Образовательный проект «Использование ресурсов природы в инклюзивном пространстве ДОУ для детей с расстройством аутистического спектра»
проект

В МАДОУ д/с №133 города Тюмени успешно применяется авторская технология по развитию физического интеллекта детей и их эффективной коммуникации. Разработана она коллективом детского сада. Предназначена в первую очередь для развития, коррекции и реабилитации детей с расстройством аутистического спектра (РАС), однако успешно применяется и для нормотипичных воспитанников.

Коррекционная работа с использованием доступных подручных материалов дает более устойчивый и интегрированный результат, позволяет включить в образовательные процессы семью и помочь организовать семейную инклюзию.

Инклюзивное образование в ДОУ включает в себя всех субъектов образовательного процесса, в том числе детей как с особыми образовательными потребностями, так и с нормотипичным развитием и их родителей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okuneva_dou_133-konkurs_op-_bez_foto.docx39.27 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 133 города Тюмени

(МАДОУ Детский сад №133)

Номинация «Образовательный проект»

Образовательный проект

«Использование ресурсов природы в инклюзивном пространстве ДОУ для детей с расстройством аутистического спектра»

Окунева Елена Анатольевна

Педагог-психолог МАДОУ детский сад №133

Тюмень

2020 год

В МАДОУ д/с №133 города Тюмени успешно применяется авторская технология по развитию физического интеллекта детей и их эффективной коммуникации. Разработана она коллективом детского сада. Предназначена в первую очередь для развития, коррекции и реабилитации детей с расстройством аутистического спектра (РАС), однако успешно применяется и для нормотипичных воспитанников.

Многофункциональное образовательное пространство «Поляна активности», в котором реализуется авторская технология,  находится на открытом воздухе рядом с прогулочными площадками детского сада.

Коррекционная работа с использованием доступных подручных материалов дает более устойчивый и интегрированный результат, позволяет включить в образовательные процессы семью и помочь организовать семейную инклюзию.

Инклюзивное образование в ДОУ включает в себя всех субъектов образовательного процесса, в том числе детей как с особыми образовательными потребностями, так и с нормотипичным развитием и их родителей.

Обоснование проекта

       В детском саду 7 групп компенсирующей направленности, которые посещают дети с различными проблемами психо-речевого и умственного развития, в т.ч дети с РАС.

С 2019 года на образовательном пространстве «Поляна активности» успешно применяется авторская технология по развитию физического интеллекта детей, разработанная коллективом детского сада. Практика здесь основана на научных трудах отечественных и зарубежных исследователей (Выготский, Гарнер, Бернштейн, Леонтьев, Айрес и др.).

Среди многих факторов, оказывающих положительное влияние на здоровье детей, первое место по интенсивности воздействия занимает правильно организованная двигательная активность, при этом физические упражнения применяются не только для укрепления здоровья и развития двигательных навыков. Параллельно ставятся цели снятия нервно-эмоциональных нагрузок и восстановления умственной работоспособности, что благотворно воздействует на психическое развитие ребенка.

Движение – это первичный стимул для ума ребенка. Еще Жан-Жак Руссо сказал: «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым. Пусть он бегает, работает, действует. Пусть он находится в постоянном движении».

Физический интеллект (или теория воплощенного сознания) – это активное и эффективное управление своей физиологией, своей физической деятельностью, как внешней, так и внутренней.

Впервые термин «физический интеллект» выдвинул Говард Гарнер в 1983 году в работе «Структура разума: теория множественного интеллекта».

Развитие интеллекта и физическое развитие имеют самую прямую связь, поэтому совершенствование  и тренировка одного неразрывно связаны с потенциалом другого.

Направления проекта.

1. Повышение качества образовательного процесса в дошкольных образовательных организациях в условиях реализации ФГОС дошкольного образования.

2. Психофизическое развитие детей дошкольного возраста.

3. Улучшение социальной адаптации детей с РАС.

Вид проекта.

Проект практико-ориентированный и социально-ориентированный. Он может использоваться ДОУ различной направленности, а также социальными партнерами образовательных организаций. Повышает качество социальной и семейной инклюзии детей с РАС.

Проблема.

Для детей с особыми образовательными потребностями (ООП), в том числе с РАС, характерно дисгармоничное развитие психофизической сферы.

Основные проблемные моменты в психофизическом развитии детей с РАС:

- нарушение координации, точности и темпа произвольных движений, в том числе в прыжках и беге;

- повышенная возбудимость или, наоборот, инертность.

- трудности в социальной мотивации деятельности.

- затруднения в области восприятия, понимания, выполнения инструкций, игровых правил и условий

- нарушение формирование пространственно-временных представлений. Дети с трудом усваивают названия частей тела и движений, часто не могут представить движение по словесному объяснению и соотнести инструкцию с показом

- нарушение согласования дыхания и движения

- недостаточность статической координации

- серьезные трудности в коммуникативной сфере

- проблемы социализации и адаптации.

Целевая аудитория.

  1. Дети дошкольного возраста с РАС и другими нозологиями и их родители.
  2. Дети с нормотипичным развитием и их родители.

Цель проекта. 

Повышение эффективности социальной адаптации и коммуникации детей с РАС через развитие физического интеллекта воспитанников ДОУ.

Задачи проекта.

  1. Укреплять дыхательную, нервную, костно-мышечную, пищеварительную системы организма
  2. Улучшать прыгучесть, меткость, ловкость, гибкость, силу

3.  Улучшать координацию и баланс

4. Повышать уровень внимания, восприятие и мышления

5. Формировать коммуникативные навыки и умения

6. Осваивать народные музыкальные и танцевальные традиции

7. Развивать чувство единения с природой и бережное отношение к природе.

Рабочий план реализации проекта.

Название мероприятия

Содержание мероприятия

Сроки реализации

Ответственный

Диагностика:

- физического развития

- коммуникативного развития

- интеллектуального развития

- Направленное наблюдение

- Направленное

наблюдение

- Тестирование

В начале учебного года

Инструктор по физической культуре

Педагог-психолог

Учитель-дефектолог

Занятия по физическому развитию

Курс занятий № 1

Инструктор по физической культуре

Занятия по коммуникативному развитию

Курс занятий №2

Педагог-психолог

Музыкальный руководитель

Занятия по интеллектуальному развитию

Курс занятий №3

Педагог-психолог.

Учитель-дефектолог

Результаты отслеживание

Повторение диагностики начального этапа

В конце учебного года

Инструктор по физической культуре

Педагог-психолог

Учитель-дефектолог

Ресурсное обеспечение.

Проект долгосрочный, он реализуется в течение года и больше. Проводятся физкультурные, музыкальные и дефектологические занятия с группами, куда включены и детей различных нозологий и нормотипичные дети.

Непосредственная включенность в экологическую среду позволяет формировать у дошкольников достаточно полную систему естественнонаучных знаний и в целом способствовать их социально-культурному развитию.

Дошкольники в процессе включения в разнообразные виды совместной деятельности вовлекаются и в новые отношения, учатся управлять ими, познают их правила 

В среде, наполненной звуками, запахами и вкусами природы, эффективнее обеспечить гармоничное развитие личности ребенка с особыми образовательными потребностями.

В окружении деревьев и цветов, в сохранной природной среде расположены приспособления для занятий с детьми из различных природных материалов. Территория покрыта богатым травяным слоем, на ней произрастают как мощные деревья, так и нежные саженцы, в клумбах много цветов, за которыми ухаживают дети и взрослые.

Для создания комфорта и удовольствия от процесса, для сопричастности к природе и народным традициям в фольклорной зоне устроен «сеновал» из настоящего сена. Стоит в этой зоне и деревянный колодец (имитация).

В любой сезон «Поляна активности» привлекательна для детей и эффективна в образовательной работе. Здесь дети наблюдают, анализируют, сравнивают все изменения в погоде. Смену времен года они замечают, исследуя температуру, растительный покров деревьев и кустов, ветер, облачность, запахи листьев и снега, влажность воздуха и почвы.   Даже зимой снег и мороз тоже помогают исследовательской деятельности ребят: они отправляются в путешествия, где строят и осваивают лабиринты, горки, пещеры, преодолевают различной сложности препятствия.

Характеристики «Поляны активности»:

  1. Многофункциональное пространство. В ходе занятий выполняется несколько функций и решается множество задач.
  2. Динамическое пространство, то есть, наполненное разнообразным движением. 
  3. Коммуникативное пространство, то есть, ориентированное на взаимодействие детей с другими детьми и взрослыми в ходе выполнения упражнений.
  4. Вариативное пространство, то есть, способное образовывать варианты. Каждый тренажер (спортивное оборудование, инвентарь) имеет не один способ использования. Варианты создаются с учетом индивидуальности ребенка, его возможностей и уровня развития. Например, если основная цель тренажера  – развитие баланса и координации, то в арсенале у специалиста есть еще 1-3 варианта использования с усложнениями или с проработкой других умений.
  5. Природосообразное пространство, то есть, опирающееся на дарования и природные силы ребенка. Все образовательные воздействия на «Поляне активности» согласуются с природными стадиями развития личности.
  6. Оздоровительное пространство, то есть, использующее природные средства для развития детей и развивающее личность как часть природы.

Состав «Поляны активности».

Все пространство состоит из  6 зон:

  1. Зона разминки
  2. Зона общения
  3. Зона крупной моторики
  4. Зона мелкой моторики
  5. Зона сенсорная
  6. Зона фольклорная.

Выбор и обустройство зон сделан исходя из дефицитов детей с ООП, в частности детей с РАС. При реализации образовательной деятельности обязательно учитываются принципы «Развитие простого к сложному», «Сочетание совместности и индивидуальности», «Коммуникация в деятельности и в общении».

Методические рекомендации

При выборе оборудования  продумано грамотное наполнение каждой зоны, последовательность размещения тренировочных приспособлений в них, а также переходы из зоны в зону.

  1. Зона разминки

Здесь начинается каждое занятие на «Поляне активности» и здесь же оно заканчивается. Здесь дети выполняют общеразвивающие упражнения для всего тела. Они выполняются с разным мышечным напряжением, разной скоростью, амплитудой, в разном ритме и темпе.

В программу занятий входят и упражнения на развитие правильного дыхания, укрепляющие диафрагму, обучающие регулировать силу и длительность вдоха и выдоха, сочетать ритм и частоту дыхания со структурой движения.

Важно, что все упражнения выполняются в коллективе, что способствует развитию у детей организованности, дисциплины.

Движения детей становятся более совершенными, так как они выполняются в сопровождении музыки.

  1. Зона общения

«Поляна Активности» располагает возможностями как уединения, так и общения. Это могут быть словесные и коммуникативные игры, упражнения на релаксацию и расслабление.  Педагогические воздействия в этой зоне направлены на:

- Развитие единства, сплоченности, умения действовать в коллективе,

- Снижение барьеров в деятельности, в том числе коммуникативной;

- Развитие умения устанавливать  доброжелательные отношения, замечать положительные качества других  и выражать это словами, делать комплименты;

- Повышение способности решать конфликтные ситуации

- Создание благоприятной атмосферы непосредственного, свободного общения и эмоциональной близости.

  1. Зона крупной моторики

Здесь организуется  активная двигательная деятельность с учетом индивидуальных проблемных моментов в развитии ребенка. В ходе такой деятельности решаются задачи:

- Развитие (коррекция) координации движений и равновесия

- Развитие скорости, ловкости, гибкости, быстроты реагирования

- Формирование способности ребенка к произвольной организации движений собственного тела.

- Развитие совместной деятельности при выполнении туристических задач

  1. Зона мелкой моторики

В зоне развития мелкой моторики дети выполняют многочисленные и разнообразные задания и упражнения с опорой на все сохранные анализаторы. Такой подход помогает раскрыть компенсаторные возможности ребенка.

  1. Зона сенсорная

Здесь осуществляется максимальное обогащение сенсорного опыта ребенка, но с учетом возможных нарушений в сенсорной интеграции детей с РАС. Зрение, слух, обоняние, осязание, даже вкус – все анализаторы благодаря ресурсам природы насыщаются впечатлениями, и запускается процесс целостного восприятия объектов и явлений окружающего мира.

  1. Зона фольклорная

В этом пространстве дети участвуют в изучении особенностей народного быта и творчества. Для погружения в атмосферу фольклора широко используются орнаментальные и хороводные игры, в которых создается песенно-хореографическое действо. В хоровод часто включаются пантомима, прыжки, хлопки, притопывание, кручения, присядки. Все движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками.

По содержанию народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребёнку.

Четкие правила и весь ход хороводной игры мягко регулируют действия и поведение детей, их взаимоотношения. Так создаются условия для ситуации успешности каждого ребенка и его гармоничного объединения со всем окружением.

Ожидаемые результаты.

Эффективность образовательного воздействия на «Поляне активности» состоит в том, что в ходе выполнения с детьми упражнений и практик меняются в лучшую сторону такие параметры как:

- развивается чувство единения с природой

- укрепляются все системы организма ребенка вследствие активного движения на открытом воздухе и положительного эмоционального настроя

- улучшаются физические параметры

- развиваются психофизические процессы

- формируются навыки и умения конструктивного общения

- создается атмосфера единства через освоение народных музыкальных и танцевальных традиций

- формируется понимание ценности экотуризма и освоение его практик

Механизмы оценки результативности проекта.

На начальном и промежуточном этапах оцениваются физическое, коммуникативное и интеллектуальное развитие детей.

Диагностика проводится в трех направлениях:

- направленное наблюдение «Физическое и моторное развитие детей»

- направленное наблюдение «Коммуникативное развитие детей»

- диагностическая методика «РЕР-3»

Бланки наблюдений приведены в Приложениях.

Дальнейшее развитие проекта.

Проект постоянно развивается  в трех направлениях:

  1. Обогащение образовательной среды как природными, так и техническими средствами:

- растительность на «Поляне активности» усилиями детей и взрослых становится более разнообразной, а ее вид облагораживается. Среда совершенствуется и обновляется с учетом времен года;

- приспособления, тренажеры, оборудование дополняются и видоизменяются с ориентацией на достигнутые успехи и на изменения в психофизическом развитии детей.

2. Увеличение ресурса качественных и эффективных приемов и методов инклюзивного образования

  1. Повышения уровня педагогического мастерства сотрудников ДОУ.

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Формы деятельности.

В зонах общения и разминки упор делается на групповую работу с детьми.

В зоне крупной моторики – на сочетание индивидуальной, групповой и подгрупповой работы.

В зонах мелкой моторики и сенсорной основное внимание уделяется индивидуальной и подгрупповой работе ребенка.

В зоне фольклора занятия направлены на командную работу для создания единения детей в совместных народных ритуалах.

При этом каждая зона насыщена игрой как развивающей и коммуникативной деятельностью.

Приложение 2.

Основные приемы в работе  с детьми с РАС

на «Поляне активности».

Образовательное воздействие при работе с детьми с РАС опирается на 7 эффективных стратегий. Эти стратегии помогают детям быть  готовыми к восприятию нового события и спокойно воспринимать смену деятельности. Они также дают детям возможность  участвовать в совместной деятельности и получать удовольствие от групповых игр и любых других занятий.

Визуальные подсказки и расписания

- дают четкое планирование и формирование стереотипа занятия:  очередность действий,  их ясное начало и ясное окончание

- обучают ребенка самостоятельности

- помогают ему демонстрировать желательные навыки без словесных подсказок.

На «Поляне активности» используются визуальные расписания с выделением образа предстоящего упражнения, а также начала и завершения его выполнения.

Подкрепление. В ходе упражнений применяется в основном эмоциональное подкрепление с целью поддержки положительного поведения.

Время для обработки информации. Детям с РАС требуется время, чтобы понять слова и приступить к действиям. Эта пауза предусмотрена при переходе от одного упражнения к другому. Необходимо отметить, что особым образом произносится инструкция: простая, четкая, проговариваются одни и те же выражения (максимум 2 раза).

Рутины. Все практики проходят в одной и той же последовательности, чтобы ребенок с РАС заранее знал, что сейчас происходит, и что будет происходить.

Структурирование пространства помогает понять, где чье место, помогает телесно соориентироваться. На территории «Поляны активности» обозначены следующие символы:

-  цветные кружки на асфальте, помогающие занять правильную позицию в общем кругу

 - волнистые линии для выполнения траектории движения по «змейке»

- цветные «отпечатки следов» для выполнения прыжков в разных направлениях

- тросики на деревьях для обозначения начала и завершения упражнения

- лестницы и дуги для обозначении физических и телесных границ действия

Успокаивающие сенсорные ощущения.

Все практики на территории «Поляны активности» насыщены основным успокаивающим сенсорным ощущением – ходьбой. Изменение темпа, ритма, скорости, направления ходьбы позволяет одновременно и успокаивать и активизировать ребенка.

Частичное участие. Для всех детей начало и завершение общего занятия на «Поляне активности» происходит одновременно. Но если состояние ребенка потребует паузы или переключения, то сокращается его участие в общем процессе, и он  просто присутствует вместе с другими. В нужный момент взрослый снова включает его в общий процесс.

Приложение 3.

Диагностика психомоторного развития детей

Фамилия, Имя ребенка______________________________________

Дата наблюдения_________________

Параметр

Норма

Нарушения (описание)

1

Походка

Скоординированная

2

Бег

Ритмичный

Искаженный ритм

Бег тяжелый

3

Повороты тела

Без помощи

4

Стояние на одной ноге

Без помощи

5

Прыгание

На двух ногах, на одной, переменно - без помощи

6

Ползание

Самостоятельно

7

Подъем по лестнице

Скоординированно, без помощи

Лево-право

Верх-низ

8

Манипулирование мячом

Бросает и ловит мяч - без помощи

Отбивает мяч от пола

Бросает

Ловит

9

Захват и удерживание крупных и мелких предметов

Без помощи

Кистевой

пинцетный

10

Баланс на подвижной опоре

Без помощи

С опорой на руки взрослого

9

Чувство ритма

Хлопает в ладоши и топает ногами в ритм – без помощи

Хлопает

Топает

10

Психический тонус

Долго выдерживает напряжение, не устает

Направление коррекционно – развивающего воздействия:____________________  

Приложение 4.

Диагностика коммуникативного развития детей

 1.Навыки социального взаимодействия (диапазон оценок - от 0 до 3 баллов)

- Контакт:

контакт полностью отсутствует (0);

контакт возможен при глубокой заинтересованности ребенка (1);

контакт избирательный и неустойчивый (2);

контакт возможен, но его интенсивность и длительность зависят от настроения и состояния ребенка (3);

- визуальный контакт;

- проявляет инициативу в установлении контакта с взрослым;

- проявляет инициативу в установлении контакта со сверстниками;

- наблюдает за действиями сверстников и подражает им;

- делится с другими детьми игрушками; дидактическим материалом (при необходимости);

- проявляет интерес к совместным со сверстниками играм и занятиям;

- принимает участие в совместной деятельности;

- проявляет готовность оказать помощь;

- проявляет инициативу и самостоятельность в процессе деятельности;

- проявляет способность радоваться успехам других;

- владеет элементарными способами решения конфликтных ситуаций (уступить, извиниться, попробовать договориться и др.)

2.Коммуникативные навыки (диапазон оценок - от 0 до 3 баллов)

- понимание обращенной речи;

- сообщение информации; называние (употребление) слов, предложений;

-говорит о себе в первом лице – «Я»;

- рассказывает о себе (знает имя, фамилию, возраст, пол, цвет глаз и т.д.);

- выражение просьбы, требования;

- ответная реакция:

-умение откликнуться на свое имя,

- выражение отказа от предмета/деятельности

-умение ответить на приветствие

- умение выразить согласия/несогласие

- умение отвечать на вопросы;

- поддерживает элементарный диалог в знакомых социальных ситуациях;

- инициирует диалог

3.Развитие эмоционально-волевой сферы (диапазон оценок - от 0 до 3 баллов)

- умение различать и выражать эмоции (адекватная мимика, жесты, интонация, визуальный контакт);

 - умение сообщать о своих чувствах;

- осознает и может назвать причины своих чувств («Я радуюсь, потому что…»);

- устанавливает элементарную связь между выраженным эмоциональным состоянием и причиной, вызвавшей его, отражая это в речи или в другом способе (карточка, фотография, символ и т.д.);

- умеет распознавать чувства других людей; определяет и выражает словами чувства другого ребенка (Она радуется, он грустит и т.п.);

- способен давать оценку плохому или хорошему поступку другого ребенка;

- сопереживает героям сказок, рассказов, мультфильмов;

- проявляет сочувствие к другим (пытается успокоить, если кто-то огорчен);

- реагирует на замечания и похвалу социально приемлемыми способами;

- способен к переключению, но наблюдается застревание на предыдущих действиях;

- способен(а) сохранять внимание во время занятий;

- проявляет старательность при выполнении своей работы;

- умения сосредотачиваться на заданном действии;

- умеет произвольно начинать и заканчивать действия (при необходимости – с помощью сигнала);

- проявляет самостоятельность при выполнении заданий;

- умение доводить начатое дело до конца

4.Предпосылки стереотипа учебного поведения (диапазон оценок - от 0 до 3 баллов)

- интерес к предметам; манипуляции;

- интерес к занятию;

- сосредоточение на предмете; действии;

- сосредоточение на инструкции взрослого;

- переключение внимания (отсутствие застреваний);

- умение имитировать действия взрослого, действовать по подражанию;

- умение действовать по образцу;

- умение следовать простым указаниям другого человека;

- умение выполнить просьбы;

- выполнение заданий за столом в течение определенного промежутка времени;

- умение выполнять фронтальную инструкцию;

- умение ждать, выполнение очередности;

- умение поднимать руку, чтобы привлечь к себе внимание, ответить на вопрос;

- умение работать в парах;

- умеет действовать по правилам (при необходимости - с помощью визуальной опоры)

5.Нарушение поведения (0 баллов- проявление отсутствует; 1 балл – проявление отмечается редко; 2 балла – проявление отмечается часто; 3 балла – проявление отмечается часто, не поддается контролю)

- проявление аффективности (немотивированные крики, двигательное беспокойство, полевое поведение);

- неконтролируемое поведение, проявление агрессии/самоагрессии;

- не реагирует на замечания;

- в процессе работы может заниматься другими предметами, которые аффективно значимы;

- повторяет аффективно значимые фразы и слова;

-  проявляет агрессию, шумит, не прекращает подобное поведение по просьбе взрослого;

- при неудачах может проявлять обидчивость, аффективность;

- повышенная расторможенность, возбудимость;

- напряженность в процессе общения и деятельности, страхи;

 - аффективные реакции при неудовлетворении потребности;

- проявлением негативизма, аффективные реакции при изменении ситуации

Диапазон оценок - от 0 до 3 баллов:

0 баллов - умение отсутствует; недоступно даже после развернутой помощи со стороны экспериментатора.

1 балл - умение слабо выраженно, выполняется лишь при значительной помощи взрослого;

2 балла – умение недостатоно сформировано, ребенок в состоянии выполнить задание после нескольких подсказок и наводящих вопросов экспериментатора;

3 балла – умение сформировано, ребенок действует полностью самостоятельно.

Данная схема наблюдения позволяет более дифференцированно подходить к оценке степени тяжести аффективных нарушений у детей с нарушениями эмоционально-волевой, коммуникативной сфер и расстройствами аутистического спектра с целью отслеживания динамики их развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Сопровождение детей, имеющих расстройства аутистического спектра в дошкольном образовательном учреждении»

Одной из приоритетных задач современной образовательной политики нашего государства является развитие инфраструктуры и организационно-экономических механизмов, обеспечивающих равную доступность услуг ...

EduQuest (ЭдуКвест) технология как ресурс повышения качества сопровождения детей с расстройством аутистического спектра в дошкольном образовании

В статье описана современная технология EduQuest (ЭдуКвест), используемая при оказании психолого-педагогической поддержки детей дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра (далее &nda...

Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей с расстройствами аутистического спектра.

В данном материале представлен фрагмент Адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования  для детей с расстройствами аутистического спектра. Полностю ознакомиться с...

Дети с расстройством аутистического спектра. Особенности развития и поведения детей с аутистическим проявлениями.

Материал будет полезен родителям, работникам дошкольных образовательных учреждений, всем, кто работает с дошкольниками, особенно если есть нарушения в поведении ребёнка, задержка по линиям развития, т...

Консультация для родителей по теме "Организация жизненного пространства для детей с расстройством аутистического спектра"

Консультация для родителей по теме "Организация жизненного пространства для детей с расстройством аутистического спектра"....

Буклет "Мультфильм как образовательный ресурс для детей с расстройствами аутистического спектра"

Мультфильм – это прекрасный воспитательный ресурс, который дает основу для социализации ребенка, который помогает наглядно увидеть и понять сложные катего-р и и . И с п о л ь з о в а н и е...