Организация предметно-развивающей среды ДОО, стимулирующей развитие детской игры (из опыта работы старшего воспитателя)
статья

Дмитриева Людмила Геннадьевна

Под развивающей предметно-пространственной средой следу­ет понимать естественную комфортную обстановку, рационально организованную в пространстве и времени, насыщенную разнооб­разными предметами и игровыми материалами. В такой среде возможно одновременное включение в активную познавательно - творческую деятельность всех детей группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_predmetno-razvivayushchey_sredy_doo.docx18.84 КБ

Предварительный просмотр:

Организация предметно-развивающей среды ДОО, стимулирующей развитие детской игры (из опыта работы старшего воспитателя)

        Понятие «развивающая предметно-пространственная среда», ставшее в последние годы столь популярным в теории и практике дошкольного образования, имеет интересную историю своего становления.

        Особое место теория развивающей среды занимает в философско-педагогических воззрениях Жан Жак Руссо, считавшего, что «все прекрасно, когда выходит из рук Творца, все портится в руках человека». Этот выдающийся философ и педагог одним из первых он стал рассматривать среду как условие оптимального саморазвития личности. Система воспитания, по мнению ученого, только тогда будет эффективна, когда для каждой личности будет создана особая развивающая среда, которая устанавливала бы равновесие между его реальными возможностями и природными потребностями.

      Еще один талантливейший французский педагог и философ Селестен Френе, разрабатывая концепцию творческого развития личности, решающее значение придавал собственному опыту ребенка, приобретенному в семье, школе, в общении. По мнению С. Френе, ребенок должен сам создавать свою личность, творчески развивать себя, раскрывать свои потенциальные возможности, самоактуализироваться. Функция педагога заключается в том, чтобы помочь ребенку обнаружить в себе и развить то, что ему органично присуще.

      В отечественной педагогике и психологии термин «среда» появляется в 20-е ходы прошлого века: «педагогика среды» (С.Т. Шацкий), «общественная среда ребенка» (П.П. Блонский), «окружающая среда» (А.С. Макаренко). В целом ряде исследований того времени последовательно и обстоятельно доказывается, что объектом воздействия педагога должен быть не ребенок, не его черты (качества) и даже не его поведение, а условия, среда его существования - предметы, люди, их межличностные отношения, деятельность.

     Особое место проблема создания развивающей среды, в которой оптимальным образом взаимодействуют образовательное учреждение, природная и социальная среда, занимала в педагогической теории и практике С.Т. Шацкого. Он считал, что развивающее влияние среды будет тем выше, чем активнее включаются дети и ее изучение и преобразование. Организуя различные аспекты жизнедеятельности личности - трудовой, физический, умственный, игровой и др., школа должна быть инициатором «социокультурных изменений, «изучать жизнь и участвовать в ней в целях ее преобразования.

          В самом широком (социальном) контексте развивающая среда представляет собой любое социокультурное пространство, в рамках которого стихийно или с различной степенью организованности осуществляется процесс развития личности, понимаемый как социализация.

       Развивающая предметная среда детства - это система условий, обеспечивающая всю полноту развития деятельности ребенка и его личности. Она включает ряд базовых компонентов, необходимых для полноценного физического, эстетического, познавательного и социального развития детей. К ним относятся природные среды и объекты, культурные ландшафты, физкультурно-игровые и оздоровительные сооружения, предметно-игровая среда, детская библиотека, игротека и видеотека, дизайн-студия и музей, музыкально-театральная среда, предметно-развивающая среда занятий, компьютерно-игровой комплекс и др.

        Под развивающей предметно-пространственной средой следует понимать естественную комфортную обстановку, рационально организованную в пространстве и времени, насыщенную разнообразными предметами и игровыми материалами. В такой среде возможно одновременное включение в активную познавательно - творческую деятельность всех детей группы.

     При создании развивающей предметно-пространственной  среды в раннем возрасте  необходимо учитывать возрастные особенности и задачи воспитания, так же учитывали принципы гигиеничности, безопасности (отсутствие острых углов) и поло-ролевой принцип.

             Хотя ведущей деятельностью в  раннем возрасте является предметная игра, однако именно в это период  зарождается сюжетно-ролевая игра.  Все игрушки среднего размера, позволяющие более разнообразно использовать окружающее малыша пространство, создавать развернутые и содержательные сюжеты.

        Развивающая среда создает благоприятные условия для развития: ребенок осваивает свойства и признаки предметов (цвет, форма, фактура), овладевает пространственными отношениями; постигает социальные отношения между людьми; узнает о человеке, животном и растительном мире, временах года и т. д.; овладевает миром звуков, приобщается к музыкальной культуре; развивается физически, познает особенности устройства собственного организма; экспериментирует с цветом, формой, создает продукты собственного творчества; приобретает полезные социальные навыки и т. д. Иными словами, среда развития ребенка, обеспечивающая разные виды его активности (умственной, игровой, физической и др.), становится основой для самостоятельной деятельности, условием для своеобразной формы самообразования маленького ребенка. При этом развиваются любознательность и творческое воображение, умственные и художественные способности, коммуникативные навыки (навыки общения). Происходит развитие личности.

       Особое внимание необходимо  уделяется  развитию  потребности в движениях детей раннего возраста. Для этого в группе должно находится  различное оборудование: мягкие модули, тоннели, мячи, обручи, каталки и игрушки на колесах, мешочки, набитые песком, сухой бассейн, разноцветные флажки, ленточки  др.

          Чтобы вызывать интерес детей к конструированию, в группах много материала для строительных игр, пластмассового цветного конструктора. Для поддержания постоянного интереса детей к игровому материалу размещаем его в различных местах групповой комнаты рядом с игрушками.

          В группе игровая среда должна быть наполнена разнообразным материалом и оборудованием. Это, прежде всего, игрушки-персонажи, кроватки и коляски для кукол, кухонная мебель с набором крупной игрушечной посуды. Они  доставляют радость и удовольствие детям, формируют представления об окружающем мире, побуждают к активной игровой деятельности.

       Для развития предметной деятельности и сенсорных способностей должны быть   игрушки и пособиями, различные по цвету, форме и материалу, из которого они сделаны. Разнообразие свойств привлекает внимание детей, способствует развитию восприятия ребенка (различной сложности пирамидки, матрешек из двух-трех частей, вкладные чашечки, различные шнуровки.  В группах должны быть созданы условия для экспериментирования ребенка со звуками, различные озвученные игрушки (петушок, колокольчик, звучащие кубики). Игры со звучащими игрушками развивают у малышей умение прислушиваться. Присутствуют и игрушки-забавы - так любимые детьми. Эти игрушки вызывают положительные эмоции малышей, привлекают и радуют детей.

Организация развивающей предметно-пространственной среды группы раннего возраста кажется мне наиболее рациональной, так как она учитывает основные направления развития ребенка и способствует его благоприятному развитию.

Развивающая предметно-пространственная среда в дошкольном возрасте организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование,  театрально-игровая деятельность, экспериментирование.    Обязательным в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели, предметы для опытно-поисковой работы-магниты, увеличительные стекла, большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций.

         В группах старшего дошкольного возраста должны быть размещены различные материалы, способствующие овладению чтением, математикой: печатные буквы, слова, таблицы, книги с крупным шрифтом, пособие с цифрами, настольно-печатные игры с цифрами и буквами, ребусами, а также материалами, отражающими школьную тему: картинки о жизни школьников, школьные принадлежности, атрибуты для игр в школу.

Необходимыми в оборудовании старших дошкольников являются материалы, стимулирующие развитие широких социальных интересов и познавательной активности детей. Это детские энциклопедии, иллюстрированные издания о животном и растительном мире планеты, о жизни людей разных стран, детские журналы, альбомы, проспекты.

В каждой возрастной группе  необходимо создание наглядно - демонстрационной зоны, которая используется в непосредственной образовательной деятельности в соответствии календарно тематического планирования.

- Для ознакомления с птицами родного края, природными явлениями.

- Для выставки работ детского творчества.

- Сотворчества взрослых и детей.

- Для проведения дыхательной гимнастики, гимнастики для глаз.

- Для сезонного оформления группы.

- Для сенсорного развития и т.д.

Таким образом, развивающая среда способствует установлению, утверждению чувства уверенности в себе, дает возможность дошкольнику испытывать и использовать свои способности, стимулирует проявление им самостоятельности, инициативности, творчества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья из опыта работы. Тема: "Организация предметно- развивающей речевой среды в младшей группе по ФГОС ДОУ".

Статья из опыта работы.Тема: "Организация предметно- развивающей речевой среды в младшей группе по ФГОС ДОУ"....

Организация проектной деятельности в детском саду (из опыта работы старшего воспитателя)

            В дошкольной педагогике в настоящее время большое внимание уделяется проектированию, как педагогическому, так и детскому. Для чего проектная деятельнос...

Организация предметно-развивающей среды ДОО, стимулирующей развитие детской игры

Развивающая предметно-пространственная среда детства - это система условий, обеспечивающая всю полноту развития деятельности ребенка и его личности. Она включает в себя ряд базовых компонентов, необхо...

Организации предметно – развивающей среды ДОО, стимулирующей развитие детской игры ( из опыта работы старшего воспитателя)

Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды ДО на сегодняшний день стоит особо актуально...

Организации предметно-развивающей среды ДОО, стимулирующей развитие детской игры (из опыта работы старшего воспитателя)

Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды ДО на сегодняшний день стоит особо актуально....