Семинар практикум для родителей "Поиграй с ребенком дома"
материал

Светлана Михайловна Чеботарева

Семинар практикум

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poigray_s_rebenkom_doma.docx21.58 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Г. САЯНОГОРСК ДЕТСКИЙ САД № 29 «У ЛУКОМОРЬЯ»

Семинар практикум для родителей: «Поиграй с ребенком дома»

Воспитатель: Чеботарева Светлана Михайловна

г. Саяногорск, 2023г.

Цель:

     Познакомить родителей со способами организации развивающей среды для ребенка дома.

План:

  1. Сообщение темы.
  2. Информационная часть.
  3. Практическая часть.

- обсуждение темы: «возможности организации предметно - развивающей среды для ребенка».

4.Заключительная часть.

-рефлексия

Создаем предметно-развивающую среду своими руками.

Ход семинара –практикума:

I. Вводная часть:

1.Знакомство. «Имя прилагательное».

Игра на знакомство. Игроки располагаются по кругу. Первый игрок называет свое имя и прилагательное, начинающееся с первой буквы имени. Например, Эльза- Энергичная. Второй игрок повторяет имя и прилагательное первого игрока, а затем называет сое имя и прилагательное на свою «букву» и т.д.

II. Основная часть:

2. Объявление темы семинара-практикума.

- Тема, которой посвящена наш сегодняшний семинар-практикум: Поиграйте с ребенком дома. (Организация игровой  деятельности ребенка в семье) А организация игровой деятельности напрямую зависит от организации предметно-развивающей среды.  

3. Теоретический блок.

3.1.Что такое развивающая среда? Под средой в данном случае понимаются все те игрушки игры, которые находятся в пределах досягаемости ребенка и важны именно для возраста и уровня развития ребенка. Например, вашему ребенку требуется простая игрушка, например пирамидка, а вы даете ему какую - нибудь игрушку, требующую серьезных, логических операции. Ребенок будет развиваться? Нет! А ведь простые игрушки имеют очень много развивающих функций. В среду входит обстановка помещения, удобная для ребенка (низкие полочки, столы, обстановка кукольной комнаты, уголок рисования, и т.д.). Только тогда среда может считаться развивающей познавательную активность и способность ребенка. Часто педагоги слышат о родителей, что у ребенка много игрушек, но он в них не играет или поиграв не много, больше не интересуется ими. Однако в комнате ребенка в большинстве случаев все игрушки убраны в шкафы с дверцами и желательно повыше, выбор обучающих игр ограничивается пазлами или вообще отсутствует. Мы забываем одно важное правило все должно быть доступно взгляду ребенка. Ребенка может заинтересовать только то, что он видит, так как вспомнить о большинстве игрушек он не может, поэтому и не играет. То, что ребенок не убирает за собой игрушки, рвет или ломает, не должно препятствовать его развитию. Необходимо на собственном примере научить ребенка убирать за собой и бережно относится к играм. А теперь вспомните, как выглядит комната вашего ребенка и подумайте там создана среда, способствующая развитию познавательной активности ребенка?

Игрушки, которые желательно иметь дома:

1. Игрушки для развития движений, их точности, ловкости, силы: мячи разных объёмов и материалов, хоккей, велосипед.

2. Мягкие игрушки, изображающие: диких и домашних животных; взрослых животных и их детёнышей (детей, как правило, больше привлекают игрушки, в которых передан образ детёныша: крупные круглые глаза, несколько укороченные округлые конечности и туловище, округлая голова с коротким носом и забавной пухлой мордочкой).

3. Тематические игровые наборы, которые сами наталкивают детей на отображение впечатлений, полученных в жизни: парикмахерский, докторский, ремонтный, набор для продавца.

5.Дидактические игры нужны для того, чтобы расширить и уточнить знания об окружающем, для обучения родному языку и элементарному счёту, для развития мышления и восприятия: пирамидки с 5–8 кольцами; матрёшки с 5–8 вкладышами, стаканчики-вкладыши из 5–10 деталей, разрезные картинки из 2–4 деталей, мозаики (можно предложить и с крупными элементами — на таких мозаиках стоит возрастная градация от 1 года, — и с более мелкими деталями — но только играть уже под присмотром взрослого).

6. Настольные игры по темам: профессии «Кому что нужно для работы»; животные и их детёныши «Где чьи детки»;одежда и обувь «Поможем одеться Маше/Мите»; времена года «Что когда нужно»;цвета и форма «Цветовое лото», «На что это похоже»; фрукты и овощи и т. д.

7. Игрушки-забавы развлекают, развивают чувство юмора и расширяют кругозор: куклы-рукавички; заводные игрушки (обезьянка, цыплёнок и т. д.); воздушные шары; мыльные пузыри (детишки не только смеются и много двигаются, пытаясь их поймать, но и развивают любознательность и воображение).

8. Для воспитания музыкального слуха, эмоциональной восприимчивости к музыке, а заодно для развития мелкой моторики и речевого (фонационного) дыхания хорошо приобрести музыкальные игрушки: дудочки, свистульки, барабан, бубен, металлофон, пианино, губная гармошка, трещотки.

9. Для продолжения развития графических навыков хорошо иметь: пальчиковые краски, фломастеры, мелки для рисования на асфальте,  карандаши и восковые или масляные мелки, альбомы, мольберт, раскраски, пластилин с доской для лепки, детские ножницы с тупыми концами.

10. Хорошо развивают мелкую моторику: игрушки со шнуровкой, наборы для нанизывания бус.

4. Практический блок

-Итак, давайте сначала пройдемся по конкретным идеям, а потом выведем общие закономерности о том, как организовать развивающую среду дома.

Ведущий приглашает участников рассмотреть выставку игрушек, которые можно выполнить своими руками. Родителям дается возможность рассмотреть и попробовать поиграть игрушками.

Монтессори на кухне

Начинать работу по развитию мелкой моторики лучше с самого раннего возраста. Уже грудному малышу можно массировать пальчики, а деткам постарше можно уже предлагать различные игры для развития мелкой моторики. И для этого не обязательны покупные монтессори-материалы, так как огромное множество развивающих игр можно придумать с помощью подручных средств. И кухня в этом плане – настоящий клад!

Что можно делать?

  • На поднос (противень для выпечки) тонким слоем равномерно сыпем любую мелкую крупу, проводим пальчиком малыша по крупе. Получится контрастная линия. А теперь предложите художнику рисовать самостоятельно – дождик, точки, волны и т.д.
  • Насыпаем крупу в носок, и пусть ребенок их щупает. Можно сделать по 2 носка с гречкой, 2 с рисом, 2 с фасолью/горохом, 2 с сахаром/солью - и пусть  ребенок ищет парные носки.

«Золушка». Сортируем! Смешиваем крупную крупу, например фасоль и горох, и просим малыша рассортировать. Или можно сортировать по цвету, хорошо подойдет в этом плане изюм – например белый, коричневый и черный. Игры с ситом: смешиваем рис и манку, показываем малышу зернышки риса и крупинки манки и ставим задачу: как выбрать отсюда все рисовые зернышки? Насыпаем смесь в сито и просеиваем. Отделение одной крупы от другой похоже для ребенка на фокус. Объясните, почему так получается, насыпав в сито, сначала чистую манку, а потом рис. Дайте малышу самому поэкспериментировать.

 «Сокровища». Закапываем в тазик с крупой какие-нибудь сокровища и пусть ребенок их ищет.

Тесто - можно настоящее, а можно соленое (1стакан муки:1стакан соли и немного воды). Месим, раскатываем, сворачиваем рулетики, лепим куличики и печеньки. Из соленого теста можно лепить различные фигурки, а потом их раскрасить красками.

Клей-ножницы-бумага!

Отличные развивающие пособия можно изготовить самим буквально за полчаса. Покупаем картон, цветную бумагу – гладкую и бархатную, и вперед!

Вырезаем одного цвета кружки гладкий и бархатный, наклеиваем на картон и изучаем  «гладкое-шершавое». Вырезаем различные геометрические фигурки (предпочтительней одного цвета для облегчения восприятия), клеим на один лист и изучаем геометрические формы, затем отыскиваем чего у нас в доме/на улице есть круглое-квадратное-треугольное. Изучаем размер: вырезаем кружок/квадрат/треугольник одного цвета, но разных размеров, клеим на одной линии, и ищем самый большой, средний, самый маленький.

Застегивание пуговиц, безусловно, способствует развитию пальцев. Но это занятие можно усложнить и разнообразить за счет формы пристегивающихся предметов.

Делаем бусы – на веревочку, леску или шнурок нанизываем все, что можно нанизать: бусинки, пуговички, макаронины, нарезаем колпачки от старых фломастеров колечками и тоже нанизываем.

Можно сделать «колье» из сушек, очень удобно – можно по ходу дела подкрепляться.

Папины инструменты

Мужчины есть мужчины, даже если они пока еще маленькие. И потому достаем для них папину сокровищницу – инструменты. Накручиваем гайки на болты, учимся стучать молотком (для этой цели лучше приобрести маленький или игрушечный), выкручиваем шурупы из досточек, или просто играем с импровизированным пультом управления, воображая себя пилотом самолета или водителем автомобиля.

III. Итог семинара:

Выводы и основные рекомендации:

Главное и основное правило организации развивающей среды дома – доступность. Все стимульные материалы должны быть ребенку доступны. Если бумагу и фломастеры запрятать в шкаф на полочку повыше, то через некоторое время вы обнаружите, что «мой ребенок почему-то не интересуется рисованием». Шкафчики, в которых хранятся игрушки и развивающие пособия в идеале должны быть открыты, чтобы малыш просто подходил и брал то, что ему интересно.

Развивающие материалы можно расположить в соответствии с возрастом ребенка: пока он еще маленький, кладем их на самые нижние полки, а по мере роста карапуза, он встает и дотягивается все выше и выше, до новых сокровищ на более высоких полках. Не нужно запирать дверцы шкафов и тумбочек, просто уберите ценные вещи повыше.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для родителей "Музыкальные занятия дома"

Семинар-практикум для родителей детей дошкольного возраста "Музыкальные занятия дома"...

Семинар-практикум по теме: «Здоровый ребенок - счастливый ребенок».

Цель семинара: освоение и последующее применение здоровьесберегающих технологий в практической деятельности педагога-воспитателя.Задачи: дать определение понятию здоровья. Классификация форм воспитате...

Семинар – практикум для педагогов «Особенный ребенок. Ребенок с ОВЗ»

  Одним из направлений развития современного дошкольного образования является инклюзивное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья. Эффективность реализации образовательной и...

Семинар - практикум для родителей: «Театрализованная деятельность дома и в детском саду»

Цели: способствовать повышению педагогической культуры родителей, пополнению их знаний по театрализованной деятельности ребенка в семье и детском саду; содействовать сплочению роди...

Семинар - практикум для педагогов "Особый ребенок. Ребенок с ОВЗ".

Обучение педагогов эффективным способам взаимодействия с детьми с ОВЗ, повышение педагогической культуры....

Семинар-практикум по теме: «Здоровый ребенок - счастливый ребенок».

Цель семинара: освоение и последующее применение здоровьесберегающих технологий в практической деятельности педагога-воспитателя.Задачи: дать определение понятию здоровья. Классификация форм восп...