной, М.А. Руновой, согласно которым двигательный режим дошкольной образовательной организации  позволяет реализовать потребность в движении ребенка лишь на 55-60%. Подобная ситуация складывается вследствие подмены в системе дошкольного образования развивающих и оздоровительных занятий информационно-образовательными.

Дошкольное образование призвано обеспечить не только подготовку ребенка к школе, но и создать максимально благоприятные условия для укрепления здоровья, поэтому о полноценном образовании можно говорить тогда, когда в нем присутствуют здоровьесберегающие и здоровьеформирующие составляющие.

Актуальность опыта.

Актуальной задачей физического развития является поиск эффективных средств совершенствования и развития двигательной сферы детей дошкольного возраста на основе формирования у них потребности в движениях. Дошкольный возраст обоснованно считается наиболее важным периодом в процессе формирования личности. В этом возрасте интенсивно развивается и созревает ряд морфологических, психологических, двигательных функций, происходят сохранение и развитие потребностей в активной деятельности, «пуск» механизмов развития всех способностей ребенка. Именно в данном возрастном периоде закладывается и укрепляется фундамент здоровья и развития физических качеств, необходимых для эффективного участия в различных формах двигательной активности, что, в свою очередь, создает условия для организованного  физического воспитания детей, обеспечивая реализацию права каждого ребенка на  полноценное развитие, поскольку оно обеспечивает будущее здоровье человека, как биологическое, так и психологическое.  Доказано, что низкая двигательная активность детей, особенно в период активного роста, когда интенсивное развитие скелета и мышечной массы не подкрепляется подобающей тренировкой систем кровообращения и дыхания, является одной из причин ухудшения здоровья. Открытость организма ребенка внешним влияниям, высокая чувствительность к движениям позволяют вырабатывать у него приспособительные механизмы к реальным условиям жизнедеятельности с момента появление на свет, применяя при этом целенаправленный комплекс оздоровительной физической культуры (В.И. Усаков, 2000).

Возможности человеческого организма огромны, но реализовать их, и эффективно использовать не всегда удается. Наиболее доступным средством поддержания здоровья является физическая культура и двигательная активность.

Основным компонентом каждого вида детской деятельности (игровой, театральной, конструктивной, учебной и др.) являются движения, поэтому необходимо глубоко изучать двигательную активность ребенка в единстве с его деятельностью и тесной взаимосвязью с различными сторонами его развития (М.А. Рунова, 2004).

Дефицит двигательной активности может выступать в качестве тормозящего фактора реализации интеллектуального и физического потенциала ребенка. По данным И.А. Аршевского, ребенку, с первых месяцев его существования необходимо обеспечить определенную двигательную активность, и это - задача  родителей. Получая меньше кислорода и питательных веществ (до определенного предела), младенец реагирует на это сокращением мышц. В условиях недостаточной двигательной активности рост тормозится, развитие идет медленнее. Здоровье можно определить как состояние полного физиологического, психологического и социального благополучия. Однако главный источник развития и укрепления ресурсов здоровья человека состоит в систематической активности в течение всей жизни.

В конечном счете, физическая активность должна стать необходимой составной частью образа жизни каждого человека.

В настоящий момент произошли большие изменения в требованиях к дошкольному образованию. Мы живем во времена перемен. Мы работаем по федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, который  направлен на решение следующих задач:

  1. охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
  2. обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Физическое развитие, по требованию ФГОС ДО, включает приобретение опыта в таком виде деятельности детей, как двигательная,  в том числе: связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость;

-способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма,  развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег,  прыжки,  повороты в обе стороны);

-формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;

-становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.) [24, 3].

Необходимо отметить и значимость инновационной деятельности  в реализации муниципального проекта в детском саду, направленной на повышении двигательной активности, укрепление физического и психического здоровья дошкольников. Становится приоритетным направлением разработка и реализация новых педагогических методик, технологий и альтернативных подходов к совершенствованию физического воспитания и образования детей

Противоречие.

Наблюдая, в процессе работы за воспитанниками, родителями и педагогами, пришли к выводу, что существует противоречие между необходимостью стимулирования организованной и самостоятельной двигательной активностью детей в режиме дня дошкольного образовательного учреждения и в семье, с одной стороны и недостаточной разработанностью этого вопроса в современных формах методах с другой стороны.

Ведущая педагогическая идея опыта.

С учетом данного противоречия проблема нашего исследования сформулирована следующим образом: каковы современные формы и методы физической культуры в режиме дня и в семье для стимулирования двигательной активности детей дошкольного возраста 3-6 лет.

Длительность работы над опытом.

Педагогический эксперимент был организован на базе МБДОУ №28 города Белгорода.

Работа над обобщением опыта велась в течение 3 лет с 2017 по 2020 гг. и заключалась в реализации трех его этапов: подготовительный, основной и заключительный:

Подготовительный этап проходил с июня по август 2017г и включал в себя анализ литературы по проблеме поиска современных форм и методов физической культуры в режиме дня и в семье для стимулирования двигательной активности детей дошкольного возраста. Было проведено наблюдение, подбирались современные формы и методы физической культуры в режиме дня и в семье для стимулирования двигательной активности детей дошкольного возраста. Учитывался уровень двигательной активности, определялись критерии ее эффективности, проводилось предварительное тестирование, анкетирование по выделенным критериям в ходе констатирующего эксперимента, что позволило выделить однородные группы (экспериментальную и контрольную) для проведения эксперимента.

Основной этап проходил с сентября 2017г. по апрель 2020г. где были апробированы современные формы и методы физической культуры в режиме дня и в семье для стимулирования двигательной активности детей дошкольного возраста на основе непосредственной образовательной деятельности по физическому развитию. В современные формы и методы физической культуры в режиме дня и в семье для стимулирования двигательной активности детей дошкольного возраста включались следующие упражнения: с отягощением: на платформе, на фитболе, с гимнастическими резинками, на степ.платформах, с гимнастическими палками, с элементами скандинавской ходьбы, подвижная развивающая игра Вэй Той, Дары Фребеля, кинезеологические упражнения с жонглированием, упражнения с элементами йоги,акробатики, корригирующие упражнения, оздоровительные игры, закаливающие процедуры, утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения на прогулке, упражнения после сна (дневного), физкультминутки, сюжетные, физкультурно-оздоровительные занятия, физкультурные досуг,  праздники с родителями, дни здоровья, анкетирование и консультирование с родителями, тестирование с детьми 3-6 лет. На этом этапе систематизировался полученный материал.

Работа включала в себя средства оздоровительной физической культуры (физкультурно-оздоровительные методики) и внешней физкультурно-спортивной среды (достаточное для движений пространство, чередование и многообразие оборудования), направленные на выработку у детей потребности в двигательной активности. 

Заключительный этап проходил с апреля по май 2020г и был посвящен выявлению результативности проделанной работы и оцениванию ее эффективности. В ходе данного этапа исследования обрабатывались полученные данные, формулировались выводы по проделанной работе, оформлялись результаты исследования в виде опыта работы.

Диапазон опыта.

Рассмотренные современные формы и методы физической культуры в режиме дня и в семье для стимулирования двигательной активности детей дошкольного возраста могут быть интересны не только для дошкольного образования, но и начального общего образования. Материалы опыта могут быть использованы педагогами дошкольных образовательных учреждений и муниципальных бюджетных образовательных учреждений, родителями дошкольников и младших школьников при формировании здорового образа жизни и укрепления здоровья детей.

Теоретическая база.

Методологической и теоретической основой исследования явились: теоретические положения об организации и построении физкультурно-оздоровительных занятий с помощью современных форм и методов физической культуры в режиме дня и в семье для стимулирования двигательной активности детей дошкольного возраста (H.H. Васильева, Б.А. Куранов, Н.Г. Гаськова, Э.Я. Степаненкова).

В своей деятельности детский сад руководствуется примерной общеобразовательной программой Н.Е. Веракса «От рождения до школы» с опорой на современные технологии, дополнительные программы и методические рекомендации такие как: «Профилактика психоэмоционального напряжения детей средствами физического воспитания» (В.Г. Алямовская), «Игры которые лечат» (А.С. Галанов), «Двигательная активность в детском саду» (М.А. Рунова), «Занимательная физкультура» (К.К. Утробина), «Знай свое тело» (В.А. Пармз). 

Многие исследователи отмечают ведущую роль активной двигательной деятельности в гармоничном развитии дошкольников (А.Г. Сухарев, В.К. Бальсевич, В.А. Шишкина, И.П. Волков, А.П. Антропова, Э.Н. Вайнер, В.А. Доскин, Е.А. Сальникова, М.А. Правдов, В.В. Сударь, A.A. Ежов, Л.Б. Волошина, Г.П. Позднякова, и др.).

Большинство исследователей, которые занимались изучением двигательной активности, говорят о том, что она, является биологической потребностью, незаменимым фактором жизнедеятельности человека (И.А. Аршавский, Т.Ю. Логвина, С.М. Погудин, В.Н. Зимонина). Было отмечено, что как у взрослых, так и у детей, в одних и тех же условиях жизнедеятельности организма, наблюдается тенденция постоянной поддержки своей активной двигательной деятельности, при этом компенсируя постоянно отклонения от среднего уровня (А.Г. Сухарев, Э.А. Колидзей, В.Г. Шилько).

Биологическая потребность многих дошкольников в движениях не удовлетворяется, особенно это связано с недооцениванием родителями значения активной двигательной деятельности детей в семье, что показывают многочисленные исследования Т.И. Сулимцева, А.И. Рачинского, Г.П. Голубевой. Многие ученые в своих исследованиях (Ю.Г. Юрко, В.А. Шишкина, М.А. Рунова, Г.Н, Голубева, В.В. Сударь) определили ориентировочные параметры активной двигательной деятельности детей дошкольного возраста. По мнению исследователей, распространенным способом исследования двигательной активности ребенка в режиме дня является подсчет количества движений. Оценка двигательной активности подсчитывается по объему выполненной работы, суточным энергозатратам времени на часах, затрагиваемое на организованные и самостоятельные формы активной двигательной деятельности, соотношению статического компонента деятельности мышц в режиме дня и динамической работы, показаниям ЧСС.

Новизна опыта: заключается в проведении педагогического эксперимента и поиска современных форм и методов физической культуры в режиме дня и в семье для стимулирования двигательной активности детей дошкольного возраста.

Раздел II

Технология описания опыта

Цель: рассмотреть и применить наиболее эффективные современные формы и методы физической культуры в режиме дня и в семье для стимулирования двигательной активности детей дошкольного возраста.

Задачи:

1. Провести анализ литературных источников по проблеме поиска наиболее эффективных современных форм и методов физической культуры в режиме дня и в семье для стимулирования двигательной активности детей дошкольного возраста.

2. Проверить эффективность современных форм и методов физической культуры в режиме дня и в семье для стимулирования двигательной активности детей дошкольного возраста.

3. Оценить эффективность выделенных современных форм и методов физической культуры в режиме дня и в семье для стимулирования двигательной активности детей дошкольного возраста.

Гипотеза исследования: предполагалось, что процесс стимулирования двигательной активности детей дошкольного возраста в режиме дня и в семье будет более эффективным, если учитывать уровень двигательной активности и физической подготовленности детей.

Содержание образования и средства достижения цели

Поставив перед собой цель и задачи мы совместно с «Белгородским государственным национальным исследовательским университетом» (НИУ «БелГУ), на базе МБДОУ №28 города Белгорода провели педагогический эксперимент, где были выделены контрольная и экспериментальная группы по 12 человек в каждой. Педагогический эксперимент проводился совместно со всеми  участниками педагогических отношений дошкольного образовательного учреждения (воспитатели,специалисты,родители)

Для решения поставленных задач мы использовали следующие методы:

Анализ научно-методической литературы, который позволил определить направление исследования, разработать методологический аппарат исследования, выделить наиболее эффективные современные формы и методы физической культуры в режиме дня и в семье для стимулирования двигательной активности детей дошкольного возраста при проведении педагогического эксперимента, определить и подобрать критерии оценивания эффективности педагогического эксперимента.

Тестирование проводилось в начале и в конце учебного года.

Тесты определения антропометрических данных: рост стоя (см), вес (кг) и окружность грудной клетки (см). 

Тесты физической подготовленности: бег 10 м (сек), прыжок в длину с места (см), наклон вперед стоя на гимнастической скамье (см), ловля мяча с 2-мя хлопками (кол-во раз за 30 сек), поднимание туловища из положения лежа на спине за 30 секунд (кол-во раз).

Тесты определения уровня двигательной активности: определение моторной плотности занятий, хронометраж, шагометрия.

Педагогический эксперимент состоял из трех этапов: подготовительный, который предусматривал анализ литературных источников по проблеме исследования, выбор наиболее эффективных современных форм и методов физической культуры в режиме дня и в семье для стимулирования двигательной активности детей дошкольного возраста, предварительное тестирование и отбор контрольной и экспериментальной группы.

Основной этап, в котором осуществлялось внедрение наиболее эффективных современных форм и методов физической культуры в режиме дня и в семье для стимулирования двигательной активности детей дошкольного возраста.

        Заключительный этап подразумевал проведение контрольного тестирования и анализ полученных данных.

Полученные количественные данные в процессе педагогического эксперимента обрабатывались с помощью метода математической статистики, которые позволили сравнить между собой полученные предварительные и контрольные результаты.

Работая над опытом, были выделены наиболее эффективные современные формы и методы физической культуры в режиме дня и в семье для стимулирования двигательной активности детей дошкольного возраста.

Содержание системы физкультурно-оздоровительной деятельности.

В любом виде деятельности однообразие не приносит положительных результатов, это только угнетает ребенка. Чтобы разнообразить утреннюю гимнастику, мы в детском саду применяем несколько способов проведения утренней гимнастики: это и подвижная игра, полоса препятствий, ОРУ с предметами и без предметов, ритмопластика, аэробика, гимнастика «мимом» или беговая тренировка в медленном темпе. На лестничном марше проводим: осложненная ходьба (ходьба с подъемом), тренирующая сердечную мышцу, упражнения с мячами на голове, закрепляют правильное положение спины при ходьбе, подъем и спуск развивает мышцы рук и ног. Используем упражнения на степ платформах( приложение 12), упражнения с резинками,( приложение 11) на фитболах.(приложение 13), с набивными мячами (приложение 10) Корригирующая гимнастика с применением нестандартного оборудования для профилактики плоскостопия и осанки.(приложение 15) Специальные оздоровительные игры. Применение кинезеологических упражнений в жонглировании (приложение 14). Использование  подвижной, развивающей игры Вей Той (приложение 7), Дары Фребеля.Неотьемлемой частью работы являются родители,которым предлагаются анкеты,комплексы упражнений с детьми, совместные спортивные праздники и развлечения, квест игры.(приложение2,3,5,6,8,).

Пользуясь методикой автора Утробиной К.К. «Занимательная физкультура в детском саду» проводим веселый тренинг с элементами акробатики, йоги( приложение 9), который позволяет детям в игровой форме развивать гибкость, координацию, укреплять мышцы и понимать, как они владеют своим телом. На всех физкультурных мероприятиях  дети занимаются босые (кроме карантинного периода) и заканчиваются эти мероприятия эмоциональной разрядкой дать детям возможность покричать, повизжать. Эмоциональная разрядка позволяет детям сбросить накопившееся физическое и психическое напряжение. Релаксация позволит восстановить организм и вернуть ЧСС в первоначальное состояние, и заканчиваются эти мероприятия водными процедурами.

Дети обтираются влажными салфетками, обливают  верхние части конечностей, так как при активных движениях через кожные поры выбрасывается наружу большое количество вредных веществ и через несколько минут начинается обратное всасывание приносящее организму только вред. Используем комплексы точечного массажа и дыхательной гимнастики.

Например, специальные дыхательные упражнения, выполняемы через левую и правую ноздрю, влияют на функционирование мозга. ОРУ являются прекрасным средством для развития органов дыхания, так как в каждый комплекс входят упражнения, укрепляющие основную дыхательную мышцу  диафрагму, межреберные мышцы, мышцы брюшного пресса, содействующие более, глубокому дыханию. Упражнения с физкультурными пособиями активизирует деятельность анализаторных систем, влияет на речевое и умственное развитие в целом.

Гимнастика после дневного сна, ее основная цель – профилактика нарушений осанки. Основное содержание гимнастики после дневного сна – ОРУ корригирующей и профилактической направленности, водные, закаливающие процедуры. Беговые тренировки, являются отличным средством профилактики психоэмоционального напряжения детей. Но практика показала, что в зимний период беговые тренировки не так эффективны и мы решили ввести скандинавскую ходьбу.

Особенностью проведения скандинавской ходьбы в холодный период было повышение двигательной активности детей с целью сохранения теплового баланса. Использовались фронтальные, и групповые методы организации ходьбы. НОД начинались с разминки: ходьба в среднем темпе, ОРУ с скандинавскими  палками для разогревания мышц плечевого пояса, туловища и ног. В начале проведения педагогического эксперимента и обучения скандинавской ходьбы у детей не было полной синхронности движения рук и ног, однако скоро стали уже заметны некоторые толчковые усилия палками. Подготовительным этапом для этого мы использовали упражнения, при котором дети держат в руках флажки, гимнастические палки и попеременно размахивают ими. Когда дети осваивали эти элементы, подключалась ходьба. Эффективность решения задач направленного использования физической культуры в дошкольном возрасте зависит от организации целесообразного двигательного режима.

Раздел III

Результативность

Степень достоверности (р) находили по таблице t-критерия Стьюдента:- если р<0,05, то ошибка меньше 5% и результат является достоверным, если р>0,05, то ошибка больше 5% и результат соответственно недостоверен.

Таблица 1.

Показатели развития антропометрических данных воспитанников

Показатели

физического развития

Возраст (годы) детей

Группа

3года

4года

5лет

6лет

Девочки

Длина тела (см)

96см+0,3

103см+0,3

109см+0,3

115+0,3

Контрольная

Группа

104см

110см

115см

120см

Экспериментальная группа

Масса тела

(кг)

13.8кг+0,3

16.8кг+0,3

17,6кг+0,3

19,9кг+0,3

Контрольная

Группа

17.1кг

19.8кг

20кг

22кг

Экспериментальная группа

Окружность грудной клетки (см)

52,3см+0,3

54см+0,3

56см+0,3

58см+0,3

Контрольная

Группа

54см

56см

58см

60см

Экспериментальная группа

Мальчики

Длина тела (см)

99см+0,3

105см+0,3

109см+0,3

125см+0,3

Контрольная

Группа

105 см

110см

118см

130см

Экспериментальная группа

Масса тела

(кг)

14,7кг+0,3

16кг+0,3

18кг+0,3

20кг+0,3

Контрольная

Группа

17кг

19кг

20кг

23кг

Экспериментальная группа

Окружность грудной клетки (см)

52см+0,3

54см+0,3

57см+0,3

58см+0,3

Контрольная

Группа

54см

56см

58см

60см

Экспериментальная группа

Результаты антропометрических данных были получены при участии врача МБДОУ №28. Все результаты соответствовали возрасту испытуемых по требованиям физического развития детей дошкольного возраста. Показатели антропометрических данных остались недостоверно отличными, так как в нашем исследовании стояла оздоровительная задача, а не снижения веса и увеличения роста.

Уровень физической подготовленности определялся по выделенным критериям непосредственно инструктором по физической культуре и с помощью воспитателя группы.

Таблица 2

Данные физической подготовленности детей в контрольной и экспериментальной группах до эксперимента

Дети 3-4 лет

№п/п

Контрольные упр. (теcты)

Контрольная группа

Экспериментальная группа

Мальчики

девочки

Мальчики

Девочки

1

Бег 10 м

3.9

3.8

3.8

3.8

3

Прыжок в длину с места

50 см

45см

51 см

45см

4

Наклон вперед, стоя на гимнастической скамье

4 см

5 см

4 см

5 см

5

Поднимание туловища лежа на спине

8 раз

6 раз

9 раз

6 раз

6

Ловля мяча с 2-мя хлопками за 30 секунд

3 р

3 раз

3 раз

3 раз

Дети 4-5 лет

№п/п

Контрольные упр. (теcты)

Контрольная группа

Экспериментальная группа

мальчики

девочки

Мальчики

Девочки

1

Бег 10 м

2.9

2.7

2.3

2.5

3

Прыжок в длину с места

90 см

85 см

91 см

85 см

4

Наклон вперед, стоя на гимнастической скамье

6 см

9 см

6 см

9 см

5

Поднимание туловища лежа на спине

9 раз

10раз

10 раз

10 раз

6

Ловля мяча с 2-мя хлопками за 30 секунд

5раз

5 раз

5 раз

5 раз

Дети 5-6 лет

№п/п

Контрольные упр. (теcты)

Контрольная группа

Экспериментальная группа

мальчики

девочки

Мальчики

Девочки

1

Бег 10 м

2.5 сек

2.6 сек

2.5 сек

2.5 сек

3

Прыжок в длину с места

95 см

96 см

4

Наклон вперед, стоя на гимнастической скамье

10 см

14см

11 см

15 см

5

Поднимание туловища лежа на спине

11раз

13 раз

11 раз

12 раз

6

Ловля мяча с 2-мя хлопками за 30 секунд

7 раз

8 раз

8 раз

8 раз

Сравнив между собой полученные данные уровня физической подготовленности детей контрольной и экспериментальной групп, было выяснено, что вначале педагогического эксперимента у детей не было существенных отличий (р>0,05), что подтверждало правильную выборку участников эксперимента.

Таблица 3

Данные физической подготовленности детей в контрольной и экспериментальной группах после эксперимента

Дети 3-4 лет

№п/п

Контрольные упр. (теcты)

Контрольная группа

Экспериментальная группа

Мальчики

девочки

Мальчики

Девочки

1

Бег 10 м

3.9

3.8

3.5

3.4

3

Прыжок в длину с места

50 см

45см

75 см

60см

4

Наклон вперед, стоя на гимнастической скамье

4 см

5 см

7 см

8 см

5

Поднимание туловища лежа на спине

8 раз

6 раз

11 раз

13 раз

6

Ловля мяча с 2-мя хлопками за 30 секунд

3 р

3 раз

5 раз

5 раз

Дети 4-5 лет

№п/п

Контрольные упр. (теcты)

Контрольная группа

Экспериментальная группа

мальчики

девочки

Мальчики

Девочки

1

Бег 10 м

2.9

2.7

2.3

2.5

3

Прыжок в длину с места

90 см

85 см

105 см

110 см

4

Наклон вперед, стоя на гимнастической скамье

6 см

9 см

8 см

11 см

5

Поднимание туловища лежа на спине

9 раз

10раз

13 раз

15 раз

6

Ловля мяча с 2-мя хлопками за 30 секунд

5раз

5 раз

7 раз

8 раз

Дети 5-6 лет

№п/п

Контрольные упр. (теcты)

Контрольная группа

Экспериментальная группа

мальчики

девочки

Мальчики

Девочки

1

Бег 10 м

2.5 сек

2.6 сек

2.1 сек

2.3 сек

3

Прыжок в длину с места

95 см

130 см

120 см

4

Наклон вперед, стоя на гимнастической скамье

10 см

14см

13 см

17 см

5

Поднимание туловища лежа на спине

11раз

13 раз

16 раз

18 раз

6

Ловля мяча с 2-мя хлопками за 30 секунд

7 раз

8 раз

10 раз

11 раз

В конце педагогического эксперимента у детей, которые относились к экспериментальной группе был получен прирост в показателях уровня физической подготовленности, который считался достоверным по t-критерию Стьюдента (р<0,05).

Таблица 4

Протокол измерений интенсивности двигательной активности воспитанников

Контрольная группа

Возраст ( годы)

Кол-во локомоций

(показатели шагомера)

Продолжительность в минутах

3 4 года

6400

6 часов

4-5 лет

8500

8 часов

5-6 лет

10500

10 часов

Экспериментальная группа

Возраст ( годы)

Кол-во локомоций

(показатели шагомера)

Продолжительность в минутах

3 4 года

9300

6 часов

4-5 лет

10500

8 часов

5-6 лет

10500

10 часов

Для детей при 9-часовом нахождении в дошкольном образовательном учреждении в среднем трех лет - 9,0-9,5 тыс. шагов; четырех лет - 10-10,5 тыс. шагов; пяти лет - 11-12 тыс. шагов и шести  лет -13-13,5 тыс. шагов  Детям свойственна частая смена движений и поз до 550-1000 раз в день, благодаря чему происходит поочередное напряжение и отдых различных групп мышц, поэтому дети не устают.

Определение плотности занятия представлено в приложении 1.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что подобранные современные формы и методы физической культуры в режиме дня и в семье для стимулирования двигательной активности детей дошкольного возраста являются эффективными.

Выводы.

В ходе проведенного педагогического эксперимента было установлено, что показатели физической подготовленности детей 3-6 лет показали положительный результат, заболеваемость снизилась: 2017 -2018 учебном году заболеваемость составила 9,4 % по МБДОУ №28, в 2019 -2020 учебном году заболеваемость составила 7,5 % по МБДОУ №28.

Проведенный эксперимент по проблеме стимулирования двигательной активности детей позволил установить наличие достаточно большого количества форм и методов по совершенствованию физического воспитания и образования детей дошкольного возраста. Выяснили, что системный подход к выбору современных форм и методов физической культуры в режиме дня и в семье для стимулирования двигательной активности детей дошкольного возраста с учетом уровня двигательной активности детей дошкольного возраста, является эффективным.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что подобранные нами и использованные в педагогическом эксперименте современные формы и методы физической культуры в режиме дня и в семье для стимулирования двигательной активности детей дошкольного возраста являются эффективными.

Итогом работы стало представление материалов опыта работы в сборнике «Современное состояние и тенденции развития физической культуры и спорта» Материалы II Всероссийской заочной научно-практической конференции с международным участием.

Библиографический список

  1. Анисимова М.С.,Хабарова Т.В.,Двигательная деятельность детей 5-7 лет, Детство-Пресс 2020 г,- 256 с
  2. Алямовская В.Г. Оптимизация оздоровительной деятельности в дошкольном учреждении Н.Новгород 2001г.
  3. Алямовская В.Г. Профилактика психоэмоционального напряжения детей средствами физического воспитания Н.Новгород,2000г.
  4. Арагофская Э.И., Резанова В.Д. Физиология и физкультура. М.:"Просвещение". 2008 – 215 с.
  5. Аракелян О.Г., Карманова Л.В. Ежедневные физические упражнения в старшей группе детского сада. Армянская ССР, 2000 – 145 с.
  6. Бекина С.И., Ломова Т.П., Соковникова Е.Н. Музыка и движения. М.: "Просвещение". 2003 – 104 с.
  7. Бернштейн Н.А. О ловкости и ее развитии [Текст] / Н.А. Бернштейн. – М.: «Физкультура и спорт», 2008.- 56с.
  8. Боген М.М. Обучение двигательным действиям [Текст] /М.М. Боген.  - М.: Физическая культура и спорт, 2009. – 200с.
  9. Богина Т.Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях. – М.: Мозайка-Синтез, 2005 – 112 с.
  10. Блинов, Н.Г. Практикум по психофизиологической диагностике [Текст] / Н.Г. Блинов, Л.Н. Игишева. - М.: Физкультура и спорт, 2009. – 70с.
  11. Воронова Е.К.Формирование двигательной активности детей 5-7 лет, Учитель 2020г.127с.
  12. Волошина Л.Н ,Елецкая Н.М.,Гавришова Е.В.,Игровые технологии в системе физического воспитания дошкольнков,Учитель ,2020г,-169с
  13. Волкова, Л.М. Влияние упражнений разной направленности на развитие физических качеств младших школьников [Текст] / Л.М. Волкова: Автореф. дис. канд. пед. наук. - М., 2008. – 40с.
  14. Гришин В.Т. Игры с мячом и ракеткой. М.: "Просвещение". 2002 г. – 112с.
  15. Губерт К.Д., Рысс М.Г. Гимнастика и массаж в раннем возрасте / Пособие для воспитателя. М.: "Просвещение". 2001 – 230 с.
  16. Гуссмов А.Х. Физкультурно-оздоровительная группа. М.: "ФиС". 2007
  17. Доман Г. Как сделать ребенка физически совершенным: Пер. с англ. – М.: АСТ, Аквариум, 2000. - 333 с.
  18. Дорожнова К.П. Роль социальных и биологических факторов в развитии ребенка. – М., 1995.
  19. Доскин А.А., Голубева Л.Г. Растем здоровым. – М., 2005
  20. Ермак А.А. Организация физкультурного досуга. М.: "Просвещение". 2008 – 130 с.
  21. Железняк Ю.Д. Теория и методика обучения предмету «Физическая куль тура»: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Ю.Д.Железняк, В. М. Минбулатов. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 272 с.
  22. Рунова М.А. Двигательная активность ребенка [Текст] / М.А. Рунова.   - М.: «Мозайка-синтез», 2005. – 234с.
  23. Соломенникова Н.М.,Машина Т.Н.,Организация двигательной деятельности детей, Учитель 2018г.
  24. Суянгулова, Л.А. Совершенствование координационных способностей рук детей школьного возраста [Текст] / Л.А. Суянгулова: Автореф. Дис. канд. пед. наук.  - Омск, 2006. -19 с.
  25. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта [Текст] / Ж.К. Холодов: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений. - М.: "Академия", 2008. – 423с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы на тему: «Логоритмика, как стимулирование речевой активности детей дошкольного возраста».

Обобщение передового педагогического опыта в группе раннего возраста на тему:  «Логоритмика, как стимулирование речевой активности детей дошкольного возраста»....

Выступление на родительском собрании о методах и приемах стимулирования речевой активности детей дошкольного возраста; памятка для родителей "Почитайте детям"

Данный материал будет интересен воспитателям ДОУ, как один из методов активного взаимодействия с родителями воспитанников с целью повышения их педагогической компетентности в вопросах развития речевых...

Презентация. Создание двигательно-игровой среды и соблюдение режимов двигательной активности детей дошкольного возраста.

Создание двигательно-игровойсреды и соблюдение режимовдвигательной активностидетей дошкольного возраста....

Мастер-класс для студентов и инструкторов по физической культуре «Подвижные игры и упражнения с мячом как средство повышения двигательной активности детей дошкольного возраста».

Текст к презентации №1Данный мастер-класс был проведен для студентов "Канского педагогического колледжа", а так же с инструкторами по физической культуре г.Канска и с воспитателями...

Мастер класс для педагогов "Изготовление нестандартного физкультурного оборудования для стимулирования двигательной активности детей дошкольного возраста"

Мастер класс для педагогов "Изготовление нестандартного физкультурного оборудования для стимулирования двигательной активности детей дошкольного возраста"...

Статья : «Использование современных форм и методов физической культуры в режиме дня и в семье для стимулирования двигательной активности детей дошкольного возраста»

Актуальной задачей физического развития является поиск эффективных средств совершенствования и развития двигательной сферы детей дошкольного возраста на основе формирования у них потребности в движени...