Сообщение "Обзор программ для детей раннего возраста"
учебно-методический материал

Крепких Марина Вячеславовна

Обзор 3-х программ для детей раннего возраста по разделу "Социально-коммуникативное развитие".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obzor_programm_dlya_detey_rannego_vozrasta.docx33.95 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ  МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ «КАШИРСКИЙ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ  «СЕМЬЯ»

                                           Отделение РНОУФВ

Сообщение  по теме

«Социально-коммуникативное развитие детей раннего возраста в современных образовательных программах дошкольного образования»

         

Выполнила: учитель-дефектолог

Крепких М.В.

Кашира 2021 г

Краткий обзор 3 – х программ по разделу «Социально -   коммуникативное развитие».

Перечень программ

- Образовательная программа дошкольного образования «Теремок» для детей от двух месяцев до трех лет / Научный руководитель И.А. Лыкова; под общей редакцией Т.В. Волосовец, И.Л. Кириллова, И.А. Лыковой, О.С. Ушаковой. — М.: Издательский дом «Цветной мир», 2019. — 160 с. https://firo.ranepa.ru/obrazovanie/fgos/98-kompleksniye-programmy/502-programma-teremok

- Комплексная образовательная программа для детей раннего возраста «Первые шаги» / Е.О. Смирнова, Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова. — 3-е изд. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2019. — 168 с. 

https://firo.ranepa.ru/obrazovanie/fgos/98-kompleksniye-programmy/488-perviye-shagi

- «От рождения до школы». Инновационная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. — Издание пятое (инновационное), исп. и доп. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. —  c. 336

https://firo.ranepa.ru/obrazovanie/fgos/98-kompleksniye-programmy/470-programma-ot-rozhdeniya-do-shkoly

Обзор образовательных программ для детей раннего возраста.

Раздел  «Социально-коммуникативное развитие»

Название программы,

автор

Теоретические

основы, концепции

Цели и задачи программы

Основные

разделы и направления работы

Особенности

организации

образовательного процесса с детьми по разделу «Социально-коммуникативное развитие»

Комментарии /краткая оценка программы

Образовательная программа дошкольного образования «Теремок» для детей от двух месяцев до трех лет / Научный руководитель И.А. Лыкова; под общей редакцией Т.В. Волосовец, И.Л. Кириллова, И.А. Лыковой, О.С. Ушаковой. — М.: Издательский дом «Цветной мир», 2019.

В основе Программы — научная концепция развития детей младенческого и раннего возраста, разработанная сотрудниками учреждения «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования» в рамках выполнения государственного задания Минобрнауки Российской Федерации.

Программа опирается на междисциплинарные исследования природы детства как особого культурно-исторического феномена в развитии человечества, на историко-эволюционный подход к развитию растущего человека в природе и обществе, культурно-деятельностную психологию социализации ребенка, педагогическую антропологию, педагогику достоинства и педагогику сотрудничества.

Цель программы — создание мотивирующей образовательной среды для освоения ребенком социокультурного опыта по вектору амплификации развития с учетом его возрастных возможностей, индивидуальных особенностей и образовательного запроса его семьи.

Задачи 2-го г.ж.

• Обеспечивать благоприятную социальную адаптацию ребенка в детском саду; создавать атмосферу эмоционального комфорта. •Вовлекать ребенка в систему социальных отношений в близком социуме (семья, детский сад). • Создавать условия для знакомства ребенка с самим собой (основа будущего образа «Я»). • Знакомить с правилами и нормами поведения в обществе. • Содействовать развитию взаимоотношений с близкими людьми в процессе доступных видов деятельности. • Формировать элементарные представления о себе и других людях, о семье и обществе, о взаимоотношениях между людьми и различных ситуациях общественной жизни. • Поддерживать становление и развитие игровой деятельности. • Знакомить с трудом взрослых и значением его результатов для других людей. • Поддерживать проявление и осмысление своих потребностей, желаний, интересов, достижений.

Задачи 3-го г.ж.

• Содействовать формированию позитивного восприятия окружающего мира, доброжелательного отношения ко всему живому, бережного отношения к игрушкам и бытовым предметам. • Расширять инициативное общение с людьми — взрослыми и детьми, знакомыми и незнакомыми. • Инициировать освоение способов (речь, жесты, мимика), норм и правил общения • Поддерживать развитие речи как основного средства коммуникации. • Создавать условия для содержательного общения в разных видах деятельности. • Содействовать постепенному становлению произвольности на основе развивающейся способности управлять своим поведением и настроением. • Создавать основу для формирования положительного образа «Я», развития позитивной самооценки, появления потребности быть успешным. • Воспитывать личностные качества - общительность, инициативность, самостоятельность, активность, самоуважение, уверенность в себе.

•Коммуникативная деятельность (общение и взаимодействие со взрослыми и другими детьми);

• Игровая деятельность (народные, подвижные, первые сюжетно-ролевые и др. игры);

• Познавательно-исследовательская деятельность, в т.ч. экспериментирование;

• Самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице);

Для успешной реализации Программы целесообразно использовать следующие организационные формы:

 • культурно-гигиенические процедуры в течение дня,

 • прогулки и тематические экскурсии (с участием родителей),

• игры-забавы,

 • игры-занятия (игровые образовательные ситуации),

• игры с правилами (подвижные, дидактические),

 • свободные игры (поддержка становления и развития сюжетно-ролевой игры),

 • ситуационные беседы (разговоры педагога с детьми),

• экспериментирование

• развивающие занятия, связанные с организацией таких видов детской деятельности, как познание окружающего мира, труд в природе,

• моделирование жизненных ситуаций, связанных с культурными практиками, в т.ч. основами безопасности жизни и здоровья и др.

Программа успешно прошла научную и общественную экспертизу. По данным на 1 июня 2019 года, она апробируется и внедряется в 37 субъектах Российской Федерации.

Программа поможет руководителям и воспитателям дошкольных образовательных организаций РФ создать оптимальные условия для полноценного развития и воспитания детей от 2 месяцев до 3 лет с учетом возрастных, индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Комплексная образовательная программа для детей раннего возраста «Первые шаги» / Е.О. Смирнова, Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова. — 3-е изд. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2019.

Программа «Первые шаги» основана на современных научных представлениях о закономерностях психического развития ребёнка в раннем возрасте, ведущей роли предметной деятельности и общения со взрослым.

Исходными теоретическими позициями Программы являются концепция генезиса общения ребёнка М.И. Лисиной, положения культурно-исторической теории Л.С. Выготского, теория ведущей деятельности А.Н. Леонтьева и периодизации психического развития Д.Б. Эльконина.

Цель Программы «Первые шаги» — развитие целостной личности ребёнка — его активности, самостоятельности, эмоциональной отзывчивости к окружающему миру, творческого потенциала.

Задачи:

- присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

- развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками;

- становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания,

- формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками,

- формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине;

- формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.

- формирование социально-коммуникативных речевых умений (развитие способности вступать в общение и поддерживать его).

Социально-коммуникативное развитие  применительно к раннему возрасту предполагает развитие:

- общения со взрослыми и сверстниками: режимные моменты, свободные игры, групповые занятия, специально организованные игры (хороводы, подвижные и др.)

- формирование социальных навыков и культурных норм поведения: ежедневные процедуры (приход и уход, одевание и раздевание,  уход за внешним видом и игрушками), правила этикета.

- развитие игровой деятельности: игры-забавы,  подвижные,  дидактические игры, игры с сюжетными игрушками, игры-драматизации, процессуальные.

Особенности взаимодействия с детьми:

-  личностно ориентированное взаимодействие со взрослым, которое предполагает индивидуальный подход к каждому ребёнку: учёт его возрастных и индивидуальных особенностей, характера, привычек, предпочтений.

-  опора на практические действия ребёнка в конкретной ситуации.

Материалы и игрушки для социально-коммуникативного развития детей:

 

• Фотографии детей, семьи, семейные альбомы. • Фотографии, альбомы, отражающие жизнь группы и детской организации.

• Наглядные пособия (книги, иллюстрации), отражающие разные занятия детей и взрослых. • Картинки и фотографии, изображающие разные эмоциональные состояния людей (весёлый, грустный, смеющийся, плачущий, сердитый, удивлённый, испуганный и др.), их действия, различные житейские ситуации.

 • Наглядный материал и игрушки, способствующие развитию толерантности (картинки, куклы, изображающие представителей разных рас и национальностей; картинки, куклы, изображающие больных детей и животных и т.п.).

 • Аудио- и видеоматериалы о жизни детей и взрослых.

 Авторами программы «Первые шаги» разработаны специальные игры, занятия и методические рекомендации по их организации для каждой образовательной области, которые представлены в следующих пособиях: Методические материалы к Комплексной образовательной программе для детей раннего возраста «Первые шаги». Часть 1.

Методические материалы к Комплексной образовательной программе для детей раннего возраста «Первые шаги». Часть 2.

Данные методические материалы  помогут педагогам в организации образовательного процесса.

«От рождения до школы». Инновационная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. — Издание пятое (инновационное), исп. и доп. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019.

Авторы программы основываются на  научных положениях, разработанных в рамках культурно-исторической концепции Л.С. Выготского и его последователей.

Цели:

- сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей,

- формировать у них привычку к здоровому образу жизни;

-  содействовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребёнка; обеспечивать каждому ребёнку возможность радостно и содержательно прожить период дошкольного детства.

Задачи:

 

-  Способствовать усвоению детьми общепринятых морально-нравственных норм и ценностей.

-  Учить умению играть не ссорясь, помогать друг другу  и т.п.

-  Формировать элементарные представления о  том, что хорошо и что плохо. Воспитывать эмоциональную отзывчивость на состояние близких людей.

- Привлекать детей к посильному участию в играх, забавах, развлечениях и праздниках.

- Воспитывать элементарные навыки вежливого обращения, продолжать учить детей здороваться и прощаться, излагать собственные просьбы спокойно, употребляя слова «спасибо» и «пожалуйста».

 - Развивать целенаправленность и саморегуляцию  (умение спокойно вести себя в помещении и на улице, выполнять просьбы взрослого,  не перебивать говорящего взрослого и т.п.).

- Развивать игровую деятельность: учить выполнять несколько действий с одним предметом и переносить знакомые действия с одного объекта на другой; выполнять с помощью взрослого несколько игровых действий, объединенных сюжетной канвой.

- Способствовать развитию элементарных навыков самообслуживания  (одеваться и раздеваться в определенном порядке,  складывать снятую одежду). Приучать к опрятности.

- Привлекать детей к выполнению простейших трудовых действий: совместно с  взрослым и  под его контролем. Приучать поддерживать порядок в игровой комнате, по окончании игр расставлять игровой материал по местам. Воспитывать уважительное отношение к труду взрослых.

- Знакомить с элементарными правилами безопасного поведения в природе, на дорогах, при  обращении с предметами.

Социально-коммуникативное развитие направлено на:

- формирование первичных ценностных представлений,

- развитие способности к общению;

- развитие саморегуляции,

- развитие игровой деятельности,

- развитие навыков самообслуживания, приобщение к труду,

-формирование основ безопасности.

Воспитательно-образовательный процесс должен строиться с учетом контингента воспитанников, их индивидуальных и возрастных особенностей, социального заказа родителей. При организации работы с детьми необходимо обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, при этом следует решать поставленные задачи, избегая перегрузки детей, на необходимом и  достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму».

Особое внимание в программе уделяется режимным моментам, они занимают значительную часть времени пребывания детей в  детском саду. Режимные моменты в целом структурируют время ребенка, разбивая его на знакомые ему ситуации, что важно для формирования устойчивой картины миры, в которой ребенок способен ориентироваться и использовать как отправную точку в своей активности.

«Утренний  и вечерний круг» - это новый для программы элемент в  режиме дня. Утренний круг предоставляет большие возможности для формирования детского сообщества, развития когнитивных и  коммуникативных способностей, саморегуляции детей. В Программе утренний круг проводится в форме развивающего общения (развивающего диалога).

Вечерний круг проводится в форме рефлексии — обсуждения с детьми наиболее важных моментов прошедшего дня,  помогает детям научиться осознавать и анализировать свои поступки и поступки сверстников. Дети учатся справедливости, взаимному уважению, умению слушать и понимать друг друга.

В новейшем издании Программы сохранены все достоинства первого издания программы и учтены новейшие достижения науки и практики отечественного и зарубежного дошкольного образования.

Работа по пятому (инновационному) изданию программы предполагает использование новых образовательных технологий.

Программа обеспечена учебно-методическим комплектом (УМК), который постоянно обновляется и дополняется.

Содержание работы в образовательных областях изложено по тематическим блокам, внутри которых материал представлен по возрастным группам. Например, в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» выделены тематические блоки:

 «Социализация, развитие общения, нравственное воспитание»,

-«Ребёнок в семье и сообществе, патриотическое воспитание»,

«Самообслуживание , самостоятельность,трудовое воспитание»,

-«Формирование основ безопасности»

Благодаря тому, что в Примерной программе вся содержательная часть изложена по тематическим блокам, дошкольная организация может легко ввести свою вариативную часть, заменив один или несколько тематических блоков на свои парциальные программы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-диагностическая программа для детей раннего возраста с нарушениями развития. (для работы в подразделении службы ранней помощи)

Данная программа написана исходя из положения «Службы ранней помощи», где основной целью является оказание медико-социальной и психолого-педагогической помощи детям от 2 месяцев до 4 лет с нарушениями...

Программа адаптации детей раннего возраста. (вторая группа раннего возраста с 2-3года)

Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой....

Работа в группе раннего возраста по Комплексной образовательной программе для детей раннего возраста «Первые шаги».

Нaша группа рaннего возраста стала работать по Комплексной образовательной программе для детей раннего возраcста «Первые шаги» с 2020 года. Программа  «Первые шаги» стала ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА с 2 - 3 лет II группы раннего возраста «» Срок реализации программы - 2022-2023 учебный год

Рабочая программа образовательной деятельности психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей группы раннего возраста разработана в соответствии...

Рабочая программа воспитателя группы раннего возраста "Солнышко" разработана на основе комплексной образовательной программы для детей раннего возраста "Первые шаги"с учётом ФГОС ДО

Программа нацелена на создание следующих психолого-педагогических условий: •  личностно - ориентированного взаимодействия взрослых с детьми; •  полноценного общения ребёнка со сверстниками,...

Формирование игровой деятельности у детей раннего возраста, в рамках реализации комплексной образовательной программы для детей раннего возраста «Первые шаги» Авторы: Смирнова Е.О Галигузова Л.Н. Мещерякова С.Ю.

Формирование игровой деятельности у детей раннего возраста, в рамках реализации комплексной образовательной программы для детей раннего возраста «Первые шаги» Авторы:  Смирнова Е...