Игры-экспериментирования
консультация

Учаева Елена Петровна

Игры-экспериментирования

Этот вид игры — самый древний. Игра возникает по инициативе

ребенка в созданных взрослым условиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeleyigry-eksperimentirovaniya.docx640.13 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Игры-экспериментирования

Этот вид игры — самый древний. Игра возникает по инициативе

ребенка в созданных взрослым условиях. Как своеобразный эксперимент с

игрушкой (предметом), она присуща всему периоду детства, начиная сhttps://familystr.com/wp-content/uploads/2019/06/igry-s-detmi-do-dvuh-let-foto-1.jpg

Началом исследования является зрительная ориентировка, когда

ребенок ищет глазами звучащую игрушку. Получив ее в руки, он тянет

игрушку в рот, ощупывает, рассматривает. Позднее начинает свободно

манипулировать ею — хорошая игрушка всегда дает возможность экспериментировать с нею.

Преимущества игр-экспериментирований — это свобода детей, высокая

степень самостоятельности, наличие возможности для самореализации,

эмоциональная насыщенность, проявление высокой степени любознательности, удовольствия от познания.

В играх-экспериментированиях ребенок удовлетворяет потребность в

активном освоении окружающего мира и важнейшие социальные

потребности — участие в жизни взрослых и общении со сверстниками. В

этих играх совершенствуются знания об окружающем, возрастает

способность быстрой их мобилизации в процессе решения возникающих в

игре задач — игровых, познавательных, практических. Происходит

формирование некоторых новых знаний благодаря действиям с

предметами, материалами и игрушками, а также взаимообучению уча-

стников игры.

В играх-экспериментированиях развивается самостоятельность детей.

Решение экспериментальной задачи предоставляет дошкольнику

неограниченные возможности самостоятельно применить навыки и

умения в различных условиях (в группе, на прогулке и т. д.), развивается

инициатива ребенка, он учится мыслить.

Среди игр-экспериментирований наиболее распространены (хотя и не

так широко, как следовало бы):

—игры с игрушками, оптимизирующими эксперимент;

— игры с природным материалом;

— игры-экспериментирования с животными;https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/251121/3182cdf8-b804-4a4c-bf53-39e394cb3675/s1200

—особые игры, в которых ребенок экспериментирует на материале

общения со взрослыми и с другими детьми;

—современные игры-экспериментирования на основе компьютерных

программ для детей.

РАЗВИВАЮЩАЯ ИГРОВАЯ СРЕДА ДЛЯ ИГР-

ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЙ

1 Образцы материалов: дерево, ткань, бумага, глина, камень, песок,

металл, стекло, а также предметы из этих материалов.

2 Сыпучие материалы: горох, желуди, мелкие камушки, семена бобов,

тыквы, подсолнуха и др. Приспособления для пересыпания: совочки,

коробочки, пластмассовые баночки, мешочки, корзинки и др. Мерные

емкости.

3 Наборы плотно закрытых флаконов для различения и узнавания

запахов.

4 Весы, термометры, линейки, лупы, магниты, часы, календари, мерные

емкости.

5 Мелкие предметы и игрушки для развития тактильных ощущений

(«Чудесный мешочек»).

6 Дощечки с наклеенными материалами, резко отличающимися по

тактильному восприятию.

7 Плавающие игрушки: животные5,1 птицы, корабли, лодки, парусники,

плоты (готовые игрушки и самоделки из различных материалов).

8 Инструменты: сачки, удочки, лопатки, совки.

9 Бросовый материал: мешки, пробки, гвозди, дощечки, пенопласт.

10 Технические игрушки с «секретом»: заводные игрушки, телефоны,

конструкторы, трансформирующиеся игрушки, разнообразные

простейшие часы и др.

11.Ленты, тесемки, веревочки, палочки, реечки, необходимые для

восприятия и сравнения размеров и проведения игр-экспериментов.

12.Дидактический материал — наборы мелких игрушек-моделей:

посуда, транспорт, мебель, орудия, животные, мозаики, конструкторы,

кубики-вкладыши, разрезные картинки.

13 Природный материал: сухие листья, цветы, каштаны, желуди, камни,

земля, шишки, песок, глина, мелкая галька, ракушки, а также

приспособления для экспериментирования по выращиванию рассады,

проращиванию различного рода семян и луковиц (поддоны, горшки, лей-

ки, деревянные ящики и др.).

14 Дидактические игрушки с характерными признаками цвета, формы,

величины, объема и т. п.

15 Наборы образцов различных тканей, лент; мотки и катушки ниток.https://emigrant.guru/wp-content/uploads/2018/08/vossoedinenie-semey.jpg

16 Звучащие игрушки: молоточки, бубны, музыкальные инструменты,

шумовые коробочки и баночки, колокольчики, различного рода предметы

для развития слухового анализатора.

Ниже приводится описание нескольких игр-экспериментирований.

Игра «ПИСЬМО ИЗ КЛУБА “МУР”»

Задачи: 

1) побуждать детей вести элементарную  экспериментальную

исследовательскую деятельность, делать простейшие умозаключения;

2) в игровой форме закрепить знания детей о свойствах воды, магнита;

упражнять в различении звуков и сопоставлении их со звуками природы;

3) учить объединяться для игры-экспериментирования.

Ход игры.

Родитель:я сегодня Главный Ученый, пригласил вас к

себе и сообщаю, что Каркушка, младшая сестра Каркуши, принесла

письмо. Вот оно. От кого же это письмо? А чья это печать? Чей след на

печати? Да, это след кота. Давайте прочитаем письмо.

Послание от Ученого Кота из клуба «Мур»

Милые дети! Я узнал, что вы любознательны и

любите экспериментировать. Решил послать вам задания. Если вы

справитесь с ними, то вас ожидает сюрприз. Поручаю проверить

правильность выполнения заданий Главному Ученому.https://www.educationquizzes.com/library/Spanish-Review/Water-Water-Everywhere/Sand-C.jpg

С уважением, Ученый Кот.

Задание 1

Подберите для Каркушки различные звуки природы, используя

предметы из вашей лаборатории.

Задание 2

Железный Дровосек просит собрать для своего ремонта железные

предметы.

Задание 3

Я сам очень люблю опыты. Попробуйте в тазике из воды и мыла сделать

густую мыльную пену и выясните, какие предметы она выдержит, а какие

— нет.

Задание 4

Соломинка, Лапоть и Пузырь ждут у речки вашей помощи. Подскажите

им, на чем можно переплыть реку?

Родитель :Как вы думаете, мы правильно выполнили задание

Ученого Кота?

(Дети рассказывают о результатах своих игр-экспериментирований.)

Игра «ПОМОЖЕМ МЫШАТАМ »

Дети строят норки для мышей, нагребая небольшие кучки песка с

помощью совков, утрамбовывают его, используя небольшие дощечки.

Затем начинается игра.

Ход игры.

Мышата бегают и резвятся на полянке, вдруг появляется кот. Мышата

убегают и прячутся в норки. Коту мышек не найти. Мыши выбегают из

норок, кот устает ловить мышей. Потом дети играют друг с другом по

своему желанию.

Игра «БАБУШКИН СЕКРЕТ»

Дети в песочнице «пекут пироги» с помощью маленьких формочек.

Родитель предлагает напечь пирогов с начинкой: ягодами, творогом,

рыбой, картошкой и т. д. На дно формочки дети кладут то, что есть под

руками: камушки, веточки, ракушки, листики и т. д.

Ход игры.

Открывается «Пирожковая». Там праздничная распродажа: все

приходят, пробуют, хвалят, покупают, делают заказы.

Игра в «Пирожковую» может перейти в игры «Столовая», «Семья»,

«День рождения» и т. д.

https://www.zastavki.com/pictures/originals/2017People___Children_Funny_baby_in_a_basket_with_soft_toys_116091_.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры-экспериментирования в воспитании младшего дошкольника как субъекта здоровьесберегающих технологий.

Игры- экспериментирования для детей младшего и среднего возраста. Безопасность детей вовремя проведения экспериментов....

Образовательная область «Здоровье» Игра – экспериментирование:

"Кто расскажет мне друзья, почему же заболела я?"...

Консультация "Игры - экспериментирования а воспитание младшего дошкольника, как субъект здоровьсберегающей деятельности" для воспитателей

Консультация "Игры - экспериментирования в воспитаниии младшего дошкольника, как субъекта здоровьесберегающей деятельности" для воспитетелей...

«Играя, запоминаем» (Игра-экспериментирование как современное средство закрепления познавательного материала в совместной деятельности дошкольника)

Дети в коррекционных группах отличаются от своих  сверстников тем, что имеют более развитые непроизвольные процессы. Это мешает им запомнить нужную информацию, воспроизвести уже выученное, проана...

Конспект игры –экспериментирования «Знакомство со свойством гипса», сюжетно -ролевая игра «Больница» (старшая группа)

Конспект-занятия по экспериментированию "Знакомство со свойством гипса",сюжетно-ролевая игра "Больница"...

Занятие по экспериментированию с детьми старшего дошкольного возраста на тему «Игры - экспериментирования с водой»

Занятие по экспериментированию с детьми старшего дошкольного возраста на тему :"Игры-экспериментирования с водой!"...