Проектная деятельность с детьми средней группы: теория и практика
статья

Работая одной командой, у детей среднего возраста повышается самостоятельность, активность, любознательность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_deyatelnost_s_detmi_sredney_gruppy.docx19.92 КБ

Предварительный просмотр:

Сафарова Н.А., воспитатель

ГБДОУ детский сад № 42 Приморского района

Санкт-Петербурга

Проектная деятельность с детьми средней группы: теория и практика

Проектная деятельность - это создание воспитателем таких условий, которые позволяют детям самостоятельно или совместно со взрослым открывать новый практический опыт, добывать его экспериментальным, поисковым путем, анализировать и преобразовывать.       «Каждый узнает лишь то, что сам пробует сделать» - писал Песталоцци.

Проектная деятельность многогранна, она позволяет раскрыть творческий потенциал ребенка и в тоже время дает педагогу огромную возможность творить. Использование метода проекта в образовательном процессе ДОУ помогает научиться работать в команде, быть командой, действовать всем вместе.

Работая одной командой, у детей среднего возраста повышается самостоятельность, активность, любознательность. У детей развивается творческое мышление, умение находить выход из трудной ситуации. Дети становятся увереннее в своих силах. В дальнейшем ребенку будет легче адаптироваться к различным жизненным ситуациям.

Типы проектов:

1.По доминирующему методу или виду деятельности существуют следующие виды проектов: исследовательский, творческий, ролево-игровой, информационный и др. :

Исследовательские проекты полностью подчинены логике пусть небольшого, но исследования и имеют подлинным научным исследованием (аргументация актуальности принятой для исследования темы, определение проблемы исследования, его предмета и объекта, обозначение задач исследования в последовательности принятой логики, определение методов исследования, источников информации, выдвижение гипотез решения обозначенной проблемы, определение путей ее решения, обсуждение полученных результатов, выводы, оформление результатов исследования, обозначение новых проблем на дальнейший ход исследования).

Творческие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Оформление результатов проекта требует четко продуманной структуры в виде сценария видеофильма, драматизации, программы праздника, плана сочинения, статьи, репортажа, дизайна и рубрик газеты, альманаха, альбома, пр.

В ролево-игровых проектах участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут вырисовываться лишь к его концу. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролево-игровая, приключенческая.

Информационные проекты направлены на сбор информации о каком-то объекте, явлении, на ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории.

2. По характеру содержания: включают ребенка и его семью, ребенка и природу, ребенка и рукотворный мир, ребенка, общество и культуру.

3. По характеру участия ребенка в проекте: заказчик, эксперт, исполнитель, частник от зарождения идеи до получения результата.

4. По характеру контактов: осуществляется  внутри одной возрастной группы, в контакте с другой возрастной группой, внутри ДОУ, в контакте с семьей, учреждениями культуры, общественными организациями (открытый проект).

5. По количеству участников: индивидуальный, парный, групповой и фронтальный.

6. По продолжительности:

•        краткосрочными (небольшие проекты могут быть разработаны на нескольких занятиях по программе одного предмета или междисциплинарные);

•        средней продолжительности (один-два мес);

•        долгосрочные (до одного года).

Приведу пример из личного опыта:

Проект «Здоровье-дороже богатства»

«Здоровье-дороже богатства» целью которого является формирование представление о здоровье, повышение уровня двигательной активности детей.

Участниками  проекта стали дети средней группы, родители и педагоги. Продолжительность познавательно-игрового проекта 1 учебный год. Данный проект  актуален для всех участников.

Цель проекта: Формировать представление о здоровье, как одной из главных ценностей жизни; выделить правила навыков культурно-гигиенического поведения; воспитывать интерес к здоровому образу жизни. Воспитание желания участвовать в спортивных играх на свежем воздухе. Повышение уровня двигательной активности детей.

Ожидаемые результаты проекта :

1. У детей средней группы повысился интерес и желание выполнять различные упражнения.

2. Дети с удовольствием принимают воздушные ванны, испытывая при этом удовольствие.

3. Дети самостоятельно проявляют инициативу к движению: бегают, прыгают, играют с мячом, ползают, лазают не только в группе, но и на улице.

4. Снизились показатели заболеваемости детей.

5. У детей повысились знания о значимости здорового образа жизни.

6. Расширилось представление о закаливающих мероприятиях.

I этап (подготовительный) – на данном этапе было проведено:

- сбор информации и подготовка литературы по теме проекта;

- планирование работы по реализации проекта;

- изучение методической литературы;

- осуществлен подбор дидактических игр по теме.

II этап (основной) - через интеграцию образовательных областей –были проведены беседы на темы «Что такое здоровый образ жизни?», «Режим дня», «Гигиена тела». Заучивали пословицы и поговорки о здоровье. Рассматривали иллюстрации: «Почему заболели ребята»; беседовали: «Что я знаю о здоровье?»; «Чистота – залог здоровья».

Играли в сюжетно-ролевые игры:

«Больница», «Поликлиника»

В работе по укреплению здоровья и стимулированию двигательной активности использовались: физические упражнения в ходе утренней гимнастики; подвижные игры; гимнастика после сна; спортивные игры, а также закаливающие процедуры: прогулки на свежем воздухе; воздушные ванны, организовывалась двигательная активность детей на свежем воздухе.

В процессе работы по формированию здорового образа жизни старались закрепить у детей основные гигиенические навыки, чтобы у детей появилось понимание их значения и важность для здоровья, и приучить детей систематически выполнять их правильно и быстро. В закреплении навыков умывания, воспитания опрятности и аккуратности большую роль играют познавательные занятия, дидактические игры. При формировании культурно-гигиенических навыков использовали такие приемы: показ, объяснение, непосредственную помощь, поощрение, индивидуальную беседу, чтение художественной литературы: К. И. Чуковский «Мойдодыр»; загадывание загадок о предметах гигиены.

Хорошо известно, что умственная работа без регулярных и целесообразных физических нагрузок приводит к снижению работоспособности, переутомлению. Поэтому в процессе занятий и между ними проводились физкультминутки, способствующие активному отдыху и повышению тонуса. Упражнения для них обновлялись 1-2 раза в месяц. Дети прослушали беседу о том, что физкультминутки помогут им вырасти сильными, что взрослые люди на заводах, фабриках, ученики в школах – все проводят физкультминутки для того, чтобы немного отдохнуть и с новыми силами приступить к работе.

В работу также включался массаж рук, поскольку интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует к ним прилив крови. Это благоприятствует психо-эмоциональной устойчивости и физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм. Пальчиковый массаж тоже использовался на занятиях, как и физкультминутки.

Проводя работу по формированию здорового образа жизни, старались объяснить, что здоровье зависит не только от отношения человека к своему здоровью, но и от соблюдения правил безопасности, что образ жизни должен быть здоровый и безопасный.

3 этап – итоговый

Выставка детских работ.

В этот период были достигнуты следующие результаты:

У детей средней группы повысился интерес и желание выполнять различные упражнения.

Дети эмоционально-отзывчивые, любознательные, активно взаимодействующие со сверстниками и взрослыми; самостоятельно проявляют инициативу к движению: бегают, прыгают, играют с мячом, ползают, лазают не только в группе, но и на улице.

Снизились показатели заболеваемости детей.

У детей повысились знания о значимости здорового образа жизни.

Расширилось представление о закаливающих мероприятиях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность с детьми средней группы "Колокольчика звон"

 Показывая ребенку, как человек изменял предметы, делал их более удобными и полезными, мы открываем перед ним перспективу: как еще можно изменить предмет, сделать его еще красивее и полезн...

Проектная деятельность с детьми средней группы Тема «Дома и улица»

Проектная деятельность с детьми средней группы Тема «Дома и улица»...

Тема направления: «Проектная деятельность с детьми средней группы».

Проектная деятельность – одна из форм планирования образовательного  процесса и является одним из видов совместной деятельности детей и взрослых для обеспечения познавательного развития дошкольни...

Проектная деятельность с детьми младшей группы: теория и практика.

Отсутствие у детей раннего возраста, систематизированных культурно-гигиенических навыков, необходимость выполнения правил личной гигиены: умение детей всегда быть опрятными, замечать неполад...

«Проектная деятельность с детьми средней группы: теория и практика»

Проектная деятельность ребенка дошкольного возраста – это «деятельность по созданию по инициативе ребенка совместно со взрослыми социально-значимого продукта» (Н.Е. Веракса)....

Проектная деятельность с детьми средней группы: теория и практика.

Особенности проектной деятельности в дошкольной системе образования....

« Проектная деятельность с детьми средней группы: теория и практика»

Проектная деятельность как универсальный инструмент позволяещая обеспечить системность, целеориентированность и результативность во всех сферах...