Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с традициями и культурой своего народа
материал (средняя группа)

Развитие ребенка уже с малых лет невозможно без нравственно- патриотического и этнокультурного воспитания, которое, начиная с привития любви к малой родине (родной семье, детскому саду, городу, краю), закладывает ментальные основания всестороннего развития личности и будущего гражданина. Народ, не знающий истории и культуры предков, обречен на духовное вырождение. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikatsiya.docx16.98 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

детский сад № 1 городского округа Самара

443028, г. Самара, мкр Крутые ключи, дом 34,

 тел.: (846) 213-15-71   e-mail: mbdoukk@yandex.ru

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с традициями и культурой своего народа

Автор-составитель: Горшкова Ольга Николаевна

воспитатель (средняя группа)

Самара,2020 г.

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с традициями и культурой своего народа


Развитие ребенка уже с малых лет невозможно без нравственно- патриотического и этнокультурного воспитания, которое, начиная с привития любви к малой родине (родной семье, детскому саду, городу, краю), закладывает ментальные основания всестороннего развития личности и будущего гражданина. Народ, не знающий истории и культуры предков, обречен на духовное вырождение.

Перед дошкольными образовательными учреждениями государство ставит в числе наиболее важных задачи формирования с самого раннего детства базовой культуры личности: основ гражданственности, любви к родине, бережного отношения к её историческому и культурному наследию; уважения к старшим и сверстникам, культуре и традициям других народов. За последний период в ряде нормативно-правовых документов федерального и регионального уровня были определены ориентиры и направления этнокультурного и нравственно-патриотическое воспитания подрастающего поколения, в частности:

Одними из своих принципов ФГОС ДО определяют:

- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

- учет этнокультурной ситуации развития детей.

Одной из задач, на которую направлен стандарт это: объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно- нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

Первые годы жизни ребенка – важный этап его воспитания.

приобщение детей к языку, литературе и истории своего народа, направленность на сохранение национальных культур;

гармоничное включение процесса передачи новому поколению этнокультурного наследия, общечеловеческих, культурных и нравственных ценностей;

формирование культуры межнациональных отношений, гармонизацию межнациональных отношений в полиэтническом и поликультурном мегаполисе.

Конечно, начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с создания для детей тёплой, уютной атмосферы. Каждый день ребёнка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, весёлыми играми. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному детскому саду, родной улице, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству.

Построение образовательного процесса на краеведческом материале позволяет решать следующие задачи нравственно-патриотического воспитания дошкольников:

1. Формировать любовь к родному городу и интерес к его прошлому и настоящему.

2. Развивать эмоционально-ценностное отношение к семье, дому, улице, городу, краю, стране.

3. Развивать чувство ответственности и гордости за достижения страны; чувство гордости за своих земляков.

4. Расширять представления о городах Республики; знакомить с символами государства (герб, флаг, гимн).

5. Развивать интерес к традициям своего народа.

6. Развивать бережное отношение к городу, к природе и всему живому.

7. Воспитывать уважение к труду.

 «Моя семья»: призван помочь ребенку понять связь времен, историю своей семьи, вызвать чувство гордости за своих предков, развивать интерес к своей генеалогии, расширять знания об окружающем мире; воспитывать бережное отношение к живой природе и уважительное отношение к труду взрослых.

«Моя малая родина»: дети знакомятся с национально-культурными особенностями родного города; знакомятся с его достопримечательностями, улицами, знаменитыми людьми, историей возникновения и прошлым родного города; знакомятся с гербом города

«Моя родной край»: предполагает работу с детьми по ознакомлению с родным краем, родной республикой. Дети получают знания о природе и животном мире края, о заповедных местах, знакомятся с гербом и другими символами своей республики; памятники архитектуры и достопримечательности.

«Широка страна моя родная»: самый объемный раздел, который предполагает, что ребенок, владея определенными знаниями о родном крае, стране, знакомится с ее бытом, укладом жизни, национальной самобытностью русского языка, традиционными ценностями.

Для обеспечения реализации этнокультурного направления важно создать эстетически привлекательную образовательно-культурную среду, направленную, прежде всего, на обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания детей (ФГОС к условиям реализации Программы). Это могут быть и этнографические музеи, мини-музеи, уголки, стенды, ширмы-раскладушки и др.

В ознакомление детей с национальной культурой всё глубже входят электронные образовательные ресурсы. В ходе компьютерных презентаций дети знакомятся с предметами старины, которые не могут увидеть непосредственно, с культурой и искусством своего народа и других народов. Через интернет посещают музеи, выставки. Знакомятся с природой родного края и др.

То есть важно обеспечить широкую направленность содержания образовательно-воспитательного процесса на ознакомление детей с историей и культурой родного края, природным, социальным и рукотворным миром, который окружает ребенка, на воспитание целостной гармоничной личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с традициями и культурой своего народа

Хочу представить вашему вниманию презентацию о цикле мероприятий, проведенных мной в подготовительной группе детского сада, направленных на патриотическое воспитание детей через ознакомление с традици...

Консультация для воспитателей на тему:Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с традициями и культурой своего народа.

Ценность народных традиций огромна, а их утрата невосполнима какими бы то ни было материальными благами.Одной из основных задач духовно нравственого воспитания дошкольников является формирование у дет...

Сообщение на педагогическом совете «Патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с традициями и культурой своего народа» (из опыта работы)

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, ...

Доклад на тему: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с традициями и культурой своего народа»

Доклад на тему:  «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с традициями и культурой своего народа»...

Консультация для воспитателей «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с традициями и культурой своего народа».

Данная консультация создана  для формирования  чувства причастности к истории Родины , через знакомство с народными праздниками и традициями, в которых фокусируются накопленные веками тончай...