Театрализованная деятельность как средство приобщения детей к художественной литературе
статья

Светлана Валерьевна Мошкова

Статья о значении театральной деятельности в приобщении дошкольников к художественной литературе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_k_konferentsii_v_biblioteke.docx28.83 КБ

Предварительный просмотр:

Театрализованная деятельность как средство приобщения детей к художественной литературе

Мошкова С.В.

старший воспитатель

«Книги — корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению»

Книга сейчас нередко заменяется телевизором, компьютером, общением в Сети. В то же время не стоит забывать, что развитие интереса и любви к книге у дошкольников формирует их мировоззрение, интеллект, внимание к окружающему миру. Можно сказать смело: какие книги читает ребенок с самых ранних лет - таким человеком он и станет.

Давно известно,что читательский опыт начинает закладываться в детстве. Это возраст, в котором наиболее ярко проявляется способность слухом, зрением,осязанием, воображением воспринимать художественное произведение;искренне,от полноты души сострадать,возмущаться ,радоваться. Однако чуткость к прочитанному сама по себе не возникает.Она зависит от того,что именно,как часто и каким образом читают детям.
Входя в жизнь человека в раннем детстве, литература постепенно создает круг его нравственных суждений и представлений. Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Огромно и ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение, т.к., расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на его личность, развивает умение тонко чувствовать образность и ритм родной речи.

Книга должна как можно раньше войти в мир ребенка, обогащать его мир, делать его интересным, полным необычных открытий. Всё последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на тот фундамент, который закладывается в дошкольном возрасте.

Для того, чтобы появился у ребенка интерес к чтению необходимо дать ему услышать прочувствовать и пережить литературное произведение. Всем известно, что ведущий вид деятельности дошкольников это игра, поэтому самый простой способ дать детям возможность прожить «книжную историю» это проиграть её. Поэтому театрализованная деятельность в детском саду имеет немаловажное значение по приобщению дошкольника к художественной литературе.

Театрализованная игра – важнейшее средство развития у детей  эмпатии , то есть способности распознать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, , умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия. Овладение этими средствами выразительности говорит о подготовленности детей к театрализованой игре, об уровне общекультурного развития, на основе которого облегчается понимание художественного произведения, возникает отклик на него.

Тематика и содержание театрализованной игры имеет нравственную направленность, которая заключается в каждой сказке,литературном произведении и должна найти место в импровизированных постановках .Это дружба, отзывчивость, доброта,честность, смелость. Персонажи литературных героев становятся образами для подражания.С удовольствием,перевоплощаясь в полюбившийся образ, ребенок принимает и присваивает свойственные ему черты. Таким образом образы, поступки  персоонажей литературных произведений позволяют формировать опыт нравственного поведения,умения поступать в соответствии с нравственными нормами.

Воспитательные возможности театрализованных игр усиливаются тем, что их тематика практически неограничена. Она может удовлетворять разносторонние интересы детей : литературные музыкальные.Разнообразие тематики, средств изображения,эмоциональных театрализованных игр дают возможность использовать их в целях всестороннего развития дошкольника.

Так , как произведения литературы способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка. В рассказах дети познают лаконизм и точность языка; в стихах – музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; в сказках – меткость, выразительность. Из книги ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой.  Владение языковыми и изобразительно-выразительными средствами  служит развитию художественного восприятия литературных произведений.

Именно поэтому можно определить задачи привития    интереса дошкольников к художественной литературе, через театрализованную деятельность.

Задачи:

  1. Развивать интерес детей к художественной литературе путём вовлечения их в театрализацию, желание попробовать себя в разных ролях.
  2. Формирование умения связно, последовательно и выразительно передавать небольшие произведения детской художественной литературы.
  3. Воспитывать у детей чуткость к художественному слову.
  4.  Создать условия, для развития театрализованных игр дошкольников, в которых нашли бы свое применение чувства ребенка, испытанные им во время чтения русских народных сказок, потешек , былин.
  5. Формировать нравственные качества личности дошкольников, такие как доброта, сострадание, внимательность, сопереживание, ответственность, уважение к старшим.

Восприятие художественной литературы, через театрально речевую деятельность будет познавательно интересной если дети в ходе её:

- думают (анализируют, сравнивают, доказывают)

- удивляются (радуются успехам, новизне)

- фантазируют (предвосхищают события, создают новые образы и ситуации).

Для реализации поставленной цели необходимы следующие этапы работы:

  • Последовательное знакомство с видами театра;
  • Поэтапное освоение детьми видов творчества по возрастным группам; совершенствование артистических навыков;
  • Работа над речью и интонацией;
  • Коллективные взаимодействия; умение сочувствовать, сопереживать.

Практическая работа в нашем учреждении осуществляется по трем направлениям:

1.Пространственно- развивающая среда (театральный центр в каждой  группе).

Первое направление – формирование развивающей среды: создание театрального уголка в группе, включающего в себя:  

  • настольный театр

  театр резиновой игрушки

  театр мягкой игрушки

  плоскостной театр

  пальчиковый театр

  костюмы

  декорации

Второе направление – это работа с детьми: творческая деятельность детей, как совместная с воспитателем, так и самостоятельная. При работе с детьми используются следующие методы:  

  • сочинение сказок,

  сопровождение движений кукол песенкой, интерес и желание танцевать.

авторские сказки

Третье направление - работа с родителями и специалистами ДОУ. Она включает в себя:  совместное посещение театров семьями;

  выставка театров разного вида;

  создание выставок игрушек сделанных своими руками;

  конкурс афиш, пригласительных билетов;

  совместное выступление детей и их родителей;

  выступление театральной студии детей старшего дошкольного возраста

Развитие ребенка в театральной деятельности.

Для развития театральной деятельности в учреждении созданы следующие  условия:

  • имеются различные виды театров: теневой, фланелеграф, кукольный, пальчиковый, игрушек, настольный, перчаточный;  костюмы и маски для игр драматизаций;

  ширма;

  набор декораций;

  аудиотека классической и релаксационной музыки, «звуков природы»

Для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности практикуется выразительное чтение и рассказывание детей на занятиях, развлечениях, праздничных утренниках. Через работу по этюдам развивается способность свободно и раскрепощено держаться при выступлении перед сверстниками и взрослыми. Для этого проводятся мини спектакли в детском саду, танцевальные импровизации под музыку, побуждаем детей к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонаций, учим различать, называть и передавать настроение, переживание, эмоциональное состояние персонажей. Рассказываем детям о театральных жанрах - драматическом, музыкальном, кукольном, театре зверей, клоунаде. В процессе непосредственной образовательной деятельности, при пересказе художественного произведения используем показ настольного, пальчикового и др. театров. В играх – драматизациях, в процессе обучения, в организации сюжетно – ролевых игр решаются задачи взаимодействия театрализованной деятельности и других видов деятельности педагогического процесса. Дети привлекаются к изготовлению атрибутов, элементов декораций, костюмов, масок.

Таким образом, можно сделать вывод: все вышесказанное дает основание утверждать, что влияние театрализованной деятельности способствует развитию речи детей и приобщает детей к художественной литературе.

В результате работы  нашего детского сада разработана  система по приобщению детей к книге, нам удалось познакомить детей с различными жанрами художественной литературы. Они хорошо ориентируются в сказках, легко называют название сказок, рассказов, могут интонационно, выразительно прочитать продекламировать небольшой текст. Дети охотно составляют свои сказки, осознано рисуют сказочных героев, стали пользоваться театральной атрибутикой, выступают в роли режиссера. Наблюдая за детьми, педагоги  сделали вывод, что ребята стали добрее, сострадательнее, внимательнее, ответственнее. У детей формируется позитивное отношение к окружающему миру, другим людям. Наши воспитанники стали чаще обращаться к потешкам, басням, шуткам, сказкам, стихотворениям, в том числе побуждающим к диалогу. Эта работа по театрализованной деятельности помогает  нам наладить тесный контакт с семьями воспитанников.

Используемая литература: 

1.  Ерофеева Т.И. Игра-драматизация// Воспитание детей в игре. - М., 1994.

2. Козлова С.А. Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М.: Академия, 2000.

3. Мигунова Е.В. «Театральная педагогика в детском саду» .-М., Творческий центр, 2009.

4.Михайлова А.Я. «Театр в эстетическом воспитании дошкольников» Москва2006.

 5.  Петрова Т.И. Театрализованные игры в детском саду.-М., 2000.

6. Шурочкина И.С. «Использование средств театрализованной деятельности в работе с детьми» / «Справочник старшего воспитателя»№3-2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка Приобщение детей к художественной литературе средствами театра

Перспективное планирование на тему: "Приобщение детей к художественной литературе средствами театра"...

Театрализованная деятельность, как средство приобщения детей к художественному слову

Речь, во всём её многообразии, является необходимым компонентом общения, в процессе которого она, собственно, и формируется. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников ...

Проект для детей раннего возраста "Книжка - игрушка как средство приобщения детей к художественной литературе"

Проект для детей раннего возраста.Цель проекта приобщить детей с раннего возраста к художественной литературе, используя книжки -игрушки...

Театрализованная деятельность, как средство приобщения к художественной литературе дошкольника

Интересная статья, о том как легко и просто привить желание слушать, а в последствии и читать художественную литературу ребенку....

Театрализованная деятельность как средство приобщения дошкольников к художественной литературе.

Организация театрализованной деятельности и основные направления развития театрализованной игры с детьми младшего дошкольного возраста....

Проект "Поэзия С. Я. Маршака" Театральные постановки как средство приобщения детей к художественной литературе.

Данный проект посвящён 135  - летию со дня рождения Самуила Яковлевича Маршака и разработан для детей старшей и подготовительной группы. Проект направлен на формирование у детей познавательного и...