Проведение квест-игр для организации совместной досуговой деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ
материал (подготовительная группа)

Князева Наталья Валерьевна

Актуальность использования квестов сегодня наглядна. Образование нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа. Квест – технология имеет четко поставленную дидактическую задачу, игровой замысел, обязательно имеет руководителя (наставника), четкие правила, и реализуется с целью повышения у детей уровня знаний и умений. Роль педагога-наставника в квест-игре организационная, т.е. педагог определяет образовательные цели квеста, составляет сюжетную линию игры, оценивает процесс деятельности детей и конечный результат, организует поисково-исследовательскую образовательную деятельность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проведение квест-игр для организации совместной досуговой деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ

МБДОУ «ЦРР – детский сад №402»

воспитатель Князева Наталья Валерьевна

Актуальность использования квестов сегодня наглядна. Образование нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа. Квест – технология имеет четко поставленную дидактическую задачу, игровой замысел, обязательно имеет руководителя (наставника), четкие правила, и реализуется с целью повышения у детей уровня знаний и умений. Роль педагога-наставника в квест-игре организационная, т.е. педагог определяет образовательные цели квеста, составляет сюжетную линию игры, оценивает процесс деятельности детей и конечный результат, организует поисково-исследовательскую образовательную деятельность.

Квест — это увлекательная приключенческая игра. Идея игры проста- команда, перемещаясь по точкам, выполняет различные задания. Но изюминка такой организации игровой деятельности состоит в том, что, выполнив одно задание, дети получают подсказку к выполнению следующего, что является эффективным средством повышения двигательной активности и мотивационной готовности к познанию и исследованию. Задания могут быть самыми разными по своему содержанию и наполнению: творческими, активными, интеллектуальными, двигательными, с элементами эстафеты  и т.п. Квесты могут проходить как в закрытом пространстве (группа, помещение детского сада, физкультурный или музыкальный зал), так и на улице, на природе охватывая все окружающее пространство.

Квест-игры по своей форме и структуре представляют для детей интересную деятельность, а самое главное деятельность активную. Физическая активность является одним из непременных атрибутов многих игровых квестов.

Поэтому ребенок в такой игре может не только развивать познавательную, умственную, эмоциональную сферу, но и одновременно развиваться физически, укреплять свое здоровье, посредством выполнения определенных заданий на каждом этапе.

Цель квест - игры в дошкольном образовательном учреждении: это активизация познавательных и мыслительных процессов участников, реализация игровой деятельности, знакомство с новой информацией, закрепление имеющихся знаний и отработка на практике умения детей.

Квест-игра помогает реализовать следующие задачи:

образовательные: - обогащать и расширять кругозор посредством интеграции всех образовательных областей в ходе подготовки и проведения квеста; - закреплять знания и представления детей о предметах и явлениях окружающего мира;

развивающие: - повышать познавательную, игровую, творческую и двигательную активность детей; - развивать разнообразные психические процессы; - обогащать и активизировать активный словарь по темам;

воспитательные: - создать радостную атмосферу; - поддержать атмосферу творчества, активного участия в общих событиях группы.

Для того чтобы эти задачи решались наиболее успешно, при разработке квеста необходимо следовать следующим принципам:

1. доступность - задания не должны быть чересчур сложными для ребёнка;

2. системность - задания должны быть логически связаны друг с другом;

3. эмоциональная окрашенность заданий;

4. разумность по времени - необходимо рассчитать время на выполнение заданий таким образом, чтобы ребёнок не устал и сохранил интерес;

5. использование разных видов детской деятельности во время прохождения квеста;

6. наличие видимого конечного результата и обратной связи.

План подготовки квест - игры включает в себя следующие обязательные пункты:

- написание сценария, содержащего информацию познавательного характера;

- подготовка «продукта» для поиска (карта сокровищ, клад, берестяная грамота, подсказки и т.д.);

- разработка маршрута передвижений (во-первых, он должен быть непривычным, но безопасным для детей, во-вторых, для повышения интереса детей, способы передвижений могут быть различными, в-третьих, их должно быть достаточное количество с посещением малоизученных «уголков»);

- при методической разработке заданий необходимо опираться не только на уже имеющиеся знания, умения и навыки детей, но и на зону ближайшего развития ребёнка. Художественное оформление «остановок» по маршруту поиска должно соответствовать тематике и содержать в себе подсказку-направление для продолжения пути.

Квест-игра может использоваться как отдельная форма образовательной деятельности, как элементы занятия, как форма организации досугов и развлечений в рамках тематических недель, праздников и событий.

В рамках реализации темы недели «Космос – настоящее и будущее» было проведено итоговое мероприятие в форме квест-игры «Знатоки космоса спешат на помощь». Каждое задание этапа эстафеты (станции/остановки) переплетается с темой космоса.

Главная задача команды – максимально быстро пройти по маршруту, правильно угадать все головоломки, качественно выполнить задания и в итоге помочь потерявшемуся космонавту.

Была проведена предварительная работа, которая заключалась в подготовке детей к проведению космоквеста (рассматривание иллюстраций на космическую тематику, чтение книг о космосе, познавательные беседы по темам «Человек и космос», «Солнечная система», проведение ОД (Лепка «Пришельцы из космоса», викторина «Этот загадочный космос», чтение стихов на тему космоса, конструирование «На космодроме» и др.), а уже затем распределение станций, заготовка маршрутного листа (карты) с заданиями.

Всё началось с того, что детям поступил сигнал SOS с другой планеты (с Марса) от космонавта, у которого сломался космический корабль, и он застрял на Марсе. Также космонавт послал спасательную капсулу с картой его место нахождения (маршрутный лист). Но чтобы открыть ее, детям необходимо разгадать шифр. (На капсуле примеры, которые нужно решить, чтобы получить числа). Он объяснил им, что за каждую пройденную станцию они будут получать буквы. В конце им нужно будет собрать из полученных букв кодовое слово, благодаря которому они найдут местоположение космонавта и смогут помочь ему вернуться на Землю.

Дети решают помочь ему. Они разгадывают шифр, открывают капсулу с картой (маршрутным листом). Затем, чтобы отправиться в космос, им нужен космический корабль, на котором они полетят. Но для этого им необходимо ответить на вопросы и пройти через тоннель на корабль.

По прибытию спасательная команда начинает свой путь по карте (маршрутному листу), на каждой станции их ожидали определенные задания. Время пребывания на станции около 5 минут. После прохождения станций дети отмечали это на карте (либо крестиком, либо обводили в кружок). За каждое выполненное задание команда получала букву и переходила на следующую станцию, ориентируясь по карте (маршрутному листу). В конце маршрута дети должны были собрать слово, чтобы корабль с космонавтом полетел обратно на Землю.

На первой станции их ждали вопросы, на которые нужно было ответить (блиц-опрос). Дети справились с этим быстро и получили букву.

На второй станции было задание «Прыгуны». Детям нужно было на больших мячах добраться до следующей буквы, но препятствием стала горящая лава и единственным способом добраться до цели стали большие мячи-прыгуны. Дети показали какие они ловкие и быстрые. После прохождения они получили еще одну букву.

На третьей станции нужно было отгадать загадки на космическую тематику, а для получения ответов на эти загадки детям нужно было расположить картинки космонавтов (звезд, ракет) с буквами от большего к меньшему. За выполненное задание они получили следующую букву кодового слова.

Далее проводится физминутка «Космические фигуры». На пути команды появился веселый инопланетянин, который предложил детям поиграть с ним. Дети свободно перемещаются по группе под музыку. Как только музыка остановилась, они должны замереть, изобразив инопланетную фигуру. Физминутка повторялась 2-3 раза. После этого веселый инопланетянин дает им еще одну букву. И дети отправляются дальше.

После этого по плану (маршрутному листу) их ждала четвертая станция, где дети должны пройти задание, которое называется «Тест памяти». Они изучают на плакате расположение планет солнечной системы, затем плакат убирается, и команда воспроизводит последовательность планет. После этого получают очередную букву.

На последней станции дети строили космический корабль из модульного конструктора и получили последнюю букву.

После выполнения всех заданий дети из полученных букв составляют слово (РАКЕТА) и находят космонавта. Космонавт садится в построенную детьми ракету и отправляется на Землю.

А чтобы детям добраться домой, им нужно снова пройти через тоннель и попасть на ракету. По прибытию домой их встречают аплодисментами (включается музыка).

Проведенное мероприятие помогло детям узнать новое, а также закрепить ранее полученные знания, основные понятия, сведения из истории космонавтики, научиться работать в группе, выработать необходимые практические навыки и умения.

Также технология квест-игры актуальна и при организации досуговой деятельности с детьми дошкольного возраста. Ещё одна квест-игра на тему «Мы – путешественники» была проведена с детьми на улице. Перед прогулкой я рассказала детям, что по дороге в детский сад нашла карту. Вместе с детьми мы рассматриваем ее и понимаем, что это карта с кладом, и решаем отправиться в путешествие на его поиски. Для путешествия нам понабились компас и лупа. Дети должны были пройти по остановкам, где их ждали задания. Им нужно было определить направления, найти растения (растения – помощники путешественников), пройти эстафету, ответить на вопросы и отгадать загадки. В конечном итоге они добрались до цели (крестик), сравнив его с картой, нашли клад (новые ведерки и лопатки). Дети были очень довольны.

В заключении хочу сказать, что такая форма работы как квест-игра является привлекательной для ребенка, позволяет активизировать его внимание и развивать познавательный интерес в ходе выполнения заданий.

Можно сделать вывод, что квест-игра является одним из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребенка как личности творческой, физически здоровой, с активной жизненной позицией.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной досуговой деятельности с детьми старшего дошкольного возраста (развлечение) Тема: « В царстве Снежной Королевы»

ЗАДАЧИ:Образовательные – Закрепить знания детей об эмоциях. Продолжать упражнять в передаче заданного эмоционального состояния. Закреплять знания музыкальных инструментов и их видов.Развивающие ...

"Организация опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в современных условиях"

Предлагаемый опыт работы Мельниковой И.Н. содержит практические материалы по организации опытно-экспериментальной деятельности детей старших дошкольников. В содержании материалов включены: перспективн...

Методическая разработка совместной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста (5-6 лет). Штурмовой КВЕСТ «Тайна исчезнувшей планеты».

Данная разработка представляет новую игровую технологию штурмового "КВЕСТа", которая даёт возможность формировать первичные представления о планетах Солнечной системы через игровую деятельно...

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОЙ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КВЕСТ - ИГРЫ НА ТЕМУ: «ПОМОЖЕМ АЛЕНУШКЕ СПАСТИ БРАТЦА ИВАНУШКУ»»

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОЙСОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КВЕСТ - ИГРЫ  НА ТЕМУ: «ПОМОЖЕМ АЛЕНУШКЕ СПАСТИ БРАТЦА ИВАНУШКУ»...

Совместная образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по формированию основ финансовой грамотности «Квест-игра «Форт Боярд» с элементами экспериментирования

Цель: содействовать финансовому просвещению и воспитанию детей старшего дошкольного возраста. Создавать необходимую мотивацию для повышения их финансовой грамотности....

Проект «Весны листая календарь…» (организация досуговой деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ)

Задачи проекта:поиск и использование инновационных подходов в организации досуговой деятельности детей дошкольного возраста, в том числе с родителями;обновление содержания дошкольного образования, реа...

Презентация для родителей «Организация совместной игровой деятельности с детьми старшего дошкольного возраста»

Игра - ведущий вид деятельности, определяющий формирование личности в дошкольном возрасте.В процессе игры развиваются духовные и физические силы ребёнка: его внимание, память, воображение, дисциплинир...