Особенности адаптации детей с задержкой психического развития к дошкольному учреждению
статья (младшая группа)

Из данной статьи вы узнаете о всех особенностях подготовки детей с задержкой психического развития к дошкольному учреждению. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Особенности адаптации детей с задержкой психического развития к дошкольному учреждению»

Проблему адаптации впервые поднял в науке Ж.Д Ламарк, который связывал эволюционные изменения отдельных организмов с приспособление их к окружающей среде. Вначале ХХ в. значение слова «адаптация» стало расширяться и включать помимо физиологических и биологических процессов также и процесс приспособления личности к социальным и культурным факторам окружающей среды.

Проблема трудностей адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения в настоящее время встречается все чаще. По оценкам исследователей изучения течения адаптации были получены следующие результаты:

У 64% дошкольников отмечалась легкая степень адаптации. Период адаптации длился 7-10 дней, у детей наблюдалось незначительное расстройства сна и аппетита.

28% дошкольников имели среднюю степень адаптации - привыкание проходило от 2х недель до 1 месяца. В это время настроение дошкольника неустойчиво: он часто плачет, просится домой, зовет маму.

У 8 % детей - тяжелая степень адаптации-дети подавлены, сильно возбуждены, могут вести себя агрессивно по отношению к ровесникам, отмечалось отсутствие аппетита, разлука и встреча с родителями сопровождалась слезами.

Особенно остро данная проблема стоит перед детьми с задержкой психического развития (ЗПР)

В первые месяцы у дошкольника формируется отношение к учебе, знакомство со сверстниками, закладываются отношения с ровесниками, воспитателем и другими специалистами дошкольного учреждения. Очень важно, чтобы в эти месяцы ребенок не испытывал отрицательных и негативных эмоций. В таком случаи, если адаптация к процессу обучения реализуется успешно, в дальнейшем это поможет предотвратить множество негативных ситуаций и психологических проблем у дошкольника.

Положительный исход процесса адаптации во многом зависит, как от воспитателя и психолога дошкольного учреждения, так и от родителей дошкольников. Обычному ребенку намного проще пройти этот сложный период, а вот «особые» дети с ЗСП намного труднее адаптируются к дошкольной жизни.

Ребенок с ЗСП, который первый раз посетил дошкольное учреждение, теряется в новой непривычной для него обстановке, в его жизни происходит множество изменений: отсутствие родителей в течение 8 и более часов, постоянный контакт со сверстниками, новые требования к поведению. Эти изменения наваливаются на ребенка одновременно, создавая для него

стрессовую ситуацию, которая без правильной организации специалиста может привести к невротическим реакциям, таким как страхи, капризы, отказ от приема пищи, частые болезни и т.д.

В первые дни очень важно научить ребенка ориентироваться в пространстве и постепенно приучать дошкольника к распорядку дня. Ребенок с ЗСП часто испытывает трудности с самообслуживанием, он может медленно одеваться, долго кушать, не убирать за собой вещи, некоторым нужно напоминать о правилах гигиены. В адаптационный период дошкольникам просто необходима помощь педагога. Воспитателю нужно запастись большим терпением, чтобы правильно и результативно помочь ребенку адаптироваться к условиям дошкольного учреждения. Из-за низкой успеваемости у дошкольника может сформироваться отрицательное отношение ко всему процессу обучения. Педагогу нужно проводить дополнительные занятия, давать рекомендации родителям о продолжении занятий с ребенком в домашних условиях.

Рекомендации для родителей детей с ЗПР:

· Необходимо подготовить ребенка к дошкольному учреждению. Проводить с ним занятия, наладить режим дня.

· Нужно оценить возможности ребенка с ЗПР, его успехи, прогресс

· Не требовать от ребенка того, что он еще не умеет

· Ежедневно интересоваться дошкольной жизнью ребенка.

· Больше проводить свободного времени, играть с ребенком, ходить на прогулки

· Всегда ищите, за что можно похвалить ребенка, ребенок должен чувствовать себя успешным

· Оказывайте ребенку эмоциональную поддержку, проявляйте участие к проблемам ребенка

Большую роль в адаптации дошкольника играют взаимоотношения с ровесниками и педагогом. Педагог должен с уважением и добротой относится к детям, избегать всех возможных конфликтных ситуаций. Не в коем случаи нельзя повышать голос на ребенка с ЗПР, да и вообще любого ребенка не следует ругать. В противном случаи ребенок будет испытывать дискомфорт, страх и негативные эмоции по отношению, как к педагогу, так и к дошкольному учреждению в общем. Если ребенок в чем-то провинился, следует спокойно с ним поговорить, объяснить словами, что так делать нельзя, попытаться разобраться в ситуации, помочь в решении проблемы. Так же дошкольника как можно чаще нужно хвалить за выполненную им работу, пусть даже не совсем правильную.

Практический опыт показывает, что почти все дети с временной задержкой развития могут стать устать успевающими и иметь высокую работоспособность. При этом очень важно, чтобы педагог и родители знали, что трудности на начальном этапе адаптации и обучения в дошкольном учреждении не всегда являются признаком лени, а имеют объективные причины, которые могут быть успешно преодолены. Родителям дошкольника,  важно понять, что их ребенок будет обучаться медленнее других сверстников, но для того чтобы достичь наилучших результатов, нужно обратиться к специалистам (педагогу-дефектологу, если нужно врачу психотерапевту). При своевременно оказанной помощи со стороны специалистов и поддержке родителей дошкольники с ЗПР адаптируются легче.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дети с задержкой психического развития в дошкольном учреждении

Задержка психического развития- частичное недоразвитие высших психических функций. Если вовремя начать заниматься с ребенком , ЗПР поддается коррекции практически полностью....

Формирование речевой коммуникации как средство социальной адаптации детей с задержкой психического развития

В данной презентации дается определение ЗПР. Раскрыты задачи первых направлений коррекционно-развивающей работы. Раскрыты основные принципы организации работы на начальном этапе...

Инклюзивное обучение детей с задержкой психического развития в дошкольном учреждении.

Инклюзивное обучение детей с задержкой психического развития в дошкольном учреждении....

Статья "Дети с задержкой психического развития в дошкольном учреждении"

Информация для родителей : "Что такое задержка психического развития?"...

Организованная деятельность по физическому развитию " Береги своё здоровье" для детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста

Цель: Уточнить представление о том, что такое здоровье и как его беречь. Программное содержание: Продолжать знакомить детей с доступными способами здоровья (соблюдать режим, ежедневная зарядка, з...

Планирование занятий для детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста (по Н.В. Ротарь, Т.В. Карцевой)

Планирование занятий для детей с задержкой психического развития  старшего дошкольного возраста (по Н.В. Ротарь, Т.В. Карцевой)...

Развлечение учителя-дефектолога, и учителя-логопеда для детей с задержкой психического развития младшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС.

Вид деятельности: «Развитие умения имитировать повадки диких животных»Реализация области: «Познавательное развитие».Тема: «Осень в лесу»Цель: развитие моторной...