Консультация для родителей "Воспитание эстетически-нравственных норм поведения ребенка и их влияние на формирование патриотизма"
консультация (старшая группа)

консультация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nikto_ne_uchit_malenkogo_cheloveka.docx17.55 КБ

Предварительный просмотр:

Никто не учит маленького человека: «Будь равнодушным к людям, ломай деревья, попирай красоту, выше всего ставь свое личное». Все дело в одной, в очень важной закономерности нравственно-патриотического воспитания.

Если человека учат добру - учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так,  в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу - все равно будет зло, потому, что и человеком его надо воспитать».

В. А. Сухомлинский

           В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.

           Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей страны.

           Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви к своим ближним, к детскому саду, к родным местам, родной стране. Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым и относится чувство патриотизма

        Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста имеет свои особенности:

-Чувство любви к Родине у ребенка начинается с любви к самым близким людям – отцу, матери, бабушке, дедушке, с ощущения ребенком их сердечного тепла, внимания и заботы. И родной дом, двор, и детский сад, где он получает радость от общения со сверстниками, и родная природа - все это Родина. Воспитание патриотизма означает воспитание любви, привязанности к малой Родине, к тому месту, где ребенок родился.

-Воспитание патриотизма успешно проходит в процессе приобщения детей к культурному наследию. Благодатный педагогический материал веками накапливался в устном народном творчестве, в народно-прикладном искусстве и различных народных промыслах, в фольклорных и классических произведениях, в произведениях русских мастеров живописи, скульптуры, архитектуры, которые так близки и понятны детям дошкольного возраста. У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие.

-Воспитание патриотизма осуществляется через формирование в ребенке национального духовного характера. Знание и соблюдение национальных традиций и обычаев русского народа обеспечивают связь, преемственность поколений, дают почувствовать и понять национальные особенности своего народа, у русских людей это доброта, щедрость, оптимизм. Уважение к трудовым умениям и творческим ремеслам предков, гордость за людей, трудами и талантами которых славится Россия - необходимое условие для формирования гражданской позиции растущего человека, воспитания чувства сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своего народа.

-Особая роль в воспитании патриотизма отводится природе, так как она постоянно окружает ребенка, очень рано входит в его жизнь, доступна и понятна ему. Маленький человечек чувствует себя с представителями живой природы сильным, значимым, так как может для них что-то сделать: помочь, защитить, сохранить.

-В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи необходимо привить детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «подвиг» и т.д. Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

Понятие патриотизм многогранно, включает в себя следующие компоненты:

- чувство привязанности к местам, где человек родился и вырос;

- уважительное отношение к языку своего народа;

- заботу об интересах Родины;

- гордость за социальные и культурные достижения своей страны;

- уважительное отношение к историческому прошлому своего народа, его обычаям и традициям;

- стремление посвятить свой труд на благо могущества и расцвета родины.

Нравственно-патриотическое воспитание – взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, направленное на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим.

Задачи патриотического воспитания:

— воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

— формирование бережного отношения к природе и всему живому;

— воспитание уважения к труду;

— развитие интереса к русским традициям и промыслам;

— формирование элементарных знаний о правах человека;

— расширение представлений о городах России;

— знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

— развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

— формирование чувства уважения к другим народам, их традициям.

Этапы воспитания патриотических чувств у дошкольников

-воспитание любви к близким людям (родителям, родственникам),

-к детскому саду (воспитателям, друзьям),

-к родному городу,

-к родной стране (ее столицы, символики).

         Формирование любого нравственного качества процесс длительный и достаточно трудоемкий. Целесообразно начать работу по формированию патриотизма через воспитание чувств любви ребенка к своей семье, к своему месту рождения.

           Дети должны понять, что они являются частью народа огромной и богатой страны, что они граждане России, маленькие россияне. Для этого лучше всего начинать знакомить детей с малой родиной – местом, где они живут. Дети должны знать тот район, в котором они живут, видеть красоту тех улиц, по которым проходят каждый день. Затем нужно подводить к пониманию того, что город - часть большой страны, а дети - жители России, ее граждане. Гражданин - житель страны, который признает ее законы (правила поведения), потому что он любит свою страну.

                   Средства патриотического воспитания

Надо помнить, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному городу, родной стране у него проявляются в чувстве восхищения своим городом, своей страной. Именно эти чувства необходимо вызвать в процессе работы по ознакомлению детей с окружающим миром.

Воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну непременно должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.

Система средств, способствующая патриотическому воспитанию ребёнка, довольно разнообразна:

Прослушивание звуков или музыкальных произведений различного характера.

Чтение сказок.

Ручной труд.

Изготовление подарков.

Посещение выставок ,праздников, концертов.

Игры (дидактические, имитационные, сюжетно-ролевые, подвижные, настольные).

Чтение книг и изготовление поделок, посвященные Великой Отечественной войне.

 «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколением, может любить родину, узнать ее, стать подлинным патриотом»

                                                                                                         С. Михалков

Рекомендации для родителей

Если вы хотите вырастить ребенка достойным человеком и гражданином, не говорите плохо о стране, в которой живете.

Рассказывайте ребенку об испытаниях, выпавших на долю ваших предков, из которых они вышли с честью.

Знакомьте ребенка с памятными и историческими местами своей Родины.

Чем раньше и регулярней вы будете посещать музеи города, пока ребенок маленький, тем больше вероятность того, что он в подростковом возрасте и юности будет посещать культурные заведения.

Поддерживайте у ребенка стремление показать себя с позитивной стороны, никогда не говорите ему такие слова и выражения «Не высовывайся!», «Сиди тихо!», «Не проявляй инициативу, она наказуема!» и т. д.

Смотрите с ребенком передачи, кинофильмы, рассказывающие о людях, прославивших страну, позитивно оценивайте их вклад в жизнь общества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Формирование норм культурного поведения ребенка во время еды"

Продолжать закреплять умение сохранять правильную позу во время едыСовершенствовать умение сервировать стол в соответствии с ситуацией (завтрак, обед, чаепитие, ужин, день рождения, Новый год)Со...

Консультация для родителей «Как предупредить девиантное поведение ребенка?»

Девиантное поведение - это устойчивое поведение личности (группы), отклоняющееся от социальных норм, причиняющеереальный ущерб обществу или самой личности (группе),сопровождающееся социальной дез...

Консультация для родителей "Воспитание эстетически-нравственных норм поведения ребенка и х влияние на формирование патриотизма детей 3-4 лет"

Патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В основе него лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины начинается у ребенка с отношений к семье, к самым близки...

Консультация для родителей. Как понять мотивы поведения ребенка?

Как выяснить мотивы поведения ребенка? Что он хочет нам доказать, сообщить? Чаще всего дети, особенно маленькие, нам об этом напрямую не говорят. А если даже дети постарше и говорят, то мы их можем не...

Консультация для воспитателей "Участие родителей в проектной деятельности и их влияние на формирование социально - коммуникативных навыков дошкольников старшего возраста (из опыта работы)."

Проектирование представляет собой важную сферу познавательной деятельности детей, которая не компенсируется развитием других форм активности дошкольника. Оно обладает целым рядом характерист...

Консультация для родителей дошкольников «Темперамент – основа поведения ребенка»

Консультация для родителей дошкольников «Темперамент – основа поведения ребенка»...