статья в сборник "Формирование детской инициативы и самостоятельности через организацию предметно развивающей среды"
статья

Ашабокова Наталья Александровна

формирование детской инициативы и самостоятельности через организацию предметно развивающей среды  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ashabokova_n.a_statya.docx21.85 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ДЕТСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ ПРЕДМЕТНО – РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ДОУ

Ашабокова Н.А., воспитатель

МКДОУ «Сказка» г. Вихоревка

Государственный документ (ФГОС ДО) предписывает, что одним из базовых критериев дошкольного образования подразумевается поддержкой детей во всевозможных видах активности, а одной из сверхзадач это становление у детей инициативы, самостоятельности. Более действенным методом поддержки развития инициативы и самостоятельности дошколят в их основных видах занятий в детском саду является развитие предметно - пространственной развивающей среды (РППС).

Проблема организации РППС в детском саду на сегодня стоит наиболее актуально. Развивающую среду в детском саду, в соответствии с ФГОС ДО, желательно выстраивать так, чтобы дать возможность продуктивно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его способностей, интересов, уровня активности.

Среда развивает ребенка только в том случае, если она представляет для ребенка интерес, подвигает его к действиям, исследованию. Неподвижная, мертвая среда не может стимулировать ребенка, вызвать у него готовность действовать в ней. Миссия взрослого состоит в оптимальном моделировании такой среды, которая содействует максимальному развитию инициативы и самостоятельности ребенка.

Самостоятельность – одно из основных качеств личности, выражающееся в умении поступать обдуманно и по правилам не только в обычной обстановке, но и в новых обстоятельствах, требующих принятия нестандартных решений. Самостоятельность у детей неразрывна с проявлением любознательности, пытливости, изобретательности. Развитие самостоятельности и инициативы у дошколят сопряжено с освоением дошкольником различных видов деятельности, в которых он приобретает возможность проявлять свою субъектную позицию.

Редки высокие показатели детской инициативы и самостоятельности в тех группах, где РППС выстроена таким образом:

1.  Копирование по модели школьных классов в групповой среде.

2.  Громоздкость мебели, ее неподвижность, отсутствие мобильности.

3.  Не эргономичность, плохая функциональность, непрактичность мебели: острые углы, громоздкость, плохой крепёж деталей.

4.  Отсутствие многофункциональности и разного стиля.

5.  Агрессивная визуальная игровая среда.

6.  Среда групп преимущественно девичья.

7.  Среда группы ДОУ не соответствует текущей тематической недели (нет учёта принципа комплексно-тематического планирования);

8.  Проявление консерватизма со стороны педагогов ДОУ, который связан с отсутствием желания что-либо менять, некомпетентностью в данном вопросе;

9.  Неумение педагогов на начальном этапе выстраивать отношения с родителями;

10.  Отсутствие финансирования [2:13]

Широко известная фраза о том, что «среда – это третий педагог», означает, что сама организация пространства уже задает правила действия и общения [3:46]

Среда должна служить увлеченностям ребенка, обогащать развитие нестандартных видов деятельности, гарантировать зону ближайшего развития, стимулировать совершать сознательный выбор, реализовывать в жизнь собственные инициативы, принимать самостоятельные решения, развивать творческие способности, а также формировать ценностные качества дошкольников и их жизненный опыт.

Современная педагогика и психология гласит о том, что к концу старшего дошкольного возраста дети добиваются значительного уровня самостоятельности и инициативы через взаимодействие в различных видах деятельности. У них продолжают формироваться навыки самообучения «Я сделаю сам».

На деле видно, что активность детей выражается более всего в общении, опытно – экспериментальной деятельности, игре, художественном творчестве. Интеграция всех областей обеспечивает гармоничное восприятие окружающего мира.

Для самовыражения детей можно применять все, что размещается в группе на уровне вытянутой ладошки ребенка и даже то, что можно отыскать на прогулке. Естественно не нужно запрятывать в ящички и слаживать на полки то, что может понадобиться ребенку для творческого самораскрытия. Потому, пусть все стоит в общедоступных и открытых местах: на столе, полу, подоконнике. Пусть будут доступны для детей листы бумаги, краски, мелки, крупа, кисточки, клей, карандаши и т. д.

Какие принципы использовать педагогу для эффективной реализации детьми инициативы и самостоятельности?

- Понимание особенностей обучения дошкольников. (Педагог понимает, что любой опыт ребенка важен с образовательной точки зрения).

- Знание тонкостей детского развития. (Педагог знает, что к обучению детей нужно готовить заблаговременно).

- Вера в возможности детей. (Педагог верит, что каждый ребенок может овладеть знаниями, необходимыми для дальнейших успехов).

- Уважение к ребенку. (Педагог уважает желание каждого ребенка выбирать, как, что, где, и когда ему учить).

- Готовность делиться своими знаниями с детьми. (Педагог знает, что он обладает информацией, способной сделать обучение детей более многогранным и результативным).

Разделение пространства в группе на центры деятельности способствует более упорядоченной свободной игре. Это побуждает детей заниматься конкретными видами деятельности с использованием конкретных предметов без лишних заминок и постороннего вмешательства. Кроме того, наличие центров активности помогает детям лучше понять, где и как играть с атрибутами.

Центры активности в своей группе я разграничила для игр в малых и больших группах, для игр тихих и динамичных и т. д. Площадь групповой комнаты, на первый взгляд, не позволяет оснастить её тем разнообразием детского современного оборудования. Однако одним из путей решения данной проблемы это применение модульной, трансформируемой мебели, которая общедоступна и будет содействовать возникновению инициативы и самостоятельности детей.

Ширмочки, контейнеры, шнурки, модули дают перспективу детям свободно и легко, по их усмотрению и задумки, проявив инициативу, формировать и аккумулировать пространственную организацию среды, обозначать свою игорную зону.

Поэтому, в группе созданы условия, дозволяющие каждому ребёнку, проявлять инициативу, свободно менять в соответствии с собственными потребностями окружающее пространство.

Условия, созданные воспитателем для свободной и насыщенной игры, гарантируют каждому ребёнку выбор деятельности по интересам, обусловливают гендерную особенность, которая обеспечивает ее как общими, так и конкретными атрибутами для девочек и мальчиков. Для мальчиков отдельно оборудованы места с робототехникой, конструкторами, предметами для мускульной активности. Для девочек созданы условия для игр с куклами, есть уголок с женскими атрибутами: сумочки, шляпки, украшения, расчески, заколочки.

Фундаментальными элементами РППС в группе подразумеваются центры развития детей, созданные с целью обеспечения каждому ребенку возможность переключиться на свою деятельность, стимулировать познавательный интерес к объектам ближайшего окружения, помочь воплотить свой творческий потенциал, переживать особое эмоциональное состояние.

Одними из значимых атрибутов развивающей среды подразумеваются «Мини - музей старых вещей», «Теремочек сказок», «Уголок уединенья» и «Книжный уголок», созданные в итоге совместной деятельности педагогов, детей и родителей. Уникальность мини – музея состоит в том, что он дает перспективу детям не только исследовать предметы со всех сторон, но и полностью контактировать с ними. В этом центре всевозможные виды театров, обилие аксессуаров для развития гибкого межличностного поведения детей, что является структурой организации многообразной сюжетной игры в универсальной и совместной деятельности.

Благодаря стараньям всех участников образовательных отношений был организован «Уголок уединения», который получился стильным, добрым и комфортным. «Книжный уголок» в группе оборудован книжной полкой и пуфиками на колесах. Именно такая мобильная мебель дает альтернативу стимулировать активность и самостоятельность ребенка.

С целью консолидации самостоятельной художественной деятельности в центре «Капелька» подобрана серия схем, технологических карт для рисования и лепки, ручного труда, которые размещаются в достижимом для детей месте. Комбинируя, такие выручалочки малыш сумеет полноценно воплотить свои задумки, демонстрировать творчество.

Для сюжетно ролевых игр в группу оборудованы контейнеры на колесах, подобраны атрибуты для развития эпизодов игр, многообразные инструменты заместители, которые обладают высочайшим развивающим результатом, позволяют ребенку энергично и по своему распоряжению взаимодействовать, насыщая сюжет игры.

Архиважно подчеркнуть, что РППС группы должен имеет характер открытой, незамкнутой структуры, с перспективой развития предметного мира, окружающего малыша. Поэтому, развивающую предметно-пространственную среду группы целесообразно непрерывно пополнять, обновлять и трансформировать.

        Литература:

  1. Коняева Е. А., Павлова Л. Н. Краткий словарь педагогических понятий: Учебное издание / Е. А. Коняева, Л. Н. Павлова. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2012.- 131 с.
  2. Нищева Н. В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду: принципы построения, советы, рекомендации – СПб: Детсво-пресс, 2009г.
  3. Современный детский сад. Каким он должен быть / Под редакцией О. А. Шиян. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2019. – 312 с.
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. №1155.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Физическое развитие старших дошкольников через организацию предметно-развивающей среды»

Для формирования у детей интереса и ценностного отношения к физической культуре и своему здоровью    в нашем  детском саду организована предметно-развивающая среда с использованием...

Педагогический опыт по теме: «Формирование навыков безопасного поведения дошкольников на улицах и дорогах города, через организацию предметно-развивающей среды»

Условия возникновения опытаДошкольный возраст - один из основных периодов, в котором формируется человеческая личность, и закладываются прочные основы здоровья и поведения. Недостаточное воспита...

«Физическое развитие старших дошкольников через организацию предметно-развивающей среды»

В общей системе образовательной работы физическое воспитание детей дошкольного возраста занимает особое место. Именно в дошкольном детстве в результате целенаправленного педагогического воздействия ук...

Художественно-эстетическое развитие дошкольников через организацию предметно-развивающей среды в условиях реализации ФГОС

Понятие художественно - эстетическое воспитание выражается в формирование в ребенке художественно- эстетического отношения к действительности и активизации его творческой деятельности по зак...

«Развивать личность ребёнка через организацию предметно-развивающей среды»

            Консультация для воспитателей.Тема: «Развивать личность ребёнка через организацию предметно-развивающей среды»...

Проект "Реализация гендерного подхода в воспитании младших дошкольников через организацию предметно-развивающей среды"

Социальные трансформации в современном обществе привели к разрушению традиционных стереотипов женского и мужского поведения. Эти изменения повлияли и на сознание детей: девочки всё чаще проявляют агре...

Обогащение игры через организацию предметно-развивающей среды в ДОУ

Современные требования к всестороннему развитию ребенка, часто приводят к акцентированию внимания к образовательным мероприятиям в ущерб игровой деятельности дошкольников. Родителей и современных педа...