Образовательный проект для детей 5 – 6 лет познавательно-творческого характера «УДИВИТЕЛЬНАЯ НИТЬ»
методическая разработка (старшая группа)

Зайцева Лилия Анатольевна

Развитие ихудожественно-творческих и познавательных способностей детей в процессе ознакомления и работы с нитками разного происхождения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon udivitelnaya_nit.doc658.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение «Детский сад № 55 общеразвивающего вида г. Владивостока»

Образовательный проект

для детей 5 – 6 лет познавательно-творческого характера

«УДИВИТЕЛЬНАЯ НИТЬ»

                

                

Автор проекта: Зайцева Лилия Анатольевна, воспитатель                                                         

2020

               

                           

СОДЕРЖАНИЕ

1. Паспорт проекта……..…………………………………………………………..3

2. Структура проекта…………………………………………………………….4-5

3. Этапы проекта…………………………………………………………………6-7

4. Перспективно-тематический план реализации проекта……………………8-9

Литература  ………………………………………………………………………10

Приложения:

      -   презентация «Как и когда возникли нитки»

  • сказки и стихи про нитки;
  • пальчиковая гимнастика с нитками;
  • электронный каталог поделок из ниток;
  • выставка семейных елочных игрушек из ниток;
  • волонтерская акция «Подвесной модуль в детский дом»;
  • детские работы на выставки и конкурсы;
  • фотоматериалы.

1. ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Название проекта

«Удивительная нить»

Девиз проекта

Нитки есть любого цвета.

Люди любят нас за это.

Всё, что носят все вокруг –

Это дело наших рук!

Вид проекта:

       -    по срокам  

среднесрочный

апрель – май 2020 года

  • по составу участников   

групповой

  • по типажу

познавательно - творческий

Автор

Зайцева Лилия Анатольевна, воспитатель

Участники проекта

воспитанники старшей группы, педагоги, старший воспитатель, родители (законные представители)

Целевая аудитория

5-6 лет

Масштаб

в условиях дошкольного учреждения

Правовая основа

Проект реализуется в рамках реализации плана работы  МБДОУ «Детский сад                  № 55» на 2019-2020 учебный год

2. СТРУКТУРА ПРОЕКТА

                                                                               

Актуальность проекта. Когда появляется на свет человек, первое, с чем он соприкасается - ткань. Пеленка, распашонка, одеяльце, шапочка. Всё соткано, связано, сшито из разных ниток. Наверное, каждый из нас хоть раз задумывался о происхождении ниток: почему они так называются, кто и когда придумал этот незаменимый материал, что из каких ниток можно сделать?

        В ходе работы над   образовательным проектом попробуем с детьми найти ответы, на возникающие вопросы.    

Выявление проблемы. У большинства детей недостаточно сформированы:

  • понятия о нитках и тканях;
  • знания об их возникновении;
  • технические приемы работы разными нитками и в сочетании с материалами изодеятельности;
  • познавательные процессы и функции: речь, восприятие, воображение, представление, усидчивость и аккуратность.

Цель проекта: Развитие художественно-творческих и познавательных способностей детей в процессе ознакомления и работы с нитками разного происхождения.

Задачи проекта

Образовательная: Расширить и углубить представление детей о роли нитки в жизни человека. Познакомить детей с историей возникновения ниток. Закрепить знания детей об особенностях производства разных нитей. Учить приёмам и способам работы с разными нитками в сочетании с пластилином, бумагой, картоном, пуговицами и т.п.). Совершенствовать навыки работы с приемами изодеятельности.

Воспитательная: Воспитывать уважение к труду людей, изготавливающих нити и изделия из них; усидчивость и желание оказывать помощь друг другу; аккуратность.

Развивающая: Обеспечивать условия для развития фантазии, внимания, глазомера, творческие способности.  Дать возможность детям почувствовать себя исследователями.

Гипотеза образовательного проекта. В результате целенаправленной и системной работы с детьми дошкольного возраста по теме: «Удивительная нить» возможно, у детей будут сформированы простейшие представления об истории возникновения ниток и их предназначении для человека, разовьётся моторика, речь, творческое воображение, раскроются артистические данные.

Принципы реализации проекта:        

        1. Доступность:

  • учет возрастных особенностей детей;
  • адаптированность материала.

        2. Систематичность и последовательность:

  • постепенная подача материала от простого к сложному;
  • частое повторение усвоенных знаний, правил и норм.

        

      3. Наглядность и занимательность:

  • предлагаемый материал должен быть понятным, нести занимательное начало, быть игровым или с элементами игры, сюрприза

        4. Динамичность: Интеграция проекта в разные виды деятельности.

        5. Дифференциация: Создание благоприятной (специальной) среды для усвоения предложенного к изучению материала каждым ребёнком.

Особенности проектного метода при работе с дошкольниками: Основной целью проектного метода является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

       

3. ЭТАПЫ ПРОЕКТА

Направление деятельности

Содержание

I этап – подготовительный

 (информационно-аналитический)

Задача: Сбор и анализ информации

  1. Подбор и изучение литературы (периодических изданий) по вопросам проектной деятельности с составлением картотеки.
  2. Сбор материала по теме проекта.
  3. Изучение передового педагогического опыта работы по развитию представлений детей о нитках и тканях.
  4. Консультирование со старшим воспитателям по вопросам проектной деятельности.

(методическое обеспечение проекта)

Задача: Оптимизация проектирования воспитательно-образовательного процесса

  1. Составить перспективно-тематический план по теме проекта «Удивительная нить»
  2. Разработка цикла режимных моментов (выставок, досугов) в рамках проектной деятельности.
  3. Подборка художественной литературы, демонстрационного материала по  теме проекта.

II этап – основной

Работа с детьми

Задачи:

  1. Формировать у детей  простейшие представления об истории возникновения нитки  и ее значении для человека.
  2. Развитие у детей речи, мелкой моторики, любознательности, творческого воображения и активности; снижение                   скованности через театрали- зованную деятельность.
  3. Зарождать в детях основы художественного вкуса и знакомить с разными стилями одежды.

  1. Проведение педагогического мониторинга через беседы, наблюдения, игру, с целью выяснения знаний по разделам программы.
  2. Создание ситуации вовлечения детей в обсуждение.
  3. Реализация цикла режимных моментов.
  4. Создание условий для творческой деятельности детей, благоприятного настроя на самостоятельную работу (при необходимости оказание помощи).
  5. Создание условий для самостоятельной работы детей в уголке изодеятельности.

6. Создание условий для развития творческих способностей, обогащения словарного запаса и сценической речи детей.

Работа с родителями (законными представителями)

Задача: Вовлечение родителей в проектную деятельность.

  1. Подготовка консультативного материала для родителей (законных представителей).
  2. Привлечение родителей (законных представителей) к совместной с детьми деятельности (сбор материала для своего ребенка).
  3. Участие в выставке семейных поделок «Чудесные поделки из ниток»

III этап –  заключительный

Фотоотчёт

Задача: Демонстрация опыта работы.

  Итоги образовательного проекта оформить в виде слайдовой презентации с фотоматериалами, материал представить в методический кабинет ДОУ.

Ресурсы Проекта:

  1. Кадровые: Педагоги, старший воспитатель, младший воспитатель группы, родители воспитанников.
  2. Материально–технические: Групповое помещение, музыкальный зал детского сада, мультипроектор (телевизор), ноутбук.
  3. Финансовые: Средне затратный проект.

Ожидаемый результат Проекта: 

  1. Для педагогов:
  • освоение проектного метода;
  • повышение уровня педагогической компетентности, профессиональный рост;
  • повышение качества работы с детьми через использование различных видов деятельности.
  1. Для детей:
  • будут иметь представление о нитках, тканях и уметь объяснить их для человека значение другим;
  • приобретут практические умения в изготовлении поделок из ниток разными способами изодеятельности;
  • сформируются простейшие представления об окружающем нас мире предметов.
  • повысится познавательно-исследовательский интерес.

  1. Для родителей (законных представителей): Партнерские отношения родителей и педагогов в совместной организации жизни группы.

Перспективно-тематический план реализации проекта «Волшебные клубочки»

Общая тема

Срок реализации

Вид деятельности

Продукт детской деятельности

с детьми

с родителями

(законными представителями)

Изготовление пособий (наглядного материала…)

«УДИВИТЕЛЬНАЯ НИТЬ»

апрель 2020

  2019  года

Чтение художественной литературы:  

  • К. Ушинский «Как рубашка в поле выросла»;
  • Братья Гримм «Три пряхи»;
  • пословицы;
  • загадки.

Дидактические игры:

  • «Правильно и быстро» (научить детей сматывать нитки в клубок);
  • «Словообразования» (нить может быть - швейная, вязальная, штопальная…)

НОД:

-выкладывание из ниток по шаблону «Весенние цветы»

- «Что такое нитка и для чего она нужна» (познавательное развитие)

Организовать сбор разных ниток

Подготовить:

Папку – передвижку на тему: «Невозможна жизнь без ниток»

Подготовить презентацию для детей «Как и когда возникли нитки»

Собрать коллекцию ниток и оформить в коробке.

Игры:

  • «Лазерный лабиринт»;
  • «Человек Паук»
  • «Укротитель ниток»

Рисование с помощью ниток:

- цветы;

- волны;

- облака.

Общая тема

Срок реализации

Вид деятельности

Продукт детской деятельности

с детьми

с родителями

Изготовление пособий (наглядного материала…)

«УДИВИТЕЛЬНАЯ НИТЬ»

Май 2020

Используемая литература:  

- А.Науменко «Сказка про нитку и иголку»;

- А.Барто «Вязание»

Дидактические игры:

- «Что из каких ниток»,

- «Чудесный мешочек»,                                          - «Словообразования»

НОД:

- «-Праздничный салют»(аппликация)

Выставка работ «Раз петелька, два петелька» (изделия взрослых своими руками)

Электронный каталог

«Поделки с детьми из ниток»

  «Радуга – дуга»

«По замыслу» (вышивание по картону + аппликация) – индивидуальная работа.

Литература.

В.Преображенская «Поделки из ниток и пуговиц, бусин»

Л.Бурундукова «Волшебная изонить»

Н.В.Величко «Поделки из ниток»

И.В.Новикова «Фигурки и игрушки  из ниток и пряжи»

Т.И.Прохорова «Новые технии работы с шерстяными нитками»          (мастер-класс)

Энциклопедия «Я познаю мир»

Приложение.

Игры с веревками – Лазерный лабиринт

Возьмите клубок шерстяных ниток, лучше ярких, и натяните нити в комнате между всеми элементами: стульями, столом, диваном, шкафом. У вас получится вид лазерной сигнализации в квартире или лазерный лабиринт. Суть игры: ребенок должен пройти лабиринт, не задевая «лазерные лучи». Детская игра способствует развитию координации и ловкости.

Игры с веревками – Человек Паук

Предложите ребенку поиграть в Человека Паука и сплести паутину на ножках стула. Пару часов свободного времени и тишины вам обеспечены.

«Укротитель ниток»

Эту игру можно предложить детям от 3 до 6 лет.

Однако ее изготовлению нужно уделить чуточку времени. Возьмите пластмассовый шарик, который обычно используют для наполнения сухих бассейнов. Сделайте в нём небольшое отверстие;  как правило, в мячиках есть отверстие, его можно лишь немного увеличить. И еще вам понадобится бельевая веревка диаметром от 2 мм. и длиной 2-3 метра. Один конец шнура продеть в сделанное отверстие в мячике. Если веревочка будет выпадать, следует сделать сквозное отверстие и закрепить при помощи узла.

Игрушка готова, можно приступать к игре. Ребёнку даёте шарик с размотанной нитью. Задача малыша — намотать шнурок на мячик таким образом, чтобы он не соскочил. Для одного ребенка – это игрушка головоломка. А если вы сделаете 2 игрушки, то можете устраивать соревнования между детками. Эта игра помогает развивать мелкую моторику пальцев и развивает координацию.

Знакомство с терминами.

Прялка и веретено.
Одеждой первобытных людей служили шкуры. Потом люди научились стричь животных и прясть длинные нити, закручивая волоски шерсти инструментами, которые некоторые народы используют еще сегодня: прялкой и веретеном.
Нить наматывалась на веретено, которое имело острый конец. Вскоре были изобретены станки, чтобы переплетать нити между собой. На больших станках в Средней Азии до сих пор ткут ковры из шерсти и шёлка, применяя технику ткачества прошедших веков.
Лён и хлопок.
Лён и хлопок — растительного происхождения. Лён с голубыми цветками умели выращивать уже в древние времена. Из льняной ткани были сшиты одежды египтян. Хлопок стал известен намного позже. Впервые он был выращен в Индии и распространился в Европе лишь после открытия Америки. Это растение с белыми цветами культивируется на огромных площадях земли.
Китайский шёлк.
Шёлковая нить, тонкая и прочная, получена из гусеницы шелкопряда. Нить свёрнута в форме яйца внутри личинки гусеницы, из которой рождается бабочка.
Шёлк появился в Европе в средние века.
Китайцы долго хранили секрет получения шёлка, угрожая смертью тому, кто раскроет его. Легенда гласит, что итальянский монах, на обратном пути из Китая, спрятал несколько личинок в палке, которая служила ему опорой в дороге.
Синтетические ткани.
Не имеют ни растительного, ни животного происхождения. Их производят из химических волокон.

Знаете ли вы, что: 1. Раньше пряли с веретеном, затем с барабаном. Ныне существуют очень быстрые прялки. Шерсть скручивается в бобины и клубки. 2. Чесание шерсти: волоски шерсти прочёсываются чесалками с острыми зубцами. Когда волоски почёсаны, они готовы к следующему этапу. 3. Нитки окрашивались. Раньше использовали сок овощей, сейчас — химические красители. 4. Раньше станки управлялись вручную. В 1808 году Жаккаром был изобретен новый станок, который справлялся с различными операциями автоматически. 5. Сказка «Спящая красавица» рассказывает историю принцессы, которой злая фея напорочила смерть от укола веретеном. Оживить её мог только поцелуй принца.

Не губи ты жизнь бездельем –
Занимайся рукодельем!
Шей, вяжи – не унывай,
Или гладью вышивай.
Вот иголки, нитки, пяльца
Для проворных наших пальцев.

Ткани, ленточки, кайма –
Закружилась голова!
То, что любим — вышиваем,
Всё прилежно оформляем.
Результат – на радость нам,
Нашим близким и друзьям.
А закончена работа,
Тут уж новая забота
Вновь сюжеты выбирать.
Шить, вязать иль вышивать…  А.Волкова

«Игра с ниткой».

(пальчивовая гимнастика)

Разотру я нитку сильно,

На каждый пальчик накручу.

Раскручу я нитку снова,

Никого не обойду.

Потяну я нитку сильно,

Ох, и крепкая она!

Покручу я руку вправо,

Влево нитку раскручу

И прижму руки к плечу.

Плечи нежно разомну.

      Не забуду щечки, ушки,

      Пройдусь руками по макушке

И спрячу ниточку в ракушке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия непрерывной образовательной деятельности на развитие познавательно-творческих способностей с использованием современных игровых технологий "Блоки Дьеныша", палочки Кюизенера. "В гостях у сказки" по сказкам К.И.Чуковского

В данном конспекте  "В гостях у сказки" по сказкам К.И.Чуковского, занятие раскрывает несколько задач: образовательные, развивающие, воспитательные. Занятие знакомит со сказками Корнея Ивановича ...

Образовательный проект познавательно - творческого характера "Неожиданный мир произведений К.И. Чуковского"

Формирование интереса и потребности в  постоянном чтении  произведений, знакомство с литературным творчеством детского писателя К.И.Чуковского...

Образовательный проект познавательно – творческого характера «Кукла – оберег для мамочек» в средней группе общеразвивающей направленности (4 – 5 лет)

Что такое кукла - оберег? Это тряпичная кукла, которая сделана не только с душой, но и с особым трепетом и смыслом. В нее вкладывалось моральные и нравстренные понятия: доброта, любовь, забота....

Образовательный проект в старшей группе, познавательно – творческого характера «Мамочка любимая, самая красивая»

Данный проект направлен на приобщение детей к общечеловеческим ценностям, любви к самому близкому и родному человеку – маме, через интегрированный подход образовательных областей.Вид проекта: по...

Краткосрочный познавательно-творческий мини-проект "Удивительный мир насекомых"

Данный проект будет полезен для педагогов средней группы...

Краткосрочный познавательно – творческий мини-проект «Удивительный мир насекомых»

В дошкольном возрасте дети активно познают окружающий мир. Их очень увлекает все, что происходит вокруг нас.  Знания которые имеют дети, недостаточны, чтобы делать правильные выводы, объяснять св...