ТРЕНИНГ «Игры по развитию речи в режимных моментах в течение дня»
материал

Наталия Ивановна Павлова

Дошкольный возраст – это уникальный период в развитии ребенка, который обладает своеобразной логикой и спецификой. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. И именно игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_1.docx29.05 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад пос. Пугачевский Пугачевского района Саратовской области»

»

ТРЕНИНГ

«Игры по развитию речи  в режимных             моментах в течение дня»

Подготовила:

                                                                                                                                воспитатель: Павлова Н.И.

2021 г

Дошкольный возраст – это уникальный период в развитии ребенка, который обладает своеобразной логикой и спецификой. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. И именно игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются.

Формирование речевой деятельности представляет собой процесс взаимодействия ребенка с окружающими людьми с помощью материальных и языковых средств. Речь формируется в процессе существования ребенка в социальной среде.

Проблема развития речи является одной из актуальных. Она решается не только на занятиях, но и во всех режимных моментах.

Все мы знаем, что для полноценного развития речи наших воспитанников, мы должны постоянно с ними говорить. Одним из приемов являются речевые игры в режимных моментах. Когда все, что происходит вокруг, воспитатель, а затем, постепенно запоминая, и дети, проговаривают вслух. Давно доказано, что поэтический язык детским мозгом воспринимается намного эффективнее, чем прозаический.

Что такое режим? Это научно обоснованный распорядок жизни, предусматривающий рациональное распределение времени и последовательность различных видов деятельности и отдыха

Режимные моменты: Утренний прием детей;

  • Утренняя разминка;
  • Общее приветствие, групповой сбор;
  • Организация культурно- гигиенических навыков;
  • Подготовка к приёму пищи;
  • Приём пищи (завтрак, обед, полдник);
  • Подготовка к НОД;
  • Подготовка к прогулке, прогулка, возвращение с прогулки;
  • Подготовка ко сну, сон
  • Групповой сбор (подведение итогов деятельности за день).
  • Игровая, трудовая деятельности, индивидуальная работа с детьми.

Цели использования речевых игр в режимных моментах:

  • Вызвать и поддерживать интерес к определенному режимному моменту;
  • Создания хорошего настроения и положительного отношения к деятельности в режимных моментах;
  • Ежедневно повторяясь, приучаете организм ребенка к определенному ритму (формирование динамического стереотипа, обеспечивающему смену деятельностей (игровой, учебной, трудовой);
  • Формирование и закрепление навыков (культурно-гигиенических, самообслуживания, культуры поведения).

Таким образом, организуя режимные моменты и всю деятельность ребенка в ДОУ, необходимо стремиться к тому, чтобы содержание этой деятельности носило познавательный характер. Сегодня я предлагаю вам поговорить о работе по развитию речи не в организованных занятиях, а в повседневной жизни, т. е. в ходе режимных моментов.

Так как в дошкольном детстве ведущей деятельностью является игра, то одним из условий успешной работы по развитию речи будет использование различных игр.

Задача воспитателя заключается в том, чтобы вызвать у детей интерес к игре, подобрать такие варианты игры, где дети смогли бы активно обогатить свой словарь.

Игра в режимных моментах необходима для снижения психических и физических нагрузок. Игра развивает язык, а язык организует игру.

Во все режимные моменты включаются дидактические игры по развитию речи, занимательные, фонетические, лексические и грамматические упражнения.

Дидактическая игра развивает речь детей: пополняет и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли.

Мы знаем, как дети любят загадки, с каким восторгом они стараются их разгадать. Поэтому в игры включается множество загадок. Совсем не важно, что некоторые из них не отгадываются детьми самостоятельно. Ведь главное в загадках, то, что они развивают воображение, помогают освоить умение характеризовать кого- либо или что- либо. Формируют быструю реакцию на слово.

Утренний прием детей.

Например, утром, встретив ребят, можно проговорить утреннее приветствие:

 Здравствуй, солнце!

Здравствуй, небо!

Здравствуй, вся моя Земля!

Мы проснулись очень рано,

И приветствуем тебя!

Пришли дети в детский сад,

Здесь игрушки ждут ребят,

Ждет здесь Машу верблюжонок,

Сашу ждет большой слоненок,

Даша с мишкою играет,

Тёма Даше помогает,

Нянчит Наденька мартышку,

А Кирюша смотрит в книжку.

Детям весело в саду!

С ними я сюда приду.

Для старшего дошкольного возраста можно использовать индивидуальные беседы: «Волшебное слово», «Кто лучше знает правило дорожного движения». Индивидуальная работа. «Что означает слово «Здравствуй».

Во время утреннего приема можно поговорить о настроении ребенка, закрепить знания о семье, домашнем адресе, транспорте, работе родителей, о любимой игрушке, потренировать в произношении ласковых форм слова. И все это возможно сделать в ненавязчивом диалоге между ребенком и воспитателем. Очень детям нравятся игры с картинками.

Переоценить значение пальчиковой гимнастики достаточно сложно. Пальчиковые игры развивают ловкость, подвижность, творческие способности, внимание и скорость реакции, а веселые стишки помогают снять нервное напряжение. Дети быстрее учатся писать, лучше говорить, лучше запоминать, у них развивается координация движений, они скорее успокаиваются после стресса. Пальчиковые игры включаем в режим дня перед утренней гимнастикой, после прогулки, после дневного сна: не только ранее разученные и хорошо знакомые, но и новые.

Проведение утренней гимнастики.

На зарядку, становись!

Мы зарядкой заниматься

Начинаем по утрам.

Пусть болезни нас бояться,

Пусть они не ходят к нам.

Раз - два, Шире шаг!

Делай с нами так!

В группе нашей каждый день

Делаем зарядку,

Выполняем упражненья

Строго по порядку:

Все присели,

Дружно встали,

Повертели головой,

Потянулись, повернулись

И друг другу улыбнулись!

Организация культурно - гигиенических навыков.

Дети знают, что перед едой нужно мыть руки, но будет интереснее, если этот

процесс будет сопровождаться словами:

Мыли, мыли руки с мылом,

Мыли теплою водой,

Мыли, мыли, мыли, мыли -

Бело - набело отмыли.

Или:

Водичка, водичка, умой мое личико,

Чтобы глазки блестели, чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок.

Детям постарше можно сменить четверостишье:

Руки надо с мылом мыть,

Рукава нельзя мочить

Кто рукавчик не засучит,

Тот водички не получит.

Во время приема пищи некоторые дети часто капризничают, соответственно, нервничают. Такие шутливые потешки помогут им успокоиться и спокойно покушать:

Идет коза рогатая за малыми ребятами.

Кто кашу не ест, кто молоко не пьет –

Забодает, забодает, забодает.

Тили-час, тили-час, вот обед у нас сейчас,

Скушаем за маму ложку, скушаем за папу ложку,

За собачку и за кошку, воробей стучит в окошко,

Дайте ложечку и мне.… Вот и кончился обед.

В образовательной деятельности речевые игры, которые мы называем физкультминутки, также имеют большое значение. Как известно, внимание детей короткое, они устают от сидения, поэтому им нужно расслабляться. Дети проговаривают вместе с воспитателем, и сопровождается все это движениями.

Вот некоторые примеры физкультминуток:

Ветер дует нам в лицо - закачалось деревцо.

Ветер тише, тише, тише - деревцо все выше, выше.          

Хомка, хомка, хомячок - полосатенький бочок,

Хомка раненько стает, шейку моет, щечки трет,                             

Подметает Хомка хатку и выходит на зарядку.

Раз, два, три, четыре, пять - Хомка хочет сильным стать.

 

То прогнет, то выгнет спинку,

Ножку вытянет вперед -

Это делает зарядку

Наш Маркиз - пушистый кот.                               

Чешет он себя за ушком.

Жмурит глазки и урчит.

У Маркиза все в порядке: когти, шерсть и аппетит.

На занятиях по аппликации, рисованию, эффективно использование приема комментирования, который заключается в речевом сопровождении ребенком своих действий. Детям, которые затрудняются, педагог задает наводящие вопросы: «Что сейчас делаешь?», «Что будешь делать потом?», «Что тебе для этого необходимо взять?», «Зачем?», «Как можно исправить?»; а также учит грамотно формулировать свой вопрос к товарищу, взрослому, словесно оформить просьбу.

Речевую активность у дошкольников также развивает и занятие по конструированию, которое не только развивает мелкую моторику, но и способствует развитию планирующей функции речи, дает возможность познавать цвет, форму, величину предметов, усваивать многие правильные названия, совершенствовать восприятие пространственных отношений.

В подготовительной к школе группе на занятиях включаются элементы экспериментирования. Дети ставятся в такие условия, когда им необходимо обсудить проблему, найти решение, объяснить и доказать свой выбор. В такой ситуации ребенок использует весь свой словарный запас, старается найти правильные слова, правильно оформить сложное предложение, вступить в речевой контакт с другими детьми.

Подготовка к прогулке, прогулка, возвращение с прогулки.

Речь, во всем ее многообразии, является необходимым компонентом

общения возникновению желания активно участвовать в речевом общении. Иименно игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются.

Во время одевания на прогулку можно использовать такуюречевую игру:

Раз, два, три, четыре, пять, собираемся гулять.

Если хочешь прогуляться, нужно быстро одеваться,

Дверцу шкафа открывай, и одежду доставай.

Собери носок в гармошку, и надень его на ножку.

Ты другой носок возьми, точно так же натяни.

А теперь скорей вставай и штанишки надевай.

Посмотри, на улице стало холодать.

Пришло время кофточку деткам надевать.

Тушки – тутушки, где твои ушки?

Ушки в шапке, не достанут лапки

Чтобы ушки не болели, быстро шапочку надели.

А потом и куртку.

Так, во время одевания или раздевания детей, воспитатель разговаривает с ними о том, что они надевают или снимают, какого цвета одежда, из какого материала она сшита и т. д.

Прогулки вызывают эмоциональную и речевую активность детей. На

прогулке, кроме заранее запланированных игр, необходимо включать игры,

способствующие расширению словарного запаса детей, их умению

правильно строить предложения, развитию фонематического слуха,

восполнению некоторых пробелов, трудностей, имеющихся у ребенка.

Например: «Какое дерево я загадала? Название этого дерева начинается созвука «с», а заканчивается на звук «а», «Подбери «родные» слова к слову

«снег» (снежинки, снеговик, снегурочка). Дети любят задания

соревновательного характера: «Найди на участке предметы на определенный

звук», «Кто больше назовет прилагательных к слову «горка» (трава, березка,

дом, небо); «На что похожа тучка?», «Кто самый внимательный?», « Кто

первым назовет слово на данный звук, или составит предложение». На

прогулке дети с удовольствием играют, сопровождая игру речью.

Важно разнообразить прогулку.

Стучат колеса: тук-тук-тук,

И под веселый этот стук

Мы едем к бабушке своей, везем подарочки мы ей.

Бабуля выйдет на порог и вкусный вынесет пирог.

Расцвели в саду цветы небывалой красоты.

К солнцу тянутся цветочки, пять волшебных лепесточков.

На ладонь посадим птичку, кормим милую синичку.

Птичка зернышки клюет, деткам песенку поет:

«Тень-тень потетень, я летала целый день».

Ждут синичку пять птенцов - голосистых молодцов.

Детки в гнездышке сидят и, конечно, есть хотят.

Поскорей, поскорей прилетай к нам воробей!

Тебе на дорожке мы насыплем крошки.

Прыг-прыг-прыг, чик-чирик.

Воробей наш не велик.

Прыгает, летает, устали не знает.

Подготовка ко сну, сон.

Лучше, чтобы период подготовки ко сну был спокойным, уравновешенным. Детям не рекомендуется отвлекаться шумными играми, эмоциональными разговорами. При раздевании воспитатель формирует бережное отношение к вещам, аккуратность. Обстановка в спальне должна быть спокойной и расслабляющей. Нужный настрой, положительное отношение к дневному сну помогут создать нежная колыбельная песня, народные потешки иприговорки. Необходимо проверить: удобно ли дети расположились в своих кроватях, а еще лучше подойти к каждому, поправить одеяло, погладить по голове и пожелать спокойного сна. Так вы покажете ребенку свою любовь и заботу, создадите умиротворенное настроение, способствующее хорошему сну.

Дневной сон

Тишина у пруда,

Не колышется вода.

Не шумят камыши,

Засыпают малыши.

Подъем после сна, водные процедуры, закаливающие мероприятия. Игры, самостоятельная деятельность детей

Каждому ребенку минутки – пробудкиподнимют настроение:

Светит полная луна - за волной бежит волна,

Ветер веет на просторе, и всю ночь волнует море...

Волн спокойных мерный шум усыпляет праздный ум...

Но так долго вредно спать - нам давно пора вставать.

Дети просыпаются.

Солнце уж не спит давно,

Смотрит к нам оно в окно.

Хорошо Вам отдыхать,

Но пора уже вставать.

Тихо- тихо колокольчик позвени,

Всех мальчишек и девчонок разбуди.

Все проснулись, потянулись.

И друг другу улыбнулись.

В перерыве между занятиями, или после сна можно использовать и другие игры.

«Разговор красок» Поднести цветные карандаши к уху. Наши цветные карандаши заговорили. Угадайте, что они мне рассказали. Дети выбирают себе карандаши. У взрослого красный карандаш - КРАСНЫЙ – мак, флаг, помидор. Дальше по образцу рассказывают дети. Взрослый следит за правильностью ответов.

«Дикие и домашние животные» - детям предлагается закончить предложения названиями детёнышей. У волчицы появились, у медведицы родились, у белки родились, и т. д.

Всеми любимая игра «Чудесный мешочек». С закрытыми глазами дети нащупывают предмет, затем предлагаю вынуть предмет из мешочка и составить рассказ:  (Из чего сделано? Где растёт? Для чего применяют? Какую пользу приносит?

Так же детям нравятся игры «Добавлялки»

Ра-Ра – Ра - начинается … (игра)

Ры-ры-ры – у мальчиков… (шары)

Ри-ри-ри - на ветках… (снегири)

Ло-ло-ло – на улице… (тепло)

«Ловушка.  Взрослый предлагает детям «открыть ловушки», т.е. поставить руки параллельно друг другу, расправив свои ладошки, которые и есть «ловушки». Ведущий дает задание детям: если в слове услышите заданный звук, то «ловушки» нужно захлопнуть, т.е. хлопнуть в ладоши. Слова подбираются в зависимости от темы занятия по развитию речи.

Организуя режимные моменты, воспитатель должен создавать доброжелательную атмосферу сотрудничества, учитывая индивидуальные особенности каждого: не торопить медлительного ребенка, не предлагать непосильные для малыша действия, не выполнять за него то, что он может сделать сам. Если организация и проведение режимных моментов происходит в игре, дети с большим удовольствием откликаются на предложения воспитателя, учатся новому и закрепляют полученные ранее знания и навыки без напряжения и стресса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Словарный тренинг как форма развития речи дошкольника"

Занятия в форме словарного тренинга решают все задачи развития речи в комплексе....

Речевой тренинг как средство развития речи старших дошкольников

В статье приведены примеры речевых тренингов. Дано обоснование необходимости их внедрения в педагогический процесс....

Семинар - тренинг для педагогов "Развитие речи дошкольников"

Развитие речи самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом.В методике принято выделять следующие средства речевого развития детей:·...

РОЛЬ ИГРЫ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ В ИГРЕ

   В младшем дошкольном возрасте наступает качественно новый этап освоения речи. Мотивом активного овладения речи выступают растущие потребности дошкольника узнать, рассказать и возде...

Речевой тренинг для воспитателей "Волшебный мир слов" Игры для развития речи и мышления дошкольников.

Развитие речи теснейшим образом связано с формированием мышления. А как известно, мышление неотделимо от речи, поэтому развитию речи детей должно постоянно сопутствовать овладение мысли...

Методическое объединение "Игра как приоритетное средство развитие речи дошкольников" Мастер-класс "Дидактические игры по развитию речи"

К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету&raqu...

Статья "Роль игры в развитии речи детей старшего дошкольного возраста:приемы,методы развития речи в игре"

В статье  раскрываются методы и приемы,которые можно использовать в работе по развитию речи детей с помощью игры...