Читательская грамотность – базовый навык функциональной грамотности
учебно-методический материал

Детский сад 127 Магнитогорска

Выступление старшего воспитателя МДОУ "ЦРР-Д/с № 127" г. Магнитогорска Севостьяновой Натальи Васильевны, в рамках работы ресурсного центра города Магнитогорска "Формирование предпосылок учебной деятельности"

Ссылка на видео https://youtu.be/9ogZxTpo49Q

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kniga_prezentatsiya.pptx1.42 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Читательская грамотность – базовый навык функциональной грамотности Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад № 127» города Магнитогорска

Слайд 2

Читательская грамотность PIRLS PISA способность понимать использовать (письменные) тексты строить свои смыслы на основе разнообразных текстов размышлять о них и заниматься чтением Что надо делать учиться расширять свои знания и возможности участвовать в читательских сообществах в школе и в обыденной жизни участвовать в социальной жизни получать удовольствие достигать своих целей

Слайд 3

Для формирования и совершенствования читательской грамотности необходимы определенные читательские действия: в ычитывать детали (единицы информации), впрямую упомянутые в тексте д елать прямые умозаключения из этой информации и нтерпретировать и интегрировать отдельные сообщения текста о ценивать содержание, язык и форму всего сообщения и его о тдельных элементов

Слайд 4

Читательская компетентность учащихся начальной школы – это сформированная у детей способность к целенаправленному индивидуальному осмыслению книг до чтения, по мере чтения и после прочтения книги

Слайд 5

В Федеральных государственных образовательных стандарта начального общего образования одним из метапредметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования является «…овладение навыками смыслового чтение текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах» В Примерной основной образовательной начального общего образования выделено метапредметное универсальное учебное действие «Чтение. Работа с текстом», которое подразумевает три направления формирования читательской грамотности: -поиск информации и понимание прочитанного -преобразование и интерпретация информации - оценка информации

Слайд 6

Чтение дошкольников – восприятие текста на слух и его понимание ( излечение смысла, содержания ) «Вид речевой деятельности, когда текст воспринимается на слух, и при этом обеспечивается включение эмоций, воображения и реакции на содержание прочитанного, мы называем чтением – слушанием » (О.В. Чиндилова )

Слайд 7

В ФГОС ДО задачи приобщения к художественной литературе отражены в образовательных областях: Образовательная область «Речевое развитие» направлена на знакомство детей с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы. В данной области основной акцент делается на знакомство детей с книгой как важным атрибутом культуры. В образовательной области « Художественно –эстетическое развитие» поставлена задача приобщение к художественной литературе как произведению искусства, наряду с другими видами искусства (музыка, изобразительное искусство), развитие восприятия произведений художественной литературы в единстве содержания и формы. Как важное средство развития и воспитания дошкольников художественная литература может быть успешно интегрирована в содержание других образовательных областей («Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие»).

Слайд 8

Целевые ориентиры ФГОС ДО выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования В соответствии с целевыми ориентирами на этапе завершения дошкольного образования: - у ребенка складываются предпосылки грамотности, - ребенок знаком с произведениями детской литературы

Слайд 9

Критерии оценивания читательской грамотности старших дошкольников Отношение к книге Понимание сюжета литературного произведения Умение пересказывать произведение описательного характера Наличие представлений о различных литературных жанрах

Слайд 10

Отношение к книге Задание: Выбери одну картинку, которая тебе нравится больше всего и объясни почему ты её выбрал

Слайд 11

Умение элементарного анализа содержания текста Текст по программе дошкольного учреждения Вопросы по тексту: Понравилось ли тебе произведение? Ты запомнил как оно называется? О чем говорится в произведении? Что произошло с героями? 1-2 дополнительных вопроса по содержанию текста

Слайд 12

Умение пересказывать произведение описательного характера При пересказе обращается внимание на понимание ребенком текста (он должен правильно формулировать основную мысль), на структурирование текста (он должен уметь последовательно и точно строить пересказ), на лексику (полнота использования лексики), на грамматику (он должен правильно строить предложения, уметь использовать сложные предложения), на плавность речи (отсутствие подсказок по ходу пересказа)

Слайд 13

Наличие представлений о различных литературных жанрах Стихотворение Загадка Белая береза С. Есенин Белая берёза Самый яркий гриб в лесу Под моим окном Я домой не принесу . Принакрылась снегом, Хоть красив его узор, Точно серебром Не съедобен … (мухомор) Заклички Пословицы и поговорки Радуга-дуга, Кто много читает, Не давай дождя, т от много знает Давай солнышка, Колоколнышка !

Слайд 14

Наличие представлений о различных литературных жанрах Сказка Рассказ Царевна-лягушка Б. Житков В некотором царстве, в некото - Как я ловил человечков ром государстве жил-был царь, и Когда я был маленький, меня было у него три сына. Младшего отвезли жить к бабушке. У звали Иван-царевич. Позвал бабушки над столом была однажды царь сыновей и говорит полка . А на полке пароходик. им: «Теперь вы все на возрасте , Я такого никогда не видал. Пора вам и о невестах подумать !» Он был совсем настоящий, только маленький.

Слайд 15

Чтение связано не только с грамотностью и образованностью. Оно формирует идеалы, расширяет кругозор, обогащает внутренний мир человека. В книгах заключено особое очарование, книги вызывают в нас наслаждение, они разговаривают с нами, дают нам добрый совет, они становятся живыми друзьями для нас


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие предпосылок функциональной грамотности и оценка функциональной грамотности.

Существуют разновидности функциональной грамотности: читательская грамотность, математическая грамотность, естественнонаучная грамотность,ИКТ - грамотность, финансовая грамотность, культурная и гражда...

«Игровые средства по формированию предпосылок финансовой грамотности как компонента функциональной грамотности и экономического воспитания у детей старшего дошкольного возраста»

quot;Комплект игровых обучающих ситуаций по формированию предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста"...

«Читательская грамотность как базовый навык функциональной грамотности»

Тема: Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность.Что такое функциональная грамотность и почему мы теперь так часто о ней говорим?Великий психолог и лингвист А. А. Лео...

«Читательская грамотность детей дошкольного возраста, как основа формирования функциональной грамотности»

    Одна из важнейших задач современного образования –формирование функционально грамотных людей.В образовательных стандартах   одной из главных   функционал...

Читательская грамотность - основа функциональной грамотности образованного человека.

В выступлении даны определения функциональной грамотности, основные составляющие функциональной грамотности, роль дошкольного образования в формировании функциональной грамотности, целевые ориентиры д...

Сертификат "Методическая мозаика 2022. Функциональная грамотность: от читательских навыков к глобальным компетенциям"

Методическая мозаика 2022. Функциональная грамотность: от читательских навыков к глобальным компетенциям...