программа преемственности "Год до школы"
рабочая программа (подготовительная группа)

Шайдорова Татьяна Николаевна

Программа преемственности "Год до школы". Робата с детьми, родителями, пегагогами в подготовительной группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_priemstvennosti.docx374.81 КБ

Предварительный просмотр:

Описание: https://dpo-ilm.ru/media/uploads/%D0%9D%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8/%D0%A4%D0%93%D0%9E%D0%A1.png

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Шубинская средняя общеобразовательная школа,

структурное подразделение детский сад «Лучик»

РАССМОТРЕНО

на заседании методического обединения воспитателей

структурного подразделения МКОУ Шубинская СОШ детского сада «Лучик» «___» ___________20___г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МКОУ Шубинская СОШ

_____________________Лобанова Т.М.

Программа  преемственности

  дошкольного и начального общего образования

 МКОУ Шубинская СОШ и структурное подразделение

МКОУ Шубинская СОШ детский сад «Лучик»

 (срок реализации: долгосрочная)

«Год до школы»

Разработали программу:

воспитатели структурного подразделения МКОУ Шубинская СОШ детский сад «Лучик»  Лахина Н.Н.

Шайдорова Т.Н.

с. Шубное 2021г.

Содержание

1.

Актуальность программы

3

2.

Пояснительная записка  

4

3.

Целевой раздел

6

3.1.

Единая система целей на дошкольном и начальном школьном уровне

6

3.2.

 Цель, задачи программы  

6

3.3.

Принципы построения программы

7

4.

Условия реализации программы

8

5.

 Направления реализации преемственности  

10

6.

Формы осуществления преемственности

10

6.1.

Совершенствование форм организации, методов обучения в детском саду и в начальной школе

12

7.

Универсальные учебные действия

12

8.

Ожидаемые результаты

13

9.

Мониторинг

14

10.

Литература

16

11.

Приложения

     

 

1.АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ

Проблема преемственности дошкольного и начального общего образования принадлежит к числу «сквозных» проблем педагогической (психолого-педагогической) теории и практики. Имея за собой значительную историю, она по-прежнему остается открытой, более того – приобретает особое звучание в условиях происходящего в настоящее время серьёзного обновления дошкольного и начального образования.

 Основная задача, которую ставит государство и общество перед сегодняшней школой – сформировать личность, способную занять в жизни достойное место, вырастить человека, готового взять ответственность за себя и своих близких.

Вместе с тем существуют проблемы, не решив которые, невозможно выполнить данный социальный заказ. Это:

1. Отсутствие преемственности и непрерывности между дошкольным образованием и начальной школой. Общеизвестно, что в первом классе тратится немало учебного времени на коррекцию того, что было не сделано или сделано некомпетентно на предшествующем этапе.

2. Узко понимаемая преемственность и непрерывность между начальной и основной школой. По прежнему считается, что преемственность касается лишь содержания обучения, в то время когда необходимо решение проблемы преемственности между этими этапами на дидактическом, психологическом и методическом уровнях.

3. Непонимание того, что непрерывный образовательный процесс должен иметь общую методологическую основу, опираться на единую систему психолого-педагогических принципов, иметь одинаково построенный методический аппарат и единое психологическое пространство; что все образовательное учреждение должно работать над созданием единой образовательной среды, что все педагоги должны работать, опираясь на общие психолого-педагогические принципы, общие методические приемы в рамках общего психологического пространства.

Введение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) и Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) стало знаковым моментом в обеспечении преемственности, целостности и непрерывности образовательной среды в российском образовании.

Введение утвержденных на государственном уровне стандартов образования существенно способствует обеспечению преемственности и перспективности повышения качества образования в целостной системе образования. Анализ ситуации показывает, что эта тенденция должна оставаться характерной чертой системы образования в будущем.

В ФГОС НОО одной из задач является освоение детьми универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных). Решение данной задачи возможно при условии обеспечения преемственности детского сада и школы, где детский сад на этапе дошкольного возраста осуществляет личностное, физическое, интеллектуальное развитие ребенка, а также формирует предпосылки учебной деятельности, которые станут фундаментом для формирования у младших школьников универсальных учебных действий, необходимых для овладения ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.

При этом хочется отметить, что проблема преемственности в образовании не нова. По определению Д. Б. Эльконина, дошкольный и младший школьный возраст – это одна эпоха человеческого развития, именуемая “детством”. Он считал, что дети 3 – 10 лет должны жить общей жизнью, развиваясь и обучаясь в едином образовательном пространстве. При этом важно обеспечить сохранение самоценности дошкольного возраста, когда закладываются важнейшие черты будущей личности.

Следует формировать социальные умения и навыки будущего школьника, необходимые для благополучной адаптации к школе. Необходимо стремиться к организации единого развивающего мира – дошкольного и начального образования. Чтобы сделать переход детей в школу более мягким, дать им возможность быстрее адаптироваться к новым условиям, учителя должны знакомиться с формами, методами работы в дошкольных учреждениях, поскольку психологическая разница между шестилетним и семилетним ребенком не столь велика. А ознакомление самих дошкольников со школой, учебной и общественной жизнью школьников дает возможность расширить соответствующие представления воспитанников детского сада, развить у них интерес к школе, желание учиться.

2.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Подготовка к школе зачастую рассматривается как более раннее изучение программы первого класса и сводится к формированию узкопредметных знаний и умений. В этом случае преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом определяется не тем, развиты ли у будущего школьника качества, необходимые для осуществления новой учебной деятельности, сформированы ли интегративные качества воспитанника: метапредметные - предпосылки универсальных учебных действий и личностные – характеристики мотивационного, эмоционально-волевого, морально-нравственного развития, а не только наличие или отсутствие у него определенных знаний по учебным предметам.

Поэтому ведущей целью подготовки к школе должно быть формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью, — любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности, творческого самовыражения ребенка и др.

Между тем, надо помнить, что преемственность между дошкольной и школьной ступенями образования не должна пониматься только как подготовка детей к обучению. Важно обеспечить сохранение самоценности дошкольного возраста, когда закладываются важнейшие черты будущей личности. Следует формировать социальные умения и навыки будущего школьника, необходимые для благополучной адаптации к школе.

Необходимо стремиться к организации единого развивающего мира – дошкольного и начального образования. Решение этого вопроса также заложено в программе.

Учитывая то, что непрерывное образование выступает как связь, согласованность и перспективность всех компонентов системы (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения) на каждой ступени образования, для решения проблемы преемственности   составлена  данная  программа сотрудничества начальной школы и детского сада,  отражающая  эту связь, согласованность и перспективность

Программа регламентирует деятельность дошкольных групп и начальной школы в вопросах организации преемственности согласно Федеральному государственному стандарту дошкольного образования и Федеральному государственному стандарту начального общего  образования

А также, программа преемственности разработана на основе следующих нормативных правовых документов:

- Закон "Об образовании в Российской Федерации"

- Семейный кодекс Российской Федерации.

- Конвенция о правах ребенка.

- Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года.

- Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено).

- Методическое письмо Министерства Образования РФ №35-М от 25.03 1994 «Об организации преемственности в программах дошкольного и начального общего образования».

- Письмо министерства Образования РФ № 237/23-16 от 09.08.2000 «О построении преемственности в программах дошкольного образования и начальной школы».

- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы 2020г.

Программа преемственности «Год до школы» является нормативно-управленческим документом и характеризует специфику:

-содержания образовательных, воспитательных, оздоровительных мероприятий с дошкольниками и младшими школьниками;

-инновационной работы воспитателей, учителей начальных классов и специалистов (психологов, логопеда);

-взаимодействия с родителями и оказания им необходимой консультативной помощи.

Программа  может корректироваться  в связи с:

-изменениями части учебного плана МКОУ Шубинская СОШ и структурного подразделения МКОУ Шубинская СОШ детского сада  «Лучик», с учетом изменяющихся условий образовательного процесса, потребностей обучающихся и их родителей. Причины корректировки: изменение социального и государственного  заказа.

3. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

3.1. Единая система целей на дошкольном и начальном школьном уровне

Цель дошкольного образования:

Цель образования в начальной школе:

Общее развитие ребенка, задаваемое государственным стандартом в полном объеме в соответствии с потенциальными возможностями  и спецификой детства как самоценного периода жизни человека.

Продолжить общее развитие детей с учетом возрастных возможностей, специфики школьной жизни, наряду с освоением важнейших учебных навыков в чтении, письме, математике и становлением учебной деятельности  (мотивации,  способов и  типов

общения).

Приоритетные задачи дошкольной ступени образования:

Приоритетные задачи школьной ступени образования:

-приобщать детей к ценностям здорового образа жизни;

-обеспечить эмоциональное благополучие каждого ребенка;

-развивать инициативность, любознательность, произвольность, способность к творческому самовыражению;

-формировать знания об окружающем мире, стимулировать коммуникативную, познавательную, игровую и др. активности детей в различных видах деятельности;

-развивать компетентность в сфере отношений к миру, к людям, к себе; включать детей в различные формы сотрудничества (с взрослыми и детьми разного возраста).

-воспитывать основы гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся; формировать умения учиться и способность к организации своей деятельности

-формировать умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;

-воспитывать духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;

-воспитывать осознанное принятие ценностей здорового образа жизни и регуляция своего поведения в соответствии с ними;

-индивидуализировать процесс обучения, особенно в случаях опережающего развития или отставания.

3.2. Цель и задачи программы  

Учитывая то, что непрерывное образование выступает как связь, согласованность и перспективность всех компонентов системы (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения) на каждой ступени образования, решение проблемы преемственности мы видим в создании программы сотрудничества начальной школы и детского сада, которая бы отражала эту связь, согласованность и перспективность. Мы определили единые цели и задачи программы «Год до школы»

Цель Программы – построение непрерывного образовательного процесса в условиях введения ФГОС НОО и ФГОС ДО.  

Задачи:

1. Разработать модель непрерывного образовательного процесса в условиях реализации ФГОС НОО и ФГОС ДО.

2. Обеспечить готовность педагогов к осуществлению данного процесса.

3. Обеспечить преемственность образовательных программ, учебных планов дошкольного и начального общего образования.

 4.Формировать психологическую готовность ребенка к школе с учетом преемственности формирования  универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному образованию. 

5. Определить диагностический инструментарий для отслеживания развития личности ребенка.

6. Создать на территории школы единое воспитательное пространство, обеспечивающее единство требований, условий, подходов, линий для оказания оптимальной педагогической помощи в становлении духовного опыта ребенка в условиях реформирования современной системы образования.

7. Создать психолого-педагогические условия, обеспечивающие сохранность и укрепление здоровья, непрерывность психофизического развития дошкольника и младшего школьника.

8. Создать единую стратегию в работе с родителями (законными представителями).

3.3. Принципы построения программы

-принцип интеграции содержания дошкольного и начального общего образования;

-принцип гуманизации, означающий личностно-ориентированный подход к детям дошкольного и младшего школьного возраста на основе передовых идей психолого-педагогической науки;

-принцип системности, означающий проектирование непрерывного процесса по реализации Программы;

-принцип учѐта возрастных и индивидуальных особенностей детей дошкольного и младшего школьного возраста, основанного на специфике этапов развития и личностных характеристик воспитанников;

-принцип преемственности дошкольной ступени образования и начальной школы, позволяющий дошкольникам безболезненно переходить от одной возрастной ступени к другой, изменяя ведущий вид деятельности игру на учение;

а также:

-принцип развития;

-принцип гуманитаризации;

-принцип целостности;

-принцип культуросообразности;

-принцип содержания образования

4.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

1.Кадровые условия

Наличие в штате опытных специалистов  руководители МО, воспитатели, учителя начальной школы, заместитель директора по учебно-воспитательной  работе  др.).

2.Материальная база

Оборудованы помещения  (в соответствии с ФГОС).

Наличие и укомплектованность в соответствии с ФГОС ДО центров развития  детей: литературная гостиная, конструирования и моделирования ,экологический, экспериментирования, лего-центр.

Наличие информационно-коммуникативных технологий: компьютеры стационарные, ноутбуки, мультимедийный проектор, экран, планшеты и пр.

Наличие цифровых образовательных ресурсов: мультимедиа, цифровая лаборатория  «Наураша»,

S голосование и пр.

3.Развивающая среда

В дошкольных группах:

-Организованы центры для театрализованной и игровой деятельности, краеведения, экологические ,двигательной активности, что способствует развитию творческих способностей и формированию познавательной активности детей, созданию чувства уверенности в себе, что бесспорно положительно влияет на развитие личности ребенка.

В школе:

-Классы с современным интерактивным оборудованием.

-Компьютерный класс.

-Спортивный зал.

-Актовый зал.

-Цифровая лаборатория.

-Фотолаборатория.

- Музыкальная студия.

Реализация общей цели и задач образования детей требует соблюдения ряда психолого-педагогических условий:

На уровне дошкольного образования

На уровне начальной школы

Общие условия

- личностно-ориентированное взаимодействие взрослых с детьми;

- формирование предпосылок учебной деятельности как важнейшего фактора развития ребенка;

- построение образовательного процесса с использованием адекватных возрасту форм работы с детьми, опора на игру при формировании учебной деятельности;

- сохранение самоценности и самоидентичности  дошкольного возраста.

- опора на личный уровень достижений дошкольного детства;

- направленность процесса обучения на формирование умения учиться как важнейшего достижения этого возрастного периода развития;

- сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый образец) и исследовательской, творческой деятельности, коллективных и индивидуальных форм активности.

- признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;

- создание преемственной  предметно-развивающей образовательной среды, способствующей эмоционально-ценностному, социально-личностному, познавательному, эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности;

- учёт индивидуальных, возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания, и путей их достижения;

-  подчинение воспитательно-образовательного процесса должен быть подчинен становлению личности ребенка: развитию его компетентности, инициативности, самостоятельности, ответственности свободы и безопасности поведения, самосознания и самооценки;

- создание основы для самостоятельного успешного усвоения обучающимися, воспитанниками новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности;

- разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности;

- осуществление индивидуальной работы в случаях опережающего или более низкого темпа развития ребёнка;

- доброжелательный деловой контакт между педагогическими коллективами образовательных учреждений.

5.НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ

Организационно-методическое обеспечение включает:

-Установление делового сотрудничества между воспитателями  и учителями начальных классов.

-Взаимное ознакомление учителей и воспитателей с задачами образовательно-

воспитательной работы в начальной школе и детском саду.

-Совместные заседания МО по вопросам преемственности, по вопросам эффективности работы учителей и воспитателей дошкольных групп в инновационной работе.

-Изучение опыта использования вариативных форм, методов и приёмов работы в практике учителей и воспитателей.

Для реализации работы по преемственности, составляется план совместной деятельности детского сада «Лучик» и МКОУ Шубинская СОШ, включающий в себя направления:

1.Планирование совместной деятельности с детьми. 

2.Взаимодействие педагогов.

3.Сотрудничество с родителями.

6. ФОРМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ

Формы осуществления преемственности могут быть разнообразными, и их выбор обусловлен степенью взаимосвязи, стилем, содержанием взаимоотношений

         

Направленность

Формы осуществления преемственности

Работа с детьми (дошкольниками)

- экскурсии в школу;

- посещение школьного музея, библиотеки;

- знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы;

- участие в  совместной образовательной деятельности, игровых программах, проектной деятельности;

- выставки рисунков и поделок;

- встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада (ученики начальной и средней школы);

- совместные праздники (День знаний, посвящение в первоклассники, выпускной в детском саду и др.) и спортивные соревнования дошкольников и первоклассников;

- участие в театрализованной деятельности;

Взаимодействие педагогов

- семинары, мастер-классы;

- круглые столы педагогов дошкольных групп и  учителей школы;

- психологические и коммуникативные тренинги для воспитателей и учителей;

- проведение диагностики по определению готовности детей к школе;

- педагогические и психологические наблюдения.

Сотрудничество с родителями

- круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные»;

- родительские конференции, вечера вопросов и ответов;

- встречи родителей с будущими учителями;

- творческие мастерские;

- анкетирование, тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка и в период адаптации к школе;

- образовательно-игровые тренинги и практикумы для родителей детей предшкольного возраста, деловые игры, практикумы;

- семейные вечера,  тематические досуги;

- визуальные средства общения (стендовый материал, выставки, почтовый ящик вопросов и ответов и др.);

- заседания родительских клубов (занятия для родителей и для детско-родительских пар).

Совершенствование форм организации и методов обучения, как в дошкольном учреждении, так и в начальной школе достигается за счет:

-максимального обеспечения двигательной активности детей на занятиях и уроках физкультуры, переменах, в совместной и самостоятельной деятельности, в процессе внеклассной работы.

-использования многообразия форм образовательной деятельности, включая специфические виды деятельности на интегративной основе, выход за пределы группы, работа в малых и больших группах и подгруппах.

-использования в детском саду цикличности и проектной организации содержания обучения, обеспечивающего востребованность «предыдущего» в настоящем, создающего условия для использования самими детьми, имеющегося у них опыта;

-обеспечения взаимосвязи занятий (фронтальных, подгрупповых) с повседневной жизнью детей, их самостоятельной деятельностью (игровой, художественной, конструктивной и др.);

-поддерживания развивающей предметно-пространственной среды, как в дошкольном учреждении, так и в начальной школе, функционально моделирующего содержания детской деятельности;

-широкого использования методов, активизирующих у детей мышление, воображение, поисковую деятельность, т.е. элементов проблемности в обучении, игровых приемов, создание эмоциональной значимой ситуации, условия для самостоятельной практической деятельности;

-изменения форм общения детей, обеспечение возможности ориентироваться на партнера-сверстника, взаимодействовать с ним и учиться поддерживать диалогическое общение между детьми, признание права ребенка на инициативное высказывания и аргументированное отстаивание своих предложений, право на ошибку.

6.1. Совершенствование форм организации, методов обучения в детском саду и в начальной школе

Совершенствование форм организации, методов обучения в детском саду и в начальной школе включает в себя ряд задач:

-максимально обеспечить двигательную активность детей на занятиях и уроках физкультуры, переменах, в совместной и самостоятельной деятельности, в процессе внеклассной работы.

-использовать в детском саду цикличность и проектную организацию содержания обучения, обеспечивающие востребованность «предыдущего» в настоящем, создающие условия для использования самими детьми, имеющегося у них опыта;

-обеспечить взаимосвязь занятий (фронтальных,  подгрупповых) с повседневной жизнью детей, их самостоятельной деятельностью (игровой, художественной, конструктивной и др.);

-поддерживать развивающую предметную среду, как в дошкольном учреждении, так и в начальной школе, функционально моделирующую содержание детской деятельности;

-более широко использовать методы, активизирующие у детей мышление, воображение, поисковую деятельность, т. е элементы  проблемности в обучении;

-более широко использовать игровые приемы, создавать эмоционально значимые ситуации, условия для самостоятельной практической деятельности;

-изменять формы общения детей, как на занятиях, так и на уроках в школе, обеспечить ребенку возможность ориентироваться на партнера-сверстника, взаимодействовать с ним и учиться поддерживать диалогическое общение между детьми, признавать право ребенка на инициативное высказывания и аргументированное отстаивание своих  предложений, право на ошибку.

7.УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

Особое значение в своей работе мы отводим вопросу формирования универсальных учебных действий, которые как основа умения учиться должны быть сформированы у выпускников начальной школы в результате изучения всех предметов. В дошкольном возрасте формируются лишь предпосылки универсальных учебных действий.

Основные направления деятельности, направленные на формирование предпосылок учебной деятельности на предшкольной ступени образования включают:

- использование игр с правилами и сюжетно-ролевых игр для пропедевтики произвольности; игра «в школу»; и т.д.

- использование игровой формы занятий, загадок, предложения что-то придумать, предложить самим;

- доброжелательное и уважительное отношение воспитателя к воспитанникам, учителя к ученикам

- поощрение детей за активность, познавательную инициативу, любые усилия, направленные на решение задачи (любой ответ, даже неверный);

- адекватная оценка – развернутое описание того, что сумел сделать ученик, чему он научился, какие есть трудности и ошибки, конкретные указания, как можно улучшить результаты, что для этого необходимо сделать, запрет на прямые оценки личности ученика (ленивый, безответственный, глупый, неаккуратный и пр.). Ведется активная работа с учителями и воспитателями.

8.ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

1.   Обеспечение оптимального перехода ребенка – субъекта образования - от дошкольного уровня  к уровню начального общего образования:

-доступность  качественных услуг общего образования для детей старшего дошкольного возраста, выравнивание их стартовых возможностей при переходе в начальную школу;

-благоприятные условия для успешного перехода на следующий образовательный уровень - начальную школу в части преемственности образовательных программ (подведение выпускника дошкольных групп к целевым ориентирам, определенными в ФГОС ДО, его готовность к первоначальному включению в  жизнь общества, единство требований, предъявляемых к первокласснику ФГОС НОО).

-уменьшение  периода адаптации первоклассников к условиям обучения в школе;

-возможности для развития неповторимой индивидуальности каждого ребенка, проявления каждым ребенком творческих способностей в разных видах деятельности.

-стабильный интерес детей к процессу обучения.

-формирование позиции успешного первоклассника.

2)    Осуществление профессиональных взаимосвязей между воспитателями и учителями начальной школы, обеспечивающих:

-внедрение эффективной системы управления качеством образования;

-создание условий для успешной профессиональной самореализации, проявления и развития творческого потенциала, в том числе в рамках предшкольного образования детей;

-понимание взаимосвязи ФГОС ДО и ФГОС НОО;

-создание возможностей для постоянного повышения уровня психолого-педагогических знаний и умений, взаимообмена ими с коллегами;

3)    Максимальное удовлетворение социального заказа, в частности запросов родителей в качественной подготовке ребенка к начальному общему образованию:

-укрепление партнерских отношений с педагогами на этапе перехода ребенка на новый уровень развития – школьный;

-обеспечение свободного доступа к информации, возможности повышения компетентности в вопросах развития и воспитания детей с использованием информационной среды учреждения;

4) Разработка методических рекомендаций необходимых для воспитания, обучения и развития выпускника дошкольных групп – успешного первоклассника.

5) Создание комфортной преемственной  предметно-развивающей образовательной среды:

-обеспечивающей высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, воспитанников, их родителей (законных представителей) и всего общества, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся и воспитанников;

-гарантирующей охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся и воспитанников;

-комфортной по отношению к обучающимся, воспитанникам (в том числе с ограниченными возможностями здоровья) и педагогическим работникам.

 

9. МОНИТОРИНГ

На сегодняшний день проблема мониторинга и педагогической диагностики остается актуальным вопросом дошкольной образовательной организации. В конце учебного года перед педагогами встает задача, как оценить достижения дошкольников, на что обратить внимание, а главное - на какие критерии ориентироваться.

При внимательном прочтении пункта 4.3. ФГОС ДО,  мы видим, что в его содержании не идет речь о проведении мониторинга: «целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для сравнения с реальными достижениями детей,

Однако, согласно п. 3.2.3 Стандарта, при реализации образовательной Программы в ДОО может проводиться оценка индивидуального развития детей в рамках педагогической диагностики (педагогического мониторинга) с целью определения динамики индивидуального профиля развития ребенка и оптимизации работы с группой детей. Т.е. данное положение не означает запрет на отслеживание эффективности усвоения Программы воспитанниками. Очевидно, что полный отказ от проведения мониторинга не возможен с профессиональной точки зрения.

Следовательно, мониторинг в ДОУ и педагогическая диагностика (оценка индивидуального развития) в соответствии с ФГОС может заключаться в анализе освоения воспитанниками содержания образовательных областей: познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие детей в ДОУ, социально-коммуникативное развитие в ДОУ.

Необходимо отметить, что диагностика и мониторинг дополняют друг друга. Например, мониторинг может включать диагностику как метод сбора информации, т.е. педагогическая диагностика – основа для осуществления педагогического мониторинга. Только взаимосвязь и взаимодополнение этих способов позволят получить сведения о качестве образовательной деятельности ДОУ, а также отразить динамику развития воспитательно-образовательного процесса.

Постоянно систематизированная информация о результатах педагогического процесса позволяет:

  • создать банк информации;
  • подвести итоги;
  • наметить перспективу;
  • определить направление в деятельности педагогов.

И так, педагогическая диагностика - это механизм, позволяющий выявить индивидуальные особенности и перспективы развития ребенка, который необходим педагогу для получения «обратной связи», в процессе взаимодействия с ребенком или с группой детей. (Письмо Минобрнауки РФ от 28.02.2014 № 08-249 «Комментарии к ФГОС ДО»). Предметом диагностики является освоение ребенком Образовательной программы.

Главная цель диагностического обследования – получить не столько качественно новые результаты, констатировать уровень развития воспитанников, сколько получить информацию об индивидуальных особенностях развития ребенка и реальном состоянии педагогического процесса, организованного в дошкольном учреждении.

Установлена следующая периодичность исследований – 2 раза в год:

-на начало учебного года (сентябрь) диагностика проводится с целью выявления уровня развития детей и корректировки учебно-воспитательного процесса.

-на конец учебного года (май) - сначала проводится итоговая диагностика, потом – сравнительный анализ результатов на начало и конец года.

Обработанные результаты такого анализа являются основой конструирования образовательного процесса на новый учебный год, выведения годовых задач и основой для рабочей программы педагога.

Диагностика не должна предполагать специально созданных для ее проведения мероприятий, которые могут привести к нарушению режима, переутомлению детей и жестких временных рамок, так как это противоречит сути мониторинга и содержанию Стандарта.

Разработка инструментария педагогической диагностики, вызывает много сложностей у педагогов- практиков. Причиной тому является ожидание конкретных, доступных практических материалов с понятными комментариями, а не ссылок на методическую литературу.

Программа предоставляет организации право САМОСТОЯТЕЛЬНОГО выбора инструментов педагогической диагностики. Поэтому, используя материалы различной литературы, анализируя новые разработки, Интернет ресурсы, в ДОУ создана своя система мониторинга. Инструментарий для проведения педагогической диагностики (методики, технологии, способы сбора и хранения аналитических данных и т.п.) утверждены педагогическим советом.

Процедура диагностики

1-ый шаг

Диагностику учебно-воспитательного процесса, состояния психических процессов, состояния физического здоровья осуществляют воспитатели. Педагоги изучают показатели уровней эффективности педагогических воздействий по образовательным областям и направления их реализации.

В качестве основных методов на практическом этапе, позволяющих выявить степень реализации программы и оценить уровень развития детей, используются:

  • наблюдение
  • изучение продуктов деятельности детей
  • несложные эксперименты
  • нестандартизованные беседы
  • диагностические ситуации, провоцирующие деятельность ребенка.

Систематические наблюдения проводятся в различные периоды пребывания в дошкольном учреждении: в процессе образовательной деятельности, в режимных моментах и разных видах деятельности (игра, общение со взрослыми и сверстниками, изобразительная, трудовая деятельность в группе, на прогулке и пр.).

Воспитатели заносят результаты обследования в таблицу или индивидуальную карту развития ребенка.

  1. ой шаг

В результате педагоги анализируют, определяют уровень эффективности педагогических воздействий в отношении каждого ребенка, выстраивают картину индивидуальной траектории развития и оценивают единую картину в группе в целом. Делают выводы и разрабатывают своевременные коррекционные действия.

В целом итоги постоянного мониторинга образовательного процесса дают возможность видеть индивидуальные и групповые результаты работы педагогов.

  1. ий шаг

На основе полученных результатов разрабатываются рекомендации по совершенствованию образовательного процесса на новый учебный год, выводятся годовые задачи и составляются рабочие программы педагогов. Аналитическая справка, зачитывается на педагогическом совете.

Диагностический материал хранится в методическом кабинете, выдается только на время проведения обследования.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Белая К.Ю. От сентября до сентября: планирование работы дошкольной образовательной организации на  учебный год-методическое пособие. М. «Русское слово»,2018.
  2. Астапов В. М. Определение готовности детей к обучению в школе. – М., 1991.
  3. Бабаева Т. И. У школьного порога. – М., 1993.
  4. Безруких М. М. Ступеньки к школе. – М., 2001.
  5. Болотина Л. Р., Микляева Н. В. Обеспечение преемственности в работе ДОУ и школы. – М., 2006.
  6. Белая, К. Ю. Особенности планирования работы с учетом ФГОС ДО // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – М.: Издательский дом МЦФЭР – 2011. – № 11.
  7. Венгер Л. А. Как дошкольник становится школьником.// Дошкольное воспитание. – 1995 - №8.
  8. Галета Я. Модель выпускника. Предпосылки формирования универсальных учебных действий в ДОУ. // Школьный психолог. 2011. №16. С. 24-28.
  9. Детский сад и школа будущего: основы сотрудничества и партнёрства./ Под ред. Н. В. Микляевой. – М., 2011.
  10. Преемственные связи ДОУ, школы и родителей будущих первоклассников./ Под ред. Е. П. Арнаутовой. – М., 2006.
  11. Технологии непрерывного образования в детском саду и школе./ Под ред. Н. В. Микляевой. – М., 2011.
  12. Черникова Т. В. Школа и детский сад: лицом друг к другу (организация образовательной среды для выпускников детского сада).// Управление ДОУ. – 2005 - №4.

Приложение № 1

Анализ преемственности в методологии и структуре ФГОС ДО и ФГОС НОО.

Преемственность ФГОС ДО и ФГОС НОО

1. Единый структурно-организационный подход, заключающийся в совокупности требований

- к условиям реализации стандарта;

- к структурно-содержательным компонентам  

   основной образовательной программы;

- к образовательным результатам.

2.  Единый психолого-педагогический методологический подход

- ориентация на деятельностный подход и понятие  

   «ведущей деятельности»;

- опора на зону актуального развития и ориентация

   на зону ближайшего развития ребёнка;

- понятие об универсальных учебных действиях;

- ориентация на возрастные психофизиологические    

  особенности детей.

3. Принцип организации инклюзивного образования

- минимальная регламентация образования детей,  

   имеющих ОВЗ, детей-инвалидов;

- разработка адаптированных (в некоторых случаях  

  индивидуальных) образовательных программ;

- опора на индивидуальную программу реабилитации  

  (при организации специальных образовательных --

  условий для детей-инвалидов).

4. Направленность основных образовательных программ ДО и НОО

- формирование и развитие основ духовно-нравственной  

   культуры, личностное и интеллектуальное развитие  

   детей;

- процесс успешной социализации ребёнка;

- развитие творческих способностей, инициативы,

  самосовершенствования;

- сохранение и укрепление здоровья детей.

Приложение № 2

Портрет выпускника детского сада

  1. Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками (личностные результаты).

У ребенка сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности. Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни.

  1. Любознательный, активный (личностные результаты).  

Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.

  1. Эмоционально отзывчивый (личностные результаты). 

Откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства,  музыкальные и художественные произведения, мир природы.

  1. Овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками (коммуникативные результаты).

Ребенок адекватно использует вербальные  и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве). Способен изменять стиль общения с взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации. 

  1. Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения (регулятивные результаты).

Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями  о том «что такое хорошо и что такое плохо».

Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.).

  1. Способный решать интеллектуальные и личностные задачи  (проблемы), адекватные возрасту (познавательные результаты) .

Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем). Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др. 

  1. Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем  социуме), государстве (стране), мире и природе (личностные результаты).

Ребенок имеет представление:

 - о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу;

- о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях; 
- об обществе (ближайшем социуме), его культурных ценностях и своем месте в нем;

- о государстве (в том числе его символах, «малой» и «большой» Родине, ее природе) и принадлежности к нему;

 - о мире (планете Земля,  многообразии стран и государств, населения, природы планеты).

  1. Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности (регулятивные результаты):

умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

  1. Овладевший необходимыми умениями и навыками (предметные результаты).

У ребенка сформированы умения и навыки (речевые, изобразительные, музыкальные, конструктивные и др.), необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.

Приложение № 3

План  совместной деятельности детского сада «Лучик» и МКОУ Шубинская СОШ

Цель: обеспечение  согласованности преемственно-совместных действий между детским садом и школой для реализации федеральных государственных образовательных стандартов

Задачи:

1.Согласовать цели, задачи, содержание, методы и формы развития детей, связанные с формированием предпосылок универсальных учебных действий.

2.Обеспечить условия для реализации плавного, бесстрессового перехода детей от игровой к учебной деятельности.

3.Создать психолого-педагогические условия, обеспечивающие сохранность и укрепление здоровья, непрерывность психофизического развития дошкольника и младшего школьника.

4.Согласовать действия педагогов ДОУ и школы в работе с родителями по вопросам формирования универсальных учебных действий.

Мероприятие

Сроки

Ответственный

Методическая работа

1

МО «Обсуждение плана работы по подготовке детей к школе»

август

зам. директора УВР, руководители МО

Делова игра «Планирование и организация тематических дней и недель в образовательном процессе»

Воспитатели дошкольных групп

2

Круглый стол «Развитие инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности

ноябрь

зам. директора УВР, руководители МО

3

МО «Речевое развитие, как средство объщения и культуры дошкольника»

февраль

зам. директора УВР, руководители МО

Масстер-класс «Роль театрализации, как средство формирвания речевого развития дошкольников»

Воспитатели дошкольных групп

4

МО «Подведение итогов воспитательно-образовательной работы в дошкольных группах»

май

зам. директора УВР, руководители МО

Педагогическое совещание в дошкольной группе.

Вопросы для обсуждения:

  • роль дидактических игр в обучении дошкольников;
  • творческое развитие детей на занятиях по аппликации, лепке, конструированию, музыкальных занятиях;

воспитатели,

учитель начальных

Работа с родителями

1

Собрание для родителей будущих первоклассников «Поступление детей в школу- важное событие в жизни детей».

сентябрь

воспитатели

Мониторинг «  Мой ребёнок, его индивидуальные особенности».

2

Круглый стол «Педагогика сотрудничества: педагог-ребенок-родители»

ноябрь

воспитатели, учителя нач. классов

3

Оформление стенда «Для вас, родители будущих первоклассников»

декабрь

воспитатели

4

Размещение рекомендаций для родителей будущих первоклассников

на сайте школы

в течение года

воспитатели,

уч. нач. классов

5

Анкетирование родителей «Ваш ребенок скоро станет первоклассником».

январь

воспитатели, учителя нач. классов

6

Беседа «Как помочь ребенку подготовиться к школе»;

март

Воспитатели, учителя начальных классов

7

Нетрадиционные формы работы с родителями.

«Папа, мама, я – читающая семья» - конкурс читающих семей.

апрель

воспитатели, учителя нач. классов

8

Родительское собрание «Особенности организации обучения по ФГОС в начальной школе».

май

учителя нач. классов

Индивидуальное консультирование родителей по результатам диагностики готовности детей к обучению в школе.

воспитатели

9

Выставки детских работ

в течение года

воспитатели

Работа с детьми

1

Экскурсии детей в школу:

  • знакомство со зданием школы;
  • знакомство с кабинетом (классом);
  • знакомство со школьной мастерской;
  • знакомство со физкультурным залом;
  • знакомство со школьной библиотекой.

День Знаний «1 сентября».

Мониторинг готовности дошкольников к школьному обучению

сентябрь

воспитатели, учителя нач. классов

2

Интеллектуальный марафон «Знай-ка!» для детей старшего дошкольного возраста

февраль

воспитатели

3

Работа «Школы будущего первоклассника»

февраль-апрель

учителя нач. классов

4

«Прощай, любимый детский сад! Здравствуй, здравствуй, школа!»

май

воспитатели

Мониторинг готовности дошкольников к школьному обучению

воспитатели

Приложение № 4

Анкета для родителей

«Ваш ребенок скоро станет школьником»

ФИО (ребенка) ____________________________________________________________________________

Год рождения ребенка _______________ Возраст _____

1.В каком возрасте вы планируете отдать ребенка в школу. Почему?

В 6 лет, потому что

· друзья, с которыми общается ребенок в детском саду (дома) уже идут в школу и ребенку будет легче освоиться в школе в уже привычной компании;

· ребенку уже «скучно» в детском саду, он уже «вырос из игры», материал занятий в саду уже известен ребенку;

· интерес ребенка к школе, существующий в данный момент, может перегореть до того, как ребенку исполнится 7 лет;

· ребенок достиг больших успехов и для их развития следует отдать его в школу;

· другие причины (укажите какие) ____________________________________________________________________________

В 7 лет, потому что

· в 6 лет ребенок еще слаб физически и не вынесет школьных нагрузок;

· в 6 лет ребенок еще не умеет читать и не владеет необходимым минимумом знаний и умений для поступления в школу и успешного в ней обучения;

·в 6 лет ребенок психологически еще не готов стать школьником, его больше привлекает игра, а не учеба;

· другие причины (укажите какие) ____________________________________________________________________________

2. Выберите, что, по-вашему, свидетельствует о готовности ребенка к школьному обучению?  (можно выбрать несколько пунктов)

·здоровье, физическая выносливость;

· умение общаться со сверстниками;

· умение строить адекватные системе обучения отношения со взрослыми;

· отсутствие заниженной самооценки и страха неудачи у ребенка;

· умение читать;

· способность связно говорить, составлять или пересказывать рассказ по законам литературного, а не разговорного языка;

· развитие тонких движений руки и зрительно-двигательных координации;

· интерес к знаниям, процессу их получения за счет дополнительных усилий;

· логичность рассуждений ребенка, способность постижения основных признаков и связей между явлениями, способность воспроизвести образец;

·другое (укажите что) 

 ___________________________________________________________________________

 3. Как вы считаете, насколько ваш ребенок готов в настоящий момент к поступлению в школу и школьному обучению? Почему? ____________________________________________________________________________

 4. Посещает ли ваш ребенок подготовительные курсы?

- да;  - нет, т.к._______________________________________________________________

(укажите причины).

 5. Выбрана ли вами школа, в которой будет учиться ваш ребенок?

- да;    - нет, т.к. ______________________________________________________________

Если да, то что повлияло на ваш выбор:

- близость к местожительству вашей семьи;

- специфика школы (углубленное изучение иностранных языков и т. п.);

- применяемые в школе специальные программы обучения (например, Давыдова, Занкова);

- рекомендация знакомых;

- другие причины ___________________________________________________________

(укажите какие)

Если да, то учитывались ли при этом склонности и желания ребенка; рекомендации работающих в настоящее время с ребенком педагогов;

- да; - нет, т. к. ______________________________________________________________

(укажите причины)

 6. Проводите ли вы дома дополнительные занятия с ребенком для повышения его готовности к поступлению в школу?

- да;- нет, т. к. _______________________________________________________________

(укажите причины)

 7. Считаете ли вы, что ваша семья материально готова к поступлению ребенка в школу?

- да;           нет;                    - еще не задумывались над этим.

8. Располагаете ли необходимыми средствами для покупки всех необходимых ребенку учебников?

- да;                        - еще нет;                         - еще не задумывались над этим.

 

9. Считаете ли вы необходимым уделять ребенку дополнительное время в течение его первых школьных дней, месяцев?

- да;                      - еще нет;                            - еще не задумывались над этим

 10. Планируете ли вы оставить на время работу (взять отпуск, отгулы и т.п.) либо изменить график рабочего дня для того, чтобы иметь возможность провожать ребенка на занятия и встречать его из школы?

- да;                   - еще нет;                             - еще не задумывались над этим.

 11. Имеется ли у ребенка в вашей семье некое место (например, шкаф, полка, уголок), за порядок в котором он самостоятельно отвечает?

- да;                  - еще нет;                               - еще не задумывались над этим.

 12. Планируете ли вы выделить ребенку собственное рабочее место с началом его учебной деятельности?

- да;

- нет, т. к. __________________________________________________________________

(укажите причины)

еще не задумывались над этим ________________________________________________

 13. Считаете ли вы, что, когда ваш ребенок станет школьником, ему необходимо будет предоставлять больше свободы и самостоятельности в его поведении?

- да; - нет, т. к. _______________________________________________________________

(укажите причины)

еще не задумывались над этим.

Приложение № 5

Сочинение для родителей на тему «Мой ребёнок, его индивидуальные особенности».

Уважаемые родители!

Просим вас рассказать  о своём ребёнке.

Вы можете сделать это в любой форме.

Постарайтесь в своём рассказе ответить на следующие вопросы:

  1. Какой характер у Вашего ребёнка (уверенный, решительный, не очень уверенный, неуверенный)?

  1. Общительный он или нет? Как это проявляется?

  1. Какое у него любимое занятие?

  1. Есть ли у Вашего ребёнка, на Ваш взгляд, какие-либо способности?

  1. Каково обычное состояние Вашего ребёнка и его настроение?

  1. Часто ли плачет Ваш ребёнок?

  1. Как он засыпает? Как спит?

  1. Часто ли он устаёт? Если да, то  почему.

  1. Как он реагирует на неудачи?

  1. Как он реагирует на замечания, наказания?

  1. Как у Вашего ребёнка проявляется самостоятельность (любит делать всё самостоятельно, даже если  не умеет; не очень стремится к самостоятельности; предпочитает, чтобы за него  всё делали другие)?

  1. Каковы отношения со сверстниками ( умеет организовать детей выполняет только ведущие роли; успешно выполняет и ведущие и второстепенные роли; чаще выполняет второстепенные роли, подчиняется другим детям)?

  1.  О каких  ещё особенностях вашего ребёнка вы хотите рассказать?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА подготовительной к школе группы (от 6до 7 лет) составлена на основе примерной программы «От рождения до школы» Н. Е. Веракса, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой (2016 г)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА подготовительной к школе группы (от 6до 7 лет)  составлена на основе примерной программы «От рождения до школы» Н. Е. Веракса, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой (2016 г)...

Анализ программы дошкольного образования «От рождения до школы» и программы начального образования «Школа России» с точки зрения преемственности

В данной статье рассмотрен сравнительный анализ программы дошкольного образования "От рождения до школы" и программы начального образования "Школа России" с точки зрения преемствен...

Рабочая программа подготовительной к школе группы по программе "Детство"

Рабочая программа подготовительной к школе группы, разработанная в соответствии с программой "Детство"....

ПРОГРАММА «СКОРО В ШКОЛУ!» ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ

Программа «Скоро в школу!»  является частью образовательной программы дошкольного образования детского сада, предназначена для детей, родителей подготовительной к школе группы и...

РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Готовимся к школе: занятия по психологическому развитию старших дошкольников» автор: Н.П.Локалова, Д.П.Локалова «Готовимся к школе: 60 занятий по психологическому развитию старших дошкольников»

РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА«Готовимся к школе: занятия по психологическому развитию старших дошкольников» автор: Н.П.Локалова, Д.П.Локалова  «Готовимся к школе: 60 занятий п...

Рабочая программа «Готовимся к школе» для подготовки детей 6-7 лет к школе

Рабочая программа «Готовимся к школе» для подготовки детей 6-7 лет к школе  разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образов...