Методические рекомендации для музыкальных руководителей на тему: «Создание здоровьесберегающей среды на музыкальных занятиях в ДОУ»
материал

Крашенинникова Елена Александровна

 

Методические рекомендации

для музыкальных руководителей

 

 

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации

для музыкальных руководителей

 на тему:

«Создание здоровьесберегающей среды на музыкальных

занятиях в ДОУ»

                                              Выполнил:

 Музыкальный  руководитель МБДОУ

                                                       «Детского сада «Алёнка» г. Кирсанова

                           Крашенинникова Е.А.

   Дошкольный возраст является благоприятным периодом для выработки правильных привычек и формирования здорового образа жизни, которые в сочетании с обучением дошкольников приемам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам.  Только здоровый ребенок может быть успешен в процессе личностного и интеллектуального развития, а значит, успешен в обучении. От того, насколько грамотно организована здоровьесберегающая  среда при организации музыкальной НОД, насколько эффективно используются для этого условия дошкольного учреждения, зависит здоровье ребенка.  Только здоровый ребенок может быть успешен в процессе личностного и интеллектуального развития, а значит, успешен в обучении.

    Среда развития ребенка – это пространство его жизнедеятельности. Это те условия, в которых протекает его жизнь в дошкольном учреждении. Эти условия следует рассматривать как фундамент, на котором закладывается строительство личности ребенка.  

     Развивающая предметная среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. Она должна объективно – через свое содержание и свойства – создавать условия для творческой деятельности каждого ребенка, служить целям актуального физического и психического развития и совершенствования, обеспечивать зону ближайшего развития и его перспективу. Окружающая ребенка среда должна обеспечивать ему физическое, умственное, эстетическое, нравственное, т.е. разностороннее развитие и воспитание.

      Музыка - и действенное, и эмоциональное средство воспитания. Поэтому для понимания музыки необходимо создать соответствующую эстетическую и, одновременно, здоровьесберегающую предметно-развивающую среду, способствующую сохранению и  укреплению здоровья воспитанников и служащую художественному восприятию произведений музыкального искусства.

     Оборудование детских помещений  и в частности музыкального зала , в котором  проводится  деятельность детей по образовательной области «Музыка»  позволяет реализовать организацию воспитания  дошкольников  на научной основе по следующим принципам:

1. Принцип обеспечения здорового образа жизни и физического развития

2. Принцип обеспечения воспитания и развития ребенка в условиях детского сообщества

3. Принцип обеспечения педагогического процесса в условиях общественного воспитания

4. Принцип надежности и безопасности

5. Принцип гигиенического соответствия

6. Принцип эргонометрического соответствия

7. Принцип вариативности.

8. Принцип гарнитуры

9. Принцип рациональности

10. Принцип складирования

11. Принцип «общего» и «единичного» в подборе и использовании

12. Принцип возрастного и гендерного соответствия.

Разработка предметно - развивающей среды должна осуществляться на основе следующих характеристик детского сообщества:

·  возрастного состава малышей;

·  психологической характеристики группы;

·  количественного соотношения мальчиков и девочек;

·  социальных условий жизни детей в семьях и типов семей;

·  окружающей социальной практики.

Таким образом, окружающая среда, играющая особую роль в развитии маленького ребенка, должна быть организована соответственно задачам воспитания.

     При создании предметно-развивающей, пространственной среды следует учитывать особенности каждой группы: возраст, состав – количество мальчиков и девочек, их индивидуальные особенности, в частности – подвижность, темперамент, склонности, интересы, особенности воспитания в семье; только в этом случае окружающая среда будет развивающей, т.е. создавать у ребенка чувство комфорта, радости, покоя, достаточности. У малыша появится чувство уверенности, к нему придет возрастная умелость, а вместе с ней некоторая самостоятельность и инициативность.

   Эстетика оформления музыкального зала должна обеспечивать эмоциональный комфорт и эстетическое воспитание детей. Здесь очень важно наличие единого стиля и соответствие обстановки помещения его назначению.

   Лучшим украшением помещений могут быть портреты композиторов, макеты и рисунки музыкальных инструментов, творческие работы и поделки самих детей, выставки авторских работ сотрудников ДОУ, фотографии детей и их родителей, выставки хороших игрушек и т.п.

Важнейшим условием эмоционального самочувствия и настроения детей является правильное освещение. Оно не должно быть слишком ярким, «искусственным», и в то же время в комнате должно быть достаточно светло и солнечно. Особенно важно хорошее освещение центральных точек, где дети чаще всего занимаются своими делами.

    Очень важно наличие свободного пространства, «воздуха» в помещении.   Необходимо создавать условия для того, чтобы с первых минут в детском учреждении ребенок попадал в благоприятное, психологически комфортное пространство.

   Музыкальные залы  украшаются зеркалами, цветами, картинками, рисунками детей, игрушками, изготовленными взрослыми. Все элементы интерьера должны быть со вкусом оформлены. Учитывая особенности детского восприятия, следует избегать мрачных тонов. Светлые, нарядные интерьеры привлекают внимание малышей, радуют их. На стене при входе размещается стенд с необходимой информацией для родителей.

Мебель и оборудование располагаются так, чтобы осталось достаточное пространство для свободной двигательной активности детей. Малыши должны иметь возможность беспрепятственно ходить, ползать, бегать, кататься на маленьких велосипедах, возить за веревочку машинки, толкать перед собой тележки.

    Второе правило оформления  музыкального зала: некоторые предметы должны контрастировать с основным цветовым решением, как бы расцвечивать окружающий малыша предметный мир, делать его эмоционально близким и интересным. На стенах  музыкального зала укрепляются декоративные полочки, на которых располагаются яркие игрушки, на стене может быть в качестве украшения использовано большие яркие  золотистые  блюда хохломской росписи. На небольшом расстоянии от пола рекомендуется укрепить зеркала  таким образом, чтобы малыши могли увидеть себя в нем в полный рост. Это важно для формирования у детей образа собственного «Я». Помещение  музыкального  могут быть оформлены звуковым дизайном, например, записями колыбельных песен, плеска воды, шума моря, пения птиц, шелеста листвы. Тихие, приятные звуки производят психотерапевтический эффект, успокаивают детей, создают особый уют, выполняют познавательную и эстетическую функции. Звуковой дизайн может использоваться во время режимных моментов и в играх в качестве фона и дополнения.

Рациональное размещение мебели, эстетическое оформление помещений способствует созданию домашней атмосферы, эмоционального комфорта, отражает заботу педагогов о поддержании у каждого ребенка положительного самоощущения.

    Музыкальные руководители  могут менять элементы интерьера. Если кто-то из родителей умеет хорошо рисовать или владеет какими-либо художественными техниками, можно попросить их расписать свободную часть стены безопасными для здоровья детей красками, сделать панно, изготовить оригами и т.п. Внесение элементов новизны в привычную обстановку, привлечение к ее преобразованию детей, способствуют развитию у малышей свободы, инициативности, творческого воображения.

   Комфортной средой для  детей выступает такая среда, которая эстетически и функционально выдержана для пребывания в ней определенного возрастного контингента малышей.

Для самостоятельной музыкальной деятельности детей необходимо иметь определённый набор оборудования. Особенное  значение  имеют звучащие игрушки – для исследования звуковых свойств – свистульки, барабанчики, треугольники, ксилофоны, трещотки и т.п. В музыкальном зале необходимо иметь детскую музыкальную фонотеку, аудиотеку, видеотеку. В некоторых случаях детям необходимо предоставлять самостоятельность в выборе любимого произведения (музыкальная сказка или детская песня. А может быть и отрывки серьёзной классической музыки.

  В заключение хочется отметить,  что  именно  дошкольный возраст является благоприятным периодом для выработки правильных привычек и формирования здорового образа жизни, которые в сочетании с обучением дошкольников приемам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему "СОЗДАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ДЕТСКОМ САДУ"

Сохранение и укрепление здоровья воспитанников путем создания здоровьесберегающей среды  - главная задача, осуществляемой педагогами ДОУ, позволяет эффективно решать вопросы полноценного физическ...

Методические рекомендации "Алгоритм деятельности педагогов по созданию креативной среды в дошкольном образовательном учреждении".

Прежде всего, создание креативной среды в дошкольном образовательном учреждении (далее – ДОУ) предполагает разработку концептуальной основы развивающей среды ДОУ, реализующей права ребенка и максималь...

Родительское собрание на тему: "Здоровьесберегающая среда на музыкальных занятиях"

Родительское собрание на тему «Здоровьесберегающая среда на музыкальных занятиях». Здоровье – состояние полного физического, психологического и социального благополучия человека. Для родите...

Создание конкурентной среды на музыкальных занятиях через применение инновационных музыкально-педагогических технологий.

В методическом материале изложено и обосновано  средство формирования личностной конкурентоспособности у дошкольников – создание конкурентной  среды на музыкальных занятиях. Представле...

Создание здоровьесберегающей среды на музыкальных занятиях

Наличие причинно-следственной зависимости в системе «здоровье детей-среда образовательного учреждения» сегодня приобретает особую актуальность, во-первых, в связи со стойкой тенденцией уху...

Методические рекомендации "Организация музыкального занятия на основе здоровьесберегающих технологий"

Методические рекомендации даны в помощь музыкальным руководителям, которые используют на своих занятиях здоровьесберегающие технологии....