«Нравственно - экологическое воспитание детей 3-4 лет посредством исследовательской деятельности. Вторая жизнь ненужных вещей. »
методическая разработка (младшая группа)

Горгун Татьяна Михайловна

В нашем современном мире остро встает вопрос о загрязнении окружающей среды. Людям жизненно необходимо, понять – на сколько важно беречь Землю, сохранить ее для потомков. Именно поэтому в современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_tema_2020.docx28.22 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  детский сад № 8 комбинированного вида калининского района Санкт-Петербурга

«Инновационная деятельность педагога»

Горгун Татьяна Михайловна

воспитатель

стаж работы – 28 лет

1 категория

Тема: «Нравственно экологическое воспитание детей 3-4 лет посредством исследовательской деятельности. Вторая жизнь ненужных вещей. »

2021 г.

Актуальность темы.

В нашем современном мире остро встает вопрос о загрязнении окружающей среды. Людям жизненно необходимо, понять – на сколько важно беречь Землю, сохранить ее для потомков. Именно поэтому в современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Экологическое воспитание – это воспитание нравственности, духовности, интеллекта. Дошкольный возраст – самый ценный этап в развитии экологической культуры человека. И начинать работу в этом направлении нужно  уже с младшего  дошкольного возраста.  В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте  развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир. Ведь только экологическое мировоззрение, экологическая культура живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас.

Цель:

Формирование экологической культуры в младшем дошкольном возрасте.

Задачи.

-  Привлечь внимание детей и родителей к охране окружающей среды, дать возможность почувствовать себя частью одной огромной эко-системы, ощутить важность сохранения и бережного отношения к природе 

- Уточнить представление детей об источниках возникновения мусора.

- Воспитывать нравственные качества личности дошкольника, их ценностную ориентацию в окружающем мире природы.

- Воспитывать творческую фантазию и инициативу.

 - Найти способы использования вторичных ресурсов бросового материала

- Обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности.

- Вид проекта: исследовательский, познавательно-творческий.

Участники проекта: дети младшего дошкольного возраста, воспитатели, родители.

Срок реализации проекта: : долгосрочный , исследовательско- творческий.

Предполагаемый результат.

Для детей:

• Способны объяснять экологические зависимости; устанавливать связи и взаимодействия человека с природой.

• Устанавливают причинно-следственные связи между состоянием

окружающей среды и жизнью живых организмов.

• Делают элементарные выводы и умозаключения.

• Имеют представление о видах отходов и их свойствах.

• Применяют полученные знания и умения по теме проекта в повседневной жизни.

Для педагогов:

• Педагоги удовлетворены достигнутыми результатами.

• Осуществилось накопление предметно-развивающей среды по экологическому воспитанию.

Для родителей:

• Родители получили интересную информацию о способах использования вторичных ресурсов бросового материала.

• Родители своим участием в проекте активно пробуждают интерес детей к мероприятиям, запланированных педагогами

Перспективный план работы с детьми по теме:

Месяц

Наименование подраздела/темы

Форма работы/деятельности

Сентябрь

Значение природы в жизни людей.

  1. Беседа с детьми. Что такое природа?
  1. Наблюдение за неживой природой (вода, земля, камни и др.)
  1. Чтение детям. Берестов Б. «Приключение солнечного зайчика»
  1. Исследовательская деятельность. «Вода – помощница» ,« Очистим воду»

Октябрь

Природа как среда обитания.

  1. Признаки живой природы.
  1. Наблюдение за птицами на площадке.
  1. Подвижная игра. « Кот и воробьи»
  1. Дидактическая игра. « Живое неживое»

Ноябрь

Оздоровительно – гигиеническая ценность природы.

  1. Рассказывание детям о ценности природных ресурсов в сохранении здоровья человека. 2 недели
  1. Театрализованная деятельность. «Осень провожали, урожай снимали» Витамины укрепление здоровья.

3.Беседа про город и мусор.

4.Исследовательская деятельность. Разновидности мусора ( бытовой, строительный, промышленный).

Декабрь

Помогите природе.

  1. Беседа. « Птицы зимой»
  1. Конструктивная деятельность кормушки из бросового материала  «Покормите птиц зимой»
  1. Ёлочные игрушки из бросового материала.
  1. Беседа. « Куда увозят мусор?»

Январь

Познавательная ценность природы.

  1. Чтение р. н. сказки «Рукавичка»,
  1.  Досуг.  Спектакль «Рукавичка», мастер-класс из бросового материала. « Карандашница»

Февраль

Практическая ценность природы.

  1. Наблюдение на прогулке за работой дворника и за процессом погрузки мусора мусоровозом.
  1. Рассказ и презентация как человек извлекает практическую пользу из природы для своей жизни и деятельности.
  1. Помогите природе. Занятие – беседа.
  1. Что мы можем сделать, чтобы мусора стало меньше? Вопрос – ответ.

Март

Эстетическая ценность природы.

  1. Рассказ, где и как человек отражает эстетические свойства объектов и явлений природы в произведениях искусства.
  1. Сбор фотоматериалов на тему «Природа молит о помощи!»

        3.Прочтение стихотворения С. Михалкова « Прогулка в лес» « Правила поведения на природе» с применением презентации.

Апрель

Нравственная ценность природы.

  1. Опытно-исследовательская деятельность «Свалка и дождь»
  1. Беседа «Переработка мусора или ненужным вещам вторую жизнь» с применением презентации

Май

Нормы и правила взаимодействия живых

существ в природе.

  1. Выставка работ из бросового материала «И мусор может быть красивым!»
  1. Инсценировка детьми сказки А. Сутеева «Под грибом».

Перспективный план работы с семьями воспитанников по теме:

Содержание деятельности

Сроки реализации

Форма работы

Рекомендации родителям .

Сентябрь 2020г.

Консультация

Сбор информации на предмет готовности активного участия родителей и детей.

Октябрь  2020 г.

Анкетирование «Какое место занимает экологическое воспитание в вашей семье».

«Использование  природного и бросового
материала в экологическом воспитании детей».

Ноябрь    2020 г.

Совместный досуг «Осень провожали, урожай снимали». Театрализованная деятельность.

Предложить дома вместе с детьми проследить путь: мусор – мусорное ведро – мусоропровод- мусорный контейнер

Декабрь  2020 г.

Консультация.

Предложить во время прогулок обратить внимание детей на наличие во дворах мусорных контейнеров и мусорных урн на улицах города

Январь 2021г.

Наблюдение с детьми.

 Совместная родителей с детьми уборка определенных уголков природы от мусора.

Март 2021 г.  

 Акция «Помоги природе».

Тематическая экскурсия по территории детского сада и за её пределами (с участием родителей) Понаблюдать и оценить чистоту территории детского сада и территории вокруг.

Апрель 2021 г.

Исследовательская деятельность.

Участие в выставке продуктов совместной детско-родительской деятельности – поделки из бросового материала.

Май 2021 г.

Выставка работ из бросового материала «И мусор может быть красивым!»

Перспективный план по оснащению РППС по теме:

Месяц

Направление деятельности

Название пособий, игр, атрибутов

Сентябрь 2020 г.

Октябрь 2020 г.

Ноябрь 2020 г.

Изготовление подбор атрибутов костюмов к инсценировки сказки «Репка»

Изготовление декораций и костюмов к сказке «Репка».

Декабрь 2020 г.

Ёлочные игрушки из бросового материала

Изготовление ёлочных игрушек из бросового материала.

Январь 2021 г.

Подготовка костюмов к инсценировке детьми сказки «Рукавичка».

Изготовление декораций и костюмов к сказке «Рукавичка».

Февраль 2021 г.

Презентация как человек извлекает практическую пользу из природы для своей жизни и деятельности

Март 2021 г.

Сбор фотоматериалов на тему «Природа молит о помощи!»

Папка передвижка.

Апрель  2021 г.

Правила поведения на природе» с применением презентации

Рисунки правил поведения в лесу.

Май  2021 г.

Работы из бросового материала.

Фотоколлаж с работами из бросового материала.

Индивидуальный перспективный план по самообразованию педагога по теме:

Месяц

Тема

Форма работы

Сентябрь 2020 г.

Подбор литературы.

Изучение методической литературы по теме. Ознакомление с передовым опытом

Октябрь 2020 г.

Диагностика. Перспективные планы.

Проведение диагностики, получение результатов и их апробация. Разработка перспективных планов по работе с детьми, родителями, по оснащению РППС по теме.

Ноябрь 2020 г. - май   2021 г.

Работа по созданию развивающей среды в группе.

 Подготовка и обновление картотек.

Январь 2021 г.

Литература.

Познакомиться с литературой в периодической печати.

Апрель 2021 г.

Подготовка презентации

Сбор информации, фотографий для подготовки презентации.

Май   2021 г.

Диагностика. Показ презентации.

Проведение диагностики в конце учебного года. Показ открытого занятия. Отчет на педсовете. Выступление на родительском собрании с отчётом о проделанной работе за учебный год.

Результаты мониторинга работы по теме 

Диагностика, проведенная в начале учебного года, показала недостаточный уровень об окружающем мире, живой и неживой природе.

Освоение новейших педагогических технологий, инновационно-коммуникативных технологий.

Занятия по ознакомлению с окружающим миром и формированию экологической культуре имеют свою специфику, они должны быть эмоциональными, яркими, с привлечением большого иллюстративного материала. Все это может обеспечить нам компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями. При этом компьютер должен только дополнять воспитателя, а не заменять его.

Вместе с детьми на компьютере мы просматриваем сказки, мультфильмы, познавательные презентации. Цель этой работы - развить устойчивый интерес к экологическому воспитанию. Использование ИКТ в ознакомлении с окружающим миром развивает у детей дошкольного возраста воображение, фантазию, внимание, самостоятельность мышления.

Для облегчения процесса мною создаётся коллекция слайдов, презентаций. Для подбора сценариев, фотографий, презентаций активно использую интернет ресурсы. 

Использование информационно-коммуникационных технологий обеспечивает наглядность, которая способствует полному восприятию и лучшему запоминанию материала, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста. 

Но каким бы положительным  потенциалом не обладали информационно-коммуникационные технологии, заменить живого общения педагога с ребенком они не могут и не должны. И наша задача заключается в создании системы и методики использования ИКТ, которые будут способствовать развитию ребенка и не навредят его здоровью.

Трансляция опыта

Создание презентации по теме,  выступление на педагогическом совете. Готова посещать РМО, мероприятия других ДОУ.

Методическая литература:

1. ФГОС дошкольного образования – М.: Центр педагогического образования, 2014.

2. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования под редакцией Н. Е. Вераксы и др. М.: Изд. «Мозаика - Синтез», 2014.

3. Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию», Санкт-Петербург Детство-Пресс 2016 г.

4. Куликовская И. Э. «Детское экспериментирование» «Педагогическое

общество России», М., 2005 г.

5. Молодова Л. П. «Игровые экологические занятия с детьми» «ЦГЛ», М,2003 г.

6. Натарова В. И. «Моя страна» практическое пособие ТЦ «Учитель»,

Воронеж, 2005 г.

7. Николаева С. Н. «Юный эколог» Программа экологического воспитания в детском саду" Мозаика-Синтез, 2010 г.

8. Павленко И. Н. «Развитие речи и ознакомление с окружающим миром в

ДОУ» ТЦ «Сфера», М., 2005 г.

9. Рыжова Н. А. «Наш дом - природа» программа Москва ООО «Карапуз - дидактика», 2005 г.

10. Рыжова Н. А. Развивающая среда дошкольных учреждений. (Из опыта работы). М., ЛИНКА-ПРЕСС, 2003г.

11. Уланова Л. А. «Методические рекомендации проведения прогулок»

«Детство - пресс», С. -Петербург, 2008 г.

12. Чернецкая Л. В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников. Ростов – на – Дону: Феникс, 2005.

13. Интернет – сайт «Дошколенок» - http://dohcolonoc.ru/

14. Интернет – сайт «Фестиваль педагогических идей – 1 сентября» - http://festival.1september.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственно- патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности.

Описание проекта "Наша Родина - Россия", его реализация и влияние на патриотическое воспитание....

Педагогический образовательный проект « Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством изобразительной деятельности»

«...детский рисунок, процесс рисования – это частица духовной жизни ребенка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входя в него как творцы красоты». В. А....

Экологическое воспитание детей старшего возраста через экспериментально - исследовательскую деятельность

Экология – это мировоззрение современного человека, осознающего ответственность за будущее общего для всех нас Дома – планеты Земля, и нет на сегодняшний день актуальней и важней задачи, чем экологиче...

Проектная деятельность " Вторая жизнь ненужных вещей"

Проектная ждеятельность " Вторая жизнь ненужных вещей" Проблема исследования: Не достаточное понимание детьми дошкольного возраста о  проблеме утилизации мусора.Объект исследо...

Проектно-исследовательская работа «Вторая жизнь ненужных вещей»

Проектно-исследовательская работа«Вторая жизнь ненужных вещей»...

Нравственно - патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности.

Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений является воспитание в подрастающем поколении любви к родному краю, к своей родине. Одним из споосбов работы в этом направлении является мет...