опыт работы
материал

Мамедова Фарида Хамитовна

               Опыт работ

   «Экспериментирование как средство развития                   познавательной активности  дошкольников»     

На свете много разных профессий .

Но знаю : моей не найти интересней .

В руках педагога бесценный клад:

Много упрямых ,горластых ребят,

С глазами ,как звёзды лучистые ,

Которых растим мы добрыми ,чистыми

Мир открываем им светлый чудесный

Нету работы моей интересней.

Добрый день ,уважаемые коллеги !

Я,Мамедова Фарида Хамитовна ! Воспитатель МКДОУ «Ромашка» г.Теберда.

Хочу поделиться с вами моей педагогической находкой на тему «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»

Экспериментирование – особый вид детской деятельности ,с самого рождения ребёнок является первооткрывателем ,исследователем того мира который его окружает .В процессе которого наиболее ярко проявляется их активность ,инициативность.Китайская пословица гласит :

 «Расскажи –и я забуду, покажи – и я запомню , дай попробовать- и я пойму» .Так и ребёнок запоминает и усваивает все прочно и на долго ,когда слышит , видит и делает все сам .Чем активней ребенок трогает , нюхает ,исследует ,рассуждает ,сравнивает,то есть активно участвует в образовательном процессе , тем быстрее развиваются его познавательные способности.В связи с этим и проявляется особый интерес детское экспериментирование и его активное внедрение в практику моей работы.

И были поставлены цели и задачи:

Цель моей работы –развитие познавательной активности , любознательности ,стремление к самостоятельному познанию и размышлению детей дошкольного возраста ;сформировать у детей умение исследовать предметы , вещества , материалы.

Для достижения данной цели ,мною были поставлены задачи :

• расширение знаний детей об окружающем, формирование у них исследовательских умений: умения наблюдать, анализировать, сравнивать и моделировать процессы взаимодействия объектов;
• развитие у детей таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, оригинальность, системность и др. ;
• воспитание уверенности в собственных силах;
• активизация воображения;
• развитие дивергентного и системного мышления;
• совершенствование речевого творчества;
• формирование качеств творческой личности на понятийной основе;
• воспитание культуры общения, гуманных чувств, эстетических представлений;
• формирование у детей представления о возникновении и совершенствовании приборов в истории человечества;
• расширение представлений у детей о физических свойствах окружающего мира:
- знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость и т. п.) ;
- знакомить с основными видами и характеристиками движения (скорость, направление) ;
- развивать представления об основных физических явлениях (магнитное и земное притяжение, электричество, звук, отражение и преломление света и др.) .
• формирование опыта выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов.
Новизной данного опыта является комплексное использование элементов ранее известных и современных методик детского экспериментирования и характеризуется структуризацией практического материала для организации развивающей среды в группах детского сада и проведения игр- экспериментирования с дошкольниками ДОУ.
Совместная познавательно - исследовательская деятельность взрослых и детей и самостоятельная детская деятельность организуется мной в разных формах:
сюжетно-ролевая игра;
рассматривание;
наблюдение;
беседа;
экскурсии;
конструирование;
экспериментирование;
исследовательская деятельность;
коллекционирование;
развлечения, викторины, конкурсы.

Одно из главных условий успешной организации познавательно-исследовательской деятельности это создания предметно-пространственной среды у группе .На первом этапе стояла задача обогащения предметно-развивающей среды для реализации на практике опытно-экспериментальной деятельности детей, развивающая предметно пространственная среда в соответствии с требованиями ФГОС должна побуждать детей к экспериментированию, к активным действиям и взаимодействию.

Наш уголок постоянно пополняется новыми материалами в соответствии с возрастом детей и их интересами.

В содержание уголка входит: центр "песка и воды", разнообразные сосуды, природный и бросовый материал, разные виды бумаги, увеличительные стекла, магниты, пипетки, колбы, мерные ложки и стаканчики и т.д. различные крупы, соль, сахар, свечи, совочки, мерные стаканчики. Для развития творческой исследовательской активности в процессе детского экспериментирования я постоянно пополняю наш уголок. Предоставляемые в распоряжение детей новые предметы (например, сетки, полоски резины, куски гофрированного картона и т.д.) толкают их на экспериментирование с использованием этих материалов. Тем самым сохраняется интерес детей к данной деятельности и развивается любознательность.

Жизнь ребенка в детском саду организована таким образом, что один вид деятельности сменяет другой:

  • зарядка,
  • завтрак,
  • НОД
  • прогулка,
  • игры и т.д.

Все по режиму.

      Экспериментирование же проходит практически через все виды деятельности.

       На зарядке ребенок экспериментирует со своим телом, выполняя упражнения.

       На занятиях, например, по рисованию, знакомится со свойствами материалов (растворяемость красок и т.д.)

На занятий фэмп –измерение длинны ,ширины,деление на два и более частей,измерение объёмов сыпучих веществ,сравнение по весу и объему.

По фцкм можно особенно много можно экспериментировать :вода , песок,снег  и т.д.

      Во время  приема пищи задействуются вкусовые рецепторы, малыш познает вкус приготовленных блюд.

     Но помимо использования в работе с детьми непосредственно метода экспериментирования, который является разновидностью класса практических методов, в процессе опытно-экспериментальной деятельности с детьми я использовала следующие методы при проведении опытов и экспериментов:

 МЕТОД НАБЛЮДЕНИЯ – относится к наглядным методам и является одним из основных, ведущих методов дошкольного обучения. В зависимости от характера познавательных задач в практической деятельности  мы  использовали наблюдения разного вида:

– распознающего характера, в ходе которых формируются знания о свойствах и качествах предметов и явлений;

– за изменением и преобразованием объектов.

ИГРОВОЙ МЕТОД -  предусматривает использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: вопросами, указаниями, объяснениями, пояснениями, показом.

ЭЛЕМЕНТАРНЫЙ ОПЫТ – это преобразование жизненной ситуации, предмета или явления с целью выявления скрытых, непосредственно не представленных свойств объектов, установления связей между ними, причин их изменения и т. д.

 СЛОВЕСНЫЙ  МЕТОД  ОБУЧЕНИЯ:

Рассказы воспитателя - создать у детей яркие и точные представления о событиях или явлениях. Рассказ воздействует на ум, чувства и воображение детей, побуждает их к обмену впечатлениями.

Рассказы детей - совершенствование знаний и умственно—речевых умений детей.

Беседы - уточнения, коррекция знаний, их обобщения и систематизации.

 

    Детское экспериментирование – это не изолированный от других вид деятельности. Оно тесно связано со всеми видами деятельности – наблюдение,  развитие речи, изобразительная деятельность, формирование элементарных математических представлений, чтение художественной литературы, музыкальное и физическое воспитание.

 В процессе  своей работы с детьми  по экспериментальной деятельности, я отметила динамику развития:

  • У детей появился интерес к экспериментированию, стали развиваться

навыки  экспериментирования, дети более уверенно пользуются исследуемыми материалами.

  • Ребята самостоятельно подбирают оборудование для экспериментов, усваивают элементарные правила проведения опытов.
  • При проведении экспериментов дети более внимательны, у них расширяется кругозор, появляются свои предпочтения к обследуемым предметам.
  • Желание проводить опыты самостоятельно, вне организованной образовательной деятельности. Дети стали объединяться в группы, пытаются самостоятельно планировать работу, используя схемы и алгоритмы.  Наблюдая за их деятельностью, я в нужный момент, оказываю им посильную помощь.
  • Усвоение материала более прочное, ведь ребенок слышит, видит и делает сам.
  • Повышается образовательная компетентность родителей в познавательно исследовательской работе  с дошкольниками.

Свое выступление я хотела бы закончить словами:

«Быть, может, труд наш с виду неприметен

     Одно я знаю точно: малыши с утра к нам в сад спешат,

     Торопят маму: «Давай, скорее мама побежим!»

Вот в этом ведь и есть секрет:

«Ценнее нашего труда на свете нет!»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty.docx23.25 КБ

Предварительный просмотр:

                                     Опыт работ

   «Экспериментирование как средство развития                   познавательной активности  дошкольников»      

На свете много разных профессий .

Но знаю : моей не найти интересней .

В руках педагога бесценный клад:

Много упрямых ,горластых ребят,

С глазами ,как звёзды лучистые ,

Которых растим мы добрыми ,чистыми

Мир открываем им светлый чудесный

Нету работы моей интересней.

Добрый день ,уважаемые коллеги !

Я,Мамедова Фарида Хамитовна ! Воспитатель МКДОУ «Ромашка» г.Теберда.

Сегодня я хочу поделиться с вами моей педагогической находкой на тему «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»

Экспериментирование – особый вид детской деятельности ,с самого рождения ребёнок является первооткрывателем ,исследователем того мира который его окружает .В процессе которого наиболее ярко проявляется их активность ,инициативность.Китайская пословица гласит :

 «Расскажи –и я забуду, покажи – и я запомню , дай попробовать- и я пойму» .Так и ребёнок запоминает и усваивает все прочно и на долго ,когда слышит , видит и делает все сам .Чем активней ребенок трогает , нюхает ,исследует ,рассуждает ,сравнивает,то есть активно участвует в образовательном процессе , тем быстрее развиваются его познавательные способности.В связи с этим и проявляется особый интерес детское экспериментирование и его активное внедрение в практику моей работы.

И были поставлены цели и задачи:

Цель моей работы –развитие познавательной активности , любознательности ,стремление к самостоятельному познанию и размышлению детей дошкольного возраста ;сформировать у детей умение исследовать предметы , вещества , материалы.

Для достижения данной цели ,мною были поставлены задачи :

• расширение знаний детей об окружающем, формирование у них исследовательских умений: умения наблюдать, анализировать, сравнивать и моделировать процессы взаимодействия объектов;
• развитие у детей таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, оригинальность, системность и др. ;
• воспитание уверенности в собственных силах;
• активизация воображения;
• развитие дивергентного и системного мышления;
• совершенствование речевого творчества;
• формирование качеств творческой личности на понятийной основе;
• воспитание культуры общения, гуманных чувств, эстетических представлений;
• формирование у детей представления о возникновении и совершенствовании приборов в истории человечества;
• расширение представлений у детей о физических свойствах окружающего мира:
- знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость и т. п.) ;
- знакомить с основными видами и характеристиками движения (скорость, направление) ;
- развивать представления об основных физических явлениях (магнитное и земное притяжение, электричество, звук, отражение и преломление света и др.) .
• формирование опыта выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов.
Новизной данного опыта является комплексное использование элементов ранее известных и современных методик детского экспериментирования и характеризуется структуризацией практического материала для организации развивающей среды в группах детского сада и проведения игр- экспериментирования с дошкольниками ДОУ.
Совместная познавательно - исследовательская деятельность взрослых и детей и самостоятельная детская деятельность организуется мной в разных формах:
сюжетно-ролевая игра;
рассматривание;
наблюдение;
беседа;
экскурсии;
конструирование;
экспериментирование;
исследовательская деятельность;
коллекционирование;
развлечения, викторины, конкурсы.

Одно из главных условий успешной организации познавательно-исследовательской деятельности это создания предметно-пространственной среды у группе .На первом этапе стояла задача обогащения предметно-развивающей среды для реализации на практике опытно-экспериментальной деятельности детей, развивающая предметно пространственная среда в соответствии с требованиями ФГОС должна побуждать детей к экспериментированию, к активным действиям и взаимодействию.

Наш уголок постоянно пополняется новыми материалами в соответствии с возрастом детей и их интересами.

В содержание уголка входит: центр "песка и воды", разнообразные сосуды, природный и бросовый материал, разные виды бумаги, увеличительные стекла, магниты, пипетки, колбы, мерные ложки и стаканчики и т.д. различные крупы, соль, сахар, свечи, совочки, мерные стаканчики. Для развития творческой исследовательской активности в процессе детского экспериментирования я постоянно пополняю наш уголок. Предоставляемые в распоряжение детей новые предметы (например, сетки, полоски резины, куски гофрированного картона и т.д.) толкают их на экспериментирование с использованием этих материалов. Тем самым сохраняется интерес детей к данной деятельности и развивается любознательность.

Жизнь ребенка в детском саду организована таким образом, что один вид деятельности сменяет другой:

  • зарядка,
  • завтрак,
  • НОД
  • прогулка,
  • игры и т.д.

Все по режиму.

      Экспериментирование же проходит практически через все виды деятельности.

       На зарядке ребенок экспериментирует со своим телом, выполняя упражнения.

       На занятиях, например, по рисованию, знакомится со свойствами материалов (растворяемость красок и т.д.)

На занятий фэмп –измерение длинны ,ширины,деление на два и более частей,измерение объёмов сыпучих веществ,сравнение по весу и объему.

По фцкм можно особенно много можно экспериментировать :вода , песок,снег  и т.д.

      Во время  приема пищи задействуются вкусовые рецепторы, малыш познает вкус приготовленных блюд. 

     Но помимо использования в работе с детьми непосредственно метода экспериментирования, который является разновидностью класса практических методов, в процессе опытно-экспериментальной деятельности с детьми я использовала следующие методы при проведении опытов и экспериментов:

 МЕТОД НАБЛЮДЕНИЯ – относится к наглядным методам и является одним из основных, ведущих методов дошкольного обучения. В зависимости от характера познавательных задач в практической деятельности  мы  использовали наблюдения разного вида:

– распознающего характера, в ходе которых формируются знания о свойствах и качествах предметов и явлений;

– за изменением и преобразованием объектов.

ИГРОВОЙ МЕТОД -  предусматривает использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: вопросами, указаниями, объяснениями, пояснениями, показом.

ЭЛЕМЕНТАРНЫЙ ОПЫТ – это преобразование жизненной ситуации, предмета или явления с целью выявления скрытых, непосредственно не представленных свойств объектов, установления связей между ними, причин их изменения и т. д.

 СЛОВЕСНЫЙ  МЕТОД  ОБУЧЕНИЯ:

Рассказы воспитателя - создать у детей яркие и точные представления о событиях или явлениях. Рассказ воздействует на ум, чувства и воображение детей, побуждает их к обмену впечатлениями.

Рассказы детей - совершенствование знаний и умственно—речевых умений детей.

Беседы - уточнения, коррекция знаний, их обобщения и систематизации.

    Детское экспериментирование – это не изолированный от других вид деятельности. Оно тесно связано со всеми видами деятельности – наблюдение,  развитие речи, изобразительная деятельность, формирование элементарных математических представлений, чтение художественной литературы, музыкальное и физическое воспитание.

 В процессе  своей работы с детьми  по экспериментальной деятельности, я отметила динамику развития:

  • У детей появился интерес к экспериментированию, стали развиваться

навыки  экспериментирования, дети более уверенно пользуются исследуемыми материалами.

  • Ребята самостоятельно подбирают оборудование для экспериментов, усваивают элементарные правила проведения опытов.
  • При проведении экспериментов дети более внимательны, у них расширяется кругозор, появляются свои предпочтения к обследуемым предметам.
  • Желание проводить опыты самостоятельно, вне организованной образовательной деятельности. Дети стали объединяться в группы, пытаются самостоятельно планировать работу, используя схемы и алгоритмы.  Наблюдая за их деятельностью, я в нужный момент, оказываю им посильную помощь.
  • Усвоение материала более прочное, ведь ребенок слышит, видит и делает сам.
  • Повышается образовательная компетентность родителей в познавательно исследовательской работе  с дошкольниками.

Свое выступление я хотела бы закончить словами:

«Быть, может, труд наш с виду неприметен

     Одно я знаю точно: малыши с утра к нам в сад спешат,

     Торопят маму: «Давай, скорее мама побежим!»

Вот в этом ведь и есть секрет:

«Ценнее нашего труда на свете нет!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Порфолио воспитателя на конкурс "Воспитатель года 2017" по теме " Опыт работы по теме «Совместная работа воспитателя, учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями»

Семья и Детский сад -  два воспитательных феномена, каждый из которых по своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают те условия, которые нужны для вхожден...

Опыт работы по организации методической работы с педагогами по теме "Экологическое воспитание дошкольников в процессе работы на метеостанции"

В статье описывается опыт работы по организации методической работы с педагогами  по теме "Экологическое воспитание дошкольников в роцессе работы на метеостанции"...

«Система работы по воспитанию трудовых навыков у дошкольников (опыт работы ДОУ планирование работы по организации трудовой деятельности)»

Данная презентация знакомит с системой работы по воспитанию трудовых навыков у дошкольников (опыт работы ДОУ по организации трудовой деятельности)...

Опыт работы «Современные формы работы с родителями по физическому развитию детей. Семейный клуб «Здоровая семья» как эффективная форма работы по вовлечению родителей в образовательный процесс ДОУ»

Одним из принципов стандарта является – «сотрудничество организации с семьей».  Задача Стандарта в области работы  с семьей –  обеспечение психолого-педагог...

Опыт работы по обучению детей безопасному поведению на дорогах и опыт работы с родителями по профилактике ДДТТ

Наш детский сад расположен в  микрорайоне города Бавлы Республики Татарстан недалеко от федеральной магистрали «Москва-Оренбург», по которой беспрерывным потоком едут автомобили и поэ...