Проект на тему: Нравственно-патриотическое воспитание у детей старшего дошкольного возраста «Мы живём в России». Моя малая родина.
проект (старшая группа)

Линькова Оксана Юрьевна

Автор проекта: воспитатель Линькова О.Ю.

Продолжительность проекта: краткосрочный (8 декабря– 15 декабря).

Тип проекта: информационно-творческий.

Участники проекта: дети, родители, воспитатели.

Возраст детей: 5 – 6 лет (старшая группа).

Актуальность проекта: Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка. Чтобы достигнуть определенного результата, необходимо находить нетрадиционные методы воздействия на ребенка, на его эмоциональную и нравственную сферу. Уже в дошкольном возрасте ребенок может и должен знать, в какой стране он живет.

«Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца». К. Паустовский

Цель проекта: Формирование патриотических чувств на основе обогащения знаний о России.

Задачи проекта:

-Для детей: Вызвать эмоциональное отношение детей к Родине, чувство гордости за достижения народа. Развивать потребность в приобретении новых знаний о России. Пробуждать интерес к истории и культуре Отечества. Показать связь родного края с Отечеством в процессе познавательной деятельности. Формировать представления детей о народных промыслах нашей страны. Побуждать детей к изучению достопримечательностей своего малого края.

-Для педагогов: Обобщить, систематизировать и пополнить материал по нравственно патриотическому воспитания детей.

-Для родителей: Привлечь родителей к жизни группы. Повысить педагогическую компетенцию родителей в вопросе патриотического воспитания детей. Закрепить с детьми полученную информацию в детском саду на тему «Мы живём в России». Улучшить детско-родительские отношения.

Ожидаемые результаты по проекту:

-Для детей: Формирование у детей интереса к истории и культуре своей страны; представлений о народных промыслах России. Формирования знаний о всех важных объектах своего города.

-Для педагогов: Создание атмосферы взаимопомощи со стороны родителей. Пополнение материала по нравственно патриотическому воспитанию детей.

-Для родителей: Сближение родителей, педагогов и детей в совместной деятельности. Повышение активности родителей в жизни группы.

Мероприятия:

1. Беседы с детьми на тему России.

2. Подборка методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстрированного материала, игрушек, атрибутов для игровой и театрализованной деятельности по актуальной теме.

3. Подготовка дидактических игр, пособий, атрибутов по теме проекта.

Реализация проекта:

1. Беседа с детьми.

- Как называется страна, где ты живешь?

Наша страна называется Россия. В ней очень много больших и малых городов, деревень и сел. Все они по-своему красивы. Но самым большим городом считается город Москва. Москва – столица нашей Родины. (Воспитатель показывает иллюстрации с видами Москвы.)

В России проживают люди самых различных национальностей (казахи, калмыки, татары, чуваши, таджики, башкиры, удмурты и многие-многие другие), но большая часть россиян – русские.

Вспомните, какие города России вы знаете, перечислите их (Санкт-Петербург, Новгород, Смоленск, Казань, Ростов, Воронеж, Нововоронеж).

Как называют людей, чья Родина – Россия? (Россияне.)

Россия является и нашим Отечеством – местом, где жили наши предки, деды, где живут наши отцы, где живем и мы. Каждый человек должен любить и уважать свою Родину. Она взрастила и воспитала многих великих и известных всему миру людей. (Воспитатель показывает портреты известных деятелей науки, искусства, оставивших свой след в истории нашего государства.)

Мы должны гордиться тем, что нашими соотечественниками были Ломоносов – ученый, чьи открытия и труды принесли много пользы всему человечеству; Чайковский – великий русский композитор, чье имя знает весь мир. Первый человек, покоривший космос, был русским – Юрий Алексеевич Гагарин. Эти и многие-многие другие люди прославили наше Отечество своими делами и подвигами.

У каждой страны мира есть своя символика, то есть знаки отличия – свои флаг, герб, гимн и президент. Нашим действующим президентом является В.В. Путин.

Российский флаг трехцветный, то есть бело-сине-красный. Каждый цвет имеет свое значение. Синий цвет означает верность, ум и честность. Красный – смелость, любовь и красоту. Белый – чистоту и ясность, миролюбивость.

Герб России – двуглавый орел – символ мудрости и бесстрашия, ума и великодушия. Он зорко смотрит по сторонам, охраняя Россию от неприятеля.

Гимн – самая главная песня России. Гимн исполняется в особо торжественных случаях. Исполняется и слушается гимн стоя. (Дети прослушивают в записи российский гимн, беседуют о его содержании, воспитатель знакомит с авторами гимна.)

2. Прослушивание Государственного гимна Российской Федерации.

Россия – священная наша держава,

Россия – любимая наша страна.

Могучая воля, великая слава –

Твоё достоянье на все времена!

Припев: Славься, Отечество наше свободное,

Братских народов союз вековой,

Предками данная мудрость народная!

Славься, страна! Мы гордимся тобой!

 От южных морей до полярного края

 Раскинулись наши леса и поля.

 Одна ты на свете! Одна ты такая –

 Хранимая Богом родная земля!

Припев.

 Широкий простор для мечты и для жизни

 Грядущие нам открывают года.

 Нам силу дает наша верность Отчизне.

 Так было, так есть и так будет всегда!

Слова к российскому гимну написал известный писатель, поэт – Сергей

Михалков. Его произведения знают и любят дети потому, что почти все свое творчество он посвятил детям. Музыку к гимну написал известный композитор – А. Александров.

3. Чтение пословиц и произведений о России.

Множество прекрасных песен и стихов посвящено России. В них прославляется наша Родина, ее леса и поля, реки, рассказывается о любви и гордости за свою страну, маленькую и большую Родину. У русского народа есть множество пословиц и поговорок об этом.

Пословицы и поговорки

 Одна у человека родная мать – одна у него и Родина.

 Родина – мать, умей за нее постоять.

 Русь богатырская.

 Где кто родился, там и пригодился.

 Родная сторона – мать, чужая – мачеха.

Произведение «Родина» З. Александрова:

Если скажут слово «родина»,

Сразу в памяти встаёт

Старый дом, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот.

У реки берёзка — скромница

И ромашковый бугор...

А другим, наверно, вспомнится

Свой родной московский двор.

В лужах первые кораблики,

Где недавно был каток,

И большой соседней фабрики

Громкий радостный гудок.

Или степь, от маков красная,

Золотая целина...

Родина бывает разная,

Но у всех она одна!

4. Проведение игры «Сложи флаг по цветам».

Каждому даны три прямоугольника красного, белого и синего цвета, лист бумаги и клей. Необходимо правильно приклеить флаг.

5. Рассказ детям о неофициальных символах России (самовар, матрешка, шапка-ушанка, балалайка, медведь, блины, бублики, береза и др.) и их демонстрация.

6. Прогулка с детьми к самому известному символу-дереву- березе.

Береза всегда считалась символом России, символом ее процветания и долголетия. Известно, что ни в одной стране нет столько берез, как у нас. У нас даже есть березовые рощи. И огромное количество произведений, посвященное березе. Одно из них: «Люблю берёзку русскую», автор Александр Прокофьев

Люблю берёзку русскую,

То светлую, то грустную,

В белёном сарафанчике,

С платочками в карманчиках.

С красивыми застёжками.

С зелёными серёжками.

Люблю её нарядную,

Родную, ненаглядную,

То ясную, кипучую,

То грустную, плакучую.

Люблю берёзку русскую,

Она всегда с подружками

Весною хороводится,

Целуется, как водится,

Идёт, где не горожено,

Поёт, где не положено,

Под ветром долу клонится

И гнётся, но не ломится!

7. Россия славится еще и богатым разнообразием промыслов:

-Тульский пряник

-Хохломская посуда

-Палехские шкатулки

-Павловопосадские платки и др.

 Мы рассмотрим Городецкую роспись – гордость русских народных промыслов.

Городецкая роспись – как ее нам не знать.

Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.

Здесь такие букеты, что нельзя описать.

Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.

Городец – это город в нижегородском Заволжье, на левом берегу Волги. Это древнейший русский город - крепость. Городец – родина самых разнообразных промыслов. Он славиться резьбой по дереву, изготовлением прялок, городецкой росписью, резными досками.

Леса в Заволжье было много, и он давал много дешёвого материала, из которого делали всё: от детских игрушек до предметов мебели.

Особой известностью пользовались городецкие прялки, которые в большом количестве продавались на Нижегородской ярмарке и расходились по всей России. Их с удовольствием покупали благодаря забавным расписным картинкам на донце прялки. После окончания работы такими донцами хозяйки украшали стены вместо картин. Еще мастера стремились украсить предметы быта – деревянную посуду, детскую мебель, другие вещи нарядными, яркими узорами.

Рассмотрим внимательно, из каких элементов состоит эта роспись. (Показать иллюстрации городецкой росписи и элементы; листья, розы, купавы, бутоны, ромашки - называя эти элементы.)

Обратим внимание на расписные доски и как по-разному можно расположить гирлянды. Предлагаю детям попробовать самим научиться нарисовать узоры городецкой росписи.

Рисование «Роспись доски».

8. Россия состоит как из больших городов, так и из небольших, как наш город Нововоронеж. Город расположен на левом берегу Дона, в 38 км к югу от Воронежа. Территория застройки — 46,13 км². Был основан в 1957 году как посёлок городского типа Ново-Грэсовский (затем был переименован в Нововоронежский) в связи со строительством Нововоронежской атомной станции. У нашего города тоже есть герб. Он представляется в таком виде: «В лазоревом (синем, голубом) поле серебряный обернувшийся орёл с распростёртыми крыльями, держащий в лапах золотой безант с тремя вписанными, и, расходящимися наподобие вилообразного креста, лучами того же металла; и золотой главой, обременённой пятью червлёными звёздами о пяти лучах; две звезды по сторонам видны наполовину».

Выбор фигуры орла обоснован тем фактом, что ещё в 1712 году для Воронежского гарнизонного пехотного полка было составлено знамя с «птицей, сидящей на стреляющей пушке», символизирующей «храбрость, веру, победу, величие и власть».

Численность населения составляет около 32000 человек.

Нововоронеж является монофункциональным городом с особым режимом хозяйственной деятельности. Ведущей и градообразующей отраслью является атомная энергетика, представленная филиалом АО «Концерн Росэнергоатом» «Нововоронежская атомная электростанция.

Также в нашем городе есть свои достопримечательности, такие как:

-Нововоронежская АЭС Предприятия ...

-Та самая Алёнка Памятники

-Храм Христа Спасителя Храмы

-Церковь архангела Михаила Храмы

-Памятник первостроителям

-Дома культуры

-Мемориал Звезды Славы

-Пруд-охладитель пятого энергоблока

-Нововоронежский Фонтан им. Анастасии Кузнецовой

-Мемориал Великой Отечественной войны и др.

Игра с детьми «Узнай достопримечательность по картинке». На столе разложены перевернутые фотографии мест Нововоронежа. Задача выбрать один и назвать его.

9. В нашем городе много разных улиц. Каждая улица имеет свое название. Все жители города должны знать улицы своего города. Чтобы легче было детям запомнить улицы, проводим игру «Назови свой адрес». 

10. Консультация для родителей «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста».

Заключение:

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Подводя итоги, хотелось бы сказать, что образовательная цель программы состоит в приобщении детей ко всем видам национального искусства - от архитектуры до живописи, от пляски, сказки и музыки до театра. Именно такой представляется нам стратегия развития личностной культуры ребенка как основы его любви к Родине.

Воспитать патриота своей Родины - ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_na_temu_patriotizm.docx2.22 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий досуга на прогулке по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Я живу в России»

Закрепление и обобщение знаний о России,  о государственной символике  России (герб,  гимн,  флаг), а также развитие у детей чувства патриотизма и любви к своей Родине....

Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста "Святая Русь - Великая Россия"

Обращение к одной из важных задач нравственного становления личности, какой является воспитание начал патриотизма и гражданственности, свидетельствует о понимании сложности решения данной задачи, связ...

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Мы живём в России»

Важно воспитывать у детей  любовь и чувство гордости к Родине; чувство гордости и уважения к своему народу....

Итоговое мероприятие по теме социально-нравственное воспитание для детей старшего дошкольного возраста «Дом дружбы»

В дошкольный период развививаются качества (умение устанавливать и поддерживать контакты и сотрудничать со сверстниками, вежливо общаться с ними, избегать конфликтных ситуаций), формируется обобщенное...

СЦЕНАРИЙ ДОСУГА НА ПРОГУЛКЕ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «Я ЖИВУ В РОССИИ»

СЦЕНАРИЙ ДОСУГА НА ПРОГУЛКЕ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «Я ЖИВУ В РОССИИ»...

Проект на тему: Нравственно-патриотическое воспитание у детей старшего дошкольного возраста «Мы живём в России»

Нравственно-патриатичесое воспитание у детей старшего дошкольного возраста...

Консультация для воспитателей на тему «формирование экологической воспитанности у детей старшего дошкольного возраста»

В формировании экологической культуры ребёнка-дошкольника важную роль играет краеведческий подход, который предполагает комплексное изучение природы родного края и способствует более глубокому пониман...