Игровое распевание как эффективное средство для развития вокальных возможностей дошкольников
материал

Кудрина Ирина Васильевна

Цель распевок – подготовка голосовых связок к пению и упражнение в чистом интонировании определенных интервалов. Задачи: - развивать дикцию, артикуляцию и дыхание в пении, предупреждать заболевания верхних дыхательных путей; укреплять хрупкие голосовые связки детей;

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igrovoe_raspevanie.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

«Игровое распевание как эффективное средство для развития вокальных навыков у детей дошкольного возраста»

Задачей является совершенствование образовательного процесса, требующего поиска новых педагогических подходов, при которых детский певческий голос формировался бы более успешно. Методологической основой работы по развитию певческих навыков средствами игрового распевания явились идеи детского музыкального воспитания К. Орфа, В.В. Емельянова, Н.А. Ветлугиной, Н.А. Метлова и современных педагогов: О.В. Кацер, Т. Боровик.

Для обучения детей пению я использую различные педагогические технологии: личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми, игровые технологии, здоровьесберегающие.

Одним из центральных и самых любимых разделов музыкального занятия для детей является пение. Самое трудное в работе этого раздела – развить звуковысотный слух, научить детей чисто петь и верно интонировать, ведь без чисто спетой мелодии песня превращается в речёвку, скандирование слов под музыку. Для чёткого и ясного понимания высоты звуков и их голосового воспроизведения, для теоретического и слухового распознавания высоких, средних звуков и закрепления их на практике голосом, и существует раздел «РАСПЕВАНИЕ».

     Как правило, детям очень нравится петь. А распеваться никто не любит.

По словам Картушиной М. Ю. раздел "распевание" -  это "белое пятно" в программе музыкального воспитания, он слабо разработан и имеет сравнительно небольшой репертуар. Для детей эти распевки скучны, неинтересны и не всегда понятны.

А так как мы имеем дело с детьми, то знаем, что они больше всего на свете любят играть. Игра – это «волшебная палочка», при помощи которой можно научить детей петь, играть на инструментах, красиво двигаться.

Игровая методика воспитания, развития и обучения замечательна тем, что все эти процессы происходят незаметно для детей, непроизвольно. Многолетний опыт работы многих педагогов показал, что методика вхождения в мир любого искусства должна проходить через игру.

Поэтому на своих занятиях я применяю методику игрового распевания.

Игровое распевание – это упражнения для голоса в форме коротких песен с игровым содержанием. Игровые песни-упражнения способствуют выработке отдельных автоматизированных действий голосового аппарата, так как построены на коротких, повторяющихся мелодических оборотах. Усваивая упражнения, дети учатся правильно воспроизводить в пении разнообразные педагогические технологии: личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми, игровые технологии, здоровьесберегающие.

Использование игрового распевания для развития певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста окажется эффективным при условии, что этому разделу будет уделяться систематически 5-7 минут музыкальной НОД, закрепления в режимных моментах, дома, в самостоятельной деятельности, на концертах, праздниках и развлечениях, итоговых мероприятиях.

Задачи игрового распевания: 

1. Настроить детей на рабочий лад. Собрать внимание.

2. Подготовить певческий и артикуляционный аппараты к пению.

3. Развить звуковысотный слух, поработать над чистотой интонации и расширить диапазон голоса.

4. Проучить сложные моменты изучаемых произведений.

Так с чего же начать работу над игровым распеванием?

Сначала нужно детей заинтересовать. В диалоге с детьми выясняем: сможет ли летчик без подготовки поднять в небо самолет? Может ли спортсмен добиться рекорда, если он не будет тренироваться? Конечно, нет! Тогда сможет ли певец прекрасно исполнить песню, если он этому не учится и не упражняет свой голос? Конечно нет. Поэтому мы с вами как настоящие артисты тоже будем тренироваться петь, наше занятие начнём с распевания, чтобы наш голосок научить красиво и чисто петь.

        Первый этап распевания – непосредственно знакомство с распевкой, подкреплённое картинкой на экране. Выясняем какие здесь персонажи. Какими голосами они поют.

Второй этап – добавляем к распевке мимику, выразительные жесты определённого персонажа. Например, когда поём за Лисичку все превратимся в Лисичек и покажем как она хитренько на мягких лапках подкрадывается к птичке. А когда будем петь за птичку – покажем крылышки как у птички.

Третий этап делим детей на группы и каждая группа поёт партию своего персонажа.

Наиболее интересной мне показалась методика игрового распевания, современного музыканта-педагога, композитора - Аллы Анатольевны Евтодьевой. Она является автором пособия «Учимся петь и танцевать, играя». Распевки А. Евтодьевой включают в себя два образа, две музыкальные фразы на высокое и среднее звучание голоса; лёгкий, запоминающийся текст, каждая распевка подкреплена картинкой. Многие распевки написаны по сюжету известных сказок.

В основе распевок сопоставление двух героев, поющих в среднем и высоком регистрах, например: «Карабас-барабас и куклы», «Машенька и медведь».

Контрастность этих образов поможет детям четко сопоставить и воспроизвести их

Четвертый этап - систематическое повторение, т.е. закрепление. При закреплении игры детям предоставляется возможность играть под пение без музыкального сопровождения, но с поддержкой голоса взрослого, а в дальнейшем они играют и поют самостоятельноКогда распевка уже хорошо выучена можно обыгрывать малыми группами, чередуя разные распевки или исполнять их дуэтом, использую костюмы и реквизит. Такие приёмы не позволят распевке стать надоевшей, и смогут надолго продлить к ней интерес детей.

Дети осознанно, с интересом озвучивают голоса персонажей, одновременно изображая и играя в них, используют мимику, жесты. Тут же совершенствуются и театральные навыки, и голос, и дыхание, и дикция. Результаты превосходят все ожидания, т.к. детям интересно распеваться, они воспринимают игровую распевку, как первую из песен.

Использование игрового распевания для развития певческих навыков у детей дошкольного возраста окажется эффективным при условии, что этому разделу будет уделяться систематически 5-7 минут музыкальной НОД, закрепления в режимных моментах, дома, в самостоятельной деятельности, на праздниках и развлечениях.

Таким образом, можно сделать вывод: использование системы специальных игровых упражнений для распевания, индивидуальная и подгрупповая и групповая работа с детьми – все это позволило добиться положительных результатов в развитии певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста. Они поют в группе, дома для родителей и вместе с родителями, любят выступать на конкурсах. В ходе целенаправленной, планомерной и систематической работы у детей старшего дошкольного возраста возрос интерес к исполнительской певческой деятельности. Создавая выразительные художественные образы, дети демонстрируют высокие показатели в музыкальной, творческой деятельности.

Игровое распевание имеет большое воспитательное значение не только для музыкального, но и всестороннего развития ребенка. Игровое распевание– это коллективная форма общения детей с музыкой на игровой основе, которая воспитывает у них дружеские взаимоотношения, сознательную дисциплину, так как каждый ребенок должен подчиняться правилам игры и точно выполнять их. Фантазия, воображение, элементы творческих проявлений сопровождают каждую игру детей, а возможность играть без музыкального сопровождения, под собственное пение, делает такие игры наиболее ценным музыкальным материалом. Общее воодушевление в игре, радость исполнения активизируют робких, нерешительных детей, помогает воспитанникам приобрести веру в себя, освободиться от напряженности, стеснения.

Список литературы:

Арсеневская О.Н. Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения. – Волгоград: Учитель, 2009г.

Боровик Т.А. Звуки, ритмы и слова: Музыкально-развивающее издательство для детей – Минск: Книжный дом, 1999г.

Евтодьева А.А. Игровые приемы в распевании и обучении пению дошкольников. //Современное дошкольное образование. Теория и практика. – Калуга, 2013г.

Емельянов В.В. Фонопедический метод развития голоса. Первый уровень: Развивающие голосовые игры. – Санкт-Петербург, 1999г.

Картушина М.Ю. Оздоровительные занятия с детьми 6-7 лет – Москва: ТЦ Сфера, 2008г.

Кацер О.В. Игровая методика обучения детей пению. – СПб: Музыкальная палитра, 2005г.

Метлов Н.А. Музыка детям. Пособие для воспитателя и музыкального руководителя. – Москва: Просвещение, 1985г.


Распевки

  1. «Я гуляю»

Я гуляю, я гуляю, я гуляю и пою

И себе друзей подружек обязательно найду.

Здравствуй, здравствуй, здра-а вствуй.

  1. «Вот летает птичка» Е. Гайдар

Вот летает птичка

Вот летает птичка, вот летает птичка,

Полетела верх, полетела вниз.

Поклевала зёрна, выпила водичку.

Полетела вверх , полетела вниз.

  1. «Это что ещё за звук» О. Воеводина

 

1. Это что ещё за звук!? Тук, тук, тук, тук!

Целый день мы слышим стук! Тук, тук, тук, тук!

Раздаётся тут и там! Тук, тук, тук, тук!

И уснуть мешает нам! Тук, тук, тук, тук!

ПРОИГРЫШ: Ритмическое эхо (Первый раз слушаем, затем повторяем)

2. Это дятел так стучит! Тук, тук, тук, тук!

Себе домик мастерит! Тук, тук, тук, тук!

Клювом дерево долбил! Тук, тук, тук, тук!

Всех соседей разбудил! Тук, тук, тук, тук!

3. Резвая лошадка! Цок, цок, цок, цок!

Делает зарядку! Цок, цок, цок, цок!

Машет она гривой! Цок, цок, цок, цок!

Прыгает красиво! Цок, цок, цок, цок!

4. Оказалось, это жук! Жу-жу-жу-жу!

Издаёт тот странный звук! Жу-жу-жу-жу!

Бьётся головой в окно! Жу-жу-жу-жу!

Но не вылетит в него!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровая деятельность, как эффективное средство физического развития детей в дошкольном возрасте.

Игровая  деятельность, как эффективное средство физического развития детей в дошкольном возрасте...

опыт работы по теме: «Игровое распевание как эффективное средство для развития певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста».

Представляю опыт работы по теме: "Игровое распевание как эффективное средство для развития певчеких навыков у детей старшего дошкольного возраста".Изучив методическую и практическую литерату...

«Игровое распевание как эффективное средство для развития певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста»

Тема  «Игровое распевание как эффективное средство для развития певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста» СЛАЙД 1.Сегодня я хотела бы уделить внимание такому разде...

Статья на тему: «Игровое распевание как эффективное средство для развития певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста»

В статье представлен материал по организации образовательного процесса по развитию певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста...

Мастер - класс для педагогов " Дидактическая игра как одно из эффективных средств в развитии речи у дошкольников с нарушением речи"

В процессе реализации ФГОС в ДОУ игровой деятельности, как форме организации детской деятельности, отводится особая роль. Игра – это ведущая деятельность ребенка, посредством которой он органичн...

ТЕМА: «Игровое распевание как эффективное средство для развития вокальных навыков у детей старшего дошкольного возраста» Музыкальный руководитель: Рыженкова Светлана Васильевна 2023 г

ТЕМА: «Игровое распевание как эффективное средство для развития вокальных навыков у детей старшего дошкольного возраста»          Музыкаль...