Мир музыкальных инструментов (Гусли золотые)
план-конспект занятия

НОД  образовательная область "Художественно-эстетическое развитие"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ya_gusli_beru_zolotye_mir_muz_instrumentov.docx19.67 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

“Я гусли беру золотые”

(Мир музыкальных инструментов)

Предварительная работа:

Дети слушают в аудио записи музыкальную постановку по Новгородской былине "Садко и Морской царь" и опере Н.А. Римского-Корсакова "Садко".

Ход занятия

Дети заходят в зал, здороваются.

Музыкальный руководитель: Я вновь рада вас видеть на музыкальном занятии. Посмотрите, сегодня у нас в зале выставка музыкальных инструментов, пройдите по выставке и посмотрите.  (Под музыку А.Рубинштейна "Мелодия", дети рассматривают рисунки).

Музыкальный руководитель.: С давних времен люди слушают музыку, а музыка, как известно, исполняется на музыкальных инструментах. Вот сейчас выберите и назовите знакомые для вас музыкальные инструменты.

Ответ детей.

Музыкальный руководитель.: Я загадаю вам загадку, а вы попробуйте её отгадать.

Он играет на баяне, 
На рояле, на гитаре.
Он известнейший талант
Кто же это?

Дети: Музыкант!

Воспитатель: Мы с вами будем музыкантами, давайте посмотрим, как умеют играть наши маленькие помощники-пальцы на инструментах.

Дети исполняют:

Мы пришли и встали, и на дудке заиграли.
Ду-ду-ду… 
(Шагают на месте. Имитация игры на дудке.) 
Мы пришли и встали, на барабане заиграли.
Тра-та-та … 
(Шагают на месте имитация игры на барабане.) 
Мы пришли и встали на балалайке заиграли.
Ля-ля-ля… 
(Шагают на месте. Имитация игры на балалайке.) 
Мы пришли и встали, на гармошке заиграли.
Ти-ли, ти-ли, ти-ли…
 (Шагают на месте. Имитация игры на гармошке.)

Музыкальный руководитель.: Молодцы ребята! А сейчас подойдите все ко мне. (Дети встают полукругом возле фортепиано)

Музыкальный руководитель.: Теперь мы разбудим наш голосок и споём попевку “Музыкант”

Попевка: “Музыкант”

Музыкальный руководитель: На прошлых занятиях мы с вами разучили песню композитора В.Семёнова. Как она называется?

Ответ детей.

Музыкальный руководитель : Я предлагаю её сейчас спеть. Как мы её будем исполнять?

Ответ детей.

Песня: “Маленькие музыканты” муз. В.Семёнова

(Дети садятся)

Музыкальный руководитель.: Как вы думаете, каким был первый музыкальный инструмент? Возможно, это было дерево с дуплом. Первобытный человек ударил по нему и дерево зазвучало. Сначала человек немного испугался - звук совсем не похож ни на его собственный голос, ни на крик зверя. Но потом освоился с необычным деревом. Человек ударил по нему то ускоряя, то замедляя темп: бум, бум, бум! Бум, бум! И хотя с тех пор прошло уже много-много лет, в наше время существует великое множество разнообразных музыкальных инструментов. Но я расскажу вам про старинный, русский инструмент-гусли.

Звончатые гусли - самые давние и самые простые. Самыми первыми исполнителями на гуслях были скоморохи. Кто такие скоморохи?

Ответ детей.

(Стук в дверь, входит скоморох в руках у него гусли)

Музыкальный руководитель.: А вот и сам скоморох пожаловал, с гусельками звончатыми.

Скоморох:

Здравствуйте ребята! 
Я весёлый удалой, 
В гости к вам принёс с собой 
Гусли звонкие, яровчатые.

Музыкальный руководитель: Покажи нам скоморох как ты на гуслях играешь?

Скоморох: Я ставлю гусли на колени, и поочерёдно защипываю струны пальцами. (Играет на гуслях р.н.м. “Во саду ли в огороде”.) Я хожу на праздники, ярмарки, веселю народ, на гуслях играю.

Музыкальный руководитель: В далёкие времена так же на праздники приходили певцы-гусляры.

Они пели сложенные ими былины о героических подвигах русских богатырей, аккомпанируя себе на гуслях. Некоторые из этих былин дошли до нашего времени. Одна из них вам уже знакома. Называется она “Садко”. Кто такой Садко?

Ответ детей.

Музыкальный руководитель: Садко был гусляром и мореплавателем, он мечтал о счастье всех людей, поэтому отправился искать птицу счастья в далёкое морское путешествие. А великий русский композитор Н.А. Римский-Корсаков написал оперу, которую тоже назвал “Садко”. А сейчас мы с вами посмотрим и послушаем песню Садко из музыкальной сказки “Садко”.

Отрывок из видео фильма “Садко”

Песня: “Ой, ты тёмная дубравушка”

Музыкальный руководитель: Какое впечатление произвела на вас эта песня? Какое настроение у этой песни (протяжная, задумчивая, тоскливая, напевная)? Почему грустное настроение? А настроение грустное, печальное потому, что Садко поёт её в дали от родного дома. Композитору Римскому-Корсакову очень близко такое настроение, потому, что ещё до того, как стать композитором, он так же был мореплавателем, и по долгу службы, ему часто приходилось быть в разлуке со своими близкими. А сейчас я вам сыграю музыку, которая называется Гусли” композитора В.Витлина. Послушайте, как композитор передал звучание гусель на фортепиано.

Гусли” Муз. В.Витлина

Музыкальный руководитель.: Похожа мелодия на звучание гусель? Музыка какая по характеру (лёгкая, переливчатая, звонкая)? Мы послушали с вами песню Садко. Кто её композитор? А музыку Гусли кто написал? Кто запомнил имя композитора? Давайте сравним их. Похожи ли они по своему звучанию, настроению? Мне тоже кажется, что эта музыка передаёт одни и те же чувства грусти и печали. Сегодня я для вас приготовила гусли и вы будете гуслярами.

(Воспитатель раздаёт плоскостные гусли детям).

Покажите, как вы будете играть на гуслях? А сейчас я буду играть на фортепиано, а вы на гуслях.(Повторяется музыка В.Витлина “Гусли”)

Музыкальный руководитель: (к скомороху) Тебе, Скоморох, понравилось, как играли дети?

Скоморох: Я заслушался. Какая прекрасная музыка, какие волшебные звуки!

Воспитатель: А я, ребята, хочу пригласить вас поиграть в игру, которая называется “Гусляр”.

Скоморох: А меня, ребята, вы научите играть?

Ответ детей.

Игра: “Гусляр” русская народная мелодия “Калинка”

(Дети стоят по кругу и передают гусли друг другу. По окончании музыки, у кого в руках гусли, тот и гусляр. Ребёнок выходит в круг, играет на гуслях. Все дети выполняют знакомые танцевальные движения).

Музыкальный руководитель: Ребята, наше занятие подошло к концу. Что вам запомнилось на нашем занятии? А сейчас я прощаюсь с вами, до свидания!

(Под музыку дети выходят из зала).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детям о музыкальных инструментах.Гусли.

История возникновения, виды гуслей и значение в жизни современного человека....

Консультации с родителями музыкального руководителя "Музыкальные инструменты своими руками. Правила игры на музыкальных инструментах"

В данных консультациях я рассказываю, как можно изготовить музыкальные инструменты в домашних условиях и о правилах игры на некоторых музыкальных инстументах. Красочное оформление позволяет выставлять...

Паспорт музыкальных инструментов (гусли)

Музыкальный инструмент - Гусли...

Музыкальные инструменты: гусли

Материал для ознакомления с русскими музыкальными инструментами...