Проект в младшей группе «Матрешки - подружки».
проект (младшая группа)

Проект в младшей группе «Матрешки - подружки».
 

Актуальность: 

Проблема состоит в том, что в последнее время современные родители не приобщают детей к национальной культуре, не воспитывают у них уважение и бережное отношение к культуре и традициям нашего народа, а возможно и не знают, как это сделать. Дети перенасыщены самыми разнообразными современными играми и игрушками. А вот народных игрушек, таких как матрешки, волчки практически ни у кого нет. Дети порой не знают как в них играть. Беседуя с родителями о том, в какие народные игры они играют с детьми дома, мы выяснили – ни в какие. А так хотелось бы, чтобы дети, начиная с младшего дошкольного возраста, проявляли интерес к русской культуре, традициям, обычаям. 

Матрешка – сувенир России и символ ее культуры. Матрешка – русская красавица с милым лицом и задорной улыбкой. Она много лет покоряет сердца детей и взрослых, любителей народной игрушки и коллекционеров по всему миру. 

Матрешка – развивающая игрушка для детей. Это великолепный дидактический материал. Ее педагогической ценности может позавидовать любое современное пособие. Она – сувенир, памятная кукла, на фартуке которой искусно прорисованы бытовые сценки, сказочные сюжеты, пейзажи, фантастические цветы. 

Игрушка – Матрешка при всей простоте, несет в себе очень много для развития малыша. С помощью матрешки можно научить детей выделять разные качества, сравнивать предметы по высоте, ширине, цвету и объему. Все это способствует развитию координации пальцев рук, глазомера, восприятия, мышления. Способствует развитию связной речи, формирует первые математические навыки, воспитывать усидчивость. Матрешка не просто - народная игрушка, хранительница исконно русской культуры. Дарить игрушки «Матрёшки» было распространенным обычаем – подарок приносил ребенку здоровье и благополучие.

С помощью осуществления данного проекта мы решили вызвать познавательный интерес через национальную игрушку - русскую матрёшку.

Цель:

Продолжать знакомить воспитанников с русской народной деревянной игрушкой матрешкой.

*Развивать творческую фантазию детей, их самостоятельность. *Воспитывать интерес к русской народной игрушке – матрешке, как средству развития речи и позитивного отношения к окружающему миру.

Задачи:

*Формировать представления о русской народной игрушке, вызвать у воспитанников эмоционально – положительное отношение к игрушке.   

*Продолжать знакомить с содержанием игр с матрешками, возможностью использования их в разных видах деятельности.

*Развивать творческие и познавательные способности; речевые умения и мелкую моторику рук. Обогащать словарный запас дошкольников.

*Воспитывать бережное отношение к игрушке.

Вид проекта: познавательный.

Продолжительность проекта: краткосрочный.

Срок реализации проекта: 1 неделя.

Участники: воспитанники 1 младшей группы, воспитатели, родители.

Предполагаемый результат:

*Заинтересованность воспитанников русской народной игрушкой «Матрешкой», проявление их познавательной активности.

*Приобретение воспитанниками навыков пользования игрушкой и различными способами игр с матрешкой.

*Улучшение работы по взаимодействию с родителями, активизация родителей как участников педагогического процесса детского сада. Повышение уровня удовлетворенности родителей процессом развития ребенка в детском саду в рамках личностно – ориентированного подхода.

Подготовительный  этап:

*Подбор методической литературы по теме;

*Подбор материала, дидактических, подвижных игр;

*Рассматривание игрушки матрёшки; рассматривание иллюстраций.

Основной  этап:

Непосредственно образовательная деятельность.

Задачи приоритетной области:

Познавательное развитие:

*Формировать представления о русской народной игрушке.

*Продолжать знакомить воспитанников с русской народной деревянной игрушкой-матрешкой, привлечь внимание к игрушке, развивать эмоциональную отзывчивость, чувство радости от встречи с ней, развивать умение различать матрешек по размеру, умение различать цвета, правильно называть их.

*Развивать эстетическое восприятия.

*Познакомить с содержанием игр с матрешками, возможностью использования их в разных видах детской деятельности. Развивать познавательные способности.

*Вызывать у воспитанников эмоционально-положительное отношение к игрушке; воспитывать бережное отношение к игрушке и заботу о ней.

Задачи образовательных областей.

Речевое развитие: Формировать умение отвечать на вопросы, умение слушать и понимать содержание коротких стихотворений, повторять несложные фразы.

Развивать речевую активность. Активизировать словарь – матрешка-открывающаяся деревянная кукла; сарафан – платье без рукавов. Деревянная, бумажная, матрешка – веселая, радостная, грустная. Ладошки, румяные щечки; обогащать словарный запас. Рассматривание иллюстраций и игрушки-матрешки.

Художественно-эстетическое развитие.

Уточнить навык нетрадиционного рисования красками; умение ориентироваться на листе бумаги; закрепить умение украшать простые по форме предметы, нанося рисунок на поверхность бумаги.

Воспитывать у воспитанников сочувствие к игровому персонажу, вызвать желание помочь ему.

Вызывать интерес к совместной деятельности. Создавать атмосферу, способствующую проявлению чувства радости по поводу изготовления угощения для Матрешки. Вызывать у детей желание работать с тестом.

Физическое развитие.

Подвижные игры, утренняя гимнастика

Формировать способность воспринимать и воспроизводить движения; менять движения с изменением содержания песни; выполнять танцевальные движения вместе с педагогом.

Упражнять в ходьбе и беге врассыпную, в прыжках на двух ногах с продвижением вперед.

Социально-коммуникативное развитие:

Развивать активность. Воспитывать умение работать в группе, сообща. самостоятельность, активность.

Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов.

Интеграция образовательных областей.

Познавательное развитие - «В гости к нам пришла матрешка» - Формировать понятия «один», «много», «большая», «маленькая»

Конструктивная деятельность «Домик для матрешки» - Развивать элементарные конструктивные навыки, развивать цветовое восприятие, стремление к игровому и речевому общению, воспитывать трудолюбие.

Речевое развитие - «Матрешки» (Л. Олифирова). Чтение «Матрешка» (В. Орлов), «Матрешка» (Р. Карапетьн.) «Матрешка» (А. Кулешова). Формировать умение воспитанников слушать произведение.

Чтение стихов, потешек «Матрешки», «Матрешки - подружки».

Продолжать знакомить с художественным произведением, помочь понять содержание новой потешки, способствовать восприятию интонационной речи.

Социально-коммуникативное развитие

Беседа «Знакомимся с матрешками».

Дидактическая игра «Разложи матрешек»

Игра «Веселый хоровод с матрешкой»

Настольная игра «Найди парные матрешки»

Пазлы «Сложи матрешку»

Дидактическая игра «Матрешка с геометрическими фигурами»

Дидактическая игра «Матрешка с цветочками»

Игра « Собери и разбери матрешки»

Продолжать знакомить воспитанников с русской народной игрушкой, умение рассматривать матрешку. Продолжать развивать умение понимать слова «большая – маленькая».

Развивать игровую деятельность воспитанников. Умение находить одинаковые матрешки.

Упражнять воспитанников в составлении целого предмета из двух частей.

Найти среди фигур такую же, как на матрешке, методом сравнения по признакам: цвету, форме.

Развитие мелкой моторики, развитие тактильного восприятия предмета, расширение представлений о свойствах предмета, развитие воображения. Развивать сенсорные навыки, память, внимание, наблюдательность.

Физическое развитие

Подвижные игры - «К матрешке в гости», «Бегите к матрешке», «Шли матрешки по дорожке», «Веселый хоровод с матрешкой», «Играем в мячик с матрешкой».

Пальчиковые игры- «Матрешки», «Матрешки - подружки».

*Развивать умение воспитанников согласовывать текст со словами.

*Вызывать чувство радости от совместных действий.

*Совершенствовать ходьбу, бег.

*Развивать крупные мышцы туловища, умение ориентироваться в пространстве.

*Развивать мелкую моторику пальцев рук

Художественно-эстетическое развитие

Рисование -  «Украсим матрешкам сарафаны»; Лепка «Неваляшка».

Материалы и оборудование:

Иллюстрации с изображением матрешек, деревянные матрешки, силуэты матрешек. Изображение матрешек на бумаге, разрезные картинки, домик, матрешка. Костюмы (ряжения): платочки, шумовая и музыкальная запись «хлопки в ладоши», запись песенки-танца «Матрешки». Гуашь красного и желтого цветов, трафареты с изображением матрешек для каждого ребенка, пластилин, салфетки, поднос.

Заключительный этап:

Развлечение «Матрешки играют с нами в прятки»;

Выставка «Матрешки - крошки».

Продукт проекта:

Дидактическая игра «Матрешка с геометрическими фигурами»; Пазлы «Сложи матрешку»;

Дидактическая игра «Разложи матрешек»; «Найди парные матрешки»; Театр «Матрешки – платочки». пособие «Матрешка с цветочками». Альбом «Матрешки».

Взаимодействие с родителями:

Консультация «Матрешка-сказка»;

Родители и дети - «Игры с матрешкой»;

Помощь в оформлении выставки «Матрешки - малышки»;

Развлечение «Веселые матрешки».

Буклет «В какие игры можно играть с матрешкой».

 

Список литературы:

Алехин А «Матрешки», Москва, 1989 г.

Берестов В. «Матрешкины потешки», Москва, 1992 г.

Воробьева О. Я. Декоративно-прикладное творчество. Традиционные народные куклы. Керамика. – Волгоград: Учитель, 2009.

Дайн Г. «Русская народная игрушка», Москва, 1981 г.

Казакова Т.Г. Занятия с дошкольниками по изодеятельности: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей – М.: Просвещение, 1996.

Кондакова Н. Матрешка /Новая игрушечка. – 1993 №3; 1996. - № 10

Русская матрёшка. Редактор Н. А., Фёдорова, 2005.

Русская матрёшка. М.: Мозаика, 2003.

Смирнова Е.О. Как играть с матрешкой // Психологическая наука и образование. –1997. –№4.

Народные художественные промыслы., общ. ред. М. А. Некрасовской и др., 2004

Журналы «Дошкольное воспитание», №9, 10, 2008 г. № 4, 1994.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matreshki.docx20.15 КБ

Предварительный просмотр:

Проект в младшей группе «Матрешки - подружки».

Актуальность: 

Проблема состоит в том, что в последнее время современные родители не приобщают детей к национальной культуре, не воспитывают у них уважение и бережное отношение к культуре и традициям нашего народа, а возможно и не знают, как это сделать. Дети перенасыщены самыми разнообразными современными играми и игрушками. А вот народных игрушек, таких как матрешки, волчки практически ни у кого нет. Дети порой не знают как в них играть. Беседуя с родителями о том, в какие народные игры они играют с детьми дома, мы выяснили – ни в какие. А так хотелось бы, чтобы дети, начиная с младшего дошкольного возраста, проявляли интерес к русской культуре, традициям, обычаям. 

Матрешка – сувенир России и символ ее культуры. Матрешка – русская красавица с милым лицом и задорной улыбкой. Она много лет покоряет сердца детей и взрослых, любителей народной игрушки и коллекционеров по всему миру. 

Матрешка – развивающая игрушка для детей. Это великолепный дидактический материал. Ее педагогической ценности может позавидовать любое современное пособие. Она – сувенир, памятная кукла, на фартуке которой искусно прорисованы бытовые сценки, сказочные сюжеты, пейзажи, фантастические цветы. 

Игрушка – Матрешка при всей простоте, несет в себе очень много для развития малыша. С помощью матрешки можно научить детей выделять разные качества, сравнивать предметы по высоте, ширине, цвету и объему. Все это способствует развитию координации пальцев рук, глазомера, восприятия, мышления. Способствует развитию связной речи, формирует первые математические навыки, воспитывать усидчивость. Матрешка не просто - народная игрушка, хранительница исконно русской культуры. Дарить игрушки «Матрёшки» было распространенным обычаем – подарок приносил ребенку здоровье и благополучие.

С помощью осуществления данного проекта мы решили вызвать познавательный интерес через национальную игрушку - русскую матрёшку.

Цель:

* Продолжать знакомить воспитанников с русской народной деревянной игрушкой матрешкой.

*Развивать творческую фантазию детей, их самостоятельность. *Воспитывать интерес к русской народной игрушке – матрешке, как средству развития речи и позитивного отношения к окружающему миру.

Задачи: 

*Формировать представления о русской народной игрушке, вызвать у воспитанников эмоционально – положительное отношение к игрушке.  

*Продолжать знакомить с содержанием игр с матрешками, возможностью использования их в разных видах деятельности.

*Развивать творческие и познавательные способности; речевые умения и мелкую моторику рук. Обогащать словарный запас дошкольников.

*Воспитывать бережное отношение к игрушке.

Вид проекта: познавательный.

Продолжительность проекта: краткосрочный.

Срок реализации проекта: 1 неделя.

Участники: воспитанники 1 младшей группы, воспитатели, родители.

Предполагаемый результат:

*Заинтересованность воспитанников русской народной игрушкой «Матрешкой», проявление их познавательной активности.

*Приобретение воспитанниками навыков пользования игрушкой и различными способами игр с матрешкой.

*Улучшение работы по взаимодействию с родителями, активизация родителей как участников педагогического процесса детского сада. Повышение уровня удовлетворенности родителей процессом развития ребенка в детском саду в рамках личностно – ориентированного подхода.

Подготовительный  этап:

*Подбор методической литературы по теме;

*Подбор материала, дидактических, подвижных игр;

*Рассматривание игрушки матрёшки; рассматривание иллюстраций.

Основной  этап:

Непосредственно образовательная деятельность.

Задачи приоритетной области:

Познавательное развитие:

*Формировать представления о русской народной игрушке.

*Продолжать знакомить воспитанников с русской народной деревянной игрушкой-матрешкой, привлечь внимание к игрушке, развивать эмоциональную отзывчивость, чувство радости от встречи с ней, развивать умение различать матрешек по размеру, умение различать цвета, правильно называть их.

*Развивать эстетическое восприятия.

*Познакомить с содержанием игр с матрешками, возможностью использования их в разных видах детской деятельности. Развивать познавательные способности.

*Вызывать у воспитанников эмоционально-положительное отношение к игрушке; воспитывать бережное отношение к игрушке и заботу о ней.

Задачи образовательных областей.

Речевое развитие: Формировать умение отвечать на вопросы, умение слушать и понимать содержание коротких стихотворений, повторять несложные фразы.

Развивать речевую активность. Активизировать словарь – матрешка-открывающаяся деревянная кукла; сарафан – платье без рукавов. Деревянная, бумажная, матрешка – веселая, радостная, грустная. Ладошки, румяные щечки; обогащать словарный запас. Рассматривание иллюстраций и игрушки-матрешки.

Художественно-эстетическое развитие.

Уточнить навык нетрадиционного рисования красками; умение ориентироваться на листе бумаги; закрепить умение украшать простые по форме предметы, нанося рисунок на поверхность бумаги.

Воспитывать у воспитанников сочувствие к игровому персонажу, вызвать желание помочь ему.

Вызывать интерес к совместной деятельности. Создавать атмосферу, способствующую проявлению чувства радости по поводу изготовления угощения для Матрешки. Вызывать у детей желание работать с тестом.

Физическое развитие.

Подвижные игры, утренняя гимнастика

Формировать способность воспринимать и воспроизводить движения; менять движения с изменением содержания песни; выполнять танцевальные движения вместе с педагогом.

Упражнять в ходьбе и беге врассыпную, в прыжках на двух ногах с продвижением вперед.

Социально-коммуникативное развитие:

Развивать активность. Воспитывать умение работать в группе, сообща. самостоятельность, активность.

Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов.

Интеграция образовательных областей.

Познавательное развитие - «В гости к нам пришла матрешка» - Формировать понятия «один», «много», «большая», «маленькая»

Конструктивная деятельность «Домик для матрешки» - Развивать элементарные конструктивные навыки, развивать цветовое восприятие, стремление к игровому и речевому общению, воспитывать трудолюбие.

Речевое развитие - «Матрешки» (Л. Олифирова). Чтение «Матрешка» (В. Орлов), «Матрешка» (Р. Карапетьн.) «Матрешка» (А. Кулешова). Формировать умение воспитанников слушать произведение.

Чтение стихов, потешек «Матрешки», «Матрешки - подружки». 

Продолжать знакомить с художественным произведением, помочь понять содержание новой потешки, способствовать восприятию интонационной речи.

Социально-коммуникативное развитие

Беседа «Знакомимся с матрешками».

Дидактическая игра «Разложи матрешек»

Игра «Веселый хоровод с матрешкой»

Настольная игра «Найди парные матрешки»

Пазлы «Сложи матрешку»

Дидактическая игра «Матрешка с геометрическими фигурами»

Дидактическая игра «Матрешка с цветочками»

Игра « Собери и разбери матрешки»

Продолжать знакомить воспитанников с русской народной игрушкой, умение рассматривать матрешку. Продолжать развивать умение понимать слова «большая – маленькая».

Развивать игровую деятельность воспитанников. Умение находить одинаковые матрешки.

Упражнять воспитанников в составлении целого предмета из двух частей.

Найти среди фигур такую же, как на матрешке, методом сравнения по признакам: цвету, форме.

Развитие мелкой моторики, развитие тактильного восприятия предмета, расширение представлений о свойствах предмета, развитие воображения. Развивать сенсорные навыки, память, внимание, наблюдательность.

Физическое развитие

Подвижные игры - «К матрешке в гости», «Бегите к матрешке», «Шли матрешки по дорожке», «Веселый хоровод с матрешкой», «Играем в мячик с матрешкой».

Пальчиковые игры- «Матрешки», «Матрешки - подружки».

*Развивать умение воспитанников согласовывать текст со словами.

*Вызывать чувство радости от совместных действий.

*Совершенствовать ходьбу, бег.

*Развивать крупные мышцы туловища, умение ориентироваться в пространстве.

*Развивать мелкую моторику пальцев рук

Художественно-эстетическое развитие

Рисование -  «Украсим матрешкам сарафаны»; Лепка «Неваляшка».

Материалы и оборудование:

Иллюстрации с изображением матрешек, деревянные матрешки, силуэты матрешек. Изображение матрешек на бумаге, разрезные картинки, домик, матрешка. Костюмы (ряжения): платочки, шумовая и музыкальная запись «хлопки в ладоши», запись песенки-танца «Матрешки». Гуашь красного и желтого цветов, трафареты с изображением матрешек для каждого ребенка, пластилин, салфетки, поднос.

Заключительный этап:

Развлечение «Матрешки играют с нами в прятки»;

Выставка «Матрешки - крошки».

Продукт проекта:

Дидактическая игра «Матрешка с геометрическими фигурами»; Пазлы «Сложи матрешку»;

Дидактическая игра «Разложи матрешек»; «Найди парные матрешки»; Театр «Матрешки – платочки». пособие «Матрешка с цветочками». Альбом «Матрешки».

Взаимодействие с родителями:

Консультация «Матрешка-сказка»;

Родители и дети - «Игры с матрешкой»;

Помощь в оформлении выставки «Матрешки - малышки»;

Развлечение «Веселые матрешки».

Буклет «В какие игры можно играть с матрешкой».


Список литературы:

Алехин А «Матрешки», Москва, 1989 г.

Берестов В. «Матрешкины потешки», Москва, 1992 г.

Воробьева О. Я. Декоративно-прикладное творчество. Традиционные народные куклы. Керамика. – Волгоград: Учитель, 2009.

Дайн Г. «Русская народная игрушка», Москва, 1981 г.

Казакова Т.Г. Занятия с дошкольниками по изодеятельности: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей – М.: Просвещение, 1996.

Кондакова Н. Матрешка /Новая игрушечка. – 1993 №3; 1996. - № 10

Русская матрёшка. Редактор Н. А., Фёдорова, 2005.

Русская матрёшка. М.: Мозаика, 2003.

Смирнова Е.О. Как играть с матрешкой // Психологическая наука и образование. –1997. –№4.

Народные художественные промыслы., общ. ред. М. А. Некрасовской и др., 2004

Журналы «Дошкольное воспитание», №9, 10, 2008 г. № 4, 1994.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект НОД для младшей группы "Водичка-подружка"

Конспект НОД для младшей группы. «Водичка-подружка!» Задачи I образовательные 1. Развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования с жидкостями 2. Развитие наб...

Конспект занятия по сенсорному развитию в первой младшей группе "Веселые подружки".

Цель: - выявить у детей умения и навыки по сравнению предметов с учетом свойств: величины, цвета и формы,-учить выполнять задания с однородными предметами, ориентируясь на одно свойство,-продолжать об...

Проект в младшей группе «Наша подружка морковочка»

Цель проекта: Улучшение качества организации питания детей посредством приучения их к овощным блюдам. Расширение знаний детей о моркови.Задачи: Дать детям представление о витаминах, со...

Краткосрочный проект для детей первой младшей группы «Матрешки»

Цель: продолжать знакомить детей с народной игрушкой – матрешкой.Задачи:Дать элементарные знания о истории создания матрёшки как народного промысла;Обогащать сенсорный опыт детей;Систематиз...

Конспект ОС по ФЭМП для детей второй младшей группы «Матрешки-подружки в гостях».

Конспект образовательной ситуации по формированию элементарных математических представлений у детей 2 младшей группы "Матрешки-подружки в гостях"....

Проект в младшей группе "Русская матрешка-любимая игрушка"

Знакомство с русской народной игрушкой матрешкой будет способствовать повышению нравственно - патриотических качеств младших дошкольников....

Проект в младшей группе "Народная игрушка - матрешка"

Проект «Народная игрушка - матрёшка» во второй младшей группе.Воспитатели: Кириченко А.Л., Стегареску Н.А.Тип проекта: познавательно-творческий.Срок реализации: две недели.Участники: дети ...