Проектная деятельность с детьми средней группы: теория и практика.
статья

Валентина Александровна Едемская

Особенности проектной деятельности в дошкольной системе образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Едемская В. А., инструктор по физической культуре

ГБДОУ Детский сад № 428 Московского района

г. Санкт-Петербурга

Проектная деятельность с детьми средней группы:

теория и практика.

Использование разнообразных педагогических технологий позволяет продуктивно использовать учебное время и добиваться высоких результатов развития воспитанников. Одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов.

Проект – понимается как специально организованный педагогом и самостоятельно выполняемый обучающимися, комплекс действий, завершающийся созданием творческого продукта.

Проектная деятельность поддерживает детскую познавательную инициативу. а также:

- помогает ребенку социально адаптироваться, посредством нахождения в группе людей, заинтересованных одной идеей или целью;

- развивает способности оценивать ситуацию, нестандартности действий и оригинальности мышления;

- позволяет ребенку находиться в социокультурном пространстве, заинтересовавшись какой-то проблемой, ища ответы, взаимодействуя с другими детьми, родителями и педагогами, а также через оформление результатов в виде культурно-значимого продукта.

Необходимость в использовании проекта в проблемных ситуациях возникает, где:

- есть возможность нескольких путей решения;

- необходима существенная перестройка старой деятельности для большей заинтересованности в результате детей;

- важна совместная работа детей, родителей и педагогов;

- важно личное отношение всех участников педагогического процесса к предполагаемым результатам.

Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что дошкольник не может самостоятельно увидеть противоречие в окружающем, сформулировать проблему, определить цель. Поэтому в детском саду проектная деятельность носит характер сотрудничества в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи.

Проектная деятельность разворачивается в проблемной ситуации, которая не может быть решена прямым действием. Например, если ребенок захотел нарисовать какой-то предмет и нарисовал его, то мы не можем говорить о том, что он реализовал проектную деятельность, так как это не проблемная ситуация. Если же ребенок хочет выразить в рисунке свое отношение к предмету, то в этом случае возникает особая проектная задача, связанная с исследованием возможностей и поиском форм передачи своего отношения к предмету.

Чтобы понять, доступна ли дошкольникам технология проектного обучения, проанализируем уровни развития проектных умений у дошкольников (по Е. Евдокимовой).

1. Подражательно-исполнительский уровень (с 3,5-4 до 5 лет):

·         интегрирующее начало, определение проблемы, отвечающей потребностям детей;

·         постановка цели, ее мотивация;

·         привлечение детей к участию в планировании деятельности;

·         совместная реализация намеченного плана, движение к намеченному результату;

·         совместный анализ выполнения проекта, переживание результата.

2. Развивающий уровень проектирования (с конца 5 года жизни):

·         выделение проблемы, отвечающей потребности детей;

·         совместное определение цели проекта, мотива деятельности, прогнозирование результата;

·         планирование деятельности детьми при незначительной помощи взрослого; определение средств реализации проекта;

·         выполнение детьми проекта; дифференцированная помощь взрослого;

·         обсуждение результата, хода работы, действий каждого, выяснение причин успехов и неудач;

·         совместное определение перспективы развития проекта.

3. Творческий уровень проектирования (цель развития проектных умений)

·         постановка детей в определенные условия, выделение проблемы;

·         самостоятельное определение детьми цели проекта, мотива предстоящей деятельности, прогнозирование результата;

·         планирование предстоящей деятельности детьми, определение средств реализации;

·         выполнение детьми проекта, решение творческих споров, достижение договоренности, взаимообучение и помощь друг другу;

·         обсуждение результата

·         определение перспектив развития проекта.

Исследовательская проектная деятельность:

       Первый этап создание ситуации, в ходе которой ребенок самостоятельно приходит к формулировке исследовательской задачи.

  Второй этап оформление проекта. Родители помогают в оформлении, выполняя вспомогательную функцию – главный в оформлении ребенок.

Оформление выполняется на нескольких страницах:

1 страница – на ней формулируется исследовательский вопрос, создается общими усилиями, родители пишут вопрос, а ребенок оформляет, украшает страницу, страница раскрывает важность поставленного вопроса с разных точек зрения, ребенок проводит опрос, родитель записывает.

2 - посвящена выбору правильного ответа с точки зрения ребенка, он выбирает, фиксирует и обосновывает свой выбор.

3 - возможные способы проверки правильности выбора, источники, где можно почерпнуть информацию.

4 - отображает результат проверки правильности своей версии.

5 - ребенок рассказывает кому может пригодится данная информация.

Третий этап защита проекта. Желательно, чтобы родители присутствовали на защите проекта и помогли ребенку подготовить свое выступление-рассказ о проделанной работе.

Четвертый этап выставка детских проектов. Воспитатель придумывает различные игры и задания на закрепление и систематизацию материала. В дальнейшем проекты включаются в библиотеку группы и находятся в свободном доступе.

Творческая проектная деятельность

В ходе творческой проектной деятельности создается новый творческий продукт. При выполнении коллективного проекта каждый ребенок предлагает свою идею проекта, но для реализации выбирается только одна. Одним из существенных отличий творческого проекта от проекта исследовательского является его долгосрочность.

На первом этапе проводится подготовительная работа, в ходе которой педагоги обсуждают возможные темы проектов, связанные со значимыми социальными ситуациями. Это могут быть праздники, сезонные изменения, социальные вопросы и т.д.  

На втором этапе определяются мотивы участия детей в предстоящей деятельности. Например, если педагоги выяснили, что тот или иной праздник может быть положен в основу коллективного проекта, то на данном этапе следует рассказать малышам о нем и обсудить отношение к нему детей. В ходе обсуждения дети делятся своими идеями по поводу предстоящего проекта.

На третьем этапе дети высказывают свои идеи реализации проекта. Если детям трудно, начать может воспитатель.

На четвертом этапе воспитатель предлагает зарисовать идеи и подумать над тем, что им необходимо для реализации идеи.

На пятом этапе дети рассказывают о своих идеях и отвечают на вопросы воспитателя и сверстников. Переосмыслить идею проекта ребенку помогут вопросы педагога, например, а как мама догадается, что ты ее любишь?  Поскольку обсуждение может происходить в течении нескольких дней у ребенка есть возможность доработать свою идею и качественно изменить содержание. В конце выбирается идея, которую дети будут реализовывать.

На шестом этапе информируют родителей, вывешивая на стенд идею.

На седьмом этапе реализуется общий замысел.

На восьмом этапе продумывается, как представить продукт проекта. Результат должен быть социально значимым для ребенка. Проектная деятельность - любая предполагает социальную презентацию, которая направлена на то, чтобы показать ребенку значимость его усилий для окружающих.

На девятом этапе устраивается публичная презентация проекта.

Нормативная проектная деятельность    

Проекты по созданию норм - развивают позитивную социализацию детей. Эти проекты всегда инициируются педагогом, основываются на реальных ситуациях, возникающих в жизни детей в детском саду.

Первый этап: воспитатель выявляет такие ситуации, которые, во-первых, достаточно часто повторяются, а во-вторых, характеризуются нежелательными формами поведения детей.  Второй этап: обсуждение вариантов поведения и тех нежелательных последствий, которые могут возникнуть.

Третий этап: изображение нежелательных последствий неприемлемого поведения. Дети могут рисовать самые фантастические сюжеты. Такие рисунки позволяют дошкольникам сформировать отрицательное отношение к ситуации, благодаря ее проживанию в воображаемом плане.

Четвертый этап представление рисунков детьми, последствиях, к которым может привести обсуждаемая ситуация. В результате у детей создается обобщенное эмоционально окрашенное представление о данной ситуации.

Пятый этап: беседа о том, как нужно себя вести, чтобы избежать нежелательных последствий. После того как каждый ребенок выскажет свое мнение, предлагается выбрать одно в качестве правила. При необходимости педагог корректирует его.

Шестом этап: дети зарисовывают это правило так, чтобы оно было понятно всем. При этом правило не должно быть запрещающим, иначе оно будет подавлять, а не побуждать инициативу детей.

Седьмой этап: дети объясняют, что они нарисовали, необходимые детали. Акцентируется внимание на деталях и предлагается создать окончательный «знак» правила. Знак должен содержать два компонента: указание на признак ситуации и адекватный способ действия.

Восьмой этап: связан с выполнением «знака» правила всеми детьми и включением его в книгу правил. В альбом наклеиваются основные знаки, которые дети придумали для разных ситуаций. Под каждым рисунком педагог подписывает соответствующее правило.

Список литературы:

1.  Веракса Н,Е,, Веракса А,Н, Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.

2. Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике. – М.: ТЦ Сфера, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность с детьми средней группы "Колокольчика звон"

 Показывая ребенку, как человек изменял предметы, делал их более удобными и полезными, мы открываем перед ним перспективу: как еще можно изменить предмет, сделать его еще красивее и полезн...

Проектная деятельность с детьми средней группы Тема «Дома и улица»

Проектная деятельность с детьми средней группы Тема «Дома и улица»...

Тема направления: «Проектная деятельность с детьми средней группы».

Проектная деятельность – одна из форм планирования образовательного  процесса и является одним из видов совместной деятельности детей и взрослых для обеспечения познавательного развития дошкольни...

Проектная деятельность с детьми младшей группы: теория и практика.

Отсутствие у детей раннего возраста, систематизированных культурно-гигиенических навыков, необходимость выполнения правил личной гигиены: умение детей всегда быть опрятными, замечать неполад...

«Проектная деятельность с детьми средней группы: теория и практика»

Проектная деятельность ребенка дошкольного возраста – это «деятельность по созданию по инициативе ребенка совместно со взрослыми социально-значимого продукта» (Н.Е. Веракса)....

Проектная деятельность с детьми средней группы: теория и практика

Работая одной командой, у детей среднего возраста повышается самостоятельность, активность, любознательность....

« Проектная деятельность с детьми средней группы: теория и практика»

Проектная деятельность как универсальный инструмент позволяещая обеспечить системность, целеориентированность и результативность во всех сферах...