Перспективное планирование развития связной речи воспитанников с использованием мнемотехники
календарно-тематическое планирование (средняя, старшая, подготовительная группа)

Малюта Татьяна Вячеславовна

Перспективное планирование развития связной речи воспитанников с использованием мнемотехники

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Перспективное планирование

развития связной речи воспитанников

средней группы № 5 «Почемучки»

(сентябрь 2016/май2017)

Месяц

Неделя

Тема

Форма организации деятельности детей

Программное содержание

Сентябрь

2

1.Ознакомление детей с мнемотаблицами и символами для них.

2.Диагностика развития речи детей.

методика Глухова В.П. Наблюдение за речью детей  в процессе игровой, обиходно-бытовой и учебной деятельности.

Карточки с заданием.

4

Составление мнемотаблиц (педагогом, совместно педагогом и детьми, самостоятельно) для рассказов об осени. Дидактическая игра «Угадай, что нарисовано»

ННОД

Развивать умения составлять схемы-символы и располагать их в мнемотаблице, а потом рассказывать по ней и заучивать наизусть.

 В дидактической игре развивать умение угадывать предмет по его наиболее характерным признакам, изображенным на мнемокартинках; воспитывать выдержку.

Октябрь

2

Стихотворение «Осень в парке»  И. Винокуров. Д/и «Признаки осени»

ННОД

Развивать умения пользоваться мнемотаблицей для запоминания стихотворения.

Учить читать наизусть стихотворение выразительно.

В игре учить подбирать карточки и умение  рассказывать  по ним.

4

«Собираем

урожай.

Составление

описательного

рассказа по схеме

«Овощи – фрукты»

Совместная деятельность

Развивать умения составлять схемы-символы и располагать их в мнемотаблице, а потом рассказывать по ней.

Ноябрь

2

1. Загадывание и отгадывание загадок об осени. «Живой мир» закрепить знания о диких и домашних животных

ННОД

Учить составлять описательный рассказ по мнемотаблицам; обогащать активный словарь, используя  знания о внешнем виде и образе жизни животных; подбирать наиболее точные определения при описании характерных и объединяющих в общую группу признаков животных.

4

Рассматривание картины И. Левина

«Золотая осень» и составление

рассказа по ней.

Беседа, коллективный рассказ,

Учить детей правильно понимать содержание картины с использованием мнемотаблицы,

учить составлять связный рассказ, активизировать и расширять словарный запас детей,

развивать память, внимание, инициативное мышление.

Декабрь

2

Рассказы о зиме с помощью мнемотаблиц. Дидактическая игра «Времена года»

ННОД

Развивать умения составлять схемы-символы и располагать их в мнемотаблице, а потом рассказывать по ней и заучивать наизусть.

4

Стихотворение «Зима». И. Сурикова

ННОД

Учить читать наизусть стихотворение выразительно.

Развивать умения пользоваться мнемотаблицей для запоминания стихотворения.

Январь

2

Рассказывание по картине «Ежик»

ННОД

Учить составлять рассказ  по картине используя план схему и мнемотаблицы.

4

Д/и «Кто, что любит»

Совместная деятельность

Формирование умения образовывать форму винительного падежа имен существительных. Закреплять словарь по теме.

Игровые правила: показывать и находить только правильную мнемокартинку.

Февраль

2

Пересказ сказки «Лиса и кувшин» с помощью мнемотаблицы

ННОД

Познакомить детей с русской народной сказкой.

Учить отвечать полным предложением, активизировать словарь.

Развивать грамматический строй речи, умения образовывать  существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Развивать диалогическую речь.

Развивать умение следить за развитием действий, мышление, воображение.

Воспитывать любовь к русским народным сказкам.

4

Д/и «Когда это бывает»

Стихотворение «Февраль» С. Маршака

ННОД

В игре закреплять знания детей о временах года, их характерных признаках; развивать связную речь, внимание, находчивость, выдержку.

 Рассказывают о своей картинке по мнемотаблице «Времена года». Картинку не показывают, пока её не отгадают.

Учить читать наизусть стихотворение выразительно.

Развивать умения пользоваться мнемотаблицей для запоминания стихотворения.

Март

2

Описательные рассказы предметах (по выбору педагога или детей)

ННОД

Развивать умения составлять схемы-символы и располагать их в мнемотаблице, а потом рассказывать по ней и заучивать наизусть.

4

Ранняя весна. Разучивание стихотворения «Весна идёт» А. Барто.

ННОД

Учить читать наизусть стихотворение выразительно, интонационно передавать восхищение, любование, чувство завороженности.

Развивать умения пользоваться мнемотаблицей для запоминания стихотворения.

Апрель

2

Рассказы о весне с помощью мнемотаблиц. Дидактическая игра «Времена года»

ННОД

Развивать умения составлять схемы-символы и располагать их в мнемотаблице, а потом рассказывать по ней и заучивать наизусть.

4

Д/и «Кто где находится?»

Совместная деятельность

Учить различать предлоги «на», «под», «около» с помощью мнемокартинок, кодирующих изображение домашних птиц и их местонахождение. Показывать и называть только подходящую мнемокартинку, поиск нужных мнемокарточек.

Май

2

Стихотворение

 «У лукоморья дуб зеленый…» А.С. Пушкина

Самостоятельная деятельность детей

Учить читать наизусть стихотворение выразительно.

Развивать умения пользоваться мнемотаблицей для запоминания стихотворения.

4

Диагностика развития речи детей

По методике Глухова В.П

Перспективное планирование

развития связной речи воспитанников

старшей группы № 5 «Почемучки»

(сентябрь 2017/май2018)

Месяц

Неделя

Тема

Форма организации деятельности детей

Программное содержание

Сентябрь

2

1.Диагностика развития речи детей.

методика Глухова В.П. Наблюдение за речью детей  в процессе игровой, обиходно-бытовой и учебной деятельности.

Карточки с заданием.

4

Пересказ русскай нородной сказки «Теремок»

ННОД

Закреплять  умения составлять схемы-символы и располагать их в мнемотаблице, а потом рассказывать по ней.

Использовать выразительные средства языка.

Октябрь

2

Стихотворение «Осень»  Е. Трутневой. Д/и «Признаки осени»

ННОД

Закреплять умения пользоваться мнемотаблицей для запоминания стихотворения.

Учить читать наизусть стихотворение выразительно.

В игре подбирать карточки и умение  рассказывать  по ним.

4

«Что растёт на огороде».

Составление

описательного

рассказа по схеме

Совместная деятельность

Составлять схемы-символы и располагать их в мнемотаблице, а потом рассказывать по ней.

Ноябрь

2

Пересказ рассказа В.Бианки «Купание медвежат»

ННОД

Учить воспроизводить пересказ по мнемотаблицам; обогащать активный словарь,подбирать наиболее точные определения при описании характерных и объединяющих в общую группу признаков животных.

4

Рассматривание картины

«Осень» и составление

рассказа по ней.

Беседа, коллективный рассказ,

Учить детей правильно понимать содержание картины с использованием мнемотаблицы,

учить составлять связный рассказ, активизировать и расширять словарный запас детей,

развивать память, внимание, инициативное мышление.

Декабрь

2

Рассказы о зиме с помощью мнемотаблиц. Признаки зимы

ННОД

Закрепить умения составлять схемы-символы и располагать их в мнемотаблице, а потом рассказывать по ней.

4

Стихотворение «Пришла зима». И. Черницкая

ННОД

Учить читать наизусть стихотворение выразительно с использоваванием мнемотаблиц.

Январь

Творческие сказки «Как ёжик зайца выручал»

Совместная деятельность

Придумывание  сказки на заданную темы с использованием описания внешнего вида персонажей, составление мнемосхем ю.

4

Рассматривание картины «Дети в парке кормят птиц»

ННОД

Учить детей правильно понимать содержание картины с использованием мнемотаблицы,

учить составлять связный рассказ, активизировать и расширять словарный запас детей,

развивать память, внимание, инициативное мышление.

Февраль

2

«Моя любимая игрушка»

ННОД

Учить составлять короткий описательный рассказ об игрушке с использованием мнемотаблици.

4

Произвольный рассказ по выбранной картине

ННОД

Рассказывают о своей картинке по мнемотаблице. Картинку не показывают, пока её не отгадают.

Развивать умения пользоваться мнемотаблицей.

Март

2

Описательные рассказы о животных (по выбору педагога или детей)

ННОД

Развивать умения составлять схемы-символы и располагать их в мнемотаблице, а потом рассказывать по ней и заучивать наизусть.

4

Ранняя весна. Признаки весны.

ННОД

Засширить знания о сезонных изминениях, развивать умение соотносить знаковые символы с образами.

Апрель

2

Пересказ рассказа о весне.

ННОД

Закреплять знание признаков весны, представления о живой и неживой природе.

Уточнять и расширять словарь по теме: «Весна».

Совершенствовать навыки рассказа путем работы с графической схемой и мнемотаблицами.

4

Д/и «Слова наоборот»

Совместная деятельность

Показывать и называть только подходящую мнемокартинку, поиск нужных мнемокарточек.

Май

2

 Мир насекомых

Самостоятельная деятельность детей

Побуждать детей описывать увиденное с использованием схематических моделей, составление мнемотаблиц.

4

Диагностика развития речи детей

По методике Глухова В.П

Перспективное планирование

развития связной речи воспитанников

подготовительной к школе группы № 5 «Почемучки»

(сентябрь 2018/май2019)

Месяц

Неделя

Тема

Форма организации деятельности детей

Программное содержание

Сентябрь

2

Диагностика развития речи детей.

методика Глухова В.П. Наблюдение за речью детей  в процессе игровой, обиходно-бытовой и учебной деятельности.

Карточки с заданием.

4

1.Дидактическая игра «Времена года».

2.Заучивание стихотворения А. С. Пушкина «Уж небо осенью дышало»

ННОД

Составлять схемы-символы и располагать их в мнемотаблице, а потом рассказывать по ней и заучивать наизусть.

 В дидактической игре умение рассказать и подобрать соответствующе мнемокарточки.

Октябрь

2

1. Загадывание и отгадывание загадок об осени.

2.Заучивание стихотворения К. Чолиева «Деревья спят»

ННОД

Умения пользоваться мнемотаблицей для разгадывания загадок.

Читать наизусть стихотворение выразительно.

подбирать карточки и умение  рассказывать  по ним.

Ноябрь

2

Красота русской березки. Заучивание стихотворения С. Есенин «Белая береза»

ННОД

Читать наизусть стихотворение выразительно.

Умения пользоваться мнемотаблицей для запоминания стихотворения..

4

Описательные рассказы о диких животных.

Беседа, коллективный рассказ,

Составлять связный рассказ, активизировать и расширять словарный запас детей,

развивать память, внимание, инициативное мышление используя мнемодорожки.

Декабрь

2

Рассказы о зиме с помощью мнемотаблиц.

ННОД

Составлять схемы-символы и располагать их в мнемотаблице, а потом рассказывать по ней и заучивать наизусть.

4

Дидактическая игра «Зимние забавы»

Совместная деятельность

 Читать наизусть стихотворение выразительно.

 Пользоваться мнемотаблицей для запоминания стихотворения.

Январь

2

Пересказ сказки «Волк и лиса», обр. И. Соколова-Микитова с помощью мнемотаблицы.

ННОД

Пересказ  рассказа  используя план схему и мнемотаблицы.

4

Описательные рассказы предметах (по выбору педагога или детей).

Совместная деятельность

Составлять связный рассказ, активизировать и расширять словарный запас детей,

развивать память, внимание, инициативное мышление используя мнемодорожки.

Февраль

2

 Д/и «Опиши предмет»

Совместная деятельность

формировать умение подбирать к игрушке мнемоквадраты с описанием внешнего вида, активизировать их речь.

4

«Зимние забавы»

ННОД

Составлять описательный рассказ по картине с помощью мнемодорожек.

Март

2

Д/и «Найди лишнюю картинку»

ННОД

учить составлять описательный рассказ из 2-3 предложений по мнемодорожке (тема по выбору воспитателя).

4

Мамин день.

ННОД

 

Составлять пересказ с опорой на коллаж.

Апрель

2

Заучивание стихотворения Г.Новицкой  «Вскрываются почки»

ННОД

Читать наизусть стихотворение выразительно, интонационно передавать восхищение, любование, чувство завороженности.

Развивать умения пользоваться мнемотаблицей для запоминания стихотворения.

Май

Диагностика развития речи детей

По методике Глухова В.П


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие связной речи дошкольников с использованием средств мнемотехники

В статье отражена работа по обучению пересказу с использованием мнемотаблиц....

Презентация "Развитие связной речи дошкольников с использованием мнемотехники".

Тема: Развитие связной речи дошкольников с использованием мнемотехники.Подготовила Карнаухова Ирина Михайловна  Прекрасна речь, когда она как ручеек,Бежит среди камней - чиста, нетороплива,И...

Мастер-класс на тему: «Развитие связной речи детей посредством использования мнемотехники»

Мастер-класс для педагогов и членов творческой группы по развитию связной речи у детей с использованием мнемотехники....

Развитие связной речи дошкольников посредством использования мнемотехники

Мнемотехника - технология развития памяти, совокупность правил и приемов, облегчающих запоминаниеМнемотаблица - это схема в которой заложена определенная информация. Суть мнемосхемы заключается в...

Проект "Развитие связной речи детей посредством использования мнемотехники"

Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольников - явление редкое....

Презентация "Развитие связной речи детей посредством использования мнемотехники" к Городскому методическому объединению

Использование мнемотаблиц для развития речи детей среднего дошкольного возраста, как основного метода мнемотехники...