Особенности развития детей с нарушением зрения на музыкальных занятиях
консультация

Гибадуллина Эльмира Рашитовна

Музыкальное восприятие дошкольников с нарушением зрения формируется в соответствии с характером нарушения, при котором именно звук с его многообразием тембровых, динамических, темповых оттенков является одной из знаковых систем, помогающих познать окружающий мир.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultats-_muzykaln_rukov.docx41 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад  комбинированного вида№ 30 «Аленушка» г. Белебея  муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан

КОНСУЛЬТАЦИЯ

по теме:  «Особенности развития детей с нарушением зрения на музыкальных занятиях».

                                                                                     Учитель-дефектолог

                                                                                      Гибадуллина  Э.Р.

В.А. Сухомлинский обращал внимание на огромные возможности музыки в плане умственного развития детей. «Музыка – это могучий источник мысли, могучее средства самовоспитания. Именно она способна пробудить энергию даже у самых инертных детей, влить в клетки мыслящей материи какую-то чудодейственную силу»-считал он.

В дошкольном учреждении при взаимосвязной работе специалистов- офтальмологов, тифлопедагогов, логопедов, воспитателей, музыкального руководителя, можно  следить за динамикой развития ребёнка с нарушением зрения.

У детей с нарушением зрения невысокая двигательная активность, быстрая утомляемость, у многих — нарушение речи, неустойчивое внимание, плохая память. Наблюдаются так же эмоциональные и поведенческие расстройства, у одних это неуверенность в себе, сильная зажатость, заторможенность, у других — наоборот - расторможенность, неуправляемость, нарушение координации движений. У тех и у других – трудности зрительно-пространственной ориентировки, а так же эти дети легко возбудимы. ранимы, часто не могут управлять своими чувствами. Поэтому именно на музыкальном занятии, где проявляется эмоциональность, а музыка требует выражения чувств и настроения, видна необходимость коррекции эмоционально-поведенческих нарушений детей с патологией зрения. Наиважнейшей задачей музыкального руководителя в работе с такими детьми является создание на занятии эмоционально комфортных условий, важно заинтересовать детей музыкальной деятельностью, создавать интересные игровые ситуации.

Педагог должен быть артистичным, увлекать детей собственным примером, чутко реагировать на состояние детей, вовремя переключаясь с одно вида музыкальной деятельности на другой, соблюдать темп занятия относительно особенностей восприятия детей с нарушением зрения. Всё это развивает устойчивый интерес к разным видам музыкальной деятельности- пению ,музыкально-ритмическому движению, слушанию музыки, музыкальной игре- драматизации,c помощью которых удаётся развивать эмоциональную сферу, снять психологическую зажатость. Благодаря специально подобранному репертуару целенаправленному педагогическому воздействию достигается психоэмоциональная коррекция, cоздаются условия для развития музыкальных и творческих способностей детей.

Дети в коррекционных группах, как правило, имеют разный уровень подготовленности, развития, различные патологии. Для работы с детьми с нарушением зрения важна организация и подготовка их к музыкальной деятельности. Необходимо заинтересовать детей, собрать их внимание, создать условия максимального комфорта- дать возможность удобно расположиться в зале, сконцентрировать внимание ребёнка на самом себе (снять при помощи специально подобранных упражнений напряжение рук и ног, поработать над осанкой). Речь музыкального руководителя должна быть чёткой, выразительной, не быстрой, задания даются коротко, ясно. Важно сохранять интерес детей к занятию, чтобы дети всё время смотрели на педагога.

Чем больше органов чувств задействовано в деятельности ребёнка, тем интенсивнее идёт развитие . Для детей с нарушением зрения очень важны тактильные прикосновения к предметам, частям тела. Поэтому для активизации внимания детей в начале занятия используются различные упражнения с использованием “звучащих жестов” и песенки- распевки. Несложные тексты и мелодия, состоящая из звуков мажорной гаммы, помогают собрать внимание (“включиться в работу”),снять зажатость, развивают координацию голоса и движения, поднимают настроение, задают позитивный тон, улучшают эмоциональный климат на занятии, подготавливают голос к пению.

Например:  Здравствуйте, ножки -топ-топ-топ (поют и 3 раза топают )

Здравствуйте, ладошки -хлоп-хлоп-хлоп (поют и 3 раза хлопают в ладоши)

Здравствуй, шустрый язычок-ля-ля-ля (поют)

Здравствуй,звонкий голосок -(гладят себя по горлышку сверху вниз)

Муз.рук. (поёт на звуках мажорной гаммы вверх ):

Здравствуйте, ребята–

Дети: Здравствуйте!

М.Р. Как ваше настроенье?

М.Р. Мы будем заниматься?

Дети: Да-да-да!

М.Р: Вы будете стараться?

Дети: Так же ,как всегда!

После такого игрового приветствия можно переходить к разным видам музыкально-развивающей деятельности, в зависимости от целей и формы занятия.

Определяющую роль в развитии музыкальных способностей и интереса к музыкальному искусству можно отвести вокальной работе, развитию певческих навыков. Вся певческая работа- и распевание, и пение- должна проводится в удобном для каждого ребёнка диапазоне, в соответствии с типом голоса. Рассаживание детей для пения должно проводится с учётом зрительной патологии, показаний (окклюзия).

Для активизации внимания используются различные приёмы обучения — пение цепочкой, сольное пение, подгрупповое пение, используются “звучащие жесты”,включаются детские шумовые музыкальные инструменты. При работе над песнями используются упражнения на дыхание, артикуляционные и речевые игры, так как для слабовидящих детей необходимо преодоление отставания в развитии речевой функции.

Например: Дыхательное упражнение «Машина» (обучение постепенному выдоху воздуха)

И.П. — Дети становятся на одной линии, делают вдох («наливают бензин») и начинают движение вперед, при этом делая губами «бр-р-р». Дети, как обычно, копируют работу мотора. Победитель тот, кто дальше всех «уехал» на одном дыхании.

Важен подбор песенного репертуара, так как дети с нарушением зрения малоэмоциональны, и для успешного певческого их развития необходимо искать песни, которые совпадают со сферой их интересов, небольшие по объёму, простые и понятные по содержанию и имеют диапазон, совпадающий с речевым. Нужно создать все условия для того, чтобы дети почувствовали свободу в пении, получали от него удовольствие. Детям с нарушением зрения при определённом подходе хорошо удаются инсценировки песен, игры-драматизации .При этом всегда учитывается общий уровень развития группы в целом, степень глазной патологии большинства детей, особенности их внимания, памяти, речевого развития. Уверенным в своих возможностях детям можно поручать сольные выступления ,а более зажатых лучше брать в групповые и подгрупповые, постоянно подбадривая и замечая их старания.

Большое внимание при разучивании песен уделяется работе с текстом, объяснению смысла непонятных слов. Так же детям необходим очень качественный показ педагога. Музыкальный руководитель обязан быть артистичным, эмоциональным, ярким, так как разучивание песен требует от детей с нарушением зрения больших усилий и напряжения. Очень важно вовремя заметить начинающееся у детей утомление и “переключить” их на другой вид деятельности, снять напряжение.

Так же полезно совмещение видов деятельности, когда один вид как бы помогает другому. Детям с глазной патологией трудно выполнять несколько действий сразу ,это особенно заметно в музыкально-ритмических движениях, в пении с движением, в хороводах. Поэтому большое внимание на занятиях уделяется восприятию музыки с помощью музыкального движения. Одновременное слуховое и двигательное восприятие музыки помогает формированию целостности музыкальных образов. Нужно стремиться к свободному движению под музыку, что снимает и эмоциональное напряжение, и развивает интерес к этому виду деятельности. Для развития у детей с нарушением зрения ориентировки в пространстве хорошо применять крупные яркие ориентиры(кубики, обручи ,игрушки). Всегда интерес у детей вызывают движения с предметами(игрушками, цветами, ветками и т.д.)Понижение остроты зрения способствует более быстрому разрушению образов памяти. Меняя предметы в упражнениях, мы, не снижая интереса детей, добиваемся развития долговременной памяти и двигательных навыков. Развивая воображение детей, постепенно в более старшем возрасте вводятся движения с воображаемыми предметами. Для развития пластичности и координации движений с музыкой используются пляски и танцы разных жанров, танцы с сюжетной линией, образно-игровые(танец петрушек, гномов ,цветов, матрёшек и многие другие).

Игра на музыкальных инструментах так же очень хорошо способствует развитию музыкального слуха детей с нарушением зрения. С их помощью развиваются чувство ритма, тембровый и звуковысотный слух. В младшем возрасте в занятия включаются простые шумовые инструменты –погремушки ,деревянные ложки, колокольчики, музыкальные молоточки, в более старшем возрасте присоединяются разновысотные треугольники, звуковысотные ксилофоны, металлофоны, народные инструменты. Детский оркестр часто подчёркивает ритмический рисунок песен, танцев(«танец с бубнами»).Игра в оркестре развивает чувство ансамбля, координацию слуха и движения рук, является хорошим коррекционным упражнением для глаз. Результативность работы по музыкальному воспитанию и развитию с детьми с нарушением зрения является более высокой при различной организации занятий -групповые, подгрупповые и индивидуальные, продолжительность которых зависит от возраста, самочувствия детей. В результате целенаправленной работы большинство детей со зрительной патологией успешно развиваются и раскрываются в различных видах музыкальной деятельности. координируют свои движения, чувствуют ритм, у них уменьшается зажатость и скованность, формируется эмоциональная открытость, уверенность в своих силах.

Музыкальное восприятие дошкольников с нарушением зрения формируется в соответствии с характером нарушения, при котором именно звук с его многообразием тембровых, динамических, темповых оттенков является одной из знаковых систем, помогающих познать окружающий мир. И в сочетании сначала с тактильными ощущениями, а затем и словом звуки формируют представления детей данной категории об окружающей действительности. Интенсивное использование слуха детьми с нарушением зрения как дистантного анализатора, сигнализирующего о пространстве, объектах и их взаимодействии, обусловливает более тонкую дифференциацию звуковых качеств окружающего мира. Поэтому процесс целенаправленного музыкального восприятия способствует развитию обостренного слуха, слухового сосредоточения, внимания, слуховой памяти. Дифференцированное слуховое восприятие у дошкольников с нарушением зрения является центральным звеном в слуходвигательных связях и в пространственной ориентировке. Именно поэтому важно для таких детей развитие музыкального восприятия.Основными методами, помогающими в формировании музыкального восприятия, усиливающими и конкретизирующими его, являются словесные методы в сочетании с практическими. Слово, предварительный рассказ перед слушанием, беседа по содержанию пьесы, действия с игрушкой (мягким, пушистым зайчиком, большим мохнатым медведем) помогают детям сопоставить музыкальный образ, выраженный средствами музыкальной выразительности, с реальным образом или явлением окружающего мира. Сначала детям предлагаются для слушания контрастные по характеру музыкальные произведения, а затем для более тонкой дифференциации — близкие по характеру музыкальные отрывки. Важно формирование отношения ребенка к услышанной музыке, его эмоциональной отзывчивости. У ребенка сначала проявляется избирательное, предпочтительное отношение, а потом возникает оценочное отношение, что служит основой формирования эстетического вкуса. Только в этом случае восприятие становится активным видом музыкальной деятельности как у нормально развивающегося ребенка, так и у дошкольника с проблемами в развитии.

Движения под музыку складываются из двух компонентов:

  • музыкально-ритмических навыков (умения передавать движениями средства музыкальной выразительности: ритм, темп, динамику, форму, характер музыкального произведения);
  • навыков выразительного движения (основных, гимнастических с предметами и без них, сюжетно-образных, танцевальных).

Эти компоненты находятся в тесной взаимосвязи и овладение ими детьми осуществляется посредством игр, плясок и упражнений.

В процессе формирования движений под музыку у детей с проблемами зрения  решаются следующие задачи:

  • развитие музыкального восприятия, умение передавать различные средства музыкальной выразительности, отражать в движениях жанры музыки (марш, танец, песню);
  • овладение «языком движений», умение с помощью жестов, мимики в танце, игре передавать музыкальный образ;
  • развитие творческих проявлений в движениях под музыку, становление музыкально-двигательной импровизации в сюжетно-игровых композициях, этюдах, сюжетных танцах;
  • осуществление средствами движения коррекции познавательной, эмоционально-волевой, моторной, личностной сфер ребенка с проблемами зрения.

Учитывая недостатки детей в развитии пространственной ориентировки и координации движений, в основу занятий с детьми по музыкально-ритмическим движениям берем следующие

Коррекционные ( зрительные) задачи:

– формирование у детей бинокулярного зрения,
– укрепление мышц глаз и развитие прослеживающих функций,
– совмещение зрительного и слухового образов,
– употребление цветов, тренирующих сетчатку,
– развитие слуховой и пространственной ориентировки, глазомерной оценки протяженности.

Через решение этих задач решаются задачи по коррекции зрения.Хочу подчеркнуть, что ведущая роль на этих занятиях принадлежит музыкальному руководителю, но и активность воспитателя является непременным условием качественного проведения занятия с коррекционными задачами.

В занятия  мы подбираем игры и упражнения, танцы наиболее подходящие для решения коррекционных задач.

1. Те, которые сами по себе содержат элементы коррекции. Например,  упражнения:  «Бегите ко мне» автор Дубянская, муз Тиличеевой (способствует развитию прослеживающих функций);  «Птички летают» Банникова (способствует развитию переферического зрения, «Карусель» русская нар. мел. (развивает пространственную ориентировку), «Смело идти и прятаться» Баркович (развитие понятия «ближе-дальше», пространственной ориентировки), «Змейка» Щербачев (развивает прослеживающие функции глаз).

Игры: «Прогулка» Преображенского (способствует развитию слуховой и пространственной ориентировки), «Мотылек» Рустамова (развивает прослеживающие  функции глаза и пространственную локализацию), «Зеркало» русская нар. мелодия (развивает подражательные функции), «Повтори» белорусская нар. мелодия и «Сделай, как мы» Вебер (развивает зрительную память и движения подражательного характера), «Ловим бабочек» Генералова (помогает развитию пространственной локализации и прослеживающих функций), «Зоркие глаза» муз. Глинки (развивает прослеживающие функции, фиксацию и боковое зрение).

2. Те упражнения и игры, которые дополнены коррекционными задачами.
Так, для успешного решения таких  коррекционных задач, как ориентировка по цвету в упражнениях «Дождик» Меерсона, «Мячики прыгают, мячики покатились» Теплицкой, «Упражнение с флажками» муз. Шуберта,  играх «Зайчики скачут в свободный домик», «Вожаки» муз. Бетховена  мы  вводим ориентиры определенных цветов.

3. Упражнения, танцы, игры с предметами:   с мячами, обручами, лентами,
игрушками, платочками, флажками, шарами (игры «Магазин игрушек» латвийская нар. мелодия, «Дети идут в гости» Феоктистовой, «Игра со звоночками» Рожавской, «Игра с флажками» муз. Чичкова, «Прятки с платочками» венгерская нар. мелодия, «Кто скорее возьмет игрушку» латвийская нар. мелодия; упражнения «Качание рук с лентами» польская нар. мелодия, «Передача платочка» Ломовой, «Упражнения с погремущками» Жилина, «Упражнение с мячами» Александрова), которые помогают развитию зрительного анализатора, совмещая зрительный и слуховой образ.

Предмет, с которым ребенку приходится исполнять какое-либо движение, должен быть изучен им при помощи зрения и осязания. Упражнения  мы показываем детям с близкого расстояния, часто подходя к каждому ребенку отдельно, делаем это вдвоем с воспитателем группы, повторяем показ по нескольку раз, развивая у детей подражательные функции. При объяснении часто используем наглядно-игровые методические приемы во время занятий с подгруппами детей. Например, прежде, чем показать детям, как расположиться по залу врассыпную, в круг, парами по кругу и т.д.  объясняем и показываем это с помощью матрешек на столе.

Регулярные занятия по музыкально-ритмическим движениям к концу учебного года дают хорошие результаты:

  • дети, плохо ориентирующиеся в пространстве, страдающие нарушением координации движений, начинают свободно передвигаться, выполнять различные перестроения;
  • легко справляются с задачами, связанными с развитием прослеживающих функций;
  • безошибочно определяют, что расположено ближе, что дальше, в каком направлении нужно двигаться, чтобы достичь цели;
  • легко совмещают зрительный и слуховой образ.

Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребенка, формируется личность человека. Особенно сложные и серьезные задачи встают в этот период перед ребенком с нарушением зрения, ведь акцент развития переносится на самостоятельную активность, связанную с передвижением в пространстве, коммуникацией со сверстниками и взрослыми не только с помощью речи, но и посредством совместного участия в общей деятельности. А отставание в развитии психических функций, ограниченный опыт практических действий, плохо развитая общая моторика, несформированность эмоциональной и двигательной выразительности делают важным включение музыкально-ритмических движений в систему коррекционной работы с детьми данной категории. На таких занятиях ребенок раскрепощается, учится владеть своим телом, сочетать свои движения с музыкой, передавая настроение средствами музыкальной выразительности, ориентироваться в пространстве, обогащать свой музыкально-слуховой опыт, учится взаимодействовать со сверстниками в движениях под музыку.  Все это необходимо ребенку с нарушением зрения для его адекватного взаимодействия в социальной среде.

Литература: 

  1. «Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика» под редакцией Е.А. Медведевой – Москва, издательский центр «Академия», 2002 г.
  2. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида под редакцией Л.И.Плаксиной – Москва, «Город», 1999 г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности речевого развития детей с нарушениями зрения.

У детей с нарушениями зрения формирование речи с первых дней жизни протекает в особых условиях. Это необходимо учитывать при планировании и проведении лого-коррекционной работы с детьми....

«Особенности воспитания и обучения детей с нарушениями речи и детей с нарушениями ОДА на музыкальных занятиях»

Проблема воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном пространстве требует деликатного и гибкого подхода.Имеющиеся у детей отклонения приводят к нарушению у...

презентация "Особенности сенсорного развития детей с нарушением зрения"

Значение сенсорного развитияСенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития дошкольника. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы поз...

Коррекция развития детей с нарушением речи на музыкальных занятиях

Коррекция речевых нарушений требует комплексного воздействия. Гармоничное сочетание музыки, движения и художественного слова вместе с развитием детского творчества дают положительные результаты....

Конспект родительского собрания в группах компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения на тему «Особенности развития детей с нарушением зрения»

Конспект родительского собрания  в группах компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения на тему «Особенности развития детей с нарушением зрения»...

консультация для педагогов "Особенности воспитания и обучения детей с нарушениями речи и детей с нарушениями ОДА на музыкальных занятиях»

Проблема воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном пространстве требует деликатного и гибкого подхода. Имеющиеся у детей отклонения приводят к нарушению ...