Опыт работы музыкального руководителя на тему: "Музыка глазами детей"
методическая разработка

Бекетова Анна Анатольевна

Опыт будет полезен музыкальным руководителям, воспитателям дошкольных учреждений

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Опыт работы музыкального руководителя МБДОУ детский сад «Снегурочка» № 20 г. Охи Бекетовой А.А.

на тему: «Музыка глазами детей»

Актуальность:

В настоящее время в отечественном образовании возникла реальная потребность научить детей дошкольного возраста:
• адекватно воспринимать визуальный мир информации;
• ориентироваться в окружающем предметном мире и мире природы;
• осознавать и осваивать окружающий мир избирательно, уметь адаптировать его к себе;
• общаться с искусством, активно проявлять себя в творчестве, создавать свою предметно-пространственную среду.
        Дошкольный возраст – первоначальная ступень, на которой происходит знакомство ребенка с элементарными основами музыкального искусства, начинает формироваться его личностное отношение  к музыкальным образам, закладываются предпосылки  музыкального вкуса.

       Основная задача  педагога – приобщить ребенка к прекрасному миру музыки, научить понимать этот мир и наслаждаться им.       В детском саду ребенок получает и постепенно накапливает тот эмоциональный  опыт, который  позволяет ему  ориентироваться в восприятии музыкальных произведений, получает первые нравственно-эстетические представления  об окружающем, об отношениях  между людьми. Благодаря этому опыту у ребенка формируются способности к  эмоциональному сопереживанию, одобрению прекрасного и неприятию безобразного  в жизни и  искусстве, начинают формироваться первые нравственно - эстетические  понятия, ценностные ориентации.

      Но, к сожалению, педагогические исследования показывают, что главная проблема образования — потеря живости, притягательности процесса познания,  меньше  внимания уделяется приобщению ребёнка к миру искусства. Ребёнок исследователь по своей природе и задача взрослых создать условия для развития и формирования лучших качеств личности.

Искусство – важнейший компонент духовной культуры, который включает в себя литературу, живопись, музыку, театр. Все эти виды связаны и переплетаются между собой особыми узами, глубоко внутренними, имея под собой одну и ту же основу – многообразные проявления природы. Для того чтобы формировать у детей целостную картину мира, необходимо максимально синтезировать виды искусства, которые позволяют «озвучить» и «оживить» картину, музыку, пробудить целую гамму чувств и ассоциаций.

В настоящее время многие современные дети растут на примитивных музыкальных «шедеврах», построенных на бешеных ритмах, несвязанных звуках и какофонии электронных звуков. Это создает атмосферу духовной бедности и художественной серости и не способствует гармоничному и нравственному развитию. Поэтому уже в дошкольном возрасте важно развивать целостное художественно-эстетическое восприятие мира.

Низкокачественная музыкальная продукция насаждается и заполняет эфир средств массовой информации. Эта музыка способствует развитию дурного вкуса у подрастающего поколения, что ведет к искаженному представлению о музыкальном наследии и музыкальной культуре общества в целом.

Меня как современного музыкального руководителя всегда волновал вопрос о том, как познакомить детей с «полезной» классической музыкой и увлечь их в её прекрасный мир – живой, откровенный, чистый.

Я предположила, что недостаточный интерес детей к музыкальной деятельности нуждается в дополнительных приёмах. И стала работать в этом направлении, отбирая необычные и яркие формы знакомства дошкольников с классикой.

В комплексе с методом символизации, принципами К.Орфа «Шульверк», формами работы пластической школы Э.Жак-Далькроза, с учётом целевых ориентиров ФГОС и традиционных особенностей работы по разделу «Слушание музыки», сложился мой собственный авторский метод активного слушания музыки.

Через музыку и рисование можно дать детям нравственные понятия: доброта, отзывчивость, сопереживание, чувство прекрасного. Музыка, воплощенная в рисунках, гораздо лучше осмысливается и запоминается. Дети очень эмоционально на нее откликаются и безошибочно узнают даже через некоторое время. Рисунок помогает детям лучше понять и представить музыкальный образ, содержание музыкального произведения.

Совместно с воспитателями средней группы «Сказка» мы постарались как можно ближе синтезировать музыку и живопись в данном проекте, «увидеть» музыку или услышать «картину» для того, чтобы формировать у детей полное представление мира. Так как эти виды искусства взаимосвязаны и вытекают одно из другого.

Исследования в области социологии, психологии, медицины, педагогики, этнографии свидетельствуют об особой роли искусства в образовании, о его целительной силе и здоровье сберегающем значении в жизни ребёнка. Исходя из этого, необходимо выстроить систему художественно-эстетического воспитания и развития на основе разных видов искусства и художественной деятельности.

Из всего вышесказанного, в соответствии с требованиями закона РФ «Об образовании», положениями «Концепции художественного образования в РФ», а также с существующими проблемами модернизации современного образования, в том числе и художественно-эстетического, возникла необходимость в новых подходах к организации художественно - эстетического развития в МБДОУ.

Одним из важных условий, от которых зависит успешность приобщения дошкольников к эстетическим ценностям, является руководство педагога. Оценив значимость данной проблемы, был разработан данный проект.
Цель проекта: воспитание музыкальной культуры через реализацию творческих замыслов в процессе творчества.
Задачи проекта:
1. Учить слушать и понимать музыку.
2. Учить определять характер музыки, ее настроение.
3. Развивать музыкальную память через узнавание мелодий по отдельным фрагментам произведения.
6. Учить передавать в художественном искусстве настроение музыки, подбирая соответствующую цветовую гамму.
7. Развивать мышление и воображение, познавательную активность.
8.
Учить внимательно слушать музыкальное произведение, чувствовать его характер.

9. Учить выражать свои чувства словами, рисунком, движением.

10. Развивать детское художественное творчество, эстетическое восприятие, мышление, воображение и познавательную активность.

11. Поощрять инициативу и самостоятельность.

Научная новизна работы.

Творчество в широком смысле слова - это деятельность, направленная на получение чего-то нового, неповторимого. Поэтому основным показателем творчества является новизна создаваемого продукта. Результаты детской деятельности обладают новизной для них самих и играют огромную роль для развития ребенка.


Предполагаемые итоги реализации проекта:
1. Накопление детьми музыкально-слухового опыта, его расширение и обогащение в процессе знакомства с различными музыкальными произведениями.
2. Закрепление знаний инструментов, узнавание тембра инструментов.
3. Умение детей через рисунок понять и представить образ и настроение музыкального произведения.
4. Умение словами рассказывать про услышанную музыку.
5. Умение воспринимать музыкально-художественный образ, узнавать мелодию по отдельным фрагментам произведения.
6. Образная речь, активный словарь должен пополниться новыми словами.
7. Привлечение родителей к слушанию классической музыки дома и рисование рисунков вместе с детьми по мотивам муз. произведений
Формы реализации проекта:
1. Музыкальные тематические занятия
2. Слушание музыки в режиме дня «минутки музыки»

4. Самостоятельная деятельность детей.
5. Беседы с воспитателями.

6. Консультация для родителей.

7. Творчество детей.

8.  Выставки работ детей «Музыка глазами детей».

9. Альбомы работ детей.
Предварительная работа:
1. Довести до участников проекта важность данной проблемы.
2. Подобрать методическую, художественную литературу, иллюстративный, музыкальный материал по данной теме.
3. Изготовить пособия для игровой и образовательной деятельности.
4. Подобрать материал для изобразительной и продуктивной деятельности.
5. Составить план мероприятий.

Содержание работы:

В дошкольных учреждениях воспитанников приобщают к музыкальному искусству в процессе различных видов музыкальной деятельности: восприятие (слушание), исполнительство, творчество. Не случайно восприятие (слушание), выделено в самостоятельный раздел, так как без него невозможно представить и другие виды музыкальной деятельности: перед тем, как разучить песню, танец, оркестровую пьесу или начать работу над игрой - драматизацией, их нужно обязательно прослушать. 

На современном этапе меняются подходы к организации слушания музыки. Раньше предполагалось, что дети должны слушать музыку сидя на стульчиках, пассивно. Сейчас же на современном этапе меняются подходы к организации слушания музыки,  от пассивного в активное (используя действия).

Действие, умение делать что-либо всегда являлось единственно надежной гарантией усвоения любого знания. Очевидно, что начальное музыкальное обучение целесообразно и необходимо строить, исходя из ведущего принципа педагогики «обучение в действии»: ребенок во всем принимает участие, вовлекается педагогом в процесс активных действий, в игру. Ведь в  игре ребёнку легче научится тому, чего он ещё не умеет.  Детям необходимо творить и переживать, чтобы понимать. Чтобы сделать музыку достоянием своего личного опыта, им надо «попробовать» ее в порядке простого испытания, не «догадываясь о ней», а «пребывая в ней» — петь, играть на инструментах, танцевать, самому придумывать и изменять.

Для того, чтобы музыка была воспринята ребёнком, педагогу необходимо на тему этой музыки организовать игру. Что это значит, ребёнок под музыку, которую вы предложите потом послушать на стульчиках, должен подвигаться, пережить её телесно, через движения, получив от этого эмоции (это моторное звено восприятия, важнейший фактор запоминания). Это познание музыки через жесты, движение, превращение процесса восприятия музыки из пассивной формы работы (слушание) в активную Работу лучше начинать с небольших музыкальных произведений, песен, характер которых дети легко улавливают и передают в движении. Музыка должна быть яркой, образной, которая детям понятна, не требует большого объяснения. ( Птички, ёжик, зайчик)

В средней группе (возраст детей от 4 до 5 лет) дети проявляют значительный интерес к инструментальной музыке. Они различают не только характер произведения, но и его жанр (песня, марш, танец), начинают высказывать своё отношение к нему. При этом важным является создание непринужденной обстановки во время слушания музыки. Положительный эмоциональный настрой возникает у ребенка в том случае, если ему интересно; он является соучастником происходящего, поэтому педагогу следует исполнять произведение эмоционально. Разбудить фантазию и воображение детей помогут строчки из поэтических произведений, показ иллюстраций или краткая беседа, нацеленная на развитие эмоциональных чувств ребенка при восприятии художественного образа.

Мастерство педагога проявляется в том, что его слова и действия должны вызывать у детей активность при восприятии и обсуждении музыкального произведения.

Для того чтобы научить ребенка слушать музыку, развивать его слуховое восприятие и музыкальную память, следует широко использовать музыкально - дидактические игры.

Методика их разучивания имеет свою специфику: сначала дети слушают произведение, обращая внимание на выразительные средства; затем запоминают мелодию, под которую будут действовать; на последнем этапе при помощи воспитателя включается в игру и затем играют самостоятельно. Время слухового восприятия в младшем дошкольном возрасте10-15 секунд.

Музыкальным руководителям предлагается пересмотреть репертуар используемых для слушания музыкальных произведений, и использовать в своей работе только те произведения, которые написаны специально для детей.

Психологи считают, что «за бегание» вперед при обучении не должно быть чрезмерным, непонятное и трудное отталкивает,  оно не способствует развитию, а задерживает и даже останавливает его.  Так же необходимо поменять способ подачи музыкальных произведений, через игру (90% -игра в движении, и только 10% -слушание на стульчиках). Предлагается знакомство с 1 произведением в месяц.

Активному восприятию музыки, во время игры, способствуют  и использование других методов и приемов: это и выразительное исполнение произведения, умелого использования художественного слова и наглядных пособий, при пояснении его характера.

Беседы о прослушанной музыке с детьми  носят развернутый характер, при этом  привлекаем внимание дошкольников к развитию художественного образа, поясняем назначение отдельных выразительных средств. Во время рассказа педагог исполняет отдельные вариации и музыкальные фразы.

Применение зрительной наглядности имеет вспомогательное значение. Она используется, чтобы усилить впечатления детей от музыки, проиллюстрировать незнакомые явления или образы.

Для эффективной работы по слушанию музыки используются современные ИКТ технологии, это и использование презентаций и видео роликов. Они позволяют обогатить процесс эмоционально-образного познания, вызывают желание неоднократно слушать музыкальное произведение и  помогают их надолго запомнить. Они незаменимы при знакомстве детей с творчеством композиторов, в этом случае яркие портреты, фотографии привлекают внимание детей, разнообразят их впечатления, развивают познавательную активность.

Есть темы, при подаче которых ИКТ незаменимы. Например,  как познакомить детей с симфоническим оркестром или оркестром народных инструментов? Как научить различать тембры инструментов? Использование видеозаписей концертов этих  оркестров прекрасно могут помочь в этом. Интересно, ярко и понятно можно познакомить дошкольников с разными видами искусства, такими, как театр, балет, опера. Но во всём в этом разнообразии нужна мера и, конечно же, вкус (Татьяна Эдуардовна Тютюнникова предлагает фильмы проекты «Классическая музыка детям» созданы ещё в советское время).

При организации  слушания музыки  эффективен прием оркестровки музыкальных произведений, который заключается в использовании детьми шумовых  музыкальных инструментов при повторном слушании музыки. Этот прием применяется для развития творческих способностей детей и одновременно способствует приобретению навыков игры на шумовых музыкальных инструментах.

Главное в оркестровке произведений - выбрать и использовать наиболее выразительные тембры инструментов, соответствующие характеру музыки. Для того, чтобы подчеркнуть бодрый, торжественный характер марша используется четкий тембр барабана или бубна, а нежный, грациозный характер вальса - мягкий, прозрачный тембр колокольчика или треугольника. В ходе слушания музыки предлагается детям прохлопать ритмический рисунок произведения. Прием оркестровки применяется после того, как дети познакомятся с музыкальным произведением. В последствии  дети начинают активно играть на разных инструментах  экспериментируя со звуком. 

Чтобы не снижать интереса детей к музыке при многократном повторении произведения, выбирается для каждого занятия новое задание, новый методический прием, при этом ставя  новые задачи. Это способствует тому, что восприятие детьми музыкального произведения становится более полным, более детальным.

Для закрепления так же можно использовать и   продуктивную деятельность. К ней можно приступить только тогда, когда дети хорошо познакомились с музыкальным произведением, прочувствовали его настроение, накопили слуховые и зрительные, двигательные впечатления. Предлагаем прослушать музыку и нарисовать то, что они представили.  Очень эффективным приемом является совместное рассматривание и обсуждение рисунков, он имеет большое значение для развития художественного вкуса, формирования оценочных суждений.

В процессе закрепления целесообразно также предложить детям выбрать для слушания пьесы, которые им больше всего нравятся.

Все вышеизложенные элементы методики активного слушания музыки дают прекрасные возможности для формирования интереса к музыкальной деятельности воспитанников в дошкольном возрасте.

А успех формирования музыкального восприятия ребенка зависит от продуманности и последовательности действий музыкального руководителя. Очень важно, чтобы ребенок с желанием знакомился с музыкой, вопросы и задания должны будить его воображение, вызывать желание вслушиваться в звучание, откликаться и сопереживать настроению мелодии, радоваться сделанным открытиям.

Чтобы сделать процесс слушания музыки ненавязчивым, интересным и деятельностным, на разных этапах я применяю как стандартные, так и нетрадиционные педагогические методы, среди которых: 

  • Проблемный (поисковый) метод, в результате чего ребенок начинает сам чувствовать потребность в получении новых знаний, начинает думать и находить пути решения поставленных перед ним задач. Ребёнок должен «сделать открытие». 
  • Эксперименты. Главным образом это поиски различного звукоизвлечения, создание шумовых инструментов своими руками. 
  • Практический метод (слушание музыки, пение, танец, игра). 
  • Словесный метод (беседа, монолог, рассуждение), художественное слово. 
  • Символизация (нотная грамота, карточки). 
  • Но самым необходимым и самым действенным методом в моей практике стала активная совместная деятельность с моими детьми - совместное творчество. 

Для эффективной работы были использованы традиционные и современные технические средства. Богатая фонотека классических произведений позволяла выбирать для прослушивания самые разнообразные произведения.

С помощью средств мультимедиа детям предоставлялся широчайший иллюстративный ряд (портреты, репродукции, символы); было разработано множество интерактивных презентаций (игры, видеоклипы) для мультимедиа.

Наличие детских шумовых инструментов позволяло детям экспериментировать со звуком и музицировать.

Огромный ассортимент художественного материала был полезен в детском творчестве. Немаловажным стало изобилие игровых и сказочных сюжетов, эмоциональный, доброжелательный и недирективный подход к детям.

Все вышеизложенные элементы методики активного слушания музыки дали прекрасные возможности для формирования интереса к музыкальной деятельности моих воспитанников.

В период с 1.09.2019 по 30.05.2020 в средней группе «Сказка» был реализован долгосрочный творческий проект «Музыка глазами детей». Проект составила музыкальный руководитель Бекетова А.А.

Тип проекта: долгосрочный, творческий.

Сроки проведения: с сентября 2019 по май 2020.

Участники проекта: музыкальный руководитель Бекетова Анна Анатольевна, воспитатели  Щукина Ольга Владимировна, Плотникова Любовь Григорьевна, дети средней группы «Сказка» (возраст детей 4 - 5 лет), родители.

Описание деятельности в ходе проекта

        Приступая к реализации проекта, мы учитывали следующие основные принципы:

  • развивающего образования;
  • сочетания научной обоснованности и практической применимости;
  • соответствия критериям полноты, необходимости и достаточности;
  • обеспечение единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;
  • обеспечение интеграции образовательных областей «Познание», «Музыка», «Социализация», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы» в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
  • решение программных образовательных задач при проведении  совместной деятельности взрослого и детей, в самостоятельной деятельности детей, в рамках непосредственно образовательной деятельности и при  взаимодействии с семьями детей;
  • построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.

Методы и приёмы:

  • Исследовательские методы: изучение и анализ научно-методической литературы, мониторинг.
  • Словесные методы: рассказ, беседа, пояснение, сравнение, вопросы.
  • Практические методы: метод вызывания адекватных эмоций, акцентирование деталей, приём «вхождения в картину», приём точных установок, приём мысленного создания собственной картины по названию.
  • Игровые методы: имитационные игры ("Ритмическое эхо", "Где живут звуки?"), игры-драматизации ("Сочиняем музыкальную сказку", "Музыкальные образы", "Музыкальные события"), музыкально-дидактические, развивающие игры ("Музыкальная лестница", "Тихо-громко", "Сколько звуков", "Отгадай инструмент"), игры-импровизации («Музыкальные вопросы", "Цветные звуки", "Музыкальные портреты», моделирующие игры ("Запишем музыку", "Рисуем музыкальный альбом", "Как звучит картина"), эффект неожиданности, метод оживления детских эмоций с помощью литературных и песенных образов, «минутки музыки».
  • Наглядные методы: выставки картин, демонстрация картин, пособий, показ слайдов и т.д.

Формы реализации проекта:

  • НОД по слушанию музыки интегрированного характера: музыка-рисование, музыка-поэзия, музыка-живопись.
  • Слушание музыки в режиме дня «минутки музыки»
  • Релаксационные паузы.
  • Продуктивная деятельность в НОДе и самостоятельной деятельности детей.

Предполагаемые итоги реализации проекта:

  1. Накопление детьми музыкально-слухового опыта, его расширение и обогащение в процессе знакомства с различными музыкальными произведениями.
  2. Умение детей через рисунок понять и представить музыкальный образ, содержание музыкального произведения.
  3. Умение словами рассказывать про услышанную музыку.
  4. Умение воспринимать музыкально-художественный образ, узнавать мелодию по отдельным фрагментам произведения.
  5. Умение детей отражать свои впечатления в рисунке.
  6. Образная речь, активный словарь должен пополниться новыми словами.
  7. Привлечение родителей к слушанию классической и детской музыки дома, рисование рисунков вместе с детьми по мотивам музыкальных произведений.

В соответствии с поставленной целью и задачами проекта были определены основные этапы.

ЭТАПЫ РАБОТЫ

1-й этап.  Подготовительный (сентябрь 2019 г. - ноябрь 2019 г.):

  • изучение научно-методической литературы, анализ Интернет-ресурсов по данной теме;
  • подбор необходимых материалов: репродукций известных художников и музыкальных произведений;
  • обновление центра по изобразительной деятельности в ДОУ и группах;
  • обновление необходимых материалов для творческой деятельности детей;
  • донесение до участников проекта важность данной проблемы;
  • составление перспективного плана мероприятий;
  • изготовление пособий, дидактических игр.

Данный проект предполагает активное участие родителей:

  • консультирование родителей по теме проекта;
  • встречи с родителями - профессиональными музыкантами;
  • совместное создание фонотеки, видеотеки;
  • участие в создании тематических «мини-галерей» (картины о природе, животных, людях, портреты великих композиторов, художников);
  • участие в сборе художественной литературы по данной теме (выдающиеся музыканты, художники);
  • участие в конкурсах, выставках;

2 этап. Основной.  Разработка проекта.

Каждая тема месяца состоит из 4 занятий:

  1. Музыкальное занятие  - вхождение в тему. Занятие состоит из слушания музыки на заданную тему, беседа с детьми о музыкальных образах, характере, особенностях произведения.
  2. Рисование - включает в себя знакомство с произведениями художников на заданную тему, беседа о приемах рисования, нетрадиционных техниках, способах передачи образа, продуктивная деятельность.
  3. Закрепление темы - занятие включает в себя рассматриваний картин, иллюстраций, чтение стихов, художественных произведений на заданную тему. Беседа с детьми о новом материале.
  4. Интегрированное занятие.

Перспективный план работы, сроки: сентябрь 2019 – май 2020

Месяц

Тема

Совместная деятельность детей и педагогов

Совместная деятельность

Репертуар

Результат

Сентябрь

«Золотая осень»

Беседа с воспитателями «Осень в музыке»

Консультация для родителей «Влияние музыки на психику ребенка»

Слушание музыки

Рассматривание репродукций картин на тему осени:

- И. И. Левитан «Золотая осень»;

- И.Грабарь «Осень»,

- И.С. Остроухова «Золотая осень»

Просмотр видеоклипов

Заучивание стихов, иллюстраций на тему осени, наблюдение за осенними явлениями, беседы об осени, чтение художественных произведений.

Наш автобус голубой»

А. Филиппенко

Логоритмическая игра «Здравствуй, лес»

«Золотые листья» Н. Лукониной

«Осенняя песнь» П.И.Чайковский

(из цикла времена года)

«Осень» - муз. А. Вивальди (1и 2ч.)

Хоровод «Листики - кораблики» Е. В. Кислицина

«Дождик» М. Парцхаладзе

Рисование цветными карандашами «Золотые листья»

Осеннее развлечение

«Прогулка в осенний лес»

Октябрь

«Забавные животные»

Консультация для воспитателей «Дети рисуют музыку»

Консультация для родителей «Классическое искусство дошкольникам»

Слушание музыки

Заучивание логоритмических игр «Ёжик», «Слон».

иллюстраций на тему забавные животные, чтение художественных произведений.

Беседа с детьми о музыкальных образах, о способах передачи музыкального характера.

Знакомство с инструментами – подражателями.

Проведение бесед, рассматривание иллюстраций, просмотр сборника мультфильмов о животных.

К. Сен - Санс «Куры и петухи»

К. Сен - Санс «Кукушка»

Кабалевский «Ёжик»

«Жил в лесу колючий ежик» И. Бодраченко

К. Сен - Санс «Слон»

Логоритмические игры «Ёжик», «Слон».

Всероссийский детский конкурс рисунка и прикладного творчества

«Эти забавные животные!»

Выставка «Музыка глазами детей!»

Ноябрь

«Музыкальные инструменты»

Беседа на тему: «Музыкальные инструменты», «Мелодия».

Консультация для родителей «Шумовые инструменты своими руками»

Проведение бесед, рассматривание иллюстраций, просмотр сборника развивающих мультфильмов о музыкальных инструментах.

Чтение и заучивание стихотворений на заданную тему.

Р.н.п. «Ах вы сени, мои сени»

«В лесу хорошо» Н. Басова

«Игра с бубнами» Е. Железновой

«Утром солнышко проснется»

(упражнение с ложками)

Рисование карандашами на тему: «Музыкальные инструменты».

Шумовая коробка - взаимодействие родителей (крышки, бумага и деревянные ложки)

Декабрь

«Подарок Снеговика»

Беседа с воспитателями на тему: «Освоение нетрадиционных способов рисования»

Слушание музыки

Консультация для родителей «Рисуем музыку»

Просмотр видеозаписи с зарисовками зимних пейзажей.

Беседа с детьми о приемах рисования зимних картин.

Освоение нетрадиционных способов рисования.

«Вальс снежных хлопьев» П.И. Чайковский (из балета «Щелкунчик»)

Зима» - А. Вивальди (из цикла Времена года)

«Декабрь» П.И. Чайковский  (из цикла «Времена года»)

«Саночки» М. Басова

«Елочка - красавица» муз и сл О.Г. Филякиной

Освоение нетрадиционных способов рисования.

Рисование свечкой на тему: «Зима».

Развлечение «Подарок Снеговика»

Январь

«Музыка Зимы»

Мастер - класс для педагогов на тему «Музыка зимы»

Слушание музыки

Консультация для родителей «Музыка и здоровье детей»

Просмотр видеоклипов и мультфильмов.

Освоение нетрадиционных способов рисования.

Освоение нетрадиционных способов рисования.

Рисование солью на тему: «Музыка зимы».

Февраль

«Звуки музыки»

Беседа с воспитателями «Музыкальные картинки»

Консультация для родителей «Учим ребенка слушать музыку»

Знакомство с основными средствами музыкальной выразительности (мелодия, ритм, тембр, гармония, динамика, регистр, характер) в доступной для детей форме.

«Три подружки» Д. Кабалевский

«Доброе утро!» Н. Басова»

«Радуге радуйся» Н. Басова

Рисование красками «Мое настроение»

Март

«Весна пришла»

Беседа с воспитателями о цветовой гамме весенних образов, подбор материала.

Консультация для родителей «Музыка начинается в семье»

Слушание музыки

Рассматривание иллюстраций, репродукций картин:

- «Голубая весна» В.Н. Бакшеева, - «Мартовское солнце» К.Ф.Юона

- «Март», «Весна – большая вода» И. Левитан,

- «Грачи прилетели» А.Саврасова,

Просмотр презентаций на тему «Птицы»

«Весна» муз. Вивальди (из цикла «Времена года)

 «Март»  П.И. Чайковский (из цикла «Времена года»)

Романс «Жаворонок» М. И. Глинка

«Веснянка» укр.н.п. обр. Г. Лобачева

Поделка «Птичка»

Апрель

«Весеннее чудо»

Беседа с воспитателями о цветовой гамме весенних образов, подбор материала.

Консультация для родителей «Рисуем картину звуками»

Слушание музыки

Разучивание стихотворения «Подснежник» - Е. Серова.

Рассматривание иллюстраций, репродукций картин:

 «Весна – большая вода» И. Левитан,

Апрель» И. Бродской

«Подснежник» П.И. Чайковский

«Воробей» В. Герчик

«Кукушка» М. Красева

Совместная творческая работа «Подснежники»

Освоение нетрадиционных способов рисования (рисование ладошками)

Выставка «Музыка глазами детей!»

Май

 «Волшебная сказка»

Беседа о музыкальных образах и музыкальных средствах выразительности.

Чтение сказок с ярко выраженными образами героев сказок.

Просмотр мультфильмов

Рассматривание иллюстраций со сказочными героями.

Беседа с детьми о средствах художественной выразительности, о способах передачи образа в рисунке.

Рисование образов сказки.

Развлечение «Волшебная сказка»

Театр на палочке

Динамика развития музыкальных  способностей детей

 средней группы «Сказка»

Обследованы:  дети средняя группа «Сказка» (возраст детей 4 - 5 лет), количество детей на начало учебного года - 25 детей, количество детей на конец года - 24 ребенка.

Сводная таблица успеваемости

Уровни

Высокий

Средний

Низкий

Начало

 года

Конец

 года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Количество детей

25

24

24

25

25

24

Показатели %

16

29

66

70

16

   0

Основной причиной низкого уровня является:

- не регулярное посещение занятий по музыкальной культуре, возрастные особенности детей,  недостаточное владение вокально-хоровыми навыками.

 - низкая двигательная активность в течение дня.

- неуверенность и скованность детей при выполнении музыкально-ритмических движений.

Высокие результаты можно отметить в разделе «Пение». Большинство детей поёт звонко, выразительно, без напряжения, правильно, чисто интонируя мелодию.  Могут петь с аккомпанементом и без него. Эти результаты   достигнуты благодаря постепенной и систематической работе над развитием певческих навыков.

Относительно хорошие показатели усвоения программного материала отмечаются в разделе «Игра на детских музыкальных инструментах». Дети любят этот вид музыкальной деятельности и с удовольствием играют на разных инструментах в свободное от занятий время.

Высокая динамика прослеживается  в разделе «Восприятие  музыки». У детей повысилась эмоциональная отзывчивость на музыку,  появился более устойчивый интерес к ней, но не все дети внимательно слушают музыку до конца. Дети  определяют контрастные настроения в музыке, динамические и тембровые оттенки, различают жанры в музыке, но не достаточно умеют высказываться о музыкальном произведении, подбирать соответствующие термины, сравнивать с другими произведениями. Следует в дальнейшей работе применять более эффективные игровые приемы, использовать большее количество наглядного материала (иллюстрации, игрушки), словесного (беседы, образные рассказы), делать более подробный анализ музыкальных произведений после прослушивания. А также целесообразно проводить дополнительные мероприятия по слушанию музыки вне занятий.

    Мы уверены, что проводимая работа в дошкольном учреждении позволит развить и воспитать:

  • интерес детей к классической музыке, изобразительному искусству;
  • эмоционально-ценностное отношение к искусству;
  • развить вдумчивое восприятие подлинных произведений русского классического искусства;
  • умение всматриваться в произведение искусства и анализировать его содержание;
  • умение отражать впечатления о персонажах художественных произведений в рисунке;
  • создаст наиболее благоприятный климат в детском коллективе;
  • обеспечит условия для общения, диалога и достижения взаимопонимания между участниками проекта.

Итоги проектной деятельности - выставки рисунков «Музыка глазами детей», выполненная  воспитанниками, возможность увидеть творчество своих детей это огромный сюрприз для родителей, возможность совместного общения детей и родителей.

 Работая над  данной темой, я пришла к выводу, что использование метода проекта в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысит самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение воспитанников самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания на практике. А также делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей.

Эффективное использование метода проекта предполагает тесное взаимодействие со всеми участниками педагогического процесса: дети, родители, воспитатели, специалисты ДОУ.  

Заключение.

«Та страна, которая будет учить своих детей искусству, превзойдет все остальные» (Д. Дидро). 

Изучение работы по теме: «Музыка глазами детей» подтвердила корректность выдвинутых цели и задач и позволила сформировать следующие выводы:

Развитие у детей целостного восприятия искусства на основе комплексного подхода к различным его видам: музыке, литературе, живописи, пластике, театру - вот конкретный путь эстетического воспитания дошкольников. Организация и проведение встреч детей с исполнителями произведений классической музыки в музыкально-литературной гостиной значительно обогатит детей в музыкальном, художественном, познавательном, социальном и творческом планах. Живая яркая музыка оставит яркий след в эмоциональной памяти детей, углубит представление о прекрасном, познакомит с его эталонами, создаст мотивацию к занятиям классическим искусством, будет способствовать  формированию начал музыкальной и художественной культуры. Дети познакомятся с музыкой и музыкантами, исполняющими произведения на различных инструментах симфонического оркестра и народных инструментах.

Таким образом, работая в данном направлении, мною был составлен

  и реализован долгосрочный творческий проект «Музыка глазами детей», который будет использоваться и в дальнейшей моей работе. Методическое обеспечение этой программы поможет придать практической деятельности в этой области более конкретный, целенаправленный и актуальный характер.

    Поэтому  я планирую продолжить работу по созданию и реализации проекта «Музыка глазами детей» в старшем дошкольном возрасте,  направленный на формирование начал музыкально-художественной культуры и  творческой личности ребенка, через развитие его музыкальных, художественно-творческих способностей.

Я уверена, что проводимая работа в дошкольном учреждении позволит развить и воспитать:

  • интерес детей к классической музыке, изобразительному искусству;
  • эмоционально-ценностное отношение к искусству;
  • развить вдумчивое восприятие подлинных произведений русского классического искусства;
  • умение всматриваться в произведение искусства и анализировать его содержание;
  • умение отражать впечатления о персонажах художественных произведений в рисунке;
  • создаст наиболее благоприятный климат в детском коллективе;
  • обеспечит условия для общения, диалога и достижения взаимопонимания между участниками проекта.

ПРИЛОЖЕНИЯ

  1. Консультация для педагогов «Дети рисуют музыку»
  2. Консультация для родителей «Рисуем музыку вместе!»

Консультация для педагогов «Дети рисуют музыку»

Краски и звуки в природе существовали всегда. Близки друг к другу тембр в музыке и колорит в живописи, мелодия в музыке и рисунок в живописи (не даром в музыке существует понятие «мелодический рисунок»). Ритм также является универсальным компонентом художественного языка и важнейшим выразительным средством и музыки, и изобразительного искусства.

Колорит – одно из важнейших средств эмоциональной выразительности живописи, тембр в музыке главный фактор её изобразительности, т. е. колорит является наиболее «музыкальным» элементом живописи, а тембр – наиболее «живописным» элементом музыки.

Примеры сопоставления колорита (цвета) в живописи и колорита (тембра) в музыке многочисленны. Известный художник В. Кандинский соотносил с определённым цветом тот или иной тембр. Голубой цвет ассоциировался у него с тембром флейты, красный – трубы, синий – виолончели.

Выдающиеся русские композиторы Н.Римский – Корсаков и А.Скрябин обладали так называемым «цветным слухом». Каждая тональность представлялась им «окрашенной» в определённый цвет и в связи с этим имела тот или иной колорит. Так, «до мажор» у Н. Римского – Корсакова – «белый», «до минор» – «багряный, несколько зловещий, трагический. У некоторых композиторов зрительно – цветовые представления настолько сильны и ярки, что приводят к созданию звуковых музыкальных образов. Сопоставления музыки и живописи не ограничивались лишь областью колорита, тембра.

Ритм также является основой не только поэзии и музыки, но и неотъемлемым компонентом архитектуры и живописи. Семантически родственны ритмы стройных, восходящих линий в архитектуре и живописи, стройных восходящих голосов в музыке, восходящих лирических чувств в литературе. Существует двусторонняя связь между слуховым и зрительным восприятием. Эту связь уловили художники древности, которые сопровождали звучание музыки различными зрительными демонстрациями.

Цвето – звуковые соощущения характерны не только для композиторов, художников, искусствоведов. Они могут возникнуть у любого взрослого человека и у ребёнка.

Одной из форм непосредственного отклика ребёнка на музыку может являться детский рисунок. Исследователи детского рисунка отмечают, что рисунок ребёнка – это его рассказ, «выполненный в образной форме, который необходимо уметь прочитать».

Взаимодействие музыки и живописи в процессе музыкального восприятия влияют на характер детских рисунков. В результате такого взаимодействия происходит обогащение рисунков новым содержанием, творческое решение детьми изобразительных задач. Созданный рисунок помогает детям более глубоко постичь музыкальный образ, содержание и выразительные средства музыки. Настроение музыки в рисунках детей чаще всего передаётся с помощью колорита, цвета; громкость, сила звучания – с помощью величины изображения, темп – динамичности движений.

Сопоставление произведений музыкального и изобразительного искусства является наиболее обоснованным при опоре на ассоциативно – образную связь, семантическое родство этих видов искусства. Дети передают в рисунках и процесс развития музыкального образа. Можно сказать, что в процессе рисования они «живут» в музыке, воплощая её динамичный характер, в ритме музыки дети рисуют снежинки, цветы и т. д. Процессуальность музыки, её развитие дети переживают как определённый сюжет.

В рисунках детей проявляется индивидуальный характер их восприятия: у одних превалирует слуховое восприятие, у других – зрительное. Это отмечается в тех случаях, когда дети рисуют два рисунка на одну и ту же тему: первый – после знакомства с музыкой, второй – после демонстрации картины (диапозитива). Если у детей преобладали зрительные впечатления, после знакомства с диапозитивом в значительной мере менялись цветовая гамма и даже композиция рисунков. У других детей первоначальное впечатление от музыки было настолько сильным, что картина (диапозитив) не оказывает существенного влияния на характер рисунков.

Занятия, на которых дети «рисуют музыку», всегда являются для них подлинным праздником. Звучание прекрасной, богатой оркестровыми красками музыки, большие листы бумаги и разноцветные краски, обязательная похвала педагога создают особую, эмоционально приподнятую атмосферу. Дети, слушая музыку и воплощая её в своих рисунках, ощущают себя творцами красоты.

Консультация для родителей «Рисуем музыку вместе!»

Известно, что дошкольники, слушая музыку, различную по художественным достоинствам, «заражаются» отношением к ней взрослых. Отсюда понятно, что именно от музыкальных предпочтений педагогов и родителей зависит успешность формирования основ музыкальной культуры у дошкольников. Одни и те же навыки и умения дети могут приобретать на различном по своему художественному уровню репертуаре. «Низкий» уровень произведения при положительном отношении взрослого дезориентирует в представлениях о красоте музыки, ценностных ее эталонах искусства. Как и общая культура человека, музыкальная формируется с раннего возраста: ребенок начинает осваивать «язык» музыки, ее «речь» еще до рождения. Опыт восприятия произведений «разных эпох и стилей» способствует формированию предпочтений, вкусов, оценок ребенка.

Чтобы заинтересовать ребенка музыкой, развивать его мышление, воображение, необходимо побуждать его к сравнениям, высказываниям.

В раннем и младшем дошкольном возрасте, когда дети еще не могут сами выразительно двигаться, высказываться о характере произведения, им, естественно, необходима помощь. Так, слушая с ребенком музыку, родители могут, облегчая его усвоения не только мимикой, но и интонацией, пояснить: «Какая необыкновенно ласковая, нежная музыка!» Можно нежно прикоснуться к руке малыша, побудить его выразить характер музыки музыкально-ритмическими движениями, ритмопластикой. Малыши лучше воспринимают мелодию с голоса, поэтому можно негромко подпевать мелодию во время звучания произведения, выводить ее на «голос» (вокальное уподобление характеру музыки). Этот метод способствует и тому, что дети сами начинают напевать полюбившиеся и запомнившиеся им мелодии. Мимическое, интонационное, тактильное двигательное, ритмопластическое уподобление - все это помогает взрослому научить ребенка слушать и слышать музыку. Уже младшие дошкольники могут воплощать в рисунках свои музыкальные впечатления   (полихудожественное уподобление). Например, передавая смену характера музыки («Фея зимы» муз. Прокофьева, балет «Золушка») ребенок может воспроизводить с помощью тычковых кисточек на тонированной голубой бумаге белые линии или точки. Дети постарше 5-лет могут рисовать музыку цветными пятнами (цветовое уподобление) применяя разные техники для создания образа, близкого к музыкальному.

В старшем дошкольном возрасте дети могут более самостоятельно решать поставленные перед ними задачи. Их творчество проявляется в процессе развития умения слышать музыку, согласовывать свои действия с ее постоянно меняющимся характером. Так постепенно накапливается опыт восприятия музыкальной классики, так появляются любимые произведения, предпочтения. Формируются основы музыкальной культуры.

Только в детстве человек способен ощущать мир звуков, красок, движений всеми органами чувств. Колыбельная песня для малыша неотделима от сопутствующих ее звучанию ощущений: монотонного покачивания, сумеречного света, тактильного комфорта, спокойной улыбки матери. У искусства свой особый предмет для «разговора»: человеческие эмоции, настроения, стремления, идеалы. Живопись говорит об этом с помощью художественно-изобразительных образов. Музыка - языком интонаций, а танец - движением. Поэтому человек, слушающий музыку, зачастую достраивает звучащий фон образами визуальными, а тот, кто смотрит на картину, подстраивается к ее изображению.

Понять природу этого единства взрослому помогает эмоционально – образный словарь. Взаимопроникновение элементов языковой культуры, присущих различным видам художественной деятельности, прослеживается наиболее отчетливо: веселую, радостную музыку мы определяем словами, в которых заключены зрительные смыслы (яркая, светлая, солнечная, радужная). В дошкольном возрасте языковые границы еще не установлены – довольно часто малыши, говоря об интенсивности света или цвета, уподобляют слова «тихий» или «громко». Сам по себе эмоционально – образный словарь довольно беден. Однако освоение его не представляет больших трудностей в силу присущего детям синестезийного восприятия, склонности к фантазированию и игре. Стоит взрослому использовать термин, характерный для описания изобразительного языка (например, «тусклая»), как тут же появляются вполне конкретные цветовые уточнения (дети могут «видеть» мелодию серой, коричневой, черной.)

Поэтому взрослому не стоит ограничивать ассоциативные ряды, воспроизводимые детьми, даже в том случае, если они увидят от характера музыкального звучания – попытайтесь совместно найти «общий эмоциональный знак», присущий называемым цветам, и то ощущение, которое эти цвета вызывают.

Многочисленные эксперименты показывают: чтобы музыкальный образ получил адекватное преломление в образе пластическом, дошкольникам недостаточно прямого «общения» с классической музыкой. На первых этапах прослушивания музыки необходимо проживание музыкальных интонаций в словах, т.е. ребенок должен осознать, какая по характеру музыка звучит, какие чувства вызывает. В дальнейшем это поможет найти наиболее точный и емкий способ воплощения музыкального образа в различных видах художественно – эстетической деятельности.

От выбора художественной техники зависит успех детского творчества, так как любой материал может не только способствовать воплощению замысла, но также мешать этому воплощению. Предположим, вы выбрали музыкальный образ, настраивающий на отражение в рисунке динамичного эмоционального состояния, движения (например, «Зимнее утро» Чайковского, «Ночь» Р. Шумана, «Баба Яга» М. Лядова). При выборе художественной техники необходимо учитывать, что само воплощение замысла будет происходить стремительно, без мелкой детализации и вырисовывания. Здесь лучше всего подойдут материалы, позволяющие быстро создавать изображение: восковые мелки, пастель, сангина, уголь. Восковые мелки и уголь хорошо сочетаются с акварелью. Однако последовательность работы с помощью этих материалов различна: акварельный подмалевок предшествует угольной графике, в то время, как в ансамбле с восковыми мелками, акварель лишь достраивает графический образ, внося новые цветовые оттенки.

Дошкольникам наиболее доступно беспредметное рисование: пятном, точками, линиями: не отвлекает на решение сложных изобразительных задач, позволяя каждому подстраиваться к музыкальным интонациям на уровне чувствования «кончиком пера». Здесь линии и цвета действительно поют, танцуют, скачут, кружатся вместе с кисточкой, перышком, угольком, пальчиком.

Апрель «Подснежник»

Беседа к  произведению П. И. Чайковского «Апрель»

из цикла «Времена года»

Цели и задачи:

1. Изучение музыкального наследия П.И. Чайковского.

2. Приобщение дошкольников  к традициям мировой музыкальной культуры.

М. Р.: Отшумели февральские вьюги, отзвенели первые весенние капели. Всё ярче и теплее греет солнце. Спешит, торопится весна. Хорошо кругом! Даже в городе воздух какой-то особенный. А уж за городом! В лесу появились первые цветы. Люди несут домой маленькие синие букетики. Принесут, поставят в воду – вот и в комнате весна.

 Музыка похожа на вальс. Мелодия как бы стремится вверх, растёт, ширится. Кажется, что ароматный воздух заполняет грудь, дышится легко и хочется то ли покружиться в вальсе плавном, небыстром, то ли просто закрыть глаза и помечтать под эту чудесную музыку.

«Сперва  понемножку

Зелёную выставил ножку,

Потом потянулся, из всех своих маленьких сил,

И тихо спросил:

«Я вижу, погода тепла и ясна.

Скажите, ведь, правда, что это весна?».

«Зелёная ножка», ну конечно, это цветок. Первый цветок весны, маленький голубой подснежник. О нём и рассказывает нам музыка «Апреля».

Вот он выглядывает из-под тающего снега, качает головкой на лёгком весеннем ветерке, и неяркое весеннее солнышко играет в капельках воды на его лепестках.

Под эту музыку, наверное, можно станцевать очень красивый танец.

Конспект музыкального занятия по слушанию музыки

 М. И. Глинка «Жаворонок»

Музыкальный руководитель: Ребята мы сегодня с вами познакомимся с романсом, который называется «Жаворонок». Но для начала скажите мне, пожалуйста, жаворонок, это кто?

Дети: ответы

Музыкальный руководитель: Правильно, ребята! Эта птица.

Ранней весной, когда на полях лежит снег, но уже кое-где образовались темные проталины (там, где стаял снег, прилетают и начинают петь весенние гости – жаворонки. По размеру жаворонки чуть больше воробья. Голос у них очень мелодичный и красивый.

Полевой жаворонок питается различными насекомыми и их личинками, пауками, червями, семенами и зеленой частью растений.

Удивительно красива звонкая песня жаворонка. Многие великие композиторы старались изобразить радостную песню в своих музыкальных произведениях.

Вот как раз сегодня, ребята, мы с вами и послушаем романс, который называется «Жаворонок».

(Просмотр первой презентации о жаворонке)

А скажите мне, пожалуйста, а как называют человека, который пишет музыку?

Дети: Отвечают

Музыкальный руководитель: (композитор)

Романс жаворонок написал великий русский композитор М. И. Глинка. Это русский композитор 19 века. Больше всего композитор любил писать вокальную музыку песни и романсы. Отличие песни от романса можно сформировать таким образом, что романс - это небольшое вокальное лирическое музыкальное произведение. Лирическое - значит автор (композитор) выражает свои чувства и переживания в этом музыкальном произведении. Романсы и песни Глинки — гордость русской классики. Композитор писал их на протяжении всей жизни.

Прослушивание музыкального произведения «Жаворонок» (просмотр видео)

Музыкальный руководитель: Ребята, мы с вами прослушали это замечательное музыкальное произведение. А теперь скажите, какой был характер музыке? Темп? Динамика?

Дети: ответы детей

Музыкальный руководитель: И, правда, ребята. Светлая грусть звучит в романсе "Жаворонок" - одном из самых задушевных и трогательных произведений русской музыкальной классики.

Итак, в заключение мы можем сказать, что “Жаворонок” — задушевная и задумчивая песня с легко льющейся и плавной мелодией, естественной и простой, окрашенной светлой печалью. В фортепианной партии выразительно воссоздается равнинный русский пейзаж — бескрайние дали, поля и луга со стелющимися по ветру стеблями трав и злаков. Перед вступлением певца в сопровождении слышатся трели жаворонка.

Список используемой литературы:

1.        Алексеевская Н.А. Карандашик озорной. М., 1998.

2.        Ашикова В. Воспитание культурой и красотой //Дошкольное воспитание. 2002. №5

3.        Бекина С.И., Ломова Т.П., Соковнина Е.Н. Музыка и движение. – М.: Просвещение, 1984.

4.        Бондаренко А.К., Матусик А.И. Воспитание детей в игре. – М.: Просвещение, 1983.

5.        Боровик О.В.  Развитие воображения: метод. Рекомендации.-М.: Рон, 2000.

6.        Боровик О.В. Развиваем воображение // Дошкольное образование. 2001. №1(49).

7.        Брунер Д.С. Психология познания. За пределами непосредственной информации.- М., 1977.

8.        Буракова О.А. Музыкальная пластика. – Екатеринбург, 2001.

9.        Веккер Л.М. Психические процессы. Т.1. – М., 1974.

10.        Венгер Л.А. Воспитание и обучение детей шестого года жизни. – М.: Просвещение, 1987.

11.        Ветлугина Н.А. Воспитание детей в игре // Пособие для воспитателей детских садов. – М.: Просвещение, 1983.

12.        Ветлугина Н.А., Дзержинская И.Л., Комисарова Л.Н. и др. Методика музыкального воспитания в детском саду. – М.: Просвещение, 1989.

13.        Ветлугина Н.А., Кенеман А.В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. – М., 1983.

14.        Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе. Воронеж, 2004.

15.        Ильина М.В. Воображение и творческое мышление. М., 2004.

16.        Копытин А. И., Методы арт-терапевтической помощи детям и подросткам. М: Когито-центр. 2012г.

17.        Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль: Академия развития,1996.

18.        Музыкальное воспитание в детском саду./Под ред. Н. А. Ветлугиной. М., 1981.

19.        Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» (под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой)

20.        Силивон В.А. Природа детского рисунка. Мн., 2000.

21.        Урунтаева Г.А., Афонькина  Ю.А. «Практикум по дошкольной психологии»

Интернет источники:

  1. http://amnesia.pavelbers.com/
  2. http://nsportal.ru/detskii-sad/
  3. www.word4you.ru
  4. revolution.allbest.ru
  5. fan.ru
  6. maaam.ru
  7. nsportal.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы музыкального руководителя по теме: "Инновационные технологии развития музыкальной культуры старших дошкольников в воспитательном пространстве праздника"

Надеюсь мой опыт будет полезен не только музыкальным руководителям, а так же воспитателям и другим специалистам ДОУ....

Опыт работы музыкального руководителя Смилгаин Ларисы Ивановны по теме "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА НА ПРАЗДНИЧНЫХ УТРЕННИКАХ"

Русские песни, русское поэтическое слово становятся близкими детям и любимыми ими, способствуют пробуждению любви к родной природе, национальному искусству, развитию интереса к истории народа, его быт...

Опыт работы музыкального руководителя высшей квалификационной категории Т. И. Яковенко по теме "Развитие музыкальных способностей дошкольников, посредством интерактивных музыкально-дидактических игр»

https://yadi.sk/i/U_meZdLX06fNrg  ссылка на видео-презентацию  Опыта работы музыкального руководителя  высшей квалификационной категории Т. И. Яковенко по теме "Развитие музык...

Опыт работы музыкального руководителя на тему: Культурно-досуговая деятельность как средство формирования музыкально-творческих способностей и нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста

Опыт работы музыкального руководителя на тему: Культурно-досуговая деятельность как средство формирования музыкально-творческих способностей и нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраст...