Методические рекомендации для музыкальных руководителей 2020-2021 уч.год
статья

Трубникова Надежда Александровна

-

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

методические рекомендации

для музыкальных руководителей дошкольных образовательных организаций

                                           http://pngimg.com/uploads/teacher/teacher_PNG59.png

         

           Трубникова Н.А. – музыкальный руководитель

           

         

          Данные методические рекомендации адресованы музыкальным руководителям дошкольных образовательных учреждений.

          В сборник включены рекомендации по процессу формирования вокальной и хореографической национальной культуры детей. Рассмотрены основные принципы работы над вокальным произведением с детьми дошкольного возраста, проблемы вокального творчества детей в контексте национальных традиций, возрастные особенности развития хореографических способностей детей дошкольного возраста, особенности введения детей в мир народных танцевальных  образов.

                                             

                               

Содержание

 № п/п

стр.

Введение

5

1.

Основные принципы работы над  вокальным произведением с  детьми дошкольного возраста.

5

1.1.

Голосоведение.                                                                              

5

1.2.

 Метроритм, темп.

6

1.3.

Тембр.                                                                                          

6

1.4.

Динамика.                                                                      

7

1.5.

Фразировка.                                                      

7

1.6.

Музыкальная форма.                                                                                  

8

2.

Проблемы вокального творчества детей в контексте                                

национальных традиций.

8

3.

Педагогические техники использования устно-песенного                        

фольклора в работе с дошкольным хоровым коллективом.

10

4.

Возрастные особенности развития хореографических                

способностей детей дошкольного возраста.

12

4.1.

Особенности введения детей в мир народных танцевальных                 образов.

13

4.2.

Характеристика танца.                                                                                  

14

Список литературы

18

                                                                Введение

        Пение - один из видов коллективной исполнительской деятельности. Оно способствует развитию певческой культуры детей, их общему и музыкальному развитию, воспитанию духовного мира, становлению их мировоззрения, формированию будущей личности. Решение задач музыкального воспитания возможно только при условии достижения детьми художественного исполнения музыкального произведения. Выразительное исполнение произведений должно быть эмоциональным, в нём должна чувствоваться глубина понимания музыкального образования. Поэтому выразительное исполнение требует овладения вокальными навыками и умениями.

        Работа над песней - не скучная зубрёжка и не механическое подражание музыкальному руководителю, это увлекательный процесс, напоминающий настойчивое и постепенное восхождение на высоту. Музыкальный руководитель доводит до сознания детей, что в каждую, даже самую простую  песню  следует вложить кусочек собственной души. Вокальное пение - наиболее доступная исполнительская деятельность детей. Правильное певческое развитие, с учётом возрастных особенностей и закономерностей становления голоса, способствует развитию здорового голосового аппарата. Для развития и воспитания детского голоса музыкальному руководителю необходимо знать голосовые и певческие возможности ребёнка.

  1. Основные принципы работы над  вокальным произведением

с детьми дошкольного возраста.

         В процессе работы с детьми нужно стараться развивать эстетическое восприятие, которое помогает им обладать средствами художественной выразительности. Решающим фактором музыкального воспитания и обучения является развитие музыкального слуха и формирование музыкально-образного мышления, способности к музыкально-образным представлениям, помогающим понимать содержание музыкальных произведений. В этой связи встает вопрос о музыкально-выразительных средствах ансамблевого исполнения: динамике, нюансировке, фразировке, текстового осмысления, без которых пение будет безликим, невыразительным. От того насколько хорошо владеют исполнители приемами передачи качеств музыкальных звуков, зависит яркость, музыкальность художественного образа.

В работе с ансамблем над художественно-выразительным исполнением можно использовать следующие средства:

1.1. Голосоведение.

        В работе над произведениями широко используются все главные приемы певческого голосоведения (legato, non legato, staccato). Legato – связное пение. Русская вокальная музыка имеет в своей основе русскую народную песню, для которой характерно широкое, протяжное пение – распев, чем, по сути, является кантилена. Кантилена, т. е. непрерывно льющийся звук, составляет основу пения. Она образуется только тогда, когда все выпеваемые звуки соединяются между собой, когда каждый последующий звук является продолжением предыдущего, как бы “выливается” из него. Упражнения на Legato являются основным средством выработки кантилены, которая неразрывно связана с длительным, равномерным, правильно организованным выдохом. Legato лучше всего удается в пении на гласных звуках, поэтому особое внимание необходимо уделять согласным звукам, добиваюсь как можно более короткого, но четкого и мягкого произношения не звучащих согласных, особенно “б”, “п”, “к”, “д”, “т”.

        Петь отрывисто, отделяя каждый звук, атакуя каждую ноту заново смыканием голосовых связок и дыханием при помощи активных движений диафрагмы это значит петь staccato. Движения брюшной стенки в подложечной области могут служить хорошим ориентиром для проверки работы диафрагмы при пении на staccato. При исполнении staccato звуки как бы подчеркиваются голосом, легко атакуются, отделяются друг от друга короткими паузами. В то же время каждая спетая на staccato нота не должна сопровождаться снятием вдыхательной установки. Пение фразы на staccato должно проходить как бы на одном дыхании. Прием non legato предусматривает некоторое подчеркивание мелодии без нарочитых акцентов. Во время исполнения того или иного певческого штриха, необходимо обращать особое внимание на взаимосвязь голосоведения с дыханием, мышцами брюшного пресса, диафрагмы.

  1. Метроритм, темп.

        Огромное художественное значение в ансамблевом пении имеет метроритмическая и темповая организация. С помощью этих средств можно передать самые разнообразные настроения. Чтобы передать характер, настроение той или иной песни, нужно выбрать наиболее приемлемый темп, соответствующий содержанию, наиболее полно раскрывающий смысл исполняемого произведения. Достижению метроритмической устойчивости помогает текст произведения, правильно расставленное ударение, смысловая логика. Необходимо больше работать над синкопированным и пунктирным ритмом. Использовать ряд приемов для точного исполнения того или иного ритмического рисунка. Например, ансамбль недодерживает или передерживает длительность, заостряйте на этом внимание. В этом случае нужно дробить длительности и просчитывать их более мелкими единицами. В разучиваемых песнях, попевках… необходимо придерживаться народного колорита и замысла в использовании таких средств выразительности как ritenuto, portamento, rubato и т. д.

1.3.  Тембр.

        Большое значение в музыкально-слуховом развитии участников вокального ансамбля имеют тембровые представления, т. е. умение представить себе окраску и характер звука, мыслить “воображаемыми” тембрами голосов, отвечающими содержанию исполняемой музыки. Вокальное обучение начинается с формирования у детей представления о том звуке, который ему предстоит воспроизвести. При объяснении качеств певческого звука, его тембра широко применяются образные определения. При этом используются определения, связанные не только со слуховыми, но и со зрительными, осязательными, резонаторными и даже вкусовыми ощущениями (глухой, звонкий, яркий, светлый, темный тембр; мягкое, жесткое, зажатое, вялое, близкое, далекое, высокое, низкое звучание; вкусный – доставляющий удовольствие звук и т. п.). Заимствование имеет объективную основу. Это ассоциативные связи, которые образуются в головном мозге между центрами различных органов чувств, в связи с тем, что пение является средством выражения эмоциональных состояний человека. Возникают и характеристики звука, связанные с эмоциями (радостный, ласковый, лиричный, драматический звук и т. п.).

        Различные по тембру голоса детей при едином принципе дыхания, звукообразования, голосоведения, дикции во время пения должны сливаться в общий ровный тембр ансамбля. Тембр может изменяться в соответствии с музыкально-образным содержанием конкретного произведения. Единую психологическую окраску, единый тембровый образ можно создать только в результате психологического единомыслия всех участников вокального ансамбля.         Тембр можно изменить, меняя форму рта, перенеся точки звуковых волн в твердое небо. Даже преображение мимики, выражения лица поющего ребёнка способно повлиять на тембр. Замечено, что у некоторых детей, способных эмоционально увлекаться при исполнении, голос сам принимает оттенки, диктуемые содержанием текста. Задача  музыкального руководителя верно понять содержание и прочувствовать характер музыкального образа, чтобы объяснить все это ребятам, помочь им найти верные тембровые краски. В качестве упражнений необходимо использовать русские народные сказки-инсценировки, попевки, предлагая ребятам каждый раз петь в той или иной тембровой окраске (светло, мечтательно, сумрачно, темно, радостно и т. д.). Тембровые представления детей помогают им внутренним слухом вообразить, мысленно воссоздать звуковую ткань произведения. Одновременно с развитием тембрового слуха стараемся расширять палитру динамических оттенков.

1.4.  Динамика.

        Необходимость изменения силы звука, как и использование других средств выразительности, определяется содержанием песни. Динамический план необходимо продумывать очень тщательно, составляю его буквально для каждой фразы и всей песни в целом. Очень аккуратно необходимо обращаться с forte, особенно на начальном этапе работы над песней, попевкой, дабы избежать форсированного звучания. Работу над динамикой необходимо тесно связывать с работой над певческим дыханием и звукообразованием.

1.5.   Фразировка.

        Музыкальную фразировку обычно сравнивают с выразительной речью, в основе которой лежит смысловая логика. Владеть фразировкой - значит уметь осмысленно исполнять отдельные музыкальные построения (мотив, фразу, предложение, период), связывая их в единое целое, в законченную мысль. Обычно стремление выделить главное слово, основную мысль фразы становится определяющим фактором выразительного пения. Для достижения выразительной фразировки используются все ранее упоминавшиеся средства музыкального выражения: динамика, а так же дыхание, тембр, цезуры. Приступая к работе над партитурой,  прежде всего, она анализируется с точки зрения формы, потому, что музыкальная фразировка зависит в большей степени от структуры произведения, его деление на периоды, предложения, фразы, мотивы. Определить их внутреннее развитие и соподчиненность важно, т. к. благодаря этому достигается не только выразительное пение, но и охват всей музыкальной формы произведения.

1.6.  Музыкальная форма.

        Это одна из сторон музыкальной выразительности, одно из важнейших средств воплощения идейно-эмоционального содержания музыки. Самое главное, чтобы исполняемое произведение воспринималось как законченная целостная композиция. Важно в итоге создать форму в целом.

        Итак, для выразительного исполнения вокального произведения необходимо владение дыханием, динамикой звука. Для передачи эмоционального содержания произведения требуется создание соответствующего по тембру звучания, которое образуется при помощи атаки (мягкой в лирическом произведении, твердой в драматическом), различного соотношения между верхними и нижними резонаторами, регистровой настройки, певческого дыхания. Таким образом, становится очевидным диалектическое единство художественных и технических навыков в пении.

        Формирование технических навыков должно вестись в единстве с эмоциональным подтекстом и художественной выразительностью. Исполнители, не владеющие своим голосом (техническими навыками) не интересны при исполнении народных песен. Они также не интересны, если не умеют передать музыкально-поэтическое содержание. Задача музыкального руководителя - научить воспитанников всему этому в комплексе.

  1. Проблема вокального творчества детей

в контексте национальных традиций.

         Задача музыкального руководителя связана с общеэстетическим развитием дошкольника, с расширением его знаний в области национального вокального искусства. Воспитание осуществляется в процессе обучения ребёнка вокальным навыкам, усвоения им специальных знаний, необходимых для вокально-исполнительской деятельности. Воспитывая ребёнка-исполнителя, музыкальный руководитель формирует в нем личность человека с определенной идейной убежденностью.

         Большое значение в работе с детьми отводится активности самих детей, воспитанию инициативы, творческого отношения к делу. Тема дружбы и мира, военная и лирическая песня, построенная на народных интонациях, сюжетное полотно, пейзажная лирика: все это способствует глубокому проникновению детей в мир прекрасного, пробуждает такие чувства, как доброту, отзывчивость, которые помогают формированию человека гуманного, способного понять и оценить душевную красоту людей разных народов.

Методы и приемы вокальных занятий: 

1. Демонстрационный

2. Игровой

3. Словесный

4. Метод наблюдений

5. Метод упражнений

       В первый год обучения не следует петь репертуарные произведения, так как это ведет за собой излишнюю нагрузку на связки, приводящую к ослаблению голоса.  В средней группе можно вводить в репертуар различные несложные произведения. В старшей группе вводят более сложные произведения, продолжая заниматься развитием техники голоса, используя упражнения. Музыкальный руководитель не только учит петь, но и помогает личности развиваться, опираясь на основные моральные и нравственные критерии понятия добра и зла. Такие качества, как доброта, искренность обаяние, открытость в сочетании с мастерством должны сопровождать жизнь ребёнка.

         Начинать развивать голос нужно постепенно с примарных звуков, обычно они находятся в середине диапазона ребёнка-исполнителя, постепенно расширяя вверх и вниз, не прибегая к лишним усилиям, осторожно и постепенно. Такой метод расширения диапазона определяют как метод концентрического развития голоса. Его основоположником был М.И.Глинка.

         Для определения певческого детского голоса нужно выявить:

- диапазон;

-тембр;

 -примарные звуки;

- способность выдерживать тесситуру;

- переходные регистровые тоны.

         Основные свойства певческого голоса

1. 3вуковысотный диапазон.

2. Динамический диапазон на различной высоте голоса.

3. Регистровые переходы.

4. Ровность на различных гласных.

5. Степень напряженности.

6. Вокальная позиция.

7. Качество дикции: разборчивость, осмысленность, грамотность.

8. Тембр: полётность и звонкость,

9. Выразительность исполнения.

        Овладение народной песней в системе организованного дошкольного образования требует решения следующих задач:

1. Воздействия на дошкольников комплексом фольклорных средств.

2. Используя опыт других методик по изучению эстетических дисциплин, добиваться более полного усвоения детьми высокохудожественного фольклорного материала.

3. Насыщая детей народной мудростью, выработать у них нравственно-эстетические представления о национальном культурном наследии.

         Освоение устно-песенного фольклора детьми в ДОУ будет происходить по специально разработанной системе, в которой учитываются возрастные, индивидуальные, психологические особенности детей. Включение детей в творческий процесс на занятиях предполагается проводить постепенно. Этому способствует внимание музыкального руководителя к каждому ребёнку, поддержание в группе творческого настроя, игра.

          Знакомство с народной песней расширяет представление дошкольника о народном музыкально-поэтическом языке, его образно-смысловом строе. Упражнения в выразительном, четком и эмоционально ярком произнесении народнопоэтических текстов повышает речевую культуру детей; элементы движения, включаемые в исполнение, позволяют убедительнее раскрыть содержание песни, глубже передать национальную народную характерность музыкально-поэтических образов.

  1. Педагогические техники использования устно-песенного фольклора в работе с дошкольным хоровым коллективом

        Обращение к фольклору открывает возможности сохранения складывающейся веками системы человеческих ценностей, гуманных отношений между людьми в современных условиях воспитания дошкольников.

         Использование фольклора значительно обогащает музыкальные занятия, позволяет найти новые пути организации самих занятий, способствует установлению хороших взаимоотношений между детьми и музыкальным руководителем, развитию у детей, таких качеств народного творчества, как вариативность, импровизационность, коллективная одухотворенность и др.

         Музыкальное занятие, построенное на принципах фольклорного творчества — синкретичности и импровизационности, — наиболее эффективно развивает фантазию ребенка, способствует гармоничному сочетанию интонационно выразительного пения и пластики движений. Знакомство с народной песней расширяет представление дошкольников о народном музыкально-поэтическом языке, его образно-смысловом строе. Улучшается духовное развитие детей, воспитывается их эстетическое отношение к окружающей действительности, значительно обогащается общекультурный кругозор.

         Детские песенки, будь то колыбельные "Лю-ли, лю-ли, лю-леньки", "Уж ты, Котенька-коток" или потешки-дразнилки "Андрей-воробей", "Барашеньки", шуточные "Черный баран", "Сидит Дрема", "На горе мак" или лирические хороводные "Во поле березонька стояла", "Кумушки-кумы" и т.д. с удовольствием разыгрываются ребятами.

        Солидное место занимает работа над выразительностью речи. Речью мы рисуем, раскрашиваем "образные картинки" детских стишков, прибауток, потешек, дразнилок, скороговорок, песенок. Дети с удовольствием рисуют словом, раскрашивая стишки: "Чешу, чешу волосыньки", "Ходит зайка по саду", считалки: "Заяц белый, куда бегал?", "Инцы-брынцы, балалайка", играя диалоги: "Где же ты был, черный баран?", Зайчонок и еж". Выразительность, ясность речи мы совершенствуем у детей певческими упражнениями, которые исполняем с различной эмоциональной интонацией: то словно сердимся и, строго грозя товарищу, поем на слог лё"; то удивляемся, пожимая плечами и разводя руки в стороны, то же самое упражнение исполняя на слог "ли"; то весело, задорно, словно шаля, — на слог "ля".

        Основной материал в работе над развитием художественно-образного воображения — музыкальный фольклор. Так, игровые песни "Кумушки-кумы", "Заведем кружок" позволяют создать творческие поисковые ситуации, где необходимо видоизменять, варьировать, а иногда и импровизировать текстовые и интонационные "концовки". Эти песни мы часто исполняем, когда надо познакомиться, подружиться с гостями, приглашая их в хоровод:

Разметаем лужок.

Ой, лю-ли, да лю-ли,

Заведем кружок,

Кружок девичий,

Про трех молодцев (девочек).

Ой, лю-ли, да лю-ли,

Заведем кружок.

Про трех молодцев.

Первый молодец —

Брат ... (подставляем имя гостя).

Свет (отчество)

Ой, лю-ли, да лю-ли,

Брат (имя гостя)

Свет....

Брат ... .

        Часто играем в музыкально-шумовые импровизации с использованием детских шумовых инструментов: "Гроза", "Шум прибоя", "Отзовись, коня зовут" и др. Или обращаемся к играм "Поиграем-помечтаем", наблюдая в окно облака на небе и фантазируя свою сказку; "На что похоже?" то или иное звучание народных инструментов; "Добро и зло" в музыкальной изобразительной палитре выразительности; "Самый невероятный ответ" на простые жизненные вопросы.

         Чтобы дети не теряли внимание на занятии, проводим игры-хороводы: "На горе мак", "Сидит Дрема", "Каравай», а также устраиваем веселые минутки "Шумелку", "Как живешь?", "Эхо" и т.д. Устраиваем конкурсы скороговорочников или голосистых, которые очень нравятся детям, так как дают редкую возможность проявиться, самовыразиться.

         Чтобы дети знали, что такое хорошо и что такое плохо, учим пословицы и слушаем поучительные, музыкально оформленные сказки. Дети хорошо усваивают основное назначение сказок: "Сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам — урок". Перед прослушиванием новой сказки можно поиграть с детьми в музыкальную угадайку:

— Ребята, из какой сказки эти строки:

"За морем дела не худо,

В мире ж вот какое чудо..."?

— "Сказка о царе Салтане"! — закричат наперебой радостные дети, называя ещё и автора сказки.

— А какую народную мелодию использовал композитор (показ: портрет Римского-Корсакова) в музыке к этой сказке? Что она изображает?

При прослушивании тишина удивительная, слушающая, слышащая. В моменты фанфарных эпизодов музыкальный руководитель выразительно читает:

"...Под елкою высокой.

Видит, белочка при всех

Золотой грызет орех,

Изумрудец вынимает,

А скорлупки собирает

И с присвисточкой поет

При честном при всем народе..."

Выдержав паузу, акцентируем внимание детей на звучании основной музыкальной темы, прислушиваясь.

— Во саду ли, в огороде! — с радостью восклицают дети.

        Для облегчения образного восприятия и музыкально-эстетических представлений используйте красочную наглядность. Иллюстрации готовте несложные, но обязательно яркие, красочные. Дети с удовольствием "оживляют" картинки выразительным исполнением, проявляя при этом свою фантазию и изобретательность.

  1. Возрастные особенности развития хореографических  способностей

детей дошкольного возраста.

        Проанализировав психолого-педагогическую литературу, опыт учёных-практиков, музыкальных руководителей можно утверждать, что развитие хореографических способностей на каждом возрастном этапе происходит различно. В младшем возрасте ребенок эмоционально откликается на музыку, что выражается в мимике, жестах, но движения еще не точны и порой не согласованы с музыкой.
На четвертом году жизни дети начинают чувствовать смену контрастных частей музыки, могут выполнять и усваивать небольшие музыкальные задания. Они еще плохо ориентируются в пространстве, поэтому педагог учит их двигаться в соответствии с ярко-контрастным характером музыки, в медленном и быстром темпе, реагировать на начало и окончание звучания музыки, исполнять простейшие движения, передавать не сложные имитационные движения игровых образов (птички летают, лошадки скачут, зайчики прыгают).
На пятом году жизни у детей уже есть опыт слушания музыки, они могут узнавать знакомые мелодии, определять характер музыки. Движения становятся более ритмичными, четкими, согласованными с началом и окончанием звучания музыки. Дети выполняют более разнообразные движения (прямой галоп, движение парами, притоп одной ногой, выставление ноги на пятку) и могут двигаться в соответствии с контрастным характером музыки.
В возрасте 6-7 лет дети уже сравнительно хорошо управляют своими движениями, их действия под музыку более свободны, легки и четки, они без особого труда используют танцевальную импровизацию. Ребята в этом возрасте произвольно владеют навыками выразительного и ритмического движения. Развивается слуховое внимание, более ярко проявляются индивидуальные особенности детей. Они могут передать движениями разнообразный характер музыки, динамику, темп, несложный ритмический рисунок, изменять движения в связи со сменой частей музыкального произведения со вступлением. Детям доступно овладение разнообразными движениями ( от ритмичного бега с высоким подъемом ноги и подскоков с ноги на ногу до шага польки, полуприседа и т.д.). Творческая активность детей развивается постепенно путем целенаправленного обучения, расширения музыкального опыта, активизации чувств, воображения и мышления. Реакция детей на прослушанное представляет собой творческое отображение музыки в действии. В этом возрасте эмоции, вызванные музыкой, создают определенную двигательную активность, задача педагога заключается в том, чтобы направить её в нужное русло, подобрав для этого интересный и разнообразный музыкально-танцеватьный материал.
Двигаться, как подсказывает музыка – строгий закон, который следует неуклонно соблюдать на всем протяжении занятия. Движения должны вытекать из музыки, согласовываться с ней, отражая не только ее общий характер, но и конкретные средства выразительности.

  1. Особенности введения детей в мир народных танцевальных образов.


       В процессе обучения, музыкальный руководитель помогает найти ребенку нужное движение, своим советом, словом, собственным примером и т.д. Совпадение образного слова, музыки и движения, развивает детское воображение, ребенок точнее передает характер музыкального произведения, движения становятся свободными, исчезает скованность, появляется уверенность.
Чтобы заинтересовать детей танцевальным, народным творчеством, совместно с практическими занятиями необходимо проводить и теоретические.

        На таких занятиях даётся общая характеристика танца того или иного народа, отмечается его особенности. Проводятся беседы об особенностях фольклорного творчества данного народа, рассматриваются иллюстрации и слайды, знакомящие детей с костюмами, используются видеоматериалы по данной тематике. Все это необходимо для того, чтобы ввести дошкольников в мир тех образов, той музыки, под которую они будут танцевать. Плавность хоровода, жизнерадостность и веселость польки и галопа, зажигательность и удаль многих плясовых народных мелодий, отражающихся в движениях этих танцев, словесно описываются на таких занятиях.
       Большое значение придаётся слушанию и разбору музыки танца (её характера, настроения, структурного построения, ритмическим особенностям). Музыка сообщает движениям определенный характер, придает им эмоциональную окраску.

  1. Характеристик танца.

        Музыкальное сопровождение должно быть ярким, эмоциональным, выразительным. Среди всех искусств, в единстве с которыми развивается танец, музыка наиболее близка ему по обобщенности, ассоциативности и структурным закономерностям. Но, пластический изобразительный язык танца всё же более конкретен, как и зрим. В идеале сам танец – пластическая музыка. Поэтому существование в произведении двух компонентов - музыки и танца – результат сложного процесса работы над органикой их соединения. «Танцевальная музыка, - писал великий реформатор и теоретик балета Ж.Ж.Новер, - представляет собой или должна представлять своего рода программу, которая усиливает и предопределяет движение и игру каждого участника танца».  Музыка в любом своем проявлении создает, прежде всего, содержательную основу танца. Давая развитие эмоционального состояния образов, сопоставляя разные его стадии, музыка предлагает танцу действенную линию для пластических характеристик действующих лиц и событий. Этому, безусловно, способствует процесс работы по выявлению ритмическо-структурной общности. Как правило, танцевальная форма находится в различной степенной зависимости от временных и структурных характеристик музыки: темпа, ритма, метра и формы построения (периода, предложения, фазы). Среди них наиболее строги соотношения темпа музыки и танца.
        Одна из первых характеристик танца – это темп музыки. Темп всегда обусловлен содержанием и характером музыки. В практике музыкально- танцевальной работы чаще всего применяются темпы: умеренный, довольно быстрый, быстрый, неторопливый, медленный. Первый этап работы над темпом – это следование темпу музыкального произведения. Затем необходимо научить воспринимать и передавать в движениях различные темпы музыкальных примеров со всевозможными оттенками. Темп – это не просто скорость звучания, это художественная характеристика, которая влияет на эмоциональное восприятие музыкальной мысли. Поэтому, если не совпадает темп исполнения музыки и танца, это всегда читается как расхождение. Надо найти такой объем движений, такую степень мышечного напряжения, чтобы двигаться в данном темпе удобно, естественно и целесообразно. Необходимо также научить ребенка сохранять устойчивость в танце. Очень полезна тренировка в выдерживании взятого темпа танца. Важна задача по научению детей переключаться из одного темпа в другой, изменять темп танца в соответствии с изменением темпа музыки.
       Следующей характеристикой танца является метр. Естественно, что трехчетвертное строение такта найдет иное пластическое выражение, чем двухчетвертное, но не в формальном совпадении с долями, а в более сложном временном характере, который задает тот или иной размер и его метрический рисунок.
       Третья временная характеристика танца – музыкальный ритм, имеющий огромное влияние на восприятие танца в целом. Музыка и танец живут в едином телесном и метрическом измерении, при этом достаточно свободно соотносятся в ритме, рождая ритмический контрапункт. Таким образом, композиция танца в значительном соотношении с метрической структурой и формой музыкального произведения. Сам термин «композиция танца» трактуется по-разному. Композиция – сочинение, составление, соединение, связь. В рамках этих четырех смысловых прочтений танцевальная композиция – это сочинение единого целого из различных танцевально-пластических элементов.
       В авторской методике развития двигательной моторики детей 6-7 лет танцевальным творчеством наиболее распространенными музыкальными композициями были круг и линейное построение. Круг – композиция наиболее часто повторяемая в различных танцах. И это понятно, он несет смысловое объяснение для детей, круг – это солнце, это расположение вокруг ёлки, героя. В танце этот однородный мотив имеет ряд разновидностей: замкнутый круг, раскрытый круг, круг в круге, по общему кругу несколько кружочков. Круг – самая распространенная фигура для различных хороводов и песен-плясок. Орнаменты круга восходят к очень древним формам танца, являются одним из ярких мотивов и народного танца и современной хореографии. Ярким примером может служить один из самых знаменитых русских хороводов «Березка» созданный Н.Надеждиной. Бесконечное переплетение в круговом мотиве создает, с одной стороны устойчивый и спокойный образ, с другой, позволяет при переменах и разнообразии пластических вариантов создать объемность образа, его развитие, смену настроений и порывов и утвердить в результате действия величие и простоту.
       При использовании линейной композиции особенно четко возникает требование к законам перспективы. С ними музыкальный руководитель должен быть хорошо знаком, чтобы избежать ошибок в построении сценической композиции. К примеру, располагая танцующих детей в линии можно достичь разного зрительного эффекта: можно сохранить равновеличественный рост, если в глубину линии поставить более высоких исполнителей; можно же уменьшая рост, при усилении этого перспективного создать впечатление уходящей вдаль линии.
Безусловно, линейные мотивы, как и круговые, имеют возможность развития и за счет темпа, и перестроения, и места нахождения линии в пространстве.
       Еще одной характеристикой танца, значение которой столь же велико при обучении детей, как и предыдущих, - рисунок танца. Всякий рисунок танца не существует сам по себе, он соотносится с лексикой – движенческим строем хореографического произведения. Движения танца возникают и развиваются не в абстракции, а в определенном пространственном решении. Движения танца – это своеобразные знаки, подобные звуку, слову, но пластически значимые. Всякое движение не статика, но оно может быть в различной степени динамично и в зависимости от этого, но по-разному используется. Одно движение нуждается в ряде повторов, чтобы утвердить себя, другое воспринимается сразу и в повторениях не нуждается. Подбор движений в танце должен строго соответствовать поставленной задаче, поэтому использование бесконечно большого количества разнообразных элементов в одном танце не всегда определяет его успех. При огромном многообразии вариантов, танец наиболее часто делится на сольный и массовый. Для того чтобы рисунок танца детей был четким и выполнялся ими без особого труда необходимо многократное выполнение одного и того же движения – упражнения. Назначение упражнения различно: для совершенствования основных движений (ходьба, бег, подскоки); предварительного разучивания действий к сюжетным играм и пляскам; развитие выразительности движения персонажей сюжетных игр; композиционной завершенности музыкально-танцевальных движений у детей.
       Рассматривая вопрос о проявлении детьми творческой активности, нельзя не сказать о роли плясок и их разновидностях (по показу воспитателя, с зафиксированными движениями, народные пляски с медленными элементами народного танца, хоровода с пением, импровизация). Пляски активизируют слух ребенка, вырабатывают четкие, красивые движения. В плясках-импровизациях наиболее ярко наблюдается проявление детского творчества, раннее разучивание элементов плясовых движений позволяет детям уже в старшем дошкольном  возрасте составить собственную композицию танца.
Обучение детей танцевальным элементам в народном стиле и далее танцу начинается с их обучения правильному шагу и бегу, что способствует укреплению мышц, ног и корпуса. Дети должны разучить ряд упражнений, которые помогут им хорошо и выразительно двигаться под бодрую маршевую музыку. Работа над отражением в ходьбе бодрого, активного характера музыки способствует выработке хорошей осанки, ритмичности, координации движения рук и ног, легкости шага. Кроме того эти движения связанные с музыкой всегда сопровождаются эмоциональным подъемом, что так же благотворно влияет на развитие двигательной моторики детей.
       Предложенные ниже упражнения, танцевальные элементы, танцы, пляски подчиняются общим закономерностям:
1. Они направлены на улучшение качества движения детей, развитие у них умения придавать движениям пружинный, плавный, или маховой характер (в зависимости от музыкально-двигательного образа).
2. Они должны научить детей придавать основным движениям (ходьбе, бегу, подскокам), элементам пляски-танца выразительность диктуемую музыкой.
3. Они должны воспитывать у детей умение ориентироваться в пространстве, организационно двигаться в группе, не мешая друг другу или выполнять перестроение в плясках отражая их характер.
       Разучивание точно зафиксированных и не привычных для детей элементов танца и русской пляски начинается с показа. Для этого используется не только личный пример музыкального руководителя, но и видеоматериал. Показ движений отражает их четкость и выразительность, обязательно должен быть связан с музыкой, чтобы дети сразу могли понять характер и особенности движения и музыки. Разучив такое движение, музыкальный руководитель предлагает исполнить его под другую музыку, чтобы дети привыкли соответственно изменять характер, динамику, темп движения.
       Эксперимент показывает на практике, что на ранних стадиях некоторые дети хорошо чувствуют характер музыки, но для них очень затруднительно передавать его в движении. Во многих случаях музыкальному руководителю приходится самому включаться в движение, использовать словесное описание движения и др., чтобы научить детей точно передавать характер музыки. Участие музыкального руководителя в танце всегда активизирует деятельность детей, вовлекаясь в общий ритм движений, дети преодолевают барьер стеснения, неловкости и быстрее вовлекаются в танец.
       Кроме того, все дети любят танцевать, нужно только помочь некоторым из них преодолеть скованность движений. Энергия внутренних сил ребенка в этом возрасте требует своего выражения. Темп, ритм, пульс нашей жизни находят у детей свое воплощение в движении. Задача музыкального руководителя объединить последовательность этих движений в несложную по построению композицию, придать им изящество и выразительность.

Список литературы:

  1. Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренинг. - С-Пб, 1997.
  2. Карпушина М.Ю. Логоритмические  занятия в детском саду. - Москва, 2003.
  3. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. – Ярославль,  

1997.

  1. Жигалко Е.В. От стихов  к музыке. Хрестоматия.  - С-Пб, 1999.
  2. Орлова Т.М., Бекина  С.И. Учите детей петь.  - М., 1986.
  3. Струве Г.А. Хоровое сольфеджио. -  М., 1994.
  4. Виноградов Л. Музыкальные занятия с детьми. В семье и не только.- С-Пб, 2010.

8. Мир движений мальчиков и девочек. Методическое пособие для руководителей физического воспитания дошкольных учреждений. - Санкт-Петербург, «Детство Пресс», 2001г.
9.  Вавилова Е.Н. Особенности проявления двигательных качеств у детей 6-7 лет. // Роль физического воспитания в подготовке детей к школе: Сб. науч. тр./ Под ред. Ю.Ф. Змановского и Н.Т. Тереховой. – М., 1980г. – с.15-26.
10. Вильчковский Э.С. Развитие двигательной функции у детей. – Киев: «Здоровье», 1983г.
11. Воспитание детей в игре. – М., 1993г.
12.  Воронцов Н.М. Закономерности развития детей и методы его оценки. Учебно-методическое пособие. – Л., 1986г.
13. Давыдов С.Ю. Морфофункциональные показатели и развитие моторики у детей 3-6-летнеко возраста различных типов конституций.// Теория и практика физической культуры. 1995г., №11, с.39-43.
14. Двигательные качества и моторика их развития у дошкольников. / сост. Н.А.Ноткина. – СПб.: Образование, 1993г.
15. Изаак С. И. Статистические модели дифференцированной оценки двигательных возможностей детей и молодежи.: Автореф. дисс.канд.пед.наук. –М., 1997г.
16. Майорова Л.Т., Лопина Н.Г. Закономерности развития координационных способностей у детей 4-7 лет. // Современные научные исследования и передовой опыт решения проблем физического и психического здоровья дошкольников. / под ред. В.И.Усакова. – Красноярск, 1996г. – с.37-40.
17. Ноткина Н.А. Индивидуальные различия в формировании двигательных качеств дошкольников./ Оптимизация учебно-воспитательного процесса в детском соду.: Межвуз.сб.науч.тр.-Л., 1985.- с.146-151.
18. Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду. – М.: «Мозайка-синтез.», 2000г.
19. Сулимцев Т.И, Данилушкина В.И., Бланин А.Д. Двигательные возможности детей 4-6 летнего возраста разных самотипов.// Актуальные проблемы физического воспитания школьников.: Материалы всероссийской науч.конф.- малафовка, 1999г.,с.124-126.
20. Зимина А.Н. Музыкальные игры и этюды в детском саду. Пособие для музыкального руководителя. М., Просвещение, 1971г.
21. Ревская Е., Руднева С., Соболева Г., Ушакова З. Музыкально-двигательные упражнения в детском саду. М., Просвещение, 1969г.
22. Михайлова М.А., Горбина Е.В. Поем, играем и танцуем дома и в саду. Популярное пособие для родителей и педагогов.
- Ярославль, «Акадкмия развития», 1997г.
23. Иоффе М.Е. Механизмы двигательного обучения.
- М., Наука, 1991г.
24. Давыдова Е.К. Движение как сигнал.
- М., Наука, 1986г.
25. Психологический словарь. /Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. – 2-е изд. перераб. и доп. – М., Педагогика-Пресс, 1999г.
26. Луговская А. Ритмические упражнения, игры и пляски. Для детей дошкольного и младшего школьного возраста.
- М., «Советский композитор», 1991г.
 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для музыкальных руководителей по работе с одарёнными детьми по музыкально-художественной деятельности

Воспитание и развитие одаренных и талантливых детей является важнейшим условием формирования творческого потенциала общества, развития науки и культуры, всех областей производства и социальной ж...

Рабочая программа музыкального руководителя 2020-2021

Основная идея рабочей программы - гуманизация, приоритет воспитания общечеловеческих ценностей: добра, красоты, истины, самоценности дошкольного детства.Цель: создание условий для развития предпосылок...

Музыка в природе, природа в музыке. цикл музыкальных занятий по экологии методические рекомендации для музыкальных руководителей

  Экологическое отношение к миру формируется и развивается на протяжении всей жизни человека. Умение жить в согласии с природой, с окружающей средой следует начинать воспитывать как можно ...

Особенности развития двигательной активности детей дошкольного возраста на музыкальных занятиях в ДОУ Методические рекомендации для музыкальных руководителей

Высокую эффективность в улучшении двигательной активности на музыкальных занятиях показали физминутки и речёвки-попевки, созданные автором данных методических рекомендаций. Они снимают напряжение...

Годовой отчет музыкального-руководителя 2020-2021

Годовой отчет музыкального-руководителя 2020-2021...