Статья: "Роль старшего воспитателя в организации работы консультирования родителей по вопросам воспитания и образования дошкольников"
статья (младшая группа)

Егорочкина Екатерина Андреевна

Материал поможет педагогам в организации работы консультирования родителей по вопросая воспитания и образования дошкольников. Главный момент в статье, это принцип "открытости" личного взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач,сомнений и размышлений в процессе воспитания конкретного ребёнка. Так же определены трудности взаиодействия, формы  и методы их преодоления.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_rol_starshego_vospitatelya_v_konsultirovanii_.docx23.02 КБ

Предварительный просмотр:

«Роль старшего воспитателя в организации работы консультирования родителей по вопросам воспитания и образования дошкольников»

На фоне других дошкольных образовательных учреждений города и района, наше учреждение особенное, так как все группы раннего возраста (2 группы с 1,6-2,0 лет; 3 группы с 2,0-3,0 лет) всего 5 групп. Основная масса детей, поступают к нам на один учебный год из дома. Поэтому ежегодно, возникают трудности в сотрудничестве и во взаимодействии с родителями, так как они мало владеют информацией о  воспитании  и пребывании детей в ДОУ.

В современной концепции дошкольного воспитания лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить воспитательную деятельность семьи.

Это указанно в содержании нормативных актов: ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ и ФГОС ДО

  • родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка;
  • образовательная организация (педагоги) осуществляет  оказание помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.

Главный момент в контексте «семья – дошкольное учреждение» - личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания конкретного ребёнка в данной семье, что невозможно без «открытости» ДОУ.

Придать дошкольному учреждению «открытость» внутрь, значит сделать педагогический процесс более свободным, гибким, дифференцированным, гуманизировать отношения между детьми, педагогами, родителями, создать такие условия, чтобы у всех участников воспитательного процесса (дети, родители, педагоги) возникла личная готовность открыть самого себя в какой то деятельности, мероприятии, рассказать о своих радостях тревогах, успехах и неудачах и др. Одним словом «открытость» мы осуществляем, через  вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада.

Демонстрируя пример открытости педагоги, показывают родителям положительный опыт педагогического взаимодействия, при этом интересно рассказывая, что-то из личного опыта педагогической работы. Готовность  педагогов открыть самого себя пробуждает интерес, вызывает желание у родителей поговорить, обсудить, поделиться, спросить и поучаствовать в образовательном процессе своих детей.

Для себя мы  определили следующие цель и  задачи по сотрудничеству с родителями воспитанников:

Цель: способствовать становлению партнерского взаимодействия детского сада с семьями воспитанников.

Задачи:

  • повышать педагогическую компетентность родителей через различные формы работы.
  • способствовать благоприятному прохождению процесса адаптации у детей и родителей, снятию тревожности у родителей,  преодолению стрессового состояния. 
  • создать благоприятные условия для творческой самореализации всех участников образовательного процесса.

Мы педагоги, всегда  сталкиваемся со своими трудностями при взаимодействии с родителями:

Педагоги

Старший воспитатель

- у молодых педагогов отсутствует опыт при общении с родителями;

- возрастной барьер, между молодыми педагогами и родителями;

- нахождение индивидуального подхода в общение с детьми и родителями;

- психологический настрой на время адаптационного периода.

- погасить сомнения и негативное отношение родителей к общественному дошкольному воспитанию;

- установить доверительные отношения с родителями воспитанников;

- представить с положительной стороны педагогов с которым будут сотрудничать родители в группе;

- развеять негативное влияние  СМИ на родителей о воспитательно - образовательном процессе.

Чтобы преодолеть эти трудности, я использую различные формы и методы педагогического просвещения педагогов и родителей:

Педагоги

Родители

  • консультации, рекомендации; (ссылка)
  • индивидуальные беседы;
  • педагогический час;
  • семинары – практикумы, мастер классы;
  • круглый стол;
  • деловая игра.
  • сайт ДОУ;
  • родительские собрания;
  • индивидуальные беседы;
  • опросы, анкетирование, памятки, буклеты; 
  • папки-передвижки;
  • консультации, рекомендации;
  • семинары – практикумы, мастер – классы;
  • смотр – конкурсы, выставки;  
  • семейный клуб «Бусинка»;
  • мероприятие: «День открытых дверей».

Для педагогического просвещения родителей, можно много использовать различных форм и методов, но будут ли они эффективны и интересны? Для нашего педагогического коллектива  самыми  удачными  формами и методами педагогического просвещения  являются  семейный клуб «Бусинка» и «День открытых дверей».

В семейных клубах людей объединяет общие интересы, проблемы и поиски их решения. Тематика встреч может формулироваться и запрашиваться родителями. Семейные клубы – динамические структуры, которые могут объединятся в одну большую или дробиться на мелкие, - всё зависит от тематики встречи и замысла.

В нашем семейном клубе «Бусинка» отношения  с семьями строятся на принципах добровольности, личной заинтересованности. В учебном году всего 9 встреч в форме открытых тематических занятий (например, «Я хочу много двигаться», «Я танцую и пою», «Я строю», «Я люблю поговорить», «Я люблю экспериментировать»), где родители являются, не зрителями, а  непосредственными участниками игрового процесса. Ведущим является один из педагогов.

 Мероприятия «День открытых дверей» в нашем учреждении проводим ежегодно, он   приурочен к всемирному «Дню семьи», дата которого 15 мая. Готовиться к этому дню, мы начинаем задолго до намеченного времени: составляем красочное объявление, продумываем украшение зала, репертуар, содержание номеров,  организационные моменты. Организуем его в форме праздничного концерта, каждая возрастная группа представляет по два номера. Родители приглашаются в качестве зрителей. Так же проходит вручение грамот семьям, которые в течение года принимали активное участие в жизни группы и учреждения. Приглашаем на экскурсию по учреждению родителей будущих воспитанников, так как они проявляют интерес к тому, как живут дети в детском саду, чем занимаются.

День открытых дверей даёт возможность ознакомить родителей с  нашим дошкольным учреждение, его традициями, правилами, особенностями воспитательно – образовательной работы, заинтересовать ею и привлечь к участию. Так же, родители получают возможность наблюдать за своими детьми, в ситуации отличной от семейной, проанализировать их поведение и умение, перенять у педагога приёмы обучения и воспитательных воздействий.

В заключение, можно сделать вывод, что семья и ДОУ связанны преемственностью, чтобы обеспечить непрерывность воспитания и обучения детей. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов.

Семья является институтом первичной социализации. Детский сад входит в систему опосредованного, или формального, окружения ребёнка и представляет собой институт вторичной социализации. И эти два института тесно связанны между собой.

Современные подходы к организации взаимодействия ДОУ с семьёй должны быть основаны на сотрудничестве и взаимодействии при условии открытости детского сада внутрь (вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада).

Так же необходимо следить за тем, чтобы педагоги использовали различные формы работы, уделяя внимание совершенствованию практических навыков родителей (беседы и другая работа  должны подтверждаться практическими наблюдениями, совместной деятельностью детей и родителей и др.)

Использование нетрадиционных форм взаимодействия ДОУ с семьёй совместно с традиционными способствуют повышению эффективности работы с родителями.

Список литературы

1. Федеральный закон «Об образовании»  от 29.12.2012 N 273-ФЗ

2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования

3. Н.М. Сертакова «Инновационные формы взаимодействия дошкольного образования учреждение с семьёй» ООО «ИЗДАТЕЛЬСВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2013.

4. С.В. Чиркова «Родительские собрания в детском саду»

5. Источники интернет ресурса

ПРИЛОЖЕНИЕ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Детский сад «Семицветик» г. Белоярский» Проект «Организация сотрудничества с родителями в вопросах воспитания и образования детей старшего дошкольного возраста в рамках реализации стандарта дошкольного образования»

Проект организуется  с родителями, детьми и педагогами в подготовительной к щколе группе. Для эффективности проведения мероприятий используется интерактивный метод обучения....

Использование типологического подхода в практике психологического консультирования родителей по вопросам воспитания детей

В статье представлены материалы, которые могут быть использованы специалистами в практике психологического консультирования родителей по вопросам воспитания детей....

Организация работы с родителями в вопросах правильного питания дошкольников

Какие формы работы с родителями были организованны в вопросе правильного питания дошкольников....

«Построение эффективного общения и взаимодействия с родителями в вопросах воспитания и развития дошкольников» В рамках семинара по построению эффективного общения и взаимодействия с родителями в вопросах воспитания и развития дошкольников. Клуб «Педагогич

laquo;Построение эффективного общения и взаимодействия с родителями в вопросах воспитания и развития дошкольников»В рамках семинара по построению эффективного общения и взаимодействия с родител...

Опыт работы с родителями в вопросе воспитания экологической культуры у дошкольников.

Цель работы ДОУ с семьей: создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями, вовлечение семьи в единое образовательное пространство, установление доверительных, партнерских взаим...

Родительское собрание в разновозрастной группе "Сотрудничество ДОУ с семьями воспитанников в вопросах воспитания и образования дошкольников"

Родительское собрание в разновозрастной группе "Сотрудничество ДОУ с семьями воспитанников в вопросах воспитания и образования дошкольников"...