Использование инновационной технологии «Рефлексивный круг» как метод социализации детей дошкольного возраста.
статья

Боровикова Елена Юрьевна

Детствосбережение является ключевой идеей, проектируемой педагогической концепцией развития дошкольного образования, стратегическим вектором, определяющим новое качество образования в интересах детства. Детство рассматривается как самоценный феномен, претерпевающий в последние десятилетия существенные трансформации.                                                                                                                                                                                                                                                                                          

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         воспитатель    Боровикова Елена Юрьевна

 

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад №30 «Росинка»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_obrazov._chteniya.docx20.08 КБ

Предварительный просмотр:

Использование инновационной технологии «Рефлексивный круг»  как метод социализации детей дошкольного возраста.

Дмитриева Екатерина Викторовна

воспитатель

Шокова Марина Станиславовна

воспитатель

                                                                           Боровикова Елена Юрьевна

воспитатель

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад №30 «Росинка»

Детствосбережение является ключевой идеей, проектируемой педагогической концепцией развития дошкольного образования, стратегическим вектором, определяющим новое качество образования в интересах детства. Детство рассматривается как самоценный феномен, претерпевающий в последние десятилетия существенные трансформации.

Современный региональный проект «Доброжелательная школа», где один из кейсов «Дети в приоритете», отображает направление деятельности дошкольных образовательных учреждений Белгородской области. Это целая региональная стратегия в образовании, цель которой воспитывать ребенка, воспитывать доброго человека, ответственного гражданина с самого раннего детства. Проект нацелен на то, чтобы ребенок обучался в благоприятной, дружественной и комфортной среде.

Все без исключения хотят видеть детей счастливыми, улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Именно поэтому в  нашем дошкольном учреждении успешно реализуется модель детствосберегающего пространства, которая объединяет требования к педагогам, семье, содержанию образования. Нам каждый день необходимо создавать благоприятные условия для социализации дошкольников в детском саду. Учить их взаимодействовать в детском коллективе, выстраивать дружеские отношения, проявлять инициативу в заботе об окружающих, развивать умение контролировать свое поведение, планировать свои действия и оценивать их результаты.

Для создания условий психологического комфорта и обеспечения эмоционального благополучия детей мы в своей работе используем актуальные на сегодняшний день инновационные «доброжелательные» технологии. Одной из таких технологий, применяемых в нашей практике, является технология «Рефлексивный круг».

Рефлексивный круг общения - одна из форм работы, которая помогает сформировать у ребёнка потребность и умение быть внутренне свободным.

Цель технологии: развить у ребенка саморегуляцию поведения, самостоятельность, инициативность.

Данная форма работы позволяет решить следующие задачи:

  • Формирование умения слушать и понимать друг друга
  • Развитие умения выражать свои мысли, чувства и переживания публично
  • Сплочение детского коллектива
  • Формирование общей позиции относительно различных событий в жизни группы
  • Коллективный анализ различных сторон жизни детского коллектива
  • Формирование умения анализировать полученный опыт

На наших занятиях мы беседуем с детьми и обсуждаем какую-либо тему. В кругу знакомим детей с основными правилами поведения такими как: «Приветствие и прощание», «Не отбирай, не ломай, не дерись», «Поиграл - убери игрушки» и т.д., в доверительной и доброжелательной атмосфере дети и воспитатель могут обсудить, зачем нужны те или иные правила и как их соблюдать, а так же что очень важно, решением детей в группе утверждаются те или иные правила. Так же мы можем обсудить следующие темы: «С кем бы ты хотел играть», «Мои любимые игрушки», «Я люблю, есть…», «Правила поведения в группе», «Правила поведения на площадке», «Как помириться», «Как делиться игрушками» и др.

Существуют определенные правила проведения Рефлексивного круга:

  • Рефлексивный круг проводится каждый день в удобное время (лучше с утра и вечером).
  • Круг начинается с речёвки (приветствия).
  • Время проведения: - младшая группа 5-10 минут - подготовительная группа до 20 минут
  • Необходимо соблюдать атрибутику и традиционность проведения (дети по кругу передают друг другу какой-нибудь предмет, например мячик, во время ответов на вопрос)
  • Желательно, чтобы круг, образованный детьми, находился всегда в одном и том же месте, так как дети через два-три месяца привыкают обсуждать свои проблемы в кругу и сами без присутствия воспитателя пользуются этой технологией для обсуждения своих проблем.
  •  Нельзя оценивать высказывания детей 

Правила Рефлексивного круга для детей: говорит тот у кого «мяч», если не хочешь говорить, то можно пропустить, желательно не повторяться, не выходить из круга, пока не закончим.

В нашей группе «Рефлексивный круг» проводится ежедневно утром, днем или вечером.

Утренний рефлексивный круг начинается с приветствия. Оно проводится с помощью клубка, ниточку которого дети передают, тем самым, приветствуют друг друга. Устанавливается дружеская атмосфера. В процессе диалога обсуждается эмоциональное состояние детей, с каким настроением они пришли в детский сад.

Днём возникающие темы для беседы в кругу могут быть запланированы в соответствии с темой недели или возникнуть спонтанно. Например, дети принесли игрушку, в группе произошло интересное событие и т. д. Для этого мы используем следующий прием: в центре круга стоит «волшебный музыкальный инструмент», а волшебство его заключается в том, что говорить может только тот, у кого этот инструмент в руках. Так, передавая его друг другу, дети могу поиграть на нем, поделится своими мыслями и ответить на вопросы, возникшие в процессе обсуждения.

В течение дня мы можем собираться в «экстренный круг», иногда это происходит в групповой комнате на стульчиках. Такая форма работы позволяет воспитателю своевременно отреагировать на возможные коммуникативные трудности детей.

В вечерние часы «Рефлексивный круг» позволяет подвести итог дня, обсудить планы на следующий день. Дети дают оценку своему поведению и поведению товарищей. Общение и обсуждение между детьми может происходить лежа на ковре. Опустив голову, под спокойную музыку они могут пожелать себе что-то, подумать о том, чего бы они очень хотели.

В рамках использования данной технологии мы организуем поздравление именинника. Это проходит при зажженной именинной свечке (обязательно в закрытом подсвечнике). К этому кругу мы готовимся заранее. Готовим стенд с фото ребенка – изменника, предлагаем родителям со своими детьми подготовить для изменника подарок своими руками. В день Дня рождения педагог и дети садятся в круг и дарят свои подарки и говорят добрые слова имениннику. Проводиться игра-хоровод «Каравай». Все вместе рассматриваем подарки, читаем стихи, показываем театрализованные сценки. Использование данного мероприятия поможет установить партнерские отношения с воспитанниками и их родителями, а также создать доброжелательную атмосферу в группе.

Таким образом, если говорить о влиянии данной технологии на развитие детей, то здесь с уверенностью можно отметить положительный результат. Дети усвоили социальные нормы, характерные для их возраста. Они не остаются равнодушными к происходящему вокруг, активны, принимают участие в жизни группы, умеют вежливо общаться друг с другом и с окружающими взрослыми. Также умеют вести диалог, внимательно слушают друг друга и понимают. Дети могут понять причины проявления положительных и отрицательных эмоций сверстников, способны разобраться в своих чувствах, рассказать о собственном состоянии. Робкие, стеснительные, малоговорящие дети стали активными, раскрепощенными. Инновационная технология «рефлексивный круг» позволяет на должном уровне преодолевать назревшие трудности у детей с заниженной самооценкой, робостью, застенчивостью в контактах со сверстниками и малознакомыми людьми.

Список используемой литературы

  1. Волосовец, Т.В. Детствосбережение в дошкольном образовании: Концептуальные основы развития образования в интересах детства: монография / Т.В. Волосовец. – М.: ФГБНУ ИИДСВ РАО, 2018. – 114 с.
  2. Гришаева, Н.П. Современные технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации / Н.П. Гришаева. – М.: Вентана-Граф, 2019. – 184 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет по самообразованию в группе старшего возраста комбинированной направленности «Использование инновационной технологии «Арт-терапии», в речевом развитии детей дошкольного возраста» По теме: «Развитие речи у детей средствами сказкотерапии»

Отчет по самообразованию в группе старшего возрастакомбинированной направленности «Использование инновационной технологии «Арт-терапии», в речевом развитии детей дошкольного воз...

Доклад. Технология «рефлексивный круг» для успешной социализации детей дошкольного возраста

Доклад. Технология «рефлексивный круг» для успешной социализации детей дошкольного возраста...

Технология «Утренний круг» для успешной социализации детей дошкольного возраста

Технология «Утренний круг» для успешной социализации детей дошкольного возрастаЦель: формирование у педагогов представления о проведении «утреннего» круга детей дошкольног...

Мастер – класс для педагогов ДОУ «Использование культурной практики «Утренний круг» для успешной социализации детей дошкольного возраста»

Цель: сформировать у педагогов представления об особенностях проведения утреннего круга с детьми дошкольного возраста.Задачи: познакомить участников мастер – класса с методикой организации и про...

Использование инновационной технологии «Рефлексивный круг» как метод социализации детей дошкольного возраста.

Современный региональный проект «Доброжелательная школа», где один из кейсов «Дети в приоритете», отображает направление деятельности дошкольных образовательных учреждений Белг...