Консультация на тему: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с традициями и культурой своего народа».
консультация

Иванская Ирина Евгеньевна

Консультация для педагогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл onsultatsiya.docx19.58 КБ

Предварительный просмотр:

           Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

                          общеразвивающего вида детский сад « Берёзка»

                                                   Консультация

    на тему: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников

         через ознакомление с традициями и культурой своего народа».

             

                                                                                   Подготовила и провела воспитатель:

                                                                                   Иванская Ирина Евгеньевна.

                                                         Вихоревка, 2019

                                  «Без памяти нет традиций, без традиций нет культуры,

                                    без культуры - нет воспитания, без воспитания –

                                    нет духовности, без духовности нет личности,

                                    без личности - нет народа как исторической личности».

Мы родились и живем во время больших перемен, когда над человечеством нависла угроза духовного оскудения личности, опасность утраты нравственных ориентиров : рушатся традиции, забываются обычаи, рвутся нити, связывающие старшее и младшее поколения. Сейчас очень актуальна проблема воспитания детей на основе русской национальной культуры, на собрании национальных достижений.

Одной из основных задач духовно-нравственного воспитания дошкольников является формирование у детей общего представления о культуре русского народа, ее богатстве и разнообразии, красоте и благородстве. Народная культура - кладезь мудрости и опыта, предмет нашей национальной гордости. Именно поэтому, в дошкольном детстве необходимо научить ребенка чувствовать и любить родную землю, родную природу, свой народ, ценить духовное богатство, ум, талант и мудрость народную. Воспитать чувство национального патриотизма, гордости за свою страну.

Слово «традиция»- означает исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения.

К средствам приобщения дошкольников к этнической культуре и традициям относятся народное творчество, декоративно-прикладное искусство, в том числе различные жанры устного народного творчества.

К традициям относятся праздники, обряды, обычаи, игры. Национальные праздники способствуют выработке мировоззрения, предполагающего как усвоения опыта старших поколений, так и превращение его в руководство практической деятельностью. Каждый праздник сопровождался обрядами и песнями. Через обряды передавался значительный объем знаний. Большою любовью в народе пользовались следующие праздники: Пасха, Рождество, Новый год, Масленица. У детей не было каких-то особых детских праздников, но они чувствовали общую праздничную атмосферу и веселились вместе со всеми.

Детей необходимо знакомить с народным календарем. Он собрал в себя природный круг всех циклов жизнедеятельности человека на земле, вобрав в себя все краски народной жизни, праздники, народные ремесла – помогает нам построить свою работу с детьми по естественному циклу, например: осень – сбор урожая, осенние праздники, народное гулянье, за ней зима: Святки, Рождество, Новый год – зимние праздники и обряды, Масленица – проводы зимы и лето – с хороводами и песнями вокруг зеленой березки. Природа не умирает, а совершает обычный круг жизни.

Одним из средств передачи традиции являются песни, сопровождающие человека всю его жизнь – от рождения до смерти – в труде, на празднике в быту. Поэтому народные песни можно классифицировать по возрастному признаку. Это колыбельные, детские, молодежные. По признаку содержания: обрядовые, лирические, героические, эпические, сатирические, по признаку принадлежности к различным видам деятельности: хороводные, песни, помогающие в труде, игровые песни, и песенки, ритуальные песнопения.

Народные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, устои, представление о чести, смелости, мужестве. Желание быть сильными, ловкими, выносливыми, быстрыми, красиво двигаться, отличаться смекалкой, находчивостью, волей и стремлением к победе. Игра была естественным спутником жизни ребенка, источником радостных эмоций, обладающим великой воспитательной силой.

В детских играх сохранились отголоски древней старины, реалии ушедшего быта. В народных играх сохранился колорит обычаев, оригинальность самовыражения народа, своеобразие языка, формы и содержание разговорных текстов. Игра - удивительно разнообразная и богатая сфера деятельности детей.

Воспитательное значение народных игр трудно переоценить, вот почему педагог должен уметь использовать их в учебно-воспитательном процессе.

Сказки всегда были самым эффективным способом общения с детьми. Они формировались на протяжении веков, впитали в себя культуру народа, в них отражены нравственные принципы и общечеловеческие ценности. Мир в сказках показан многогранным и противоречивым, но в них всегда говорится о том, что есть выход из самой трудной, казалось бы, не разрешимой ситуации. Многие народные сказки внушают уверенность в торжестве правды, в победе добра над злом. Оптимизм сказок особенно нравится детям и усиливает воспитательное значение. Слушая сказочные истории, дети связывают их со своей жизнью, стремятся воспользоваться примером положительных героев для борьбы со своими страхами, черпают в них надежду. Сказки дают ребенку поддержку, которая будет нужна ему на всем жизненном пути.

Большое значение необходимо придать русским пословицам, поговоркам, загадкам, потешкам и прибауткам. Они «живут» веками на страницах книг. Народ вложил в содержание пословиц все свои чувства. Они, как и люди их создавшие, веселятся, грустят и плачут и предостерегают, являются камертоном внутренней искренности. Ни в одном другом жанре фольклора жизнь не отражена так широко и многогранно, как в пословицах и поговорках. Они пронизаны чувством глубочайшей любви и преданности Родине. В пословицах много материала практического характера: житейские советы, пожелания в труде, приветы, осуждения.

Традиции как бы организуют связь поколений, на них держится духовно-нравственная жизнь народа. Преемственность старших и младших основывается именно на традициях. Чем многообразнее традиции, тем духовно богаче народ. Раскрывая роль традиций в воспитании подрастающего поколения, мы берем в качестве отправной точки народную мудрость : «Без большого корня древа не бывает».

В образовании традиций входят и обряды.

Обряды, традиции, обычаи сопутствовали каждому шагу человека от рождения до смерти, организуя его трудовую, социальную и личную жизнь. Обязательные для всего общества, они духовно сплачивали народ. С древнейших времен в обряд входило одаривание. «Любишь подарки - люби и отдарки», напоминает пословица. У древних считалось, что подарок обладает магической силой. Вещь, подаренная от чистого сердца, приносит удачу.

Традиция жива, пока ее чтут, берегут. И даже пение народных песен для одних детей будет просто концертом, а для других, прикоснувшихся к культуре своих предков - естественной частичкой бытия.

Таким образом, народные традиции народов включали в себя укорененные в национальном сознании идеи, свойственные ему переживания, передавая накопленную веками народную мудрость. Песни, игры, загадки объединялись в праздниках.Ценность народных традиций огромна, а их утрата невосполнима какими бы то ни было материальными благами. Если полностью утеряны все традиции, может встать под сомнение само чувствование народа.

Для успешного решения вышеуказанной проблемы, необходимо следующее:

-создание системы работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры;

- привлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс;

- создание условий для самостоятельного отражения полученных знаний, умений детьми;

- установление сотрудничества с другими учреждениями.

Основная работа проводится с детьми старшего дошкольного возраста. С воспитанниками 5-7 лет можно провести беседы о могуществе нашей страны, её богатстве, природе. Уделить внимание знакомству дошкольников с тем, что на территории России живут люди разных национальностей и, у них есть свои обычаи, традиции и праздники.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему:Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с традициями и культурой своего народа.

Ценность народных традиций огромна, а их утрата невосполнима какими бы то ни было материальными благами.Одной из основных задач духовно нравственого воспитания дошкольников является формирование у дет...

Сообщение на педагогическом совете на тему: «Патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с традициями и культурой своего народа». (из опыта работы).

Детство- каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего познанием человека и Отечества, их красоты и величия. (В.А. Сухомлинский)....

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с традициями и культурой своего народа

Развитие ребенка уже с малых лет невозможно без нравственно- патриотического и этнокультурного воспитания, которое, начиная с привития любви к малой родине (родной семье, детскому саду, городу, краю),...

Доклад на тему: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с традициями и культурой своего народа»

Доклад на тему:  «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с традициями и культурой своего народа»...

Консультация для педагогов "Патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с традициями и культурой своего народа"

Нравственно - патриотическое воспитание детей – одна из актуальных проблем дошкольного образования. В наше время приобщение дошкольников к национальной культуре, к традициям отводится важная рол...

Консультация для воспитателей «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с традициями и культурой своего народа».

Данная консультация создана  для формирования  чувства причастности к истории Родины , через знакомство с народными праздниками и традициями, в которых фокусируются накопленные веками тончай...