Мастер-класс для педагогов "Применение технологии В.В. Воскобовича для развития познавательных способностей детей дошкольного возраста"
презентация

Толстенева Екатерина Владимировна

Повышение профессионального мастерства педагогов в области развития познавательных способностей  у дошкольников средствами технологии, методического комплекта и игровых пособий В. В. Воскобовича.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Форма проведения:

Мастер-класс для педагогов

Тема:

Применение технологии В.В. Воскобовича для развития познавательных способностей детей дошкольного возраста

Авторы – составители:

Толстенева Е.В., воспитатель

Участники:

воспитатели

Возраст детей:

3-7 лет

Возрастная группа:

2 младшая - подготовительная к школе группы

Цель:

Повышение профессионального мастерства педагогов в области развития познавательных способностей  у дошкольников средствами технологии, методического комплекта и игровых пособий В. В. Воскобовича.

Задачи:

- познакомить педагогов с технологией В.В. Воскобовича, ее технологическими особенностями и методами работы;

- обучить участников мастер-класса методам и приёмам использования данной технологии в педагогическом процессе;

- развивать интерес к инновационным образовательным технологиям и практикам;

- способствовать формированию педагогической инициативы;

- воспитывать желание и стремление применять полученные знания в своей педагогической практике.

Материально-техническое обеспечение (оборудование):

мультимедийное оборудование, «Коврограф Ларчик» и комплект «МиниЛарчик», графический тренажер «Игровизор» с приложениями, сказочные образы (персонажи и предметы), комплекс «Играем в математику», комплект «Конструктор «Игровой квадрат», комплект «Конструктор «Прозрачный квадрат», комплект «Чудо-конструкторы», комплект «Эталонные конструкторы», комплект «Знаковые конструкторы».

Предварительная работа:

- изучение методической литературы по данному вопросу;

- активное применение и использование данной технологии в ходе реализации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста;

- приобретение игровых пособий, а так же самостоятельное изготовление пособий своими руками.

ХОД МАСТЕР-КЛАССА:

  1. Организационно - мотивационная часть:

Слайд 1. Введение в проблему

- Здравствуйте уважаемые коллеги, сегодня мы хотим познакомить вас с игровой технологией, которую мы успешно применяем в своей педагогической практике.

- А кто из вас уже знакомился с этой практикой? Может вы уже имеете представления о ней? Кто знает, что такое «Коврограф Ларчик», «Фиолетовый лес» или «Великолепная восьмерка»? (ответы педагогов).

- Хорошо, давайте отправимся в сказочные лабиринты игры и познакомимся с уникальными пособиями.

В настоящее время игровых технологий, применяемых в детских садах, очень много. Одним из самых творческих и самобытных подходов к развитию детей является технология В.В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры». Данная технология нацелена преимущественно на решение познавательных задач и интеллектуальное развитие дошкольников, способствует их успешной социализации, речевому и художественно-эстетическому развитию, а также формированию представлений ребёнка о мире природы и человека.

Главной особенностью технологии является то, что она содержит целый комплекс развивающих игр, которые логично, легко и эффективно включаются в привычный педагогический процесс. Это технология открытого кода: ассортимент игр, материалы для их изготовления постоянно увеличиваются, совершенствуются, изменяются, а также пополняются методические разработки с их использованием.

В Российской федерации, Казахстане и Беларуси открыты тьюторские центры, приглашаются педагоги для методических наработок. 

Новизна технологии «Сказочные лабиринты игры» заключаются в вариативном дидактическом сопровождении становления интеллектуальных социальных и творческих умений детей в организационной совместной деятельности взрослого и ребенка.

Одной из главных задач дошкольного образования является организация (или оптимизация) в ДОО развивающей предметно-пространственной среды с целью активизации, расширения и обогащения различных видов деятельности дошкольника. Технологический подход к организации образовательной деятельности с детьми в соответствии с ФГОС ДО можно осуществить с использованием развивающих игр В.В. Воскобовича.

Развивающие игры В. В. Воскобовича в качестве образовательных средств отвечают современным тенденциям дошкольного образования, направлены на решение ряда возрастных задач, связанных с познавательным и социальным развитием. Использование игровой деятельности как базового процесса для организации совместной деятельности взрослого и ребенка при решении различных образовательных задач позволяет реализовать индивидуализацию в качестве основного принципа современного дошкольного образования.

  1. Основная часть:

Слайд 2. Особенности развивающих игр В. В. Воскобовича:

  1. Широкий возрастной диапазон. В одну и туже игру могут играть дети и трех, и семи лет. Это происходит потому что, к простому манипулированию присоединяется система постоянного усложнения вопросов и познавательных заданий.
  2. Многофункциональность игр. Незаметно для себя ребенок осваивает цифры и буквы, узнает и запоминает цвета и формы, учится ориентироваться в пространстве, тренирует мелкую моторику, совершенствует речь, развивает внимание, память, воображение.
  3. Вариативность игровых заданий и упражнений. В каждой игре разработано большое количество разнообразных игровых заданий и упражнений, направленных на решение одной образовательной задачи.
  4. Творческий потенциал каждой игры. Развивающие игры дают возможность придумывать и воплощать задуманное как детьми, так и взрослому. Сочетание вариативности и творчества делают игры интересными для ребенка в течении длительного времени.

Практика дошкольного образования показывает, что на успешность обучения влияет не только содержание предлагаемого материала, но и форма его подачи, которая может заинтересовать ребенка и повысить его познавательную активность. Использование развивающих игр В. В. Воскобовича позволяет существенно повысить интерес воспитанников к обучению.

Образовательная идея каждого пособия состоит в применении конкретных умственных действий для достижения цели, поставленной педагогом. Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью фигур, цифр, цветов спектра, деталей конструктора, трафаретов, сказок и их героев. В пособиях использован разнообразный материал – резинки, веревочки, липучки и т.п.

Ребенок, приступая к решению образовательной задачи, которая представлена ему через игровое пособие, использует те умения и знания, которые он освоил к данному периоду времени. Для каждого возрастного периода определены среднестатистический норматив психологического развития.

Слайд 3. Фотоматериалы занятий с детьми: групповая, индивидуальная и самостоятельная образовательная деятельность.

Непосредственно образовательная деятельность состоит из трех частей: вводной, основной и заключительной.

В вводной части даётся установка, обеспечивается мотивация. Правильная мотивация - залог успешной познавательной деятельности детей. Это может быть появление сказочного персонажа Фиолетового леса (Ворон Метр, Галчонок Каррчик, Пчёлка Жужа и др.), нахождение письма, сундука или загадочного предмета и т.д. Установка на решение проблемы может быть дана в группе или непосредственно в игровой комнате с пособиями.

В основной части решаются обучающие, развивающие и воспитательные задачи в различных игровых ситуациях. Каждое занятие - это придуманная педагогом сказка, в ходе которой дети действует согласно сюжету. Педагог при организации непосредственно образовательной деятельности может использовать «метод краткой сказки». Сказка может быть небольшой, и тогда игровой замысел реализуется на одном занятии. Также возможна реализация педагогических задач в течение нескольких занятий. Всё зависит от возможности детей и от педагогической задачи. В процессе НОД педагогу важно учитывать следующее:

- разумное сочетание различных видов деятельности, в том числе и двигательной;

- использование на занятие разных видов игр;

- поддержку детской инициативы за счёт предоставления возможности самостоятельного выбора средств (игры, схемы) и партнеров для выполнения поставленной задачи, стимулирование желания детей размышлять, рассуждать, делать выводы.

В заключительной части педагог подводит итоги и нацеливает детей на продолжение деятельности. Таким образом, заканчивая НОД, педагог, предварительно подготовив интересные материалы, может предложить детям задание и игровые упражнения для совместной и самостоятельной деятельности в группе. Например, дети могут что-нибудь нарисовать, сделать поделку, сочинить продолжение сказки и т.д.

После проведения занятий педагог обязательно анализируют свою деятельность и деятельность детей. Это важно, так как в ходе занятия творческая деятельность может пойти несколько в ином направлении. Для того чтобы не сложилось тупиковой ситуации, педагог должен быть готов решить проблему заранее, прочитав возможные варианты и подготовив соответствующие схемы и материалы. При таком подходе к организации проведения НОД, педагог всегда может поддерживать детскую инициативу предоставляя детям право выбора.

В основу классификации игр, входящих в технологию «Сказочные лабиринты игры» положены разные признаки: направленность, возраст детей, соответствие ФГОС дошкольного образования.

Вам представлены различные игры и пособия, которыми мы пользуемся в своей работе с детьми:

  1. «Коврограф Ларчик» и комплект «МиниЛарчик», они позволяют выполнять интересные и эффективные игровые упражнения на развитие внимания, памяти, мышления, воображения.
  2. Графический тренаже «Игровизор», позволяет ребенку рисовать любые фигуры, буквы, цифры, переносить изображение по клеточкам, выполнять графические диктанты на ориентировку в пространстве листа. В отличие от обычного рисования, «Игровизор» значительно повышает функциональность и результативность выполнении каждого задания, так как есть возможность исправления ошибок, использование листов самоконтроля и создания у ребенка ситуации успеха.
  3. Сказочные образы (персонажи и предметы), создают дополнительную игровую мотивацию, помогающую взрослому организовать процесс обучения в ненавязчивой форме. За каждую сказочную область закреплены определенные персонажи, от лица которых осуществляется сказочные действия.
  4. Комплекс «Играем в математику», направлен на развитие логико-математического опыта детей, способствует развитию сенсорных и познавательных способностей, пространственного и логического мышления, воображения, произвольности и концентрации внимания.
  5. Комплект «Конструктор «Игровой квадрат» предоставляет ребенку возможность для развития способностей, творческой самореализации, самостоятельности, познавательной и коммуникативной активности.
  6. Комплект «Конструктор «Прозрачный квадрат», является средством накопления детьми логико-математического опыта, дающего возможность познавать мир самостоятельно.
  7. Комплект «Чудо-конструкторы», способствуют обогащению представлений о сенсорных свойствах и качествах. Развитие сенсорных способностей (восприятие цвета, формы, величины), освоению количественного счета, отношение «часть-целое» и пространственных отношений, формирование конструктивных умений и навыков.
  8. Комплект «Эталонные конструкторы», в игровой форме дают представления об основных сенсорных эталонах (форме, цвете, размере), развитию психических процессов (внимание, память, мышление, воображение), учит выстраивать логические связи и зависимости, способствует тренировке мелкой моторике рук.
  9. Комплект «Знаковые конструкторы» в него входят игры-головоломки, позволяющие в игровой форме проводить тактильный и оптический анализ букв, цифр, конструировать их, что способствует запоминанию графического образа каждой буквы и цифра.

- Сегодня нам хотелось более подробно остановиться на одной из игр-головоломок «Волшебная восьмерка». «Волшебная восьмерка» представляет собой разноцветные палочки, закрепленные на резинках семи цветов: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Цвета расположены также как в радуге, и не могут манятся местами. Если перевернуть палочки на обратную сторону, то мы обнаружим – они одного цвета. Предлагаем вашему вниманию некоторые варианты заданий для разных возрастов.

Слайд 4. Радужные гномы.

Младший дошкольный возраст.

В глубокой пещере живут радужные гномы. Там они добывают сокровища и никогда не выходят из нее. Но они мечтают жить на Волшебной полянке, о которой  узнали из волшебной книги.

А вот и наши гномы. Давайте с ними познакомимся. Их зовут Кохле, Охле, Желе, Зеле, Геле, Селе, Фи.

Давайте угадаем, какое имя подходит каждому из гномов, а подсказкой будет цвет одежды, в которую одеты гномы. Имена гномов – это зашифрованные цвета радуги: Кохле – красный, Охле – оранжевый, Желе –желтый, Зеле –зеленый, Геле –голубой, Селе –синий, Фи –фиолетовый.

И вот гномы решают выйти из пещеры. Но как попасть на сказочную полянку?

Тут как тут появляется Ворон Метр. Он хочет, чтобы мы выполнили его задания, тогда гномы попадут на Сказочную полянку.

Вы готовы помочь гномам?

Средний дошкольный возраст.

У каждой палочки есть свое место или свой домик. Например, палочка красного цвета расположена слева сверху, оранжевая - наверху. А где находится желтая палочка? (справа сверху). А зеленая? (посередине). Голубая? (слева снизу). Синяя? (внизу). Фиолетовая? (справа снизу). В определении местонахождения палочек нам помогу карточки ЛеВ, ПаВлин, ПоНи, ЛаНь.

Переворачиваем палочки цветом к нам. Так же мы можем создать любую цифру, не только восьмерку, давайте попробуем:

- Как вы думаете какие палочки нужно убрать, что бы получилась цифра 3. (ответы) Правильно, а как мы можем ее описать при помощи наших цветов (Ответы) 

- Оранжевый (Охле), желтый (Желе), зеленый (Зеле), синий (Селе), фиолетовый (Фи), то есть мы пропускаем те цвета, которые мы убрали.

А если мы сделаем так (убрать палочки, оставив цифру 1), то как мы можем ее описать? (Ответы) правильно: (желтый (Желе) и фиолетовый (Фи).

- А теперь подумайте и ответе, в каких цифрах есть палочка Кохле? (4, 5)

- В каких цифрах нет палочки Желе? (5)

После того как дети хорошо стали ориентироваться в цветах и их последовательности, можно усложнить задание: называть последовательность Кохле, Охле, Желе,  Зеле, Геле, Селе, Фи, но там, где я хочу, чтоб вы убрали палочку, не буду проговаривать ее название, а просто хлопну в ладоши. Это знак - что этой палочки здесь нет в конце вы скажите какая цифра получилась, будьте внимательны:

- Кохле, Охле (хлопок), Зеле, Геле, Селе, Фи (6 нет Желе – желтой палочки). Молодцы!

Средний дошкольный возраст.

Слайд 5. Пересечение последовательностей

1

2

3

4

5

6

7

КОХЛЕ

ОХЛЕ

ЖЕЛЕ

ЗЕЛЕ

ГЕЛЕ

СЕЛЕ

ФИ

КРАСНЫЙ

ОРАНЖЕВЫЙ

ЖЕЛТЫЙ

ЗЕЛЕНЫЙ

ГОЛУБОЙ

СИНИЙ

ФИО-ЛЕТОВЫЙ

КАЖДЫЙ

ОХОТНИК

ЖЕЛАЕТ

ЗНАТЬ

ГДЕ

СИДИТ

ФАЗАН

ПОНЕ-ДЕЛЬНИК

ВТОРНИК

СРЕДА

ЧЕТВЕРГ

ПЯТНИЦА

СУББОТА

ВОСКРЕ-СЕНЬЕ

ДО

РЕ

МИ

ФА

СОЛЬ

ЛЯ

СИ

ЭНИКИ

БЕНИКИ

ЕЛИ

ВАРЕНИКИ

ОЧЕНЬ

ГОЛОД-НЫЕ

ВЕНИКИ

Но последовательность цветов, это не единственная последовательность, которая может быть, в восьмерку можно зашифровать дни недели: Понедельник, Вторник, Среда, Четверг, Пятница, Суббота, Воскресенье, также может быть вариация слов: каждый охотник желает знать где сидит фазан; можно в восьмерку зашифровать ноты: ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ; может быть такая смешная считалка: Эники, Беники ели вареники, очень голодные веники. Может быть много других различных последовательностей.

- Теперь я буду задавать вам разные вопросы используя те последовательности, про которые вам рассказала:

- Будьте внимательны, смотрите на восьмерку, какая цифра получилась? Эники, Беники ели (Хлопок) очень голодные веники – (0) – хорошо.

- В какой день поет нота РЕ? (вторник) – молодцы!

- Какого цвета суббота? (синего) – правильно!

- Нота ЛЯ такого же цвета как суббота? (да) – верно!

Так можно пересекать между собой различные словесные последовательности, на таких упражнениях хорошо тренируется словесно-логическая, зрительная память наших детей.

В заключение, хочется отметить, что игры В. В. Воскобовича не только развивают умственные способности, но и доставляют радость, раскрывают таланты, как детей, так и взрослых.

  1. Заключительная часть (рефлексия):

Слайд 6. Рефлексия: упражнение  «5 пальцев».

Цель: подведение итогов мероприятия и разбор выполненных задач в ходе его проведения (Данный метод помогает быстро обобщить полученный опыт, выявить свои сильные и слабые стороны, своевременно найти и исправить допущенные ошибки).

ХОД: Используем ладонь правой руки. Обводят ее на листе формата А5. По предложенным ниже параметрам педагоги должны осуществить самоанализ произведенной деятельности в ходе мастер-класса и записать в соответствующем пальце ладони.

  • Я научился…
  • Я могу научить…
  • Мне еще нужно…
  • Я буду применять (приемы, методы…)
  • Я участвовал (активно, неактивно)

Обсуждение записанного. Анализ полученных результатов.

Слайд 7.

Спасибо за внимание, коллеги! Творческих успехов!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер-класс для педагогов «ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ В.В.ВОСКОБОВИЧА ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» Возраст детей: 3-7 лет Авторы-составители: Толстенева Е.В., воспитатель Орел, 2021 г.

Слайд 3

Особенности развивающих игр В.В.Воскобовича : Широкий возрастной диапазон. В одну и туже игру могут играть дети и трех, и семи лет. Это происходит потому что, к простому манипулированию присоединяется система постоянного усложнения вопросов и познавательных заданий. Многофункциональность игр. Незаметно для себя ребенок осваивает цифры и буквы, узнает и запоминает цвета и формы, учится ориентироваться в пространстве, тренирует мелкую моторику, совершенствует речь, развивает внимание, память, воображение. Вариативность игровых заданий и упражнений. В каждой игре разработано большое количество разнообразных игровых заданий и упражнений, направленных на решение одной образовательной задачи. Творческий потенциал каждой игры. Развивающие игры дают возможность придумывать и воплощать задуманное как детьми, так и взрослому. Сочетание вариативности и творчества делают игры интересными для ребенка в течении длительного времени.

Слайд 5

Сказочные персонажи Радужные гномы Малыш Гео

Слайд 6

Пересечение последовательностей 1 2 3 4 5 6 7 Кохле Охле Желе Зеле Геле Селе Фи Красный Оранжевый Желтый Зеленый Голубой Синий Фиолетовый Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница Суббота Воскресенье До Ре Ми Фа Соль Ля Си Эники Беники Ели Вареники Очень Голодные Веники

Слайд 7

Рефлексия настроения и эмоционального состояния Понравился ли вам мастер-класс? (Если да, хлопните в ладоши) Мне было интересно и понятно Мне было неинтересно и непонятно

Слайд 8

Рефлексия смысловая Я научился… Я могу научить… Мне еще нужно… Я буду применять (приемы, методы…) Я участвовал (активно, неактивно)

Слайд 9

Спасибо за внимание, коллеги! Творческих успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через использование современных информационных технологий.

Информационно- коммуникационные технологии прочно входят во все сферы жизни человека. В современном мире сложно стоять на месте, поэтому, хотим мы этого или не хотим, но ИКТ прочно входят в воспитател...

Тема: «Использование игровых технологий при знакомстве с ПДД как средство развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста» Актуальность: Использование технологии обеспечения безопасного поведения человека в дорожном движении возникла однов

Данная работа посвящена обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения. Ведь ситуация с детским дорожно-транспортным травматизмом была и остаѐтся очень тревожной. Улицы современных го...

ТЕХНОЛОГИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МАРКЕРОВ ИГРОВОГО ПРОСТРАНСТВА В РАЗВИТИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Основным видом деятельности детей дошкольного возраста является игра. В игре ребенок бывает сильнее, добрее, выносливее, сообразительнее и, конечно, проявляет большие фантазии и воображения, чем во мн...

"Игровая технология Лэпбук – как средство развития познавательных способностей детей дошкольного возраста"

Проект "Игровая  технология Лэпбук – как средство развития познавательных способностей детей дошкольного возраста"...

«Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности через использование ТРИЗ- технологии».

laquo;Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности через использование ТРИЗ- технологии»....

«использование игр В.В. Воскобовича в развитии познавательных интересов детей дошкольного возраста»

В настоящее время технологий, позволяющих полностью построить процесс совместной и самостоятельной деятельности в игровой форме, как того требует новый стандарт, очень мало. Одной из таких технологий,...