Семинар-практикум на тему «Развитие детской инициативы в игровой деятельности дошкольника»
материал

Жарова Наталья Александровна

Задачи: 

 1.Совершенствовать педагогическое мастерство воспитателей.

2.Повышать методический уровень педагогов по организации  сюжетно-ролевой игры.

3.Составить памятку по теоретическим основам сюжетно-ролевой игры.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар-практикум на тему

«Развитие детской инициативы в игровой деятельности дошкольника»

Подготовила и провела :

Старший воспитатель ГБОУ Школы №657 дошкольное отделение 2    

 Жарова Н.А.

Задачи:

 1.Совершенствовать педагогическое мастерство воспитателей.

2.Повышать методический уровень педагогов по организации  сюжетно-ролевой игры.

3.Составить памятку по теоретическим основам сюжетно-ролевой игры.

Ход мероприятия:

Слайд 2.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) нацеливает педагогов на реализацию такой образовательной программы, освоение которой мотиви рует ребенка к познанию и творчеству, что является основополагающей ценностной установкой совре менного быстро трансформирующегося мира.

И ФГОС ДО говорит, как это делать, – создавать условия для свободного выбора детьми различных видов деятельности, форм совместности, а также для принятия ими решений, выражения своих чувств и мыслей. А установление доброжелательных отношений в группе детей и за ее границами (между педагогами и родителями) обеспечивает эмоциональное благополучие каждого ребенка, овладение культурными средствами деятельности и способами коммуникации, поддержку образовательных инициатив семьи в развитии культурных практик совместного познания, чтения, продуктивной деятельности, игры.

Взрослый (педагог, родитель) – посредник между детьми и культурой – способен поддержать само определение ребенка. Сотрудничество детей и взрослых происходит в игре, продуктивной деятельно сти, общении и других ситуациях. Ребенок как субъект любого вида деятельности по своей инициативе проявляет избирательный интерес к объекту (предмету или явлению действительности) и желание действовать с ним. Инициативность трансформируется в собственно деятельность ребенка, которая осуществляется автономно и самостоятельно, на основании индивидуального выбора.

Слайд 3.

«Позволим детям упиваться радостью утра и верить. Именно так хочет ребенок. Ему не жаль времени на сказку, на беседу с собакой, на игру в мяч, на подробное рассматривание картинки, на перерисовку буквы, и все это любовно. Он прав.»     Я. Корчак

Слайд 4.

Наш семинар построен на интерактивную работу в командах, и предлагаю установить общие правила:

Мнение каждого важно;

Не критиковать, все имеют право на ошибку;

Мыслью по дереву не растекаться;

Когда один говорит, все слушают.

Основным принципом дошкольного образования согласно ФГОС является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится полноценным участником (субъектом) образовательных отношений, а так же поддержка  инициативы  детей в различных видах деятельности.

Инициатива, инициативность — активность в начинании, активность продвигать начинания, запускать новые дела, вовлекая туда окружающих людей.

Слайд 5. Что же такое детская инициативность?

Предлагаю обсудить это всем вместе игровым методом «Светофор»

У каждого участника находится две карточки – красная и зеленая. Условимся, что красная означает несогласие, зеленая-согласны. Я озвучиваю  разные качества ребенка. Нам нужно выбрать из них те, которые подходят к инициативной личности.

Если представим ребенка как цветок, то пронаблюдаем, как он распустится, если в нем есть инициативные качества.

Слайд 6.

Текст: 1.Произвольность поведения

-Замкнутость

-Боязнь  порицания,наказания

2.Самостоятельность

-Пассивный

3.Развитая эмоционально-волевая среда

4.общительность

-Ожидание  указаний Воспитателя

5.Творческий подход  к деятельности

-Отсутствие творческого воображения

6.Стремление к самореализации

-несамостоятельность

7.Познавательная активность

Детская инициатива проявляется в свободной деятельности детей по выбору и интересам. Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять и прочее, в соответствии с собственными интересами.

Слайд 7.   Иначе говоря, дошкольник – это прежде всего деятель, стремящийся самостоятельно познавать и преобразовывать мир за счет возникающих разнообразных инициатив в решении доступных задач жизни и деятельности.

Слайд 8. В старшем дошкольном возрасте (5–7 лет) инициативность проявляется во всех видах дея тельности ребенка – общении, продуктивной деятельности, игре, экспериментировании и др. Он может выбрать дело по своему желанию, подключиться к разговору, предложить интересное занятие для всех. Ребенок легко входит в игровые ситуации и инициирует их сам, творчески развивает игровой сюжет, используя для этого знания, полученные из разных источников. Инициативность связана с любознательностью, пытливостью ума, изобретательностью, индивидуальными возможностями детей, поддержкой свободы их поведения и самостоятельности.

Ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является ИГРА. В играх с правилами дети четко придерживаются порядка игры.Предлагаю рассмотреть сюжетно-ролевую игру, где инициатива ребенка , даже самого застенчивого, очень хорошо прослеживается. Но если Вы думаете, что игра произвольная детская деятельность и воспитатель нет должен обращать внимание на игровой процесс, то Вы глубоко ошибаетесь, потому что ИГРА – ЭТО СЕРЬЕЗНО!.

Слайд 9.

Воспитатель как профессионал должен четко знать теоретические основы методики проведения сюжетно-ролевой игры, он как организатор, партнер, направляет детскую игру в нужном направлении, развивая и поддерживая детскую инициативу.

Предлагаю поиграть в сюжетно-ролевую игру «Риэлторская контора», где каждая команда –это отдельная  риэлторская фирма. Предлагаю названия «Домострой», «Золотой ключик», «Кристалл», «Жилсервис».

Ваша задача заселить новый монолитный трех-этажный дом с четырьмя подъездами. Но в каждую квартиру нужно заселить именно нужного по всем критериям жильца.

А критериями являются возрастные категории детей . А так же этапы сюжетно-ролевой игры, построение сюжета, умения детей, действия педагога.

В конце игры у Вас получится памятка для воспитателя по теме «Теоретические основы проведения сюжетно-ролевой игры»

Далее Слайды с 10 – 16   проверяем правильность заселения дома  (таблицы) приложение 1.

Благодарим риэлторов, которые грамотно и рассудительно заполнили все квартиры в новом доме.

Возвращаемся на семинар и подводим итоги нашей встречи.

Слайд 17-18

  1. Воспитатель должен играть вместе с детьми (позиция «играющий партнер»)
  2. Воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства
  3. На каждом этапе дошкольного детства формировать игровые умения, ориентируя ребенка на осуществление игрового действия и пояснение его смысла партнеру по игре.

Резюме:

На каждом возрастном этапе педагогический процесс по отношению к игре должен быть двучастным, состоящим из ситуации формирования игровых умений в совместной игре взрослого с детьми, где взрослый – «играющий партнер», и самостоятельной детской игры, в которую взрослый непосредственно не включается, а лишь обеспечивает условия для нее.

Слайд 19.

Наш семинар проходил в интерактивной игре, для того, чтобы все участники активно работали и запомнили весь матриал. Ведь как говорил мудрец:

Скажи мне, и я забуду

Покажи мне, и я запомню

Позволь мне сделать

и это станет моим навсегда!

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ГБОУ Школа №657 дошкольное отделение Семинар-практикум «Развитие детской инициативы в ИГРОВОЙ деятельности»

Слайд 2

Мнение каждого важно Мыслью по дереву не растекаться Когда один говорит, остальные слушают Не критиковать, все имеют право на ошибку

Слайд 3

Позволим детям упиваться радостью утра и верить. Именно так хочет ребенок. Ему не жаль времени на сказку, на беседу с собакой, на игру в мяч, на подробное рассматривание картинки, на перерисовку буквы, и все это любовно. Он прав. Я. Корчак

Слайд 4

Создавать условия для свободного выбора детьми различных видов деятельности, форм совместности, а также для принятия ими решений, выражения своих чувств и мыслей. ФГОС ДО в основу программы ставит конструирование социальной ситуации, которая способствует поддержке индивидуальности и детской инициативы каждого ребенка.

Слайд 5

ИНИЦИАТИВНЫЙ РЕБЕНОК– ЧТО ЭТО ЗНАЧИТ?

Слайд 6

ЧЕРТЫ ИНИЦИАТИВНОЙ ЛИЧНОСТИ Стремление к самореализации Познавательная активность Произвольность поведения Творческий подход к деятельности самостоятельность Развитая эмоционально-волевая среда общительность

Слайд 7

ДОШКОЛЬНИК – ЭТО ПРЕЖДЕ ВСЕГО ДЕЯТЕЛЬ, СТРЕМЯЩИЙСЯ САМОСТОЯТЕЛЬНО ПОЗНАВАТЬ И ПРЕОБРАЗОВЫВАТЬ МИР ЗА СЧЕТ ВОЗНИКАЮЩИХ РАЗНООБРАЗНЫХ ИНИЦИАТИВ В РЕШЕНИИ ДОСТУПНЫХ ЗАДАЧ ЖИЗНИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Слайд 8

Развитие детской инициативы в разных видах деятельности ПРОЕКТНАЯ ТРУДОВАЯ ИГРОВАЯ ТВОРЧЕСКАЯ

Слайд 9

Ведущая деятельность - это серьезно игра ГБОУ Школа №657 дошкольное отделение

Слайд 10

ЭТАПЫ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ 2-3 ГОДА 3-5 ЛЕТ 5-7 ЛЕТ СЮЖЕТНО-ОТОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ИГРА ( формирование условных игровых действий) НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ ( формирование ролевого поведения) ХОРОШО РАЗВИТАЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА ( формирование умений строить сложные сюжеты)

Слайд 11

Строение сюжета игры 2-3 ГОДА «Однотемные», «одноперсонажные» сюжеты игры как смысловая цепочка действий 3-5 лет 5-7 ЛЕТ «Многоперсонажный» сюжет как система взаимосвязанных ролей, который развёртывается через взаимодействие одного персонажа с другими Многотемные» сюжеты, предполагающие комбинирование разнообразных событий, выстраивание новых событийных рядов.

Слайд 12

УРОВНИ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ В СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ

Слайд 13

Интервью

Слайд 14

Действия воспитателей 2-3 года Играя с ребенком, комментирует свои действия, поясняет их смысл и предполагает смысл действий ребенка. На короткое время подключается к действию ребенка, поддерживая комментариями условно-игровое действие, возникшее у малыша, помогая ему тем самым осознать смысл собственного действия. В совместной игре делает акцент на словесном обозначении для малыша смысла игровой ситуации и действий с предметами.

Слайд 15

Действия воспитателей 3-5 лет Играя с детьми, всегда обозначает словом принимаемую на себя роль и роль партнера. Стимулирует ребенка к таковому обозначению. Переходя к новой роли, акцентирует этот момент. Выделяет в игре специфику ролевых действий, направляя основное внимание партнеров на общий смысл роли и ролевого взаимодействия через активное использование ролевого диалога . Использует в игре с детьми преимущественно парные, взаимодополнительные роли. Постепенно увеличивает число ролей за счет развертывания сюжета в процессе самой игры.

Слайд 16

Действия воспитателей 5-7 лет Использует такие формы и типы игр, где согласованное развертывание нового сюжета осуществляется в чисто речевом плане. Участвует вместе с детьми в предварительном периоде их самостоятельной игры, предлагая каждому высказать свои предложения по поводу развития сюжета. Предоставляет детям возможность использовать в качестве основы игры намеченные ранее события. Учит согласовывать замыслы в процессе игры в небольшой подгруппе; акцентирует внимание на комбинирование и согласование разнообразных сюжетных событий.

Слайд 17

Принципы организации сюжетной игры Воспитатель должен играть вместе с детьми (позиция «играющий партнер») Воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства На каждом этапе дошкольного детства формировать игровые умения, ориентируя ребенка на осуществление игрового действия и пояснение его смысла партнеру по игре.

Слайд 18

Резюме На каждом возрастном этапе педагогический процесс по отношению к игре должен быть двучастным , состоящим из ситуации формирования игровых умений в совместной игре взрослого с детьми , где взрослый – «играющий партнер», и самостоятельной детской игры , в которую взрослый непосредственно не включается, а лишь обеспечивает условия для нее.

Слайд 19

Позволь мне сделать, и это станет моим навсегда Скажи мне, и я забуду

Слайд 20

Благодарим за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для родителей Тема: «Развитие эмоционально-волевой сферы старших дошкольников»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 9 «Сказка» города Лесосибирска        СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙТема: «Развитие...

Выступление на семинаре-практикуме для педагогов МБДОУ д/с № 3 «Организация игровой деятельности в процессе адаптации к ДОУ»

Цель: структурировать имеющиеся у педагогов знания о работе с детьми 2-3 лет в период адаптации. Материал: мягкие мячики (по 5-6 штук для каждого участника),собачка, колокольчик, мяч....

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Развитие детской инициативы и самостоятельной активности детей дошкольного возраста»

laquo;Свобода и самостоятельность, индивидуальность и  инициативность – это не вседозволенность и анархия, а  раскованность, открытость, не обыденность,  неразрывно связаны с кул...

Презентация Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Развитие детской инициативы и самостоятельной активности детей дошкольного возраста»

Семинар-практикум для педагогов ДОУ«Развитие детской инициативы и самостоятельной активности детейдошкольного возраста»...

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Тема: «Развитие эмоционально - волевой сферы старших дошкольников посредством игры»

Познакомить родителей с особенностями развития эмоционально-волевой сферы ребенка старшего дошкольного возраста....

Семинар-практикум для педагогов "Способы поддержки детской инициативы и двигательной активности."

Одной из самых актуальных в современной педагогике была и остается проблема инициативности.Детская инициатива – спонтанное, самостоятельное проявление ребёнком своей активности, его включен...

«Развитие детской инициативы в игровой деятельности дошкольников»

laquo;Развитие детской инициативы в игровой деятельности дошкольников» Консультация....