Педагогический опыт на тему:«Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством использования Лего-конструирования»
материал (старшая группа)

Степаниченко Галина Геннадьевна

Становление опыта осуществлялось в условиях МАДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №14 города Шебекино Белгородской области», расположенного по адресу г. Шебекино ул. Генерала Шумилова.

     Формирование мотивации развития и обучения дошкольников, а также развитие познавательной деятельности  – вот главные задачи, которые стоят сегодня перед педагогом в рамках федеральных государственных образовательных стандартов. Познавательный интерес и творческая активность - основа всестороннего развития личности ребенка, поэтому развитие данных компонентов является одним из актуальных вопросов дошкольного образования. Без проявления творческой активности не могут успешно развиваться познавательные способности и интерес ребенка.  И одним из наиболее эффективных средств познавательного развития ребенка дошкольного возраста в ДОО является конструктивная деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_opyt_po_lego_proverennyy_2.doc527.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное учреждение «Управление образования Шебекинского городского округа Белгородской области»

«Развитие  познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством использования Лего-конструирования»

Автор опыта:

Степаниченко Галина Геннадьевна,

воспитатель МАДОУ

«Детский сад общеразвивающего вида №14

 г. Шебекино Белгородской области»

г. Шебекино 2021г.

Содержание

Информация об опыте ……………………………………………………………3

Технология описания опыта……………………………………………………...9

Результативность опыта…………………………………………………………15

Библиографический список……………………………………………………..18

Приложение к опыту…………………………………………………………….20

        

       I.Информация об опыте. 

        1.1 Условия возникновения опыта. 

Становление опыта осуществлялось в условиях МАДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №14 города Шебекино Белгородской области», расположенного по адресу г. Шебекино ул. Генерала Шумилова.

        Формирование мотивации развития и обучения дошкольников, а также развитие познавательной деятельности  – вот главные задачи, которые стоят сегодня перед педагогом в рамках федеральных государственных образовательных стандартов. Познавательный интерес и творческая активность - основа всестороннего развития личности ребенка, поэтому развитие данных компонентов является одним из актуальных вопросов дошкольного образования. Без проявления творческой активности не могут успешно развиваться познавательные способности и интерес ребенка.  И одним из наиболее эффективных средств познавательного развития ребенка дошкольного возраста в ДОО является конструктивная деятельность.

В свете внедрения в образовательный процесс  ФГОС, занятия по Лего- конструированию имеют огромное значение, так как: обеспечивают полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных областях: социально- коммуникативного развития, познавательного развития, речевого развития, художественно - эстетического и физического развития».

  Лего – конструирование - это вид деятельности в результате, которого происходит интеллектуальное развитие детей: ребенок овладевает практическими знаниями, учится выделять существенные признаки, устанавливать отношения и связи между деталями и предметами.

Начиная  работу по теме актуального педагогического опыта «Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством использования Лего - конструирования»  прежде всего, было проведено анкетирование родителей «Значение конструирования в развитии ребенка». Целью данного анкетирования было выявить знания родителей о значении конструирования в развитие ребёнка. В анкетировании приняло участие 41 родитель. Самую большую активность проявили родители средней группы поучаствовало 11 человек, что составило 84% от общего количества родителей в группе, в старшей группе 8 человек-72%, в подготовительной – 10 человек- 55%, Анализируя данные анкет, можно увидеть, что 75,6% родителей знакомы с требованиями программы по конструированию, из этого можно сделать вывод, что воспитатели информируют родителей при помощи консультаций, папок-передвижек и индивидуальных бесед. Многие родители понимают, что основной целью развития конструктивных навыков является развитие универсальных психических функций мышления, памяти, внимания и воображения. Помощь от воспитателей по вопросам конструирования, родители хотели бы получить в виде консультаций – 56%, мастер-класса - 24%, открытых просмотров - 26%. Таким образом, проанализировав данные анкеты можно сделать вывод, что родители интересуются развитием детей в области конструирования, приобретают конструкторы и играют с детьми в различные виды конструкторов.  

Отражением нашего времени является то, что семьи детей учреждения  неоднородны. Это наиболее ярко проявляется в образовательном уровне членов семьи, в их информированности по проблемам современного воспитания, социально-экономических условиях развития. Родители  имеют расплывчатое представление о разнообразии  Лего и его влияния на развитие познавательных способностей, однако они готовы осваивать новые технологии.

Первичная  диагностика знаний детей по теме педагогического опыта проводилась с помощью методики И.С. Аверина, Е. И. Щебланова, Е. Н. Задорина. Выявлен  низкий уровень развития познавательных способностей детей 13%, высокий 65%, средний 38%. С помощью первичной  диагностики определялось умение проводить сериацию, сравнение и классификацию по заданным критериям; умение обобщать, устанавливать аналогии.

Логическая, наглядно-образная форма мышления у дошкольников  была плохо развита. Дети затруднялись вычленить наиболее существенные отношения, свойства между предметами окружающей нас действительности.

Данные анкетирования родителей и   первичная  диагностика знаний детей позволили  констатировать тот факт, что  традиционное обучение не полностью обеспечивает необходимый высокий уровень познавательных способностей  дошкольников.

В связи с этим было принято решение активизировать процесс в развитии данных  способностей, среди воспитанников,  с активным привлечением родителей. Пришло время познакомить детей с Лего - конструированием,  развить терпение и усидчивость.

1.2 Актуальность, данного педагогического опыта  представлена поиском более  эффективных, современных методов для развития познавательных способностей детей, описанием работы по применению Лего - конструкторов в образовательном процессе.  Актуальность проблемы развития познавательных способностей у детей дошкольного возраста, обусловлена требованиями ФГОС дошкольного образования.  Одним из основных принципов дошкольного образования является «формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности».

Данный опыт расширяет, и обогащает  содержание конструкторской деятельности в образовательном учреждении за счёт внедрения конструкторов нового  поколения. Игры с Лего - конструктором  помогают проявлять инициативу, практически использовать знания, полученные детьми в образовательной деятельности. Исходя из этого, ФГОС дошкольного образования одним из принципов определил принцип «реализации Программы в формах, специфических для детей, прежде всего в форме игры».

Наше  общество в данный период времени испытывает острую потребность в хорошо подготовленных,  высококвалифицированных специалистах, которые обладают, прежде всего, высокими познавательными способностями.

Возможности дошкольного возраста в развитии познавательных способностей на сегодняшний день используются недостаточно. Развитие и обучение в образовательных организациях однако, можно реализовать с помощью Лего - конструирования.

Однако отсутствие  необходимых условий не позволяет   решить данную проблему в  полной мере. Анализ работы образовательного учреждения, позволил выявить противоречия, которые  и были положены в основу данного опыта, в частности противоречия между;

- требованиями ФГОС, где говорится о активном применении конструктивной деятельности дошкольников, как деятельности, способствующей развитию  познавательных способностей детей и недостаточным оснащением Лего - конструкторами, а также   отсутствием в организации целенаправленной систематической образовательной деятельности с их использованием;

- отсутствием программы работы с детьми с конструкторами нового поколения,  необходимостью создания современной  предметно-развивающей среды, способствующей  формированию познавательных способностей, первоначальных технических навыков детей дошкольного возраста;

Реализация данного опыта позволит решить возникшие  противоречия. Учреждение внедрит в образовательный  процесс более эффективную форму развития познавательных способностей, углубит изучение педагогами данной проблемы. 

        Решением противоречий является  разработанная с учетом  примерной основной образовательной программы дошкольного образования образовательная программа: Программа по техническому творчеству для детей старшего дошкольного возраста  «LEGO  - конструирование» разработана на основе парциальной программы интеллектуального и творческого развития дошкольников «LEGO в детском саду» авторов: Марковой В. А., Житняковой Н. Ю. с учетом модульный парциальный программы дошкольного образования «STEM-образование детей дошкольного и младшего школьного возраста» авторов: Т.В. Волосовец, В.А. Марковой, С.А. Аверина, направленной на развитие интеллектуальных способностей в процессе познавательной деятельности и вовлечения в научно-техническое творчество в рамках реализации муниципального проекта «Внедрение доброжелательных технологий в образовательное пространство дошкольных образовательных организаций Шебекинского городского округа» («Приоритетное детство»). 

 «Развитие познавательных способностей посредством использования Лего - конструирования». Дополнение  развивающей предметно - пространственной среды прежде всего современными наборами образовательных конструкторов, для дальнейшего их использования в непосредственной образовательной деятельности и свободном творчестве детей.

1.3 Ведущая педагогическая идея  заключается в том, чтобы повысить уровень развития познавательных способностей  детей дошкольного возраста посредством использования  Лего – конструирования.  

  1.4 Длительность работы над данным актуальным педагогическим опытом составила 3года:

С сентября 2018 года по март 2021 года. Работа проводилась поэтапно.

 I этап - констатирующий:  2018 –  2019 г.

II этап - формирующий:   2019 –  2020г.

III этап - контрольный: сентябрь 2020г. – март 2021г.

1.5 Диапазон педагогического опыта  раскрывает продуманную систему работы с детьми по развитию познавательных способностей детей посредством использования Лего - конструирования. Работа проводится  в процессе проведения непосредственной образовательной деятельности, посредством реализации, разработанной с учетом  примерной основной образовательной программы дошкольного образования программы по техническому творчеству для детей старшего дошкольного возраста  «LEGO  - конструирование», в свободной деятельности детей посредством использования Лего - центра, современно оборудованной совместно  с родителями  развивающей образовательной среды детского сада.

1.6 Теоретическая база опыта

Воспитание детей с инженерными знаниями возможно при условии высокого развития познавательных способностей. «Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий»- утверждает ФГОС дошкольного образования.  Внедрение в образовательный Лего-конструирования способствует решению данных задач.

По определению психолога М.А. Холодной, «Познавательные способности -  это развитие интеллекта и процессов овладения знаниями». А, вот: «Интеллект – это форма организации индивидуального опыта умственной деятельности человека».  «Познавательные способности – это индивидуально-психологические свойства человека, являющиеся условием успешности выполнения различных видов познавательной деятельности». 

У детей с высокоразвитыми познавательными способностями, формируется  познавательная  активность, что способствует успешному воспитанию всесторонне развитой, социально-активной личности, формирует навыки сотворчества и общения.

 Дж. Б. Кэрролл, в своей монографии в 1993 г. «Познавательные способности человека» писал о том, что «познавательные способности определяются как качества, необходимые для успешного выполнения деятельности».

Исследования  учёных показывают, что познавательные способности – это многогранная сложная система.  В «Кратком словаре синонимов русского языка» К.С. Горбачевича понятия «познавательные способности», «интеллектуальные способности», «умственные способности», «качества ума» обозначены как синонимичные.

Тихомирова Л.Ф. констатирует тот факт, что: «Развитие познавательных, или интеллектуальных, способностей ребёнка должно быть постоянной заботой родителей, воспитателей».

В наше время большую популярность приобретает такой увлекательный,  продуктивный вид деятельности дошкольников как Лего-конструирование.

Научные исследования доказали, что ребёнок осваивая Лего-конструирование имеет: «возможность решать задачу разными путями, выстраивать  связь конструирования с повседневной жизнью, с другими видами деятельности» (В.Ф. Изотова, З.В. Лиштван, В.Г. Нечаева). Л.С. Выготский в своём труде: «Воображение и его развитие в детском возрасте» доказал, что «самым лучшим способом развития у детей склонности к инженерному творчеству, является практическое изучение».

Необычайная популярность современного  Лего объясняется очень просто — его игровое оборудование подходит для детей  разного склада ума,  возраста, темперамента, интересов, наклонностей. Есть подробные инструкции для тех, кто любит  расчёт и точность. Для подрастающей, творческой личности  имеются неограниченные возможности для креатива.

 «Разнообразие конструкторов Лего, позволяет заниматься с детьми разного возраста и по разным направлениям» утверждает Рыкова Е.А. разработавшая рабочую программу по Лего - конструированию «Лего- знайка».

Использование Лего в работе с детьми способствует совершенствованию точности цветовосприятия, остроты зрения,  восприятия формы и габаритов объектов, пространства, тактильных качеств.

Лего-конструирование  привлекает внимание  тем, что дети приобретают возможность (с помощью взрослого в начале, а затем и вполне самостоятельно, в увлекательной игровой и занимательной для дошкольников форме)  получить те умения и знания, которые пригодятся в дальнейшем при сборке робототехники.

Проведение интегрированных занятий с использованием Лего-конструирования способствуют снятию перенапряжения, вызывают интерес к техническому творчеству. Такие занятия позволяют снимать перегрузки и утомляемость за счёт переключения внимания детей  на разнообразные виды деятельности. Они представляют собой объединение нескольких видов деятельности (Черданцева А.П.).     

Очень тесно Лего-конструирование дошкольников  связано  непосредственно с развитием речи. Занимаясь  в данном направлении,  следует  подводить  ребенка  к проговариванию действий, которые он хочет сделать. Проговаривать какие конкретные детали они выберут, необходимое их количество, почему, и т. д. Такой подход в дальнейшем помогает детям самим уметь подбирать для работы все необходимые детали, определять конечный результат деятельности, и суметь объяснить, почему ребёнок сконструировал мини-робота так именно, а не как-то иначе.

Лего - конструирование  используется часто    для проверки знаний детей основных форм, цветов. Дошкольники  в игре рассказывают, на что похож предлагаемый предмет, его отличия, какой он длины, высоты, ширины.  

Однако возможности детей дошкольного возраста в развитии познавательных способностей, технического творчества, в наше время используются недостаточно. Актуальность Лего значима в наше время, прежде всего потому, что основа ее – конструирование. К тому же именно конструирование является излюбленным видом продуктивной деятельности детей:

  1. Является инструментом для развития познавательных способностей дошкольников, обеспечивающим интеграцию областей образования.
  2. Позволяет педагогу сочетать образование, развитие и воспитание, дошкольников в режиме игры.
  3. Способствует воспитанию личности социально-активной, формирует навыки сотворчества и общения.
  4. Объединяет игру детей  с экспериментальной и  исследовательской  деятельностью.

           На основе  Лего-конструирования в результате такой организации деятельности детей создаются условия  расширения   границ социализации ребёнка в обществе,  активизации  познавательных способностей.

1.7 Новизна опыта

          Новизна опыта заключается в создании системы работы по развитию познавательных способностей  у детей дошкольного возраста посредством использования  Лего – конструирования.

          В развивающей  среде детского сада создан Лего- центр, подобраны уникальные конструкторы первого поколения, разнообразное современное техническое оборудование .

Опираясь, на примерную основную образовательную программу  в процессе работы над данным опытом разработана дополнительная образовательная программа «LEGO  - конструирование», на основе парциальной программы интеллектуального и творческого развития дошкольников «LEGO в детском саду» авторов: Марковой В. А., Житняковой Н. Ю. с учетом модульной парциальный программы дошкольного образования «STEM-образование детей дошкольного и младшего школьного возраста» авторов: Т.В. Волосовец, В.А. Марковой, С.А. Аверина.

Для проведения непосредственной образовательной деятельности  разработаны  интегрированные занятия, развлечения с использованием  Лего-конструкторов для средней, старшей и подготовительной группы. Разработана картотека схем  для выполнения алгоритма действий по сборке конструкций каждого вида конструктора. Кроме того в процессе реализации данного опыта ведётся активная разъяснительная, и обучающая работа с детьми, родителями – консультации, практические занятия.

1.8 Характеристика условий, в которых возможно применение данного опыта.

           Данный опыт работы может быть реализован в дошкольных образовательных организациях всех видов при организации образовательной деятельности с дошкольниками, в свободной деятельности детей. Материалы могут быть использованы в организациях, занимающихся семейным воспитанием и в организациях дополнительного образования.

II. Технология описания опыта

          Работа осуществлялась поэтапно. На первоначальном этапе своей работы автор опыта  изучила методическую литературу по использованию лего-конструкторов в соответствии с требованиями ФГОС, пополнена развивающая предметно- пространственная образовательная среда в группе, пополнен Лего-центр: картотекой игр; Лего раскрасками, сборниками «Лего-сказок». Разработана программа по  «LEGO  - конструированию» для детей средней - подготовительных групп. 

С детьми начала работу со знакомства с Лего-центром и лего - конструктором. Ознакомление детей с конструктором LEGO происходило в следующей последовательности: спонтанная коллективная игра детей с конструктором ознакомление с содержанием и правилами работы с конструктором с цветом, формой и размером деталей, названиями деталей, различными способами скрепления деталей.

Цель данного педагогического опыта: Обеспечить положительную динамику развития познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством  использования Лего-конструирования.

Задачи: 

  1. Повысить у детей интерес к  Лего-конструированию посредством организации активных форм работы с родителями и детьми.
  2. Создать в развивающей среде Лего-центр с использованием конструкторов Лего для занятий в условиях образовательной организации в свободной игровой деятельности.
  3. Организовать целенаправленную работу по применению Лего-конструирования в непосредственной образовательной деятельности  по конструированию (1 раз в месяц) начиная со средней группы.
  4. Разработать с учетом  примерной основной образовательной программы дошкольного образования и апробировать   дополнительную образовательную программу технической направленности: «LEGO  - конструирование»

Для более глубокого знакомства детей и родителей с Лего-конструированием  в учреждении оборудован Лего-центр, где подобраны согласно возрастным особенностям современные наборы нового поколения образовательных конструкторов: «LEGO Duplo», «LEGO Dacta», «LEGO Citi», «LEGO  Education», «LEGO Technic», «LEGO Boost». В детском саду в каждой группе созданы центры конструирования в соответствии с возрастом дошкольников.  Для детей младших групп хорошо подходит «LEGO Duplo», так как серия детских конструкторов «LEGO Duplo», разрабатывается специально для детей в возрасте от 2-х лет. Эта серия характерно отличается от других тематических серий детских конструкторов Лего. У конструкторов Лего Дуплo основные строительные элементы значительно больше по размерам, чем детали других серий конструкторов Лего, а также не содержат мелких деталей или аксессуаров. Что сделано специально для того, чтобы избежать попадания мелких деталей лего в дыхательные пути ребенка. Для детей постарше хорошо подойдут конструкторы с большим количеством деталей и более сложные, такие как «LEGO Dacta», «LEGO Citi». Для детей подготовительных групп и младших школьников отлично подходят лего-конструкторы с большим количеством мелких деталей такие как, «LEGO  Education», «LEGO Technic».

Чтобы в дальнейшем использовать данную развивающую среду на занятиях, у детей была возможность  потрогать, поиграть с элементами, попробовать самостоятельно  варианты их удивительного скрепления, привыкнуть к яркой пестроте деталей. Дети с помощью педагога организуют строительство предметов мебели, архитектуры, техники, свободно, самостоятельно ориентируются среди элементов, находящихся в Лего - центре.

Действия дошкольников с разнообразными Лего-конструкторами направлены на развитие познавательных способностей. В ходе данной игровой деятельности дети становятся строителями, архитекторами и творцами, они придумывают и воплощают в жизнь свои идеи.

Конструкторы  Лего – это уникальные специально разработанные конструкторы. Наборы спроектированы таким образом, что дети в процессе занимательной игры имеют возможность  приобрести максимум информации о технике, науке, освоить знания. Некоторые универсальные наборы содержат простейшие увлекательные механизмы, для дальнейшего изучения на практике законов физики.

           Разработанная с учетом  примерной основной образовательной программы дошкольногообразования образовательная программа технической направленности:

 «LEGO  - конструирование», реализуется в учреждении  начиная со среднего дошкольного возраста (возрастная категория с 4 до 7 лет). 

 Системность и направленность данного процесса обеспечивается включением  Лего-конструирования  в регламент образовательной деятельности  учреждения, реализуется в рамках образовательного раздела «Конструирование». Обязательная часть разработана на основе парциальной программы интеллектуального и творческого развития дошкольников «LEGO в детском саду» авторов: Марковой В. А., Житняковой Н. Ю. с учетом модульной парциальный программы дошкольного образования «STEM-образование детей дошкольного и младшего школьного возраста» авторов: Т.В. Волосовец, В.А. Марковой, С.А. Аверина.

Освоение Лего-конструирования, в образовательном учреждении проводится  последовательно, планомерно, от простого к сложному. Интегрированные занятия по  развитию познавательных способностей  проводятся по 15-20 минут в средней группе, 20-25 минут в старшей группе; по 25-30 минут в подготовительной группе.

Чтобы ребенок захотел сам построить что-то в процессе проведения интегрированных занятий, педагоги создают проблемные ситуации, и условия для успешного решения поставленных задач.

На первых занятиях  отрабатываются умения построения несложных объектов и простейших форм, прочного, надёжного скрепления частей конструкции. Дети приобретают умение различать и называть строительные детали, использовать Лего- конструктор с учётом его конструктивных свойств (форма, устойчивость, величина).  

Дети свободно экспериментируют с предложенным строительным материалом «LEGO Duplo».  Они знакомятся  с основными деталями конструктора, способами  скрепления деталей,  у детей  формируется  умение соотносить с образцом результаты собственных действий в конструировании объекта.

Начиная со средней группы дошкольники учатся не только работать по плану, но и самостоятельно определять этапы будущей постройки, учатся ее анализировать. Добавляется  такая форма работы как конструирование по замыслу.

Дошкольники данного возраста на занятиях учатся анализировать  создаваемые постройки: соотносить их по форме и величине, выделять основные части, самостоятельно измерять (по высоте, ширине и длине), устанавливать пространственное расположение частей относительно друг друга.

От конструирования по образцу и замыслу,  в средней группе дети плавно переходят к конструированию по простейшим схемам. Данная деятельность предполагает воссоздание отдельных и внешних особенностей реальных объектов. В результате такого обучения формируются познавательные способности, мышление.

В среднем  дошкольном  возрасте ребята  знакомятся с мелким конструктором «LEGO Dacta». Использование данного конструктора предоставляет возможность для детей  свободно экспериментировать с имеющимся строительным материалом. Дошкольники представляют предметы в разных пространственных положениях, мысленно могут изменять их взаимное расположение, у детей развивается образное мышление.

Примеры занятий в средней группе:  

Тема «Дикие животные DUPLO» 

Цель: Учить  строить животных по образцу. Внимательно отбирать необходимые детали и скреплять их в правильной последовательности.

Тема: «Муниципальный транспорт DUPLO». « Легковые автомобили»

Цель: Знакомить детей с устройством и функциями легковых автомобилей. Учить создавать конструкцию по карте-схеме. Развивать технические навыки детей. Закреплять названия деталей и частей автомобиля.

 В старшей группе занятия отличаеются уникальной содержательностью и своим техническим разнообразием. Дети не только отбирают необходимые  детали, но и создают  удивительные конструкции по схеме, образцу, чертежу и собственному замыслу. В свободной игровой деятельности дошкольники активно используют разработанную картотеку схем  для выполнения алгоритма действий по сборке конструкций каждого вида конструктора.

Примеры занятий в старшей группе:  

Тема: Кирпичики LEGO для творческих занятия «По схемам».

Цель: Упражнять детей в создании всевозможных моделей из реальной жизни и вымышленных персонажей, объектов и строений из кирпичиков LEGO по схемам.

Тема: Кирпичики LEGO для творческих занятия «По замыслу».

Цель: Свободное творческое конструирование. Упражнять детей в создании всевозможных моделей из реальной жизни и вымышленных персонажей, объектов и строений из кирпичиков LEGO.

У дошкольников происходит совершенствование восприятия окружающего мира: появляется устойчивое стремление последовательно и планомерно, описать и изучить предмет. При рассмотрении предмета ребята в основном,  используют, тактильное восприятие (они ощупывает его, вертят предмет в руках, замечают особенности), так же в старшем возрасте интенсивно развиваются такие  виды восприятия как: аудиальное и зрительное.

В подготовительной группе     формирование умения планировать свою постройку при помощи Лего-конструктора  становится приоритетным.  В данном возрасте добавляется конструирование по инструкциям взрослого с последующим достраиванием его по собственному замыслу. Главные темы - «Архитектура», «Транспорт». Отличительная черта сооружаемых ребятами этого возраста моделей транспорта  –  сложность и размер.

У детей подготовительной группы развивается  интерес к Лего-конструированию техники, развитие инженерных и конструкторских навыков. Происходит развитие наглядно-образного, комбинаторного и логического мышления, познавательных способностей. При установлении взаимосвязей, дети как бы «накладывают»  приобретённые новые знания на полученные ранее, расширяя, свои познания, таким образом.

Конструктор «LEGO Boost»  успешно осваивается детьми подготовительной группы. Это уникальный конструктор, состоящий из ярких пластиковых деталей. Из него  собираются техника спец назначения,  герои сказок. Один из собранных героев оснащается мини мотором и контроллером, с их помощью дети приводят игрушку в движение. Этот  конструктор позволяет лучше развивать у дошкольников  данного возраста пространственное мышление.  

 Конструирование – один из любимых видов детской деятельности.  Отличительной особенностью данной деятельности  является творчество и самостоятельность. Как правило, Лего-конструирование завершается игровой деятельностью. Создаваемые постройки дошкольники используют в играх-театрализациях, в сюжетно-ролевых играх, используют Лего-элементы при подготовке к обучению грамоте,  в дидактических играх и упражнениях, ознакомлении с окружающим миром.  

Так, последовательно, шаг за шагом, в виде разнообразных интегрированных,  игровых, тематических занятий дети развивают свои познавательные способности, развивается  умение пользоваться схемами, чертежами, инструкциями, развиваются коммуникативные навыки, логическое мышление.

В процессе деятельности ребенка  с Лего-конструктором  развивается:

- Мышление: умение обобщать, сравнивать, классифицировать, анализировать.

- Мелкая моторика.

- Концентрация внимания.

- Умение следовать образцу.

- Способность видеть разные способы создания образов и построек, пространственное воображение.

- Добиваясь необходимого результата, дети развивают целенаправленность собственных действий.

- Активная включенность  в процесс игры, положительная  мотивация  к обучению, создаёт  основу для формирования  учебных навыков.

У дошкольников возникла заинтересованность в Лего-конструировании. Оснащенность развивающей среды конструкторами нового поколения позволяет  повысить качество достигнутых результатов, определить эффективность работы в развитии познавательных способностей. Процесс реализации образовательной программы «Развитие познавательных способностей посредством использования Лего- конструирования» направлен на достижение положительного результата. 

Образовательные Лего-конструкторы развивают познавательные способности,  успешно помогают дошкольникам воплощать в жизнь свои  оригинальные идеи, фантазировать, строить задуманное. Ребята увлечённо работают над созданием технической постройки, и оценивают конечный результат. Успех пробуждает у детей желание учиться, а это, несомненно, способствует подготовке в будущем специалистов с инженерными знаниями. Так же проводилась работа с родителями, были проведены консультации, разработаны буклеты по Лего- конструированию, для ознакомления родителей с различными видами Лего- конструкторов.

Благодаря внедрению в образовательный процесс Лего-конструирования современная обновляющаяся  экономика России приобретёт так необходимые для неё новые кадры, которые в первую очередь понимают, что такое программирование.

III. Результативность опыта

Результатами реализации данного опыта являются достижение детей заданных  в образовательной программе целевых ориентиров, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики достижений ребенка. На основании карт наблюдений за деятельностью детей, а так же диагностики познавательных способностей можно отметить следующие результаты:

•у детей сформирован устойчивый интерес к Лего-конструированию, желание изобретать, творить, экспериментировать;

•у детей развита крупная и мелкая моторика; они владеют основными движениями,  выносливы, подвижны, могут управлять и контролировать свои движения;

•у детей развита способность к самоанализу сооружений, чертежей, конструкций, схем с точки зрения практического назначения объектов;

• дети самостоятельно используют готовые схемы, чертежи и вносят свои изменения в созданные конструкции;

• дети овладевают приёмами совместного и индивидуального конструирования;

• дети могут следовать социальным правилам и нормам поведения в разных видах деятельности, способны к волевым усилиям, во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, могут соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;

• дети овладевают умением использовать разнообразные конструкторы, создавая из них сооружения, как по предполагаемым рисункам, так и придумывая свои;

• дети обладают устойчивым положительным отношения к миру, обладают чувством собственного достоинства. Дошкольник способен учитывать интересы и чувства окружающих, договариваться.

• дети достаточно хорошо владеют устной речью, могут использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения.

Диагностика уровня  развитие познавательных способностей проводилась по методике И.С. Аверина, Е. И. Щебланова, Е. Н. Задорина с 2018 по 2021 год, были получены следующие данные:  на 19 % увеличилось количество детей с высоким уровнем развития познавательных способностей; на 9% уменьшился средний уровень, количество детей с низким показателем тоже снизился на 10%.

Динамика развития уровня познавательных способностей:

                       

Уровень развития познавательных способностей детей определялся умением проводить сериацию, сравнение и классификацию по заданным критериям; умение обобщать, умение устанавливать аналогии. Метод оценивания: групповое тестирование.

Данная методики разработана на основе зарубежных тестов познавательных способностей   KFT 1-3 К. Хеллера,  тесты KFT 1-3, разработанные в Мюнхенском университете. Тесты состоят из 4 субтестов в них 5 заданий возрастающей сложности. Перед выполнением проводится тренировочное выполнение двух заданий, схожих с тестовым. Задания представлены в виде рисунков, это  позволяет тестировать детей независимо от их умения читать.

Решение поставленных при реализации опыта  задач позволило:

Создать развивающую среду для занятия Лего-конструированием в условиях дошкольной организации, направленную на развитие познавательных способностей.

Организовать целенаправленную работу по применению Лего - конструирования в непосредственной образовательной деятельности и игровой.  

Разработать с учетом  примерной основной образовательной программы дошкольного образования и апробировать   дополнительную образовательная программу технической направленности «LEGO - конструирование»  разработанную на основе парциальной программы интеллектуального и творческого развития дошкольников «LEGO в детском саду» авторов: Марковой В. А., Житняковой Н. Ю. с учетом модульный парциальный программы дошкольного образования «STEM-образование детей дошкольного и младшего школьного возраста» авторов: Т.В. Волосовец, В.А. Марковой, С.А. Аверина, направленной на развитие интеллектуальных способностей в процессе познавательной деятельности и вовлечения в научно-техническое творчество в рамках реализации муниципального проекта «Внедрение доброжелательных технологий в образовательное пространство дошкольных образовательных организаций Шебекинского городского округа» («Приоритетное детство»).

Таким образом, можно сделать вывод, что необходимо использовать  Лего-конструирование для  реализации преемственности школы и дошкольных организаций,  а так же успешной адаптации детей  для дальнейшего обучения в других общеобразовательных учреждениях. Лего- конструирование является  одним из способов достижения цели и задач в развитии познавательных способностей ребёнка. 

        

Библиографический список

1. Бейктал, Дж. Конструируем роботов на Arduino. Первые шаги / Дж. Бейктал. - М.: Лаборатория знаний, 2016. - 320 c.

2. Выготский, Л.С. Воображение и его развитие в детском возрасте/ Выготский, Л.С.  // Хрестоматия по возрастной психологии: Учеб. пособие / Сост. Л.М. Семенюк. – М.: Воронеж, 2003. - 304с 

      3. Лусс, Т. В. Формирование навыков конструктивно – игровой деятельности у детей с помощью LEGO./ –  М.: «ЛитРес», 2009г. –  27с

      4. Примерная основная образовательная программа «От рождения до школы»/ (авторы: Веракса, Н.Е., Комарова, Т.С.,  Васильева, М.А.) –М.: Сфера, 2014. – 144 с.

      5. Рыкова, Е. А. LEGO-Лаборатория (LEGO Control Lab). Учебно-методическое пособие. /– СПб, 2001, - 59 с.   

      6. Тихомирова, Л. Ф. Развитие познавательных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. /— Ярославль: Академия развития, 1996. — 192 с. 

      7. Фешина, Е. В. Лего- конструирование в детском саду /Е.В. Фешина. –М.: Сфера, 2012. – 144 с.

8. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г.№ 1155 

9. Черданцева, А. П. Интегрированное обучения дошкольников: философский и психолого-педагогический аспект // Проблемы и перспективы развития образования: материалы Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.).Т. I. — Пермь: Меркурий, 2011. — С. 90-92. — URL

10. https://studfile.net/preview/4647299/ /Аверина, И.С.

11. https://infourok.ru/metodicheskoe-posobie-robototehnika-kak-sredstvo-razvitiya-u-obuchayuschihsya-sposobnostey-k-nauchnoy-i-tvorcheskoy-deyatelnosti-3534737.html /  Айзек Азимов

12. https://infourok.ru/informacionnie-tehnologii-v-obuchenii-1363897.html  /Ненашева, К.С.

13.https://www.nakanune.ru/news/2018/03/06/22500255/  Форум «Рабочая молодёжь»

14.https://studopedia.ru/6_5220_dzhon-b-kerroll.html  Кэрролл, Д.Б.

15. http://www.sobrpedagog.ru/kolonka-ekspertov/73.html 

Васильева О.Ю. в интервью Интерфаксу: 28.06.2018 

Приложение

Приложение №1.Диагностика развития уровня  познавательных способностей  детей дошкольного возраста методика И.С. Аверина, Е. И. Щебланова, Е. Н. Задорина

Приложение №2.  Конспект занятия для детей старшей группе «Спасти лошадок!»

Приложение №3. Конспект занятия для детей подготовительной группы

«Цветик-семицветик»

Приложение №4 Конспект развлечения «Строим зоопарк» для детей

старшей группы

Приложение №5 Анкета для родителей

Приложение № 6 Календарно-тематическое планирование по техническому творчеству для детей средней и старших групп   «LEGO  - конструирование»

Приложение 1

Диагностика познавательных способностей детей дошкольного возраста методика И.С. Аверина, Е. И. Щебланова, Е. Н. Задорина

 Методика состоит из 4-х субтестов, каждый из которых содержит по 5 заданий.

I субтест направлен на выявление общей осведомлённости учащихся, их словарного запаса;

II субтест - на понимание количественных и качественных соотношений;

III субтест - исключение лишнего – выявляет уровень логического мышления;

IV субтест направлен на выявление математических способностей.

Область применения: исследование интеллектуальных особенностей, разработка рекомендаций.

Описание методики. МЭДИС может использоваться индивидуально и в группах по 5 – 10 человек. При групповом обследовании детей экспериментатору необходима помощь ассистента. Обстановка во время тестирования должна быть спокойной и серьёзной без излишней напряжённости. Во время проведения теста экспериментатор должен быть уверен, что ни один учащийся не смотрит в тетрадь соседа. У каждого тестируемого учащегося должна быть своя тестовая тетрадь, на обложке которой необходимо указать его фамилию и имя.

Задания выполняются без ограничения времени. Экспериментатор должен читать каждое задание вслух. Темп прочтения зависит от скорости выполнения заданий учащимися, он будет различным в различных группах учащихся. При этом не следует принуждать детей к выполнению задания в каком-то определённом темпе. Детям, работающим быстро, на выполнение каждого задания достаточно 15 секунд. Детям же, работающим медленно, может понадобиться 20 – 25 секунд.

Скорость прочтения заданий не должна оставаться постоянной при переходе от одного задания к другому в различных тестовых частях. Так, например, задания субтеста I можно прочесть быстрее, чем задания субтеста II или IV. При очень ярко выраженных различиях в способностях и темпах работы детей эффективнее проводить тест в 2-х группах. В этом случае один учитель может проводить тест в группе детей, работающих медленно, а другой – в группе, где дети работают быстро.

При планировании тестирования необходимо учитывать не только время, которое необходимо для выполнения заданий соответствующей части методики, но и то время, которое требуется для раздачи тестовых материалов, объяснения способа выполнения теста и проработки с детьми тренировочных примеров данных в начале каждого субтеста. Общее время выполнения теста составляет в среднем 20 минут.

До начала проведения методики экспериментатор должен ознакомиться с содержанием и инструкцией по её применению. Ни в коем случае нельзя знакомить детей с содержанием тестовых заданий до проведения теста. В начале тестирования особое внимание детей следует обратить на способ фиксации ответов в тестовой тетради. Необходимо объяснить детям, что в тетрадях, которые они получили, нарисовано множество картинок. Под каждой картинкой есть овал (объяснить значение слова ОВАЛ). Для ответа на поставленный вопрос дети должны зачеркнуть крестиком овал (показать на доске) под той картинкой, на которой изображён правильный ответ.

Перед каждым субтестом даётся два тренировочных задания. В то время, когда дети выполняют тренировочные задания, необходимо тщательно наблюдать за ними. При возникновении трудностей необходимо проделать тренировочные задания ещё раз. Тестирование можно начинать лишь в том случае, если дети поняли, что они должны делать. Так же следует поступать и при переходе от одного субтеста к другому, т.е. сначала должны быть отработаны новые тренировочные задания, и лишь при полном понимании инструкции можно приступать к самостоятельному выполнению заданий детьми.

Во время выполнения теста детьми экспериментатор (и/или его помощник) должен ходить по рядам в классе и следить, чтобы дети работали на той странице и в том месте, где нужно, а так же чтобы они чётко зачёркивали крестиком овалы.

Субтест 1.

Пример А:

«Посмотрите на картинки в самом верхнем ряду. На картинках в этом ряду изображены нога, ботинок, палец, варежка и человек. Слушайте меня внимательно. Возьмите карандаш и зачеркните крестиком овал под картинкой с изображением ботинка. (Пауза. Повторить). Вот так. Сделайте это точно так, как я показываю». Покажите детям на доске, как они должны это сделать.

Пример В:

«Посмотрите на картинки в следующем ряду (Пауза). Слушайте меня внимательно. Зачеркните овал под картинкой с изображением яблока. (Пауза. Повторить). Вот так. Правильно!» Дайте проделать это каждому ученику. Помогите детям, которым нужны дополнительные разъяснения. Убедитесь, что дети знают, что им нужно делать!

С этого момента начинается тест. Отведите достаточно времени на выполнение каждого задания. Наблюдайте за детьми и переходите к следующему заданию лишь тогда, когда дети закончили предыдущее. Повторяйте название картинки в каждом задании.

Посмотрите на задание 1. Зачеркните крестиком овал под картинкой с изображением грызуна (повторить!).

Посмотрите на задание 2. Зачеркните крестиком овал под картинкой с изображением акробата (повторить!).

В задании 3 зачеркните крестиком овал под картинкой с изображением того, что съедобно (повторить!).

В задании 4 зачеркните крестиком овал под картинкой с изображением рубанка (повторить!).

В задании 5 зачеркните крестиком овал под картинкой с изображением бицепса (повторить!).

Библиографический список:

https://studfile.net/preview/4647299/ /Аверина, И.С.

Приложение 2

Конспект занятия для детей старшей группы «Спасти лошадок!»

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие».

Задачи:        

- Содействовать формированию целостной картины окружающего  мира у дошкольников.

- Развивать умения по схеме, последовательного сложения деталей Лего инструкций. Закреплять умение учитывать способы крепления деталей.  

- Воспитывать у детей коллективизм, активность, усидчивость, активность, уверенность,  умение работать индивидуально  и  в команде.

- В процессе беседы развивать речь детей, умение употреблять в своей  речи распространенные предложения.

- развивать у ребят мелкие мышцы кистей рук при создании из конструктора роботов.

Игровое оборудование и интерактивные технологии, используемые

в процессе проведения занятия.

-Схема сборки «Лошадка»

- Конструкторы  «Лего KIDS»

Предварительная работа: тематические беседы с детьми  о жизни и животных. Работа с уже знакомым конструктором «Лего KIDS»  

Ход организованной образовательной деятельности:

I. Организационный момент

Воспитатель берёт детей за руки, образуя круг.

Станем рядышком по кругу.

Скажем «Здравствуйте!» друг другу.

Нам здороваться ни лень:

Всем «Привет» и «Добрый день!»

Если каждый улыбнётся –

Утро доброе начнётся.

Воспитатель: Дети, посмотрите, для вас у меня письмо.  Оно необычное

Такие письма, обычно пишут звери, птицы, мороз, ветер. Их называют следами, такие послания  тоже можно прочитать.

 Посмотрите ребята, как вы думаете это письмо от кого (картинка с птичьим следом).

II. Мотивационно - ориентировочный этап

Воспитатель:  

На кормушке нашей площадки села удивительно красивая  птица (показ картинки)

Эта птица называется…?

По такому же принципу дети угадывают следы белки, оленя, лошади.

Воспитатель:  Посмотрите, здесь что-то написано (читает письмо).

Здравствуйте, дети!

Я Ваня из коннозаводческой фермы. У нас случилась беда, помогите! Моя любимая лошадка Зорька пропала. Злая снежная королева заманила нашу милую лошадку к себе и заколдовала. Как мне её вернуть.

Воспитатель:  Поможем, Ване  ребята? (ДА). А вы не боитесь увидеть снежную королеву? (Нет).

III. Поисковый этап

Ну, тогда, друзья-следопыты, в путь. Предлагаю отправиться на самолете или вертолете.

Воспитатель:   Поднимите руку те, кто за вертолет? Кто из вас за самолет?

Летим!!!

Воспитатель: Кажется ребята, мы прилетели. Посмотрите, здесь оставлена записка! Читает.

Так как вы читаете эту записку, значит, вы отправились на поиски Зорьки.

Но рано вам радоваться, я её превратила в разнообразные детали конструктора Лего.

И если вы все  хотите помочь Ване и получить её обратно, то Вам придётся сосчитать детали,   а затем потрудиться и собрать её из Лего- конструктора!

Воспитатель: По-моему это письмо без подписи написала снежная королева.

Предлагаю приступить к делу и всем вместе сконструировать лошадку . Приступим! Ребята, а вы сможете самостоятельно сконструировать лошадку? (ответы детей). С чем у вас возникли затруднения?    

Дети: К сожалению мы  не знаем, как делать лошадку.

Воспитатель: Узнать это мы можем? После рассматривания иллюстрации предложить детям нарисовать лошадку. Из блоков Дьениша выложить фигуру лошадки.  А что нам нужно для конструирования лошадки из Лего? (различные ответы детей, схему сборки).    

Воспитатель: Дети, как вы думаете, какие правила необходимо соблюдать при работе с конструированием робототехники.

-Никогда не брать мелкие детали LEGO в рот.

-Никогда не разъединяй зубами детали, соединенные вместе.

-Так как пластмасса может треснуть, не стучи деталями по столу.

IV. Практический этап

         Воспитатель: А вот и наша схемы, приступаем к выполнению работы.

Ребята с энтузиазмом выполняют работу, при этом  опираются в действиях на схему к конструктору.  После сбора лошадки воспитатель обращает внимание детей на то, что её надо заставить двигаться. Подумайте, что для этого нужно?

Дети: Нужно установить лошадке двигатель и присоединить нужный центральный пульт управления, и считывающее устройство.

Воспитатель:  Предлагаю устроить  соревнования «Гонки на лошадях». Побеждает та лошадь, которая «добежит» первой до финиша.

Воспитатель: Молодцы, дети, вы все справились поставленной задачей.

Что нового сегодня мы узнали? 

Воспитатель: На сегодня мы всё сделали верно. Я знаю, что к Ване Зорька сегодня вернётся. Мы выполнили условия Снежной королевы. Наше путешествие на сегодня закончено.

Воспитатель:  Дети, интересное путешествие мы с вами совершили? Кому из вас ребята  было трудно? В чём вы испытывали затруднения? Не смотря ни на, что мы все справились с поставленной задачей. Умницы!

V. Рефлексивно-оценочный этап

Воспитатель:

- Скажите ребята, вам понравилось путешествовать? (Ответы детей).

- Кому мы помогали? (Ответы детей).

- Что было для вас самым интересным?

- Что было самым трудным? (Ответы детей).

- Мы с вами хорошо потрудились, теперь можно и поиграть

Библиографический список:

  1. Шайдурова, Н. В. «Развитие ребёнка в конструктивной деятельности»/ Справочное пособие. – М. «ТЦ Сфера», 2008 -17с.

Фешина, Е. В. Лего- конструирование в детском саду /Е.В. Фешина. –М.: Сфера, 2012. – 144 с.

Приложение 3

Конспект занятия для детей подготовительной группы

«Цветик-семицветик»

Составитель: Мармузова С.В. воспитатель высшей категории.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие».

Цель: развитие у дошкольников конструкторских умений на основе Лего- конструирования, моделирование с помощью карт-схем по сказке «Цветик-семицветик».

Разрешение ситуации детьми «Для чего я  использовал бы лепесток от волшебного цветка!»

Задачи:

1.Закреплять умение использовать Лего- конструкторы при         сооружении архитектуры  «LEGO Dacta» «LEGO Boost».

2.  Развивать умения детей конструировать по образцу, по замыслу.

3. Совершенствовать умение работать по картам-схемам

Предварительная работа: Знакомство с героями сказки «Цветик-семицветик».

Ход организованной образовательной деятельности:

I. Организационный момент

Воспитатель берёт детей за руки, образуя круг.

Станем рядышком по кругу.

Скажем «Здравствуйте!» друг другу.

Нам здороваться ни лень:

Всем «Привет» и «Добрый день!»

Если каждый улыбнётся –

Утро доброе начнётся.

II. Мотивационно - ориентировочный этап

         Воспитатель:

Лети, лети, лепесток

Через запад на восток

Быть, по моему, вели…

Ребята, подумайте, из какой сказки эти слова? Правильно. Эти волшебные  слова из сказки В. Катаева «Цветик – семицветик». В нашем мире много несправедливости и  сегодня можно с помощью Лего смоделировать сюжеты из этой увлекательной сказки. Чтобы все получилось по задуманному плану, необходимо сосредоточиться.

III. Поисковый этап

Давайте проведём разминку, поиграем и проверим, кто у нас самый думающий, внимательный, умеет быстро выполнять задания и запоминать.

Воспитатель:

-Раз-два, раз-два,

Начинается игра!

IV. Практический этап

-Перед каждым из вас  на столе находится плато. Необходимо расположить в верхнем правом углу зеленый кубик 2х2. А вот в нижний левый угол – коричневый кубик 2х4, в центре, в верхний левый угол собаку, в нижний правый угол-арку.

-Внимательно проверьте. А я повторю задание. Что находится в верхнем правом углу? В нижнем левом углу? (идет взаимопроверка в парах).

-Освободите плато.

-Задание вами выполнено совершенно правильно, продолжаем играть. Далее очень внимательно рассмотрите, что находится на  экране, и запомните, в каком порядке находятся  детали (на экране изображение задания, затем изображение убирается).

-А теперь, разместите нужные детали по памяти (дети располагают). Стоп - игра!

-Проверяем в парах друг у друга выполненные задания. У кого  расхождения? Помогите товарищу исправить схему.

-Освободите плато.

-Сейчас перед вами возникнет более слохная модель постройки (показ). Очень внимательно посмотрев запоминайте местонахождение  деталей. Далее я уберу одну из  деталей, и вы самостоятельно выполняете это задание  (убрать картинку).

-Что пропало? Проверяем (проверяют самостоятельно, в парах).

-Нам необходимо отдохнуть и провести  (физминутка).

LEGO- умная игра,                   (пальчики сжимаем)

Завлекательна, хитра                 (руки в стороны).

Интересно здесь играть,           (круговорот рук)

Строить, составлять, искать!   (лесенка, хлопок, очки)

Приглашаю всех друзей           (руками зовем к себе)

«LEGO» собирать скорей.

Тут и взрослым интересно:     (прыжки на месте)

В «LEGO» поиграть полезно     (показать большие пальцы на руках).

 Воспитатель:

Ребята, вспомните просмотренную ранее сказку Валентина Катаева «Цветик-семицветик». Предлагаю выделить основные моменты.

Без чего не было бы сказки?

- Без цветика-семицветика.

- Какого цвета и сколько было лепестков?

- Как оказался цветок у девочки Жени?

- На какое доброе дело был истрачен один лепесток?

 - Сколько лепестков было истрачено на добрые дела?

(варианты ответов детей)

Чтобы сделать сказку в нашей группе для инсценировки её малышам предлагаю смоделировать самые главные сюжеты из этой сказки.

(Дети уточняют, что сюжет с бабушкой и с мальчиком).

Для этого, нам необходимо распределиться на две команды. С помощью  считалочки выбрать капитанов команд.

Капитаны команд подходят к педагогу. Они выбирают карту-схему, по которой будут в дальнейшем моделировать сюжеты (капитаны команд выбирают карту-схему).

Воспитатель:

Ребята, посмотрите очень внимательно на выбранные карты-схемы. Решите для себя какие объекты вам предстоит построить и распределите обязанности между собой, что бы в результате получилась постройка согласно схемы (капитаны раздают задания).

Воспитатель: Важно перед выплолнением работы условиться, где верхняя и нижняя часть плато (показать командам). Приступайте к работе. (Команды самостоятельно  моделируют сюжеты сказки, постоянно сравнивают количество и расположенность объектов со схемой Лего- конструкции). Фигуры персонажей сооружают из конструкторов  с использованием датчиков движения, и касания.

Воспитатель: Стоп- игра!

Далее проходит защиты детских проектов каждой команды.

Дети выстраивают монолог, рассказывая о том, какой сюжет моделировали, кто и за какие объекты данной сказки отвечал, соотносит с расположением предметов архитектуры на схеме. Передает главное в сюжете сказки. Делает заключение.

- Вы все успешно справилась с заданием. Очень хочется отметить, что обе команды работали в команде, сообща, не ссорились между собой, все согласовывали  постройки согласно карты- схемы, умело, аккуратно выстраивали на плато, В результате и  получилось все, что задумано было ранее. А сейчас, предлагаю  вспомнить, что произошло в конце сказки (Дети рассказывают).

Воспитатель: Верно, бабушка посадила волшебный лепесток и вновь подарила выросший цветок Жене и Вите, так она предоставила  возможность совершать детям  добрые дела и думать на что, истрачены лепестки.

Сегодня, и у вас есть такая возможность подумать, какое доброе дело вы хотели бы сделать. Подойдите ко мне (пригласить  лепесткам цветочка).

Воспитатель: Если бы у вас был волшебный цветок, какое доброе дело сделал бы каждый из вас?

(Дети хорошо подумав по очереди берут лепестки и складывая,  рассказывают, собирают из лепестков, цветик-семицветик Воспитатель: Да, столько добрых слов. Недаром ведь говорят:

«Доброта – она от века

Украшенье человека».

Творите добро, и оно вам обязательно вернется! 

V. Рефлексивно-оценочный этап

Воспитатель: 

- Что было для вас самым интересным?

- Что было самым трудным? (Ответы детей).

- Мы с вами хорошо потрудились, теперь можно и поиграть.

Библиографический список:

Комарова, Л. Г. «Строим из LEGO»/ - М. «Линка - Пресс», 2007 -28с. 

        

Приложение 4

Конспект развлечения «Строим зоопарк» для детей старшей группы.

Цель: Развитие познавательной, конструктивной деятельности и технического творчества ребенка посредством  использования Лего – конструктора.

Задачи:

  1. Закрепить умение строить по предлагаемым инструкциям, схемам, учитывая передавать особенности предметов средствами конструктора LEGO, способы крепления подобранных деталей.
  2. Закрепить представление о свойствах строительных деталях, создавая собственную модель, определять их пространственное расположение, назначение частей предметов.
  3. Развивать умение сочетания форм, умение выбирать правильную последовательность пропорций , цветов,  действий.
  4. Закреплять  математические знания о пропорции,  форме, счете, симметрии.
  5. Продолжать формировать у дошкольников устойчивый интерес к конструктивной деятельности; желание изобретать, творить, экспериментировать.
  6. Развивать способность сосредоточиться, память,  внимание, мелкие мышцы кистей рук (моторику), логическое мышление.
  7. Создавать условия для развития  умений выделять характерные особенности предмета, анализировать, выделять функциональные части; устанавливать связь между их строением и назначением; продолжать учить быстро  и правильно ориентироваться в пространстве.

Материал и оборудование:  Игрушка ЛЕГО – человек, карточки- схемы «Животные», план-схема «Зоопарк», иллюстрации о зоопарке, наборы с деталями конструктора  «LEGO Dacta» .

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций на темы «Дикие животные», «Зоопарк», семейные фото на территории зоопарка и беседы по содержанию. 

Дидактические игры, направленных на усвоение сенсорных и пространственных понятий с помощью Лего-технологий: «Построй с закрытыми глазами»; «Найди деталь, как у меня»; «Разложи по цвету»; «Найди такую же постройку, как на карточке»; «Собери фигурку по памяти» (из 4–6 деталей) и т.д.  

Сюжетно-ролевая игра «Зоопарк». Конструирование с использованием инструкций и технологических карт. Творческое конструирование по нарисованной модели или  по замыслу. Повседневное самостоятельное конструирование.

Ход развлечения:

-Ребята, мы с вами пришли в гости к нашему Лего- другу . Живёт он в городе Лего- град. В Лего- граде все построено из Лего- конструктора. Но к сожалению  в Лего- граде нет зоопарка. А построить зоопарк это мечта Лего- друга. Да вот беда, одному ему не справиться. Ему необходима  ваша помощь. Предлагаю помочь построить зоопарк?

-А, какое значение  имеет слово «ЗООПАРК»?  (Ответы детей). Верно “Зоопарк” состоит из двух слов: «зоо» и «парк». «Зоо» означает животное, а «парк» – это такое место, где отдыхают.

– При соединении этих слов  получается? (ответы детей) Парк, в котором отдыхают животные.

– Подумайте и скажите, как называется то место в зоопарке, где проживают  животные? (-вольер). Верно в  зоопарке посетители  могут познакомиться с разнообразными  видами животных, птиц (Рассматриваем с детьми  иллюстрации  о зоопарке).

Так из, чего мы построим зоопарк? (Из Лего- конструктора).  Лего- друг принёс нам фотографии животных, для проживания  в своём  зоопарке. Вы  их узнали?

Дети внимательно рассматривают  карточки-схемы. Далее называют, что на них изображено.

-Лего- друг предлагает  нам план- схему  своего зоопарка. Внимательно посмотрите и  разберемся, где и что будет находиться. (Педагог предлагает детям план-схему зоопарка.)

Красной аркой обозначен главный вход, находится он посредине нижней стороны нашего зоопарка.

Слева от главной арки находятся:

– в нижнем левом углу находится вольер для оленя.

– посредине левой стороны находится вольер для льва

– в верхнем левом углу находится вольер для жирафа

– прямо от главного входа расположена дорожка для прогулок и цветочные клумбы.

– в верхнем правом углу находится вольер для крокодила

– посредине правой стороны  располагается вольер для верблюда– в нижнем левом углу находится  черепаха.

-Обратите внимание, в нашем зоопарке есть зеленые насаждения: деревья – они обозначены треугольником зеленого цвета, располагаются между вольерами  скамейки для отдыхающих.

Из, чего же мы будем строить зоопарк? Из Лего- конструктора. Ребята, а детали у Лего- конструктора все одинаковые? Нет. Расскажите Лего- другу , чем они отличаются. Я предлагаю вам назвать деталь  и рассказать  какого она цвета.

 -Умницы, ребята! Ну что за работу!

 Детали, детали,

  Вы спать не устали?

  Сегодня с утра нам строить пора!

Нам  предстоит  хорошо потрудиться .

 Возьмите фотографию – схему интересующего вас животного и пройдем за столы - там будет  намного удобнее строить.

А наш зоопарк мы разместим на другом столе. Готовые архитектурные постройки будем раскладывать здесь.

(Дети  работают за столами).

Мы с умом и разумом

Строим все по- разному.

Вот как в ЛЕГО- граде бывает –

Все, что мы любим - оживает.

Необходимо нести постройки аккуратно, бережно. Постепенно мы будем  заселять зоопарк. Предлагаю внимательно рассмотреть,  кто в нем будет жить.

- Расскажите, вы придумали оригинальное имя своему  животному, расскажите о нём. Что он любит делать? Есть ли у вашего друга друзья? Какой  у него  характер? Кто является его соседом по зоопарку?

Обратите внимание, какие удивительные получились постройки. Крепкие соединения, красивые сочетания цвета, оригинальные конструкции, все разные. И вы  придумали о них замечательные рассказы.

Лего - другу они очень понравились, и он от всего сердца вас благодарит за помощь. А за какую помощь?

Верно вы помогли жителям Лего- града, их зоопарк восстановлен. Вы были отважные, смелые, сообразительные, решительные - замечательные помощники. Наш друг знает, что на вас можно положиться. Вы настоящие волшебники,  вы многое умеете, ведь в ваших руках оживают Лего-кирпичики.

  Библиографический список:

Фешина, Е. В. Лего- конструирование в детском саду /Е.В. Фешина. –М.: Сфера, 2012. – 144 с.

        

Приложение 5

АНКЕТИРОВАНИЕ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«Значение конструирования в развитии ребенка»

УВАЖАЕМЫЕ, РОДИТЕЛИ!

  1. Знакомы ли Вы с программой детского сада по конструированию?

а) знакомы

б) не знакомы

в) частично знакомы

  1. Как Вы считаете, какова основная цель развития конструктивных навыков детей в детском саду:

а)        научить детей играть с разнообразными конструкторами

б)        развивать у детей навыки ориентирования в пространстве

в)        развивать способности к изменению заданной формы объекта согласно заданным условиям

г)        развивать        универсальные        психические        функции        мышления,        памяти, внимания, воображения

3. Насколько важны занятия конструированием в дошкольном возрасте? В чем заключается их важность?                                                                                 

  1. Как Вы считаете, созданы ли в детском саду условия для развития конструктивных навыков детей?

а) созданы

б) не созданы

в) частично созданы

  1. Часто ли Ваш ребенок в домашней обстановке проявляет интерес к конструированию? Что Вы делаете для того, чтобы  поддержать  этот интерес?                                                                                                               
  2. Какие конструкторы есть у Вас дома?                                                             
  3. В какие виды конструкторов чаще всего играет Ваш ребенок?

                                                                                                                               

  1. Как часто Вы уделяете время и внимание совместному конструированию вместе с ребенком?                                                                                                               

  1. Какая помощь от воспитателей детского сада Вам требуется по проблеме развития конструктивных навыков вашего ребенка?

а) консультации

б) мастер – классы

в) открытые просмотры

г) другое                                                                                                               

СПАСИБО ЗА УЧАСТИЕ В АНКЕТИРОВАНИЕ!

Приложение 6

        Календарно-тематическое планирование по техническому творчеству для детей средней и старших групп  

 «LEGO  - конструирование»

2.2.1 Календарно-тематический план 1 год обучения

№ занятия

Тема

Цель

1

2

3

               Октябрь

№1 Знакомство с конструктором. Спонтанная игра детей.

Познакомить с lego – конструктором (кирпичик большой, поменьше, маленький, горка, мостик, лапка, клювик и

т.д.), способом сцепления деталей ( сборка длинной и короткой змейки». Закрепить знание цвета и форм.

№2 Ворота для заборчика

Учить выполнять простейшую конструкцию – ворота, устанавливать опоры и класть на них перекладину.

№3 Пирамидка и  башенка.

Учить строить простейшие постройки, формировать бережное отношение к конструктору.

№4 Конструирование по замыслу.

Закрепить полученные навыки, учить заранее обдумывать содержание будущей постройки; называть ее тему, давать общее описание, развивать творческую инициативу и самостоятельность.

                     Ноябрь

№1 Мостик.

Учить строить мостик, точно соединять детали, накладывать их друг на друга.

№2 Красивые рыбки.

Уточнять и расширять представление о рыбах, их строении, развивать умение наблюдать, анализировать, делать выводы, учить строить морских обитателей.

№3 Гусенок.

Учить строить из конструктора гусенка.

№4 Конструирование по замыслу.

Закрепить полученные навыки, учить заранее обдумывать содержание будущей постройки; называть ее тему, давать общее описание, развивать творческую инициативу и самостоятельность.

                    Декабрь

№1 Мы с тобой построим дом!

Учить строить дом, располагать детали конструктора правильно. Развивать творческое воображение, навыки конструирования.

№2 Мебель.

Развивать способность выделять в различных предметах их функциональные части. Учить анализировать образец.

№3 Знакомство со светофором.

Закреплять навыки конструирования, учить действовать по схеме и образцу. Закрепить знания ПДД.

№4 Конструирование по замыслу.

Закрепить полученные навыки, учить заранее обдумывать содержание будущей постройки; называть ее тему, давать общее описание, развивать творческую инициативу и самостоятельность.

                      Январь

№1 Мы едем в зоопарк. Слон.

Учить строить слона. Закреплять умение читать схему, знакомить воспитанников с обитателями зоопарка.

№2 Обезьяна.

учить сроить обезьяну; продолжать знакомить с обитателями зоопарка.

№3 Конструирование по замыслу.

Закрепить полученные навыки, учить заранее обдумывать содержание будущей постройки; называть ее тему, давать общее описание, развивать творческую инициативу и самостоятельность.

                    Февраль

№1 Робот.

Познакомить с игрушкой робот; продолжать учить строить из lego – конструктора.

№2 Грузовая машина.

Учить сооружать конструкцию по графической модели 4 соотносить ее элементы с частями предмета, развивать умение работать в парах.

№3 Корабли.

Дать обобщенное представление о кораблях, учить способам конструирования, закреплять имеющиеся навыки конструирования, учить сочетать в постройке детали по форме и по цвету, устанавливать пространственные расположения построек.

№4 Конструирование по замыслу.

Закрепить полученные навыки, учить заранее обдумывать содержание будущей постройки; называть ее тему, давать общее описание, развивать творческую инициативу и самостоятельность.

                     Март

№1 Поезд.

Продолжать знакомить с приемами сцепления кирпичиков с колесами, друг с другом, основными частями поезда, развивать фантазию, воображение, умение работать в парах.

№2 Самолет.

Рассказать о профессии летчика, учить строить самолет, выделяя функциональные части; развивать интерес и творчество.

№3 Грузовик.

Продолжать знакомить с приемами сцепления кирпичиков с колесами, друг с другом, основными частями грузовика, развивать фантазию, воображение, умение работать в парах.

№4 Конструирование по замыслу.

Закрепить полученные навыки, учить заранее обдумывать содержание будущей постройки; называть ее тему, давать общее описание, развивать творческую инициативу и самостоятельность.

                    Апрель

№1 Ракета

Дать обобщенное представление о ракетах, учить способам конструирования, закреплять имеющиеся навыки конструирования, учить сочетать в постройке детали по форме и по цвету, устанавливать пространственные расположения построек.

№2 Грузовая машина с прицепом

Продолжать учить сооружать конструкцию по графической модели соотносить ее элементы с частями предмета, развивать умение работать в парах.

№3 Гараж с большими и маленькими воротами

Продолжать учить сооружать конструкцию по графической модели соотносить ее элементы с частями предмета, развивать умение работать коллективно.

№4 Конструирование по замыслу.

Закрепить полученные навыки, учить заранее обдумывать содержание будущей постройки; называть ее тему, давать общее описание, развивать творческую инициативу и самостоятельность.

                       Май

№1 Разные профессии

Развивать способность выделять в различных предметах их функциональные части. Учить анализировать образец.

№2 Пожарная машина

Рассказать о профессии пожарного, учить строить машину, выделяя функциональные части; развивать интерес и творчество.

№3 Итоговое

Выполнение проектов по замыслу

2.2.2. Календарно-тематический план 2 год обучения

Месяц

Тема

Программное  содержание

Количество часов

Сентябрь

№1 «Формы деталей LEGO – конструктора».

Познакомить с различными видами и формами деталей LEGO – конструктора

1

№2 «Скреплялки»

Познакомить  с типами крепежей LEGO – кирпичей.

1

№3 « Волшебные кирпичики. Учимся строить стены»

Научить детей строить перекрытия, стены.

1

№4 «Строительные платы»

Познакомить с малыми и большими строительными платами. Учить использовать их для пространственного и сюжетного объединения конструкций.

1

Октябрь

№1 «Дикие животные Duplo»

Учить  строить животных по образцу. Внимательно отбирать необходимые детали и скреплять их в правильной последовательности.

2

№2  Кирпичики LEGO «Мостик через речку»

Формировать представление о том, как живут различные животные, где они обитают, построить соответствующие жилища для них, воссоздать ландшафт. Расширять кругозор.

2

Ноябрь

№1 Знакомство с конструктором «Полидрон Гигант»

Познакомить с конструктором и его деталями. Освоить способы соединения деталей друг с другом.

2

№2 Полидрон Гигант «Башня »

Формировать умение соединять детали и делать объёмное моделирование. Учить создавать из деталей полидрона башню по образцу.

2

Декабрь

№1 «Муниципальный транспорт Duplo».

« Легковые автомобили»

Знакомить детей с устройством и функциями легковых автомобилей. Учить создавать конструкцию по карте-схеме. Развивать технические навыки детей. Закреплять названия деталей и частей автомобиля.

2

№2 «Муниципальный транспорт Duplo».

« Грузовой транспорт»

Познакомить детей с устройством и функциями грузового автомобиля, фургона. Учить создавать конструкцию по карте - схеме. Продолжать знакомить с названиями деталей для автомобиля, развивать технические навыки детей

2

Январь

№1 Полидрон Гигант «Строительство дома»

Формировать умение соединять детали и делать объёмное моделирование. Учить создавать из деталей полидрона дом по образцу.

2

№2 Кирпичики LEGO для творческих заданий

«По замыслу»

Свободное творческое конструирование. Упражнять детей в создании всевозможных моделей из реальной жизни и вымышленных персонажей, объектов и строений из кирпичиков LEGO

2

Февраль

№1 Кирпичики LEGO для творческих заданий «Домашние животные и их детеныши»

Учить передавать характерные особенности животного средствами конструктора;

 Развивать умение анализировать образец – выделять в нем функционально значимые части;

Называть и показывать детали конструктора, из которых эти части построены;

2

№2 Кирпичики LEGO для творческих заданий «Ферма для животных»

Развивать конструкторские навыки детей. Формировать умение строить домики по образцу. Развивать умение анализировать образец – выделять в нем функционально значимые части; Воспитывать заботливое отношение к животным.

2

Март

№1  Знакомство с конструктором Тико

Познакомить  с конструктором ТИКО: разные детали - форма, цвет, число.

2

№2 «Геометрические фигуры Тико»

Учить детей правильно соединять детали конструктора Тико. Закреплять знания геометрических фигур.

2

Апрель

№1 «Космос LEGO»

«Ракета, космонавты»

Упражнять детей в конструировании  по схеме. Учить строить ракету, космический корабль, разыгрывать сюжет по теме

2

№2 Конструирование по замыслу "Космос"

Стимулировать создание собственных вариантов построек. Учить заранее обдумывать содержание постройки, называть тему, давать описание. Учить правильному соединению деталей, соблюдать баланс, симметрию. Соблюдать творческую инициативу и конструктивное мышление.

2

Май

№1 «Строительство по замыслу»

Свободное творческое конструирование. Упражнять детей в создании всевозможных моделей из реальной жизни и вымышленных персонажей, объектов и строений. Развивать творческое воображение. Выявить способности детей применять полученные умения и навыки на практике.

2

№2 Выставки, конкурсы, соревнования.

Закреплять умения детей конструировать различные предметы из имеющихся в детском саду наборов.

Развитие детского технического творчества.
Формирование у дошкольников навыков участия в конкурсах.
Выявление одаренных, талантливых детей, имеющих конструкторское мышление среди детей дошкольного возраста.

2

2.2.3. Календарно-тематический план 3 год обучения

Месяц

Тема

Программное  содержание

Количество часов

Сентябрь

№1 Конструкторы LEGO

Закрепить ранее полученные умения и навыки

2

 №2 «Обитатели

Зоопарка» (животные)

Продолжать учить конструировать животных по опорной схеме, инструкции или замыслу. Поощрять самостоятельные дизайнерские решения. Внимательно отбирать необходимые детали и скреплять их в правильной последовательности.

2

Октябрь

№1 Кирпичики LEGO для творческих занятия

«По схемам»

Упражнять детей в создании всевозможных моделей из реальной жизни и вымышленных персонажей, объектов и строений из кирпичиков LEGO по схемам.

2

№2Кирпичики LEGO для творческих занятия

«По замыслу»

Свободное творческое конструирование. Упражнять детей в создании всевозможных моделей из реальной жизни и вымышленных персонажей, объектов и строений из кирпичиков LEGO

2

Ноябрь

№1 «Воздушный транспорт»

 ( конструктор «Архимед Тико»)

Учить строить воздушный транспорт , используя конструктор

Архимед Тико»); правильно распределять

детали конструктора.

2

№2 «Объемные фигуры»

( конструктор «Школьник Тико»)

Учить детей собирать множество объемных геометрических и игровых фигур большого размера: пирамида, призма, куб, курносый куб и др.

2

Декабрь

№1 «Проектируем здания для города»

Продолжать учить детей создавать конструкции по представлению, располагать конструкции в нужной плоскости, точно соединять и скреплять их детали. Сооружать устойчивые конструкции, применяя перекрытия, надстройки, и пр. 

2

№2 «Аэропорт LEGO»

Упражнять детей в конструировании схеме. Учить строить аэропорт, разыгрывать сюжет по теме.

2

Январь

№1 «Конструкторы  ТИКО «Фантазер»

Познакомить детей с конструкторами ТИКО «Фантазер». Учить собирать игровые фигуры: батискаф, морская звезда, дом с гаражом, луноход, ракета, динозаврик.

2

№2 «Конструирование по замыслу»

(«Зимние забавы»)

Закреплять полученные навыки.Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание.Развивать творческую инициативу и самостоятельность.

2

Февраль

№1 Кирпичики LEGO для творческих занятия

«По схемам»

Упражнять детей в создании всевозможных моделей из реальной жизни и вымышленных персонажей, объектов и строений из кирпичиков LEGO по схемам.

2

№2Кирпичики LEGO для творческих занятия

«По замыслу»

Свободное творческое конструирование. Упражнять детей в создании всевозможных моделей из реальной жизни и вымышленных персонажей, объектов и строений из кирпичиков LEGO

2

Март

№1 Полидрон «Магнитные блоки»

Познакомить с конструктором Полидрон Магнитный, его особенностями.

2

№2  Полидрон «Магнитные блоки» «Грузовик»

Формировать умение: по образцу находить заданные фигуры, конструировать по схеме, умение моделировать предметы состоящие из нескольких частей, взаимосвязанных между собой.

2

Апрель

№1 «Космос LEGO»

«Луноход. Космический корабль»

Дать представления о космических кораблях, луноходе. Учить создавать конструкцию лунохода по инструкции или по схеме, осуществляя анализ её частей и необходимых деталей, способов их скрепления. Учить создавать конструкции космических кораблей по карте-схеме или замыслу. Развивать техническое творчество.

2

№2 Конструирование по замыслу "Космос"

Стимулировать создание собственных вариантов построек. Учить заранее обдумывать содержание постройки, называть тему, давать описание. Учить правильному соединению деталей, соблюдать баланс, симметрию. Соблюдать творческую инициативу и конструктивное мышление.

2

Май

№1 «Мир моих фантазий»

Дать возможность самостоятельно собрать конструкцию из выбранного конструктора и презентовать ее в группе. Выявить способности детей применять полученные умения и навыки на практике.

2

№2 Выставки, конкурсы, соревнования.

Закреплять умения детей конструировать различные предметы из имеющихся в детском саду наборов.

Развитие детского технического творчества.
Формирование у дошкольников навыков участия в конкурсах.
Выявление одаренных, талантливых детей, имеющих конструкторское мышление среди детей дошкольного возраста.

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему: «Развитие интеллектуальных способностей Детей дошкольного возраста с помощью лего-конструирования».

Каждый ребенок - прирожденный конструктор, изобретатель и исследователь. Эти заложенные природой задачи особенно быстро реализуются и совершенствуются в конструктивной деятельности. Конструирование ...

Статья "Развитие речи детей дошкольного возраста через использование лего-конструирование и робототехнику"

Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе образования. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном в...

Опыт работы: «Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством опытно - экспериментальной деятельности»

           В своей работе с дошкольниками я руководствуюсь мудрым советом “Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы...

Методическая разработка технологии поддержки и развития игровой деятельности детей дошкольного возраста с использованием (лего) конструирования «Приключения маленьких человечков»

В работе были созданы условия для поддержки детской инициативы для игровой деятельности детей с использованием лего конструкторов, опираясь на сказку Н. Носова про Незнайку. Дети средствами конструкто...

Методическая разработка. Технологии поддержки и развития игровой деятельности детей дошкольного возраста с использованием (лего) конструирования «Тайна планеты роботов»

В работе были созданы условия для поддержки детской инициативыдля игровой деятельности детей с использованием лего конструктора....