Игры, задания и упражнения для развития логического мышления у детей 5-7 лет.
материал (подготовительная группа)

Подборка игр и упражненеий для детей старшего дошкольного возраста на развитие логического мышления. Занимательные игры и упражнения помогут в обучений  выделять главное , обобщать и делать соответствующее умозаключения. Постепенно логические игры развивают у ребенка умение думать и рассуждать самостоятельно, что так важно для гормоничного развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_zadaniya_i_uprazhneniya_dlya_razvitiya_logicheskogo.docx24.26 КБ

Предварительный просмотр:

Игры, задания и упражнения для развития логического

 мышления у детей 5-7 лет.

Учим выделять существенные признаки предмета.

       Вы можете  научить описывать различные свойства окружающих его предметов.

Задание: попросите ребенка рассказать о следующих предметах.

Дом. – Какой он? Из чего сделан? Какого цвета? Для чего предназначен? Какого размера?

Арбуз. – Какой он? Какой у него вкус, цвет, величина? Съедобный или нет?

Тетрадь.- Какая она? Из какого материала сделана? Какого размера? Для чего предназначена? К каким предметам относится?

Автомобиль. - Какой он Из чего сделан Для чего предназначен Какого размера К какой группе предметов относится

Дерево. – Какое оно? Живое или нет ? К какой группе предметов относится? Какие листья по форме? Какого оно цвета?

Пример. Огурец – зеленый, продолговатый, твердый, съедобный: это овощ.

  Чтобы сделать занятие с ребенком более интересным, развивать не только способность описывать различные свойства предметов, речь, но и воображение, попросите ребенка придумать о данном предмете сказку или необычную фантастическую историю. Задайте ему вопрос, например о яблоке:

  1. Какое оно?
  2. В каких сказках, известных тебе, речь идет о волшебном яблоке?
  3. Расскажи одну из сказок.
  4. Попробуй придумать какую-нибудь новую сказку или историю, где речь идет также о яблоке или яблоках.

Игра «кто летает?»

       Эта игра развивает мышление ребенка, а также внимание,  умение выделять главные, существенные признаки предметов.  

       Ход игры: взрослый становится ведущим. Он говори: «Сейчас мы выясним, кто может летать, а кто не может. Я буду спрашивать, а ты сразу, без пауз, отвечай. Если назову, например, стрекозу, ты скажешь: «Летает», - и показывайте, как она это делает, разведя руки в стороны, как крылья. Если я тебя спрошу: «Поросенок летает?» - промолчите и не поднимай руки.

Итак, отвечай. Орел летает? Воробей летает? Корова летает? Змея летает?

Самолет летает? Собака летает? Змея летает? Вертолет летает? Ежик летает? Воздушный шар летает? Летучая мышь летает?» и т. д.

Игра «Кто плавает?»

       Эта игра развивает мышление  и внимание ребенка, умение выделять главные, существенные признаки предметов.  

            Ход игры: взрослый-ведущий говорит: «Сейчас мы с тобой узнаем, кто может плавать,  а кто нет. Я буду спрашивать, а ты  сразу, без паузы, отвечай. Если назову, например, лягушку, отвечай; «Плавает». Если  я тебя спрошу: «Курица  плавает? – то следует промолчать.

 Итак, отвечай: индюк плавает? Утка плавает? Крокодил плавает? Дельфин плавает? Камень плавает? Теплоход плавает? Лодка плавает? и т. д.

 

  Игра «Съедобное - несъедобное»

      Эта игра развивает мышление, внимание, умение выделять существенные признаки предметов.

      Игру можно проводить в помещение и на улице, для игры необходим мяч.

 Можно играть с одним ребенком или с группой ребят; старшие дети могут играть с младшими.

Ход игры: ведущий объясняет: « Я буду называть предметы (например, яблоко, сахар, хлеб, окно, кукла, стол, карандаш и т. д.) Если названный предмет съедобный, то вы должны  поймать брошенный мяч и передвинуться «по классам» вперед на одну клетку. Если названный предмет несъедобен, то вы должны отбить брошенный мяч, а затем также передвинутся вперед на одну клетку». Если дан неправильный ответ (мяч не пойман, хотя предмет съедобен, или пойман,  хотя предмет не съедобен), то ребенок должен остаться в прежнем классе. Классов можно нарисовать мелом до 10, если вы играете с 1-2 детьми, и 5-6, если вы играете с 4-5 детьми. Тот ребенок, который первый приходит в последний класс, становиться ведущим.

Игра  «Обобщение»

      Цель: научить ребенка обобщать.

  • Назвать группу слов общим словом: январь февраль март июнь
  • Назвать группу слов общим словом: понедельник воскресенье среда четверг
  • Назвать группу слов общим словом: стол диван кресло стул
  • Назвать группу слов общим словом: А  Б  В  С  Н
  • Назвать группу слов общим словом: Елена, Надежда, Любовь, Вера
  • Назвать группу слов общим словом: Москва, Баку, Рига, Минск
  • Назвать группу слов общим словом: морковь, свекла, лук, картофель
  • Назвать группу слов общим словом: чашка, блюдце, стакан, кастрюля.
  • Продолжи перечисления и назови группу одним общим словом: грабли, лопата,…………….
  • Продолжи перечисления и назови группу одним общим словом: стол, диван,…………….
  • Продолжи перечисления и назови группу одним общим словом: прятки, жмурки,…………….
  • Продолжи перечисления и назови группу одним общим словом: ботинки, туфли,…………….
  • Продолжи перечисления и назови группу одним общим словом: ручка, карандаш,…………….
  • Продолжи перечисления и назови группу одним общим словом: зима, осень,…………….
  • Продолжи перечисления и назови группу одним общим словом: пальто, куртка,…………….
  • Продолжи перечисления и назови группу одним общим словом: Иван, Петр,…………….
  • Продолжи перечисления и назови группу одним общим словом: Петров, Сидоров,…………….
  • Продолжи перечисления и назови группу одним общим словом: капуста, картофель,…………….
  • Продолжи перечисления и назови группу одним общим словом: апельсин, лимон,…………….
  • Продолжи перечисления и назови группу одним общим словом: коза, корова,…………….
  • Продолжи перечисления и назови группу одним общим словом: клубника, смородина,…………….
  • Продолжи перечисления и назови группу одним общим словом: заяц, волк,…………….

Игра «Верю – не верю»

    Дети-дошкольники – на удивление доверчивые создания. Все, что говорит взрослый, для них является чуть ли не аксиомой. А значит нужно учить их не воспринимать все за чистую монету.

Правила: ведущий передаёт игроку какую-то информацию, которую необходимо опровергнуть или подтвердить. Например:

«Все шарики красные».

«Зимой всегда идёт снег».

«Все птицы улетают на юг».

«Некоторые карандаши сломаны».

«Летом мы надеваем рукавицы».

«Чай всегда горячий».

«Блины нужно есть с вареньем.

Лучше подобрать такие фразы, на которые нельзя дать однозначные ответы. Факты, содержащиеся в ней, должны быть понятны ребёнку. Каждый свой ответ малышу необходимо обосновывать.

Например, фраза «сок нельзя есть ложкой» считается выдумкой, т. к. сок можно заморозить.

Игра «Ассоциация»

Ассоциативные связи у людей формируются ещё с малых лет. От них напрямую зависит тип мышления, возможности памяти. Данная игра учит детей отделять существенные и второстепенные свойства предмета.

Перед тем как играть, объясните дошкольнику задание: «Я назову тебе слова. Первое будет главным. Из остальных тебе нужно выбрать те, без которых главному слову никак не обойтись».

Примеры:

Космос (спутник, скафандр, Луна, звёзды).

Птица (крыло, дерево, весна, парк, яйца).

Река (рыба, вода, лодка, удочка, птицы, мяч).

Решение логических задач.

     Логические задачи - особый раздел по развитию словесно - логического мышления, включающий в себя целый ряд разнообразных упражнений.

1. Саша ел яблоко большое и кислое. Коля ел яблоко большое и сладкое. Что в этих яблоках одинаковое? разное?

2. Толя и Игорь рисовали. Один мальчик рисовал дом, а другой - ветку с листьями. Что рисовал Толя, если Игорь не рисовал дом?

Задачи на сравнение.

    Начинать обучение решению таких задач можно с самых простых, в которых требуется ответить на один вопрос и которые опираются на наглядные представления.

  1. Ира аккуратнее, чем Лиза. Лиза аккуратнее, чем Наташа. Кто самый аккуратный? (Ира)
  2. Когда рыжему коту легче попасть в квартиру? (Когда в квартире открыта дверь)
  3. Серый, маленький, выглядит как слон. Что за животное? (Слоненок)
  4. На какой вопрос никто не сможет ответить утвердительно? (Ты сейчас спишь?)
  5. Какого вида камни нельзя найти в океане? (Сухие)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и игровые упражнения в развитии словаря у детей раннего возраста

Одним из эффективных средств формирования словаря детей раннего  возраста в нашей работе выступают дидактические игры. Выполняя функцию средства обучения, дидактическая игра служит одним из...

Игры и игровые упражнения для развития речи у детей среднего возраста.

       Основные задачи развития речи – воспитание звуковой культуры речи, словарная работа, формирование грамматического строя речи, ее связности при построении развернутого...

Доклад на собрании» Задания и упражнения на развитие математических способностей детей».

Обучению дошкольников началам математики должно отводиться важное место. Это вызвано целым рядом причин: началом школьного обучения, обилием информации, получаемой ребенком, повышением внимания к комп...

Игры, задания и упражнения для развития памяти детей 7 лет

Игры, задания и упражнения для развития памяти детей 7 лет...