Методическая разработка - консультация для педагогов "Использование технологии Утренний круг в работе с детьми дошкольного возраста"
консультация

Андрианова Наталья Юрьевна

Методическая разработка - консультация для педагогов "Использование технологии "Утренний круг" в работе с детьми дошкольного возраста"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов «Использование технологии «Утренний круг» в работе с детьми дошкольного возраста.

 

Реалии российского образования предполагают построение такого сообщества взрослых и детей, в котором дети могут активно развиваться, проявлять инициативу и творчество, приобретать необходимые знания и позитивные личностные качества.

Технология «Утренний круг» предоставляет большие возможности для формирования детского сообщества, развития когнитивных и коммуникативных способностей, саморегуляции детей.

Утренний круг проводится в форме развивающего общения (развивающего диалога).

Утренний круг — это начало дня, когда дети собираются все вместе для того, чтобы вместе порадоваться предстоящему дню, поделиться впечатлениями, узнать новости (что интересного будет сегодня?), обсудить совместные планы, проблемы, договориться о правилах и т. д.

Именно на утреннем круге зарождается и обсуждается новое приключение (образовательное событие), дети договариваются о совместных правилах группы (нормотворчество), обсуждаются «мировые» и «научные» проблемы (развивающий диалог) и т. д.

Утренний круг – это ритмически организованная, эмоционально и сенсорно наполненная играми, направленная на стимуляцию активного участия ребенка в общей игре, на развитие его коммуникативных возможностей часть режимного момента, проводимого в определенное время.

В зависимости от возраста детей утренний круг  длится от 10 до 15 минут.

Технология «Утренний круг» устанавливает атмосферу доверия и дружеского общения, основанную на демократических принципах на весь день. Утренний круг создаёт условия для социального, эмоционального и интеллектуального развития каждого члена сообщества группы. Во время утреннего круга развиваются навыки внимательного, уважительного слушания, высказывания своих мыслей и чувство принадлежности, которые, в свою очередь, являются основой для социальных взаимодействий в группе в течение всего дня и года.

Целью организации утреннего круга является установление эмоционального контакта, организация свободного речевого общения детей,

Основными задачами утреннего круга  являются:

  • создание условий и формирование у детей мотивации к взаимодействию и общению;
  • формирование своего образа через игровое взаимодействие с детьми и взрослыми;
  • стимуляция собственной игровой, коммуникативной, речевой активности;
  • развитие произвольной регуляции поведения;
  • развитие познавательной сферы: зрительного и слухового внимания, восприятия, памяти и др.;
  • формирование представлений об окружающем мире.

Подготовительный этап :

  • Правила. Правила вводятся постепенно, когда в них возникает потребность. Правила обговариваются с детьми. Правила  могут оформляются словесно или  в виде рисунков. Правила вывешиваются на видном месте и служат наглядным напоминанием о договоренности. В начале утреннего круга необходимо определить правило очерёдности высказываний. Регулировать общение можно, например, правилом: «Говорит тот, у кого в руках колокольчик».
  • Вопросы. Заранее необходимо подобрать вопросы    способствующие установлению и поддержанию социальных контактов, развитию умения определять эмоциональное состоянии других людей, формированию навыков общения и планирования.

 Например:

  • Какое у вас настроение?
  • Посмотрите друг на друга. У всех ли радостные лица?
  • Все ли  удобно устроились нашли,  для себя местечко, все? Кто ещё не уселся?
  • Кто хочет поделиться своими новостями (впечатлениями, идеями, мыслями)?
  • Кто очень хочет задать вопрос?
  • О чём бы вы хотели узнать?
  • Что бы вы хотели посоветовать?
  • Как бы вы поступили в подобной ситуации?
  • Что вас порадовало (огорчило, удивило)?

Структура утреннего круга:

  1. Сигнал или Позывные для утреннего круга. Каждая группа выбирает для себя собственную традицию для оповещения детей о начале утреннего круга. Это может быть веселая музыка, звон колокольчика, речёвка. Далее возможна  эстафета волшебного клубочка, для формирования взаимной привязанности, чувства единения когда дети, передавая друг другу клубок вместе с пожеланиями добра, счастья и любви, разматывают нить, связавшую их воедино. Сигнал - Позывные можно связать с требуемой темой.
  2. Организация утреннего круга. Дети вместе со взрослыми в течение сбора сидят в кругу – на ковре, на стульчиках, на именных подушках, на ленточках-лучиках общего солнышка группы, каждая группа сама определяет традицию организации круга. Круг дает  детям возможность видеть друг друга, считывать эмоциональное состояние друг друга, способствует открытости, вниманию детей друг к другу, дает чувство единства в коллективе. Порядок расположения детей в кругу может меняться.
  3. Приветствие. Дети хотят чувствовать себя частью групп, нуждаются в любви, внимании и уважении своих сверстников, они. Приветствие адресовано каждому, кто находится в круге. Прежде чем начать приветствие, педагог показывает, как это делается (моделирует). Моделирование происходит каждый раз, когда приступают к новому этапу. Воспитатель поворачивается к ребенку, сидящему слева или справа, и приветствует его (ее): «Доброе утро, Танечка! Я рада, что ты сегодня с нами». Далее Таня, повернувшись к своему соседу, приветствует его таким же образом. Дети продолжают приветствовать друг друга по кругу, пока приветствие не вернется к воспитателю. Есть много способов приветствия. Большое значение имеет поза, спокойный и искренний тон голоса, дружелюбное выражение лица, открытые жесты. Дети усваивают множество веселых, занимательных, уважительных приветствий. Используется  пантомима, игровые моменты, песни, считалки, речевки, формы приветствий разных народов. Приветствия могут содержать эпитеты, комплименты. Когда процедура усвоена, дети могут выбирать или предлагать новые способы приветствия. Возможно использование различных предметов, которые передаются по кругу тому, кому адресуется приветствие. Это может быть любимая игрушка, мяч, флажок, волшебная палочка, микрофон или другой значимый для детей предмет.
  4. Новости. Детям очень нравиться делиться новостями, потому что это возможность  рассказать другим то, «что еще никто, кроме меня не знает», поделиться своими наблюдениями, похвастаться интересными событиями. Поэтому  новости это любимая часть утреннего круга.  Темы новостей могут быть и свободными, и «заданными». Например, в понедельник традиционно проводятся «Новости выходного дня». Важной темой является тема «Добрые дела». Дети стремятся поделиться всем– домашними событиями, удачами и неудачами, детскими обидами и достижениями. Дети рассказывают, какие наиболее интересные события произошли в их жизни. Затем педагог организует обсуждение. Дети принимают в нем участие, т. е. задают вопросы и комментируют услышанное. Таким образом, дети учатся правилам ведения речевого диалога, умению выражать свои чувства; обогащается и активизируется словарный запас. Дети очень любят делиться новостями, и поэтому всегда возникает проблема, как в течение небольшого отрезка времени удовлетворить желание всех детей. Для решения данной проблемы можно предложить детям коллегиально решить, какое количество и кого мы сегодня выслушаем. У детей развивается эмоциональная отзывчивость, доброжелательность, уверенность в том, что его любят и принимают таким, какой он есть.
  5. Обмен информацией. Также важно, чтобы на утреннем круге происходил общий обмен информацией:  сколько сегодня всего детей (мальчиков, девочек), кто отсутствует, какая сегодня погода (день недели, время года), что сегодня нам предстоит делать, что интересного заметили в группе. Каждый день все дети не могут поучаствовать, поэтому вводим различные критерии – кто и что будет рассказывать сегодня. Важно чтобы воспитатели следили, чтобы в течение недели каждый из детей поучаствовал.
  6. Динамическая пауза  проводится также в соответствии с темой.
  7. Проблемные ситуации. Нацеливают на выбор решения по решению тематической проблемы.   Важно создавать ситуации, когда всем детям предоставляется возможность поразмышлять, высказать свое мнение по этому вопросу, сообща подумать над разрешением ситуации Организация детей в кругу способствует активизации общения – все видят глаза друг друга, чувствуют настроение, ощущают степень участия и заинтересованности каждого из присутствующих.
  8. Игры по теме. Игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. Для проведения утреннего круга возможно использование коммуникативных, речевых,  словесных. игр малой подвижности и др.  В игре возможно и сообщение новых знаний, и обобщение имеющихся, и встреча с интересным человеком. Также это может быть презентация какой-либо части проекта детьми, ребенком совместно с родителем, либо сам ребенок представляет сообщение.
  9. Предоставление права выбора центра активности. Завершающим компонентом утреннего круга является презентация педагогом деятельности в центрах активности и выбор детьми центра, в котором они будут заниматься. Свой выбор дети закрепляют карточкой на доске выбора. Воспитатель может использовать этот момент и как образовательный.

Выбор детьми центра активности и деятельность в нем.

Таким образом, для педагогов утренний круг – это один из способов организации свободного общения и развития речи воспитанников, возможность создать атмосферу коллективного творчества, что помогает развитию у воспитанников чувства взаимного уважения и доброты. Для детей – это, прежде всего, возможность несколько минут побыть вместе, что немаловажно для застенчивых детей, рассказать, о чем думаешь, что чувствуешь.

Благодаря творческому подходу к организации данного компонента режима пребывания в ДОУ у детей формируется положительный настрой на весь день, что благоприятно сказывается на воспитательно-образовательном процессе в целом.

*В помощь педагогу. Практическое задание.

Цель : повысить компетентность педагогов в умении подбирать материал для планирования и проведения утреннего круга.

 Совместно с педагогами составляется план Утреннего круга  на определенную тему.

Схема планирования   «Утреннего круга». Пример оформления.

Тема

Моя мама самая   любимая

Позывные

Музыка из к\ф « Мама» «Мама – первое слово…»

Приветствие

Вот собрались мы в кружок, Улыбнись скорей дружок,

Руку в руку, Рука в руку – передай тепло по кругу.

Мои новости

Дети рассказывают что у них произошло  накануне (рассказывают только те дети  которым в этот день достался опознавательный новостной знак сердце на стуле.

Вопросы по теме (2-3)

-Какой праздник мы будем отмечать на этой неделе?

-кто вас детки крепко любит…?

Игра (психогимнастики, на сплочение детского коллектива)

«Мою маму зовут…

«Моя мама самая…

Игра (в кругу, словесные, пальчиковые)

Моя мама умеет …

Планирование дня

Сегодня мы целый день посвятим  нашим мамам  что мы можем сделать .

Презентация центров активности

В центре детской книги можно познакомиться с книгой…

В центре рисования можно нарисовать мамин портрет, можно сделать подарок для мамы – открытку.

В центре конструирования можно сконструировать автомобиль для мамы.

В центре математики – сделать сказочный ковер для мамы

…….


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Использование элементов дыхательной гимнастики в образовательной деятельности по физической культуре и утренней гимнастике в работе с детьми дошкольного возраста"

Дыхательная гимнастика играет значительную роль в процессе оздоровления и закаливания дошкольников. Систематическое использование элементов дыхательной гимнастики в образовательной деятельности по физ...

Методическая разработка на тему: "Календарно-тематическое планирование летней оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста"

Календарно-тематическое планирование летней оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста в МБДОУ №1 "Русалочка" на 2016г....

Методическая разработка на тему «Игры на развитие речи С использованием технологии интерактивного обучения в работе с детьми дошкольного возраста»

Использование интерактивных игр в развитии речи с детьми дошкольного возраста. Использованы интерактивные технологии "Круг" (младший возраст), "Броуновское движение"  (младший...

Технология «Утренний круг» для успешной социализации детей дошкольного возраста

Технология «Утренний круг» для успешной социализации детей дошкольного возрастаЦель: формирование у педагогов представления о проведении «утреннего» круга детей дошкольног...

Технология "Утренний круг" в работе с детьми младшего дошкольного возраста

Технология "Утренний круг" в работе с детьми младшего дошкольного возраста...

Применение технологии «Ежедневный рефлексивный круг» в работе с детьми дошкольного возраста (по методике Гришаевой Н.П.)

Делюсь с коллегами вариантами бесед по технологии "Ежедневный рефлексивный круг"...

«Использование технологии «Утренний» и «Вечерний» круг в работе с детьми дошкольного возраста»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 50 «ЖАР-ПТИЦА»    Мастер-класс для педагогов ДОУ«Использование технологии «Утренн...